Рисунок детский человека: Что расскажет детский рисунок о вашей семье — РОСТОВСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ № 7

Содержание

Детский рисунок или внутренний мир ребенка

Если вы хотите максимально больше узнать о собственном ребенке, очень внимательно посмотрите его рисунки. Рисование – материализация эмоций и чувств малыша. Рисунок ребенка отображает его внутренней мир. Он показывает все эмоции и отношения ребенка к себе, события и людям. Много можно узнать, попросив ребенка нарисовать собственную семью. В детской психологии, для изучения семейных отношений используется простая методика с названием «Рисунок семьи». Он помогает узнать, как малыш относиться к родителям, какую роль он им выделяет, также можно анализировать отношения в семье, которые вызывают у малыша негативные эмоции.

Анализ рисунка

Первое, на что надо обратить особое внимание – это последовательность, в которой кроха рисует всех участников семьи. Если он, себя нарисовав первым – это говорит о том, что он адекватно воспринимает себя, ведь этот мир крутится вокруг его чувств и эмоций.

Но если он нарисовал только себя, это признак того, что он изолируется от собственной семьи. Как правило, это говорит о нарушениях семейных отношений. Как только ребенок нарисовал себя любимого, он рисует самого авторитетного члена семьи, и потом всех по иерархии значимости. Обычно в конце ребенок рисует домашних питомцев. Но если малыш рисует домашнего любимца сразу после себя – это говорит о том, что малыш себя чувствует не комфортно в семейном кругу, другими словами, он не чувствует от них поддержки. Если малыш нарисовал только одного из родных – это признак глубокой несправедливости, травме или обиде, которая ранила ребенка.

Размеры фигур также имеют большое значение, если ребенок нарисовал себя маленьким – это признак того, что он чувствует давление со стороны взрослых, ему трудно проявлять собственную индивидуальность. Размер фигуры характеризует значение каждого участника семьи. Самого любимого и важного человека малыш рисует высоким и крупным, с большой любовью и старательностью.

Также большое значение имеет расстояние между фигурами, оно помогает понять, кому из взрослых малыш отдает предпочтение и кому доверяет. Маленькая и большая дистанция между фигурами является одним из важных факторов, что говорит, об отношении малыша к ним. Если малыш нарисовал всех стоящих подряд, взявшись за руки, это говорит о том, что ребенок чувствует себя хорошо и уютно, ощущая большую любовь к себе.

Если у малыша есть младшие сестры или братья, о ин их рисует в стороне, подальше от всех – признак ревности, и он думает, что ему уделяют очень мало времени. Важны также такие детали, если кто-то из взрослых часто ругаются, то ребенок может не нарисовать рот или наоборот, нарисует рот очень ярким цветом. А если кто-то использует насилие, его малыш рисует большими и длинными руками. Так, он подсознательно показывает свои страхи на бумаге. Если ребенок испытывает страх, опасность, недоверие, он может нарисовать людей страшноватыми и искаженными.

То, как ребенок рисует свои фигуры, говорит об отношении к себе и собственной самооценки. Если фигурка нарисована ярко и многими деталями – это говорит об ощущении своей важности и значимости. Маленькая фигурка – говорит о чувстве слабости и беспомощности, ему нужна опека и постоянный уход. Это может быть сигналом – малыша чрезмерно опекают взрослые. Если кроха рисует себя около папы, при этом размер своей фигуры очень большой – это говорит, что он соперничает с ним, и хочет занять значимое и авторитетное место в семье.

Также много говорят цвета, которыми рисовал малыш, самого уважаемого и любимого члена семьи он нарисует тем же цветом что и себя. Активные и непоседливые малыши, как правило, выбирают яркие цвета: ярко-желтый, малиновый, красный, оранжевый. Серьезные и спокойные малыши выбирают – голубой, синий, зеленый. Если рисунки нарисованы серыми и черными цветами, это говорит о внутреннем конфликте или беспокойстве, здесь малышу нужна помощь.

Нужно следить за всеми проявлениями детского творчества. Правильная интерпретация рисунка малыша может вам подсказать, как помочь ребенку справиться со своими тревогами и страхами, узнать чего он боится, что вызывает у него дискомфорт и беспокойство. Можно выяснить, что надо исправить в семейных отношениях, чтобы малыш, чувствовав себя уютно и комфортно, был в полной гармонии с миром. Взрослым надо дарить малышам любовь, прислушиваться к ним, наблюдать, ведь это очень важно для развития личности ребенка.


Magisteria

MagisteriaАCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеяCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail. ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШэрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкорость проигрыванияCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma

Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка


Уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, Вам предлагается продолжить разбирать психологию детского рисунка, здесь рассматривается тест Детский рисунок человека и эмоциональные проблемы ребенка, такие как, тревожность, страхи, депрессия.

Эмоциональные проблемы ребенка в детском рисунке человека

Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние ребенка отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения.

Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п.

Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.

(см. рисуночные тесты для детей)

Детский рисунок человека — регуляция психомоторного тонуса

Сила нажима на карандаш, при рисовании ребенком человека, характеризующая особенности психомоторного тонуса, — важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности.

Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить.

Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно.
Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т. е. затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях.
(см. личность ребенка — тест)
Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных эмоциональных проблемах и психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакалъном состоянии.

Сильный нажим, в детском рисунке человека, может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих эмоциональных проблем ребенка.

Снижение психомоторного тонуса в детском рисунке человека

Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на детском рисунке человека в ослабленном нажиме, нитяной, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии.

Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность.

При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей.

Другой частый признак астенического состояния: линии не доводятся до конца, так что контур остается незамкнутым. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей рисунка.
(см. тест на астению)
Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии, не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.

Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.

Эмоциональные проблемы ребенка: тревожность, страхи, депрессия

Штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия.

Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.

Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации.

Признак устойчиво повышенной тревожности: штриховка изображения. Высокая степень ее аккуратности говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность.

О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания («Это должен быть просто человек или какой-нибудь определенный?», «А насколько подробно его рисовать?»).

Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т. е. к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много времени тратится на мелочи, так что ребенок нередко не успевает сделать главную часть задания.

Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге.

Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках».

В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка).
(см. невротизм ребенка — тест)
Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.

Увеличенный размер изображения (увеличенным можно считать рисунок человека, занимающий по высоте 2/3 листа и более). Увеличение размера рисунка — еще один признак ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги

Психологические проблемы ребенка: депрессия

Резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния. В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.

Изменения размера рисунка в большую и в меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных состояниях.

Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение — для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную депрессию. В этих случаях размер рисунка может быть различным в зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент — тревожный или депрессивный.

Далее, будет рассмотрен тест детского рисунка человека на определение сферы общения: — интровертность, экстравертность, демонстративность и отстраненность ребенка

Желаю всем психического благополучия!

Смотрите также:

Психологические рисуночные тесты

Детский рисунок — умственное развитие

Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка

Рисунок человека: интровертность, экстравертность, демонстративность, отстраненность

Определить по детскому рисунку социальные отношения ребенка

Психическая патология по детскому рисунку человека

Детский рисунок семьи — диагностика семейных отношений

Психодиагностика детского рисунка: Несуществующее животное

О чем говорят детские рисунки

Задать один бесплатный вопрос психологу

Психотерапевтическая переписка E-mail

Услуги психолога-психоаналитика Матвеева О. В.

Новости кабинета психоаналитика

Страничка для родителей и воспитателей

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете необходимые тесты детям и взрослым

Весь психологический материал кабинета в СОДЕРЖАНИИ:

О чем говорят детские рисунки

Детские каракули, овальное солнышко и смешные человечки-огурцы — все это не только первые творческие опыты, но и ключ к эмоциям детей. Психологи уверены, что рисунки — прямое отражение состояния и мыслей ребенка, того, как он воспринимает этот мир. А исследования показывают, что с помощью рисунков ребенок учится вести диалог с самим собой. Вместе с Kinder®Шоколад мы спросили у арт-терапевта и психолога Людмилы Азаровой, как родителям расшифровать детские рисунки (и нужно ли это делать).

Чтобы разбирать детский рисунок по частям, нужно понимать его ценность в целом. Рисование очень важно для развития психики: в процессе задействованы высшие психические функции (например, зрительно-пространственное восприятие, моторная координация, мышление), но главное — во время рисования ребенок систематизирует и фиксирует знания, которые получает из окружающей среды. Многие исследователи придавали особенное значение рисованию.

  • Советский психолог Лев Выготский назвал его графической речью.
  • Религиозный философ П. Флоренский писал, что быстрые, плавные, округлые или угловатые линии — это не рисование, а графический перевод своего внутреннего движения в реальные черты.
  • М. Осорина, психолог, много лет изучавшая детские рисунки, считает, что рисование — это способ заявить о себе, показать всем, что Я есть в этом мире. Ей также принадлежат слова: «Когда ты берешь чей-то рисунок, надо осознавать, что это душа человека».

Детский рисунок, действительно, может многое рассказать о его авторе. Но понимание начинается не с поиска информации о том, что означает тот или иной цвет или расположение предметов, а с диалога. К пяти годам у ребенка складывается индивидуальная символическая система для выражения своего внутреннего мира.

Чтобы понимать ее, родитель должен начать с каракульного периода. Нередко мама и папа упрекают ребенка: «Опять каляки-маляки! Что же ты солнышко не нарисовал?» А ведь эти каляки-маляки уже рассказывают о развитии ребенка:

  • До 1,5 лет каракули могут быть хаотичными, похожими на небольшие черточки — этот период называется «чирканье».
  • После 2 лет в рисунке появляется ритм, каракули становятся более упорядоченными, увеличивается время работы.
  • Ближе к возрасту 3 года в рисунках появляется фигура человека. Пока это всего лишь круг и две линии, такую фигуру итальянский археолог Коррадо Риччи называл «головоногом», — и это совершенно нормальный этап развития, скоро появятся и руки, и туловище.

Чем дальше, тем сложнее и многообразнее становятся рисунки ребенка. Вот на что надо обращать внимание родителям, чтобы не пропустить изменения в развитии или состоянии ребенка.

1. Цветовая гамма

    В цветотерапии мы на первых занятиях с ребенком составляем так называемую цветовую карту, где отмечаем, какие цвета любит ребенок, и в дальнейшем обязательно учитываем ее при анализе.

    Родителям самостоятельно пытаться проанализировать что-то по цветам на рисунке не стоит. Да, цвет, который доминирует, важен, но не всегда надо волноваться, если в рисунках появляется много красного или черного. Сначала понаблюдайте — возможно, вы обнаружите, что фигура папы на рисунках черная, потому что он носит темное пальто, или ребенок просто «открыл» для себя красный и сейчас все раскрашивает им.

    Однажды ко мне пришла взволнованная мама и рассказала, что ее пятилетний сын закрашивает листы в черный цвет. Я предложила мальчику порисовать и увидела, что сначала он нарисовал дерево и собачку, а потом взял черную краску и все закрасил. Я сказала: «Как жалко, была такая милая собачка, а теперь ее нет», на что мальчик ответил: «Ничего не жалко, теперь она в домике. Сейчас вечер и темно, и она должна быть в домике». Таким способом ребенок проявлял заботу о персонажах своего рисунка.

    2. Расположение объектов

    В классической диагностике с расположением объектов все просто: их размещение по центру говорит о нормальной самооценке, выше или ниже — о сниженной или повышенной.

    На самом деле не все так просто: нужно обязательно учитывать возрастные нормы. Знакомство ребенка с рисованием состоит из нескольких этапов, и на одном из них он пробует изобразить перспективу, помещает на задний план предметы, которые находятся дальше, поэтому они получаются маленькими — и об этом он сам скажет, если его спросить.

    3. Фигуры родителей, если ребенок рисует семью

      Рисунок семьи — одна из методик, с помощью которой родители могут оценить состояние психики ребенка. Ребенок может изобразить не только людей — иногда на рисунке появляются семьи зверей или цветов. Недавно у меня на консультации был восьмилетний мальчик, который нарисовал в центре листа огромный колокольчик, склонившийся над двумя небольшими ромашками и почти задавивший их своими цветами. Из рассказа выяснилось, что колокольчик — это ребенок, а ромашки — папа и мама. Понятен и запрос, с которым пришли родители: ребенок не слушается. А как он может слушаться, если в этой семье он главный?

      4. Поведение ребенка во время рисования

      Ни один хороший специалист не возьмется за интерпретацию детского рисунка, если он:

      • не знает этого ребенка,
      • не видел, как выполнялся рисунок,
      • не видел других работ этого ребенка.

      Анализ рисунков должны начинать не психологи, а родители — задайте вопросы ребенку о героях его работы, и он с удовольствием все пояснит. Обращайте внимание на главного героя, на его отношения с миром, с людьми, на его эмоциональное состояние.

      Только в том случае, когда в рассказах ребенка часто присутствуют грустные нотки, пониженный эмоциональный фон, недоверие к окружающим и отсутствие веры в себя, можно обращаться к специалисту. Все эти проявления абсолютно нормальны для процесса роста и созревания — дело только в их количестве. И, если они проявляются ситуативно, просто поддержите своего ребенка, покажите ему, что он услышан, увиден, понят.

      5. Сюжет

      Ребенок никогда не изображает точно то, что есть в реальности, — он рисует то, о чем думает, передает свое состояние и фантазии. Главное, что требуется от родителя, — экологичность в отношении к детскому рисунку, которая проявляется в максимальном уважении к каждой черточке, проведенной ребенком, даже если она оставлена совсем не там, где хотелось бы.

      Вот почему ребенок может рисовать собачку, которой у него нет, фантазировать, что произойдет, чем он будет заниматься. Весной я работала с детьми онлайн — они рисовали на свободную тему. Ребята мечтали:

      • как пойдут гулять на улицу,
      • поедут на дачу,
      • увидят цветы.

      Здорово, если ребенок фантазирует и рисует моменты радости, о которых мечтает, будь это постройка шалаша, веселый праздник с друзьями или поездка в парк аттракционов. Такие рисунки родителям хочется не анализировать, а сохранить на память.

      В новой акции «Маленькие идеи для моментов радости» от Kinder® Шоколад можно поделиться рисунком вашего ребенка и выиграть интересные призы!

      1. Попросите ребенка нарисовать лучший момент радости, который он может представить.
      2. Загрузите фотографию рисунка на сайт акции вместе с чеками, подтверждающими покупку трех продуктов Kinder® Шоколад (в акции участвует молочный шоколад Kinder® Chocolate массой 50 или 100 граммов).
      3. Рисунок появится в онлайн-галерее, и вы получите гарантированный приз: сертификат «Создатель момента радости», а также онлайн-курс из 20 уроков по рисованию!
      4. Приглашайте ваших родственников и друзей голосовать за вас и попадайте в топ-100.
      5. Верьте в удачу! Возможно, именно ваш ребенок станет одним из трех победителей конкурса, которых выберет жюри среди топ-100 работ по итогам голосования. Фото победителей появятся на упаковке Kinder® Шоколад, а их идеи станут реальностью!

      О чём говорит детский рисунок | Психолог Марина Володина

      Большинство детей любят рисовать, но часто ли родители задумываются, что и как ребёнок рисует? А ведь детский рисунок — это окошко в его внутренний мир, в его душу. В нём маленький человек выражает то, что пока не может сказать словами. Даже тем, кто уже хорошо разговаривает и много знает, гораздо проще и безопаснее выразить свои чувства карандашами или красками.

      Психологи используют рисуночные тесты как диагностический материал, потому что, на какую бы тему ребёнок не рисовал, он всегда рисует про себя. Научившись правильно анализировать результат детского творчества, взрослые могут представить, что интересует или беспокоит ребёнка, чего он боится и как представляет окружающий мир. Будьте внимательны! И Вы узнаете много важного о своих детях, а главное — вовремя заметите проблему.

      О чём же рассказывает детский рисунок? Об уровне интеллектуального развития, об эмоциональном состоянии, о взаимоотношениях в семье, о наличии страхов и проблем, о его представлениях о себе и нас, взрослых.

      Важным является не только содержание рисунка, но и то, как ребёнок рисует. Слабые, еле заметные линии, неумение обвести контур и закрасить, не выходя за границы, говорит о слабом развитии моторики или наличии неврологических проблем.

      Большие острые зубы у людей и животных, изображение оружия, травмированных людей, взрывов и частей тела говорит об агрессии, которая может быть вызвана насилием или чрезмерным давлением.                                                                   

      Частые стирания и перечёркивания, многократные проведения одной и той же линии говорят о тревожности.                                                                                                                      

      Повторяющиеся, однообразные рисунки, особенно если они аккуратно и ровно прорисованы, могут свидетельствовать о расстройстве аутистического спектра.                 

      Рисунки предметов и мебели без людей и животных говорят о проблемах в общении или непонимании своего места, несформированности представлений о себе.                 

      Маленькие рисунки в нижней части листа говорят о низкой самооценке.

      Но нельзя делать выводы из одного рисунка, нужно анализировать несколько. И с ребёнком надо обязательно поговорить о том, что он рисовал. Можно дать ему тему ( «Нарисуй нашу семью», «Нарисуй мальчика или девочку», «Нарисуй животное»). Можно анализировать и рисунки «на свободную тему».

      Очень показателен рисунок семьи. Обратите внимание, кого ребёнок рисует первым (этот человек для него самый значимый). В благополучной семье будут нарисованы все члены семьи, даже бабушки и кошка. Бывает, кого-то ему рисовать не хочется (возможно, этого человека он боится). Если на рисунке есть дом, мебель, вещи, но нет людей, значит, у ребёнка нет ощущения семьи, или материальное у Вас стоит на первом месте в системе ценностей. Важно и то, чем занимаются члены семьи, какое у них настроение, как расположены на листе, кто ближе к ребёнку. Довольно часто проблемы в детско-родительских отношениях видны сразу: «Папы нет, он на работе», «Мама на кухне посуду моет», «Сестру рядом рисовать не хочу, она вредная, меня обижает», «Я вот тут, за шкафом прячусь». Если у кого-то из членов семьи большой открытый рот, видимо, он больше всех ругает ребёнка или постоянно делает ему замечания. Папа с большими плечами и кулаками, возможно, иногда использует в воспитании физические наказания (Хотя, может быть, он просто спортсмен).

      Важную информацию несёт рисунок человека. Он показывает, соответствует ли уровень развития ребёнка его возрасту. Если для 3-4- летнего норма «точка, точка, огуречик», руки-палочки и отсутствие деталей и одежды, то с 5 лет ребёнок начинает рисовать всё более и более реалистично. Разорванность рисунка, недостаток пальцев или пространственные нарушения (руки от головы или ухо отдельно от фигуры) может говорить о психических нарушениях или задержке развития.

      Конечно, только психолог может грамотно проанализировать рисунок, но сигналы неблагополучия или наличие проблем могут заметить и родители. Однако, не стоит паниковать, если ребёнок рисует только чёрным карандашом или только войну. Но проанализировать, как он рисовал раньше, что рисует по вашей просьбе, как объясняет свои рисунки, всё-таки, полезно.

      Учтите, что не все дети любят рисовать. Возможно, они просто не привыкли это делать или боятся нарисовать плохо. Но рисовать или раскрашивать необходимо, так как это развивает мелкую моторику и воображение, этому нужно учить. А страх ошибки может быть вызван излишней строгостью родителей и неуверенностью в себе. Обратитесь к психологу, он сможет найти способ, который поможет прояснить проблему.

      Детский рисунок

          Детский рисунок изучается взрослыми уже более 100 лет. Чем же так привлекают детские «каракули» мудрых учёных?

       

         Во-первых, все дети проявляют повышенный интерес к рисованию. Во-вторых, рисунки, созданные детьми, по своей структуре  сильно отличаются от изображений «рисующих» взрослых. Детский рисунок изменяется по мере роста ребенка, в  соответствии с его развитием. Кроме того, все дети проходят в рисовании одни и те же этапы, в связи с чем в рисунках разных  детей очень много похожего. И всё это – независимо от расы, национальности, религии, культуры, социального положения и  т.д., т.е. развитие спонтанного рисунка происходит по одним законам, что позволяет нам сделать вывод о том, что рисование    – это потребность, присущая человеку от природы.

         Какие же потребности реализует ребенок через рисование?

       

       

      Оставление следа

        Какое значение для человека имеет оставление своего следа? Прежде всего, это подтверждение своего существования. Совсем маленький ребенок знает о своём существовании только по реакции взрослого на него. «Я мыслю, следовательно я существую» — это уже логическое построение взрослого. Ребенку такое построение ещё недоступно. Пока что он ощущает, что на него смотрят, его берут на руки, откликаются на его плач, а значит – он есть в этом мире, раз мир реагирует на него. И вот ребенок замечает, что он может оставлять след. А что это значит? А это значит, что он есть, ведь несуществующее не

      оставляет следов.

        Кроме того, своим следом ребёнок обозначает свою территорию. Это уже не просто «Я есть», это уже «Я есть в этом месте», «я здесь живу». Это когда ребенок рисует на стенах и на полу в разных частях квартиры, или когда раскладывает свои рисунки по квартире, напоминая себе и заявляя окружающим, что он имеет право находиться на этой территории.

        Если рисунки ребенка не выбрасываются, а хранятся, то спустя какое-то время он может увидеть их и почувствовать, что он есть не только прямо сейчас, но был и вчера и позавчера и ещё раньше. Это помогает ему ощутить время и в дальнейшем придти к ощущению, что он будет и завтра, и послезавтра и дальше.

        Посмотрите вокруг, как сильно изменился мир с тех пор, как мы вышли из пещер, перестали подстраиваться под мир и начали перестраивать мир под себя. Изменение мира, создание того, чего раньше не было – это и есть акт Творчества, и первое действие человека в роли творца – это оставление своего материального следа.

       

      Упорядочивание своих знаний о мире

       

        С самого рождения ребёнок познает мир. Он знакомится с предметами, живыми существами и явлениями, окружающими его. В его голове возникает множество представлений о мире, которые нуждаются в упорядочивании. Однако словарный запас отстаёт от этой потребности, и тут на помощь ребёнку приходит рисование. Он рисует не то, что видит, а то, что знает. От первых простейших знаний: «у человека есть голова и ноги, постепенно усложняясь: «на глазах ресницы»,  до целой картины мира: «внизу земля, вверху небо, всё остальное между ними».

      Коммуникация

        Приходит время, когда у ребёнка возникает потребность рассказать о чём-то, но зачастую к этому моменту речь ещё недостаточно развита, и навык последовательного изложения истории ещё не сформирован. Тогда ребёнок «рассказывает» с помощью рисунка. Это своего рода рисуночное письмо – способ передать информацию на расстоянии (другому человеку) или сохранить описание какого-то события во времени.

      Эмоциональная включённость

        Что становится объектом рисунка ребёнка? Только то, что для него важно. Он никогда не рисует всё подряд и абы что. Он выделяет из окружающего мира и прилагает усилия к изображению только того, что в данный момент для него важно, к чему он как-то относится. И его отношение к объекту всегда присутствует в рисунке. И здесь рисунок может выполнять две функции: просто отражать своё отношение к объекту, как бы фиксировать его в своей картине мира или проживать какую-то эмоцию (например, страх) и перерабатывать её, таким образом сам себе оказывая «терапевтическую» помощь.

       

      Этапы развития рисунка

       

        Все исследователи делят развитие детского рисунка на два больших периода – доизобразительный и изобразительный.

       

        Доизобразительный период – это так называемая стадия каракулей.  Эту стадию также можно разделить на более мелкие ступени:

       

      1. Случайный след.

       Ребёнка скорее интересует сам карандаш, чем возможность оставить след. Он изучает карандаш с помощью органов чувств, производит какие-то манипуляции с ним (грызет, трясет, вертит, стучит) и нечаянно задевает пишущим концом бумагу. Появляется след. Ребёнок может даже не сразу его заметить и не связать касание карандаша бумаги и появившийся след.

      2. Намеренный след.

       Ребёнок замечает след, обнаруживает связь его с карандашом и начинает повторять те действия, которые привели к появлению следа. Он интересуется уже именно оставлением следа. Каракули на данной ступени не имеют смысла и ничего не значат. Ребёнок не замечает границ листа, рисует с размахом. Это скорее не изобразительная, а двигательная активность.

      3. Освоение ограниченного пространства.

       

      Ребёнок замечает границы листа и учится контролировать движение своей руки так, чтобы вовремя остановить размах или завернуть линию. Каракули по-прежнему ничего не значат.

      4. Осмысление нарисованного.

       

       Однажды среди своих каракулей ребёнок замечает одну, вызвавшую ассоциацию с каким-то предметом. Это большое открытие для него – оказывается, каракули могут что-то обозначать! И тогда он начинает искать какие-то похожие черты и придавать смысл уже нарисованному. На этой ступени реального сходства с предметом нет. Ребёнок забывает, какой именно предмет он увидел в этой каракули, и в следующий раз может придать ей другой смысл.

      5. Реализация замысла.

       

       Теперь ребёнок сначала задумывает, что будет рисовать, а потом рисует. Фактически, это уже начался изобразительный период, хотя традиционно эту ступень относят ещё к доизобразительному периоду. Дело в том, что если ребёнок не озвучивает свой замысел перед рисованием, то взрослый не может судить о том, рисует ли он задуманное или придаёт смысл нарисованному. На этой ступени предметы уже более похожи на реальные, хотя это может быть неочевидно для взрослого, т. к. взрослый ориентируется на зрительный образ, а ребёнок часто опирается на двигательный опыт. Это всё ещё рисунки, требующие комментария автора.

       

        На следующей ступени ребёнок выделяет и изображает значимые признаки предмета – те признаки, по которым предмет можно узнать. Но это уже безусловно изобразительный период.

        А с точки зрения зрительно-моторной координации стадия каракулей проходит в три этапа:

      1) Хаотические каракули.

      Это самые первые каракули, могут сохраняться также на 2 и 3 ступенях.



      2) Ритмические каракули. Могут появиться уже на 2 и 3 ступенях, присутствуют на 4 и 5 ступенях.
      3) Замкнутые каракули (формы). Могут появиться на 4 и 5 ступенях, присутствуют в стадии «головоногов».

       

        Путь от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел»  нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

        Однажды по случайной удаче из каракулей возникает нечто похожее на образ, на предмет или на человека. Момент по своей значимости соотносимый с произнесением первого осмысленного слова или первого шага. Рука ребенка впервые смогла вывести на бумаге или на грифельной доске уже давно существующий в его сознании образ – образ ЧЕЛОВЕКА!

        «Библия говорит о том, как Всевышний закончил творение созданием человека. Поворачивая ход событий вспять, дети начинают свое творчество с создания человека» (Коррадо Риччи. I Arte dei Bambini).


         Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму – они изображают человека «вообще», просто человека.

        В возрасте 3,5 лет ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога. Постепенно к нему добавляются отдельные детали, например обозначение глаз. Тогда же, около 3,5 лет, прибавляется изображение рук (в виде прямых палок), присоединяющихся либо к голове, либо «растущих» из того же места, что и ноги.

        Рисунок туловища возникает позже, обычно около 3,5 — 4 лет. Первым признаком туловища бывает вертикальная линия между головой и ногами. Иногда туловище представлено в виде второго круга (затем овала), расположенного под кругом, обозначающим лицо.

         Дальнейшее развитие детского рисунка характеризуется постепенным уточнением деталей картинки.

       

       

        Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. 

                                                                              Монтессори-клуб «Выше Радуги»

       

      Секреты детских рисунков — Учеба и материнство — ЖЖ


       
      Рисование для маленьких детей – своего рода язык. В 2, да и в 3 года малыш еще не все свои чувства, переживания может выразить словами. Рисуя, ребенок не стремиться создать что-то «прекрасное», он экспериментирует с предметами, формами и цветом, он рисует инстинктивно, для удовольствия или для самовыражения.  И, возможно, за каракулями, которые дети выводят на листе бумаги, скрываются какие-то важные послания нам родителям. Очень часто такого рода переживания не осознаются и самими детьми, они бессознательно выплескиваются в процессе рисования. На этом базируется метод арт-терапии.
       
      Для психодиагностики психологи работают с рисунками детей от 4 лет. Существует огромное количество тестов, выявляющих психические расстройства и проблемы у детей по рисункам. Расшифровка детских рисунков занятие настолько тонкое и требующее опыта, что только специалисты в этой области могут дать квалифицированную оценку. Вот в этой статье собраны методы и примеры анализа детских рисунков, которыми на начальном этапе (до обращения к профессиональному психологу) могут воспользоваться сами родители.
       
      Эволюция детского рисунка:
       
      Доизобразительная стадия: от года — 1,5 до 2 лет. Каракули, штрихи, линии, спирали, окружности и т.п. Ребенок устанавливает связь между тем, что он провел карандашом или кистью по бумаге, и на ней появилась линия; учится держать карандаш, экспериментирует одним словом. Для малыша на этом этапе практически не важны цвета (часто дети интуитивно выбирают черные или синие карандаши – от них просто линии получаются более четкие), он не пытается передать форму и суть предметов.
       
      С 2,5 примерно ребенок начинает понимать, что рисунок отражает окружающий мир. Обычно дети в этом возрасте сначала что-то рисуют, а потом придумывает, что изобразили, на что это может быть похоже. Это очень интересный и важный этап, он стимулирует развитие фантазии и воображения у ребенка.
       
      Примерно с 3,5 – 4 лет у ребенка появляется замысел рисунка. На этой стадии ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реалистичной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. И этим все изображение человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые «головоноги», т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры.
       
      После 5 лет ребенок начинается стадия реализма: ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении (как бы падающим), то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит также в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок начинает изображать конечности (иногда — только часть из них) двойными линиями. Но ребенок рисует то, что он знает об объекте, а не то, что он видит. Он прибегает к двум приемам: наложение (объекты располагаются не в перспективе, а рисуются относительно одной точки пространства) и прозрачность (объект и его содержимое рисуются вместе, например, домик с его обитателями).
       
      По мере того как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступают разочарование и охлаждение к рисованию. Исследователи относят это охлаждение к возрасту между 10 и 15 годами. После этого охлаждения иногда наступает снова интерес к рисованию в возрасте от 15 до 20 лет. Но этот новый подъем изобразительного творчества переживают только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении. Большинство же детей застывает уже на всю жизнь на той стадии, в которой застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда не рисовавшего, в этом смысле очень мало отличаются от рисунков 12–13-летнего ребенка.
       
      О чем еще могут рассказать нам детские рисунки?
       
      Например, о готовность ребенка к социализации. Вальдорфские педагоги прибегают к методу анализа детских рисунков доизобразительной стадии (от года до 3 лет), чтобы определить готовность малыша к пребыванию в детском саду без родителей. Пока ребенок просто чиркает по бумаге – рисует горизонтальные и вертикальные линии, он не осознает себя в большом мире, еще не в полной мере отделяет себя от мамы. Потом  ребенок начинает рисовать дуги, спирали и круги – это момент, когда ребенок начинает осознавать себя, но мама (или заменяющий ее персональный взрослый) по-прежнему очень нужны, ребенок еще не готов к общению, он замкнут на собственных переживаниях, изучает мир вокруг. Когда ребенок начинает рисовать внутри круга точки и линии, которые стремятся за границы круга – чаще всего это вариации на тему «солнышка»: именно такие рисунки свидетельствуют о том, что ребенок готов к общению в коллективе. Чаще всего это происходит в возрасте от 2,5 до 3,5 лет, тут все индивидуально.

      Интересные источники по теме детского рисунка: 
      http://gordon0030.narod.ru/archive/10982/index.html
      http://nauka.relis.ru/29/0406/29406072.htm
      http://tvoypsiholog.ru/publ/risovat_ehto_vazhno_dlja_rebjonka/17-1-0-507

      Немного теории – Робин Хилл Гарденс

      Это статья из серии «Рисование по мере его развития», которая включает серию рисунков моей дочери Эми, начиная с 16-месячного возраста, а также советы по обучению рисованию очень маленького ребенка и растущую библиографию.

      В своей книге Ребенок как мыслитель. «Развитие и приобретение познания в детстве» , Сара Медоуз (Бристольский университет) включает удобный обзор теорий о детских рисунках.Это краткое изложение этого текста, а также ссылки на некоторые другие исследования и некоторые мои собственные замечания.

      • Первые каракули: моторно-импульсное формообразование

      Дети целенаправленно начинают рисовать каракули на втором году жизни. Этот акт описывается прекрасным словом «формирование». Ребенок очень увлекается этим формообразованием и по мере улучшения двигательного контроля делает его более сложным и обдуманным: он начинает варьировать свои линии, точки, кружочки, зигзаги и размещать их более систематически.

      См., например, разницу между рисунками Эми в 16 и 18 месяцев.

      Тем не менее, каким бы «стройным» и обдуманным он ни был, научное сообщество согласно с идеей, что это, вероятно, не репрезентативный акт, движимый репрезентативными намерениями. Наоборот, это результат «моторного импульса» (Арнгейм). Если очень маленькие дети утверждают, что они нарисовали какую-то вещь, это, скорее всего, постфактум и оппортунистическая интерпретация: что-то, что они нарисовали, оказывается похожим на самолет, кролика.

      См., например, короткую затею Эми с рисованием самолетов и присвоением им имен, а также то, что мне трудно назвать это «репрезентативным».

      • Условный рисунок и «ошибки» в реализме: люди-головастики

      Как только дети осознают возможность репрезентации, их навыки рисования могут оказаться недостаточно реалистичными (по крайней мере, для глаз взрослых). Их «ошибки» характерны, т. е. повторяются большинством детей.Самый известный пример — фигура «головастик», изученная в восьмидесятых годах Норманом Фрименом (см. Библиографию).

      Головастики Эми в возрасте 2 лет 5 месяцев (см. запись в блоге)

      Фигурка головастика-человека — один из первых шагов ребенка в обычном ( читать реалистичном) рисовании. Фримен обнаружил, что все дети представляют человеческую фигуру по типичной формуле: фигура головастика. Это вездесущий круг с некоторыми чертами лица, представляющими голову, а также тело, и свисающими линиями для ног и, если они есть, рук.

      Лаборатория ААА в Стэнфорде подготовила четкую иллюстрированную сводку стадий рисования головастика, от «пред-головастика» до «головастика» и «переходного» к «обычному».

      Реалистичность этих рисунков может быть недостаточна в глазах взрослого, но как насчет ребенка: может быть, она намерена сделать эти рисунки изобразительными, да, но не реалистичными?

      Это было предложено другими исследователями (Барретт и Лайт), которые предположили, что такие шаблонные рисунки могут быть символами , а не попытками реалистического представления.Так же, как наш дорожный знак для детской площадки символичен (для семиотиков среди вас: точнее иконический ).

      Не совсем головастики, но и не совсем реалистично…

      Этот вид немного дольше снимает с детей ответственность за реалистичность. Кроме того, насколько я знаю (Ами еще нет), дети этого возраста всегда спешат, и вполне логично, что они хотят записать быстрые, но эффективные сокращенных изображений вместо дотошно реалистичных изображений. .

      И этот символический подход пронизывает нашу красоту. В этом отношении Медоуз отмечает, что даже рисунки маленьких детей находятся под влиянием общепринятых представлений культуры. Она упоминает квадратные дома с центральной дверью и четырьмя квадратными окнами, остроконечной крышей и трубой, нарисованные детьми и большинством взрослых, чьи дома даже отдаленно не похожи на такие. Вполне логично, что дети перенимают наши правила рисования. Сколько из нас садились с ребенком и (спонтанно или по его просьбе) нарисовали смайлик (вы забыли брови?) или культового кота?

      • Образ тела ребенка: мы похожи на головастиков?

      Но, опять же, это зависит от того, что вы считаете «реалистичным».Для глаз и ума ребенка это может быть реалистичным достаточным . Так действительно ли дети считают людей головастиками?

      Это не так просто. Исследователи считают, что головастик представляет образ тела ребенка. Интересно, что образ тела человека включает в себя не только визуальную форму вашего тела, как его видят ваши глаза, но также мысленный образ и даже чувство его.

      Что касается визуального восприятия ребенком своего тела, исследователи из лаборатории ААА отмечают, что когда дети (или взрослые, если уж на то пошло) смотрят вниз на свое тело, они видят свои руки, выходящие из головы.Так вот что они рисуют. И

      поскольку дети уподобляют окружающую среду тому, что они видят и знают о себе, они будут рисовать всех людей и животных в манере головастика. Это означает, что дети больше ориентируются в своих рисунках на то, как они видят себя, а не на то, как они видят свое окружение. По мере того как они постепенно приспосабливают то, что видят в своем окружении, к тому, что они знают о себе, это восприятие изменится.

      Две проверки этой гипотезы

      1. что дети сначала лучше рисуют животных, которых они видят и считают совершенно отличными от себя, чем людей
      2. что они начинают лучше рисовать других людей, прежде чем они станут лучше рисовать свои собственные тела

      Однако вывод о том, что у ребенка «искаженное» представление о теле, был бы неправильным, пишет Фриман.Не потому, что нет искажений (наверняка есть, , если вы сторонник реализма). Скорее искажение связано с неадекватными инструментами ребенка для рисования.

      1. Она отвлекается, у нее нет свободного доступа к своему мысленному образу.
      2. Она даже физически не справится с задачей, ее двигательный контроль еще недостаточно отточен и неопытен.
      3. Она еще не освоила сложность планирования, расположения и выравнивания всех элементов фигуры.
      4. Ее «словарь» форм ограничен кругами, длинными и короткими линиями, некоторыми кривыми и углами.
      5. У нее проблемы с окклюзией (когда более близкий объект частично скрывает дальний объект), масштабированием, глубиной и перспективой.
      6. Она пока не может решить, как «разбить» изображение для начала: почему, например, сегментировать конечность в этих суставах (плечо, локоть), а не в тех (запястье, суставы пальцев)? Что лучше сначала «наметить» фигуру или начать с сегментов, которые затем складываются? С чего начать?
      • Ребенок продолжает рисовать

      Было отмечено, что дети часто начинают с верхней части листа и двигаются вниз слева направо.

      Это может объяснить, почему большинство детей начинают рисовать людей с головы. Головастиков поочередно проставляют на бумаге в таком порядке:

      1. черты головы и лица, при этом глаза и рот имеют большее значение, чем нос
      2. ножки
      3. кронштейны (если есть)
      4. на более поздних стадиях, когда рисуется и тело, руки переходят к большей части, которая может быть головой или телом

      Фриман также обнаружил в детском рисовании тенденцию к так называемому «привязыванию концов». Последние нарисованные предметы часто вспоминаются и обрабатываются лучше и размещаются на более видном месте, чем промежуточные элементы в серии. Таким образом, дети сосредотачиваются сначала на голове, а затем на ногах и уделяют меньше внимания туловищу и рукам или вообще пропускают их.

      Но из-за того, что они записывают каждый элемент последовательно, без предварительного планирования, детям часто не хватает места. Затем последний элемент сжимается и искажается.

      • Интерпретация, опыт и роль образования

      Рисовать с опытом становится лучше, мы все это знаем.Ребенок неопытный, мягко говоря. У нее меньше двигательного контроля, меньше инструментов, меньше форм и т. д. В настоящее время общепризнано, что неадекватность детских рисунков является результатом этих, а не концептуальных ограничений. Здесь может помочь образование.

      Но педагоги должны быть осторожны в том, чему и как они учат.

      Ребенок может просто предпочесть определенный вид рисования. И, как и в случае любой репрезентации — будь то в искусстве или науке, — на ее решение нарисовать одно и пропустить другое влияет ее знание объекта и ее интерпретация того, что в нем важно.

      Рисунки ребенка — это репрезентации того, как он видит мир и себя (хорошо принято использование рисунков в детской психотерапии и психиатрии). Было бы жаль хоронить и наконец даже замалчивать эту информацию, навязывая взрослые, общепринятые интерпретации, стандарты реализма и даже ожидания реализма.

      • Подробнее о фигурке головастика в Children’s Drawings of the Human Figure by Maureen V. Cox — некоторые части соответствующей главы доступны через Поиск книг Google.
      • Комментарии? Вы можете оставить их здесь.

      ОБНОВЛЕНИЕ: Хотите увидеть головастиков Эми, которых она начала рисовать в 2 года и 4 месяца?

      Маленькая детская книжка для рисования | Usborne

      Маленькая детская книжка для рисования | Усборн | Полюбопытствовать

      Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

      plusalert_in_circlebasketbasket_fullchev_downchev_rightchev_right_smallcir_eyecir_pencilcir_puzzlec_scissorscrosspencilmessageinstagramtwitterlinkedinlinkedyoutubelinklookpaypalp_discoverp_maestrop_mastercardp_paypalp_visasearchsecuresq_booksq_earphonessq_eyesq_messagesq_pencilsq_playplaysq_searchstartickuseruser_in_circlewishlistzoom_bigzoom_inzoom_outnavplay_videodownloadpeekoplayer_playplayer_volume_maxplayer_volume_medplayer_volume_minplayer_volume_muteplayer_pauseplayer_close

      Мэри Картрайт

      Иллюстрировано Луаной Ринальдо

      РРЦ 3 фунта стерлингов.99

      Купить у:

      Информация о покупке

      Присоединяйтесь к Би и ее друзьям, чтобы весело провести время в этом ярком и дружелюбном первом альбоме для рисования. Рисуйте полоски на зебре, добавляйте колеса к автомобилям, дайте медузам длинные извилистые щупальца и откройте для себя множество других забавных способов рисования линий, кругов, спиралей, волнистых линий и многого другого, которые идеально подходят для развития навыков управления пером.

      Объем:
      48 страниц
      Размеры:
      210 х 200 мм
      ISBN в мягкой обложке:
      9781474968638
      Ключевой этап:
      ЭЙФС
      1. Возраст:

      1. Возраст:

      Посетите нашу домашнюю страницу «Играй и учись», чтобы найти десятки заданий по математике, правописанию, грамматике и естественным наукам, которые можно загрузить или выполнить онлайн.

      Вы добавили:

      Маленькая детская книжка для рисования

      РРЦ 3,99 фунта стерлингов

      9781474968638 Усборн Присоединяйтесь к Би и ее друзьям, чтобы весело провести время в этом ярком и дружелюбном первом альбоме для рисования.Рисуйте полоски на зебре, добавляйте колеса к автомобилям, дайте медузам длинные извилистые щупальца и откройте для себя множество других забавных способов рисования линий, кругов, спиралей, волнистых линий и многого другого, которые идеально подходят для развития навыков управления пером. https://usborne.com/media/catalog/product/cache/29b1c625a6a034d41d27bd6a2f264776/9/7/9781474968638_cover_image.jpg https://usborne. com/row/little-children-s-drawing-book-9781474968638 9781474968638

      Фунт стерлингов 3,99 1658 http://схема.орг/в наличии https://usborne.com/row/little-children-s-drawing-book-9781474968638

      6 Великие идеи для рисования для детей

      Рисунок — это изображение, которое копируется или набрасывается на основе его первоначального вида с помощью карандаша, ручки, цветного карандаша или краски. Рисунок — это изображение вещи без изменения ее происхождения.

      Например, если вы рисуете « шар », шар должен быть круглой формы (сфера). Инструменты, используемые для рисования, — это карандаш, ручка, чернильные кисти, мелок, мел, маркеры и уголь.

      Для рисования обычно используются бумага, картон, текстиль, кожа, пластик и т.д. Художник, который практикует или создает рисунок, называется рисовальщиком или рисовальщиком.

      6 Отличные идеи рисования для детей

      Вместо того, чтобы позволять детям сидеть перед телевизором, предложите им проводить долгие дни за рисованием вместе с этими замечательными идеями для рисования детей. Они могут использовать все, от мела для тротуара до фломастеров, цветных карандашей и многого другого! С помощью этих проектов ваши дети могут рисовать листья, пейзажи, птиц — все, что они видят (или воображают)

      6 Идеи для детского рисования могут стать занимательным упражнением для детей, которое одновременно тренирует и вдохновляет.Просто мотивируя детей рисовать то, к чему они могут проявлять интерес, вы можете на самом деле дать им возможность научиться чему-то бесценному.

      Кроме того, это простое и эффективное решение, чтобы занять мальчиков и девочек. Необходимо раскрыть некоторые прогрессивные методы воспитания детей. Приятные проекты по рисованию идеально подходят для того, чтобы показать детям несколько преимуществ.

      Рисование карандашом — одно из древнейших изобразительных искусств (Фото: javier gonzalez с сайта Pexels)

      1. Идеи рисования карандашом

      Рисование карандашом — один из старейших методов изобразительного искусства. важную роль в создании дополнительных стилей искусства, например, акварели в дополнение к масляной живописи.В нем есть все отражение визуального искусства плюс сам по себе персонаж.

      Многие люди считают, что рисунок карандашом ограничивается изобразительным искусством, поскольку в нем карандаш используется как основное средство развития искусства. Карандашный рисунок по-прежнему влечет за собой бесчисленные вариации с использованием карандашных стержней, о которых следует знать, чтобы полностью понять чудеса деревянного инструмента.

      Эскиз комикса Doodle

      2. Идеи рисования мультфильмов

      Чтобы достичь совершенства в рисовании мультфильмов, необходимо пройти кривую обучения .Вы просто не в состоянии быть карикатуристом, а затем просто копировать некоторые популярные мультипликационные персонажи и превращаться в опытного мультипликатора, богатого и известного.

      Для тех, кому повезло и у них развита наблюдательность, возможно, вы научитесь нескольким трюкам, создавая копии, связанные с любимыми мультяшными героями. Однако это может быть слишком ограниченным, чтобы иметь какое-либо применение.

      3. Идеи для рисования портретов

      Портреты дают легкое вдохновение, а также прекрасную практику.Человеческое лицо имеет бесчисленное множество характеристик; на самом деле вы можете провести всю свою жизнь, стремясь преуспеть в рисовании.

      Потрясающая часть портретов заключается в том, что вы просто можете найти приятеля или проверить лицо в публикации, чтобы сделать набросок.

      4. Идеи рисования животных

      Рисовать животных на самом деле не всегда так сложно, как кажется. Часто мы поражаемся тому, насколько глубокими могут быть рисунки животных.

      Самый эффективный способ начать — это посмотреть на внешние линии животного, а затем постараться нанести их на бумагу и избегать начала затенения, пока вы полностью не убедитесь, что пропорции правильные.

      Во многих случаях лучше не рисовать самые сложные части животного на этом первом этапе, а в первую очередь сосредоточиться на более простых частях. Делая это, вы не будете так легко разочаровываться.

      Цветочный этюд (Фото Dids с сайта Pexels)

      5. Идеи для рисования людей

      Любой рисунок должен иметь индивидуальность. Если нет, ваша работа появится без жизни. Поэтому препятствие двоякое: вы должны быть знатоком человеческого рисунка во всем его великолепии. Во-вторых, вы должны иметь возможность и набор навыков для внедрения личности внутрь формы.

      Это кажется значительным объемом работы?

      Вам лучше поверить, что это действительно так.Признание того, что это тяжелая работа, позволит вам принять решение о том, хотите ли вы посвятить свое время и энергию, предназначенные для приобретения талантов людей в рисовании.

      Искусство манги на стене (Фото Dhaya Eddine Bentaleb на Unsplash)

      6. Идеи рисования аниме и манги

      Основная красота манга-арта заключается в том, что вы сможете работать с ним. , выражение, вместе с другими визуальными инструментами, чтобы показать личность вашего персонажа вашей аудитории.Многое из предыстории и личности персонажей должно быть передано без слов и фраз.

      Выражения передают постоянно меняющееся эмоциональное состояние персонажа. Изумление, паника, разочарование, любовь, страх и гнев — это общие эмоции, которые проявляются и подчеркиваются чертами лица.

      Например, наклоненные вниз брови изображают гнев; рот, обращенный вверх, представляет счастье.

      Что касается манги, то эти типы выражений сильно преувеличены, но их можно упростить.Большинство этих упрощенных линий повышают четкость графики и доносят до вашей аудитории более мощный сигнал.

      Вместе, чтобы остаться дома (Фото Дайи Эддин Бенталеб на Unsplash)

      Творчество детей

      Мы все рождены творческими людьми, но если мы не будем развивать это, пока дети еще маленькие, они постепенно потеряют этот ценный ресурс.

      Здоровое воображение не только создает продуктивных детей, но и повышает самооценку и уверенность в себе; инструменты, которые улучшат их учебные и социальные навыки на всю оставшуюся жизнь.

      Дети очень любят рисовать. Для большинства детей книжка-раскраска и сумка, полная цветных карандашей, доставляют массу удовольствия. Да, все мы знаем, что им нравятся видеоигры, но этому можно научить даже очень маленьких детей. И это не значит, что они должны рисовать и на стенах. И действительно, нет лучшего времени для обучения детей искусству, чем когда они еще дети.

      #kidsdrawing #kidsdrawingideas #kidscreativity

      Если вы считаете эту статью полезной и хотите помочь другим, просто поделитесь ею в любой социальной сети (например, Facebook, Instagram, Pinterest)

      Науки о мозге | Бесплатный полнотекстовый | Рисунки человеческих фигур у детей с расстройствами аутистического спектра: возможное окно во внутренний или внешний мир

      1.

      Введение Дети используют рисунки для самовыражения с древних времен, и эта тема привлекает внимание ученых с конца 19 века. Действительно, анализируя наличие/отсутствие графических аспектов, таких как детали, цвета, пропорции и формы, можно проследить траекторию взросления в развитии по детским рисункам [1]. Исторически сложилось так, что тест Draw-a-Man (DAMT), разработанный Goodenough [2], представляет собой первую систематическую систему оценки детских рисунков, разработанную с целью обеспечить суррогатную меру детского интеллекта.Первоначально оценки основывались на количестве деталей и точности размещения каждой части тела. Позже DAMT был пересмотрен Харрисом [3], который предложил попросить детей нарисовать не одну, а три человеческие фигуры: типичного мужчину, типовую женщину и автопортрет. Была обновлена ​​система оценки зрелости с учетом точности деталей и пропорций.

      После этих первоначальных новаторских исследований было проведено несколько пересмотров и применений для повышения полезности DAMT и, в более общем плане, тестов рисования человеческих фигур (HFD) благодаря их универсальности и удобству использования, а также для детей с ограниченной концентрацией внимания и языковыми трудностями. .Не является исключением и использование HFD в области аутизма.

      Что касается рисования с расстройствами аутистического спектра (РАС), то сообщалось, что дети с аутизмом обладают необычными способностями к рисованию, намного превышающими их общий уровень интеллекта [4,5,6], и навыки рисования не ухудшаются по сравнению с детьми того же возраста. типичные сверстники [7,8]. Тем не менее, Lee и Hobson [9] сообщили о несколько более низких глобальных показателях HFD для детей с РАС по сравнению с детьми с трудностями в обучении, в то время как такая же закономерность не проявлялась в группах при рисунках домов.Точно так же Лим и Слотер [10] указали, что при HFD дети с аутизмом, как правило, менее сложны и детализированы, чем дети без аутизма. Учитывая эту противоречивую картину результатов, вопрос о том, отличаются ли дети с аутизмом от сверстников с аутизмом того же возраста, остается открытым, оставляя открытым вопрос о том, могут ли рисунки человеческих фигур быть полезными в клинической практике аутистов. Действительно, в то время как международные рекомендации [11] исключили тесты, основанные на рисунках из батарей, используемых для диагностики РАС, возможно, что оценка зрелости ковариирует в связи с другими нейропсихологическими показателями, которые нелегко получить у детей с РАС.Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой тяжелое многофакторное расстройство, характеризующееся комплексом особенностей в сферах социального общения, ограниченными интересами и повторяющимся поведением [12]. Заболеваемость РАС распространена во всем мире, и последние эпидемиологические данные оценивают ее выше, чем 1/100 [13]. Люди с РАС сильно различаются по тяжести социально-коммуникативных нарушений [14], а также по когнитивному и языковому развитию. Многие социальные межличностные трудности при РАС в некоторой степени проистекают из слабости детского социального восприятия, которое, в свою очередь, зависит как от когнитивные [15] и двигательные процессы [16].Социальное восприятие относится к способности детей представлять и понимать других, их психические состояния, эмоции и убеждения. Что касается теории разума (ToM), несколько исследований показали, что у людей с РАС показатели ниже, чем у людей с типичным развитием [17]. Об этих недостатках сообщают с помощью различных версий задач Тома М, включая проверку ложных убеждений [18], мультфильмов [19] или выводов о психических состояниях по фотографиям [20]. Ключевой аспект социального восприятия при РАС относится к эмоциям и аффектам. признание, но до сих пор сообщалось о противоречивых результатах.Действительно, в то время как Kuusikko et al. [21] и Кребс и соавт. [22] указали на нарушение распознавания эмоций у детей с РАС, другие исследования [23,24,25] не сообщили о таком дефиците. На сегодняшний день не было предоставлено никаких доказательств возможной связи между оценками социального восприятия и результатами тестов по рисованию человеческих фигур.

      Исходя из этих предпосылок, в настоящем исследовании мы оценили выполнение теста «Нарисуй человека» в группе детей с РАС и сравнили их с группой нормально развивающихся детей того же возраста. В частности, мы проверили две гипотезы: (1) люди с РАС имеют более низкие показатели зрелости в DAMT и (2) результаты в DAMT различаются в зависимости от изображаемых субъектов (я и репрезентация других). Ценность такого исследования заключается в том, что если выявлено различие (т. е. РАС демонстрирует более низкие баллы по сравнению с TD), тесты, основанные на рисунках человеческих фигур, не следует рассматривать при РАС как показатель зрелости, если только не будет получена надлежащая нормативная популяция РАС. В дополнение к факторным контрастам клиническая ценность теста HFD может быть дополнительно охарактеризована корреляционными подходами к тестированию зрелости по сравнению с нейропсихологическими показателями, наиболее распространенными в клинической практике аутизма.

      3. Результаты

      На рисунке 1 представлены рисунки из HFD четырех участников, охватывающих возраст (двое 8 лет, двое 11 лет) и группы (два TD и два ASD). Мы оценивали по шкале зрелости и не -вербальный IQ — наличие выбросов в виде субъектов, превышающих ± 2 стандартных отклонения от среднего значения выборки. Два ребенка с РАС и один ребенок с ТР были выбросами по шкале зрелости рисунков человеческих фигур, в то время как двое детей с РАС были выбросами по невербальным показателям IQ. Затем окончательная выборка состояла из 21 ребенка с ТР и 22 детей с РАС.В таблице 1 приведены средние баллы для каждого теста и группы.

      Совпадение между популяциями подтверждается отсутствием значимых различий между группами по критерию Манна-Уитни по возрасту (U(22, 21) = 188, Z = 1,04, p = 0,30) и не- вербальный IQ (U(22, 21) = 216,5, Z = -0,36, p = 0,72).

      Шкала зрелости показала высокую значимость между группами, как и однофакторный ANOVA, для каждого HDF (HDF-1, F(1, 41) = 12,67, p 2 = 0,23; HFD-2, F(1) , 41) = 15.86, р 2 = 0,38; HFD-self, F(1, 41) = 11,73, p = 0,001, η 2 = 0,22) (см. рис. 2).

      Тот же анализ показал значимое различие для ToM (F(1, 41) = 34,68, p < 0,001), указывающее на заметную разницу между группами в способности понимать точки зрения, намерения и убеждения других, при этом показатели TD удваиваются по сравнению с ASD (TD M = 12,7, ASD M = 6,5). Аналогичные результаты были получены для общей оценки копирования дизайна (DCG) (F (1, 41) = 16,53, p < 0.001). При рассмотрении подшкалы, составляющей процесс копирования проекта (DCP), не было обнаружено различий между группами ни для DCP-global (TD M = 29,4, ASD M = 25,0), ни для DCP-local (TD M = 20,3, ASD M = 16.2). Тем не менее, моторная подшкала копии проекта оказалась значительно разной между двумя группами (DCP-двигатель: U(22, 21) = 127, Z = -2,51, p = 0,01), что указывает на то, что большая часть различий в характеристиках постоянного тока между TD и ASD опирается на более бедный набор двигательных способностей последней группы (TD M = 33.4, АСД М = 28,5). Никакой разницы в баллах по тесту AR не возникает (U(22, 21) = 177, Z = -1,3, p = 0,19).

      Что касается подобия, тест хи-квадрат был применен к трем возможным парам рисунков человеческих фигур (HFD-мужской против HFD-самого себя, HFD-женский против HFD-самого себя, HFD-мужской против HFD-женского пола). Достоверная разница проявилась только в сходстве между HFD-самцами и HFD-самками (χ 2 (2, N = 43) = 7,39, p = 0,02). Изучая отдельные значения ци, эта значимость появляется в основном из-за чрезмерного присутствия оценки 2 (максимальное сходство) при РАС (26 против 26).19,4 ожидаемое, χ 2 = 2,2), в то время как TD показал более низкую частоту такого балла (12 против ожидаемого 18,6, χ 2 = 2,3). Ни одно другое сравнение HFD не оказалось значимым. Та же процедура была применена к оценкам сходства, полученным для домов, чтобы оценить, была ли тенденция к гиперсходству специфичной для человеческих фигур или распространялась также и на других субъектов. Следует отметить, что ни одно из трех сравнений домов не дало значимых результатов (все p > 0,4).

      Несмотря на то, что корреляционный анализ между зрелостью в HFD и оценками ToM показал, что обе группы не являются значимыми на всех трех рисунках, между TD и ASD выявилась другая закономерность.Действительно, в то время как TD показал тенденцию к значимости на всех рисунках (все p около 0,08) и коэффициенты r около 0,4, ASD потеряли значимость со значениями r около 0.

      . Что касается корреляции между зрелостью и распознаванием эмоций, TD показал значительную положительные результаты для HFD-мужчин и HFD-женщин, в то время как для HDF-self не было обнаружено никакой связи. Следует отметить, что эта картина была полностью изменена при обследовании детей с РАС, у которых была обнаружена значительная корреляция между HFD-self и AR, в то время как были обнаружены незначительные результаты для HFD-мужчин и HFD-женщин.Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2.

      4. Обсуждение

      Тесты, основанные на рисунках фигур человека, давно привлекают внимание клиницистов и психологов, вероятно, из-за простоты и экологичности их проведения, с целью для достижения суррогатного измерения интеллекта детей [30]. Тем не менее, значительный объем литературы неоднократно подвергал сомнению достоверность тестов HFD [31,32], в частности, когда исследуются не нейротипичные люди.Более того, отсутствие четких рекомендаций по этому вопросу приводит к несоответствиям в клинической практике развития нервной системы, где тесты HFD рассматриваются с релевантностью, охватывающей спектр от незначительной до завышенной. Относительно детей с РАС, хотя несколько исследователей предложили полезности тестов HFD для оценки этой популяции [9,33], есть несколько хорошо известных тематических исследований, в которых дети с аутизмом, сопровождающимся тяжелым когнитивным дефицитом, продемонстрировали превосходные способности к рисованию [34,35].Результаты настоящего исследования согласуются с мнением о том, что ASD имеют более низкую зрелость в рисовании, чем TD. В соответствии с пересмотром DAMT Харрисом (1963) [3] мы попросили участников нарисовать три разные человеческие фигуры, но между ними не было выявлено существенных различий, что свидетельствует о глобальном снижении функциональности в рисовании, а не о характерном признаке для данного предмет (см., например, [36]).

      Эти данные свидетельствуют о том, что использование тестов HFD у людей с аутизмом может быть неоправданным, поскольку они не обеспечивают элементы, подходящие для управления клинической рутиной.Действительно, оценки зрелости получаются путем нормализации относительно нормативной популяции TD, которая имеет в среднем более высокие оценки. Чтобы быть полезными и информативными на индивидуальном уровне, следует собирать данные из нормативной популяции, включающей только детей с РАС, или, по крайней мере, клиницистам должны быть предоставлены эталонные значения в отношении диапазона показателей зрелости, специфичных для аутичных людей.

      После того, как установлено, что на сегодняшний день зрелость не может информировать об отдельном ребенке с РАС, все еще возможно, что баллы в HFD коррелируют с функционированием определенных доменов.Вот почему мы протестировали у тех же участников конструкт социального восприятия, отражающий различные психологические процессы, в основном вовлеченные в симптоматологию РАС, т. е. ToM и AR. ToM определяется как когнитивная способность, ведущая к осознанию того, что у других есть разум с психическими состояниями, информацией и мотивами, которые могут отличаться от ваших собственных, что позволяет человеку когнитивно объяснять поведение других [37]. В нашем исследовании, согласующемся с предыдущей литературой [см. 17], оценки ToM показали высокую сегрегацию между ASD и TD, однако в обеих группах не было выявлено корреляции с показателями HFD.Это предполагает определенную независимость между результатами в тестах HFD и ToM, что, в свою очередь, отражает сегрегацию между основными функциями. Что касается аффективного распознавания, была выделена совершенно другая закономерность. Действительно, при факторном анализе не было обнаружено никаких различий, что свидетельствует о глобально сохраненной (или восстановленной с помощью реабилитационного вмешательства) способности детей с РАС явно распознавать эмоциональные выражения по сравнению с контрольными сверстниками. Наши результаты соответствуют данным Narzisi et al., [38], которые обнаружили, что дети с РАС показали такие же хорошие результаты, как и дети с ТР, в тесте на распознавание аффектов (см. также [39]), а также Трейси и др., [40], в которых участникам с РАС удалось решить, является ли эмоциональная фотография соответствовала целевой эмоции. Однако есть некоторые свидетельства атипичных процессов восприятия лица у людей с РАС [41,42]. Действительно, в то время как дефицит обработки лица не является патогномоничным (то есть не является окончательным диагностическим признаком), у многих детей наблюдаются значительные нарушения кодирования черт лица.Кроме того, Kuusikko et al. [21] указали, что, несмотря на то, что распознавание эмоций может улучшаться с возрастом у детей с РАС, оно никогда полностью не достигает уровня типично развивающихся людей. Трудности с социальным познанием не всегда возникают в структурированных тестовых ситуациях, особенно у высокофункциональных людей с РАС, и это может объяснить такие противоречивые результаты. Согласно Harms et al. [43], некоторые люди с РАС могут использовать компенсаторные механизмы (такие как явные когнитивные процессы), делающие выполнение задач по распознаванию лицевых эмоций адекватным в тестовых ситуациях, в то время как атипичная обработка стимулов показана в нейровизуализационных исследованиях. 44] и трудности с распознаванием эмоций в реальных жизненных ситуациях [45].

      Помимо факторного анализа, мы провели корреляционный анализ между баллами, полученными в HFD по Шкале зрелости, и баллами, полученными в тесте на аффективное распознавание для обеих групп, чтобы получить представление о возможной связи между распознаванием эмоций и производительностью рисования в разных группах. нарисованные предметы. Наши результаты указывали не только на наличие положительных и значимых корреляций, но и на то, что они в значительной степени различались между группами. Дети с TD показали показатель зрелости, значительно связанный с распознаванием аффектов при рисовании других людей, но не в автопортретах.Противоположная картина проявилась у детей с РАС, чья единственная зрелость в автопортретах значительно коррелировала с показателями аффективного распознавания.

      Такой результат можно интерпретировать очень интересным образом: у ТР детей способность распознавать эмоции других может лежать в основе способности графически представлять других. В свою очередь, у детей с РАС распознавание эмоций не связано со зрелостью представления о других, а коррелирует только со зрелостью представления о себе.Другими словами, навыки аффективного распознавания могут использоваться TD для декодирования внешнего социального мира, но ASD только для самовыражения/представления.

      Можно предположить, что эта избирательная связь отражает недостаток опыта социального мира у РАС [10] из-за их социально-коммуникативных атипичных особенностей и бедности в отношениях, что еще больше влияет на их когнитивный стиль [46]. Связь между зрелостью и социальными коммуникативными навыками очень взаимозависима у детей с РАС и стала предметом обширных теоретических и эмпирических исследований [47].У детей с ТР положительный социальный опыт в раннем возрасте был связан с более поздними результатами зрелости [48,49]. Как сообщает Vivanti (2016) [47], напротив, вполне вероятно, что измененная общительность в ходе раннего развития может уникальным образом влиять на социальные аспекты обучения, включая де-факто ингредиенты, лежащие в основе аффективного узнавания. тест рисования человеческой фигуры, мы оценили тест копирования дизайна из NEPSY-II [27], чтобы получить показатель общей производительности рисования, сравнительный между двумя группами.Факторный анализ показал достоверную разницу между детьми с РАС и детьми с ТР с трудностями в общей способности копировать двухмерные геометрические фигуры для первой группы, что свидетельствует о слабости зрительно-моторной интеграции. Общая способность к копированию, как правило, связана с сохраненными зрительно-перцептивными навыками, и наши результаты согласуются с проверочным исследованием NEPSY-II, проведенным Korkman et al. [27] и в более позднем исследовании Narzisi et al. [38]. Аналогичная разница была обнаружена для процесса копирования дизайна, и этот эффект возник в основном за счет одной из его субшкал, а именно моторного субтеста.Кроме того, в этом случае группа с РАС демонстрировала трудности с контролем мелкой моторики, что соответствует большому объему литературы, указывающей на двигательную дезорганизацию как на одну из определяющих черт аутизма [50].

      5. Выводы

      В заключение, наше исследование показывает, что дети с РАС имеют выраженный дефицит в тесте рисования человеческой фигуры. Отсутствие глобального консенсуса в интерпретации результатов HFD, а также нормативных данных, характерных для аутизма, свидетельствует в пользу совместных усилий психологии развития и нейропсихиатрии для создания надежной основы для оценки людей с РАС.

      Однако вне клинической практики тесты, основанные на HFD, могут быть рассмотрены в фундаментальных исследованиях для выявления зависимостей между способностями к рисованию и нейропсихологическими особенностями, что, возможно, даст подсказки о функционировании аутизма. Таким образом, мы показали существование связи между зрелостью в HFD и распознаванием аффекта, но специфичность этого результата для аутизма с нарушениями развития нервной системы, а также нейронные механизмы, лежащие в основе этого изменения, еще предстоит установить.Чтобы ответить на эти вопросы, будущие исследования могут рассмотреть возможность тестирования дополнительных групп пациентов, возможно, с аффективными нарушениями и сопровождающими HFD нейрофизиологическими записями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.