Что нарисовать к сказке о царе салтане. Конспект занятия в старшей группе по художественному творчеству
Дети
Урок о том как рисовать царя Салтана подготовлен по просьбе Марии Журавской, наверно одной из самых маленьких наших читательниц. Картинку взял я из мультфильма. Это момент, в котором царь Салтан сильно рассержен новостями от торговцев и хочет навестить неизвестный остров, на котором живет князь Гвидон и его прекрасная жена. Мультфильм снят по одноименной сказке , которого я уже тоже успел нарисовать ранее. Можете попробовать и его изобразить, но после того как изобразите Салтана:
Как нарисовать царя карандашом поэтапноШаг первый. Изобразим с помощью геометрических фигур тело царя. Голову можно круглую сделать, у меня как-то так получилось:
Шаг второй. Изображаем корону, нос картошкой и бороду царя.
Шаг третий. Добавим нахмуренные брови и волосы. На царской одеже изобразим несколько символов, это обязательно надо. Без них царь не царь.
Шаг четвертый. Дабы картина казалась живой надо еще добавить теней. Повторите как у меня:
Хотите еще рисунки героев из сказок? У меня есть, вот.
В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать сказку Пушкина, как нарисовать сказку о царе Салтане карандашом поэтапно. Нарисуем 2 иллюстрации к сказке. Сказка о царе Салтане — это сказка, по которой есть много мультфильмов и фильмов. Она довольно длинная, о том, что царь встретил царицу, родила она ему сына, когда он был на войне и отослала ему гонца, чтоб он обрадовался. Однако завистники послали другого гонца и в письме было написано, что родила царица не то сына, не то дочь, не то невиданную зверюшку. Царь поверил и разозлился. Послал с ответом другого гонца. Однако те же завистники, послали своего и сказали, чтоб царевну с ребенком поместили в бочку и бросили в океан. Вот этот эпизод мы будем рисовать. Потом еще нарисуем второй эпизод, где говорится о белке, которая живет в хрустальном замке и шкарлупа от орех золотая.
Итак, начнем с белки и закончим океаном с бочкой, где сидит Царевна и сынок, который растет не по дням, а по часам.
Вот скриншот с советского мультфильма, однако мы всю картину не будем рисовать.
Нарисуйте вот такой домик, чтоб было ровненько используйте линейку. Т.е. рисуем прямоугольник, сверху него треугольник, по бокам дополняем по прямоугольнику. Дальше на внешней стороне отделяем колонны, рисуем вход и вместо лестницы будет просто спуск, на верхнем отделении будет сидеть белка.
Вот готовый рисунок хрустального замка с белочкой по сказке Пушкина «Сказка о царе Салатане».
Теперь рисуем эпизод. когда бочка плывет по морю, а там находятся Царевна и сын Царевич.
С правой стороны листа рисуем волны.
Потом бочку.
Детализируем бочку, и проводим линию, т.к. часть бочки находится в воде.
Рисуем волну, просто кривизной изображайте ее.
Стираем часть бочки под волной и дорисовываем брызги, горизонт, волну слева.
Теперь можно закрасить.
Можете использовать краски акварель или гуашь.
Специально для детей и взрослых — начинающих художников: рисуем белку, схемы и советы.
Белка – любимое детьми животное, персонаж многих сказок и мультфильмов. Ее часто изображают на Новогодних открытках как проворную помощницу Деда Мороза. После визита в зоопарк или прогулки в лесу ребенок, увидевший рыжую проказницу на дереве, возможно, кормивший ее из рук, захочет ее нарисовать. В помощь ему и родителям – советы и пошаговые инструкции.
Как нарисовать белку поэтапно карандашом для детей и начинающих?
Тем, кто учится рисовать, и детям лучше всего начинать рисунки с геометрических форм, напоминающих отдельные части будущей целой фигуры.
- Так, для белки такими формами станут два овала. Один, напоминающий яйцо, должен быть размещен ровно, а другой, поменьше, должен помещаться, например, сверху, слева от большого.
- Овал размером поменьше (там, где будет голова) должен иметь наклон влево, располагаться на расстоянии от большего (того, где будет тело).
- Теперь можно подойти к прорисовыванию шеи, для этого плавными линиями нужно соединить голову и тело.
- Следующий этап – на большом овале, на теле, рисуются бедро и задняя лапка, а она
крупная и устойчивая. Передняя лапка маленькая, плавно изогнутая, и на ней будут крохотные пальчики. - Передняя лапка изогнута таким образом, как будто белка поднесла к себе орешек.
- В рисунке уже угадывается зверек, но ему не хватает его отличительной и самой заметной детали – хвоста!
Хвост у белки, как правило, выше ее самой, выше ее головы. Он пушистый, но пока это лишь его контуры, поэтому стоит нарисовать плавный изогнутый овал, из которого потом будет детализироваться хвостик. Хвостик детализируется с помощью зигзагообразных штришков разных размеров. Это придаст ему вид пушистости. - Теперь можно перейти к прорисовыванию глазок, носика, пальчиков на передних лапках. Пусть они очень маленькие, но белочка крепко держит в них орешек, и такая детализация придаст рисунку живости.
- А еще не забыть про ушки! Ушки у белки торчком, с кисточками!
Чтобы рисунок получился оживленнее, стоит добавить полоску на тельце белки, которая как бы разделяет ее спинку и животик, ведь шерсть там разная.
ВИДЕО: Рисунки карандашом, Белка
Как легко нарисовать белку по клеточкам?
Рисунки по клеточкам называются графическими диктантами, и, на самом деле, это очень увлекательное занятие.
- Можно сделать расчет по клеткам, чтобы изобразить фигурку животного.
- Можно попробовать двигаться по клеткам самому, начав с основания, то есть, с задних лапок белочки, на которых она сидит. Дальше будет движение вверх, с приданием объема телу и хвосту, переход к голове и вырисовывание ушек.
- В конце нужно не забыть поставить точки в углу соответствующих клеток на месте глазок и носика белки.
Белка по клеточкам: графический диктант.
Как нарисовать белку из сказки о царе Салтане?
Белка в сказке о царе Салтане не простая. Как известно, она затейница и искусница.
Рисунок: белка из сказки о царе Салтане.
Изображение должно передать белку в движении, в хорошем настроении, возможно, в плясе, ведь она песенки поет, с драгоценными орешками разбирается.
- А еще в сказке белка живет в теремке, а такие теремки имеют крышу-маковку, цветные резные украшения на стенах и колоннах.
- Важно нарисовать такой белке орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами. Например, восьмигранники вполне подойдут, чтобы изобразить изумруды.
- Рисунок лучше начинать с белки. В этот раз белке нужно нарисовать обе задние и обе передние лапки, как будто она повернулась вполоборота.
- Когда дело дойдет до детализации, нужно постараться, чтобы глазки у белки выглядели лукаво и задорно. Может, придется делать попытку несколько раз.
- После того, как белочка будет готова, нужно нарисовать ей красочный домик, пару мешочков – для золотых скорлупок и для драгоценных каменьев.
Белка из сказки о царе Салтане в теремке.
ВИДЕО: Белка картинки. КАК НАРИСОВАТЬ БЕЛКУ карандашом поэтапно?
Как нарисовать белку на дереве?
Сначала нужно определиться, как хочется нарисовать белку – статично сидящей на ветке или в прыжке, перепрыгивающей с ветки на ветку, или взбирающейся по стволу.
В зависимости от того, каков будет рисунок, выбирать можно из вариантов:
- Сначала рисуется белка, как, например, было описано выше, а потом ей под лапки пририсовывается ветка.
- Если хочется нарисовать белочку в движении по стволу, то тогда пропорции ее тела нужно начинать рисовать несколько по-другому, но, снова-таки, начиная со схем, а это несколько вытянутых окружностей. Сверху – маленькая – для головы, потом тело и хвост. После все окружности превращаются в части тела белки, производится детализация.
Ствол дерева, по которому взбирается белка, лучше сделать слегка наклоненным. - В конце рисунку нужно придать реалистичности и объемности, нанеся штриховку, обозначающую затененные места.
Белка на дереве возле дупла: рисунок для детей.
Чижова- Cоложенцева Ольга
Конспект занятия в старшей группе по художественному творчеству. Рисование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Конспект Занятия в старшей группе по изобразительной
деятельности.
Рисование по сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »
Цель : Учить видеть сказочный образ героев в сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;
Создать у детей настроение для передачи сюжета сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;
Учить детей использовать цвет и оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки. Использовать в своей работе материал : акварель, гуашь, восковые мелки, свечу.
Материал :
Репродукции иллюстраций по сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »
Запись литературного чтения сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;
Текст сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »
Ход занятия:
Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам прочитаю :
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Ребята, кто написал эту сказку ? (ответы детей) .
Да, это А. С. Пушкин , а сказка называется «Сказка о царе Салтане » .
Дети :
Про царь лебедь
Вот идет молва правдива :
За морем царевна есть ,
Что не можно глаз отвесть :
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
Про белочку
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Про богатырей
В свете есть иное диво :
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Ребята, а какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении. Например, царевну , которая выходит из моря.
Если сделать море голубым с белыми прожилками, то получится Царевна — лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на
Лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.
Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в музей сказок , где и увидим иллюстрации к сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »
Когда войдешь в музей искусства
Откроешь тайну красоты
Слилось в ней все :
И мысль, и чувство
Талант, художник , чудо, ты
Художник может все нарисовать : и корову, и траву, и деревья, и цветы, и лес, и дом. Ведь у него профессия такая — дарить прекрасное, и этот труд чтут все люди на земле.
Итак, вперед, в прекрасное. Ребята, перед вами иллюстрации. Они словно живые. В этих картинах художник как бы остановил время, в них запечатлены его впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?
Ответы детей :
Мне хочется войти в эту картину и превратиться в такую же красавицу девицу.
А мне хочется станцевать красивый танец и передать всю прелесть этого чуда в движении.
А мне хочется превратиться в дядьку Чернамора и быть таким же сильным как он.
Физкультминутка «Кем я себя чувствую» .
Под музыку входит красавица лебедь :
Все в сборе?
Здравствуйте, я рада.
Вы так красивы, я гляжу!
А я из сказки к вам пришла
Меня зовут Царевна — лебедь .
Навстречу к вам спешила я.
Я вас попрошу нарисовать те чудеса , которые вам понравились в сказке , но с условием : мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » .
После этого дети рисуют чудеса из сказки .
Готовые работы выставляются на выставке и ети комментируют их, вспоминая цитаты из сказки .
В этом уроке мы попробуем нарисовать Сказку о царе Салтане. Каждый из нас знаком с старыми русскими сказками. Они пропитаны добром и справедливостью, храбростью и силой духа. Естественно, они не могут не полюбиться зрителям. Сегодня мы нарисуем сюжет из «Сказки о царе Салтане». На ней изобразим царя и его царевну, которую он так любит. Картина пропитана нежностью и чувственностью.
Инструменты и материалы для рисования:
1. Белый лист бумаги;
2. Простой карандаш;
3. Ручка черная;
4. Цветные карандаши.
Этапы работы:
Фото 1. Нарисуем силуэты лиц царя Салтана и царевны;
Фото 2. Лица будут располагаться в профиль. Добавим черты лица. Сверху дорисуем головные уборы. У царя Салтана выглядывают волосы;
Фото 3. Прорисуем лица: глаза, брови и рот. У нарисованного царя Салтана добавим усы и бороду. Добавим одежду. На царе надеты варежки;
Фото 4. Прорисуем пальца на руке царевны и изображение солнца на одежде царя;
Фото 5. На заднем фоне изобразим колонны;
Фото 6. Лица и руку царицы штрихуем бежевым цветом;
Фото 7. Коричневым зарисуем волосы, бороду, усы и брови царя;
Фото 8. Черной ручкой наведем контур;
Фото 9. Губы и румянец на щеке сделаем розовым;
Фото 10. Голубым карандашом прорисуем одежду. Оттенок можно регулировать нажатием на карандаш;
Фото 11. Плащ и узор на варежке сделаем красным;
Фото 12. Синим прорисуем головные уборы и рукав царя;
Фото 13. Коричневым штрихуем варежку и рисунок на одежде царя;
Фото 14. Для фона применим желтый и голубой. На изгибах усиливаем цвет. Работа завершена.
Как нарисовать человека карандашом поэтапно
Похожие презентации:
Классический фотоальбом
Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов
Проект по технологии. Подставка под горячее
Гармоничные сочетания цветов
Иероним Босх
Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства
Кинофильмы и мультфильмы о Снегурочке
Стиль рококо в архитектуре
История русского кинематографа
Основы композиции. Правила и ошибки композиции
Начнем с основы анатомии человека.
Будем наших человечков упрощенно, как в стишке
Немного о пропорции
Задание: нарисуйте несколько «человечков» и посмотрите, насколько точно вы
соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание
пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас
не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.
Язык тела
Чтобы правильно изобразить человека, необходимо понимать какая поза будет
для него оптимальной при определенной ситуации .
Разберем это на примерах:
Человечки в действии.
Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические «человечки»
отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет.
Чтобы понять может ли человечек находится в такой позе – попробуйте сами
воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно.
Замахнулся для броска
танцует
бежит
Все эти позы естественные
напряжен
сидит, расслаблен
А вот эта поза кажется
неестественной,
доверяйте своей
интуиции – так стоять
неудобно.
Пришло время узнать почему в
некоторых позах стоять
неудобно и какие позы являются
неестественными.
Запомните: Поза зависит от равновесия!
Равновесие.
Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о
его центре тяжести. Человек ходит по земле благодаря
гравитации, то есть на основании закона всемирного
тяготения. Открыл этот закон Исаак Ньютон, тот самый
который сидел в этот момент под яблоней –
Смотрим картинку справа
А вот то — что необходимо запомнить: Центр тяжести
человека расположен внизу живота. Вес ног составляет
около половины веса тела.
На равновесие тела влияет расположение центра тяжести
относительно точек опоры .
Смотрите примеры
с пояснением:
Обычная походка человек в равновесии
Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В
результате человек находится в равновесии.
Падение.
Если центр тяжести находится в стороне от точек
опоры – то человек теряет равновесие и падает
влево.
Когда человек бежит, центр
тяжести находится впереди
точки опоры. Вы видите, что
такая неуравновешенная поза
приводит к тому, что человек
падает вперед. Естественно,
он не упадет, потому что
движется вперед и
поочередно выставляет ноги
вперед.
Прислонившись к
стене.
Человечек находится в
равновесии, потому что
центр тяжести находится
между двух точек
опоры: ноги и плеча.
Вторая нога не
принимает участия в
удержании равновесия.
Динамика разворота
Высокий удар ногой.
Центр тяжести находится
справа от точки опоры и
тело будет двигаться
вправо. Это придаст силу
удару. А человеку, чтобы
сохранить равновесие ,
придется развернуться.
Синим цветом выделена грудная клетка и позвоночник
Вспоминаем как мы рисовали
схематичного человечка с узлами на
суставах. Дополняем его ключицами,
грудной клеткой, тазовой областью и
стопами. См. рис. справа
Расположение частей тела.
Презентация составлена с использованием рисунков
Уильям Ли, The Elfwood fantasy art resources.
English Русский Правила
Как нарисовать кота Пушина
44,5 тыс. акций
Узнайте, как нарисовать великолепно выглядящего кота Пушина , с пошаговыми инструкциями и видеоуроком. .
Следуя простым шагам, вы тоже легко сможете нарисовать красивого кота Пушина.
Перейти к пошаговым инструкциям.
Полный рисунок кота Пушина Пушин — мультяшный кот, созданный Клэр Белтон и Эндрю Даффом для их веб-сайта Everyday Cute.
Пушин — «пухлая, пузатая» короткошерстная серая полосатая кошка, основанная на собственном питомце Белтона, спасенном из приюта котенком. Ее имя происходит от ирландского слова puisín, что означает «котенок».
Пушин впервые появился в 2010 году в комиксах и анимированных стикерах для обмена сообщениями в формате GIF. К 2011 году у нее был собственный веб-сайт, а ее первая книга, сборник комиксов под названием «Я — кошка Пушин», была опубликована в 2013 году.
В книге рассказывается о Пушин и ее сестре Сторми. У нее также есть собственный набор смайликов на Facebook, и теперь фанаты могут подписаться на ежеквартальную «Pusheen box» — коллекцию товаров, таких как кружки и футболки, которые доставляются на дом.
Прокрутите вниз, чтобы найти PDF-файл этого руководства, который можно загрузить.
Как Пушин стал таким популярным? В течение многих лет популярность «видео о кошках» на YouTube и других веб-сайтах подразумевала увлечение Интернета милыми кошками.
Другие известные кошки включают Grumpy Cat и Lil Bub. Пушину также предшествуют другие мультяшные коты из печатных страниц до Интернета, такие как Хитклиф, Гарфилд, Гоббс и Кот Феликс.
Хотите нарисовать кота Пушина? Это простое пошаговое руководство по рисованию здесь, чтобы помочь.
Все, что вам нужно, это карандаш, лист бумаги и ластик. Вы также можете раскрасить готовый рисунок.
Если вам понравился этот урок, см. Также следующие руководства по рисованию: Кошачья морда, Кошка и Простой кот.
Пошаговые инструкции по рисованию кота Пушина
Как нарисовать великолепного кота Пушина для детей, начинающих и взрослых. Шаг 1
1. Начните с рисования овала. Это поможет вам очертить круглую голову и тело Пушина.
Рисунок кота Easy Pusheen — шаг 2
2. Протяните линию вверх от края овала ближе к вершине. Согните линию в плавной точке, позволяя ей проходить внутри овала. Это формирует первое ухо. Затем вытяните линию по горизонтали, прежде чем снова нарисовать ее вверх и выйти из овала. Согните линию в плавной точке и соедините ее с противоположной стороной овала, охватывая второе ухо.
Рисунок кота Easy Pusheen — шаг 3
3. Протяните длинную изогнутую линию вниз от края овала. Позвольте ему соединиться с нижней частью овала, продолжая заканчиваться на противоположной стороне овала. У вас будет закругленная форма с каждой стороны, очерчивающая контуры тела Пушина.
Рисунок кота Easy Pusheen — Шаг 4
4. Сотрите направляющие линии, оставленные исходным овалом, оставив четкий контур кота.
Рисунок кота Easy Pusheen — шаг 5
5. В верхней части фигуры нарисуйте глаза. Для каждого глаза заштрихуйте маленький круг. Между глазами нарисуйте рот. Начните с маленькой широкой линии в форме буквы «W». Затем используйте короткую изогнутую линию, чтобы заключить открытый рот под нее.
Легкий рисунок кота Пушина — Шаг 6
6. Нарисуйте усы на каждой стороне лица, используя длинные изогнутые линии, которые начинаются внутри фигуры и выходят наружу. Используйте короткие изогнутые линии, чтобы нарисовать полосы на макушке кошки.
Легкий рисунок кота Пушина — шаг 7
7. Нарисуйте руки Пушина, используя изогнутые линии, как сплющенную, перевернутую букву «С». Приложите полосы вдоль стороны кошки, используя аналогичные линии в форме буквы «С».
Добавьте больше деталей к изображению кота Пушина — Шаг 8
8.Приложите ступни вдоль нижней части туловища, используя линии в форме перевернутой буквы «С».
Завершите контур рисунка кота Пушина — шаг 9
9.Нарисуйте хвост. Вытяните длинную изогнутую линию наружу от тела. Удвойте линию на себя, закрывая хвост. Обвяжите хвост парами коротких изогнутых линий.
Раскрась рисунок кота Пушина
10. Раскрась кота Пушина, обычно изображаемого серым полосатым.
Ознакомьтесь с нашими руководствами по рисованию животных, чтобы узнать больше о забавных забавных эскизах, в том числе о том, как нарисовать кошачью мордочку, мультяшного кота и простого кота. Вы даже можете научиться рисовать кота Гарфилда!
Дополнительные уроки по рисованию вещей см. в посте «100 лучших уроков по рисованию».
Простой, шаг за шагом, учебник по рисованию кота ПушинаНажмите ЗДЕСЬ, чтобы сохранить урок в Pinterest!
Учебное пособие по рисованию кота Пушина — легко и весело Страницы для печати
ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Все еще видите рекламу или не можете загрузить PDF-файл?
Во-первых, убедитесь, что вы вошли в систему. Вы можете войти на странице входа участника.
Если вы по-прежнему не можете загрузить PDF-файл, вероятное решение — перезагрузить страницу.
Это можно сделать, нажав кнопку перезагрузки браузера.
Это значок в виде круглой стрелки в верхней части окна браузера, обычно расположенный в верхней левой части (вы также можете использовать сочетания клавиш: Ctrl+R на ПК и Command+R на Mac).
«Встреча Модильяни» — в ГМИИ им.

Виталий Мишин
Артикул:
ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ
Выпуск журнала:
Специальный выпуск. ИТАЛИЯ-РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР
Название выставки ясно говорит о том, что это первый по-настоящему масштабный показ произведений гениального итальянского мастера в России. Художественное наследие Модильяни разбросано по всему миру, в музеях и частных коллекциях – и только международные выставочные проекты имеют возможность представить сколько-нибудь значительное количество работ этого художника, пусть и на ограниченное время. В московском проекте приняли участие более 20 музеев и частных коллекций Европы и Америки. В итоге организаторам выставки удалось представить 25 картин, одну скульптуру и 27 рисунков вместе с архивными материалами. (Российским музеям принадлежат только две работы мастера — рисунки в собрании ГМИИ).
Выставка представляет собой своего рода модель мира Модильяни в его сжатом виде. Именно внутренняя динамика экспонатов, а не их количество, определяет эту подачу: в экспозиции важно было сохранить правильную пропорцию и баланс, демонстрируя различные стороны творчества мастера, прослеживая его художественную эволюцию, делая акценты на его величайших достижениях. достижения.
На выставке представлены ранние работы Модильяни 1908-1909 годов, а также работы, созданные в последние годы его жизни. Последние можно было бы описать собственными словами Модильяни, взятыми из его писем, как «творения, достигшие высшей точки, но отражающие следы каждой ступени совершенного развития». Например, можно провести сравнение между «Портретом Жана Александр» (1909), которая легко соответствует представлению о влиянии и идеях Сезанна, и «Маленький крестьянин» (1918) из лондонской галереи Тейт: было бы неверным утверждать, что в своих поздних работах Модильяни отошел от идей Сезанна, однако в некоторых невообразимым образом Модильяни удалось их сублимировать. В течение своей недолгой творческой жизни Модильяни увлекался различными авангардными течениями, но все же он в первую очередь следовал своему внутреннему компасу, который руководил им в разработке собственного стиля. В своих ранних письмах Модильяни писал: «во мне рождается что-то плодотворное и требует всех моих усилий». По словам того же письма, «нечто плодотворное» есть «своя правда о жизни, красоте и искусстве». Усилия, о которых говорил Модильяни, не были направлены на ниспровержение традиционных ценностей или на анализ отдельных элементов художественного языка: все эти усилия были направлены на их синтез. Это было гораздо больше, чем слияние опыта современных мастеров; памятники Древнего Египта, классической Греции, африканские маски, итальянская живопись эпохи Возрождения и образцы маньеризма – все эти составляющие гармонично и тесно переплелись в творчестве Модильяни. В конечном итоге это смешение вылилось в совершенно новое и уникальное явление, которое мы сейчас называем «стиль Модильяни», который в лучших своих образцах сродни чистым кристаллам.
Рисунки, представленные на выставке, интересны прежде всего тем, что что они послужили испытательным полигоном для легко узнаваемой модильянской «формулы красоты». В частности, это отражено в серии рисунков кариатид и голов, в основном связанных со скульптурным творчеством Модильяни. «Голова женщины» — единственная скульптура, представленная на этой выставке, которая служит своего рода краеугольным камнем всего представления, почти как стилистическим камертоном выставки. Эта скульптура демонстрирует, что уже в XIX в.10-е годы Модильяни создавал произведения, демонстрирующие исключительную чистоту художественного языка.
Однако доминантой этой выставки являются его портреты. Акцент кажется оправданным, учитывая приоритет этого жанра в творчестве Модильяни. Портреты размещены по обеим сторонам Колонного зала, создавая образ портретной галереи. В этих портретах легко узнаются лица из ближайшего окружения художника (Хуан Грис, Пикассо, Жак Липшиц, Пинкус Кремен, Леопольд Зборовский), а также женщины, которых он любил (Беатрис Гастингс и Жанна Эбютерн). Прогуливаясь по этой портретной галерее, нельзя не задаться вопросом, имел ли для Модильяни более глубокий, более мистический смысл сам акт написания портрета: возможно, именно поэтому имена его моделей написаны крупными буквами на некоторых его полотнах. Вырванные из потока жизни и помещенные в вакуум пространства картины, его модели помещаются в мир, где время уже не имеет на них влияния. Многие из этих портретов при стройности их линейной композиции на самом деле являются пластическими метафорами одиночества. В этом отношении вспоминается наблюдение Анны Ахматовой, сделанное при встрече с Модильяни: «Он казался ей как бы «тесно окруженным одиночеством». Портреты Модильяни определенно несут в себе вес мировоззрения их создателя. отмечал «оцепенение и фатализм» своих моделей. Зрители также увидят портреты подростков; Модильяни удалось остро ощутить их ранимость или недетскую осознанность перед лицом жизни, и передать эту эмоцию на полотно.
Среди рисунков, представленных на выставке, много портретов, среди которых портреты таких известных личностей, как Поль Александр, скульптор Бранкузи, поэт Блез Сандрар и другие. Некоторые из этих рисунков на самом деле были подготовительной работой для более поздних картин, тогда как другие представляют собой самостоятельные произведения искусства; этот тип графики, чаще всего портреты карандашом на бумаге, усовершенствованные и оформленные Модильяни, представляют собой отдельный класс искусства.
Другим аспектом искусства Модильяни являются его знаменитые обнаженные тела, представленные на выставке первоклассными произведениями искусства. Три «обнаженные» создают визуальный центр выставки, сразу привлекая внимание зрителя.
Эти «ню» создают своего рода триптих — торжество «языческой» красоты. Эти картины показывают, что Модильяни удалось сохранить чисто пластические ценности, глубоко уходящие корнями в средиземноморскую культурную традицию, в том числе в искусство итальянских мастеров. Однако любые возможные ассоциации с произведениями Тициана или Эдуарда Мане не могут заслонить того факта, что мы имеем дело с новым, современным восприятием женской наготы.