как в ней работать и как она повлияет на искусство, художников и фотографов? Объясняет Лев Манович — эксперт в области цифровых технологий
От Midjourney — нейросети, нарисовавшей, кажется, уже все, что можно, во всех стилях и варициях, — сегодня ни спрятаться, ни скрыться. Значит ли это, что искусственный интеллект вытеснит художников, фотографов и дизайнеров? Можно ли работать с ним в команде? И почему век современного изобразительного искусства (неважно, использовал художник передовую технологию или нет) в принципе недолог? С этими (и не только) вопросами «Правила жизни» пришли к эксперту в области цифровых технологий и исследователю новых медиа Льву Мановичу. Кстати, 26 марта он прочитает лекцию в Музее криптографии о «поворотном моменте в истории искусства» и эстетических инновациях.
Теги:
интервью
искусственный интеллект
современное искусство
Я наблюдаю сейчас, как Midjourney начали использовать дизайнеры, которые работают в digital fashion, для эскизирования.
Мой первый опыт использования компьютерной графики был в 1984 году. Так что я пережил уже несколько технологических революций в культуре — например, когда появился Apple Macintosh, когда появился интернет, когда появились социальные медиа. То, что начало происходить в области искусственного интеллекта прошлым летом с появлением Midjourney, Stable Diffusion, DALL-E 2, RunwayML, — это не меньшая революция, а, возможно, даже большая. Некоторые обозреватели сравнивают это событие с изобретением фотографии. Да, я думаю, что действительно так. ИИ — это очень мощный инструмент для коммуникации. Не надо уметь моделировать в 3D — идея передается мгновенно в удобной для восприятия форме. Сразу показываем эскиз уже на модели на подиуме.
Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. За последние пару месяцев я посмотрела тысячи разных изображений, сгенерированных в Midjourney. Но даже те, что были созданы по сложным запросам, тщательно отобраны и затем обработаны, слишком похожи на остальные творения программы. Как будто все они разлиты из одной бочки. Вам так не кажется?
В июле прошлого года все вокруг меня начали играть с Midjourney, и я тоже, конечно.
Сначала нам казалось, что там существует бесконечное пространство идей. Но прошло несколько месяцев — и многие начали понимать, что пространство это небезгранично. Например, вы придумываете фэшн-образы, несуществующие фантастические ткани. И в какой-то момент вы как будто наталкиваетесь на стену — все следующие образы напоминают предыдущие.
Есть онлайн-библиотека Андрея Ковалева, которая содержит сотни стилей, протестированных в Midjourney, основанных на работах известных художников, модельеров, фотографов и т. д. Если вы чувствуете, что застряли в использовании инструментов ИИ, попробуйте использовать любой из этих стилей.
ИИ-инструменты имеют большие ограничения. Это напоминает мне ситуацию 1980-х годов, когда появился постмодернизм и всем казалось, что это конец искусства: теперь мы можем делать коллажи из всего, что было раньше. Но спустя годы стало понятно, что постмодернизм — это просто определенный стиль со своей логикой и рамками.
Я считаю, что никогда новые технологии и инструменты не делали из плохих художников хороших. Мыслителей, которые предлагали новое видение, было мало во все времена. Сколько людей делали гениальные гравюры в XVI веке? Немного. Сейчас каждый может создать изображение с помощью ИИ и ощутить иллюзию творчества. Они могут получать огромное удовольствие от процесса. Но действительно интересный результат покажут те, кто хорошо владеет историей искусств и обладает значительным творческим опытом, чтобы с помощью конкретных запросов использовать нейросеть интересными и нетривиальными способами.
Когда мы смотрим на вселенную этих ИИ-картинок, видим, что большинство из них очень ограничены по содержанию и эстетике. То, что выходит из программы, уже нравится пользователям, поэтому они не считают нужным усложнять свои запросы. Стало просто сделать нечто конвенционально красивое. Но насколько это ваше? Это вопрос.
Складывается ощущение, что Midjourney в большинстве случаев выдает слишком глянцевую, гладкую, блестящую картинку. Смотря на эти «правильные» изображения, с ходу понимаешь: это AI. Связано ли это с тем, что программа считывает, что такие изображения нравятся людям, а люди задают именно такие запросы?
Смотрите, есть разные системы: Midjourney, Stable Diffusion, DALL-E 2. Например, создатели Midjourney часто употребляют такое выражение, как house style. Что это значит? У большинства людей нет художественного образования или насмотренности, поэтому они не будут создавать длинные, детализированные запросы к программе. Они напишут «нарисуй мне человека» — программа выдаст некий house style, который устроит большинство пользователей. Перед выходом новой версии создатели проводят исследование, когда любой юзер может поставить оценку изображениям. Получается, что этот «стиль по умолчанию» действительно удовлетворяет вкусы максимального процента людей, которые используют программу.
Как бы вы определили этот стиль? На какие примеры он опирается?
Это то, что называют concept art, art station — наработки для видеоигр. Мне кажется, что много пользователей Midjourney либо работают в индустрии игр, либо хотят в нее попасть. По крайне мере, их вдохновляет эстетика видеоигр. От программы они хотят получить что-то вроде портфолио — «вкусные» концепты для крупных игровых студий.
Сейчас началась настоящая гонка между крупными IT-компаниями за создание наиболее совершенного инструмента для работы с AI по самым разным задачам. Я не специалист, но создается ощущение, что инструменты в будущем будут контролировать корпорации, а значит, и влиять на то, какой эстетический результат будут получать художники.
Вот тут не соглашусь, ситуация не такая уж пугающая. Возьмем Midjourney — это не такая уж и большая компания, и ее основатель Дэвид Хольц не стремится сделать ее такой. Они сделали самый крутой инструмент генерации изображений, намного круче, чем нейросеть DALL-E, созданная при финансовой поддержке Microsoft.
Каждый раз, когда появляется новый инструмент, вокруг него появляется бешеная волна хайпа. Совсем недавно, два года назад, это случилось с NFT. Тогда я пару месяцев плотно сидела в Clubhouse, где эту тему обсуждали, и люди из криптотусовки прямо мне говорили: кураторы, арт-дилеры, вся система арт-рынка и музеев не нужны. Теперь каждый может продать свою картинку напрямую и диктовать, что круто с точки зрения эстетики, на основе величины своего комьюнити в Twitter и продаж на NFT-маркетплейсах. Сейчас начался хайп вокруг AI. В сообществах людей из CGI я теперь читаю, что «кожаные мешки», то есть живые художники, не нужны. Эти хлесткие выражения подхватывают популярные медиа и выносят в заголовки. Но, кажется, все немного так?
«Кожаные мешки» — звучит трагично. Конечно, мы с вами — «кожаные мешки»! Но достаточно симпатичные, надо сказать. (Смеется.)
Если взяться за историю искусства, то какое-то время мы смотрели на него с точки зрения техник и материалов — живопись, скульптура, акварель и так далее. В 60-е годы XX века искусство становится все более и более концептуальным в широком смысле: идея, концепция, авторская эстетика важнее, чем инструмент, который художник использовал. Поэтому утверждение «появилась новая технология — все старое забываем» — оно ошибочно, логика искусства уже 60 лет идет в другом направлении.
Парадоксально, но я заметил вот что. Художник использует самую передовую технологию, самый передовой инструмент для своего произведения. Но через несколько лет работа выглядит невероятно устаревшей. С карандашом или с чернильной ручкой и бумагой почему-то такого не происходит.
Я замечаю вот что: есть художники-евангелисты AI, которые уже давно сделали карьеру, сотрудничают с галереями и аукционными домами. Например, Марио Клингеманн или Джон Рафман, экспонент Венецианской биеннале 2019 года. На волне массового интереса к AI музейным институциям и арт-рынку как будто проще работать с авторами с именем, чем с ноунеймами, даже если их подход к использованию технологии и результаты намного интереснее. Это так или мне только кажется?
Начиная с 2018 года Christie’s и Sotheby’s начали делать аукционы цифрового искусства — они называют его generative art. Там есть художники-пионеры, которые начали делать такое искусство еще в 1960-е годы, — они старше меня. Я их очень уважаю, потому что тогда generative art занималась дюжина людей, им приходилось очень много думать, решать сложные задачи. Среди них есть женщины, например Вера Мольнар — ей 98 лет, и в прошлом году она была представлена на Венецианской биеннале и наконец-то получила признание. Одновременно с этими мастодонтами на аукционах продаются ребята, очень молодые, даже тинейджеры, как Fewocious, которые стали известны на волне интереса к NFT, — у них своя тусовка поклонников.
И эти художники продаются часто намного дороже, чем родоначальники направления. Будет ли у них такой же аукционный успех, как и через десять лет, непонятно — все-таки арт-мир достаточно консервативный.Консервативность арт-мира все-таки на цифровое искусство уже не распространяется.
Да, конечно. Лет пять–семь назад биеннале и музеи перестали с настороженностью смотреть на цифровые инструменты в искусстве. В Нью-Йорке я иду в район Челси, где сотни галерей, и вижу: digital там наравне с живописью, инсталляциями. В Art Forum обзоры о цифровых художниках написаны не хуже, чем о живописцах. Еще пять лет назад такого не было. Цифровые художники вошли в систему арт-рынка. Самых талантливых, пробивных выставляет и MoMA, и Tate, и Pace. Сейчас в MoMA идет выставка художника турецкого происхождения, который учился в Лос-Анджелесе, Рефика Анадола — недавно я написал текст о его работе для журнала MoMA. Он молод, но он работает в цифровом искусстве уже 15 лет и достиг большого успеха.
Но общие законы арт-мира пока не изменились. Все еще важно, как ты умеешь себя пиарить, где ты находишься физически. Когда появился web, то все говорили: теперь неважно, где ты живешь, ведь аудитория глобальная. Но до сих пор большинство известных авторов выбирают Нью-Йорк или Берлин.
Все-таки мир высокого искусства — это мир богатых людей. Только несколько тысяч человек в мире покупают искусство, которое стоит больше миллиона долларов. Эти люди крутятся в Лондоне, Нью-Йорке, Дубае, Гонконге. Арт-рынок формируется вокруг них. Печально, но за 30 лет не сформировался альтернативный художественный мир, который оценивает вас исключительно по таланту.
Расскажите о художнике, чей метод работы с Midjourney и финальный результат вас действительно зацепил.
С точки зрения стиля я видел много интересных вещей, но обычно это люди с опытом и образованием. Например, AI используют концептуальные архитекторы, создатели так называемой бумажной архитектуры. Это же как карандаш: один человек нарисует им нечто невероятное, а другой — банальное.
Я слежу за молодым художником Львом Переулковым, ему 25 лет. Он сделал интересную вещь: взял набор работ московских концептуалистов вроде Ильи Кабакова, обучил на собственной модели. У получившейся серии есть цельность и смысл. Потому что его датасет неслучаен — он думает, работает, тщательно отбирает изображения.
Item 1 of 2
1 / 2
Изображение из серии «Это все так знакомо, но этого никогда не было»
Лев Переулков/ Stable Diffusion
Буквально вчера мне попалась статья на Wired, где автор сравнивает сегодняшний день с концом XIX века, когда развитые страны начали производить огромное количество промышленных товаров. Одновременно с этим в Великобритании набирало популярность движение Arts & Crafts Уильяма Морриса. Это художники, которые обращались к безумно сложным рукотворным средневековым орнаментам, культивировали ремесло. Как вы думаете, на фоне популярности Midjourney нас ждет нечто похожее?
Вы знали, что в самом начале Bauhaus у этой школы были такие же идеи — возрождение ремесленнических традиций, а не обучение дизайнеров для промышленного производства? Arts & Crafts — это действительно было очень важное направление. Но сколько людей могло себе позволить купить их предметы? Возможно, что-то и будет в этом духе в XXI веке. Сейчас любой человек может делать картинки. Камеры новых айфонов дают качество, которое в прошлом веке можно было получить только от профессионалов за большие деньги. Но при этом в мире остались очень востребованные фотографы, с которыми работают фэшн-бренды и издания. Потому что эти люди гарантируют результат. Мастера, которые будут уметь делать объекты, останутся востребованны. Например, муранское стекло. Но будет очень мало этого, столько, чтобы закрывать потребность в уникальном у определенной прослойки общества. Конечно, инструменты вроде Midjourney в каком-то смысле обесценивают многолетнее обучение ремеслу, но гениев они не обесценивают. Но многим нынешним творческим профессионалам сейчас необходимо освоить новые навыки и подумать, что они могут предложить такого, что отличается от того, что может сделать ИИ.
Подробнее о лекции в Музее криптографии.
Хейлит – что это, классификация и лечение
Хейлит, или хейлоз, — это воспаление красной каймы, слизистой оболочки и кожи губ. В простонародье болезнь называется заедой. Воспалительный процесс может носить длительный характер, периодически обостряться. У здоровых людей молодого возраста нередко проходит самостоятельно, но у детей, пожилых людей и лиц с хроническими заболеваниями хейлит подлежит медикаментозному лечению. У пожилых высок риск лейкоплакии и озлокачествления процесса. По МКБ-10 хейлозу присвоен код К13.0.
Терапией хейлита занимается врач-стоматолог, терапевт, педиатр и другие специалисты узкого профиля — эндокринолог, инфекционист.
Причины хейлита
Хейлит может быть самостоятельным заболеванием и проявлением других патологий слизистых оболочек и внутренних органов. К самым частым причинам заболевания относят:
- Дерматозы. Слизистые оболочки и кожа губ могут быть вовлечены в патологический процесс при красном плоском лишае, псориазе, эритематозах и других заболеваниях кожи.
- Неблагоприятные факторы. Воздействие горячего и холодного воздуха, ветра, избыточное влияние УФ-лучей особенно часто выступают причиной хейлита у людей, работающих на открытом воздухе и при особых погодных условиях.
- Аллергические реакции. Аллергию могут спровоцировать химические факторы, ультрафиолетовые лучи, косметические средства и пр.;
- Другие заболевания. Вторичные хейлиты нередко развиваются на фоне атопического дерматита, экземы, неврита лицевого нерва и пр.
Ослабляют естественные защитные механизмы такие факторы, как переохлаждение, перенесенные оперативные вмешательства, длительная антибактериальная терапия, гиповитаминоз и т. д.
Симптомы заболевания
Хейлит на губах может проявляться по-разному в зависимости от формы болезни. Так, эксфолиативный вид воспаления чаще появляется у женщин, его основным признаком является шелушение. В основе недуга лежат неврологические и эндокринные расстройства. Шелушение возникает на красной кайме губ и не затрагивает кожу и слизистые оболочки. Болезнь редко распространяется на всю красную кайму, поэтому ее часть остается неизмененной.
При выраженной сухости кожи к шелушению присоединяются такие симптомы, как:
- чувство сухости губ;
- жжение;
- образование легко отделяемых чешуек.
Болезнь носит длительный, вялотекущий характер, время от времени возникают периоды обострения. Она редко проходит самостоятельно. При экссудативной форме может присоединяться болезненность, отечность губ, образование крупных корок.
Виды хейлита
Ангулярный
Ангулярный хейлит (ангулит), или заеда, представляет собой самую распространенную форму заболевания. Проявляется высыпаниями, покраснениями, локальным ощущением жжения и зуда, шелушением кожи, характерными трещинками в уголках рта.
Обычно источником болезни становятся факторы внешней среды, неправильная гигиена полости рта, аномалии прикуса. Усугубить состояние могут аутоиммунные и аллергические заболевания, недостаток витаминов, эндокринные патологии.
Врач может назначить антибактериальные, противогрибковые и регенерирующие препараты, средства для увлажнения и смягчения кожи.
Катаральный
Основные симптомы катарального хейлита — отек, боль, воспаление губ, протекающее с краснотой, иногда с шелушением. Эти симптомы обычно спровоцированы травмированием, химическим ожогом, неблагоприятными погодными условиями.
Местное лечение предусматривает применение гормональных препаратов, средств с SPF для защиты от ультрафиолета. Также может быть рекомендован прием витаминов группы В, биофлавоноида рутина, аскорбиновой кислоты. При обнаружении повышенной чувствительности к микробным агентам может быть назначена специфическая терапия.
Гландулярный
Гландулярный хейлит развивается на фоне разрастания малых слюнных желез и их последующего инфицирования. При врожденных патологиях признаки такого воспаления губ присутствуют почти во всех случаях. Приобретенное разрастание может быть связано с хроническими заболеваниями околозубных тканей, зубным камнем, множественным кариесом — болезнями, приводящими к инфицированию расширенных протоков.
Поражения нижней губы такой формой хейлита встречается чаще. Вторичный гландулярный хейлит, то есть приобретенный, может быть связан с предшествующими болезнями — лейкоплакией, плоским лишаем, системной красной волчанкой.
Болезнь начинается с сухости губ, которую сначала легко скорректировать с помощью косметических средств. В дальнейшем образуются трещины, которые углубляются и кровоточат. Состояние усугубляется из-за постоянного облизывания пересохших губ: трещины и язвы могут стать мокнущими, приобрести постоянный характер по причине неэластичности кожи губ.
Лечение этой разновидности хейлоза может предполагать местное применение противовоспалительных, регенерирующих и ферментных средств, а также оперативное вмешательство. Обязательно проводится устранение первопричины, если говорить о вторичном гландулярном хейлите, развившемся на фоне зубных отложений, множественного кариеса.
Болезнь не относят к предраковым состояниям, однако она может спровоцировать перерождение эпителиальной ткани, поэтому важно своевременно обратиться к врачу.
Контактный аллергический
Контактный аллергический хейлит развивается после воздействия аллергена — раздражителя. Самыми распространенными из них являются компоненты губных помад и других средств по уходу.
Аллергия может быть связана и с вредными привычками, например, постоянным нахождением во рту карандашей, ручек и других посторонних предметов. У музыкантов может развиваться профессиональный хейлит в связи с постоянным контактом мундштуков духовых инструментов с губами.
К основным симптомам болезни относят:
- сильный зуд;
- жжение;
- отечность губ;
- краснота кожи и слизистых.
Проявления усиливаются при контакте с аллергеном. Могут образоваться пузырьки разных размеров, их самопроизвольное или случайное вскрытие приводит к формированию язвочек и трещин. Хронические формы аллергического заболевания сопровождаются шелушением, небольшим зудом и отсутствием других признаков воспаления.
Актинический
Актинический хейлит относится к категории заболеваний, в основе которых лежит повышенная чувствительность к погодным и другим внешним факторам. Обычно возникает в ответ на инсоляцию. Такой хейлит может усугубляться из-за наличия соматических заболеваний, например, болезней печени или желчного пузыря, эндокринных патологий.
Экссудативные формы заболевания сопровождаются образованием корочек. Иногда формируются небольшие пузырьки, вскрытие которых приводит к появлению болезненных эрозий. При отсутствии экссудата главными симптомами служат боль, сухость, жжение губ. Актинический хейлит чаще перерождается в предраковые заболевания.
Медикаментозная терапия состоит в применении витаминов и гормонов, средств с УФ-фильтрами для защиты от солнца.
При отсутствии лечения, затяжном течении и частых обострениях красная кайма губ может изменяться — кожа становится ороговевшей, грубеет, появляются трещины и язвы. Если и они сохраняются долгое время, на их месте формируются уплотнения наподобие бородавок. Эти уплотнения представляют серьезный риск озлокачествления. Поэтому врач направит на микроскопическое исследование материала из патологического очага, чтобы убедиться в отсутствии раковых клеток.
Атопический
При атопическом хейлите главной причиной болезни служит одноименный дерматит, или нейродермит. Появляется у людей с аллергической предрасположенностью, а пусковым фактором могут служить лекарства, косметика, пищевые продукты, микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности.
Врачи отмечают, что усугубить состояние и повысить вероятность развития атопического хейлита могут такие факторы, как аномалии прикуса, неподходящая зубная паста (в частности, ароматические вещества в ее составе) и используемые местно препараты. К факторам риска относят также заболевания пищеварительной системы и лор-органов, эндокринные патологии.
Болезнь сопровождается краснотой губ, зудом и шелушением красной каймы, поражением уголков рта. После снятия острых симптомов может наблюдаться шелушение и утолщение кожи. Сухость стимулирует образование трещин.
Атопический хейлит начинается с воспаления, после чего появляется эритема, или краснота каймы. По мере развития болезни зуд может утихать, но воспалительный процесс сохраняется и прогрессирует, могут образовываться небольшие трещины и бороздки. Слизистая оболочка полости рта не затрагивается.
Лечение состоит главным образом в устранении причинных факторов, местном применении гормональных средств, препаратов с противовоспалительным и противозудным эффектом, антигистаминных лекарств. Во время терапии врач порекомендует придерживаться гипоаллергенной диеты. Важно исключить из рациона продукты, которые могут оказывать сенсибилизирующее действие.
Макрохейлит
Макрохейлит представляет собой часть синдрома Россолимо — Мелькерссона — Розенталя. Появляется на фоне неврита лицевого нерва и симптома складчатого языка. Развивается из-за инфекционно-аллергического воздействия на фоне генетической предрасположенности.
Макрохейлит проявляет себя следующими симптомами:
- увеличение губ;
- выраженный зуд;
- отечность других отделов лица;
- синюшно-розовый цвет отечных участков губ.
Поражаться могут одна или обе губы, щеки, верхние отделы лица. Неврит приводит к асимметрии лица, а носогубная складка сглаживается.
Гиповитаминозный
Гиповитаминозный хейлит губ развивается на фоне дефицита витаминов группы В. Появляется жжение, сухость слизистой оболочки полости рта и губ. Слизистые оболочки становятся отечными и красными, на красной кайме возникает шелушение, появляются трещинки, которые склонны к кровоточивости, что также связано с нехваткой витаминов. Язык может увеличиваться в размерах, на нем легко остаются отпечатки зубов. Лечение состоит в восполнении дефицита витаминов с помощью комплексной витаминотерапии или использования конкретных витаминов (например, группы B).
Кандидозный
При кандидозном хейлите воспалительный процесс сопровождается образованием белого налета на слизистых. Причиной этого заболевания служит размножение грибка рода Candida. Кандидозным хейлитом нередко страдают дети грудного возраста, люди после лучевой терапии и химиотерапии.
Это довольно редкая форма молочницы, которая развивается в результате сильного ослабления иммунитета, например, на фоне ВИЧ-инфекции, тяжелых хронических заболеваний пищеварительной системы, упорно протекающих бактериальных и вирусных инфекций. Хейлит развивается при длительном применении антибиотиков и иммуносупрессоров.
Поэтому для выздоровления нужно по возможности устранить первопричину. Врач предложит средства местного применения для уменьшения воспаления, а также системные препараты для укрепления и восстановления защитных сил. Могут применяться противогрибковые препараты, витаминотерапия, иммуномодуляторы и пр.
Особенности диагностики
При появлении воспаления на губе целесообразно посетить терапевта, для детей педиатра, при наличии показаний — инфекциониста, врача-стоматолога, других узких специалистов. Диагностика хейлита обычно не представляет сложностей — специалист проведет осмотр, выслушает жалобы и назначит комплекс исследований.
При подозрении на аллергическую природу болезни могут быть рекомендованы аллергопробы, а при появлении налета целесообразно взятие соскоба. Чтобы обнаружить эндокринные и иные нарушения, которые могут стать причиной недуга, часто назначаются биохимические анализы крови и другие методы диагностики.
Для дифференциации хейлита от других патологий в редких случаях требуется биопсия. Это поможет исключить злокачественную или предраковую природу воспалительных образований и назначить верное лечение.
Методы лечения
План лечения хейлита разрабатывается индивидуально, в зависимости от формы заболевания, степени выраженности симптомов, особенностей состояния здоровья. Так, в терапии эксфолиативной формы заболевания ключевым звеном эффективного лечения выступает воздействие на психоэмоциональную сферу: потребуется обращение к неврологу, психоневрологу для назначения седативных препаратов, антидепрессантов по показаниям. Может потребоваться консультация эндокринолога.
Местное лечение может заключаться в применении лазерной или ультразвуковой физиотерапии, местных противовоспалительных средств, реже — лучевой терапии. Устранение излишней сухости возможно с помощью гигиенических помад. Для ускорения выздоровления врач может назначить витаминотерапию, УФОК и другие методы поддержания защитных сил организма.
Терапия гландулярного хейлита состоит в использовании противовоспалительных местных средств. Могут использоваться антибактериальные, противовирусные, гормональные мази. Радикальным методом терапии выступает электрокоагуляция слюнных желез или их хирургическое удаление, а также лазерная абляция.
Эти методы используют при неэффективности консервативных способов. После основного курса врач назначит средства для профилактики рецидивов — они устранят сухость или мокнутие кожи. Важно своевременно санировать полость рта и проходить профессиональную чистку зубов.
Лечение атопического хейлита состоит в устранении раздражающих факторов. Местно могут применяться средства с противозудным и противовоспалительным действием, также проводится терапия антигистаминными препаратами с системным эффектом.
Использование глюкокортикостероидов позволяет получить быстрое облегчение, однако важно строго придерживаться врачебных назначений — применять их можно только кратковременно. Важно соблюдать гипоаллергенную диету, убрать из рациона продукты-аллергены.
Терапия метеорологического хейлита начинается с ограничения вредного воздействия, например, инсоляции. Обычно проводится местное лечение — врач назначает гормональные средства, защитные кремы, в том числе с SPF. Курс лечения дополняется витаминами — витаминно-минеральными комплексами или отдельными препаратами (В, РР, С и др. ).
В лечении макрохейлита особое значение имеет иммунокорригирующая и противовирусная терапия. Врач может назначить:
- гормональные противовоспалительные системного действия;
- новокаиновые блокады;
- антигистаминные средства и др.
Лазеротерапия может положительно сказаться на коррекции всей триады симптомов. Другие методы физиотерапии успешно справляются с невритом лицевого нерва.
Возможные осложнения
Несвоевременное обращение к врачу нередко становится причиной серьезных осложнений. Болезнь зачастую не представляет серьезной опасности для здоровья сама по себе. Но только опытный специалист может сказать, как лечить хейлит.
Самолечение может привести к неприятным последствиям, спровоцировать возникновение хронической формы недуга. Кроме того, хейлит опасен тем, что за его симптомами могут маскироваться злокачественные опухолевые процессы. Важно помнить, что некоторые формы склонны к малигнизации — за хейлитом могут следовать предраковые состояния.
Прогноз и профилактика
При своевременно начатом лечении и отсутствии процессов озлокачествления прогноз почти всегда благоприятен. Если терапия вызвала заметные косметические дефекты, можно прибегнуть к способам коррекции внешнего вида губ.
Чтобы предупредить осложнения, важно понимать, находитесь ли вы в группе риска. Наличие аллергических заболеваний и дерматозов, хронических эндокринных заболеваний, ношение зубных протезов увеличивают риски развития патологии. Чтобы не допустить появления хейлита, важно придерживаться нескольких правил:
- регулярно посещать стоматолога, проводить санацию полости рта, удалять зубной камень;
- своевременно заменять устаревшие пломбы и ортопедические конструкции, обращаться после сколов и травм зубов, чтобы не допустить травмирования губ острыми краями пломб и эмали;
- за изготовлением протезов обращаться только к профессионалам;
- правильно и полноценно питаться, чтобы не допустить гиповитаминоза;
- стараться избегать долгого пребывания на солнце и использовать средства с SPF, в том числе для губ;
- внимательно относиться к своему здоровью и своевременно лечить заболевания ЖКТ, эндокринной, нервной системы, внутренних органов.
Список литературы
- Ткач С. С., Яновский Л. М. Патология красной каймы, слизистой и кожи губ: современное состояние вопроса // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2006. — № 2. — С. 10−13.
- Колесник В. М., Андрианова И. И. Механизм развития актинического хейлита // Вестник физиотерапии и курортологии. — 2021. — № 2. — С. 80.
- Мишутина О. Л., Шамшурина В. Р. Атопический хейлит в практике врача-стоматолога // Смоленский медицинский альманах. — 2021. — № 2. — С. 105−108.
Original Illustration People Pencil Drawings For Sale
Browse art and see similar matches
Try Visual Search
Category
AllPaintingsPhotographyDrawingsMixed MediaSculptureCollagePrintmakingDigitalInstallation
Filter (3)
Sort
Recommended
RecommendedDate Listed: New to OldPrice: От низкой до высокойЦена: от высокой до низкой
РекомендуемаяДата включения в список: от новой до старойЦена: от низкой до высокойЦена: от высокой до низкой
Выберите из широкого ассортимента из 495 оригинальных рисунков и гравюр иллюстраций с изображением людей, которые варьируются по тематике, стилю и средствам от фигуративных до абстрактных, от монохромных до многоцветных, от углей до карандашей.
Фильтр
Категория
AllpaintingSphotographyDrawingsmixed MediaSculpureCollagePrintmakingDigitalinStallation
Иллюстрация
Фигуративный0003
Realism
Expressionism
Modern
Surrealism
Conceptual
Abstract Expressionism
Minimalism
Pop Art
Abstract
Street Art
Documentary
Impressionism
Folk
Photorealism
Art Deco
Дадаизм
Показать большеТема
Люди
Средний
Карандаш
Ink
Graphite
Marker
Watercolor
Charcoal
Acrylic
Pastel
Paper
Ballpoint Pen
Gouache
Chalk
Black & White
Paint
Color
Digital
Conte
Воск
Масло
Мелок
Монотипия
Эмаль
Грунт
Темпера
Показать большеMaterial
Paper
Other
Cardboard
Canvas
Soft (Yarn, Cotton, Fabric)
Wood
Aluminium
Glass
Plastic
Stainless Steel
Carbon Fibre
Iron
Маркер
Нефтяной пастель
PEN
CUT
Покажите большедо 500 долл. США
$ 500 — 1000 долл. США
долл. США — 2000 долл. США
долл. США — 5 000 долл. США
долл.0003
$5,000 — $10,000
Over $10,000
Select Custom PriceSmall
Medium
Large
Oversized
Select Custom SizeOrientation
Horizontal
Vertical
Square
Artist Страна
Франция
США
Великобритания
Германия
Польша
Нидерланды
Spain
Italy
Mexico
Malaysia
Bulgaria
Indonesia
Turkey
Canada
Croatia
Latvia
Argentina
Brazil
Colombia
India
Romania
Austria
Czech Республика
Дания
Ирландия
Нигерия
Перу
Сербия
Швеция
Венесуэла
Israel
Lithuania
Philippines
Portugal
Armenia
Belgium
Egypt
Georgia
Japan
Kazakhstan
Malta
Moldova
New Zealand
Pakistan
Singapore
Sri Lanka
Швейцария
Украина
Показать большеИзбранный художник
Арт-каталог Саатчи
Внутри студии
Rising Stars
Один для просмотра
. Другая художественная ярмарка
Поиск ограниченной серии и Open
Editions Prints для продажи
Пассажи 29
рисунки, 8,3 W x 11,4 H x 0 D. Отпечатки от $ 40
Пассажи 41
Рисунки, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
$ 160
Отпечатки от 40
Пара 21-3
, 8,3 Вт x 11.4 ч. X 0 D in
903 272799. 150 долларовОтпечатки от $ 40
Состояние неопределенности 7
Рисунки, 8,3 W x 11,4 H x 0 D в
$ 160
Отпечатки от 40
отрывок 42
рисунок, 8,3 Вт x 11.40327.
$ 160
Отпечатки от $ 40
вверх по внизу 18
рисунки, 8,3 Вт X 11,4 H x 0 D в
$ 160
Отпечатки от 40
. Пара 21-1
, нарисования 5.9. 0 D в
$150
Отпечатки от $ 40
Lean 5
Рисунки, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
Неандерталь
Рисунки, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
$ 160
ПЕРНАЛЫ от 40,903
$ 160 3
PRENTS $ 40
77. Рисунки, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
$ 160
Отпечатки от 40
Отсутствие эскизов N6
, 15 Вт X 18,1 H x 0 D в
$ 1160
. x 7,9 В x 0 Г в
150 $
Отпечатки от $ 40
вверх понижают 10
рисунки, 9,4 W x 12,6 H x 0 D в
$ 160
ПЕРНАЛЫ от 40
Эскет.
$ 1,160
О, дорогой
рисунки, 11,8 Вт x 11,8 ч x 0,8 дня в
мечты 3
Рисунки, 16,5 Вт x 11,7 H x 0 D в
Пропуска 0 D in
160 $
Отпечатки от 40 $
Through The Time
Drawings, 7.9 W x 7.9 H x 0 D in
$150
Prints from $40
Upside Down 11
Drawings, 9.4 W x 12.6 H x 0 D in
$160
Prints От 40 долларов
3880
Рисунки, 8,3 Вт x 12,2 H x 0 D в
$ 410
Отпечатки от 47
Пассажи 36
, 8,3 Вт x 11,4 ч. 0. D в
$
. $40
Мудрый вождь и леди
рисунки, 9,8 Вт x 8 H x 0,1 D в
Переходы 34
Рисунки, 8,3 Вт x 11,4 ч x 0 D в
$ 160
Отпечатки от 40
Омбр и на рисунках
9. 39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39.39 29. 11,7 H x 0 D в$ 210
Отпечатки от 40
Пара 21-2
Рисунки, 5,9 Вт x 8,3 ч x 0 D в
$ 150
Припечатки из 95
. 11,4 Ш x 8,3 В x 0 Г в
160 $
Отпечатки от $40
Перевернутые 9
Чертежи, 8,3 Ш x 11,4 В x 0 Г в
160 $
Отпечатки от $40
Вид из окна 1. Ш x 8 х
903 1. Чертежи 1. Ш x 11,4 В x 0 Г 1. В$ 160
Отпечатки от 40
долл. СШАОтсутствие эскиза N5
рисунки, 15 Вт X 18,1 H x 0 D в
$ 1,160
Однажды, когда вы проснетесь
, 7,5 W x 9. 827. в
вверх ногами 5
Чертежи, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
$ 160
Отпечатки от 40
Нажатие 1
, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
$ 160
Печаты из $ 40
7777 $ 160
отпечатки $ 40
7777.
рисунки, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
вверх дном на 6
рисунки, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
$ 160
Отпечатки от 40
Sunday Promenade 2
, 11.4 W x. 16,1 В x 0 Г в
175 $
Отпечатки от 40 $
Sketch Connection N2
Рисунки, 15 W x 18,1 H x 0 D в
$ 1,160
Touch 2
Рисунки, 8,3 Вт x 11,4 H x 0 D в
$ 160
. void 14.
рисунки, 11,4 Вт X 16,1 H x 0 D в
$ 170
Отпечатки от 40 долларов
Nature Girl
рисунки, 11 W x 16 H x 0,1 D в
$ 200
.
Привычки
Рисунки, 19
Чертежи, 8,3 Ш x 11,7 В x 0,2 Г,
260 долл. США
Отпечатки от 51 долл. США
Чертежи
x 8327 Siesta 90 x 8 3 ш 90 0203 90. D в$ 150
Отпечатки от 40
Пассажи 35
Рисунки, 8,3 Вт X 11,4 H x 0 D в
$ 160
ПЕЧАТЫ Из $ 40
исключены 6
. D in
150 $
Отпечатки от 40 $
Hokkien Yoga — Jin Li Hai
, 39,7 Вт X 28,5 H x 0,1 D в
$ 13,100
СПОРЯННЫЙ РАСПРОСКИЙ — ОДИНГИИ
, 11,4 Вт x 16,5 ч. 0 D. Из 40 долларов
Arabica 4
Рисунки, 9,4 W x 12,6 H x 0 D в
$ 170
Отпечатки от 40
Городской рисунок — Ручная работа
, 11,4 W x 16,5 H x 0 D in
959
9
9
, 11,4 w x 16,5 H x 0 D in
95377795
795
95
795
9
, 11,4 W x 16.5 H x 0 D in
, 11,4 W x 16.5 H x 0 D in
.
Отпечатки от $40
ЭСКИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА. Женщина.20
Рисунки, 8,3 Вт x 11,6 H x 0 D в
Постоянство
рисунки, 7,5 Вт x 9,8 H x 0 D в
$ 220
Отпечатки от 49 $
ул-лета right
1 — 50 из 495 рисунков
50 Результатов на странице
25 Результатов на странице50 Результатов на странице100 Результатов на странице
25 Результатов на странице50 Результатов на странице100 Результатов на странице
Карандашные рисунки людей – Рисование и раскрашивание
Есть несколько моментов, которые следует учитывать при создании карандашных рисунков людей.
[toggle] [toggle_item] [toggle_head color=»color»]Жить или фотографировать?[/toggle_head] [toggle_data] [текст]
1. Вы будете рисовать с живой модели или с фотографии?
Лично мне проще и определенно удобнее, если я умею рисовать с фотографии. Это также дешевле. Рисование с живой модели может и очень полезно при обучении тому, как «видеть». Тем не менее, держать модель в позе в течение нескольких часов может быть дорого, и иногда она может потерять подлинный вид первоначального выражения лица или позы.
Представьте, что кто-то говорит вам улыбаться в течение двух часов подряд. В конце концов, вы начнете выглядеть как одна из этих жутких кукол-клоунов. Никто этого не хочет.
Фотосъемка может помочь запечатлеть ту первоначальную и подлинную позу или выражение лица, которые вы просто не можете изучить, рисуя объект вживую.
Обычный Роквелл, известный своей работой в «Субботний вечерний пост», слишком хорошо это знал. Его первоначальный отказ от фотографии как вспомогательного средства был таким же, как и у многих иллюстраторов того времени. Это как-то выглядело как обман, и ему было стыдно. Затем, как только он принял это, его работа процветала гораздо больше, чем он мог себе представить.
Рисунок с фотографии также может позволить вам получить детали, которых вы обычно не смогли бы достичь, делая быстрые карандашные наброски людей.
[/text] [/toggle_data] [/toggle_item] [toggle_item] [toggle_head color=»black»]Знаете основные пропорции? [/toggle_head] [toggle_data] [текст]
Знаете ли вы основные пропорции головы и тела?
Наиболее часто изучаемая пропорция мужского тела составляет 7 1/2 головы. Чтобы упростить это, вы можете сделать четную восьмерку, что является идеальной пропорцией, которую принимает большинство художников. Это более приятно, так как тело более вытянутое. Модельеры часто используют эту пропорцию, когда рисуют людей карандашом, чтобы продумать дизайн.
Ключ к запоминанию пропорций легко получить, если разбить тело на сегменты.
Нарисовав верхнюю линию головы и нижнюю линию пятки и разделив эту область на восемь равных частей, вы сможете нарисовать тело на любом расстоянии и в любом ракурсе от зрителя с точными пропорциями.
Совет: Анатомия на данном этапе не так важна, как запоминание частей самого тела.
Ширина тела примерно равна 2 головам. Чем выше вы вытянете тело, очевидно, тем выше будет эта пропорция. Однако даже в самом большом размере тело не превышает 2 2/3 ширины головы. То есть с телом высотой 9 голов. Это всего лишь очень маленькая часть всего мира рисования фигур.
Я создам больше материала на эту тему в будущем, так как я уверен, что вы знаете, что каждую часть тела можно разобрать и изучить. Чтобы узнать пропорции головы и лица, нажмите здесь. А пока давайте подробно рассмотрим, что следует учитывать при создании карандашных рисунков людей.
[/text] [/toggle_data] [/toggle_item] [toggle_item] [toggle_head color=»gray»]Что вами движет?[/toggle_head] [toggle_data] [текст]
Что вас больше всего интересует? Каков ваш фон?
Это рисование портретов, рисование обнаженной натуры (если вы хотите рисовать какие-либо фигуры, вы должны уметь делать это успешно) или изображение определенного типа изображения, например, жизни на ферме или городских хипстеров? Рисование того, что вы знаете, часто является лучшим способом, поскольку вы лучше понимаете реальные предметы, которые рисуете.
Мне нравится рисовать людей карандашом. Так что, естественно, рисование портретов друзей близко к началу списка моих интересов. Я рисую их с картинок, так как заставить их оставаться неподвижными какое-то время было бы невозможно.
Я использую изображения, которые, на мой взгляд, лучше всего передают их стиль, их внешний вид и, в основном, их индивидуальность. У меня довольно много эксцентричных друзей, так что найти интересную тему не так уж и сложно. Это поиск самых выразительных снимков и моментов!
[/text] [/toggle_data] [/toggle_item] [toggle_item] [toggle_head color=»normal»]Наконец[/toggle_head] [toggle_data] [текст]
В заключении
Лучший совет, который я мог бы дать при выборе карандашных рисунков людей: фильм.
Чем больше вы находитесь в гармонии с предметом, тем лучше вы сможете изобразить его и уловить его смысл и настроение. Даже если ваш рисунок будет идеальным, если вы уловите тонкости предмета, который рисуете, не имеет значения.
Идеальным испытуемым часто является автопортрет. Какой предмет вы знаете лучше, чем себя? Тема рисования людей – это книга, у которой нет конца. Существуют фундаментальные навыки рисования, которыми должен обладать каждый, чтобы создать убедительную иллюстрацию, будь то люди или предметы. Это линия, контур и тон.