Академический рисунок натюрморта: требования.
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
01.
06.2020 16:13
Говоря об академическом (учебном) рисунке, важно чётко выделить его особенности и назначение. Это не просто рисунок карандашом, не изображение “красивых” предметов — это результат серьёзной, осмысленной работы.
Разумеется, и критерии оценки и требования к такому рисунку существуют вполне конкретные, основанные на методах обучения изобразительной грамоте, учебных программах и сформированности знаний, умений и навыков художника. Да, да, это всё можно оценить и логически обосновать. Особенно важно понимать, что должен из себя представлять академический рисунок натюрморта и каким он должен быть в итоге, абитуриентам художественных училищ и колледжей, Вузов и даже многих художественных школ, ведь им предстоит сдавать вступительные экзамены по рисунку, конкурировать с другими абитуриентами, демонстрировать свои лучшие качества рисовальщика.
Заранее подготовившись к вступительным испытаниям по рисунку, изучив требования к экзаменационной работе по рисунку натюрморта и поняв критерии оценки рисунка при поступлении, есть шанс подготовиться к экзамену тщательнее и поступить в художественный Вуз или художественное училище на бюджет.
Итак, разбираемся.
1. Соответствие рисунка учебной задаче.
Любой академический рисунок создаётся не на пустом месте: во время его рисования начинающий художник выявляет объём и форму предметов, создаёт иллюзию трёхмерного пространства, передаёт при помощи линий, штрихов и пятен материальность предметов натюрморта и прочее.
В каждом задании акцент делается на чём-то одном. Эти задачи чётко прописаны в учебном плане и неразрывно связаны между собой. Именно эта точная и ясная цепочка графических упражнений от одного учебного задания к другому, ведёт начинающего художника к основной цели — овладению изобразительной грамотой в полном объёме, проще говоря, к умению реалистично рисовать с натуры всё, что угодно. Поэтому нельзя просто взять и нарисовать академический рисунок — учебное задание по рисунку, вырванное из контекста, не имеет смысла и ничему не сможет научить, ведь задать самостоятельно учебную задачу ученику не под силу.
Во время экзамена по рисунку натюрморта при поступлении такая задача тоже есть.
Она прописана в требованиях к экзаменационной работе и обозначена в критериях оценки рисунков. Здесь важны приоритеты каждого учебного заведения: где-то достаточно грамотной компоновки и сквозного построения предметов, а где-то нужно продемонстрировать мастерство тональной моделировки формы в рисунке и ясность композиционного мышления.
2. Передача пропорций.
Рисунок натюрморта прекрасно показывает умение художника соизмерять и сравнивать пропорциональные отношения предметов друг с другом и частей предмета между собой. Точность пропорций — одно из основных условий выполнения экзаменационного рисунка и определения его качества. Уверенный замер пропорций методом визирования и перенос видимых пропорций предметов на лист бумаги — основной метод рисования с натуры. В рисунке учебных натюрмортов он актуален как нигде.
Именно на натюрмортах отрабатывается умение художника соизмерять части целого, находить точные соотношения и характерные особенности предметов — это один из самых важных этапов на пути развития художника.
Точность пропорций — важное и обязательное требование к академическому рисунку, причём важны не только соотношения крупных предметов и их частей, но и деталей по отношению к целому. Стоит сравнивать элементы натюрморта тщательнее, делать замеры методом визирования и на глаз, проверять пропорции в рисунке по несколько раз разными способами, чтобы достичь нужной точности и верности натурной постановке.
3. Передача объёма и формы.
Чем раньше начинающий художник поймёт, что он рисует не предметы и объекты, а форму в пространстве, тем качественнее будут его учебные рисунки. Причём, изобразить объём и форму предметов натюрморта можно разными способами — линейно, тоном, комбинированными способами. Подробно о способах передачи формы и объёма в пространстве я писала в статье https://jotto8.ru/blog/chetyre-osnovnye-vida-risunka-vidy-risunkov .
Здесь важно, чтобы это была точная, полноценная форма — реальные предметы при этом разбираются до простейших цилиндров, многогранников, коробок и сфер.
Каждый элемент, составляющий большую форму при этом выстраивается отдельно насквозь с соблюдением перспективных сокращений, анализом линии горизонта (это важно для изображения раскрытия горизонтальных плоскостей) и в связке с остальными формами.
Передача объёма в рисунке натюрморта (степени его трёхмерности) выявляется художником при помощи штрихов, линий и пятен. Их комбинаторика и умелое владение техническими приёмами рисования карандашом помогают изображать предметы реалистично, объёмно, грамотно.
Особенно это важно при выполнении тонального и светотеневого рисунка натюрморта. Объёмность предметов в натюрморте передаётся при помощи градаций светотени: каждая градация находится на своём месте, зависит от положения источника света и связана с остальными тональными блоками. Изучение положения теней собственных и падающих, полутеней, рефлексов на простейших объёмных формах (куб, шар, цилиндр и т.д.) задаёт основу передачи формы в пространстве, необходимую при рисовании натюрмортов, как предметов, складывающихся из простейших объёмов.
О том, в чём разница между объёмом и формой в рисунке, я писала здесь: https://jotto8.ru/blog/obem-i-forma-v-risunke-v-chem-raznitsa .
Для линейного рисунка натюрморта важна ещё и сквозная конструкция предметов — сочетание и чередование простых объёмов и форм внутри сложной. На занятиях классическим рисунком по специальной учебной программе этому можно научиться, главное — приложить достаточно усердия и времени на обучение.
4. Передача пространства.
Пространство в натюрморте не глубокое, но, как правило, ясно выраженное. Так как натюрморт обычно освещается сверху слева, чуть фронтально (софит или окно, от которых идёт свет находятся с левой стороны от натюрморта рядом с художником), то предметы переднего плана обычно более светлые по сравнению с дальними. Уходящие в глубину предметы натюрморта обычно изображаются менее подробно, более тёмными тонами и не слишком контрастными к фону.
Но это скорее стереотип, ведь, как я уже писала выше, учебные задачи в рисунке натюрморта и сами предметы в среде могут быть совершенно разными.
Для начинающего художника важно научиться передавать разницу в прорисовке и тональном решении предметов натюрморта по планам: передний, средний и дальний. Отделяя их друг от друга, легко научиться передавать неглубокое пространство тоном, фактурой штриха, качеством силуэта, степенью объёмности предметов и т.д..
5. Минимум самовыражения, максимум реализма.
Учебный рисунок есть учебный рисунок, творчества здесь минимум. И хотя стандартные учебные постановки натюрмортов в исполнении разных начинающих художников немного отличаются манерой наложения штрихов, общим тональным состоянием, положением предметов друг относительно друга (ракурс с каждого рабочего места свой), особенностями компоновки, но в целом всё здесь сводится к успешному решению учебной задачи, а не к самовыражению. В обучении рисованию креатив можно проявить на уроках композиции (в рамках упражнения) или специальных творческих постановках (это оговаривается отдельно).
Академический же рисунок создаётся в целях тщательного изучения натуры (в нашем случае, предметов натюрморта во взаимосвязи друг с другом и окружающим пространством).
Причём, характер и резкость штриховки, нажим на карандаш, качество светлоты бликов и прочее выполняется в рисунке натюрморта в соответствии с тем, как они действительно выглядят в реале при рассматривании с положения художника. Ничего случайного здесь быть не может. Каждая деталь в академическом рисунке натюрморта должна быть реалистичной, подчинённой общей идее. И оправдание “я так вижу” здесь не поможет — помимо видения, важно ещё и понимание, одно без другого не работает.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Сенин В.
, Коваль О. Школа рисунка карандашом. Натюрморт, пейзаж, портрет- Файлы
- Академическая и специальная литература
- Искусство и искусствоведение
- Искусство живописи и графики
- Самоучители и пособия по рисованию org/ListItem» itemprop=»itemListElement»> Карандашный рисунок для начинающих
Самоучители и пособия по рисованию
Акварельная живопись для начинающих
Акриловая живопись для начинающих
Карандашный рисунок для начинающих
Масляная живопись для начинающих
Основы перспективы для начинающих
Рисование в стиле манга/аниме
Рисование живой природы
Рисование комиксов и карикатур
Рисование натюрмортов
Рисование пастелью для начинающих
Рисование пейзажей
Рисование фантастических и сказочных образов
Рисование человека
- формат pdf
- размер 13.
23 МБ - добавлен 28 августа 2009 г.
Эта книга в доступной и наглядной форме поможет начинающему художнику любого возраста освоить технику карандашного рисунка. В процессе обучения вы познакомитесь с базовыми понятиями: материалами и техникой рисунка, постановкой руки при рисовании, принципами композиции рисунка, пропорциями и светотенью, а также с другими художественными особенностями рисования карандашом. Основная часть курса посвящена непосредственно поэтапному описанию рисования натюрмортов, пейзажей и портретов на конкретных примерах.
Читать онлайн
Смотрите также
- формат pdf
- размер 92.
57 МБ - добавлен 21 июля 2010 г.
Если вы решили научиться рисовать или усовершенствовать свои навыки, можете теперь не тратить много времени и сил на поиск специализированной литературы. Уроки изобразительного искусства — теорию и практические упражнения — вы найдете в журнале. Вы научитесь составлять натюрморт, предавать предметам объем, писать портрет, рисовать цветы, деревья, животных. А если сомневаетесь, что лучший подарок — то, во что вы вложили свое умение и душу, убедите…
- формат pdf
- размер 93.95 МБ
- добавлен 21 июля 2010 г.
Если вы решили научиться рисовать или усовершенствовать свои навыки, можете теперь не тратить много времени и сил на поиск специализированной литературы. Уроки изобразительного искусства — теорию и практические упражнения — вы найдете в журнале.
Вы научитесь составлять натюрморт, предавать предметам объем, писать портрет, рисовать цветы, деревья, животных. А если сомневаетесь, что лучший подарок — то, во что вы вложили свое умение и душу, убедите…
- формат pdf
- размер 91.28 МБ
- добавлен 23 июля 2010 г.
Если вы решили научиться рисовать или усовершенствовать свои навыки, можете теперь не тратить много времени и сил на поиск специализированной литературы. Уроки изобразительного искусства — теорию и практические упражнения — вы найдете в журнале. Вы научитесь составлять натюрморт, предавать предметам объем, писать портрет, рисовать цветы, деревья, животных. А если сомневаетесь, что лучший подарок — то, во что вы вложили свое умение и душу, убедите…
- формат pdf
- размер 113.97 МБ
- добавлен
23 июля 2010 г.

Если вы решили научиться рисовать или усовершенствовать свои навыки, можете теперь не тратить много времени и сил на поиск специализированной литературы. Уроки изобразительного искусства — теорию и практические упражнения — вы найдете в журнале. Вы научитесь составлять натюрморт, предавать предметам объем, писать портрет, рисовать цветы, деревья, животных. А если сомневаетесь, что лучший подарок — то, во что вы вложили свое умение и душу, убедите…
- формат pdf
- размер 129.3 МБ
- добавлен 29 июля 2010 г.
Если вы решили научиться рисовать или усовершенствовать свои навыки, можете теперь не тратить много времени и сил на поиск специализированной литературы. Уроки изобразительного искусства — теорию и практические упражнения — вы найдете в журнале. Вы научитесь составлять натюрморт, предавать предметам объем, писать портрет, рисовать цветы, деревья, животных.
А если сомневаетесь, что лучший подарок — то, во что вы вложили свое умение и душу, убедите…
- формат pdf
- размер 79.99 МБ
- добавлен 18 мая 2010 г.
Издательство «Эксмо», 2003. — 582 с. ISBN: 5-699-04507-4 Аннотация издательства: Эта книга будет интересна всем, кто хочет овладеть необходимыми навыками рисования и совершенствоваться в них. В ней вы познакомитесь с основными терминами и понятиями художественного творчества, узнаете о принадлежностях для рисования и техниках работы с различными изобразительными средствами, научитесь выделять и передавать характерные детали, подчеркивая индивиду…
- формат pdf
- размер 13.93 МБ
- добавлен 05 октября 2011 г.
М.: Изобразительное искусство, 1980.
— 27 с. Альбом. 16 цветных репродукций И.Я. Вишняков Портрет молодого человека О.А. Кипренский Портрет Е.С. Авдулиной Неизвестный художник Мальчик с игрушками И.К. Айвазовский Неаполитанский залив в лунную ночь Н.Е. Сверчков, Д.А. Татищев Из конюшни А.П. Боголюбов Монастырь Г.И. Семирадский Дорога из Рима в Альбано. Этюд М.А. Врубель Дама в лиловом. Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель А.Я. Головин Натюрмор…
- формат djvu
- размер 3.41 МБ
- добавлен 08 декабря 2011 г.
Год выпуска: 2007. Издательство: Книжный «клуб семейного досуга». Белгород. Количество страниц: 90 Книга в доступной и наглядной форме поможет начинающему художнику освоить технику карандашного рисунка. В процессе обучения вы познакомитесь с материалами и техникой рисунка, постановкой руки при рисовании, принципами композиции рисунка, пропорциями и светотенью, а также с другими особенностями рисования карандашом.
В книге поэтапно описывается рисо…
- формат pdf
- размер 19.83 МБ
- добавлен 28 февраля 2011 г.
Фрэнкс, Д. Рисунок карандашом / Джин Фрэнкс; пер. с англ. Е. Ильиной. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 63, [1] с.: ил. – (Библиотека художника). Вашему вниманию предлагается книга, которая в доступной и наглядной форме поможет начинающему художнику освоить технику рисунка карандашом. Книга научит правильно держать руку, выбирать объект для рисования, наносить штриховку, познакомит с правилами перспективы. Кроме того, здесь пошагово излагаются особен…
- формат pdf
- размер 10.21 МБ
- добавлен 25 августа 2010 г.
Шешко И. Б. Построение и перспектива рисунка Изд.: Минск, Вышэйшая школа; Год: 1981; Автор последовательно и доходчиво знакомит читателя с построением рисунка: от описания рабочего места и материалов для рисунка переходит к основам перспективного рисования, построению цилиндрических и конических предметов, построению теней, подвижной натуры и, наконец.
дает начальные сведения по линейной перспективе. Пособие богато иллюстрировано. Для самопровер…
Рисунок натюрморта один на один для начинающих углем и карандашами
Это урок рисования для начинающих, вам не нужен предыдущий опыт, чтобы погрузиться в рисунок натюрморта, но если вы хотите получить максимальную отдачу от своего урока, вам следует пройдите предыдущий курс Криштиану под названием: НАУЧИТЕСЬ РИСОВАТЬ РЕАЛИСТИЧНУЮ 3D-ФОРМУ КАРАНДАШЕМ ИЛИ УГЛЕМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ, там вы более подробно узнаете о материалах и инструментах для рисования, «теории» света и тени, различных методах смешивания и обо всем, что вам нужно. чтобы вы начали практиковаться в рисовании.
На этом занятии вы также познакомитесь с материалами и инструментами для рисования и…
ПодробнееУчитель и ученики встречаются в видеочате. Исследуйте новые интересы и узнайте, подходит ли вам стиль учителя, не выходя из собственного дома!
Криштиану потрясающий и дружелюбный.
Хорошо объясните про свет и тень на предметах и как рисовать. Он также очень полезен и ответит, когда у меня возникнут вопросы. За уроком легко следить, и он дает очень четкие рекомендации, как рисовать. Я так доволен своим рисунком, который я сделал.
Очень хорошо объяснено и адаптировано к индивидуальному уровню! Мне очень понравилось занятие, и я чувствую уверенность в своих рисунках!! Спасибо
Этот класс больше не бронируется. Посмотрите похожие классы ниже или изучите рынок Obby здесь.
Obby Гарантия
Мы гарантируем качество. Если ваш класс не оправдает ваших ожиданий, мы вернем вам деньги.
Требования к возрасту
14Все учащиеся младше 16 лет должны находиться в сопровождении родителя/опекуна.
Гибкая политика отмены
Любое занятие может быть отменено и полностью возмещено в течение 24 часов с момента покупки. См. политику отмены.
Гончарный круг для начинающих, класс5
( 56 ) — Плейстоу, Ист-Хэм, Форест-Гейт60 фунтов стерлингов на человека
90 006 Инсайдерская экскурсия по лондонскому Цветочному М.
..5
( 52 ) — Nine Elms£156pp
Изучите гравюру на дереве с помощью A…5
( 31 ) — Tower Hamlets65 фунтов стерлингов на человека
Класс кинцуги для начинающих, японский 90 002 5 ( 20 ) — Различные адреса55 фунтов стерлингов
Поздравительные открытки, 10 штук0,23 фунта стерлингов
Paint and Sip at The London Art Bar5
( 10 ) — Holborn42 фунта стерлингов на человека
Курс гончарного круга для начинающих5
( 56 ) — Плейстоу, Ист Хэм, Форест Гейт 35
( 52 ) — Nine Elms£156pp
Обучение гравюре на дереве с помощью A…£65pp
Класс кинцуги для начинающих, Япония..5
( 20 ) — Различные места55 фунтов стерлингов за человека
Поздравительные открытки 10 упаковок0,23 фунта стерлингов pp
Paint and Sip at The London Art Bar5
( 10 ) — Holborn£42pp
Икебана: знакомство с японскими цветами.
..5
( 9 900 06 ) — Разные места120£
Курс метания гончарного круга5
( 7 ) — Alperton80 фунтов стерлингов на человека
Семинар по изготовлению мини-ковров5 90 003 (
5 ) — Тафтинг150 фунтов стерлингов на человека
Керамика для начинающих Wheel Class5
( 56 ) — Plaistow, East Ham, Forest Gate£60pp
Insider’s Tour of London’s Flower M… 9 00035
( 52 ) — Nine Elms£156pp
Научитесь гравюре на дереве с помощью A…5
( 31 90 003 ) — Тауэр-Хамлетс65 фунтов стерлингов на человека
Класс Кинцуги Для начинающих, Япония…5
( 20 ) — Различные места55 фунтов стерлингов на человека
Поздравительные открытки, 10 упаковок0,23 фунта стерлингов за человека
Раскрась и выпей в The London Art Bar5
( 10 ) — Холборн42 фунта стерлингов за человека
Икебана: знакомство с японскими цветами .
..5
( 9 ) — В разных местах120 фунтов стерлингов
Гончарный круг Класс метания5
( 7 ) — Alperton80 фунтов стерлингов
9000 6 Мастерская по изготовлению мини-ковров5
( 5 ) — Тафтинг£150pp
Красочная фарфоровая посуда — Ра…5
( 4 ) — Район65 фунтов стерлингов на человека
Мастерская граффити со стрит-артом T. ..5
( 3 ) — Различные местоположения30 фунтов стерлингов на человека
Медуза (только обучение)0,06 фунта стерлингов за стр.
Vanitas с белым карандашом на черной бумаге Урок
;Искусные идеи
687 Подписчики
Уровни оценок
9-12
Предметы
Искусство и музыка, история искусств, изобразительное искусство
Тип ресурса 90 003
Презентации PowerPoint, культурные мероприятия, уроки
Включенные форматы
Artful Ideas
687 Подписчики
Описание
Обзоры
Вопросы и ответы
1
Еще отArtful Ideas This is a great Урок рисования натюрморта для средней школы искусства — как для начинающих, так и для продвинутых учеников.
Студенты узнают, как создать и сфотографировать свой собственный натюрморт и как реалистично нарисовать его белым карандашом на черной бумаге. Урок помогает учащимся ответить на вопрос «что такое натюрморт в искусстве?» и как натюрморт используется для передачи символических значений. Он включает в себя инструкции по истории голландских традиций натюрморта Золотого века и тому, как эти традиции продолжаются современными художниками в настоящее время. Студенты узнают, как нарисовать натюрморт белым карандашом на черной бумаге в простой пошаговой манере. Урок помогает учащимся развивать навыки работы с белым карандашом на черной бумаге с помощью таких упражнений, как шкалы значений и небольшое исследование белым карандашом. Этот урок также можно использовать с продвинутыми студентами AP Studio Art и IB Visual Arts, и он включает в себя исследовательскую деятельность Art Journal, которая заставляет задуматься, которую я использовал со своими студентами IB Visual Arts в течение многих лет.
Этот урок также отлично подходит для студентов, создающих художественное портфолио колледжа.
Этот урок включает в себя:
- Руководство для учителя с руководством по материалам и ссылками на мои любимые бренды для покупки, примерный ежедневный график обучения, ссылки на редактируемые рубрики / художественные журналы и мои условия использования.
- Слайд-шоу Powerpoint со ссылкой на версию Google Slides, которая включает:
- Увлекательные слайды для обсуждения истории искусства, посвященные голландскому символизму Vanitas Still Life, а также вопросы для обсуждения и связанные с ними работы современных художников.
- Упражнение для развития навыков, чтобы научить учащихся пользоваться белым карандашом на черной бумаге
- Стратегии композиции и создание натюрморта для фотографии
- Простая стратегия построения сетки для пропорционального рисования
- Красивые студенческие примеры как эталонной фотографии, так и натюрморты цветными карандашами.


23 МБ
57 МБ
