Общая информация
Для чего нужны уроки академического рисунка, живописи и композиции, и что они дают?
Курс академического рисунка для начинающих рассчитан на интенсивное изучение основ художественной грамотности. Рисовать могут многие, а профессионально изображать предметы и сюжеты различной сложности – единицы. Именно по этой причине, педагоги нашей студии готовы предложить руку помощи в освоении технически сложной науки. По окончании курсов вы будете увереннее в своих художественных способностях, гарантировано станете грамотнее в правилах изобразительного искусства, а также получите сертификаты и дипломы.
Осуществляется на основании результатов вступительного экзамена поступающих, проводимого с целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ в области изобразительного искусства. Проводится приём детей и взрослых с 12 лет.
Количество академических часов: 255 ч
Кому подойдут эти уроки?
Дизайнерам, модельерам, архитекторам, начинающим художникам. Всем тем, кто хочет профессионально заниматься академизму, и кто более углубленно изучают академизм.
Курсы академического рисунка рассчитаны на ценителей искусств разных возрастов (с 12 лет), а также тем, кто хочет подготовиться в колледж или университет.
Обучение академическому рисунку, живописи и композиции состоит из двух основных блоков:
1) базовые навыки, в том числе, цветоведение и перспектива;
2) углубленному освоению предметов, в том числе, анатомии.
Академический рисунок – это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик, сангина, уголь, сепия.
Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.
Знакомство и отработка на практике разных видов рисунка:
- Линейно-конструктивный.
- Использование простой, чёткой линии для конструктивного анализа форм.
- Предметы изображаются видимыми насквозь, в разрезе.
- Светово-теневой.
- Акцент ставится на освещении объекта, разборе светотени.
- Фон часто условен или легко затонирован.
- Тональный.
- Самый длительный по времени, с тональной проработкой не только фактуры предметов, но и всего фона.
Список учебных заданий академического рисунка:
- Геометрические тела
- Рисунок драпировки
- Череп человека
- Рисунок обрубовочной головы (скульптурная голова, посечённая на крупные плоскости, задающие общую форму)
- Части лица скульптуры «Давида» Микеланджело (глаза, губы, нос, ухо)
- Рисунок гипсового орнамента (розетки)
- Скульптурная голова
- Голова натурщика
Академическая Живопись – важнейшая учебная дисциплина в системе подготовки студентов. Назначение этого курса – дать будущему специалисту профессиональные знания и навыки в области реалистической живописи, развить его творческие способности в области цвета и колорита, подготовить к самостоятельной проектной деятельности.
Занятия живописью развивают у учащихся умения и навыки реалистического отображения окружающей действительности живописными средствами.
Особенности академического рисунка.
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
17. 11.2021 20:22
Всем здравствуйте.
Представлюсь еще раз, меня зовут Екатерина Крюкова. Я художник-педагог, член Союза художников России и создатель, соучредитель Художественной Школы Jotto в Екатеринбурге. Работаем мы вместе с моим супругом Артуром.
Это школа для взрослых и подростков. В ней обучаются все желающие от 10 лет. Обучаем по индивидуальной, разработанной, специально мною программе. Программ у нас вообще много, по авторской системе, про которую я тоже сегодня буду немножко рассказывать.
КУРС»РИСОВАНИЕ С НУЛЯ ДО ПОРТРЕТА»В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
Тема у нас сегодня: особенности академического рисунка. Буду рассказывать именно про то, что это такое и чем это отличается от других видов рисований. Потому что сейчас это достаточно актуальная тема. Академический рисунок сейчас в некоторой моде. Многие путают академический рисунок с реалистическим, путают творческие какие-то попытки самовыражения с такой классической базой, немножко есть разница, иногда не немножко. Я сейчас про это всё подробненько расскажу.
Давайте, потихонечку, во-первых, что такое академический рисунок? Это в первую очередь рисунок – учебный. То есть он, создается в учебных целях. Существовал в своё время такой стиль — академизм, в котором работали многие художники 18 века, частично и 17 века. Но, это стиль уже ушел в некое такое небытие. Существует только как классическая версия. Поэтому сейчас академический рисунок – это рисунок учебный. Раньше его не называли таким образом. Буквально, новшество последних скажем так лет 5, когда пошел такой бум именно на академизм.
Все книги старого образца, некоторые современные обучающие рисунку, они называются «основы классического рисования» или «основы реалистического рисунка». Именно слово «академизм» не фигурировало, хотя речь шла именно об этом. Допустим, есть сейчас автор не плохой Джульетта Аристид, у неё именно «Уроки классического рисунка» так книга называется. Кстати очень неплохой учебник, рекомендую и советские книги, все таким вот образом были построены. Учебный рисунок и так далее…
Сейчас да, есть такая тенденция, вот все стремятся к академизму. И многие современные авторы, художники, самоучки в том числе и те, кто где-то учились прямо подписывают — «академический рисунок». Иногда точно попадают, иногда не точно. Дело в том, что рисунок академический – это рисунок правильный, не красивый. Вообще категория «красота» здесь она не должна быть вообще. Вообще чем раньше юные художники, начинающие художники поймут, что рисунок оценивается не красотой, не по красоте, а по точности, по ясности, по правильности, по соответствию определенным критериям, тем лучше.
ОНЛАЙН КУРС»РИСОВАНИЕ С НУЛЯ ДО ПОРТЕТА»
Давайте, чтобы не говорить абстрактными какими-то понятиями, возьмем рисунок и посмотрим внимательно. Смотрим внимательно, о чем я сейчас говорю. Во-первых, это ясное, точная компоновка. Рисунок в листе сидит хорошо. Четко закомпонованный, четко выстроенный, четко проработанный по самой моделировке формы и по наполненности тона. Нет таких больших скачков тона.
И кроме того, рисунок академический. Он изображает всё-таки не конкретный сюжет или объект, а изображает какую-то характерную задачу. Изображает трехмерные пространства, трехмерный объект и двухмерный. Это его цель, это то что является первостепенным. Для чего собственно этот рисунок создается. Не порадовать зрителя, не выразить себя, а именно максимально точно передать видимый мир в двухмерном листе.
И конечно от академического рисунка существуют определенные особенности. Их очень много. Я вам дам пять, самых основных. Я думаю это вполне достаточно для первого, такого знакомства.
Да кстати, понятно примерно о чем речь? Значит про особенности академического рисунка. В первую очередь конечно это то, что он выполняет по определенным законам и правилам. Они четко зарегламентированы и поэтому вот оценки при экзаменах особенно. Конечно хотелось бы что бы сегодняшний эфир посмотрели те, кто готовятся к вступительным экзаменам, для них это очень важно.
Там требуется именно академический рисунок, ни какой другой.КУРС»СКЕТЧИ МАРКЕРАМИ» В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
И вот эти критерии, оценки они будут исходить из точных, ясных, совершенно понятий:
— Компоновка,
— соответствие перспективе, линейные, воздушные и прочее,
— точные пропорции,
— грамотная передача светотени, мягкость светотени,
— расположение элементов внутри листа не только по компоновки, но и еще по принципам зрительского восприятия,
— разработка в тоне – правильная, неправильная,
— манера штриха.
Всё имеет значение, это всё можно задокументировать и оценить по определенной шкале. Она существует более 250 лет уже. Столько, сколько существует русская академическая школа. То есть это не субъективная оценка, это вполне конкретная положение вещей. Вполне конкретные закономерности, которые не мы с вами придумали и издревне достаточно уже существуют.
Это первое, что рисунок академический — это рисунок строгий, существующий, правилам, законам зрительского восприятия и построения плоскости в целом, законам живописи, законам композиции, законам изобразительного искусства вообще.
Вторая такая яркая особенность — это то, что академический рисунок выявляет четко поставленные задачи. Он создается с определенной целью, например, изобразить портрет человека и конкретно к этой цели применяются задачи. Обычно их не более трёх. Грамотные педагоги которые работают с учебными программами, разрабатывают учебные программы, они конечно знают, что обилие задач очень мешает юному художнику воспринимать, изображать, создавать что-то в листе.
Поэтому задач не много и задачи обычно четко прописываются в самом начале. В первом знакомстве ученика с будущим заданием. Поэтому прежде чем начинать рисовать академический рисунок, озвучивается то, что будет требоваться в результате. Как Карл Брюллов говорил, что у художника должна картина уже созреть в голове прежде чем, художник приступил к холсту. Поэтому именно в академизме это особенно важно.
Задачи бывают абсолютно разные, вполне себе ясные, соответствующие стандарту художественного образования, ну например, грамотная перспектива, линейная перспектива. Необходимо построение осей и всего прочего, для архитектурных вещей или при построении простейших базовых геометрических форм. Мягкая моделировка светотенью важна для портрета. Знание анатомии нужны для изображения фигуры человека. Это может быть вполне такими узловыми точками при постановке задач. Это что касаемо конкретных точечных попаданий и выполнения рисунка в соответствии с задачей.
Например, может быть рисунок вполне себе линейный. Необязательно может быть тональный. Ну вот, например, вот здесь задача стояла на передачу характера человека изображаемого, на передачу ракурса, наклона головы, и на связку рук и лица. Все, больше ничего не требовалось. То есть художник выполнил именно это, сделал яркие акценты на самом главном, второстепенное ослабил, ну и связал это все при помощи линий.
Может стоять задача тональная, то есть с тональной проработкой, с ясной светотенью, с четким последовательным решением. Например, где лицо моделируется при помощи светотени, при помощи тонов и полутонов.
Может задача стоять конструктивная. Когда нужно выстроить изображение при помощи каких-то небольших плоскостей или объемов, сопоставления объемов. Сейчас я вам покажу тоже пример. Рисунок вполне академичный, но немножко такой по манере такой скованный, такой как говорили в свое время, когда я училась, манерный. Излишне подчеркнутая резкость, ровность границ, черт. Но задаче это соответствует, поэтому вполне может быть. Надеюсь, что про это все понятно. Учебный академический рисунок это рисунок, выполняющий конкретные академические задачи. Понятно?
Дальше следующая особенность, очень серьезная и важная, это рисунок учебный академический должен быть избавлен от излишней манерности, излишней жесткости или излишней вычурности. Обычно академическому рисованию учат с самых первых классов художественной школы. Это зависит от правильного держания карандаша, от положения карандаша в руке, от точного нажима, вот этого грамотного штриха академического, который создается определенным образом. Мы про него очень часто на занятиях на наших говорим.
Кстати, вот я сейчас говорю про уроки. Это касается не только уроков в классе, но и тех, кто по видеоурокам нашим занимается по нашей программе. Там это тоже все есть. Ярко выраженная манера это, например, излишняя резкость штриха или вот как я вам показывала сейчас, намек на грубость некоторую, вычурность. Это все, конечно, должно нивелироваться, потому что учебный рисунок создается не для самовыражения, а для проработки знаний, умений и навыков художника, для работы именно с натурой, для передачи видимого мира максимально реалистично, максимально точно, максимально последовательно в своем рабочем листе.
Все, что выходит за пределы академической грамоты, когда мы уже выходим из рисовального класса, вот там уже можно экспериментировать в полную силу, уже пробовать делать что-то от себя, ставить эксперименты с манерой и прочее. То есть академический рисунок это классика. Есть стандарт, за который выходить нельзя.
Следующая особенность это то, что рисунок академический, он, конечно, структурный, логически понятный, осмысленный и точный. Он создается не просто перерисовыванием элементов, «что вижу, то пою», а осмыслением, почему это именно так, почему конкретно эта форма выглядит таким образом. Я вот заставляю учеников в классе, например, специально отходить и смотреть на постановку с разных сторон.
Бывает, что очень плохо понятно, как предметы расположены в глубине друг по отношению к другу, когда они друг друга перекрывают. А для рисунка конструктивного особенно, рисунка такого сквозного это очень важно. Поэтому конструкция, именно конструктивное мышление, понимание форм, как они выглядят изнутри, с разных сторон для академического рисунка первостепенная задача. И это конструктивное мышление формируется от занятия к занятию последовательно. То есть логика в рисовании обязательно присутствует, в академическом рисунке.
Ну и конечно, благодаря тому, что он логически точно последовательно создается, есть определенный набор действий, что за чем должно выполняться, начиная от компоновки, постановки наложения предметов, первых тонов, разработка светотени, полутеней и прочего, постановка акцентов темного, светлого рефлексов, объединение работы. Ну и в конце уже завершающая часть, когда мы сравниваем элементы, подчиняем главному второстепенное и создаем общую картину целостную вообще в листе.
И, конечно, такой рисунок осмысленный и глубокий, он требует времени на выполнение, во-первых. Обычно это рисунок длительный. Я сейчас исключаю полностью такие понятия, как наброски и зарисовки, хотя они в академическую программу входят и в какой-то степени академическим рисунком их считать можно. Но все-таки это такой дополнительный инструмент. Классический, академический, реалистический рисунок он создается длительно, несколько часов, несколько сеансов. Потому что выстроить вот эту логическую цепочку действий и последовательных шагов, наложить определенные слои тона, чтобы достичь определенных результатов, это требует очень серьезного подхода и долгого времени, большего количества времени, чем просто зарисовка.
Поэтому, конечно, времени на выполнение рисунка требуется много, обычно это многочасовые работы, ну вот не дадут соврать мои ученики, которые сейчас в эфире, вот Анечка Айвазян, помните, я про нее как-то рассказывала, вот 5-6 часов мы работаем над натюрмортом вполне, это минимум. Бывает, по 20 часов человек рисует для того, чтобы максимально точно и ясно передать, все, что требуется по целям и задачам.
И, конечно, такой рисунок требует длительного обучения, такого, чтобы сесть и нарисовать, такое невозможно сделать, нужна определенная подготовка, нужна сформированность знаний, навыков, они последовательно формируются и складываются в единую картину. Даже рисуя простенькие натюрморты или части натюрмортов, нужны качества, которых нет у художников-самоучек. Вообще, кстати, академическому рисунку самостоятельно научиться невозможно. Есть нюансы, которые разрабатываются только с педагогом, есть нюансы, которые только педагог может откорректировать, потому что сам художник не видит, не понимает какой-то специфики. По книгам это сделать тоже нельзя, сейчас пошло обилие книг по академическому рисунку. Есть хорошие, которые могут являться настольной книгой для домашних заданий помимо работы в классе, есть не очень хорошие.
Я сейчас не буду о них говорить. Вообще у меня есть на ютубе видео по литературе для художников и в блоге на нашем сайте, если вы там были: https://jotto8. ru/blog/novye-knigi-po-akademicheskomu-risunku . Там есть несколько статей на тему «литература для художников», там тоже я про это говорю, и тоже акценты ставлю, какие надо читать книги, какие надо смотреть, а какие не надо, и по академическому рисунку в том числе https://jotto8.ru/blog/spetsialnye-knigi-dlja-hudozhnikov-uchebniki-risovanija-posobija-samouchiteli-chast-1 .
Для того чтобы учиться рисовать академически существует классическая система художественного образования, она трехчасовая, я на одном из эфиров об этом говорила. Это такая система непрерывного обучения, благодаря которой художник формирует то, что я сейчас озвучила, усваивает. Начиная с художественной школы через училища или колледжи художественные и заканчивая творческим художественным вузом.
Есть варианты, когда одно из звеньев вынимается, например, сейчас многие школьники готовятся поступать сразу в вуз, минуя колледжи, и даже многие не заканчивают художественную школу, довольствуются курсами подготовки, ходят к репетитору и спокойно заскакивают в принципе в вуз. Вариант такого может быть, почему нет, но база для подготовки к институту, она нужна в любом случае, это академическая база.
КУРС»РИСОВАНИЕ С НУЛЯ ДО ПОРТРЕТА»В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
Традиционная система художественного академического образования у нас в стране, к сожалению, была нарушена в советский период. Вы знаете, что происходило в истории страны. Это всё отразилось на всех сферах, в том числе, на сфере изобразительного искусства и образования. К сожалению, традиция академического рисунка была не то, чтобы утеряна, она была разрушена и создавалась она вновь по кускам, собиралась, поэтому получился такой небольшой гибрид. И в разных школах, в разных учебных заведениях разные принципы выполнения академического рисунка и разные категории критерий: что является академическим, а что не является.
Это конечно печально, но мы с этим живём. И к сожалению или счастью, художники от этого становятся очень многоплановыми и молодые художники, в том числе. Конечно сейчас много пущено сил на восстановление всей этой системы, классических образцов и программ того времени, которые давали хорошую базовую классическую подготовку по академическому рисунку.
Я всегда настаиваю на рисунке, потому что, он является основой всего в изобразительном искусстве, и основой живописи, в том числе. Грамотная академическая живопись – это тональная живопись, и без основ, без владения тональным рисунком, создать хорошую качественную тональную живопись, к сожалению, очень сложно.
Посещая разные выставки современного искусства, где показываются работы современных живописцев, иногда находишься в недоумении, потому что тон из живописных работ, как будто, уходит и воспринимать их очень сложно, просто мешанина цвета, ничего за ним не стоит – нет композиции, нет объёмов и форм, есть такое немножко перемазывание просто, цветики такие.
Поэтому традиции рисунка восстанавливать нужно, осваивать их нужно, чтобы просто быть грамотным качественным художником или дизайнером. Кстати, кто поступает на дизайнера, для вас тоже рисунок будет важен. Я, в свое время, озаботилась этим вопросом, когда создавала свою авторскую систему курсов. Я это учитывала, я взяла выжимку, так как потребности современного человека меняются, есть то, что было актуально ещё лет 15 назад, уже не актуально совершенно сейчас. Поэтому понимая важность академического рисунка, академического образования, художественного и, понимая, что не каждый современный человек может себе позволить учиться там 15 лет и это будет его хобби.
И поэтому я сделала выжимку — взяла самое важное, сложила всё это воедино, убрала лишнее, убрала множество повторов, которые не всегда уместны для взрослого человека, хотя для подростков обязательны, например, а тем более для детей. И создала несколько блоков курсов разнообразных по рисунку, живописи и композиции. Базовый фундаментальный курс в этой всей системе — это курсы “Рисование с нуля до портрета”, где мы говорим и о классическом академическом рисовании, применяем какие-то его принципы. Не в полной мере, потому что требуется много времени, но делаем это, и о живописи, и о современном искусстве, и об истории искусств, в общем, в нём максимальный такой концентрат получился. Вот поэтому, я его очень рекомендую всем, кто грамотно, осознанно подходит к своему развитию в сфере художественного образования.
Ещё раз уточню, вопрос задам: всё ли пока понятно? Сейчас у нас еще будет небольшая практическая. Мы сейчас с вами поиграем в угадайку, я вам буду показывать рисунки, вы будете говорить, академический рисунок или не академический. Вопросы сложные, я вам такие картинки подобрала, сейчас будете чесать затылок.
Давайте мои дорогие, посмотрим рисунки. Начнём с простого: академический или нет?
Как вы считаете, исходя из того, что я сейчас проговорила, по поводу основных критериев оценки и особенностей академического рисунка: выполненный по законам и правилам, конструктивный, избавленный от ярко выраженной индивидуальности. Молодцы. Да, это конечно не академический — у него есть некоторая шарживость, есть утрированность черт, что совершенно непозволительно для академического классического изображения, очень скупые средства, нет полутонов, есть какие-то отдельные фрагментарные части, конечно, это не академический рисунок.
Давайте, идем дальше. Следующий вариант, давайте вот такое покажу.
Если это академический рисунок, поставьте цифру 8, если не академический – 9. Жду ваших ответов. Молодцы. Надеюсь, что надолго всё запомните. Конечно, тоже не академический, потому что, есть характерная индивидуальная манера. Непонятна основная цель, что автор хотел сказать: передать форму головы, показать характер или все таки увлёкся фоном и смешал всё в кучу? Это такая творческая задача, к академическому рисунку, не имеющая вообще никакого отношения.
Хорошо! Давайте сейчас я вам ещё покажу вот такую вещь.
Если это академический рисунок, поставим цифру 10, если не академический – 11. Но сейчас внимательно анализируйте прямо очень хорошо по всем пунктам. Да, нет. Жду. Хорошо. Вижу новые участники, приветствую, у нас задание сейчас. Вижу, конечно это 11. Тоже манерность есть, хотя, здесь есть присутствие такой академической трактовки по форме и форма в пространстве выражена, такой симбиоз скорее, близкий к академизму, но не совсем попадающий. Да, кто-то говорит, что 10, кто-то говорит 11.
Вообще, скажу честно, это учебная работа, но такая домашняя учебная. Здесь уже позволялась некоторая вольность. Поэтому местами академическая трактовка есть, например в волосах, а в лице имеется угловатость немножечко. Поближе покажу.
То есть форма немного нарушена, лицо чуть-чуть помятое, такое деформированное.
Хорошо, покажу вам завершающую еще разочек что-нибудь. Давайте 18+ вам покажу. Смотрите внимательно.
Если это академический рисунок, мы поставим цифру 2, если не академический – 3. Анализируйте манеру рисовать, компоновку, как выражена форма, какая могла бы быть задача. Еще раз, если академический рисунок – 2, если не академический — 3. Конечно это самый простой, самый понятный академизм, самый академичный академизм, который только может быть, ярко выраженная мягкость форм, глубина теней, пространства, вплоть до линейной перспективы. Посмотрите как ноги сделаны. Они хорошо уведены назад. Конечно могла быть задачей изображение фигуры в ракурсе или лежащей фигуры со смещением тяжести в определенных местах. Конечно да, это академический рисунок.
К сожалению, не всё так просто как мы сейчас с вами сумели примерно определить, сопоставить и проанализировать. Есть, к сожалению, такое понятие как псевдоакадемизм. И к моему не ужасу, а разочарованию в некоторых учебных заведениях он тоже существует. При чем в крупных, достаточно известных. Особенно за рубежом. Если в России русская академическая школа рисунка и живописи еще существует и культивируется, восстанавливается и активно себя ведет, то в зарубежных академиях, в некоторых, есть отход в некую манерность. Манерность заключается в том, что уходит конструкция рисунков, уходит именно выражение форм, объемов при помощи четкого построения соотношения частей по отношению к источнику света, соотношение частей к целому.
Происходит такая перерисовка цветов и теней и это вуалируется мягкой трактовкой, практически на одной тушевке сделанной, но выглядит это все как будто 3D фотография, гиперреализм эдакий с небольшими нюансами, вкраплениями характерными для академического рисования. Например, четкая граница света и тени ярко выраженная, она сохраняется. Все остальное гладенькое, красивенькое. Такое, конечно, существует. Очень сложно этого избежать. Особенно художнику начинающему, который видит вокруг вот это все. У нас так рисуют художники на Арбате, которые сидят и портреты рисуют, растушевывают красивенько. Я уже говорила в начале, что красивое это не оценка. У меня папа всегда говорил не красиво, а красивенько. Это значит миленько, но не впопад. И чтобы не попасть в этот псевдоакадемизм эдакий, чтобы не попасть в эту яму, художникам стоит выбирать тщательнее у кого они учатся и где они учатся рисовать. Чтобы осваивать изобразительную грамоту максимально ясно, полно и четко. И максимально соответствуя методикам классического академического рисования.
Методики такие существуют, их очень много. Начиная с конца 19 века были разные методы. В 20 веке их было очень много. Вплоть до кубистичеких различных находок. Они до сих пор есть. Поэтому курсы курсам рознь. Учителя учителям рознь изобразительного искусства. И даже учебные заведения существуют очень разные. Поэтому прежде чем выбирать, проанализируйте внимательно, подумайте. Чтобы не уйти в эту манерность, в это копирование, в некоторое утрирование черт академического рисунка.
Мы на курсе “Рисование с нуля до портрета на заказ” об этом тоже говорим очень много. Я стараюсь сразу останавливать учеников, если появляются какие-то попытки поиска форм не совсем там где нужно. И результаты мне очень нравятся. Обучение у нас прошло уже более 2000 человек. В классе более тысячи. Диплом недавно подписывала, а там уже четвертый десяток дипломов. Мы их не сразу начали выдавать. Так что, результаты вполне весомые. Можете посмотреть результаты моих учеников в сториз в нашем инстаграм. Фотографии я часто сохраняю. И конечно приглашаю вас на курс. Лучше в живую у нас в Екатеринбурге в торговом центре «Дирижабль» https://ekaterinakryukova.ru/shop/courses/klas/risovanie-s-nulya-do-portreta-na-zakaz . Сейчас пока еще места есть, и я настоятельно приглашаю занять места именно сейчас. Пока еще есть такая возможность. И конечно наши курсы есть в записи https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy .
Те, кто смотрит сейчас нас из других городов и стран могут приобрести запись курсов. Они есть в пошаговой интерпретации. Начиная от простейших базовых форм и заканчивая работой с уже живой моделью с портретом. Попробовать себя в классическом таком рисунке и немножко в живописи. И получить основы изобразительной грамоты, важную для первейших академических шагов на пути изобразительного искусства https://ekaterinakryukova.ru/shop/courses/videocourses/onlayn-kurs-risovaniye-s-nulya-do-portreta .
Друзья, есть ли еще вопросы какие-то? Потому что у меня с теорией пока все. Вообще тема очень обширная и одного эфира мало. Поэтому я вас и приглашаю поглубже эту тему изучить вместе с нами. Если вопросов нет, тогда я буду потихонечку прощаться. Была рада, что вы сегодня провели это время с нами.