Урок изобразительного искусства «Портрет фараона (царицы)»
КЛАСС: 5.
СИСТЕМА УРОКОВ: Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: фронтальная и индивидуальная.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: презентация Power Point (наглядность), беседа, раздаточный материал в виде картинок и шаблонов с изображением фараонов.
ЦЕЛЬ: Знакомство с культурой и искусством древнего Египта.
ЗАДАЧИ:
- Приблизить к современным школьникам мир Древнего Египта; наглядно показать, как выглядели египтяне: какую одежду, прически, головные уборы, украшения носили, какая косметика использовалась в те далекие времена. Познакомить со способами и последовательностью изображения портрета фараона или царицы. Учить правильно подбирать цветовую гамму путем смешивания красок.
- Развивать ассоциативное мышление, фантазию, формировать активность творческого воображения.
- Воспитывать интерес к культуре и искусству народов Древнего Египта, мифам и другим литературным произведениям.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:
- Стих-приветствие собственного сочинения.
- Стихотворение о Египте Н. Гумилева.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Альбомный лист, гуашь, кисти, тряпочки, палитры.
ПЛАН УРОКА:
I. Организационно-подготовительный этап. (1 мин.)
II. Познавательный этап.
- Введение в тему (1 мин.)
- Сообщение цели урока. (1 мин.)
- Сообщение нового материала. (4 мин.)
- Выступление учащихся с сообщениями о правителях Древнего Египта (4 мин.)
Физкультминутка. (2 мин.)
III. Художественно-технологический этап.
- Показ и объяснение способов действия. (4 мин.)
- Творческая практическая работа. (25 мин.)
IV. Заключительный этап.
- Анализ работ. (2 мин.)
- Подведение итогов урока, рефлексия. (1 мин.)
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
(Слайд 1)
Класс детьми заполнен снова,
И опять звенит звонок.
Я надеюсь, все готово?
Начинаем наш урок.
II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. Введение в тему урока. Чтение отрывка из стихотворения Николая Гумилева.
(Слайд 2)
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалыРозоватыми брызгами пен. И такие смешные верблюды,
С телом рыб и головками змей,
Как огромные, древние чуда
Из глубин пышноцветных морей.Вот каким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода.
2. Сообщение цели урока (Слайд 3)
Как вы уже догадались, наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Целью нашего урока является знакомство с культурой и искусством древнего Египта.
3. Сообщение нового материала.
(Слайд 4) Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежды.
(Слайд 5) Древние египтяне в совершенстве владели ткацким искусством. Живя в стране с очень жарким климатом, они не нуждались в плотной одежде. Простолюдины обходились более грубым полотном, а знатные люди использовали легкие, тонкие, прозрачные ткани.
мужчины носили передник схенти – повязку из широкого куска ткани, обернутую вокруг бедер и закрепленную поясом. Схенти могли быть разных фасонов. Схенти знатных людей изготавливали из плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти. И мужчины, и женщины носили калазирис – одежду, состоявшую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская, полотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях.
На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.
Египтяне разработали сложные формы плетения ткани, украшения платьев бисером или аппликацией. Все это позволяло сделать одежду более нарядной.
Егптяне часто ходили босиком, но вовремя торжественных случаев они надевали сандалии из кожы или из папируса.
(Слайд 6) Прически знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Все свободное население Египта, и женщины, и мужчины, носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений, окрашенных в темные цвета. Модными считались черно-коричневый и черный цвета. В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближенные носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая таким образом воздушную прослойку. Из-за жаркого климата мужчины часто сбривали волосы, а голову умащивали ароматными маслами. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти. Бороды могли быть разной формы: в идее косички, с завитком на конце, плоские, в форме лопаточки. Все сословия носили клафт – платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми.
Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парики, но они могли делать прическу и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали к голубой, желтый и оранжевый цвета. Такие прически можно увидеть на саркафагах и фресках. Простейшим головным убором были шнурки из кожи и ниток, лобные повязки, обручи, которые надевались поверх прически. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростершей крылья.
Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы. Самое распространенное украшение на головных уборах – это цветок лотоса или стебли папируса, которые не только украшали, но оберегали человека.
Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя на левом виске прядь, заплетенную в плоскую косу.
Как в любой другой стране в Древне Египте были свои правители: фараоны и царицы. Сегодня мы с вами постараемся нарисовать портрет египетского фараона или царицы.
А что такое портрет? Но прежде, чем приступить к работе, послушайте сообщения, которые подготовили о египетских правителях ваши одноклассники.
4. Выступление учащихся с сообщениями о правителях Древнего Египта.
1 учащийся: (Слайд 7)
Царица Хатшепсут (правила 1478-1458гг. до н.э.) — женщина-царь 18-й династии. Дочь фараона Тутмоса I вышла замуж за своего брата Тутмоса II.Ее супруг умер молодым, и Хатшепсут стала регентом-правительницей при шестилетнем сыне Тутмосе III. Она решила провозгласить себя царем Египта и потомком бога Амона. Так как правитель Египта считался земным воплощением бога Гора, им мог быть только мужчина. Хатшепсут стала носить мужскую одежду, привязывала бороду – символ власти фараона.
2 учащийся: (Слайд 8)
Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон18 династии (1352-1338гг. до н.э.). его называют фараоном –еретиком, разрушившим основы египетского общества, так как он бросил вызоввсевластию Амона, упразднив его культ, а затем культы остальных богов. и установил в Египте поклонение солнечному диску Атону. Считалось, что Атон – это бог жизненной силы, необходимой для развития всего существующего, а солнечный диск – это внешняя форма, в которой бог предпочитал являться людям. Так была осуществлена первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие).
3 учащийся: (Слайд 9)
Жена Эхнатона, царица Нефертити, во всем поддерживала своего мужа. Ее имя переводится как «Прекрасная пришла», она сменила свое имя на Нефер-Нефру-Атон, что значит «Прекрасная красота Атона». В 1912 г. во время раскопок на месте столицы, основанной этими правителями, в мастерской скульптора Тутмоса были найдены статуи членов семьи эхнатона. Бюст фараона был разбит на много кусков, а бюст царицы Нефертити остался почти невредимым. Это позволило представить себе ее внешность: лицо было утонченным, нос прямой и нежно очерченный, брови изгибались дугой над большими продолговатыми глазами, обведенными черной линией. Голова Нефертити кажется редким цветком на чуть изогнутом стебле-шее. Нефертити изображена в высоком синем венце, но ее привычным головным убором был короткий парик.
4 учащийся: (Слайд 10)
Тутанхамон (1336-1327 гг. до н.э.) был зятем Эхнатона и Нефертити (по другой версии сыном Эхнатона). При жизни Эхнатона имя Тутанхамона было Тутанхатон. Юный фараон пришел к власти в 12 лет, и жрецам Амона-Ра было нетрудно заставить его от религии Атона, переменить свое имя и переселиться назад в Фивы.
Он умер в восемнадцать лет и был похоронен в Долине царей, а его гробница была обнаружена и открыта в 1922 г. Это была единственная неразграбленная гробница в Долине царей, ее великолепие поразило весь мир, сделав юного фараона одним из самых знаменитых фараонов Египта. Золотая маска фараона позволит наглядно показать, как выглядел мальчик-фараон. Юную жену Тутанхамона звали Анхесенамон (Анхесенатон) ее портреты можно увидеть на многих предметах декоративного искусства, найденных в гробнице. На спинке трона юные царь с царицей изображены в одной из комнат дворца. Видно, с какой нежностью смотрят они друг на друга, а солнце протягивает к ним свои руки-лучи; на крышке деревянного ящика с инкрустацией из слоновой кости Тутанхамон изображен с супругой, которая предлагает ему цветы. Скромный букетик засохших цветов был положен и на мумию Тутанхамона. Изображения дочерей Нефертити и Эхнатона были найдены мастерской Тутмоса. Они помогут учащимся в создании изображения, а демонстрация фотографий ювелирных украшений-оберегов из гробницы фараона поможет украсить портреты.
5 учащийся: (Слайд 11)
Рамзес II (Великий), фараон 19-й династии, правил Египтом почти семьдесят лет (1279-1212 гг до н.э.), а прожил, по-видимому, около девяноста. Он правил так долго, что его двенадцать старших сыновей умерли еще при его жизни. Он был самым известным из всех египетских фараонов, великим воином и великим строителем. Самые знаменитые храмы, воздвигнутые Рамзесом в Нубии, — это Большой и Малый скальные храмы в Абу-Симбеле. Большой храм посвящен богу Амону-Ра и самому Рамзесу — сыну Амона, четыре двадцатиметровые статуи Рамзеса украшают портал храма. У Рамзеса было много жен, но любимой была прекрасная Нефертари. Царице Нефертари и богине красоты и любви Хатхор был посвящен Малый храм. Для Нефертари была выстроена одна из самых красивых гробниц в Долине цариц. По сохранившимся в гробнице фрескам можно представить, как выглядела любимая супруга великого царя.
Физкультминутка: (Слайд 12)
III. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП.
1. Показ и объяснение способов действия.
Чтобы портрет получился красивым, мы должны вспомнить основные пропорции лица человека. Что это такое? Кто сможет рассказать о них?
- Учитель направляет рассказ учащегося в правильное русло и одновременно показывает на доске каждый этап выполнения рисунка лица человека.
- На палитре смешать белую, красную, желтую гуашь и совсем мало черной (одна-две точки) и получить цвет лица египтянина.
У женщин лицо по канону должно быть более желтым. Лицо закрашивается большой кистью по форме, причем надо не «мазать», а «гладить» лицо по щекам, по подбородку, по носу и пр. Шею закрасить вертикальными мазками.
- Большой кистью закрасить прическу или головной убор, одежду на плечах (вы познакомились с этим на уроке), фон работы. Фон лучше всего сделать цвета папируса или цвета стены гробницы (светло-серый, слоновой кости). Одежда рисуется без подробностей, так как она будет выполнена в технике коллажа.
- Составить на палитре цвет для теней на шее, ушах, веках и боковых плоскостях носа. Для этого смешать желтую, красную, немного белой и черной краски. Сначала положить тени на шею и уши (если они изображены на рисунке), поскольку тени на веках рисовать сложнее. Чтобы получилась тень над глазами, надо обвести полученным на палитре цветом верхние линии век и надбровные дуги, затем сделать несколько коротких мазков от внутренних углов глаз и размыть слой краски вокруг глаз.
От внутренних углов глаз сделать несколько мазков вниз вдоль передней плоскости носа, затем размыть мазки водой.
- Кончик носа обвести черной краской, особенно выделить ноздри. Закрасить губы (не берите чистые краски прямо из банки, а постоянно их смешивайте). Верхнюю губу сделать чуть темнее, для этого в красную краску добавить каплю черной.
- Радужная оболочка глаз египтянина закрашивается вместе со зрачком черной краской. Когда глаза высохнут, то на радужной оболочке поставить яркий белый блик.
- Портрет завершен, когда черно-синей краской будут обведены глаза и брови так, как это делали египтяне.
2. Творческая практическая работа учащихся
выполняется по группам: 1 группа (сильные ребята) рисует портрет фараона самостоятельно, 2 группа (ребята со средними способностями) – смотрят на образец и срисовывают с него, добавляя свое видение прически, одежды, колорита, а третья группа (слабые ребята) рисуют портрет по шаблону, самостоятельно прорисовывая прическу, одежду, подбирая нужный цвет.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. Анализ работ.
Посмотрите внимательно на работы, правильно ли переданы пропорции лица человека? Какой портрет в этом плане самый удачный?
Правильно ли нарисованы прически, одежда египтян? Какая работа самая удачная в этом плане?
Правильно ли передан колорит? Какая работа самая удачная в этом плане?
2. Подведение итогов урока, рефлексия.
Вам понравился урок-путешествие в Древний Египет? Что особенно понравилось?
В чем испытывали трудность? Какое впечатление осталось после урока?
Но на этом наша работа над портретом фараона не заканчивается. На следующем уроке мы узнаем, какие украшения носили египтяне и дополним ими портреты. Запишите задание на дом.
Последняя тайна Долины Царей: 100 лет назад был найден саркофаг фараона Тутанхамона
- Яна Литвинова
- Би-би-си, Лондон
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, DEA / A. JEMOLO
Подпись к фото,Погребальная маска Тутанхамона, возможно, самое известное изображение в египтологии. Картер был уверен, что в перекопанной Долине Царей остается одна ненайденная гробница
16 февраля 1923 года английский археолог Говард Картер стал первым человеком за 3000 лет, вошедшим в погребальную камеру фараона Тутанхамона в Долине Царей.
За свою недолгую жизнь (а скончался он, не дожив до 19-ти) Тутанхамон не совершил ничего примечательного, однако по иронии судьбы именно ему было суждено стать самым известным правителем Древнего Египта — как раз благодаря своей гробнице.
При этом сам Картер, совершивший одно из величайших археологических открытий в истории человечества, формального образования практически не имел и фактически был самоучкой.
Случайный египтолог
Автор фото, Bettmann
Подпись к фото,Говард Картер не был археологом, но его работа по документации и описанию артефактов из гробницы Тутанхамона стала образцом для ученых следующих поколений. Египтологи пользуются его материалами и по сей день
Говард был младшим ребенком в семье не слишком удачливого художника, который зарабатывал тем, что рисовал собак и лошадей для их состоятельных хозяев. Картер-младший и сам неплохо рисовал, так что первый раз отправился в Египет в возрасте 17 лет именно как художник. Египтолог Перси Ньюберри взял его в экспедицию зарисовывать египетские фрески и найденные произведения искусства.
Рисунки Картера, хранящиеся в библиотеке Оксфордского университета, и по сей день поражают тщательностью исполнения и вниманием к деталям. Те же качества отличали работу Картера и после того, как он стал заниматься раскопками самостоятельно.
Больше всего его привлекала Долина Царей — уединенное, выжженное солнцем каменное ущелье, скрытое от любопытных глаз за небольшой грядой известняковых скал, лежащее по другую сторону Нила от расположенного поблизости Луксора. Западные археологи вели раскопки в Долине с начала XIX века.
Археологический клондайк
Автор фото, Reinhard Dirscherl
Подпись к фото,Панорама Долины Царей. Сейчас ее, конечно, «почистили» для туристов, но выжженным и бесплодным местом она остается до сих пор
Однако большинство найденных ими гробниц были разграблены еще в древности — самими строителями усыпальниц или участвовавшими в погребениях жрецами. Кары за оскорбление последнего места успокоения фараона были нешуточными, не говоря уже о перспективе потерять право на загробную жизнь, но лежащие там богатства были слишком большим искушением.
И хотя западным археологам перепадали лишь жалкие крохи этого исторического пирога, даже они будоражили воображение и, окрыленные надеждой на славу и богатство, искатели сокровищ слетались туда как мухи на мед.
Одним из самых успешных копателей (археологом его назвать нельзя, поскольку никакого отношения к науке его работа не имела) был американский юрист на пенсии Теодор Дэвис. К большому сожалению для серьезных археологов, у него было очень много денег, но напрочь отсутствовало терпение. Кропотливая и скрупулезная работа, необходимая при проведении раскопок, казалась Дэвису пустой тратой времени.
Автор фото, Werner Forman
Подпись к фото,Саркофаг, найденный Дэвисом в гробнице KV55. Мумия была сильно повреждена, поэтому уверенности по поводу того, кто именно лежал в этом саркофаге, у ученых нет до сих пор
Тем не менее на его счету было уже несколько обнаруженных захоронений представителей XVIII династии (около XIV в. до н.э.) — пусть и не самих фараонов, а членов их семей, однако это никак не умаляло исторического значения находок.
В начале XX века Долина Царей напоминала один большой строительный котлован: полузасыпанные ямы, входы в найденные гробницы, из которых было вывезено все ценное, и бесконечные ряды местных рабочих, выносящих корзины с мусором и щебнем.
Картер начал с того, что составил подробную схему Долины Царей, скрупулезно обозначив на ней детали рельефа и все ранее найденные гробницы. А потом разделил план на квадраты — и стал методично прочесывать каждый из них.
Автор фото, AMIR MAKAR
Подпись к фото,Спальня Картера в доме, где он жил во время раскопок. Гробница Тутанхамона была найдена в последнем квадрате
Впрочем, чтобы приступить непосредственно к раскопкам, Картеру не хватало двух вещей: разрешения на проведение работ (эксклюзивное право вести раскопки в Долине Царей давно выкупил Дэвис) и источника финансирования.
Денежный вопрос удалось решить, заинтересовав в проекте Джорджа Герберта, 5-го графа Карнарвона, а вот юридические препятствия были устранены лишь перед самым началом Первой мировой войны. Чувствуя скорое приближение смерти, Дэвис наконец-то решился их перепродать, произнеся ставшую знаменитой по своей ошибочности фразу: «Боюсь, Долина Царей уже полностью истощена».
Лорд Карнарвон выкупил права, однако приступить к раскопкам Картер смог лишь в 1917 году, когда война уже заканчивалась.
Поиски Тутанхамона
Автор фото, Hulton Archive
Подпись к фото,Лорд Карнарвон в Египте в 1923 году. Это была его последняя поездка, из которой в Англию он уже не вернулся
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Картер начинал работу, преследуя совершенно конкретную цель. Он был убежден, что именно в Долине находится могила малоизвестного тогда фараона по имени Тутанхамон, сменившего на престоле куда более знаменитого правителя Эхнатона, который пытался принудительно поменять египетский политеизм на поклонение единому божеству, солнечному диску.
Учитывая, что сразу после его смерти народ радостно вернулся к прежним верованиям, затея эта успехом не увенчалась.
Убеждение Картера основывалось на том, что Тутанхамон был чуть ли не единственным фараоном XVIII династии, ни гробница, ни мумия которого так и не были найдены. При этом некоторые обнаруженные Дэвисом находки упоминали его имя. В частности на входе в захоронение под кодовым названием KV55, где была найдена мумия, которая, как тогда предполагалось, могла принадлежать еретику Эхнатону, а также на стене был отпечаток картуша Тутанхамона — указание на то, что гробница была закрыта при его правлении.
Автор фото, AMIR MAKAR
Подпись к фото,Статуи богинь, охраняющих святыню с канопами, в которые были уложены органы фараона при мумифицировании. Ни один предмет, касавшийся тела покойного фараона, никогда не выкидывался, будь то даже обрывки холста, а тщательно собирались и зарывались рядом с могилой
В то время никто еще не мог с уверенностью сказать, в каком именно родстве состояли древнеегипетские фараоны между собой. Картер решил, что, похоронив своего родственника, юный правитель мог присмотреть рядышком место и для себя.
Проведенный недавно анализ ДНК показал, что Тутанхамон был сыном Эхнатона, но не от царицы Нефертити, а от одной из наложниц. Этой информацией Говард Картер не располагал, но его догадка о родственных связах оказалась верной.
Работы начались в 1917 году. Картер методично прочесывал квадрат за квадратом — но ни 1918-й, ни 1919-й, ни 1920-й, ни 1921 годы успеха не принесли. Казалось, что Дэвис был прав и Долина Царей уже отдала все свои сокровища.
Автор фото, AMIR MAKAR
Подпись к фото,Специальные сосуды, канопы, в которых хранились органы покойного фараона
Лорд Карнарвон вызвал Картера к себе и заявил, что не может бесконечно финансировать бесплодные раскопки и что на этом, к сожалению, придется поставить точку. В ответ археолог-самоучка стал умолять патрона профинансировать еще одну, самую последнюю экспедицию. По его словам, у него оставался лишь один квадрат, но он должен закончить работу, чтобы можно было с уверенностью сказать, что Долина Царей действительно опустошена.
Карнарвон согласился.
Открытие века
Автор фото, Universal History Archive
Подпись к фото,Говард Картер с мумией Тутанхамона. Смолы, использовавшиеся при мумифицировании, пропитали холсты, которыми была обернута его мумия, и их пришлось скалывать
Запись из дневника Картера от 26 ноября 1922 года: «Мы лихорадочно очищали проход от остатков мусора на полу, пока перед нами не осталось ничего, кроме запечатанного дверного проема… Мы проделали крошечное отверстие в левом верхнем углу, чтобы увидеть, что же находится за его пределами… Как только глаза привыкли к мерцанию света, стал вырисовываться интерьер комнаты с необыкновенными предметами удивительно красоты, нагроможденными друг на друга».
Самое удивительное в этой истории даже не то, что Картеру удалось найти гробницу Тутанхамона. А то, что, расчистив проход в первое помещение гробницы, он не бросился первым делом выносить все находящиеся там предметы, чтобы побыстрее добраться непосредственно до погребальной камеры, а тщательно задокументировал и описал каждый из обнаруженных артефактов — а их было немало.
Автор фото, Kiran Ridley
Подпись к фото,Макет одной из комнат гробницы к выставке, посвященной столетию открытия
Более того, предметов в комнате было настолько много, что эта кропотливая работа заняла около трех месяцев.
«Наше ощущения трудно поддаются описанию, потому что нашему взору открылись необыкновенные сокровища: две странных эбеново-черных статуи короля в золоченых сандалиях… В темноте можно было разглядеть очертания позолоченных лож странных форм, украшенных львиными головами… изысканно расписанные и инкрустированные шкатулки, алебастровые вазы… стулья с золотой резьбой, золотой трон… и, наконец, груда сверкающих золотом перевернутых колесниц».
Несмотря на найденные сокровища, несомненно принадлежавшие юному фараону, археологов волновал один вопрос: нашли ли они просто склад ценных вещей, или это все же сама гробница?
Вскоре, однако, эти опасения рассеялись — или, во всяком случае, значительно уменьшились: «Запечатанный дверной проем между двумя статуями-стражами… и многочисленные картуши с именем Тутанхамона почти исключали сомнения в том, что мы находимся именно в гробнице этого фараона».
Автор фото, DEA PICTURE LIBRARY
Подпись к фото,Фигуры стражей у замурованной двери, которая вела в погребальную камеру
Восторженное описание находки заканчивается прозаическим замечанием: «Мы закрыли дыру, заперли деревянную решетку, стоявшую на первом дверном проеме, сели на ослов и вернулись домой, обдумывая увиденное».
Итак, после трех месяцев тщательной и довольно скучной для стороннего наблюдателя работы (египтологи всех стран мира до сих пор пользуются сделанным Картером каталогом с описаниями), наконец, настало время открыть последнюю запечатанную дверь гробницы.
«Прежде всего я нашел деревянную перемычку над дверью. Потом очень осторожно сбил штукатурку и тщательно вытащил небольшие камни, которые лежали в верхней части засыпанной двери. Соблазн остановиться и заглянуть в открывшееся отверстие был почти непреодолимым. И когда, примерно через 10 минут работы, мне удалось проделать достаточно большую дыру, чтобы можно было разглядеть хоть что-то, я просунул туда электрический фонарик, который высветил нечто удивительное. Всего в ярде от дверного проема, простираясь докуда хватало взгляда, вход в камеру перегораживала стена из чистого золота».
Автор фото, Print Collector
Подпись к фото,Третий, золотой саркофаг Тутанхамона, в котором хранилась его мумия
16 февраля 1923 года Картер наконец-то достиг самого центра гробницы, где во все своем погребальном великолепии покоился юный фараон, имя которого — если бы не это открытие — и по сей день было бы известно лишь горстке египтологов.
Внутри находился саркофаг с тремя вложенными друг в друга гробами. В последнем, сделанным из чистого золото, и находилась мумия Тутанхамона. Ее значение для науки трудно переоценить — ведь это была первая египетская мумия, сохранившаяся до наших дней в совершенно нетронутом виде.
Проклятие фараона?
Автор фото, Peacefoo
Подпись к фото,Фрески в храме Абу Симбел. Для европейцев, воспитанных на античной культуре Рима и Греции, Египет был местом странным и непонятным, особенно обычай тщательно сохранять тела умерших. Немудрено, что общественное сознание немедленно стало наделять мумий таинственной — и, как правило, крайне опасной — силой
Рассказ об обнаружении гробницы Тутанхамона был бы неполным без упоминания так называемого «проклятия фараона».
Во всем мире находка стала настоящей сенсацией, которая довольно быстро стала обрастать слухами — якобы, любой человек, нарушивший покой усопшего фараона, понесет страшную кару.
5 апреля 1923 года — менее чем через два месяца, после того как Картер вошел в погребальную камеру Тутанхамона — скоропостижно скончался лорд Карнарвон. Настоящая причина смерти была довольно прозаичной: вместе с дочерью он путешествовал на корабле по Нилу, и как-то вечером его укусил комар. Казалось бы, ничего особенного — но, вместо того чтобы смазать укус йодом, граф его сначала расчесал, а потом еще и случайно порезался в этом месте лезвием бритвы и, видимо, занес в рану инфекцию. В результате чего через несколько дней скоропостижно скончался в Каире — по всей видимости, от сепсиса.
Решайте сами, был ли комар послан покойным фараоном.
Автор фото, AMIR MAKAR
Подпись к фото,Статуя бога загробного мира Анубиса из гробницы Тутанхамона в Каирском музее. На пути к загробной жизни предстояло преодолеть огромное количество препятствий, поэтому потенциальных ужасов было не перечесть
Вскоре после этого автор записок о Шерлоке Холмсе (кстати, дипломированный врач, сэр Артур Конан Дойл заявил американским журналистам, что смерть Карнарвона могла быть вызвана стихийным духом, созданным жрецами для защиты мумии.
На самом деле никаких грозных предупреждений в гробнице обнаружено не было, но последующие смерти некоторых членов команды Картера, а также ее посетителей, не давали покоя досужим любителям сверхъестественного.
Автор фото, Anadolu Agency
Подпись к фото,Мумия Тутанхамона, выставленная в его же гробнице к столетию открытия Картера. Есть немало людей, которые до сих пор считают, что подобная публичная демонстрация останков неэтична
В числе предполагаемых жертв проклятия упоминаются:
- египетский принц Али Камель Фахми-бей, застреленный своей женой в 1923 году;
- сэр Арчибальд Дуглас Рид, который якобы сделал рентгеновский снимок мумии и загадочно умер в 1924 году;
- сэр Ли Стэк, генерал-губернатор Судана, убитый в Каире в 1924 году;
- Артур Мейс из группы археологов, работавших с Картером, который, как говорят, умер от отравления мышьяком в 1928 году;
- секретарь Картера Ричард Бетелл, который предположительно умер, задохнувшись в своей постели в 1929 году;
- отец Бетелла, покончивший жизнь самоубийством в 1930 году.
Большинство людей, работавших в гробнице или посещавших ее, прожили долгую жизнь — что, разумеется, никак не отразилось на мнении тех, кто верил в проклятие.
Автор фото, AMIR MAKAR
Подпись к фото,Часть позолоченного трона Тутанхамона, найденная в его гробнице
Сам Картер относился к этой теории крайне негативно. Сам он скончался в 1939 году, в возрасте 64 лет, от болезни Ходжкина, что вызвало очередной всплеск интереса к «проклятию фараона», упоминание которого даже появилось в его некрологах.
Причины болезни Ходжкина до сих пор не известны, хотя чаще всего она поражает именно представителей европеоидной расы. Если считать, что к проклятию приложили руку египетские жрецы, остается только восхищаться их даром предвидения.
Здесь лежит Нефертити?
Автор фото, OLIVER LANG
Подпись к фото,Нефентити остается, возможно, последней тайной, которую скрывает Долина Царей
Не исключено, что гробница Тутанхамона еще не раскрыла всех своих секретов. Мы по-прежнему не знаем, где была похоронена мачеха юного фараона, легендарная красавица Нефертити.
Известный британский египтолог Николас Ривз считает, что ее мумия может лежать в потайной комнате, примыкающей к похоронной камере пасынка.
Каждая гробница фараона содержит и имя его преемника. Ривз обнаружил, что под картушами фараона Эйе, хоронящего Тутанхамона, были изображены картуши Тутанхамона, хоронящего Нефертити.
Автор фото, Werner Forman
Подпись к фото,Эхнатон и Нефертити. Если удалось найти мумию даже самого главного «еретика» Египта, то, есть надежда, что мумия его жены тоже буде найдена
В интервью британской газете Guardian Ривз сказал, что «внимательный анализ картушей Эйе обнаруживает четкие следы более раннего имени — Тутанхамона. В своей первоначальной версии эта сцена изображала Тутанхамона, совершающего погребальный ритуал для изначальной хозяйки гробницы, его непосредственной предшественницы… Нефертити».
Тутанхамон умер внезапно, и выстроить ему отдельную усыпальницу могло быть просто некогда. В таком случае его могли похоронить в уже готовой гробнице Нефертити — просто добавив к ней одну комнату и слегка подправив фрески на стенах.
И хотя радиолокационный анализ стен погребальной камеры пока что не дает подтверждения этой теории, не исключено, что в ближайшее время будет раскрыта последняя тайна Долины Царей.
Египетские фараоны рисунок — иллюстрация Und Vektorgrafiken
Grafiken
- Bilder
- FOTOS
- GRAFIKEN
- VEKTOREN
- VIDEOOS
DREBSTE

Sortieren nach:
Am beliebtesten
stammes-kunst ägyptischen ethnischen ikone. ägypten Skizze Cartoon от руки gezeichnet schwarze Silhouetten isoliert auf Weißem Hintergrund. вектор стаммес-этнище. kann für tuch, flyer, taschen, möbel und tätowierungen verwendet werden — египетские фараоны, рисующие стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыStammes-Kunst ägyptischen ethnischen Ikone. Ägypten Skizze…
vektor tutanchamun maske im umrissstil — египетские фараоны, рисунок, графика, клипарт, мультфильмы и символыVektor Tutanchamun Maske im Umrissstil
pharao verfolgt die Israelten (Exodus 14), holzstich, veröffentlicht 1862 — египетские фараоны, рисующие стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и символы фараон, египетский античный символ — египетские фараоны рисуют стоковые изображения, -клипарты, -мультфильмы и -символыФараон, египетский старинный символ
Фараон, египетский античный символ, Vektorsatz der alten ägyptischen Gottheiten
satz von symbolen, sehenswürdigkeiten, objekte des alten ägypten.
Satz von Symbolen, Sehenswürdigkeiten, Objekte des alten Ägypten.
египетский иероглиф с изображением мумии фараонов — египетские фараоны рисуют стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыегипетские иероглифы с изображением мумий фараонов
Originalausgabe aus meinem eigenen Archiv Quelle: Mundo ilustrado 1880
Mädchen und Mann в ägyptischen volksstrachten — вектор — египетские фараоны рисунок склада -графикен, -клейпарт, -картуны und -symbolemädchen undchen undchen -volkstry -vestryptryptor -volkster -vestricher -volkster -vestryptor -vestricher -volkster -volkster -volkstr дизайн в 4 модели Farben. символ, einfaches элемент линии искусства логотип египетский сфинкс — египетские фараоны рисунок сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Altägyptische Sphinx Kopflinie Art Logo Design in 4 Farben Modell.
Altägyptische Sphinx Kopflinie Kunst Дизайн логотипа в 4 моделях Farben. Symbol, einfaches Element Line Art Logo Египетский Сфинкс
Relief des altägyptischen Sarges. Скиззирен. Beten Sie für…
Relief des altägyptischen Sarges. Скиззирен. Бетет фюр Хнум der ägyptische Gott mit dem Kopf eines Widders.
алтагиптская статуя, арме вершранкт, хижина выше, вейсер хинтергрунд — египетские фараоны рисунок сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ сфинкс — египетские фараоны рисунок сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыAltägyptischer Pharao, Mumie, Pyramiden, Sphinx
Altes Ägypten Symbole der Agyptischen Religion und Kultur Vektordesign. Фараон-Пирамида, Мумие и Сфинкс, Анубис-Готт, Гор-Авг и Анх-Цейхен, Тутанхамон, Нофретете, Хунде- и Катценскульптур, Пальма, Камель
древний египетский орнамент племенной нахтлосе собрать.
Античный египетский орнамент Tribal nahtlose Muster. Stammes-Kunst ä
Cartoon kritzelt ägypten nahtloses muster — египетские фараоны, рисунок, графика, клипарт, мультфильмы и символыCartoon kritzelt Ägypten nahtloses Muster
Анубис -Готкопф дер эгиптишена мифологии -египетские фараоны, рисующие складистые, -клейпарк, -Картуны и символanubis -gottkopf der ägyptischen mythologie
vektor anuber andubeplet ägeptptpteptptepply älygepletpletpletpletpletempleppletemlephle
. kopf — египетские фараоны рисунок сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Altägyptische Skulptur einer jungen Frau mit Krug auf dem Kopf
mädchen mit katzenohren linienkunst — египетские фараоны рисунок сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символMädchen mit Katzenohren Linienkunst
ägyptisches wandbild.
Ägyptisches Wandbild. Ägypten Tempel religiöses Fresko,…
anubis kopf vektorgrafik schwarz-weiß farbe — египетские фараоны, рисунок, графика, клипарт, мультфильмы и символыAnubis Kopf Vektorgrafik schwarz-weiß Farbe
ramses ii mumie — египетские фараоны рисунок сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символRamses II Mumie
Иллюстрация из 19. Jahrhundert.
pharaoh oder ramesess vektor-kunstwerk — египетские фараоны, рисунок стоковой графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ рисунок-графика,-клипарт,-мультфильмы и-символAquarell Ägypten Statue der Sphinx für Haggadat Pessach, Pessach-S
aquarell ägyptische gizeh пирамидальная иллюстрация в минималистическом стиле.Aquarell ägyptische Gizeh Pyramiden
Моисей и Аарон erscheinen vor dem pharao, holzstich, veröffentlicht 1894 стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыМоисей и Аарон erscheinen vor дем фараона, Holzstich, veröffentlic
Моисей und Аарон erscheinen вор фараона (Исход 7, 1-13). Holzstich, veröffentlicht 1894.
Гранитная скульптура древнего Сфинкса на соске.
altägyptische tänzer — египетские фараоны, рисунок стоковой графики, -клипарт, -мультфильмы и -символы Papierrolle mit Illustration der Geschichte des alten Ägypten alte schriftrolle mit vektorillustration zur geschichte des alten ägypten — египетские фараоны рисуют стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символы 9Бесплатно , оживление: ägyptische gottheiten, саркофаг — египетские фараоны, рисунок, графика, -клипарт, -мультфильмы и -символAntike Stichillustration, Оживление: Ägyptische Gottheiten,…
nahtloses muster mit kindern in gruseligen bandagenostümen altägyptischer mumien. — египетские фараоны рисунок сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символNahtloses Собраться с Kindern в gruseligen Bandagenkostümen altägy
strichmännchenjunge im kostüm einer altägyptischen mumie hebt die hande und sagt buh.
Strichmännchenjunge im Kostüm einer altägyptischen Mumie hebt…
ägyptisches Hintergrundset — Египетские фараоны, рисуя стоковые-графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыÄgyptisches Hintergrundset
nahtloser cat-hintergrund — египетские фараоны, рисунок сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ символRamses-Gebäude в Theben
Иллюстрация к 19. Jahrhundert.
uraltes nahtloses musterset — египетские фараоны, рисунок, графика, клипарт, мультфильмы и символыuraltes nahtloses Musterset
Хэллоуин-добрый, умри с детским мумием, kommt aus einem sarkophage — египетские фараоны, рисующий сток-графику, -клипарт, -мультфильмы и -символ Mumie kommt aus einem Sarkophag. Концепт Хэллоуина. Malbuchseite für Kinder mit bunter Vorlage. Вектор-мультфильм-иллюстрация. Für Print, Vorschulerziehung und Spiel antikeshintergrundset — египетские фараоны, рисунок, графика, клипарт, мультфильмы и символыАнтики HinterGrundset
Alt -ägyptischer Totengerichtshof, Holzstich, Veröffentlicht 1862 -Египетские фараоны.
Ägyptisches nahtloses Musterset
altes musterset — egyptian pharaohs drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleAltes Musterset
ägyptisches hintergrundset — egyptian pharaohs drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleÄgyptisches Hintergrundset
der könig ramses — египетские фараоны, рисунок сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символDer König Ramses
Рамзес дер Кениг — Gescannte Gravur von 1887
altes musterset — египетские фараоны рисунок сток-график, -клипарт, -мультфильмы символAltes Musterset
ägyptischeshintergrundset — египетские фараоны рисунок сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ Gravur Pharao auf Wagen am Umzug 1868 ägyptischer mumienhintergrund — египетские фараоны, рисующие сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символы0016 ägyptischer Kamelhintergrund Altägyptischer Katzenhintergrund -египетские фараоны.
Ägypten Königstochter, портрет
pharao nahtloses muster — египетские фараоны, рисование сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символPharao nahtloses Muster
ägypten pharaonen hintergrund — egyptian pharaohs drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleÄgypten Pharaonen Hintergrund
hieroglyphen-stoffhintergrund — egyptian pharaohs drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleHieroglyphen -Stoffhintergrund
Иосиф Безух Фараон им. 1. Моисей 41:14 — египетские фараоны рисунок сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символИосиф Безухт фараон им 1. Моисей 41:14
alte ägypten-kulisse — рисунок египетских фараонов -графика, -клипарт, -мультфильмы и -символAlte Ägypten-Kulisse
stammes-ethnische muster — египетские фараоны, рисунок, графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole symboleÄgyptisches abstraktes Muster
транспорт eines koloss in ägypten — египетские фараоны, рисунок стоковой графики, -клипарт, -мультфильмы и -symboleтранспорт eines koloss в Ägypten
Illustration aus dem 19. Jahrhundert
Skarabäus Vektorschablone, Schwarz-Weiß
von 22Pharaoh Drawing Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM
Durchstöbern Sie 661
рисунок фараона Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. der könig ramses — рисунок фараона сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symbolepharao verfolgt die israeliten (исход 14), holzstich, veröffentlicht 1862 — рисунок фараона сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symboleold хромолитография иллюстрация короля Аменхотеп I, второй фараон 18-й династии Египта и Яхмос-Нефертари, супруга королевы Египта — фараон, рисующий стоковые фотографии и бильдегиптские иероглифы мит zeichnung der mumie des pharaos II.
