Как нарисовать внутреннее убранство русской избы поэтапно – Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

Как нарисовать убранство русской избы. Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обя

tmzs.ru

Конспект по ИЗО «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома»(5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКСЕНТИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка учебного занятия по изобразительному искусству

«

Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского дома.
Коллективная работа. ПРОЕКТ: «Проходите в избу»

5 класс

Выполнила: Полетуева Светлана Борисовна

учитель изобразительного искусства

Аксентис

2015 год

Уроки 6–7

Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского дома.
Коллективная работа «Проходите в избу»

Цели:

1. Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

2. Развивать творческую и познавательную активность.

3. Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе).

4. Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.

5. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование и материалы:

1. Примеры интерьеров крестьянского жилища.

2. Иллюстрации к русским сказкам, былинам, загадкам.

3. Художественные материалы.

4. Схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».

План урока 6

1. Беседа об интерьере русской избы.

2. Знакомство с ее жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство.

3. Постановка художественной задачи.

4. Самостоятельный подбор иллюстративного материала для выполнения эскиза.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов и выбор эскизов для коллективной работы.

План урока 7

1. Формирование групп.

2. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка).

3. Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями.

4. Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живет?».

Ход урока

Беседа.

Учитель. Давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство.

Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Интерьер крестьянской избы с печью

Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.

В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.

Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.

Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке в деревню, где многие эти предметы используют и поныне.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Почетное место в избе – «красный угол» – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».

Красный угол избы

Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.

В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.

В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.)

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи?

Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки.

Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Постановка задачи.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли.

Используя их, придумайте свою композицию интерьера избы.

Работы учащихся

Работа над выбранной композицией.

На втором уроке учащиеся в заранее подготовленной для макета коробке (можно в коробке убрать 2-е стены и сделать угловую композицию), используя пластилин, создают макет внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда (следует напомнить о полотенце и прялке, найти им место в композиции).

Подведение итогов урока.

В конце урока каждая группа рассказывает, кто живет в этой избушке (Дед, Баба и курочка Ряба; Емеля; три медведя; Снегурочка и т. п.). В интерьер можно поместить принесенные игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.

infourok.ru

Окно русской избы со ставнями рисунок поэтапно. Как нарисовать избу из бревна


Русская изба, избушка, домик в деревне, природный пейзаж с изображением деревянных домов — предмет для вдохновения многих художников. Русскую избу легко изобразить при помощи рисования простых линий и геометрических фигур, поэтому нарисовать ее может ребенок. А если добавить большей реалистичных деталей, теней и перспективы — можно создать настоящий шедевр. В этом уроке мы научимся рисовать русскую избу снаружи и внутри со всем ее составляющим. Итак, начнем!

Изба снаружи


Для начала мы узнаем, как поэтапно нарисовать русскую избу снаружи. Для ясности, каждая новая деталь на изображении будет выделяться красным цветом. Вы же можете выполнять всю работу простым карандашом.

Этап 1
Рисуем общие очертания будущего дома. Две наклонные линии вверху — крыша, и три линии — основания и стены дома.

Чтобы получилось симметрично проведите вертикальную линию, проходящую через верхушку крыши и середину основания дома. Далее стройте линии вправо и влево относительно центральной.

Этап 2
Теперь перейдем к крыше обозначенной выше красным цветом. Обведем линии, как показано на рисунке.

Этап 3
У любого дома есть основание, на которой стоит остальная конструкция. Изобразим основание в виде прямоугольника.

Этап 4
Чтобы было видно, что дом сделан из бревен, нарисуем расположенные друг над другом кружочки возле правой и левой стен.

Этап 5
Традиционно в изображении дома рисуют одно — два окна. И так, как мы смотрим на дом спереди — видим третье окно чердака, заостренное сверху по форме крыши.

Этап 6
Нарисуем ставни в форме прямоугольников и дорисуем окна чердака, как показано на изображении ниже.

Этап 7
Дорисуем два главных окна. Чуть позже в этом уроке будет подробно описано рисование окон.

Этап 8
Окна в русской избе оформляли декоративно. Рисовали цветы на ставнях, прибивали вырезанные из дерева узоры. Изобразим над окнами декоративные дощечки, как показано на рисунке. И, конечно, какая изба без трубы — нарисуем трубу.

Этап 9
Изобразим дощатую и каменную поверхность дома.

Дом готов! Смотрится интересно.

Рисуем карандашом


Для рисунка карандашом есть свои техники, поэтому в этой части урока мы отдельно рассмотрим, как рисовать русскую избу карандашом. Используйте основы построения из первой части урока, добавляйте детали из воображения, меняйте их местами, главное здесь — изобразить дом при помощи карандаша.

Рисуем общие очертания дома тонкой линией.

Обводим линии крыши, как показано на рисунке. Можно сильней давить на карандаш, или накладывать одни штрихи на другие.

Лучше обводить в завершении рисунка, на случай если придется стирать ластиком.

Рисуем окна и брёвна поверх линии стен.

Прорисовываем детали: ставни, трубу, доски и резьбу на срезе бревен.


Поверхность брёвен имеет округлую форму, поэтому на стыке между ними образуется тень. Изобразим тень легкой штриховкой.

На выступающей части бревен образуется блик — это место должно остаться светлым. Закрасим повороты брёвен так, чтобы штриховка была немного светлее места тени. Так получится объем.

Теперь завершим рисунок. По такому-же принципу, как показано выше изобразим светотень на окнах, крыше, трубе и других деталях, которые будут в вашем рисунке. Штрихами изобразим небо и траву, — чем ближе к зрителю, тем трава будет реже, и наоборот. Можно экспериментировать, главное, чтобы линии были легкими и уверенными.

Убранство русской избы

В этой части урока мы узнаем, как нарисовать русскую избу внутри.

Создаем перспективу. Рисуем 2 прямоугольника — один в другом, и соединяем углы, как показано на рисунке. Размер и расположение прямоугольников зависит от того, какую комнату мы хотим получить в итоге.

Расставляем предметы. В русскую избе мы видим печь, скамью, полочки для посуды и других вещей, люльку, веретено и икону. Чтобы правильно расставлять предметы в перспективе нужно проводить линии параллельно основным, изображенным выше. Это не сложно, главное ровно провести линии и представить, как оно будет выглядеть в результате.

Добавляем в готовую комнату светотень. Представим, откуда падает свет и какая поверхность останется светлой. Посмотрим в каких местах будет падать тень от предметов. Чтобы показать деревянную поверхность внутри дома изображаем рельеф доски за счет тени.

Красный угол

Красный угол в русской избе — это место с иконой столом и скамейкой. Посмотрим, как нарисовать красный угол русской избы.

Рисуем комнату в перспективе, как это показано выше. Добавляем в комнату стол и скамью.

В углу комнаты, ближе к потолку рисуем прямоугольник — это будет икона. Из нижней части прямоугольника выводим дугу, сверху рисуем круг и закрашиваем фон вокруг них. Рисуем полочку под икону. При желании можно прорисовать икону более детально.

brendoptom.ru

Конспект урока ИЗО на тему » Интерьер русской избы»

Конспект урока ИЗО в 4 классе.

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовного и материального; формировать практические навыки работы с художественными материалами.

Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: совершенствовать навыки и умения в украшении предметов.

Регулятивные УУД: развивать внимание и наблюдательность, память, мышление.

Личностные УУД: формирование умения контролировать свою деятельность, делать самопроверку.

Коммуникативные УУД: формировать умение формулировать свои мысли.

Оборудование:

Для учителя: Репродукции образцов предметов народного быта.

Для учащихся: альбом для рисования, карандаши, ластик, краски, кисточки.

Ход урока.

Этапы урока

Действие учителя

Действие учеников

Примечание

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4.Физминутка

5.Практическая работа

6. Итоги работы.

7.Рефлексия.

-Здравствуйте, ребята.

-Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Добро пожаловать в мир русской старины!

-За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

— Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

— А как на Руси строили дома?

— Правильно.

Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов (слайд 1)

-Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (слайд 2)

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей (слайд 2)

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, — гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(слайд 3) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(слайд 4) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(слайд 5) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(слайд 6) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(слайд 7) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(слайд 8) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

— Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(слайд 9) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(слайд 10) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А также рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(слайд 11) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(слайд 12) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(слайд 13) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнутся, разогнутся,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На 4- руки шире

5 – руками помахать,

6- на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать!

-Сейчас я предлагаю вам в альбомах нарисовать фрагмент избы с основными предметами.

Для этого вам нужно:

  1. Определить где будут расположены пол, стены потолок. (слайд 14, 15, 16)

  2. Затем мы определяем, где располагается окно и предметы мебели.

  3. При выполнении работы в цвете, помните, что внутреннее убранство должно сочетаться, т.е если вы выполнили стены с рисунком, то шторы на окне должны быть без рисунка, и наоборот.

— Вам понравилось наше занятие?

— О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

— Что нового вы узнали о избе?

— Ребята, сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте лежат смайлы, но неизвестно какое настроение у этих смайлов, подрисуйте улыбку, если вы довольны, и улыбку наоборот, если вы не довольны своей работой.

Приветствуют учителя

— О русском доме, избе.

— Дома строили прочными, крепкими.

Слушают учителя и смотрят презентацию по теме урока

“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”

Выполняют упражнения, повторяя за учителем

Показ слайдов

Демонстрация последовательности выполнения работы.

Учитель выставляет оценки за рисунки.

infourok.ru

Урок по ИЗО «Убранство русской избы»

Тема: «Внутренний мир русской избы».

Класс 5-й.

Цели и задачи урока:

•формирование у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;

•воспитание уважения к традициям и культуре русского народа.

Личностные результаты:

— Развитие коммуникативных качеств у школьника в процессе практической деятельности;

Метапредметные результаты:

— Умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу;

Предметные результаты:

— Знание образного языка народного прикладного искусства;

— Приобретение опыта выполнения декоративной работы.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебная иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы.

Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, фломастеры, цветные карандаши, учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство» Н.А Горяева.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Методы обучения: элементы проблемного обучения, игра «Угадай-ка», работа в паре.

Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Создание проблемной ситуации (1 мин)

  3. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)

  4. Проверка домашнего задания (5 мин)

  5. Самостоятельная работа (20 мин)

  6. Подведение итога урока (1 мин)

  7. Рефлексия (1 мин)

  8. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

Настраиваю учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).

Предлагаю школьникам сформулировать тему, цели и задачи урока.

  1. Создание проблемной ситуации (1 мин)

Задаю проблемный вопрос классу, ответить на который попрошу учащихся в конце урока, при подведении итога:

— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?

  1. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадай-ка» (15 мин)

На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес к теме урока при помощи создания игровой ситуации, стихотворений-загадок и слайд-презентации (слайды 1-10).

Предлагаю выполнить работу в паре. Каждой паре учеников необходимо ответить на вопросы-загадки, которые демонстрируются в слайд-презентации, вписать ответы в инструктивную карту (карта прилагается ).

После заполнения карты 3 ученика выходят к доске и выписывают свои ответы на каждые 4 вопроса. Предлагаю остальным учащимся задать вопросы отвечающим и оценить их ответ. По окончании игры каждая пара учеников сверяет ответы с доской, при необходимости исправляет свои ошибки, выставляет себе оценку. В ходе игры для привлечения внимания учащихся к теме урока задаю вопросы, например:

— Какой угол является духовным центром дома?

— Чем служила печь в крестьянском доме? и т.д.

На данном этапе урока я применяю несколько компонентов: работа учащихся в паре, создание игровой ситуации, оценивание одного ученика другим, самооценка, использование ИКТ.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

  1. К данному уроку необходимо было найти репродукции–иллюстрации с изображением пространства крестьянского дома. Иллюстрации вклеить в тетрадь.

Предлагаю сдать тетради с выполненным домашним заданием.

  1. Самостоятельная (творческая) работа (20 мин)

Задание: закончить рисунок «Внутренний мир русской избы», раскрасить. (Наброски выполнены на прошлом уроке).

В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. (слайд 11). Обращаю внимание на деревянный пол и стены. Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, ушат, ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.

  1. Подведение итога урока (2 мин). Рефлексия.

По окончании занятия школьники выходят к доске, демонстрируют свой рисунок классу и отвечают по своему рисунку на поставленный вопрос в начале урока:

— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?

-Что у тебя хорошо получилось?

— Какую оценку ты себе поставишь?

  1. Домашнее задание (1 мин)

Всем: найти 3-4 иллюстрации, вклеить их в тетрадь: Деревянные узоры, резьба, роспись русских изб (окна, крыша, ворота). По желанию: составить мини-рассказ о деревянных узорах русской избы.

Инструктивная карта (ответы)

Класс___________

Фамилия, имя

______________________

______________________

Задание: Впишите название предметов интерьера крестьянской избы.

  1. Красный угол_____________________________________

  2. Печь, ухват, полати, полавошники____________________

  3. Полотенце, ушат, люлька, стол, лавка_________________

  4. Мужская половина дома: коса, топор, молоток, пила____

  5. Женская половина дома: посуда, ложки, миски, прялка, ткацкий стан

  6. Орнамент, полотенце, дорожки, скатерть_______________

  7. Ендова____________________________________________

  8. Ухват, чугунок_____________________________________

  9. Скопкарь__________________________________________

  10. Вальки____________________________________________

  11. Детская люлька_____________________________________

  12. Рубель____________________________________________

Оценка:______

infourok.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: «Убранство русской избы»

Слайд 1

Убранство русской избы Выполнила: Охапкина Надежда Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа № 35» Г. Дзержинск Нижегородской области

Слайд 2

Веками на необъятных просторах нашей Родины жили крестьяне.

Слайд 3

Наши прадеды селились по берегам рек, озер, в лесистой местности.

Слайд 4

Непосредственная связь с кормилицей землей закладывала основные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, терпеливость.

Слайд 5

Широта просторов, удивительная природа породили размах и удаль русского характера, отразились в непохожести народных промыслов.

Слайд 6

Наши предки создали свой неповторимый образ жизни. Ядром его был – крестьянский дом, родной очаг. Изба, клеть, амбар, банька – вот что такое крестьянская усадьба.

Слайд 7

Для строительства больше годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.

Слайд 8

Дом был для человека маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом. Крыша –небо, клеть – земля, подклеть (погреб) – подземный мир. Все вместе под одной крышей жили и отцы, внуки, правнуки: Семья в куче – не страшна туча. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе, и в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда крыша одна» — так считали наши предки. Северные избы смотрятся величавыми хоромами.

Слайд 9

Совсем другое дело –изба на средней Волге, в нашей Нижегородской губернии: небольшая, обшитая тесом, нередко выкрашенная голубой краской, украшенная деревянными кружевами. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, однако в них есть особенная красота и стать.

Слайд 10

«Не бравшись за топор, избы не срубишь» Строить усадьбу выходило до двадцати человек. «Чем больше рук, тем легче труд».Строительство начиналось с валки леса. Ствол очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, «выбирали» лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат, образовывали венец. Вот так венец на венец, и ставили избу.

Слайд 11

Суровые зимы заставили крестьянина объединить под одной крышей жилье и хозяйственные постройки. Жилая часть называлась избой. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для нее тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши.

Слайд 12

Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек). Скаты крыши очень напоминали крылья. Кажется, что конь- птица охраняет домашний очаг. Конь был олицетворением силы, красоты и добра.

Слайд 13

Конь был часто символом солнца, движущегося по небу. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – причелины и полотенца. Конек и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее.

Слайд 14

В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. Наши предки-земледельцы считали, что дождь берется из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды и есть образное выражение небесной воды, т.е. «хляби небесные».

Слайд 15

Как нарядно украшены избы нашей Нижегородской области! Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

Слайд 16

Избы нашего края рубили и украшали резчики и плотники, которые в зимнее время занимались судостроением и корабельной резьбой. В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы.

Слайд 17

Избу располагали «лицом» (фасадом) к дороге или реке, озеру. Как правило, на боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля.

Слайд 18

Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях – быть в беседах».

Слайд 19

Окна – «глаза» дома. Одно кривое окно весь фасад портит. Над окнами крепились козырьки-наличники – «ресницы». Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились «румяные щеки» -накладные наличники со ставнями. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа.

Слайд 20

Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит хозяева уже встали, а закрыты – значит еще спят или куда-то ушли.

Слайд 21

Вот наличник-теремок, украшавший когда-то окно горницы в Нижегородской губернии. Нижний ярус наличника населен фантастическими существами: здесь и русалка-берегиня («фараонки», как их зовут в Городце)– символ водной стихии, устрашающие гривастые львы-собаки. Сказочно-диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир.

Слайд 22

Это изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщенно, декоративно они решены. Они переплетаются и перерастают в растительный узор.

Слайд 23

Как пластична волнообразная линия, очерчивающая изображения сказочных существ на лобовой доске.

Слайд 24

В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. Все, чего касалась рука талантливого мастера, приобретало праздничную нарядность.

Слайд 25

Наши прадеды любовно топором тесали брёвна, Гвозди крепко забивали, песни громко запевали. Ставенки узорные, тонкая резьба. До чего ж просторная русская изба. Ухмыляются иные , а изба стоит и ныне, Не сломалась, не сгорела, лишь немного постарела. Дорожим мы стариною, стала нам она родною. Вечно прадедов работа будет радовать кого-то.

Слайд 26

Традиции старых мастеров живы и сегодня. Вот какой чудесный город возвели современные городецкие плотники и резчики по дереву!

nsportal.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Убранство русской избы

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..

Зрительный ряд:

  1. Слайды с элементами русской избы
  2. Мультимедийная презентация
  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Словарь: Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
  2. Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
  3. Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV.  Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня  мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *