Как научить ребенка рисовать, даже если вы сами не умеете
Казалось бы, уроки изо — это классная передышка, возможность отключиться от задач и диктантов и пофантазировать. Но что, если ребенок не умеет рисовать и переживает, что его рисунки хуже всех в классе? Вместе с «Леонардо», художниками и преподавателями рисования Таней Вино и Залиной Кишовой разбираемся, как помочь школьнику полюбить творчество (и зачем это вообще нужно).
Далеко не все родители умеют и любят рисовать и точно не все могут подсказать ребенку, как правильно изобразить дерево или кошку. Кто-то не придает этому значения: зачем вообще изо будущему математику или, скажем, врачу? Другие записывают детей на специальные курсы или в художки (но это тоже не всегда дает результат). Сами художники и дизайнеры, к слову, пока тоже не договорились, нужно ли вообще учить детей рисовать поголовно и с какого возраста это делать. Но они сходятся в одном: творчество — это здорово, и каждому ребенку можно дать инструменты для самовыражения. Эти 5 важных правил, которые мы вывели вместе с практикующими художниками, помогут родителям поверить в своих детей, а детям — преуспеть на уроках изо.
Рисовать умеют все!
Самая частая фраза, которую слышат учителя в начале учебного года, — «Я не умею рисовать». Очень важно донести до ребенка, что рисование не заканчивается на анатомически верных фигурах и идеальной перспективе. Ребенок может рисовать как угодно, проблема в том, что не каждый этого хочет.
Стандартный набор школьника — альбом и цветные карандаши — может вдохновить на творчество далеко не каждого ребенка. Художники советуют начинать с других инструментов — пластилина, гуаши, акварели, пальчиковых красок. И главное — позволять детям делать с ними все что угодно. Важно не акцентировать внимание на ошибках (так часто делают преподаватели в детских садах, диктуя, например, что зайчик может быть только серым, а небо — голубым, и никак иначе). Не ограниченный рамками, ребенок сможет дать волю фантазии и получить удовольствие от процесса.
Диалог строится через творчество
Все дети разные, с разным восприятием и способностями к рисованию. Рисунок — это тот язык, который не нуждается в переводе. Некоторым задание «нарисуй кота» покажется неочевидным, а композиция и формообразование — непостижимыми и неприступными. Любую задачу можно превратить в творческий процесс: пусть ребенок сначала подумает, как кот. Что он ест и как двигается? Где этот кот живет? Какой у него характер и как выглядят его друзья? Когда весь лист будет заполнен этими котами, с детьми можно будет разобрать готовую композицию и посмотреть на цвет, пятна, линии и формообразование.
«Культура педагогического труда во многом определяется тем, какое место в умственном развитии школьников занимает наблюдение. Из наблюдений не только черпаются знания, — в наблюдениях знания живут».
Василий Сухомлинский. «Сто советов учителю»
Не пытайтесь рассказать детям про перспективу и композицию словами, объясните все наглядно. Если вы сами не умеете рисовать, выйдите на улицу и покажите эти примеры в жизни, указывая на предметы. Так ребенок начнет осознавать предмет, просто наблюдая за ним.
Не знаешь как — изобрети заново
Зачастую дети, изучающие рисунок в художественной или средней школе, очень боятся сделать ошибку и не достичь совершенства. Ведь от этого зависит оценка. Важно объяснить ребенку, что художник — это волшебник, у которого «некрасиво» не существует, а «неправильно» не бывает. Если ребенок не умеет рисовать руки, пусть изобретет их заново так, чтобы зритель ему поверил.
«Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими».
Лев Выготский. «Мышление и речь»
У ребенка нет богатого опыта. Дайте ему творить с нуля, изобретая новые правила из тех установок, которые у него уже есть. Самый продуктивный вариант — давать свободу, пробовать все и потом отсекать лишнее, а не навязывать правила и ставить рамки заранее. Главное — помнить, что любое неумение становится умением, когда начинает быть убедительным.
Рисунок должен быть убедительным
Методы рисования и школы рисунка бывают разные, и ни один не лучше и не хуже другого. Правило, которое можно взять за основу при любом творчестве, — итог должен быть убедительным. Это не значит, что все должно соответствовать анатомии или перспективе. Нарисованный кот может состоять из овалов и палок, но если люди считывают и понимают, что это кот, значит, цель достигнута.
Есть множество художников и иллюстраторов, персонажи которых состоят из простейших форм. Тем не менее это могут быть очень живые, яркие и убедительные характеры.
Ошибки — это здорово
Чем взрослее человек, тем он скованнее в своих идеях. Люди, прошедшие художественные школы, выучили, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Зачастую уже в подростковом возрасте они не могут позволить себе экспериментировать и пытаются мыслить по стандарту. Ошибки их расстраивают и очень злят. Это может вылиться в полный отказ от рисования.
Важно объяснить ребенку, что ошибка — это результат эксперимента. И только такие эксперименты приведут его к собственному художественному стилю. Очень многих художников, которых сейчас знают и любят, не принимали в начале творческой карьеры.
Рисование не заканчивается на уроках изо, художественной школе, бумаге и карандаше. Наборы для творчества «Лео» серии «Учись» #школаСАД помогут вашему ребенку не ограничивать себя в творчестве. Позвольте ребенку самовыражаться в свободное время и приходить в класс с новыми идеями и верой в свои силы. На YouTube-канале «Лео рисует» вы сможете найти видеоуроки, где покажут, как нарисовать животных. Они отлично подойдут для тренировок.
Рисование с детьми. Когда начинать?
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А.Сухомлинский.
Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.Итак, как и когда начинать рисовать с маленьким ребенком? Прежде всего, каждый из родителей должен решить этот вопрос сам, глядя на желание и интерес ребенка к этой теме.
6-7 месяцев
Начинать показывать ребенку, как мама рисует, можно месяцев с шести-семи, когда он уже хорошо сидит и может манипулировать предметами. Можно наклеить, например, на шкаф, большой лист бумаги. Сядьте вместе с малышом рядом с расположенным вертикально листом, возьмите в руки кусочек воскового мелка и покажите, как проводить линию. Наверняка ребенок захочет повторить, дайте небольшой кусочек и ему, только следите за тем, чтобы он не попал в рот. Зато такой небольшой мелок сложно взять в кулак, его можно держать только щепоткой, тремя пальчиками, именно так, как нужно держать карандаш или ручку, и впоследствии вам не понадобится его переучивать. Ребенок сразу возьмет ручку правильно! Не рисуйте пока малышу человечков или зайчиков, покажите разные линии: прямые, кривые, нарисуйте круг, квадрат, треугольник, обязательно проговаривая, что и как вы делаете. Называйте цвета мелков, которые вы используете, возьмите с ребенком мелки разных цветов, покажите ему, где ваша линия, где его. Обязательно похвалите, и не сразу снимайте этот шедевр со стены или шкафа, пусть до прихода папы это будет выставка. Деткам и в более старшем возрасте очень важна эмоциональная значимость их деятельности. Пусть папа придет и похвалит!
Вот, что говорит о рисование с малышом до года Галина Агнию: «Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Общаясь с ребенком, называйте вещи своими именами. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с легкостью, без труда, все это запомнит.
Первые уроки рисования – это важное событие в жизни ребенка. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения».
Анастасия: Мы с дочкой этот момент упустили. Тогда она все тянула в рот и, как мне казалось, совсем не понимала предназначение карандашей, а я, в свою очередь, просто не догадалась рисовать для нее (как описано выше), а не вместе с ней.
9 месяцев
С 9 месяцев можно переходить к настоящему творчеству. Рисовать нужно на больших листах бумаги, на обоях, так как дети в этом возрасте рисуют от плеча. Лучше начинать с маркера, затем, до года, добавить ручки, карандаши.
Для первого раза ребенка надо похвалить не меньше 20 раз. Помните: первое движение карандашом по листу бумаги это замечательный процесс познания ребенком и взрослым картины мира.
Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно.
Около 1 года
Анастасия: По-настоящему рисовать Соня начала в 1 год и 1 месяц, когда я выделила для нее 2 маркера: ярко-оранжевый и ярко-зеленый. Примерно с этого возраста она уже могла сознательно «почирикать» ими на листе бумаги. Но рисование до 1 года и 3 месяцев было не особенно ей интересно. Соню намного больше привлекало снимать крышечки с фломастеров или же закладывать фломастеры/мелки обратно в коробку. Может быть, она видела, что у нее получаются только линии, а у мамы – знакомые предметы и животные?.. (кстати, некоторые педагоги считают, что в раннем возрасте не стоит рисовать для ребенка сложные предметы и животных, достаточно только линий и геометрических фигур). Но я придумала-таки, как увлечь Соню рисованием – читайте в статье «Как сделать рисование увлекательным, или Ведем дневник вместе с годовасиком» в нашем блоге «Находчивые родители».
Вот, что советует Наталья Сурцукова: «Первый рисунок или первая стадия процесса рисования, часто именуется «маранием» или « каракулями». Для ребенка это процесс игры карандаша и бумаги. Главное для него то, что в процессе игры виден результат – из движений карандашом по бумаге «что-то» выходит, создается.
Созидание линии – без «рисунка» в хаосе и нагромождении – волнует ребенка. Здесь закладываются основы творческой психологии. Главная ценность – в переходе за грань «переживаний», в создании объективного, как бы отделяющегося от творца бытия, всем доступного, для всех открытого. Еще линии не становятся материалом для «изображения», изобразительная сила и функция линий еще не предчувствуется. Эти «каракули» радуют появлением нового бытия, отделяющегося от работы ребенка, застывающего, приобретающего таинственную самостоятельность. Творить бытие, вызывать его к жизни, накопляя, нагромождая линии одну за другой – вот что влечет к себе ребенка на этой стадии.
Не красоте подчинена значительная часть детского рисования, поскольку еще нет эстетической задачи как таковой. Однако, подобно природе, первичные ступени всякого творчества они заключают в себе тайну прекрасного, магическую силу фантазии».
От 1 года и 3 месяцев
Анастасия: Почему именно такой возраст? Да потому, что именно после года и трех месяцев наша дочка перестала тянуть все в рот. Пробовала я порисовать с ней пальчиковыми красками в тот день, когда ей исполнился годик. Закончилось (впрочем, как и началось) все тем, что она просто потащила все пятерню, обмазанную синей краской, в рот, даже ни разу не приложив пальчики к листу бумаги.
А что делать мамам, чьи чада и после 1 года и 3 месяцев тянут все в рот? Все равно рисовать? Под строгим надзором, ведь, согласно фактам в начале этой статьи, рисование очень важно для развития ребенка. Пальчиковые краски также можно изготовить самим:
Можно сварить жидкую манную кашу и добавить в нее много свекольного, морковного, облепихового, малинового, смородинового сока или чая Каркаде. Чтобы сока было много, а каши не очень, только для густоты. Конечно, стоит сначала убедиться в том, что у вашего малыша нет аллергии на эти продукты. Можно развести детское питание вместо манки, будет даже лучше: консистенция однороднее. Лучше для таких приготовлений использовать посуду, отличную от той, в которой вы готовите малышу обед, чтобы не было ассоциаций с едой. Сразу приучайте его к тому, что даже эту краску не едят. Конечно, он ее немного поест, но это не должно быть нормой. Налейте эту кашицу в плоскую емкость (желательно не тарелку, из которой едят, а какую нибудь пластиковую), расстелите на полу без ковра рулон обоев и пустите раздетого до трусиков малыша.
В первый раз Соня сознательно рисовала пальчиковыми красками по нетрадиционному методу рисования – о том, как это было и что мы при этом использовали, читайте в статье «Рисование с детьми от года: арт-мячики» в нашем блоге «Находчивые родители». Благодаря тому, что все рисование происходило в коробке, уборки потом было не так уж и много. Зато сколько счастья! Впервые в жизни ребенок почувствовал, что и он может творить!
К 1,5 годам
Важно давать рисовать крохе и правой, и левой рукой. Левая должна обязательно участвовать в процессе, это поможет развиваться ребенку гармонично.
Размер бумаги уменьшается (примерно до формата А3: 30×40 см), так как ребенок начинает рисовать «от локтя».
К 2-м годам он зарисует кистью руки, а позже – пальцами. Чтобы ускорить этот процесс, очень важно научить ребенка рисовать мелкие предметы, например, нарисуйте машинку и попросите раскрасить колесики, кузов. К дереву – нарисовать листочки. Нарисуйте цыпленка и попросите нарисовать ножки, глазки, клюв (это занятие для детей 1,5-2 лет).
Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым – стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук: быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование в свою очередь выполняет сразу несколько функций: эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка.
Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.
Советы по поощрению сопротивляющихся художников
Обновлено в июне 2022 г.
Нас часто спрашивают о рисовании для детей и, в частности, о том, как поощрять сопротивляющихся художников .
У этого вопроса есть две стороны.
Некоторые дети, похоже, не увлекаются искусством, особенно рисованием и живописью. Если у вас есть один из этих детей, наша статья «Что делать, если моему ребенку не нравится искусство» может оказаться полезной.
Но иногда и ребенок любит рисовать и раскрашивать, но расстраивается из-за уровня их навыков и/или сравнивает свою работу с работой брата, сестры или взрослого или даже со своим видением. И это разочарование может привести к тому, что они заявят, что не умеют рисовать, и могут заставить их избегать рисования.
Если это относится к вашему ребенку, вот несколько советов для вас!
Photo by Jean Van’t HulВо-первых, пожалуйста, никогда не позволяйте ребенку слышать, как вы говорите, что не умеете рисовать или что у вас нет творческих способностей. Эти наши дети так многому у нас учатся!
Во-вторых, постарайтесь сделать рисование веселым и беззаботным. Играйте в художественные игры, в которых основное внимание уделяется общению и рисованию для удовольствия.
Фото Рэйчел УизерсВот несколько игр для рисования, которые вы можете попробовать :
- Рисование для детей вперед-назад
- Художественная игра в спокойное время
- Рисование Саймона
- Комбинированное рисование человека
Некоторые другие действия по рисованию, которые больше связаны с процессом, чем с готовым продуктом, :
- Рисование под музыку
- Каракули, искусство запутывания и другие более абстрактные формы рисования
- Двойное рисование (возможно, пока сосредоточившись на абстракции)
- Слепое контурное рисование (это всегда вызывает смех в нашем доме) )
Если кажется, что ребенок этого хочет, научите его некоторым навыкам рисования или используйте учебник по рисованию. Нам нравятся эти два:
- Эд Эмберли как рисовать книги
- Уроки рисования для детей по методу Монарта
Вы также можете на время полностью отвлечься от рисования и сосредоточиться на других творческих занятиях, ориентированных на процесс , таких как коллаж, экшн-арт, гравюры, ловцы солнца, лепка из пластилина и пластилина. , конструкция зубочистки и фотография.
Photo by Jean Van’t HulЕще один отличный способ поощрить упрямых художников — рисовать подсказки! Подсказки для рисования помогают детям рисовать и мыслить более творчески, вдохновляя их интересными и сложными подсказками и вопросами. И нам нравится книга Джин, полная подсказок по рисованию!
Приглашение к рисованию предлагает 99 открытых подсказок для рисования, каждая из которых предлагает вопрос для исследования, который побуждает детей к свободному общению и решению проблем. Пустой торт дает возможность украсить кондитерское изделие мечты, пустой дом вдохновляет на истории о том, кто там живет, а сетка треугольников дает возможность исследовать абстрактное искусство. Что может скрываться в этом дереве? Какого робота вы можете сконструировать? Возможности безграничны!
- 12 детских творческих игр для развлечения и творчества
- Как поощрять творчество, навыки и уверенность в рисовании детей
- Творческие занятия рисованием для детей 9005 Дети с подсказками по рисованию
- 16 Распечатанные художественные занятия для детей
- Страницы с заданиями для детей «Сделай сам»
Закрепите на потом
НАУЧИТЕСЬ РИСОВАТЬ: лучшие уроки рисования для детей на YouTube
Ищете, чем заняться на школьных каникулах? Мы собрали 5 лучших детских уроков по рисованию на YouTube… и они ПРОВЕРЕНЫ, ПРОТЕСТИРОВАНЫ и одобрены детишками KIDDO! Ваши дети не только будут заняты, но и улучшат свои навыки и изучат новые техники рисования! (И на самом деле они очень забавны и для взрослых, так что присаживайтесь на стул и рисуйте вместе с ними, если у вас есть свободная минутка!) какие-то дополнительные занятия, когда детям скучно на выходных?
Мы собрали 5 лучших детских уроков по рисованию на YouTube . . ИСПЫТАННЫЕ, ПРОВЕРЕННЫЕ и одобренные детишками KIDDO! Мало того, что ваши дети будут заняты, они также улучшат свои навыки и изучат новые техники рисования! (И на самом деле они очень забавны и для взрослых, так что присаживайтесь на стул и рисуйте вместе с ними, если у вас есть свободная минутка!) Art Hub для детей — это абсолютная творческая страна чудес для детей, созданная и поддерживаемая семьей из шести человек (!!), которые рисуют вместе с вами и дают вам пошаговое руководство по каждой иллюстрации.
К этому моменту мои дети ЖИЛИ этим контентом буквально годы и стали значительно лучшими художниками, используя некоторые приемы, которым они научились! Вы найдете все виды уроков рисования для маленьких людей всех возрастов, в том числе уроки рисования для детей, даже рисование и оригами для детей, и самое приятное то, что они заставляют своих детей рисовать и создавать прямо рядом с ними и сосредоточиться на том, что это ВЕСЕЛО, а не ИДЕАЛЬНО!
Есть несколько мест, где можно посмотреть уроки рисования Art Hub for Kids. Они доступны бесплатно как на YouTube, так и на YouTube Kids, а также в Интернете на их веб-сайте:
artforkidshub.com
Рисуйте с Робом
Когда в 2020 году начался период карантина из-за пандемии коронавируса, детский писатель и иллюстратор Роб Биддульф понял, что многие люди окажутся дома со своими детьми на несколько недель/месяцев в поисках для вещей, чтобы сделать. Поэтому он решил публиковать видео с рисованием каждый вторник и четверг, чтобы родители могли посмотреть его вместе со своими детьми и, надеюсь, сделать несколько хороших фотографий.
Они оказались НАСТОЛЬКО популярными, что в мае этого года Роб побил мировой рекорд Гиннеса за самый масштабный онлайн-урок рисования, когда 45 611 участников нарисовали с ним кита!
Все видео доступны для просмотра на его веб-сайте, чтобы ваши дети могли рисовать вместе с уроками рисования Роба — и эти иллюстрации просто.такие.милые! Есть так много замечательных маленьких художественных проектов; нарисуй колбасную собаку, или павлина, или медведя-супергероя! Ваши дети найдут часы веселого рисования здесь (да и для взрослых это тоже довольно круто!) Хотите начать свое путешествие по рисованию, Wasted Talent inc может помочь. Это руководство — прекрасный способ начать работу, оно даст вам ответы на вопросы об оборудовании, технике, а также полезные советы о перспективе, теории цвета и формах.
wastedtalentinc.com/beginners-guide-to-learning-how-to-draw
Art Land
Еще один отличный вариант пошаговых онлайн-уроков по рисованию для детей — Art Land. Этот канал YouTube посвящен тому, чтобы помочь всем научиться рисовать что угодно и что угодно простыми шагами!
Каждый день загружаются два видео — одно простое и одно продвинутое, некоторые из более сложных драконов и динозавров отлично подходят для детей постарше. Также есть огромный каталог видео, на которые можно опираться (каламбур… бахаха).
За видео очень легко следить, оно делается медленно и с четкими инструкциями!
youtube.com/channel/UCYXRubrOzFv3oHT4M2RLq2Q
Face Drawer
Еще один вариант для детей старшего младшего возраста. рисунки, которые используют форму вашей руки в качестве контура.