Чем был «красный угол» в русской избе
Ни одна русская изба не обходилась без «красного угла» – самого почетного места в доме. Туда сажали наиболее важных гостей. Там происходил «выкуп» невесты. Туда первым дело поворачивались все, кто переступал порог дома. Так что это такое — «красный угол»?
Почему угол красный
У слова «красный» на Руси было значение «красивый» (по тому же принципу, например, Красной назвали главную площадь в Москве). Этот угол всегда был самым чистым и опрятным местом в избе, потому что там находился домашний иконостас – за это его и называли «красным».
«Сваты», 1882, Микола Пимоненко
Первые «красные углы» появились в русских крестьянских избах с принятием крещения (считается, что Русь крестилась летом 988 года, однако эта дата формальная – столь сложный процесс растянулся на многие годы).
«Красный угол в избе», 1869, Василий Максимов
Выбор угла определялся двумя факторами: стороной света и расположением печи, которая по-прежнему имела важное духовное значение. Красный угол всегда находился в южной, восточной или юго-восточной части помещения – и никогда в западной или северной, которые ассоциировались со смертью и нечистыми силами. Кроме того, угол располагали строго по диагонали от печи, из-за чего каждый, кто входил в избу, первым делом видел иконы.
Значение
Особое отношение к иконам отражалось в самых важных обрядах: родильных, свадебных и похоронных. Например, когда в доме проводили прощание с покойником, его клали головой к иконостасу.
На Руси верили, что души предков в поминальные дни тоже находится там.«В красном углу», 1875, Алексей Корзухин
Здесь же происходило сватание невесты или ее выкуп. А когда невеста уходила из родного дома в дом к жениху, то ее сразу вели к углу.
Человек, который переступал порог дома, сначала разворачивался к иконам и перекрещивался, а уже потом здоровался с хозяевами. Именно про этот обычай говорит русская пословица «Без Бога ни до порога»: она означает, что сначала нужно высказать уважение Богу, а уже потом – хозяину дома.
«Больной муж», 1881, Василий Максимов
Наконец, в праздничные дни не было ни одного более нарядного места в доме, чем «красный угол». Его украшали живыми цветами, свечами и полотенцами. Последнее имело особое значение.
Зачем иконы покрывали полотенцем?
Древняя традиция украшать святые образы полотенцами отсылает к библейскому преданию об одном из чудес Иисуса. Согласно ему, страдающий от проказы царь Эдессы Авгарь отправил к Христу своих слуг с просьбой исцелить его. Но Иисус лишь попросил кувшин с водой и платок. Умывшись, он вытер лицо, которое отпечаталось на ткани. Царские слуги отнесли платок Авгарю – и тот, прикоснувшись к нему, тут же исцелился. Эта святыня, согласно преданию, сотни лет хранилась как реликвия, но была утрачена в средние века.
Полотенце, которым православные укрывают иконы, называют рушником, божьим полотенцем или божницей. Это длинное, узкое полотенце с красно-черной вышивкой только на концах. По буднями иконы укрываются будничным рушником, а в праздники – более нарядным праздничным.
Есть ли «красный угол» в современных домах?
Да, в некоторых верующих православных семьях эта древняя традиция до сих пор соблюдается. Конечно, выбирать место под «красный угол» согласно всем правилам стало сложнее – в современных домах нет печей (но их еще можно найти, например, в деревнях) и планировка квартиры не всегда позволяет выбрать угол по стороне света.
Тем не менее, маленький иконостас стараются разместить в самом достойном месте дома, где собираются все члены семьи и гости. Как правило, это гостиная – самый восточный ее угол.
Обустройство Красного угла в избе… расположение икон. Иконы для домашнего иконостаса, Дизайн интерьера дома и квартиры
В конце прошлой встречи мы «озвучили» непростые вопросы, которые могут возникнуть в процессе проектирования избы, стилизованной под древнерусскую. Для тех, кто не участвовал в нашем предыдущем разговоре, скажем, что изба, построенная в наши дни, только тогда будет походить на жилище наших предков, когда в ее интерьере (и на фасадах) отразятся все элементы, присущие русской избе. И дело здесь не столько в конструкциях и архитектурных элементах, сколько в семантике.
Воспроизвести в загородном доме древнерусский интерьер вполне возможно, но здесь встает вопрос об обустройстве Красного угла. Для людей верующих этого вопроса не существует. А что делать, если хозяева дома далеки от религии? Икона и Красный угол, в целом, не просто «детали» интерьера. Отказаться от них – значит, нарушить единство интерьера исконно русской избы. Согласиться, будучи атеистами – придать иконе и Красному углу декоративный характер, а это, согласитесь, было бы неправильно. Однозначного ответа на эти вопросы нет, но мы считаем нужным довести наше мнение до собравшихся на встречу.
Итак, нам кажется, что всё зависит не от взглядов на религию, а от самого человека. Можно не ходить в церковь, не знать молитвы, но при этом с уважением относиться к чувствам верующих, не видеть в иконе «опиум для народа» и комфортно себя ощущать в комнате, где есть Красный угол. Если домовладельцы из этой категории людей, то данный угол не станет причиной их раздражения, и при этом целостность убранства русской избы будет сохранена.
В том случае, когда хозяева дома твердо уверены, что икона – это некий анахронизм, и что «поповские дела» — удел бабушек, то такие люди просто не станут организовывать Красный угол. Ну, а если они все-таки решат разместить в доме икону только затем, чтобы интерьер соответствовал «оригиналу», то, как нам кажется, счастья она не принесет.
Все, что сейчас было «произнесено», не более, чем субъективное мнение, с которым вправе соглашаться или не соглашаться присутствующие на нашей встрече. Для тех же, кто твердо намерен обустраивать в избе Красный угол, мы приведем цитату из «Википедии», в которой рассказывается об этом месте в доме.
Согласно данному источнику, «Красный угол (…красивый, прекрасный) — часть жилого помещения, где установлена икона, либо домашний иконостас, а также сам этот иконостас.
В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома».
Хозяева дома и их гости, относящиеся к той категории людей, которые не преклоняются перед иконой, но чтят традиции, устои и чувства верующих, конечно, могут и не молится, глядя на нее. Но главное, чтобы в отношении этих людей не появился некий сарказм и ирония по отношению к ней. Если это произойдет, то такой угол станет не более, чем «бутафорией».
«Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, — сказано в источнике, — так и Красный угол рассматривается как аналог алтаря, самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев».
В «Википедии» говорится и об устройстве такого угла, и взаимном расположении икон. Процитируем источник в этих частях. И сделаем мы это не для того, чтобы «научить» неверующих Православию и «преподать» азы того, с чем связана вера. Научить этому невозможно, да мы никогда не поставили бы перед собой такую задачу. Цитаты из «Википедии», связанные с устройством данного угла, мы приводим лишь для того, чтобы изба современных домовладельцев по своему внутреннему содержанию максимально походила на избы предков. Но при этом мы делаем оговорку: людям, относящимся с пренебрежением к Православию, тратить время на чтение этих цитат не следует. Те же, кому комфортно в помещении, где находится данный угол, имеют возможность узнать о нем интересные «вещи».
Согласно источнику, «традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.
Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона».
Те, для кого, «имена» перечисленных икон ничего не говорят, могут ограничиться иконами Спасителя и Богородицы.
Заканчивая цитирование, отметим следующее: «Иконы, — согласно «Википедии», — в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева (по отношению к зрителю) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа — обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции). Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия. Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, больших по размеру иконы Спаса или Богородицы, Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых».
Главное, чтобы обладатели современной избы, стилизованной под древнерусскую, помнили, что икона – не предмет убранства, под который следует подбирать определенные цвета деталей интерьера, и о котором можно сказать «модно» или «не модно».
В следующий раз мы продолжим разговор об организации пространства избы.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: gorod.tomsk, img-fotki.yandex(2 фото), sueverija.narod, freejojo
Возвращение в угол возле SCU: Хижина
Лесли Гриффи
13 декабря 2018
Тим Лонг был здесь раньше. Это был конец 1970-х, и он и студент из Санта-Клары Кларанн Равизза 78 останавливались в The Hut, баре на углу Франклин-стрит и Аламеды. Теперь они являются совладельцами бизнеса и возрождают его.
— Было темно, — говорит Лонг и делает паузу. — Знаешь, это был студенческий бар.
С кампусом Университета Санта-Клары тоже были проблемы. Так что, естественно, снаружи он был красным: красный кирпич увенчан окрашенным в красный цвет деревом. В те дни Аламеда представляла собой четырехполосную дорогу, проходящую через сердце кампуса. Также в те времена Лонг играл в бейсбол и учился в городском колледже Сан-Хосе.
Вторники в The Hut были известны как «маленькие пятницы», потому что по средам в Санта-Кларе не было занятий. По словам Лонга, иезуиты считали, что студентам нужен дополнительный день для учебы в середине недели. Он полагает, что эта традиция закончилась, как только университет осознал тот факт, что многие старшекурсники не учатся в свободный день, а, возможно, наверстывают упущенное накануне вечером в «Хижине».
Для Лонга и Равиззы свидания привели к браку и рождению детей. Один — бейсболист Мэтт Лонг ’09. — последовал за Кларанн в SCU. Сестра Мэтта, Дженна Джонсон, вспоминает, как однажды пошла в бар, когда навещала Мэтта в кампусе. «Наверное, потому что это был единственный бар поблизости», — говорит она и смеется.
Любите вы это или ненавидите, это то, что сделало The Hut частью опыта Университета Санта-Клары для многих. Дружба завязывалась за пинтами, кувшинами и шотами. Отношения начались за столиками. А успех — работа после выпуска, выживание в выпускных экзаменах, само окончание учебы — праздновали, прикрепляя к потолку подписанную долларовую купюру или визитную карточку. Плюс еще один раунд. Утром в честь открытия зал был забит под завязку, и те, кто вот-вот закончит учебу, наслаждались традицией пап и выпускников выпить с шипучкой.
Хижина 2.0Сейчас Лонг стоит на голых, только что постеленных половицах Хижины — старый пол и его ароматный палимпсест липких остатков был вывезен в прошлом году. По мере того, как 2018 год подходит к концу, старый студенческий бар сходит на нет внутри.
Что привело к возрождению? Для тех, кто пропустил: The Hut закрылся в 2016 году, после десятилетий пребывания «Бронкос», когда бывший владелец Майк О’Брайен решил не продлевать договор аренды. Его закрытие побудило выпускников Bronco по всему миру поделиться своими воспоминаниями о времени, проведенном в баре. Студенты призвали к его открытию в онлайн-петиции, которая собрала 1765 подписей.
В этот день Лонг, электрик, и Джонсон, который носит своего внука, привязанного к детской переноске, работают над планом, чтобы сделать именно это — снова открыть Хижину.
На самом деле это больше, чем план.
Вместе с разработчиком Кейси О’Коннор, выпускником Калифорнийского политехнического университета и отцом Яна О’Коннора ’10 и Карсона О’Коннора ’21 , у них есть план с разрешениями и поддержкой сообщества. Семьи считали, что расположение и история слишком хороши, чтобы позволить зданию простаивать.
Этот старый Hut снова возродится — как ресторан быстрого обслуживания, специализирующийся на копченостях, сезонных угощениях, крафтовом пиве и коктейлях — где-то в начале 2019 года. Группа надеется на открытие в январе.
Красная бронза хорошо сочетается с этим экипажем — на самом деле, вплоть до класса 1926 года. Наряду с мальчиками О’Коннор, Мэттом Лонгом и Кларанной Равизза, прадедом Джонсона, Эдгар С. Шотт ’26 , дедушкой Юджином А. Равиззой ’50 и двоюродными дедушками