Натюрморт масло живопись – Ой!

Живопись маслом: голландский натюрморт

Янв 03, 2014

in Мастер-классы по рисованию by Марина Трушникова

Живопись маслом: голландский натюрморт

Не буду повторять теорию – о ней замечательно написано в статье Юрия Алексеева-Алюрпи в теме “живопись маслом”

Покажу учебный голландский натюрморт, который мы писали с начинающими, по стадиям.

Он достаточно простенький по композиции, поэтому на нем легко начинать обучение технике голландского письма.


Вот исходный натюрморт – фотография фотохудожника. К сожалению, имя автора не сохранилось.

Живопись маслом: стадия 1 – подмалевок

Задача подмалевка – создать объем предметов натюрморта и задать цвет теней.
Голландские мастера писали свои работы при естественном комнатном освещении, поэтому освещенные части предметов имеют холодный оттенок света от окна, а тени – теплый.

В подмалевке работа ведется прозрачными красками коричневых цветов. В моем случае это – умбра жженая. Она хорошо подходит для красноватого колорита этого натюрморта. В случаях, когда фон натюрморта более светлый, и преобладают охристые цвета, можно использовать умбру натуральную.

Изначально для работы над подмалевком использовались водорастворимые краски: акварель, темпера. Позже начали и подмалевок выполнять маслом. Использование масляных красок делает подмалевок еще более глубоким, лаковым.

Однако такую работу сложно выполнить за один сеанс, чтобы достичь всех нюансов светлоты оттенка. Используя масло, приходится набирать темные участки и тонкие переходы к ним в несколько этапов, давай просохнуть каждому слою.

Естественно, что сейчас не каждый автор может себе позволить такую длительную работу. А современная темпера не столь прозрачна.

Я нашла хороший выход из ситуации. Подмалевок можно выполнять акрилом. Это аналог темперных красок – они прозрачны при нанесении на них лака, быстро сохнут и дают более тонкие нюансы тона.

Особенно легко и приятно писать в голландской манере стекло. В подмалевке можно просто прописать фон за стеклянной поверхностью. Само стекло возникнет позже.

В результате работы над подмалевком вы должны видеть версию вашей законченной работы в стиле старого фото – намечен объем и тонкие переходы в тенях. Свет и полутени на предметах могут оставаться не тронуты. Они появятся на следующей стадии.

После просыхания акриловых красок я покрыла слой ретушным лаком. В результате слой приобрел глубину и прозрачность.


Ретушный лак также хорошо связывает слои между собой, поэтому, даже если вы работаете маслом, я рекомендую это делать. Но только ретушным. Остальные лаки здесь применять нельзя.


Живопись маслом: стадия 2 – корпусное письмо

Задача этой стадии – придать корпусности, т.е. непрозрачности и плотности освещенным участкам натюрморта. Также здесь можно набрать объем рельефа изображения, чтобы показать фактуру отдельных поверхностей.

Так, вы можете густо положить краски на поверхности апельсина и “почпокать” поверхность, чтобы она приобрела шершавость, создать рельефный рисунок чеканки на металлических предметах или соткать объемное кружево салфетки.

На моем натюрморте такой рельеф был сделан на ручке ножа.

Стадия корпусного письма различна в разных традициях. Некоторые художники работают здесь только чистыми белилами, а цвет набирают в третьей стадии. Большинство вводит цвет уже во второй.

Я начала с оттенков красного.

Прописываем освещенные части яблок, начиная с яркого блика чистыми белилами, постепенно сводя слой на нет к теневой части. Делаем корректное касание корпусного слоя и тени в подмалевке.

Если предполагается очень тонкая нюансировка (например, тело человека, виноград и пр.), можно растушевать край между белильным цветом и подмалевком пальцем.

Еще раз обращаю внимание, что в тени предметов заходить непрозрачными смесями с белилами уже нельзя! Я лишь оттенила розовым край яблока, в зоне рефлекса.

Продолжаем работу цветом на остальных объектах натюрморта. Посмотрите как легко возникает стеклянная поверхность стакана поверх фона. Нужно прописать яркие блики и светящиеся грани стекла.

В результате к финалу этой стадии картина выглядит так:


Полезная информация: Как правильно мыть кисти после живописи маслом?


Живопись маслом: стадия 3 – лессировки

Именно в лессировках достигаются все тонкие нюансы цвета.

Живопись становится лаковой. Мы видим ту характерную особенность голландской манеры письма – цвета как будто проступают из-под глубокой воды.

Лессировки могут выполняться в несколько слоев. С каждым лаковым слоем они будут придавать все больше и больше глубины.

В подмалевках не только уточняется цвет всех объектов, но и придается общая цельность композиции – все второстепенные детали списываются, становятся темнее, отступают на дальний план.

В лессировках участвуют только прозрачные краски: охра, краплак, синяя фц, зеленая фц, виридоновая зеленая, умбры, марс коричневый, сиена; а так же в малых дозах полупрозрачные: лимонная, кадмий желтый, кадмий красный, киноварь, ультрамарин.

Для разведения красок я использовала смесь лаков ретушного и пихтового с льняным маслом в равном соотношении.

На стадии лессировок я прошла по всей поверхности картины, прописывая более тонкие нюансы цвета.

Эта стадия живописи похожа на многослойную живопись в акварели – изменение цвета получается за счет оптического смешения цветов. Нижний слой просвечивает через верхний, и верхний изменяет оттенок нижних.

Вот как теперь выглядит стакан:

Яркие блики пригашены, форма собралась и стала реалистичной.

Проявились детали на всех предметах. Например, на ноже стал виден узор гравировки. Лессировки попали вглубь канавок рельефа на белилах и создали тени внутри металла, блики же – высокие части рельефа остались светлыми.

На этом картина была завершена. Через год после написания ее можно покрыть слоем лака, чтобы придать большей глубины и теплоты цвета.

Делитесь мастер-классом, если он был вам полезен и интересен!

 


Если вы хотите научиться основам масляной живописи,

то рекомендую вам обратить внимание на онлайн Школу Изобразительного Искусства

Здесь я даю азы рисунка, живописи, композиции, освоив которые, вы сможете экспериментировать с разными техниками и стилями рисования.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЕ


izo-life.ru

Натюрморт маслом. Пошаговый урок

Материалы:

  1. Холст на картоне 30х30
  2. Карандаш, стёрка
  3. Палитра
  4. Кисти : плоская широкая и плоская меньшего размера.
  5. Масляные краски, 8 цветов: чёрный, белый, охра светлая, краплак красный тёмный, кадмий лимонный, ультрамарин, окись хрома.

 

 

Этапы написания картины:

  1. Набросок карандашом.
  2. Заливка фона.
  3. Основной фон для бокала и груши.
  4. Поверхность стола. Основной фон для винограда.
  5. Детальная проработка бокала и винограда.
  6. Детальная проработка груши.

1. Этап

Делаем набросок простым карандашом HB или другим мягким карандашом.
Строим бокал. Это симметричный объект, поэтому сначала проводим «среднюю линию» . Её функции: определить местоположение, высоту и основание бокала. Затем, согласно правилу средней линии, относительно неё проводим влево и вправо одинаковое расстояние для всех сторон бокала. После чего приступаем к строению груши, для неё так же можно провести среднюю линию, но уже под наклоном, так как объект стоит не ровно. После этого переходим к прорисовке объекта на заднем плане. Делаем виноградинки разных размеров и не боимся перекрывать одну -другой для большей реалистичности. Следим за тем, чтобы композиция «не распадалась», все объекты должны немного касаться друг-друга, и «тянуться» к середине листа.

1 этап. Набросок.

2. Этап

Берём широкую плоскую кисть и делаем равномерный градиент. Начинаем с левого верхнего угла, ведь оттуда у нас идёт свет.

Используем светлую охру (или среднюю), затем для перехода в тень — карельскую черную. На палитре смешивать не нужно, добавляем краску постепенно сразу на холст и делаем мазки в разных направления для создания равномерного фона. Завершающие мазки по диагонали сверху — вниз.

3. Этап

Берём кисть поменьше и приступаем к написанию бокала.

Сначала не обращаем внимания на блики. Только жидкость и стекло. Создаём равномерные переходы от светлого-охристого до чёрного как показано на рисунке. Не забывайте, что это у нас стекло — используйте растушёвку на кроях бокала, а так же покажите толщину стекла на горлышке бокала и у его основания. Затем проведите блики по форме бокала как показано на рисунке. Для этого используйте белила и немного кадмия лимонного, свет у нас тёплый. Блики идут только на освещённой части.

Поверхность стола делится на освещённую и теневую поверхности. В освещённой части я использовала белила, синий, охристый и чёрный цвета. В тени те же самые, только чуть меньше белил.

Грушу, пока без проработки, покрыла только охристым цветом.

4. Этап

Начали прорисовку винограда.

Для этого используем ультрамарин, краплак красный, белила и чёрный. Следим за тем с какой стороны падает свет. Выполняем равномерный градиент как показано на рисунке. Процесс длительный, наберитесь терпения! И всё тогда обязательно получится. 😉

5. Этап

Прорабатываем ножку бокала детально.

Цвета используем те же, что и в винограде (ультрамарин, краплак красный, белила и чёрный) и поверхности стола (белила, синий, охристый и чёрный) . Здесь имеет значение направление мазков и плавность перехода от одного цвета к другому.

6. Этап завершающий

Прорабатываем грушу. В освещённой части используем светлый охристый и кадмий лимонный, в тени краплак красный, охристый и чёрный. Следите за пропорциями краски для поиска подходящего оттенка. Между светом и тенью делаем плавный переход. Обратите внимание, что тень имеет переход от более тёмной к более светлой. Тоже самое происходит на освещённой части: есть самое освещённое место на пузике груши, затем цвет расходится и темнеет.

Сзади груши добавляем веточку с листочками. Используем для этого окись хрома, кадмий лимонный, охристый и черный. Следим за плавными переходами от света к тени.

Проверяем тени от каждого объекта. Там где объект соприкасается с поверхностью будет самая тёмная часть тени, дальше тень рассеивается.

Надеюсь у вас получился отличный результат.

Присылайте свои работы в комментарии под записью! Всем удачных творческих свершений!

 

 

 

goart-spb.ru

мастер-класс по живописи – мастер-класс для начинающих и профессионалов

Сразу скажу, что этот маленький свой первый натюрмортик (40 х 50 см) я писала около 2 лет. В мастерской я была только по субботам, плюс не всегда, с перерывами на лето, поэтому так долго. Да и первая работа сама по себе идет гораздо дольше, чем последующие. Стандартно на работу следует закладывать всего лишь полгода.

Фото добавляю и других работ, чтобы было понятнее, плюс мы работали синхронно с сестрой (есть кадры, когда два холста стоят рядом, как раз видны разные руки:)

Очень много есть нюансов, которых не осветить в одной статье. Это обзорный мастер-класс, для тех, кто уже брал масло в руки.

Итак. Ставится натюрморт, рисуется карандашом на обычной бумаге (госзнак подойдет). Не просто рисуется — строится. Все оси проверяются линейкой, вертикали должны быть вертикальными, эллипсы — идеально округлыми, никаких переломов. Все косяки рисунка вылезут на поверхность, невозможно будет что-то исправить без последствий.

Данный послойный вид живописи очень похож на акварель — видны все помарки нижних слоев. Еще ответственности добавляет то, что через несколько сотен лет красочный слой истончится и нашим потомкам вылезут непрокрасы и баги, которые вы якобы закрыли. Вывод: работать нужно качественно в любой момент времени.

Карандашный рисунок готов, теперь его нужно перенести на загрунтованный холст (об этом чуть ниже).

Для этого весь рисунок прокалывается по линиям, получается припорох (трафарет).

Тыльная сторона выглядит так:

Трафарет накладывается на холст и пушистой кистью затирается либо порошок санины, либо графит, в зависимости от цвета имприматуры.

Вернемся чуть назад, холст к этому моменту уже должен быть подготовлен и просушен. Если нужен быстрый вариант, то подойдет обычный покупной, грунтованный белым холст, на который наносится равномерно разведенная скипидаром натуральная умбра.

Если нужен вариант «по-настоящему», то холст натягивается вручную, проклеивается и грунтуется толстым слоем смеси белил титановых и черной ламповой, размазывается толстым прямоугольным шпателем и отправляется на просушку на год. Далее шкурится вручную. Имприматура в обоих случая должна иметь средний тон.

На моих фото везде вариант умбристой имприматуры.

После того как рисунок «просыпан» на холст, аккуратно серой тушью соединяются все точки и восстанавливается весь рисунок.

Далее умброй жженой прокладываются все тени: (левая картинка).

Заранее скажу, что между прописыванием одного и того же места должно пройти 10 дней (технологическая просушка).

После идет этап гризайли. Намешивается черно-белая с теплохолодностью градация (справа внизу дощечка от светов к теням).

Начинается раскладка со светов (не трогаем блики). Белила + черная ламповая + умбра натуральная, чтобы нейтрализовать фиолетовый от черной. Ближе к теням вступает умбра жженая (белила, естественно, исключаются) и стил де грейн.

Помним: пастозные света, но тени практически не трогаем (светится наша предыдущая умбра).

Следующий этап: цветной подмалёвок.

Таккак все окружение серое, любой введеный цвет будет казаться весьма ярким, поэтому этих этапов будет несколько, чтобы позже дотянуть нужные цвета.

На этом этапе каждый объект прописывается как «болванка» просто формой (почти повторение гризайли) без текстур и прочего.

...И еще один цветной подмалевок (а может, и не один)...

И только после этого этап завершения (детализация и накаление бликов).

После завершения просушиваем месяца 3 и лачим 🙂

Сохранить

Сохранить

www.livemaster.ru

Натюрморт маслом с Сабитом Нуримовым

Новый курс по технике масляной живописи с мастером реалистичного натюрморта – Сабитом Нуримовым! Научитесь последовательному ведению работы маслом.

Живопись маслом – сложнейшая и трудоемкая техника, которой в совершенстве владели старые мастера. Изучив технологию и поняв живопись изнутри, вы можете приблизиться к их мастерству. В этом вам поможет новый курс по последовательному ведению живописи маслом! 

ВНИМАНИЕ! Мы продлили курс до 30 марта, чтобы вы смогли не торопясь написать свои натюрморты!

Сабит Нуримов – мастер реалистичного натюрморта, пейзажа и портрета. Является доцентом Кафедры рисунка и живописи Санкт-Петербургского Университета технологии и дизайна, а также Членом Союза Художников. Работает как маслом, так и акварелью. На этом курсе Сабит лично будет проверять ваши задания и давать персональные рецензии в формате видео-ответа.

Такой натюрморт вы создадите на большом курсе:

Курс будет полезен всем художникам. Начинающие познакомятся с масляной живописью и попробуют для себя новую технику. Те, кто уже работают маслом, смогут улучшить свою технику и более подробно разобраться в том, как правильно и последовательно вести работу. Профессионалы получат возможность перенять опыт мастера и использовать его в своих работах.

В процессе обучения вы:

  • познакомитесь с материалами для масляной живописи (кисти, краски, палитры, мастихины)
  • изучите основы композиции на схемах и авторских работах
  • научитесь техническим приемам при работе с маслом
  • напишите натюрморт маслом в несколько этапов – начиная с композиции и рисунка, заканчивая последовательной работой маслом.
  • получите обратную связь от автора

В результате вы овладеете масляной техникой и без труда сможете использовать ее в своем творчестве.


ПРОГРАММА КУРСА

ЛЕКЦИЯ 1. Материалы. Холст, палитра и особенности работы с ней, разбавители и масло, краски, кисти, мастихин и другие приспособления и инструменты, которыми пользуются художники.


ЛЕКЦИЯ 2. Основы композиции. Сделаем эскиз натюрморта и разберем основные ошибки в построении композиции. Узнаем, как закомпоновать натюрморт в вертикальном и горизонтальном форматах. На примерах работ автора рассмотрим структуру композиции.


ЛЕКЦИЯ 3. Рисунок натюрморта углем. Закомпонуем объекты на холсте и построим их.


ЛЕКЦИЯ 4. Первый этап живописи. Часть 1. Подмалевок. Подготовка палитры и материалов для работы. Закладываем цвет и объем.


ЛЕКЦИЯ 5. Первый этап живописи. Часть 2. Продолжаем закладывать объем и намечаем детали.


ЛЕКЦИЯ 6. Второй этап живописи. Часть 1. Уточняем местоположение фруктов и прорабатываем детали.


ЛЕКЦИЯ 7. Второй этап живописи. Часть 2. Продолжаем прорабатывать объемы на фруктах и начинаем прорисовывать детали кувшина.


ЛЕКЦИЯ 8. Второй этап живописи. Часть 3. Продолжаем прорабатывать детали на фруктах и на кувшине.


ЛЕКЦИЯ 9. Третий этап живописи. Часть 1. Покрываем работу ретушным лаком и льняным маслом после просушки холста. Подчеркиваем падающие свет и тени. Прорабатываем детали.


ЛЕКЦИЯ 10. Третий этап живописи. Часть 2. Продолжаем прорабатывать детали.


ЛЕКЦИЯ 11. Третий этап живописи. Часть 3. Делаем последние штрихи и заканчиваем работу.


Выполним практические задания:

ЗАДАНИЕ 1. Вы поставите свой натюрморт

ЗАДАНИЕ 2. Сделаете рисунок углем с референса или собственного натюрморта

ЗАДАНИЕ 3. Напишите работу маслом


Как проходит обучение?

  • Начало курса: 18 января 2018
  • Вы смотрите лекции, а затем выполняете по ним задания.
  • Каждое задание лично проверит Сабит Нуримов. После выполнения заданий вы получите от него видео-ответ.
  • После окончания курса у вас навсегда останется постоянный доступ к видео-материалам. В любой момент вы сможете вернуться и пересмотреть любимые моменты.
  • Количество мест ограничено: 15 человек
  • Длительность курса 2 месяца

ДРУГИЕ РАБОТЫ АВТОРА

 

Необходимые материалы

Масляные краски:

  • белила титановые
  • кадмий желтый светлый
  • охра золотистая
  • сиена натуральная
  • марс коричневый темный
  • умбра натуральная
  • окись хрома
  • кобальт зеленый светлый
  • кобальт фиолетовый темный
  • кадмий красный темный
  • кадмий пурпурный
  • кость жженая

Холст
Палитра
Кисти

lectoroom.ru

Методика выполнения натюрморта в технике масляной живописи

3. Технические приемы написания натюрморта маслом

Расстояние, на каком должна располагаться натура - до 1,5 метра. С расстояния 4 метра гроздь винограда представляется единым пятном, и нужно подойти ближе, чтобы разглядеть отдельные детали формы, светотень и цвета. Максимальное расстояние: 2 метра. Как правило, рекомендуется смотреть на натуру под углом 45 градусов.

Когда все готово: предметы расставлены, краски на палитре, чистый холст «обороняет свою белизну», как говорил поэт Стефан Малларме, имея в виду трудность первого шага. Возникает вопрос, наметить ли рисунок карандашом или сразу начать писать. Эта проблема дебатируется уже несколько столетий. Еще в XVI веке флорентиец Вазари писал о своем посещении Тициана в Венеции: «Он писал сразу красками, без подготовительного рисунка и говорил, что так правильно». В то же время Микеланджело, который всегда начинал с рисунка, ехидно замечал, обращаясь к Вазари: «Как жаль, что они там в Венеции не хотят учиться правильно рисовать».

Существуют два разных подхода. Одних художников называют «колористами»: в их живописи мало теней, они используют прямое или рассеянное освещение, высвечивающее предмет как сочетание световых пятен. Такой стиль был характерен для Ван Тога, Матисса, Бернара и других. Они сразу начинали работать красками. Другие уделяют больше внимания светотени. Среди них можно назвать Шардена, Коро, Мане, Нонелля, Дали и других. Они всегда начинали картину с рисунка. Но не нужно всех художников делить на категории. Пикассо, например, начинал то с рисунка, то прямо с живописи. Сезанн говорил: «Писать или рисовать? Когда вы изображаете цвет во всем его богатстве, он дает вам и множество четких форм».

Закон контраста говорит нам, что цвет выглядит бледнее или темнее в зависимости от фона. Поэтому было бы ошибкой выписывать мелкие предметы или детали на белом холсте, потому что они станут светлее или темнее, когда появится фон. Поэтому первым делом заполняются большие пустые пространства. В натюрморте это обычно фон. [10, С.111]

Что касается, направление мазков, необходимо запомнить два правила:

1.Направление мазков должно отвечать «форме» изображаемого объекта.

2.В неясных случаях лучше писать диагональными мазками.

Первое правило вполне понятно: цилиндр надо изображать мазками, подчеркивающими его форму, траву — вертикальными мазками, арбуз — круговыми. Если же форма неясна или отсутствует, следует наносить краску по диагонали.

Способность к обобщению в рисунке и живописи — это умение увидеть и изобразить самое существенное, отбрасывая детали и случайные черты. Такое умение дается нелегко и требует досконального знания техники живописи. Уметь писать обобщенно означает писать свободно, непринужденно, изящно, с пониманием сущности изображаемого и изобразительных средств. Классический пример - творчество Веласкеса. Посмотрите, как написаны глаза персонажей знаменитой картины Менины (Музей Прадо, Мадрид): количество мазков можно сосчитать по пальцам.

От заглаживания мазков или раскраски жидко разведенной краской надо сразу отказаться. С первых шагов в живописи старайтесь находить такое направление мазков, которое помогало бы передать строение формы предметов. Все формы объемны, и поверхность их состоит из различно повернутых в пространстве участков. Часто мазки в этюде нужно направлять согласно поворотам участка формы, как бы граня и выстилая ее. Свойство масляных красок — давать то густые, плотные, то прозрачные и топкие мазки. Оно широко используется для подчеркивания выпуклостей более плотной пропиской, для передачи прозрачности и воздушности теней тонкослойным письмом. Надо пробовать все эти приемы, снимая где нужно излишки краски мастихином или, наоборот, нанося корпусные, густые мазки.

Внимательно вглядевшись в структуру красочного слоя самой «гладкой» живописи, можно убедиться, что под слоем музейного лака чувствуются пусть легкие, но мазки, словно выстилающие Лорму. Художники словно ощупывают кистью рельеф формы, буквально лепят его.

Убедившись, что надо писать мазком, запомните, что каждый мазок должен быть целесообразным, отвечать изобразительной задаче этюда. Неправильно было бы думать, что в масляной живописи нет никакой системы. Наоборот, в поисках разнообразных приемов живописного выражения впечатлений, замыслов надо придерживаться той или иной системы письма, опреде

mirznanii.com

Живопись. Натюрморт. Масло

Министерство образования Ставропольского края

Ставропольский государственный педагогический институт

Факультет искусств

Кафедра изобразительного искусства

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «ЖИВОПИСЬ. НАТЮРМОРТ. МАСЛО»

Студентки 3 курса группы И3И

отделения изобразительного

искусства и дизайна

______________________________

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры изобразительного

искусства

_____________________________

Рецензент:

старший преподаватель

кафедры изобразительного

искусства

___________________________

Работа допущена к защите Дата защиты «___» _______2006 г.

«___» _______2006 г. Оценка «__________»

Зав. кафедрой __________

Ставрополь 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Натюрморт как жанр изобразительного искусства

1.1. Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства.......... 6

1.2. История развития и становления натюрморта как вида изобразительного искусства........................................................................................................ 14

1.3. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масло .... 24

1.4. Анализ уровня разработанности темы в теории и практике изобразительного искусства........................................................................................................ 28

ГЛАВА 2. Творческие работы: серия натюрмортов на тему

2.1. Общая характеристика творческих работ............................................ 29

2.2. Содержание творческих работ.............................................................. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 35

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание- это сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевая различными видами художественной деятельности. Изобразительная деятельность - специфическое, образное познание действительности, которое может идти различными путями.

Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.

В данной дипломной работе мы постарались показать большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства – натюрморта для формирования творческих способностей и художественного вкуса.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости включения в современный образовательный процесс данного жанра искусства, обоснования его значения для формирования творческой личности человека.

Необходимость научного рассмотрения и практической реализации проблемы создания натюрморта в технике масло обусловлено рядом противоречий:

- между пониманием важности натюрморта для художественного развития детей и недостаточным распространением современных художественных произведений данного вида на практике;

- между современными требованиями и интересом художников к применению техники масло в изображении объектов окружающего мира и традиционными темами и приемами преобладающими в художественных картинах;

- между современными требованиями к развитию школьников и реальным состояния проблемы обучения изображению натюрморта.

Данные противоречия и актуальность использования жанра натюрморт в современной художественной практике обусловили выбор темы нашего исследования.

Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: каковы теоретические основы и практические возможности выполнения натюрморта в технике масло. Решение в художественно-творческих работах данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования является натюрморт как жанр изобразительного искусства.

Предметом исследования являются возможности масляной техники живописи, способствующие созданию выразительного образа натюрморта.

Гипотеза исследованиясостоит в предположении о том, что художественная ценность созданных творческих работ и максимальный эффект воздействия их на реципиента зависит от:

- включения в содержание творческих работ объектов и их соответствующего колористического и образного решения;

- расширения арсенала традиционных техник и способов создания живописных произведений в жанре натюрморта, позволяющими использовать в работах многообразие полутонов и оттенков, фактуры красочного слоя;

- создания серии живописных работ, объединённых единой композиционной основой;

- подбора адекватных средств художественной выразительности, максимально отражающих первоначальный замысел художника.

Задачи исследования:

1) осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в искусствоведческой литературе;

2) разработать теоретические основы реализации возможностей живописи в технике масло;

3) обосновать и отобрать содержание, адекватные средства художественной выразительности для воплощения художественно-творческих работ;

4) создать серию композиций натюрморта по теме исследования.

1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

В изобразительном искусстве натюрморт – ( от франц.) naturemorte – «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета.

В отдельных случаях натюрморт приобретает настолько важное значение, что становится своеобразным композиционным центром картины.

В зависимости от задач, которые решает художник, меняется роль и место натюрморта в композиции.

Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциативных представлений и мыслей, возникающих при рассмотрении изобразительных предметов.

Таким образом, объединенные доступными средствами композиции вещи слагаются в изображении, в эмоционально насыщенный образ.

Художники, обращаются к натюрмортам как к средству характеристики создаваемого образа и при работе над портретом. В сюжетно- тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но все же подчиненное значение.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изобразительными воздействиями. В нем показывается не только внешняя материальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события.

В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления.

Другое назначение натюрморта – служить своеобразной творческой лабораторией, где художник ставит и решает различные профессиональные задачи, совершенствует мастерство.

Своеобразие работы над натюрмортом состоит в том, что его сложно ставить и писать в различных условиях; в помещении при дневном и искусственном освещении, на открытом воздухе.

В отличии от творческого натюрморта учебный имеет узкую строго направленную цель, способствовать активизации познавательной деятельности детей.

Как правило, безразличное отношение к материальному отрицательно сказывается не только на конечном результате, но и на ходе ведения рисунка. Необходимо, приступая к работе, давая детям натюрморт, знать не только изображение, но и технические возможности различных материалов.

Бумага. Согласно ГОСТУ бумага в зависимости от ее целевого назначения разделяется на классы и группы. Бумага ватман, полуватман, рисовальная и чертежно-рисовальная, каждая характеризуется определенной плотностью и фактурой верхнего слоя.

Белая бумага важна для акварельной живописи, для выполнения рисунков углем или сангиной можно использовать самую различную бумагу.

Цветную бумагу можно подготовить и самому.

Выбор различных графических материалов в работе над рисунком натюрморта должен быть обусловлен как степенью подготовленности рисовальщика, так и учебно-творческими задачами, решаемыми в конкретной натурной постановке.

Из всех графических изобразительных материалов карандаш более других дисциплинирует детей, простой карандаш позволяет тщательно прорабатывать как крупные, так и мелкие формы.

На начальной стадии обучения приемлемым является графически карандаш. Он хорошо ложится , держится и удаляется резинкой, что важно при исправлении ошибок. Существуют карандаши различной степени твердости и мягкости (твердый, мягкий, средний).

Для карандаша наиболее приемлемой является техника работы штрихом, которая заключается в обработке формы сравнительно короткими линиями различной толщины и силы тона.

Выразительность штриха, его изовозможности зависят от приема работы карандашом.

Немаловажные значения при работе карандашом имеет резинка. Хорошее качество резинки определяется ее мягкостью.

Среди всех рисовальных материалов обожженный древесный уголь является наиболее подвижным и выразительным материалом. Он позволяет быстро устанавливать в рисунке основные тональные отношения. Уголь также обладает достаточно большим тональным масштабом , что дает возможность добиваться в рисунке не только светотеневых нюансов, но и передавать воздействующую среду, материальность предметов, их живописные качества.

Прием – концом угольной палочки намечается абрис формы предмета.

Следующий этап- установление в рисунке больших тональных отношений. Снятие угля с бумаги и проработку света ведут размятым мякишем белого хлеба. Также применяется прессованный уголь, который дает более густой, бархатистого оттенка, тон.

mirznanii.com

Живопись. Натюрморт. Масло - часть 5

Следует помнить, что успех в живописи во многом зависит от состояния материалов.

Этюдник нужен художнику не только для того, чтобы размещать в нем материалы, он служит и своеобразным мольбертом. Для этой цели к нему приделаны выдвижные ножки подставки.

Работа над живописью маслеными красками требует строгой методической последовательности. Структурную основу изображения натюрморта маслом составляет рисунок, поэтому, после нахождения композиционного решения группы предметов в предварительных эскизах и исполнения этюда с натуры, следует сделать грамотный рисунок на холсте.

Рисунок под живопись маслом может быть выполнен разными материалами: углем, мягким графитом, кистью и разбавленной масленой краской. Окончательный рисунок можно обвести тушью. При достаточно уверенном владении рисунком можно рекомендовать делать его кистью, выбрав для этого прозрачную краску, а жидкой и цветной краской могут быть прописаны теневые части натюрморта, падающие тени, а также намеченные основные отношения между предметами, т.е. делается подмалевок.

Подмалевок делают обязательно с теневых и темных мест жидкой краской, это придает все работе энергичный насыщенный цвет, позволяющий также энергично и цветно писать полутон и освещенные части. На стадии подмалевка следует раскрыть основные цветовые отношения. Письмо должно быть свободным, энергичным с использованием широких кистей.

Построение живописного изображения может осуществляться различными техническими приемами. Старые мастера предпочитали пользоваться прописями. После жидкого подмалевка производилась энергичная, с использованием белил, пропись световых частей и полутона. Часто применялся тонированный грунт. Света писались корпусными маслами, четко строящими форму. Далее краски должны просохнуть. Затем работу завершали лессировками. В учебных условиях этот прием недостаточно удобен. Иногда рекомендуют пользоваться подчистками, т.е. перед сеансом соскабливать непросохшую краску мастихином.

Исполняя натюрморт, необходимо очень внимательно следить за поверхностью тоновых различий между отдельными частями: фоном, предметами, за изменением цвета по форме.

Метод сравнения является основой для поиска цветовых отношений. Писать надо раздельными мазками так, чтобы каждый мазок составлял гармоничный переход, соответствующих изгибу формы и освещению, должен быть крупным или мелким, пастозными или лессировочным.

Работа должна вестись во всех частях этюда равномерно, прокладывая свет в одном месте надо сразу же проложить свет в другом участке, сравнить их между собой. Чтобы добиться верного тона, следует изменить или более верно написать окружение. Выделение светлого пятна требует темного окружения. Проработка деталей – наиболее ответственный этап работы с натурой.

Задачей учебной живописи является развитие способности видеть натуру во всем ее многообразии и богатстве форм и красок. Надо учиться умению передавать это многообразие, создавать конкретный образ, обогащенный характерными деталями. Вместе с развитием зрительных восприятий необходимо овладевать методикой выполнения живописного произведения, соблюдать последовательность, что обеспечит профессиональный порядок освоения техники живописи, создаст условия для успешного завершения работы.

На завершающей стадии изображение приводится к целостному виду. Здесь уместны и лессировки, и пастозный мазок. В завершающей стадии необходимо сосредоточиваться на изображении, натура теперь нужна как справка, по которой проверяют верность цветового решения.

1.4. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Данная тема рассматривалась многими исследователями. Написаны книги, методики, исследовательские работы. Но на данном этапе развитии нашего общества данная тема раскрыта недостаточно, не полностью. Знакомство с данной темой присуще в большинстве случаев узким специалистам, исследователям, работникам искусства. Широкой аудитории общества данная тема практически не представлена.Этим и объясняется выбор нашей темы исследования.

На начальном этапе исследования была определена тема исследования, а также определено содержание творческих работ, техника их выполнения, материалы и средства.

Одновременно с практической работой отбирался и систематизировался теоретический материа

mirznanii.com

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x