Поэтапное рисование натюрморта кувшин и яблоко – Как нарисовать кувшин карандашом поэтапно?

Конспект урока по ИЗО «Рисование натюрморта»

Разработка урока по живописи. Тема:»Рисование натюрморта с натуры»

Урок живописи на тему:»Рисование натюрморта с натуры» 4 класс

Вид занятий: изображение на плоскости.

Тип урока: комбинированный.

Цель: научить правильно конструктивно рисовать предметы несложной формы с натуры.

Задачи:
• Закрепить знания о компоновке, пропорциях.
• Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости.
• Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память.

Наглядные пособия: учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», репродукции картин (натюрмортов) художников П. Класа, В. Хеда, Ж..Б. Шардена.

Оборудование для учителя: эпипроектор; 2 драпировки, ваза (кувшин), яблоко.

Оборудование для учеников: альбом (формата А4), карандаш, резинка.

Использованная литература:
• Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись: учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.

• Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.
• История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. – М.: Изобразит. искусство, 1983.

План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 3 мин.
3. Объяснение – 8 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 28 мин.
5. Анализ работ, оценка – 4 мин.
6. Уборка рабочего места – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы.
2. Репродукции картин художников.
3. Педагогический рисунок.
4. Учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта с натуры».

Ход урока:

1. Организационный момент:
установить дисциплину, проверить готовность к уроку.

2. Беседа.
Тема урока «Рисование натюрморта с натуры», 1 этап – построение.
• Что такое натюрморт?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда).

• Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника 18 века Жана Батиста Шардена. В чём разница между их натюрмортами?
Излюбленным мотивом работ голландцев был так называемый завтрак – изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или с окороком, хлеб или румяная булка, металлический кувшин, стеклянный бокал, тарелки, ножи. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь.

3. Объяснение.

• Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит?
Кувшин, яблоко, 2 драпировки.
• Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?
Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.

• Как в нашем случае располагаем лист?
Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины). Проведём линию пересечения плоскостей.
• Что такое композиция?
Композиция — расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.
Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.

При построении натюрморта обращайте внимание на таблицу «Поэтапное выполнение натюрморта».
Построение кувшина.
Построим ось симметрии.
• Что такое пропорция?
Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать.
• Каково соотношение высоты кувшина к его ширине?
Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки.

Кувшин делится на горлышко и тулово.
• Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово?
Горлышко по форме напоминает прямоугольник, тулово – круг.
• Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать, сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина?
Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 4 раза.
• На какой высоте находится самая широкая часть кувшина?
2,5 раза помещается в высоту кувшина.
Теперь находим ширину горлышка и основания. Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс.
• Как построить эллипс? (Вызвать к доске желающего).
Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией.
По этому же принципу строим эллипсы на горлышке самой широкой части кувшина.
• Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются?
Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
Теперь можно нарисовать контур кувшина. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
Кувшин готов.

Рисование яблока.
• Какую форму напоминает яблоко?
Яблоко напоминает круг.
• Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина?
Яблоко 3 раза помещается в кувшин.
Яблоко чуть ближе к нам, чем кувшин. нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко.

Наметим драпировки. Линии построения можно стереть.
Натюрморт построен.

4. Самостоятельная работа учащихся:
Индивидуальная и коллективная работа с учениками.

5. Анализ работ, оценка:
Коллективный анализ работ.
Домашнее задание: принести кисти, акварельные краски, альбом.

Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта.

Делаем карандашный эскиз натюрморта на бумаге.

После переноса карандашного эскиза на бумагу средней круглой кистью нанесите на задний план тонкий слой смеси кобальта фиолетового и краплака. Наклоните немного бумагу так, чтобы длинные мазки, проводимые слева направо, смешивались друг с другом. Затем нанесите тонкие мазки этого же тона в отверстиях узора кружев. После того, как краска высохнет, обозначьте тени складок кружевной салфетки смесью разведенного кобальта синего и умбры жженой.

Для получения основного цвета тюльпанов наносите краску с постепенным переходом тонов — начиная от кадмия желтого среднего и постепенно добавляя все больше и больше краплака, и наконец, сделайте мазки чистым краплаком по краям. (При этом поворачивайте и наклоняйте бумагу, чтобы мазки смешивались). Затем нанесите тонкий ровный слой зеленой ФЦ на листья. После этого нанесите маскирующую жидкость на освещенные участки кувшина, чашки. Когда состав высохнет, снова немного наклонитте бумагу и затонируйте левую сторону чашки и кувшина тонким слоем чистого кобальта. Затем продолжайте размывку на кувшине с постепенным переходом тонов, добавляя очень светлый (почти прозрачный) краплак.

Перейдите к фону, нанеся тонкий лессировочный слой разбавленного кобальта фиолетового. Выполните размывку теней на чашке и блюдце кобальом синим, смешанным с умброй жженой. После высыхания краски кадмием желтым средним проведите по ободу чашки и, пока краска еще влажная, добавьте немного сиены натуральной на более темные участки. Затем нанесите лессировочный слой на листья тюльпанов смесью голубой ФЦ, кадмия желтого среднего и сиены натуральной. На затененные стебли нанесите виридоновую зеленую, затем влажной кистью снимите часть этой краски и перенесите ее на более светлые участки стеблей.

На этом этапе нанесите более темные тона: лессировочный слой кобальта фиолетового, смешанного с умброй жженой, на фон и на участки теней а кувшине, чашке и блюдце. Затем усильте тени на кувшине, используя более светлую смесь кобальта фиолетового и капельку умбры жженой. После этого нанесите очень тонкий лессировочный слой кобальта синего поверх световых бликов на кувшине. Часть лепестков тюльпанов затемните кадмием желтым средним, а на другую часть нанесите краплак.

На этом этапе нанесите последний лессировочный слой на фон, используя темную смесь кобальта фиолетового и умбры жженой, так что центр композиции действительно выходит на первый план. Когда все подсохнет, усильте лессировкой тени на переднем и заднем плане.

При написании натюрмортов самым замечательным является то, что можно полностью менять их композицию по своему усмотрению. Вы можете выбирать предметы, которые хотели бы включить в композицию, менять освещение, выбирать место для каждого предмета таким образом, чтобы составить наиболее выигрышную композицию. Располагая предметы, помните, что при правильно составленной композиции взгляд зрителя направлен к ее смысловому центру — фокусу изображения.

Изображение бытовых предметов широко распространено в изобразительном искусстве. Во многих исторических картинах, портретах предметы быта являются важными деталями, подчеркивающими, а подчас и раскрывающими конкретную историческую эпоху, историческое событие. Они помогают понять изображаемый сюжет. Особое значение приобретают предметы быта в картинах бытового жанра и в натюрмортах.

Рисование бытовых предметов особенно ценно тем, что предоставляет широкие возможности для изучения характерной формы, строения, пространственного положения, цветовой окраски окружающих объектов, распределения светотени на их поверхности. Вот почему обучение рисованию начинается обычно с изображения различных предметов быта, причем в определенной последовательности: от простейшей формы до более сложной (комбинированной).

Рисунок натюрморта с драпировкой сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и втом сочетании учебных задач, которые приходится решать.

Усложнение задач в рисунке натюрморта связано также с введением драпировки — важного связующего элемента постановки. Драпировка не только служет фоном, но и дает возможность выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоническое единство в пространстве.

Для этого необходимо знание принципов линейно-конструктивного изображения формы, теориии линейной и воздушной перспектив, владения техникой рисования.

infourok.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Презентация к уроку ИЗО «Натюрморт. Кувшин и яблоко».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица»

План — конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века» И. А Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица». На уроке используется презентация….

Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме «Правописание имен собственных» 4 класс

Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы «Слово» . На сл…

Презентация к урокам русского языка и внеклассного чтения по рассказам Зощенко о Лёле и Миньке ( 3 класс)

Данная презентация составлена для урока русского языка по теме «Сложные слова» (з класс, УМК «Школа-2100») и для урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Зощенко «Лёля и Минька». Уроки проводились в…

Презентация к уроку литературного чтения: «И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей»

Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После…

Презентация к уроку обучения грамоте и краеведение. Филин в помощь звукам [ф] и [ф´] и букве, которая их обозначает.

Познакомиться c новыми звуками   и с буквой Ф поможет дядя Фёдор из деревни Простоквашино и филин….

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: » Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана».

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: » Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана»….

Презентация к уроку русского языка «И в шутку и всерьез»

Презентация составлена на материале учебника русского языка 2 класс УМК: «Школа России». В яркой красочной форме даны задания к уроку -защите проектов «И в шутку и всерьез&quot…

nsportal.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) по теме: Кувшин с яблоками (презентация)

Слайд 1

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Слайд 2

Франсиско де Сурбаран . Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633

Слайд 3

Анри Фантен-Латур . Натюрморт с цветами и фруктами. 1865

Слайд 4

С. Осипов. Васильки. 1976

Слайд 5

Кувшин с яблоками

Слайд 6

1. Прямыми линиями намечаем границы натюрморта в листе по крайним точкам предметов: внизу – горизонтальной линией по нижнему краю яблока, так как оно находится ближе к зрителю, вверху – линией, определяющей высоту кувшина. Затем – слева и справа по краям натюрморта.

Слайд 7

2. Намечаем горизонтальную линию направления ближнего и дальнего края стола. Находим и намечаем обобщенную пропорцию яблока относительно высоты кувшина. Прорисовываем вертикальные осевые линии яблока и кувшина.

Слайд 8

3. Определяем пропорциональные соотношения основных частей кувшина – горлышка и корпуса. Затем по вертикали намечаем самое широкое место кувшина. Проводим вспомогательную линию перпендикулярно центральной оси яблока в самом широком месте.

Слайд 9

4. Короткими горизонтальными линиями определяем местоположение ручки кувшина, верхней и нижней её части, общую ее величину в пропорциональном соотношении с высотой и шириной кувшина. Горизонтальными линиями перпендикулярно оси намечаем высоту донышка, самые широкие места корпуса кувшина. Затем проводим линию, проходящую через ближнюю к зрителю точку плоскости соединения горлышка с корпусом кувшина, а также высоты ободка верхней части горлышка.

Слайд 10

5. Прямыми короткими линиями намечаем ширину ручки кувшина. Проводим вспомогательные горизонтальные линии степени раскрываемости – для построения верхней части горлышка, его соединения с корпусом кувшина и сечений, проходящих через самые широкие его места, а также верхней и нижней части донышка. На яблоке намечаем местоположение плоскости для черенка.

Слайд 11

6. Плавно сводим линии, определяющие контур яблока, проводим вспомогательную линию по его форме в самом широком месте. Короткими штрихами намечаем черенок, и листики в верхней части яблока. Плавными линиями уточняем обобщенную форму ручки кувшина. Поскольку кувшин является фигурой вращения и в горизонтальном сечении он представляет собой круг, строим в перспективе плоскости в виде овалов, определяющих верхнюю и нижнюю часть донышка, самые широкие места корпуса, место соединения горлышка с корпусом кувшина и ободок горлышка.

Слайд 12

7. Плавными линиями сводим все линии построения яблока донышка кувшина, его самых широких мест, горлышка, ручки. Теперь намечаем блики (самые светлые места) и падающие тени от предметов на плоскости стола и стене. Ближние и теневые части предмета решаем более активно, чем дальние и на свету. 8. Резинкой слегка «ослабляем» линии построения. Затем короткими штрихами прокрываем теневые части натюрморта по форме предметов – собственные и падающие – и плоскости стола. 9. Слегка меняем направление штриховки на плоскостях, усиливая теневые части натюрморта, образуя своеобразную «воздушную» сетку.

Слайд 13

10. Штриховкой по форме предметов усиливаем их тональное соотношение – светлое яблоко и темный кувшин. 11. Смягчаем штриховкой и усиливаем тон теневых частей предмета, уточняем местоположение бликов, подчеркивающих фактуру кувшина и его объемную форму. Выделяем передние планы плоскости стола и предметов на столе, усиливая впечатления воздушного пространства. 12. На завершающем этапе прорисовываем детали, обобщаем изображение, доводя его до цельности. Еще раз сверяем тональные соотношения в рисунке с натурой. Мягко проштриховываем тени, выделяем контрастные места отражений на кувшине теневой части и на свету.

nsportal.ru

«Рисование натюрморта кувшина, яблока и лимона»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Ишимбайская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 7 VIII вида

КОНСПЕКТ УРОКА

по изобразительному искусству

на тему:

«Урок- презентация: Рисование натюрморта кувшина, яблока и лимона»

5 класс

Составила и провела

учитель изобразительного искусства и черчения

ГБОУ С (К) ОШ №7 VIII вида

г. Ишимбая

Янтилина Лилия Наилевна

Тема урока-презентации: Рисование натюрморта из кувшина, яблока и лимона.

Цель урока: выполнить построение натюрморта состоящего из кувшина, яблока и лимона.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: усвоить понятие натюрморт, познакомить с большим миром натюрморта, привитие интереса к предмету, создать условия для наблюдения и проникновения.

  2. Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие памяти, мелкой моторики кистей рук, мыслительной деятельности, умение выражать свои мысли в рисунке.

  3. Коррекционно-воспитательные: воспитать интерес к предмету, самостоятельности.

  4. Здоровьесберегающие: развитие душевного развития с помощью музыкитерапии, формирование правильной осанки, развитие мелкой моторики рук.

План урока. Презентация — Рисование натюрморта.

1. Орг. момент

2. Постановка темы урока

3. Вводная беседа

4. Закрепление

5. Самостоятельная работа детей

6. Итоги работы

7. Выставка работ

8. Рефлексия

Ход урока.

1. Орг. момент.

Проверка готовности детей к уроку, наличия у них необходимого оборудования.

2. Постановка темы урока.

Слайд 1. Ребята, посмотрите на экран. Как называется тема нашего урока? (Натюрморт). Сегодня мы будем учиться рисовать натюрморт из кувшина, лимона, яблока с натуры. Работа рассчитана на два урока. На этом уроке наша задача закомпоновать рисунок – обозначить положение предметов и их форму. На следующем уроке вы сделаете рисунок в цвете.

3.Вводная беседа.

А что такое натюрморт? (Ответы детей). Наверняка вам знакома песня Гладкова «О картинах», прочитаем слова песни. (Слайд 2.)

Конечно, это не научное определение натюрморта. Натюрморт – это…(Слайд 3). Дословно натюрморт переводится как «мертвая природа», но посмотрите, сколько в нем жизни! (Слайды 4-6). Обсуждение картин. (Что изображено на картине? Кто художник? Какие цвета?)

Ребята, я хочу познакомить вас с прекрасным художником Борисом Михайловичем Кустодиевым. Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. К ним можно отнести и Бориса Михайловича Кустодиева, солнечного в прямом смысле этого слова живописца. Удивительный художник с удивительной судьбой, которая, может быть, и стала причиной того, что его живописные работы не совсем обычны. Кто-то может сказать, что они примитивны, что это этакая несложная «народность». Часто Б.М. Кустодиева упрекают в том, что он де, обладая талантом и будучи любимым учеником И.Е.Репина, отказался от стиля Репина и пошел своим путем, но при этом забывают о том, что, пойдя путем И.Е. Репина, Б.М. Кустодиев стал бы лишь его жалкой копией. Когда и почему наступил перелом в творчестве Кустодиева сказать трудно, но именно благодаря этой его солнечной манере письма он и стал знаменит и узнаваем. Б.М. вводит «сочно» написанный натюрморт. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами, булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк. Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием . Сравните картины «Купчиха за чаем» и «Извозчик за чаем». Из этих картин можно мысленно выделить натюрморты. Как предметы, их расположение, количество помогают охарактеризовать героев картины? (Изобилие и простота – можно судить о социальном положении…). А вот натюрморт «Гранаты».? (Простота, контраст красного и темного создают гармонию). Вот другой натюрморт «Фазан и омар». Что можете сказать о нем? (Сочные, яркие краски – эффект богатства, изобилия). Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Ребята, какие предметы будем рисовать? (…). Как будем располагать альбомный лист? (Вертикально). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию. Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно. Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. (Слайд ) В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Делается это с помощью визирования. (На примере нашего натюрморта, что больше, сколько раз меньший предмет укладывается в большем?). Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить кувшин? (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Снова проверяют соотношение размеров предметов. После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. В нашем натюрморте какой предмет сложнее всего будет рисовать? (Кувшин). Какой он формы? (Цилиндрической). Когда намечены границы всего натюрморта, можно наметить место и размер каждого предмета. Также, с помощью визирования, определяем высоту и ширину чайничка. Намечаем штрихами. Затем можно очертить его границы – нарисовать прямоугольник. Затем рисуем овалы – дно, верх. Обратите внимание, что верхний край овала всегда визуально уже, не забудьте передать это при рисовании. Обозначив дно и прорисовав верх, можно приступать к рисованию ручки и носика. Снова используйте визирование, чтобы определить правильное соотношение этих частей кувшина. Попробуем. Ручка примерно составляет половину всей длины предмета, носик – четверть. Прорисовав кувшин, убрав лишние линии, можно приступать к простым предметам. Затем обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.

  1. Закрепление.

Итак, с чего же начнем рисовать натюрморт? (Обозначим всю композицию, заключив ее в многоугольник). Затем? (Наметим высоту предметов и заключим их в простые геометрические фигуры). С какого предмета начинаем прорисовывать форму? (С самого сложного – кувшина). Что прорисовываем у него вначале? (Овалы дна и верха). На что надо обратить внимание? (Верхний край овала кажется уже). Что делаем дальше? (Прорисовываем лимон, яблоко, линию плоскости). Приступайте к работе. Физминутка

Упражнение для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6-8 раз.

  • Наклоны головы вперед-назад

  • Наклоны головы вправо-влево

  • Повороты головы вправо-влево

  • Круговые движения головой в одну и другую сторону.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

  • Поднимание и опускание плеч вверх-вниз

  • Круговые движения плечами вперед-назад

  • Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Восьмерка

  1. Самостоятельная работа детей. Прохожу по рядам во время урока, помогаю и объясняю. Слежу за осанкой и правильностью сидения за партой.

  2. Итоги работы.

Что учились рисовать?

С каким художником познакомились?

Какие его картины запомнились?

  1. Выставка работ.

Оценка:

Домашнее задание: выполнить зарисовки предметов цилиндрической формы.

8. Рефлексия.

infourok.ru

Натюрморт из яблока и кувшина

Урок рисования в 4 классе

ТЕМА: Натюрморт из яблока и крынки.

ВИД ЗАНЯТИЯ: рисование с натуры.

ЗАДАЧИ УРОКА:

-способствовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству;

-закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу;

закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках;

-рисование с натуры предметов в группе, развитие зрительной памяти, гла­зомера , цветоощущения;

-развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры;

-воспитывать любовь к прекрасному через искусство.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Для учителя: натурная постановка репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж), разнообразные предметы.

Для учащихся: художественные материалы для работы красками.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

И.И. Машков «Ананасы и бананы»,

А.Саврасов «Поселок»,

Неизвестный художник «Портрет женщины в чепце»,

Виллем Клас Хода «Ветчина и серебренная посуда».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:

отрывки из литературных произведений об жанре натюрморт.

ХОД УРОКА.

1. Организация класса.

2. Сообщение новой темы, нового задания.

Сегодня на уроке мы продолжим начатую работу на предыдущем уроке, рисование с натуры яблока и крынки и повторим один из жанров живописи.

-А о каком жанре живописи пойдет речь на нашем уроке, вы узнаете из стихотворения, кото­рое я вам прочитаю:

Мы рисуем натюрморт

Кувшин коричневый и торт

Цветочки — загляденье,

А торт для угощения …

— О каком жанре живописи пойдет речь на нашем уроке? (О натюрморте).

— Цель нашего урока вспомнить все о жанре живописи натюрморт и закончить начатую работу прошлого урока.

3. Повторение и закрепление изученного.

— Что такое натюрморт? (натюрморт — в переводе с фран. языка мертвая на­тура или мертвая природа).

Что изображают художники в произведениях этого жанра? (в произведениях этого жанра художники изображают окружающие человека вещи — предметы быта).

— Приведите примеры предметов изображаемых в жанре натюрморт? (книги, цветы, посуда и т. д.)

— Какие жанры живописи вы ещё знаете? (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, анималистический, сказочно-былинный жанр).

ИГРА «ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ».

— Посмотрите внимательно на репродукции художников и определите жанры живо­писи. Объясните свой выбор. (один уч-ся работает у доски, соотносит название жанров с картинами, остальные учащиеся работают на месте заполняя карточку).

жанр живописи

1

2

3

— Мы сейчас проверим правильно ли вы определили жанры живописи. (Стук в дверь. Появляется Тюбик).

— Ребята вы кого-нибудь ждете?

— Кто же это может быть ?

Тюбик.

— Добрый день. Вы узнали меня. Я, друг, юных художников. Меня зовут Тюбик. Вы спросите почему меня так зовут? Да потому, что я очень люблю рисовать и к вам я не случайно зашел. У вас сейчас идет урок рисования.

-А о каком жанре живописи идёт речь на вашем уроке? (натюрморт). Прекрасно.

— Что такое натюрморт ? (мертвая природа, мертвая натура).

— Назовите фамилии известных вам художников, которые работают в жанре натю­рморт. (Машков, Герасимов, Хруцкой)

— Красоту самых разнообразных, привычных нам предметов быта, плодов земли, цветов стремились передать в своих работах многие художники. Один из мастеров натюрморта был русский художник: Илья Иванович Машков. Посмотрите на его картину » Ананасы и бананы». С необычайной выразите­льностью и живописностью изобразил он на своей картине спелые фрукты. Умело передал цвет и форму всех этих аппетитных апельсин, бананов, ананасов. Глядя на них, так и хочется протянуть к ним руку, дотронуться, попробовать на вкус.

Художнику удалось создать у нас ощущение, что плоды эти не нарисованы, а лежат, только что сорванные, здесь перед нами. А вы сможете так изобразить?

Учитель.

-Тюбик, ребята, конечно не смогут так выразительно и живописно изобразить на своих рисунках натюрморт, они ведь только учатся. Но составить натю­рморт они попробуют.

ИГРА «СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»

(двум желающих из предметов нужно составить натюрморт используя только три предмета и дать название композиции)

— Тюбик, а ты нечего больше не хочешь узнать у ребят?

Тюбик.

— Ребята, а вы знаете, что натюрморты несут в себе разный смысл. Например: декоративный натюрморт и символический натюрморт.

Декоративный натюрморт — запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, он украшает интерьер. (Ананасы и бананы).

Символический натюрморт — в нем изображают свечи, череп, песочные часы и другие предметы — символы, напоминает о быстро­течности человеческой жизни, времени. (Ветчина и серебряная посуда)

— Определите, какой смысл несут натюрморты, которые составили ребята?

4. Продолжение работы в цвете.

— Что такое натюрморт?

— Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в нашем натюрморте?

— Какое время года они вам напоминают?

— Какую технику мы используем при работе с красками? (лессировка и а ля – прима)

— В чем состоит техника работы лессировкой ?

— А ля — прима?

Лессировка — многослойная живопись по предварительно присохшему слою кра­ски, постепенное усиление цвета. (работа по сухому).

А ля — прима — живопись сразу в один прием и слой, прием вливания цвета в цвет. (работа по мокром)

5. Самостоятельная работа учащихся.

— Какую технику работы мы будем использовать сегодня на уроке? (крынка — лессировка, яблоко — а ля – прима).

— Возьмите краски, приготовьте палитру, воду, кисть №1 (тонкую).

— Определите предметы по цвету. Работайте не спеша, что бы ваши работы были выполнены аккуратно.

6. Итог урока.

(просмотр удачных работ, анализ общих ошибок).

— О каком жанре живописи мы сегодня говорили на уроке?

— Что такое натюрморт?

— Какие жанры живописи вы еще знаете?

— Кто такой Илья Иванович Машков? (русский художник, работающий в жанре живописи натюрморт).

— Какую картину И.И. Машкова мы рассматривали сегодня

на уроке? (Ананасы и бананы).

Тюбик.

Если видишь на картине

Чудо — вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем:

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Свежих персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется ….. натюрморт.

— Ребята, мне пора. Но что бы вы меня не забыли, я вам приготовил подарки, вот эти весёлые закладки.

/Тюбик дарит подарки/.

7. Уборка рабочего места.

kopilkaurokov.ru

Уроки 5–6 ИСКУССТВО НАТЮРМОРТА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НАТЮРМОРТА. КУВШИН И ЯБЛОКО | Поурочные планы по ИЗО 4 класс

Уроки 5–6 ИСКУССТВО НАТЮРМОРТА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НАТЮРМОРТА. КУВШИН И ЯБЛОКО