Шар земной нарисованный: D0 b7 d0 b5 d0 bc d0 bd d0 be d0 b9 d1 88 d0 b0 d1 80 d1 80 d0 b8 d1 81 d1 83 d0 bd d0 be d0 ba картинки, стоковые фото D0 b7 d0 b5 d0 bc d0 bd d0 be d0 b9 d1 88 d0 b0 d1 80 d1 80 d0 b8 d1 81 d1 83 d0 bd d0 be d0 ba

Содержание

%d0%b7%d0%b5%d0%bc%d0%bd%d0%be%d0%b9 %d1%88%d0%b0%d1%80 PNG и картинки пнг | рисунок Векторы и PSD

  • Мемфис дизайн геометрические фигуры узоры мода 80 90 х годов

    4167*4167

  • 80 основных форм силуэта

    5000*5000

  • 80 е брызги краски дизайн текста

    1200*1200

  • день победы 16 декабря

    3000*3000

  • непрерывный рисунок одной линии старого телефона винтаж 80 х 90 х годов стиль вектор ретро дизайн минимализм с цветом

    3967*3967

  • День независимости Бангладеш надписи с флагом Бангладеши

    2500*2500

  • Двухцветный световой эффект неонового абстрактного яркого треугольника

    1200*1200

  • shiba inu собака ретро векторные иллюстрации

    5000*5000

  • Назад к модной неоновой вывеске ночного клуба 80 х

    1200*1200

  • 21 февраля международный день родного языка с шахид минар из бангладеш

    2500*2500

  • Дизайн празднования Дня независимости Бангладеш 26 марта для премиум vactor и png

    5000*5000

  • 15 августа национальный траур

    1200*1200

  • современный абстрактный дизайн модных геометрических элементов

    2500*2500

  • 15 августа национальный день траура в бангладеш

    1200*1200

  • ретро восьмидесятых бумбокс

    1200*1200

  • 80 лет юбилей красный шар вектор шаблон дизайн иллюстрация

    4167*4167

  • День независимости Бангладеш png 26 марта

    1200*1200

  • Бангладеш 21 февраля международный день родного языка с иллюстрацией Шохид Минар

    2500*2500

  • аудио кассета плоский дизайн

    1200*1200

  • серебряные приглашения на день рождения 80

    1414*2000

  • губы жвачки

    1200*1200

  • значок кассеты мультяшном стиле

    5000*5000

  • Мемфис шаблон 80 х 90 х годов стилей фона векторные иллюстрации

    4167*4167

  • Мемфис бесшовные модели 80 х 90 х стилей

    4167*4167

  • Наушники 80 х годов неоновый световой эффект

    1200*1200

  • 80 летний юбилей дизайн шаблона векторные иллюстрации

    4083*4083

  • мемфис бесшовной схеме 80s 90 все стили

    4167*4167

  • схема бд электронный компонент технологии принципиальная схема технологическая линия

    2000*2000

  • милая ретро девушка 80 х 90 х годов

    800*800

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • 26 марта дизайн для png и vactor bangladesh shadenota debosh у национального мемориала

    5000*5000

  • злой волк очки векторные иллюстрации

    5000*5000

  • Неоновый эффект 80 х годов Ретро вечеринка арт дизайн

    1200*1200

  • диско дизайн в стиле ретро 80 х неон

    5556*5556

  • ретро стиль 80 х годов диско дизайн неон плакат

    5556*5556

  • green environmental protection pattern garbage can be recycled green clean

    2000*2000

  • Элементы рок н ролла 80 х

    1200*1200

  • Дизайн персонажей моды 80 х годов может быть коммерческими элементами

    2000*2000

  • скейтборд в неоновых цветах 80 х

    1200*1200

  • Диско вечеринка в стиле ретро 80 х art word design

    1200*1200

  • Мода стерео ретро эффект 80 х годов тема искусства слово

    1200*1200

  • 88 летний юбилей векторный дизайн шаблона иллюстрация

    4083*4083

  • три группы 3d реалистичное декоративное яйцо с золотым цветом на гнезде bd с золотым всплеском текстовый баннер

    5000*5000

  • в эти выходные только мега продажи баннер скидки до 80 с

    10418*10418

  • 80 летия золотой шар векторный дизайн шаблона иллюстрация

    4083*4083

  • 80 летнего юбилея векторный дизайн шаблона иллюстрация

    4083*4083

  • Вечеринка 80 летний день рождения красивая форма приглашения

    1414*2000

  • Ретро мода неоновый эффект 80 х тема художественное слово

    1200*1200

  • Ретро трехмерный цветной градиент 80 х арт дизайн

    1200*1200

  • 80 летний юбилей дизайн шаблона векторные иллюстрации

    4083*4083

  • земной шар изображение_Фото номер 401361334_PSD Формат изображения_ru.

    lovepik.com
    Применимые группы Для личного использования Команда запуска Микропредприятие Среднее предприятие
    Срок авторизации ПОСТОЯННАЯ ПОСТОЯННАЯ ПОСТОЯННАЯ ПОСТОЯННАЯ
    Авторизация портрета ПОСТОЯННАЯ ПОСТОЯННАЯ ПОСТОЯННАЯ
    Авторизованное соглашение Персональная авторизация Авторизация предприятия Авторизация предприятия Авторизация предприятия
    Онлайн счет

    Маркетинг в области СМИ

    (Facebook, Twitter,Instagram, etc.)

    личный Коммерческое использование

    (Предел 20000 показов)

    Цифровой медиа маркетинг

    (SMS, Email,Online Advertising, E-books, etc.

    )

    личный Коммерческое использование

    (Предел 20000 показов)

    Дизайн веб-страниц, мобильных и программных страниц

    Разработка веб-приложений и приложений, разработка программного обеспечения и игровых приложений, H5, электронная коммерция и продукт

    личный Коммерческое использование

    (Предел 20000 показов)

    Физическая продукция печатная продукция

    Упаковка продуктов, книги и журналы, газеты, открытки, плакаты, брошюры, купоны и т. Д.

    личный Коммерческое использование

    (Печатный лимит 200 копий)

    предел 5000 Копии Печать предел 20000
    Копии Печать
    неограниченный Копии Печать

    Маркетинг продуктов и бизнес-план

    Предложение по проектированию сети, дизайну VI, маркетинговому планированию, PPT (не перепродажа) и т. Д.

    личный Коммерческое использование

    Маркетинг и показ наружной рекламы

    Наружные рекламные щиты, реклама на автобусах, витрины, офисные здания, гостиницы, магазины, другие общественные места и т. Д.

    личный Коммерческое использование

    (Печатный лимит 200 копий)

    Средства массовой информации

    (CD, DVD, Movie, TV, Video, etc.)

    личный Коммерческое использование

    (Предел 20000 показов)

    Перепродажа физического продукта

    текстиль, чехлы для мобильных телефонов, поздравительные открытки, открытки, календари, чашки, футболки

    Онлайн перепродажа

    Мобильные обои, шаблоны дизайна, элементы дизайна, шаблоны PPT и использование наших проектов в качестве основного элемента для перепродажи.

    Портрет Коммерческое использование

    (Только для обучения и общения)

    Портретно-чувствительное использование

    (табачная, медицинская, фармацевтическая, косметическая и другие отрасли промышленности)

    (Только для обучения и общения)

    (Contact customer service to customize)

    (Contact customer service to customize)

    (Contact customer service to customize)

    люди поднимают земной шар, карта мира, руки, союз, планета, карта, континенты, мир, многоэтнический, поездка

    люди поднимают земной шар, карта мира, руки, союз, планета, карта, континенты, мир, многоэтнический, поездкаPublic Domain

    Free for commercial use, DMCA Связаться с нами

    Ключевые слова фото

    • люди поднимают земной шар
    • карта мира
    • руки
    • союз
    • планета
    • карта
    • континенты
    • мир
    • многоэтнический
    • поездка
    • мальчики
    • приключения
    • вместе
    • дружба
    • люди
    • поддержка
    • братство
    • любовь
    • будущее
    • Синий
    • Сфера
    • Планета Земля
    • Часть человеческого тела
    • Цветной фон
    • рука
    • Человеческая рука
    • Глобус — искусственный объект
    • Студийный снимок
    • синий фон
    • держа
    • Планета — пространство
    • пространство
    • природа
    • В помещении
    • Забота
    • Мир карта
    • физическая география
    • человеческая рука
    • мир на кончиках ваших пальцев
    • человеческая конечность
    • палец
    • глобальные коммуникации
    Выберите разрешение и скачайте это фото

    PC(720P, 1080P, 2K, 4K):

    • 1366×768
    • 1920×1080
    • 1440×900
    • 1600×900
    • 1280×800
    • 1024×768
    • 1280×1024
    • 1536×864
    • 1680×1050
    • 1280×720
    • 1360×768
    • 2560×1440
    • 2560×1080
    • 1920×1200
    • 1280×768
    • 800×600
    • 3840×2160
    • 4096×2304
    • 5120×2880
    • 2880×1800
    • 2560×1600

    Mobile(iPhone, Android):

    • 320×480
    • 640×960
    • 640×1136
    • 750×1334
    • 1242×2208
    • 1125×2436
    • 1242×2688
    • 828×1792
    • 720×1280
    • 1080×1920
    • 480×854
    • 480×800
    • 540×960
    • 600×1024
    • 800×1280
    • 1440×2560
    • 320×480

    Tablet(iPad, Android):

    • 1024×768
    • 2048×1536
    • 2224×1668
    • 2388×1668
    • 2732×2048
    • 2736×1824
    • 2048×1536
    • 1024×600
    • 1600×1200
    • 2160×1440

    Мир за неделю (хроника ХХ века, композиция) / krukover

    В огромной пустой комнате играет мальчик. Он бросает в глобус хлебные шарики. То тут, то там на глобусе вспыхивают взрывы.

    Глобус растет, превращается в Земной шар. Видна Азия. Европа. Взрывы продолжаются, теперь это на стоящие взрывы, в которых гибнут люди.

    Земной шар приближается, вращаясь. Вот уже виден небольшой поселок. Еще ниже. Магазин, у магазина сидят бичи. Они пьяны, но не очень. Все разные, но с общей неухоженностью в одежде и лицах. Чувства у них проявляются с чрезмерной аффектацией, гротескно.

    За магазином бесшумно приземляется голубой космический корабль. Оттуда выходит стройный Пришелец. Он, легко ступая, идет к группе у магазина.

    Улица в Японии. Нескончаемый поток машин. К перекрестку подходит маленький мальчик, достает из ящичка желтый флажок, идет через дорогу. Все машины остановились, дают ему перейти.

    “Дадим шар земной детям… Дадим, как раскрашенный шарик, пусть с ним играют…” (Назым Хикмет).

    Чье-то лицо, видное в щель окна. Губы шевелятся, голос слышен плохо:

    — Ты хочешь, чтобы дети тебя любили, а сам должен втискивать их в душные формы современной жизни, современного лицемерия, современного насилия. Дети этого не хотят, они защищаются…Голос прерывается, пропадает совсем. Слышен свисток милиционера.

    У магазина бичи о чем-то спорят с Пришельцем. Они машут руками, лица их дергаются. Из магазина появляется потрепанная баба с большими темными бутылками в обеих руках. Внимание переключается на нее.

    Согбенная фигура Льва Толстого. Он пишет неспешно: “Образование есть потребность всякого человека.Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности… Образование на деле и в книге не может быть насильственным и должно доставлять наслаждение учащимся”.

    Толстой смотрит на написанное и подчеркивает слово “наслаждение”.

    Группа школьников привязывает к хвосту кота консервную банку. тот шипит, вырывается. Появляется учительница — хорошенькая женщина в спортивном костюме. Школьники разбегаются. Кот бежит в другую сторону, уносясь от грохота банки. Учительница смотрит на кота, чуть заметно улыбается.

    В очень чистом небе рекламный самолет пишет бук вы:

    “Все здоровы: вы, мы, ты, Если руки вы-мы-ты!”.

    Дым медленно расплывается над городом…

    Стеллаж с потрепанными книгами. На каждой книге — хрустальный колокольчик. Колокольчики тихо звенят. Появляется надпись: “Детям до 16 лет…” Вместо книг — дверь кинотеатра. Выходит распаренная, возбужденная толпа подростков. Слышны реплики: “А он ему как дал!”. “А она как снимет кофточку!”.

    “ Ребенок превосходит нас силой чувств. В области интеллекта он, по меньшей мере, равен нам, ему не достает лишь опыта” (Янош Корчак).

    Пестрый плакат здравоохранения. Надпись: “Одна пара мух может расплодиться за лето так, что вся планета покроется слоем мух в 14 метров толщиной”.

    Еле слышно взмывает в небо голубой звездолет. У магазина, не видя его, дерутся бичи.

    Толстая женщина несет кошелку с продуктами. Ей жарко, душно. Идет высохший старик с портфелем. Из портфеля высовывается туалетная бумага. Голубоглазый мальчик играет в самолет, жужжит, раскинув руки.  Мимо, пробегает измученный кот с консервной банкой.  Мальчишка опускает руки, смотрит вслед.

    Лицо искажает гримаса боли.

    Кот врезается в группу бичей. Слышен свисток милиционера. Все разбегаются, остается женщина. Около нее лежит пустая бутылка, красное дешевое вино раз мазано по лицу, изо рта течет желтая струйка, глаза полузакрыты.

    Дымят гигантские трубы.

    Едет чудовищная, нелепая машина. Она глотает зеленые деревья, выплевывает спички. По тайге за ней тянется широкая просека — шрам.  Бьет выброшенная на песок рыба, немо открывая рот.

    По школьной тетрадке идет нарисованный лев. В него стреляют карандашные человечки из пулеметов.

    Очень старый человек сколачивает гроб. Вдруг задумывается, подбирает какой-то корешок и вырезает красивую голову коня.

    В большой башне сидит человек. Он красив. Ночами не спит, ходит по тесной каменной камере. Глаза полны страдания. “Десять лет, — кричит он в гулкую тес ноту башни. — Боже, десять лет!” В ярости колотит кулаком по стене. Стена недвижима.  Круглый музыкант играет на трубе. Напротив останавливается мальчишка, сосет лимон.

    Труба захлебывается, музыка прекращается.

    Маленькая девочка кормит несуществующей грудью куклу.

    Голубоглазый мальчишка снимает с кота банку. Кот не сопротивляется. Мальчик раскидывает руки, жужжит. В небе расплываются колоссальные буквы:

    “ Все здоровы: вы, мы, ты, Если руки вы-мы-ты”.

    В темнице человек колотит кулаками по каменным стенам. Стены трясутся, рушатся. Человек бежит по зеленому лугу, За лугом что-то грохочет, появляется силуэт машины, изготавливающей спички.

    “Если кто-то совершил плохой поступок, лучше его простить. Если он совершил проступок потому, что не знал, теперь он уже знает. Если он совершил проступок нечаянно, он станет осмотрительней. Если он совершил проступок потому, что ему трудно привыкнуть поступать по-другому, он постарается привыкнуть. Если он совершил проступок потому, что его уговорили ребята, он больше не станет их слушать.

    Если кто-нибудь совершил плохой поступок, лучше всего его простить, в надежде, что он исправится”. (Кодекс детского товарищеского суда Дома сирот Яноша Корчака).

    Девочка пускает с балкона мыльные пузыри. С другого балкона девочка пускает бумажную птичку. Птичка парит в воздухе, медленно летит к земле. Тощая дворничиха машет ей кулаком.

    Какой-то человек достраивает дом. Дом добротный, каменный. Человек поднимает голову — это заключенный из башни.

    На черный бархат падают снежинки. Через лупу они хорошо видны на черном. Все разные.

    Голубоглазый мальчик строит самолет. Самолет больше похож на стрекозу. У него четыре крыла — спереди и сзади, крылья прозрачные.  Из дома выбегает девочка, которая пускала бумажную птичку. Она останавливается, зачарованная.

    По ветру летит большой мыльный пузырь. Солнце играет на его синеватых боках.

    Человек из башни достроил дом, обвел его высоким забором, забор обтянул колючей проволокой, во двор выпустил волкодава.

    Волкодав бегает по двору, человек выглядывает в окошко.

    Мальчик с девочкой испытывают самолет. Самолет шевелит крыльями, как живой, вот-вот взлетит.

    По пыльной улице идет оборванная бичиха. Она собирает пустые бутылки, заглядывает в урны, подворотни.

    С тихим шорохом взлетает самолет-стрекоза. На нем мальчик с девочкой. Дворничиха внизу машет кулаком, на нее наталкивается бичиха. Женщины начинают ругаться, но голоса их неслышны.

    Летит стрекоза с детьми, на лету касается мыльного пузыря, тот лопается со страшным грохотом. Обрывки пленки падают, утолщаясь,

    на Землю,

    на спичечную машину,

    на развалины башни,

    на дом с забором,

    на магазин,

    на толстую женщину с кошелкой,

    на старика с портфелем,

    на консервную банку…

    В огромной пустой комнате играет мальчик. Он бросает в глобус хлебные шарики. Глобус растет, превращается в Земной шар. Вспыхивают взрывы.

    Шар приближается, видны контуры материков. Над ними маленькая радужная точка. Это дети на стрекозе-самолете. Рядом летит голубой звездолет.  Далеко внизу ветер разносит по небу клочья дымовой рекламы.

    Гифки глобусов — Вращающаяся Земля на GIF анимациях

    Глобус позволяет нам посмотреть на нашу планету в миниатюре. Вы можете увидеть все континенты и океаны, леса и пустыни. Здесь вы найдёте 50 анимированных GIF изображений глобуса, подходящих для презентаций в Powerpiont. Скачайте бесплатно и используйте их по своему усмотрению.

    Анимированные GIF изображения вращающейся Земли

    Безупречный глобус вращается на белом фоне

    Этот огромный земной шар вращается с идеальной скоростью

    Замечательный глобус плавно вращается на красном фоне

    Один палец заставляет глобус вращаться

    Все страны мира отмечены на этом вращающемся глобусе. Белый фон

    Красивый глобус в технологичном стиле

    Мир без пустынь и без загрязнений на этом вращающемся глобусе

    Большой глобус вращается достаточно быстро, чтобы вы не заметили отсутствие Австралии. Прозрачный фон

    Большой и красивый глобус для вашей презентации

    Две книги падают на фиолетовую поверхность, затем глобус опускается на книги

    Силуэт земли и континентов на красивом синем фоне

    Земной шар вращается внутри прочного металлического каркаса

    Оранжевая сетка меридиан на вращающейся Земле

    Глобус для презентации международного сервиса по продаже товаров

    Луна и искусственный спутник вращаются вокруг земного шара. Также вы можете увидеть атмосферу и облака

    Красивый земной шар появляется и затем исчезает

    Никто не заметит, что это просто фотографии Земли из космоса на чёрном шаре

    Глобус вращается над прозрачной подставкой. Наша планета очень красивая, не так ли?

    Земля танцует с Луной

    Мальчик раскручивает глобус

    Планета Земля на чёрном фоне. Зелёные леса и голубые океаны

    Синие океаны и зелёные континенты на вращающемся глобусе. Прозрачный фон

    Земной шар, сделанный из пикселей. Белые линии летают вокруг

    Самолёт летит над вращающейся Землёй

    Глобус на деревянной подставке. Прозрачный фон

    Два атланта удерживают вращающийся земной шар

    Синие континенты и прозрачная вода

    Реалистичная вращающаяся Земля на прозрачном фоне

    Небольшой глобус, оптимистическая карта лесов

    Вертикальное анимированное изображение земного шара на чёрной подставке

    Медленно вращающийся глобус

    Золотые континенты, океаны являются прозрачными

    Тёмно-синие океаны и ярко-зелёные континенты на вращающемся земном шаре

    Здесь показано направление вращения земли

    Голубой земной шар должен вращаться в указанном направлении

    Этот глобус вращается слишком быстро. Но возможно это именно то, что вам нужно

    На самом деле земной шар вращается вокруг смещённой оси, как показано здесь

    Здесь есть место для вашей надписи внизу. Прозрачный фон

    Планета вращается с невероятной скоростью, расплёскивая все океаны

    Стеклянный земной шар и олень

    Высшее существо вращает земной шар на указательном пальце

    Эмоции по всему миру

    Глобус становится символом познания, когда книги это подставка

    Смартфон вышел на земную орбиту

    Анимированный земной шар, нарисованный человеком

    Яркий солнечный глобус

    Мышь выглядывает из-за глобуса и предлагает вам взять пакет

    Именно так будет выглядеть Земля, если мы не обратим внимание на проблему загрязнения

    Чёрные континенты на фоне бирюзовой воды

    Этот глобус светится изнутри

    Этот глобус вращается в альтернативном направлении, чтобы вы могли увидеть полюса

    Вы можете увидеть глубину океанов и высоту гор на этом глобусе

    Кто-то собрался в кругосветное путешествие

    Вращение земного шара записали на видео

    ACEGIF. com

    Праздник на тему «Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной» (6 класс)

    Праздник на тему:

    «Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!».(6класс)

    Цель: Формирование ценностного отношения к природе, к человеку через удивительный мир цветов.

    Задачи:

    1.Способствовать формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

    2. Активизировать умственную и творческую активность учащихся.

    3.Продолжить формирование умений работать с различными источниками биологической информации.

    4.Способствовать использование полученных знаний для улучшения состояния собственного организма.

    Оформление: Класс оформлен красивыми рисунками и поделками цветов. На доске подборка информации о цветах по теме: «Самые, самые…..». Учащиеся одеты по цвету цветка, о котором приготовили информацию. В классе звучит классическая музыка, перед началом праздника на экране под музыку «Вальс цветов» демонстрируется презентация о цветах.

    Вед1.Всё в зелени..

    Пью этот запах словно молоко,

    И из земли в меня такая сила,

    Что даже если от России далеко

    Во мне останется Россия.

    Меня, наверно удивит Париж,

    Заставит Рим торжественно склониться.

    В лесах российских благодать и тишь,

    Трава зелёная от капелек искрится.

    Вед.2: Посмотрите вокруг, какой прекрасный мир нас окружает. У Константина Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к природе-один из верных признаков любви к своей стране».

    Вед.1: А сколько хранит в себе каждая травинка, каждый цветок! Вы проходите мимо цветка, наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Например, он берёт крупинку мягкой чёрной земли. Затем он берёт дождя дождинку и воздуха голубой лоскутик, и лучик, солнышком прошитый, всё смешивает потом. Но где, где пробирок и колб, и спиртовок ряды? И вот из одной и той же чёрной земли, он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой..(В,Солоухин.)

    Вед.2: Вы любите цветы?(вопрос к классу) Каждый цветок – как упавшая с неба звезда. Природа – мать потратила миллионы лет, чтобы создать, такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни, и поэтому мы , чувствуя эти тонкие вибрации, тянемся всем свои существом к ним, чтобы почерпнуть эту любовь и наполнить ею себя. Цветы украшают нашу жизнь, и наш праздник сегодня посвящается им.

    Вед 1. Еще за 3 тыс. лет до н.э. садовники Египта и Сирии разводили розы, маки, ландыши. Когда в 20-м вере была открыта египетская гробница фараона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и, казалось, они сохранили свой аромат. Ни золото, ни рубину, а цветы были последним знаком любви молодой вдовы к ушедшему супругу. Нет на земле языка сокровеннее и понятнее, чем язык цветов. Даже один единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое писание, выражение уважения и любви.

    Вед 2. Вы с нами согласны?(вопрос к классу) Мы в курсе, что вы к этому празднику готовились давно и надеемся что творчески. Что Вы приготовили о своем любимом цветке? _____________________

    Ответы учащихся:

    -стихи;

    -легенды; и т.д.

    Вед 1. Но прежде чем мы заслушаем вашу информацию, я хочу вам рассказать легенду, которую прочитала я: «Научное название этого растения связано с латинским словом «primus», что значит «первый».

    Этот цветок расцветает весной одним из первых. Его иногда называют «баранчики» или «барашки», потому что у него морщинистые и мохнатые, как будто кудрявые листья. Во многих странах его называют ключики. Почему «ключики»? Может быть потому что золотистые цветы на длинной ножке напоминают связку ключей? Тогда какую дверь могут отпереть эти ключи? Есть древняя германская сказка о богине весны, прекрасной и юной Фрейе. Гномы сделали ей в подарок многоцветное ожерелье из радуги. Приходило время весны, и Фрейя спускалась на землю. Она шла и проверяла, готова ли земля к лету. Когда богиня наклонялась, ее ожерелье касалось земли и из него выпадали золотые ключи. Они тот час же превращались в золотистые примулы. Этими ключами Фрейя открывала двери весеннему теплу, и земля покрывалась яркими цветами. Люди думали, что примула -волшебный цветок, раз она способна отворить дверь для лета. Особенно любят примулы в Англии. Этот цветок там тоже называют волшебным. Люди думали, что внутри золотистых цветов прячутся от дождя и ночной прохлады маленькие феи и крошечные старички гномы. Некоторые люди даже утверждали, что слышали приятное пение, раздававшееся из венчиков примулы. А для нас это растение не только «ключи от лета», но и кладезь витамин. Весной человек испытывает острую потребность в витаминах. Так листья примулы содержат много витамина С и каротин. Из них делают салат, нарезая и смешивая с яйцом и сметаной.

    Вед 2. И так цветы дарят нам не только красоту, они помогают человеку: исцеляться от болезней. Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, свое назначение, своя тайна красоты. О многих цветах сложены легенды и придания, стихи и песни. А кто из вас приготовил стихи о своем цветке?

    Ученик 1.

    Фиалка- мой любимый цветок и любимый цветок многих поэтов. Например, Вальтер Скотт писал:

    « В лесах сыроватых, где бродят туманы,

    Где в травах опушек росинки блестят,

    Ты в сумерках запах услышишь медвяный

    Ночная фиалка струит аромат.»

    Другое название фиалки- «анютины глазки»

    Про это и гласит старинная славянская легенда. Она рассказывает печальную историю про жизнь девочки Анюты – сироты с вероятно добрым сердцем и доверчивой душой. Жила она в тихой красивой деревушке, верила каждому человеку, со всей душой откликалась на доброту. Местные деревенские жители жалели сироту и никогда не обижали. Но однажды приехал в эту деревню заезжий купец, молодой и красивый. Приглянулась ему Аннушка с огромными, как озеро, глазами, чистой и наивной душой. Заиграли в его сердце чувства, распалились страсти- очаровал он Анюту своим красноречием, заворожил сердце девочки рассказами о дивных городах и странах. И пообещал Анютке, что возьмет ее с собой, покажет мир, а сам внезапно уехал. Долгие месяцы ходила Аннушка за околицу – выглядывала сказочного гостя. Вся деревня молча смотрела, как угасает сирота, но никто не смел оборвать надежду, произнести слова, жестокие для нее. А она верила и надеялась, что вернется молодец. Однажды вышла она за околицу и больше не вернулась. Так и угасла девичья краса, а когда деревня пошла на поиски – то по всей околице обнаружили лишь скромные цветы, похожие на Анютины глазки – огромные, глубокие, как глаза сироты, полные тоски и печали. С тех пор в народе фиалки прозвали «анютины глазки» ,а цветки используют для заваривания чая. Они утверждают, что такое чаепитие оказывает оздоровительное действие, улучшает настроение и успокаивает нервы.

    Вед 2. В средние века целебные свойства растений определялись их окраской и формой. Растения с тонкими как волос листьями считались средством от выпадения волос ( некоторые злаковые культуры). Цветки ландыша, похожие на капли значились лекарством от «разливающегося» удара- инсульта и паралича. А как вы думаете для чего применялись примочки цветов ромашек?

    Ответ (от болезни глаз) так как ромашки напоминают глаза.

    Ученик 2.

    Знакомые с детства родные ромашки

    Вот легкий поповник у нашей реки.

    Как белые звезды,сквозь розовой кашки

    В букете сияют его лепестки.

    Он «любит- не любит» ответить нам может

    И глянет приветливо желтым глазком

    Вот эта ромашка знакома нам тоже-

    Ее мы лекарственным другом зовем.

    И если случится тебе простудиться,

    Привяжется кашель, поднимется жар.

    Придвинь к себе кружку, в которой дымится

    Слегка горьковатый, душистый отвар.

    В. Рождественский.

    Сейчас ромашку можно встретить повсюду. А ведь это растение нелегально попало в нашу страну. Ее родина – Америка. Еще в 40-х годах 19-го столетия ее показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но с 70-х годов этого же столетия она распространилась по всей России. Оказывается, ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по ж/д путям, а в мешках оказались дырки, в полу вагонов- щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшие «зайцем», сеялись по полотну железной дороги. Вскоре ж/д насыпи порылись мягкой и ароматной травкой. Так, приехавшая к нам «зайцем» американская ромашка, расселилась повсеместно. Я долго думала, какой сюрприз может приготовить нам она? Все мы любим комплименты, которые можем сказать друг другу. А сейчас, мы скажем комплименты сами себе. Ведь комплимент самому себе утроим, да еще и с улыбкой, дает положительный заряд и прекрасное настроение на весь день. Выбираем себе лепесток ромашки и громко, вставая, говорим себе комплимент.

    Комплименты на самой ромашке:

    -самая красивая

    -самая счастливая

    -самая любимая

    -самая спортивная

    -самая вежливая

    -самая умная

    -самая аккуратная

    -самая добрая

    -самая дисциплинированная

    -самая скромная

    Я самая сообразительная. Вы согласны?

    Отдает серединку ромашки ведущим.

    Ведущие вместе(читают): «Мы самые замечательные ведущие»

    Вед 1. Ну а гости для нас самые долгожданные. Еще раз поприветствуем друг друга и наших гостей. (хлопают в ладоши).

    Ученик3.

    Да, комплименты, как и цветы, любимы русскими людьми.

    (колокольчик- колокол)

    Цвет этих цветов успокаивает и умиротворяет. Синий цвет, как и фиолетовый, развивает интуицию и способность мыслить абстрактно. Поэтому у меня под стеклом находится, нарисованный мной, вот этот рисунок. Мне очень нравится этот цвет.

    Вед 2. Это очень мощный цвет. Он способен снижать аппетит, поэтому, желающим похудеть желательно есть из тарелок синего и фиолетового цвета.

    Кто-то может любить определенный цвет, или цветок, или все окружающее. Но больше всего можно любить самого себя. Об этом следующая легенда.

    Ученик 4.

    Давным-давно, в Греции жил молодой человек, по имени Нарцисс, который восхищался своей красотой. Он очень гордился своим красивым лицом и стройным телом и никогда не упускал случая полюбоваться своим отражением в ручье или в озере, мимо которого он проходил. Он мог часами лежать и любоваться своими блестящими чёрными глазами, прямым носом, вьющимися волосами. Однажды он проходил по краю обрыва и в прозрачной воде увидел своё отражение: « Ты красив,- сказал Нарцисс себе, наклонившись над ручьём, чтобы полюбоваться своим отражением.-В мире нет никого прекрасней тебя!» И он наклонился к воде, потеряв равновесие, упал и утонул. Боги, увидев смерть такого прекрасного существа на земле, решили, что красота не может исчезнуть бесследно, и превратили Нарцисса в благоухающий цветок, который сохранился до наших дней, цветёт весной и называется нарцисс. Нарцисс в народной медицине используют для выведения веснушек. Скоро весна, возможно, этот совет кому-то пригодится.

    Вед 1. Не менее интересная история у следующего цветка.

    Читает: Хмурый судья зачитал приговор, сегодня никого не осуждали на пожизненное заключение в тюрьме. Расплатой за преступление были четыре месяца лишения свободы, а все началось с луковицы, которую плотник взял в лавке у богатого купца. Он не успел съесть и половины, как хозяин кричал: «Ты, ты ответишь за это!» и напрасно плотник просил извинения, дело кончилось тюрьмой.

    Ученик 5.

    В больших городах Голландии происходили не такие вещи. Торговцы бросали свои основные дела и начинали продавать тюльпаны. Богачи платили за новые сорта по три, а иногда по пять тысяч гульденов. Какой-то чудак отдал за редкую луковицу целую пивную, другой двадцать четыре четверти пшеницы, сорок восемь четвертей ржи, четырёх жирных быков, шесть свиней, двенадцать овец, две бочки вина, четыре бочки пива, две бочки масла, четыре пуда сыра, связки платьев и серебряный кубок. Прекрасные цветы, символ счастья радости, стали причиной многих преступлений. Если раньше их можно было привезти только из Голландии, то сейчас тюльпаны цветут не только на наших приволжских степях, но и на клумбах наших городов. В народной медицине используют вытяжку из растения в качестве противовоспалительного средства для полости рта и носоглотки.

    Вед 2. Кроме лечебных свойств многие растения обладают уникальной способностью предсказывать погоду. Среди ваших цветов есть такие?

    Ученик 6.

    Да, например, одуванчик. Если вы заметили, что он закрыл свой венчик — без зонтика на длительное время из дома лучше не выходить. Отцвел одуванчик, а на месте соцветия появляется белый пушистый шарик. Вероятно, каждый видел, как легкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже при слабом ветре. Но это в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать, словно приклеенные, семянки. А все потому, что, чувствуя изменения погоды, растение складывает свой пушистый шарик, как зонтик. Исправно несет «службу погоды» одуванчик- настоящий метеоролог. Он также может предсказать погоду на длительный срок: если одуванчик зацветает ранней весной, то будет короткое лето, а если зацветает поздно — будет лето сухое.

    Вед 1. Красивые истории легенды связаны не только с полевыми цветами. Многим комнатным цветам приписывают сверхъестественные силы, они помогают людям излечиться от болезней, охраняют от сглаза и прочее. Ни миновала сия чаша и это растение Внимание на экран. Вставьте пропущенные буквы вместо тире и отгадайте этот цветок ( _е_а_г_н_я )- правильно пеларгония или герань.

    Ученик 6.

    Согласна, что о пеларгонии много легенд, но вот одна их них.

    Легенда о пеларгонии.

    Ученик 7.

    Если ушко болит, то листочек герани потри и в ушко заложи – боль пройдёт. Это растение часто называют «цветком рабочего класса». Связано это с тем, что рабочие охотно разводили пеларгонию в своих каморках, поскольку уже тогда было замечено её благотворное влияние на самочувствие людей. Она обеззараживала сырые, затхлые жилища, очищала воздух, уничтожала грибок и плесень. Нахождение вблизи пеларгонии повышает настроение и бодрость.

    Сценка о кактусе.

    Ученик 7.

    По легенде именно так появились шипы у розы. История розы насчитывает десятки столетий. Невозможно точно указать место и год появления волшебной красавицы. Но мы не ошибёмся, если скажем, что роза была известна людям сорок столетий назад. Археологи нашли на ближнем востоке фрески с орнаментом из роз, относящиеся ко второму столетию до н.э. Однажды, рассказывает греческая легенда, на пиршестве богов было пролито несколько капель нектара. И в тот же миг на месте сладкого напитка выросли белые розы. А откуда же появились красные? Легенда раскрывает и эту тайну. Белые розы покраснели от крови богини любви Афродиты, которая уколола палец о шипы. А знаете ли вы, кто является прародителем моим, чтобы это узнать, нужно ребус отгадать.(на экране ребус)(ответ-шиповник)

    Именно в плодах шиповника много витамина С, который так необходим нам в период эпидемии гриппа. Поэтому в конце нашего занятия, нам предстоит отведать напиток из плодов шиповника.

    Вед 2. Вед. Яркий луч скользит в оконной раме,

    Сразу в классе стало веселей

    От цветов с различными кудрями,

    Первенцев весенних светлых дней.

    И дружней решаются задачи,

    Оживают цифры, краски карт-

    Будто сразу стало всё иначе,

    И сама Весна идёт средь парт.

    Ведущие читают стих:(дети в это время выходят к ведущим и выстраиваются в

    определённом порядке)

    Если б в поле расцвели только белые цветы,

    Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

    Если б в поле расцвели только жёлтые цветы,

    Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

    Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки.

    Одуванчики, фиалки, незабудки и жарки.

    Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,

    Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной! (последняя строчка все вместе)

    Учитель: Ребята, любовь к цветам похвальна и естественна. Мы с вами уже говорили о цветочном гороскопе. Сегодня, я ещё раз хочу напомнить вам о цветке – талисмане и подарить вот такие закладки (закладки по цветочному гороскопу). Если кого-то заинтересует ваш цветок – прочтите о нём и возможно мы с вами напишем научную работу.

    Чай ромашковый и шиповниковый для ребят и гостей.

    Урок литературы по теме «Тютчев – поэт – философ. Трагическое ощущение мимолетности бытия.»

    Тютчев – поэт – философ. Трагическое ощущение мимолетности бытия.

    Цель урока: знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики.

    Метод: коллективная работа учителя с классом.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания.

    Проверить одного — двух учеников на предмет знания особенностей биографии Тютчева. Заслушать наиболее интересные анализы стихотворений. Все ученики приносят и сдают готовую работу на листке.

    II. Работа с классом.

    — Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева?

    (Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворенное существо и, пытаясь проникнуть в ее тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира).

    Человек — инструмент для постижения природы. Но!!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии, но Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием.

    Учитель читает стихотворение «Как океан объемлет шар земной…».

    Как океан объемлет шар земной,

    Земная жизнь кругом объята снами;

    Настанет ночь — и звучными волнами

    Стихия бьёт о берег свой.

    То глас её: он нудит нас и просит…

    Уж в пристани волшебный ожил чёлн,

    Прилив растёт и быстро нас уносит

    В неизмеримость тёмных волн.

    Небесный свод, горящий славой звездной,

    Таинственно глядит из глубины, —

    И мы плывём, пылающею бездной

    Со всех сторон окружены.

    — О чём это стихотворение?

    (Стихотворение о море, о морском путешествии).

    Это не совсем так. Морское путешествие — это только метафора. А предмет дум поэта назван во втором стихе: «Земная жизнь кругом объята снами». Подумайте, что дало возможность сравнить земную жизнь с землёй, а сны — с океаном? (Земля, как и дневная жизнь, определима в своих границах, понятна, её можно описать и изучить, она реальна, она постоянна, а океан, как и сон, — напротив, нечто зыбкое, неуловимое, таинственное. )

    Давайте посмотрим как развивается метафора. Во второй части первой строфы сон и океан объединены понятием «стихия», что позволяет поэту далее рисовать картину, уже не оговариваясь, о чём идёт речь, и используя метафору в качестве прямой аналогии. Во второй строфе возникает представление о сне как о путешествии по неведомым просторам подсознания. Но самой важной и потрясающей является третья, заключительная строфа. Чтобы проникнуться всей глубиной этих строк, важно увидеть нарисованную в них картину: утлый чёлн в колеблющихся волнах океана, горизонт, скрытый мраком ночи, и звёзды, усыпавшие небесный купол и отразившиеся в чёрном зеркале воды. Бездна космоса смыкается с бездной океана: «И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены». Вспомним первую строфу. Оказывается, что величественный пейзаж (который есть развёрнутая метафора) — воплощение внутреннего мира человека во время сна. Все эти бездны в нём. Но и сам человек, житель Земли, со всех сторон окружён действительной, настоящей бездной — Вселенной. Сама Вселенная — не есть ли чей-то сон? Об этом даже страшно подумать. Пейзаж, нарисованный Тютчевым, внутри и снаружи человека. Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он — граница между двумя мирами, и он — соединение и объединение этих двух миров-бездн. Трудно всё это выразить логически и последовательно, в строгих терминах и понятиях. Очевидно, есть только одна возможность сказать несказанное, выразить невыразимое — та, которой воспользовался Тютчев. Образ, найденный Тютчевым, не может не восхищать своей емкостью и выразительностью.

    Вот как описывал Тургенев творческий метод Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно». Давайте запишем эти слова Тургенева в тетрадь.

    IV. Анализ стихотворения «Фонтан».

    Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло свое специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философскою характера. Очень многие из них имеют двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Двухчастная композиция намечена и в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…», но более отчётливо увидеть эту особенность лирики Тютчева нам поможет анализ стихотворения «Фонтан».

    Смотри, как облаком живым

    Фонтан сияющий клубится;

    Как пламенеет, как дробится

    Его на солнце влажный дым.

    Лучом поднявшись к небу, он

    Коснулся высоты заветной —

    И снова пылью огнецветной

    Ниспасть на землю осуждён.

    О смертной мысли водомёт,

    О водомёт неистощимый!

    Какой закон непостижимый

    Тебя стремит, тебя метёт?

    Как жадно к небу рвёшься ты!. .

    Но длань незримо-роковая,

    Твой луч упорный преломляя,

    Свергает в брызгах с высоты.

    Тютчев уподобляет фонтан лучу. Кроме точности описания, это сравнение придаёт первой строфе особое звучание, создаёт нужную лирическую напряжённость: ведь в традиционном пейзаже луч связан со светом небесным (солнце, луна, звёзды), и его естественная направленность — сверху вниз, от неба к земле. Фонтан — это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство И гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.

    — Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»? «Водомёт» — это устаревший синоним слова «фонтан»

    (Это человеческий разум.)

    — Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

    (Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия. Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.)

    Вторая строфа намного драматичнее по своей тональности, атмосфера неравной борьбы, дерзкого противостояния исключительно ярко передана лексическим строем стихотворения: Рваться — двигаться, преодолевая какие-то преграды, разрывать путы, прорываясь; длань незримо-роковая — неотвратимая, неизбежная, грозящая трагическими последствиями; луч упорный — сопротивляющийся, упирающийся; преломляя — насильственно и безжалостно, бескомпромиссно изменяя направление и даже, может быть, уничтожь, свергает — опять подразумевается борьба и насилие. Новый колорит обретает и лексика первой строфы, в особенности такие слова, как дым пламенеет, дробится, клубится, огнецветная пыль, ниспасть на землю, осуждён. Слова, вполне применимые для описания военной баталии.

    Развивая содержание стихотворения «Как океан объемлет шар земной. ..», можно сказать вслед за поэтом: «Да, человек — бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но он создан смертным, и все его помыслы и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека — “закон непостижимый”».

    III. Самостоятельная работа учащихся.

    Подобрать синонимы к слову Человек так, чтобы они соответствовали миру поэзии Тютчева. Объяснить свой выбор.

    В сильных классах это задание может быть сформулировано иначе: написать эссе на тему «Человек в поэзии Тютчева» на основе анализа стихотворений, не вошедших в урок.

    Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки — есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к Тайне.

    Домашнее задание.

    1. Выбрать наиболее близкое стихотворение Тютчева, выучить наизусть и уметь отыскать в нём характерные тютчевские темы, образы, художественные приёмы.

    2. Подготовиться к зачету по творчеству Тютчева.

    Вариант проведения урока 3(71)1

    Ход урока

    I. Слово учителя.

    Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру, которая может быть определена как “образ мира художника”, и этот образ развивается из некоторого “первоистока”. В стихотворном обращении к А. А. Фету Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как “инстинкт пророчески-слепой”. Этот инстинкт поэта обращает нас к мифу. Для Тютчева, и в этом он сходится с Платоном и Шеллингом, высшая цель поэзии есть творчество мифов. Почти все великие создания его суть мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное переживание, пластически воплощённое в язык поэзии.

    В основе мира природы Ф. Тютчева — мифологический мир стихий, первооснов Вселенной. В стихотворении “А. А. Фету” поэт определяет свой поэтический дар и как способность “чуять, слышать воды”. Излюбленная стихия поэта — “водная стихия”. Кажется, нет в природе такой формы существования влаги, которая не была бы отмечена Ф. Тютчевым.

    Разнообразные формы воды в поэзии Ф. Тютчева обнаруживают связь с такими давно известными идеями-первообразами, как Хаос – Бездна – Беспредельное. Корни такого поэтического мировоззрения – в полумифологических созерцаниях древнейших милетцев: Фалеса, Анаксимандра: вода есть первооснова всего мира, она есть Беспредельное, откуда всё исходит и куда всё возвращается. Эта древнейшая концепция является основой мировосприятия Ф. Тютчева. Конечно, речь идёт не о каких-то заимствованиях, отношение поэта к стихиям огня и воды коренится в подсознательных слоях его души. Фалес, Анаксимандр, Гесиод, Гераклит, Платон — имена античных философов, чьи созерцания органично вплелись в поэтический мир Ф. Тютчева, не нарушая его стройности и целостности.

    Центральной проблемой тютчевской картины мира является оппозиция “Бытие-Небытие”. Она имеет своё наполнение:

    Бытие Небытие

    Жизнь Смерть

    Реальное Ирреальное

    Любовь Самоубийство

    Юг Север

    Россия Запад

    Промежуточные звенья заполняются рядом символических образов:

    сон, сумрак, дремота.

    Итак, один из доминирующих признаков Бытия лежит в пространстве “жизнь — отсутствие Жизни, полнота жизни – и её ущербность”. В этом смысловом пространстве перемещаются отдельные тексты, причём особенность поэтики Ф. Тютчева заключается в вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, в каком-либо другом может получить противоположную оценку. В этом ключе стихотворения Ф. Тютчева могут быть прочитаны как единое целое.

    Обратимся к стихотворениям “Проблеск” (1825), “Видение” (1829), “Тени сизые смесились…” (1836). Все они условно могут быть отнесены к “ночным стихотворениям” поэта.

    II. Анализ стихотворения “Проблеск” (1825)

    — Что такое “проблеск”?

    1. Определите композицию стихотворения.

    В стихотворении выделяются две части:

    I часть – 1-3-я строфы — развёрнутый образ “сумрака глубокого”; форма диалога (“Слыхал ли?”). Представляет мир внешний.

    II часть — 4-8-я строфы внутренний мир души лирического героя; диалога нет, что подчёркивается использованием местоимения “мы”, множественным числом глагольной лексики.

    2. Анализ первой части.

    — Выделите характерные образы тютчевской поэзии в первой строфе. Прокомментируйте их.

    (“Сумрак”, “Полуночь”, “сон” — это грань перехода дня в ночь, “сна” в “звон”. Именно “сумрак”, “полуночь” становятся активным действующим началом: “…полуночь, ненароком, // Дремавших струн встревожит сон”, свершит преображение.)

    — Охарактеризуйте лирического героя.

    (Чуткая, вещая душа (“О вещая душа моя!”) лирического героя внемлет всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной, призывает собеседника — “Слыхал ли?” — стать свидетелем таинства.)

    — Как поэт описывает само таинство преображения?

    (Гонцом ночи, будоражащим “дремавшие струны” арфы и человеческой души, становится Зефир: его дыхание тревожит “воздушную арфу”, извлекал “то потрясающие звуки, // То замирающие вдруг…” И “лира // Грустит в пыли, по небесах!” Лира, арфа – инструмент преображения души в высокое, чистое, бессмертное. Какими средствами поэт подчёркивает значимость происходящего?

    Аллитерация (“взрывает” — “скорбит” — “в струнах” — “лира” — “грустит”) подготавливает читателя к таинству преображения. )

    3. Анализ второй части.

    — Проследите, как развиваются поэтические образы части II.

    (Вторая часть открывается описанием слияния души лирического героя с сумраком (“душой к бессмертному летим!”). Стремление вырваться с “земного круга” — круга жизни — “сна” приводит к обретению мига истины. Пятая строфа – кульминация в развитии поэтической мысли стихотворения. Анафора (“как”), внутренняя антитеза (сумерки, но “сердцу радостно, светло!”), метафора (“По жилам небо протекло!”) рисуют миг слияния с Вечностью. Это подчёркивается и сменой авторского “я” на обобщённое “мы”. Истина обретается через примирение с прошлым, которое “как призрак друга, // Прижать к груди своей хотим”, и веру:

    Как верим верою живою…” Аллитерация на “р“ достигает в пятой строфе своего наивысшего напряжения. “Проблеск” становится катарсисом-потрясением, очищением и обретением гармонии и покоя.

    Однако уже в шестой строфе поэтическая интонация неожиданно изменяется. Движение души “к бессмертному” к проблеску сменяется стремительным падением в земной круг жизни — в “волшебный сон“. Постоянный звук “р”, подчёркивавший неожиданность, исключительность переживаемого, к последней строфе иссякает и исчезает совсем, сменяясь “м”, “с”, “ч”, нагнетая ощущение усталости, утомления.)

    — Что же такое “проблеск”?

    (Перед нами как бы “перевёрнутая” аристотелевская трагедия. “Арфы лёгкий звон” пробуждает к внутренней, глубинной, духовной работе, кульминацией которой становится катарсис, слияние с небом – миг истины. Но “проблеск“ не несёт покоя и гармонии, он завершается трагически: заглянуть в бездну-Беспредельное можно лишь на краткое мгновение (“И не дано ничтожной пыли // дышать божественным огнём”). За мгновением истины следует наказание “утомительными снами”.

    Всеобъемлющий мир “сумеречного” состояния Вселенной соткан в стихотворении “Видение”. )

    III. Анализ стихотворения “Видение” (1829)

    Стихотворение состоит из двух строф. Проследим, как в них развивается поэтическая мысль — смысл. Прокомментируем художественные образы и поэтические особенности первой строфы.

    Стихотворение открывается метафорическим образом сумрака — “есть некий час” — грани “двойного бытия”. Императив “есть” в сочетании с эпитетом “некий” провозглашает особое мифологическое время, присущее Вселенной. Во втором стихе образ сумрака раскрывается как “час явлений и чудес”. В мире происходит таинство преображения: действительность преображается в мифологические образы, душа человеческая растворяется в сумерках. Поэтический мир стихотворения реализуется в мифологических образах колесницы — Хаоса — Атласа — Муз.

    Образ древнегреческой колесницы символизирует круг — античный образ души. Но движение близится к концу, колесница неуклонно катится “в святилище небес”, к своему логическому завершению пути – смерти, так же как человеческое существование есть всегда движение от начала к концу. Таким образом, в первой строфе поэтически воплощён вечный закон мироздания.

    Образ сумрака, часа “всемирного молчанья”, часа “явлений и чудес”, создаётся поэтом при помощи аллитерации на “ч”: “час” — “в ночи” — “молчанья” — “час” — “чудес”. Комментарий второй строфы.

    Вторая строфа открывается образом ночи “как хаоса на водах”. “Хаос на водах” — Беспредельное – поглощает всё сущее: “Беспамятство… давит сушу”. Возникает мотив растворения, движения жизни в сумерках, где “смесились” все грани.

    Мифологический образ Хаоса возвращает нас к мотивам сотворения Вселенной. По Гесиоду, раньше всего возник Хаос – как всё, но не упорядоченное ещё, в отличие от Космоса. Сотворение мира по Тютчеву — бесконечный процесс движения вечного Хаоса, окружённого первичными водами в царстве тьмы:

    Настанет ночь – и Звучными волнами

    Стихия бьет о берег свой…

    (“Как океан объемлет шар земной…”)

    Память сменилась Беспамятством: в забвении прошлое, вся история, нет времени, нет бытия — мир в изначальном состоянии. Царит вечность и есть Боги; Муза, чья главная функция связывать прошлое, настоящее, будущее, сейчас дремлет и видит “пророческие сны”, И ещё одно “сумеречное стихотворение” Ф. Тютчева — “Тени сизые смесились…”

    IV. Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” (1836)

    Стихотворение состоит из двух строф.

    1. Анализ первой строфы

    — Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек в первой строфе.

    тени сизые

    сумрак зыбкий

    гул дальний

    полёт незримый

    тоска невыразимая

    — Оцените значение эпитетов,

    (Точные, единственно возможные. Тени действительно “сизые” — они переливаются множеством оттенков, поэтому сумрак “зыбкий”. А постепенный уход дневной жизни и внешней точней и не выразить — “гул дальний”. )

    — Проанализируйте значение глагола “смесились”.

    (“Смесились” — устаревшая форма глагола “смешиваться” — не столько механическое смещение, сколько слияние.)

    Перед нами не просто словесные образы, а как бы реальный сумрак на исходе реального дня, в реальной комнате, где слышен “мотылька полёт незримый”. Удивительный дар поэта находить многосмысловые слова придаёт первому стиху характер какого-то неясного, сказанного шёпотом (аллитерация на свистящее “с”), но вполне ощутимого откровения. Реалии дневного мира растворяются: “цвет поблекнул, гул уснул”; само бытие человеческое становится зыбким: “Жизнь, движенье разрешились // В сумрак зыбкий, в дальний гул…”

    — Проанализируем значение глагола “разрешились”.

    (Разрешиться можно от бремени. У Тютчева сквозь одно значение “мерцает” другое: разрешиться – превратиться. Так возникает ощущение начала драмы. )

    — Чем символичен образ “полёта незримого” мотылька?

    (Этот образ становится кульминационным в создании внутренней реальности сумерек: с одной стороны, слух в сумерках утончается так, что слышен трепет крыльев мотылька; с другой физически ощутимо одиночество человеческой души. Этим объясняется трагическое восклицание: “Час тоски невыразимой!..” В нём можно услышать страх, одиночество, ужас.)

    — Прокомментируем последний стих первой строфы.

    (Передаётся ощущение растворения “Я”во Вселенной.)

    2. Анализ второй строфы.

    — К кому обращается автор во второй строфе?

    (Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку — вся глагольная лексика использована в повелительном наклонении.)

    — Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака?

    (Сумрак обретает текучую природу: “лейся… залей. .. утиши…”. Человеческая душа стремится к покою и тишине. Призыв звучит не просто “сумраку литься “, но “всё” залить. Местоимение “всё” делает равнозначными мир души и Вселенную. Лирический герой жаждет “самозабвенья“. Как заклинание звучит трагически торжественное: “дай вкусить уничтоженья…”)

    — В чём необычность этого стиха?

    (Вкушают обычно блаженство. Опять возникает тютчевская “вибрация” смыслов: оказывается, есть не только ужас уничтожения, но и сладость.)

    — В чём особенность композиции стихотворения?

    (Последняя строчка лишь одним словом “смешай” замыкает магическое кольцо стихотворения: вначале тени сизые “смесились”, а теперь и “я”, уничтожаясь, смешиваюсь с ними.)

    Таким образом, перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек.

    Информация для преподавателя к уроку2

    Судьба Ф. И. Тютчева уникальна, ибо не было у нас в России поэта, столь мало придававшего значения своей славе, личному самоутверждению через поэзию, творчество которого было бы просто потребностью его души. И хотя первые его стихотворения (“Цицерон”, “Летний вечер”, “Бессонница”, “Весенние воды”, “Сны”) появились в журналах “Галатея” и пушкинском “Современнике” в 30-е годы прошлого века, они не были по достоинству оценены широкой публикой, и только в 1854 году с выходом в свет однотомника его стихотворений к нему пришла широкая известность. Вступительную статью к сборнику избранных произведений написал И. С. Тургенев. Последующему выходу в свет сочинений поэта мы обязаны И. С. Аксакову, его первому биографу, тщательно, с большой любовью хранившему тютчевские автографы, а также его дочерям, особенно Анне Фёдоровне Тютчевой-Аксаковой. В школьном изучении Ф. И. Тютчев представлен по преимуществу как поэт природы, причём совершенно не приняты во внимание причины, по которым поэт обратился именно к этой теме, и то, чем является природа для него. Глубокое изучение его творчества настоятельно требует устранения такого одностороннего подхода и необходимости освещения целостного развития Ф. И. Тютчева как поэта, мыслителя, гражданина.

    Его раннее творчество проникнуто мировым химическим духом, ибо ширь русской земли, её, огромные пространства рождали характеры, предназначенные для космического подвига.

    Чрез веси, грады и поля,

    Светлея, стелется дорога, —

    Ему отверста вся земля,

    Он видит всё и славит Бога!

    (“Странник”)

    Космос — это огромный дом, в котором есть место и человеку.

    Одна из особенностей творчества Тютчева – созвучие его вдохновения с жизнью природы. Природа изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости, она жива и одухотворена, в ней нет ничего неподвижного, мёртвого:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик —

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык. ..

    (“Не то, что мните вы, природа…”)

    Это ощущение избавляло поэта от раздвоения между мыслью и чувством: поэзия его была полна осознанной мысли, а его мысли находили себе только поэтическое выражение.

    Дело поэзии, считал Тютчев, не в том, чтобы украшать действительность приятными вымыслами. Таким образом, прекрасное он утверждал не как вымысел, а как истину. Такое понимание природы вытекало из православного миросозерцания, исповедующего гармоническую согласованность и всеединство. Жизнь поэта сложилась так, что более двадцати лет он пробыл за границей, встречался с выдающимися людьми эпохи — Г. Гейне, Ф. Шеллингом, идеи которого о мире и природе как бы растворились в той поэтической атмосфере, в которой вызревало творчество Тютчева, в первую очередь в романтической поэзии. К ним относится ощущение полярности бытия, экстремальных природных явлений, катаклизмов, мысль о происхождении Космоса из Хаоса, к которому порой тяготеет дух человека, тёмной первоосновы, движущейся к Свету (“День и ночь”, “Полдень”, “Утро в горах”, “Декабрьское утро”, “День вечереет! Ночь близка…”, “Есть в светлости осенних вечеров”).

    Ночь, по Тютчеву, не менее хороша, чем день: в ночи ярко светят звёзды и часто бывают откровения. Выдающийся русский философ Н. Бердяев называет его “великим поэтом ночной стихии”. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью отбрасывается прочь.

    Но меркнет день — настала ночь;

    Пришла — и, с мира рокового

    Ткань благодатную покрова

    Сорвав, отбрасывает прочь.

    И бездна нам обнажена

    С своими страхами и мглами,

    И нет преград меж ней и нами.

    Вот отчего нам ночь страшна!

    (“День и ночь”)

    Однако дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняя её темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей смерть и зло. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашавшая высокий нравственный идеал. Не случайно, узнав о смерти Тютчева, И. С. Тургенев писал Фету: “Милый, умный, как день умный Фёдор Ивановну, прости — прощай!” Со светом и тьмой связан сон (“Бессонница”, “Сон на море”, “Сны”, “Впросонках слышу я — и не могу”, “Ужасный сон отяготел над нами”). Стихия сна уносит человека в беспредельность, она помогает заглянуть в бездонные тайны космической жизни, отъединённой душе человека слиться с миром. Душа и мир – основные проблемы русской философской мысли. Мир — дар Бога человеку. Путь к познанию Бога лежит через его творение — природу, которая чаще всего выступает через времена года: весну, лето, осень, зиму.

    Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира, стремящегося через преображение Хаоса к гармонии (“Весенние воды”, “Весенняя гроза”, “Весеннее .успокоение”, “Душой весны природа ожила…”, “Весна”, “Весеннее приветствие стихотворца”, “Слезы”, “Ещё шумел весёлый день”). Стихотворения поражают нас тонкостью слуха, зоркостью, способностью различать цветовые гаммы, улавливать тонкие запахи. Такое восприятие природы делает её образ более конкретным. Поэт использует натурофилософский язык, который исходит из того, что мир состоит из четырёх великих стихий: земли, воздуха, огня, воды – то есть основ природно-телесного бытия – макрокосмоса. В “Весенней грозе” это земля (пыль, гора), вода (дождик, перлы дождевые, поток), воздух (раскаты грома, шум нагорный, небо, гам лесной), огонь (солнце), в “Весенних водах” – вода (снег, воды), земля (брег), огонь (светлый хоровод тёплых дней). Вечной жизни природы противопоставляется мимолётность человеческого бытия, полного “бурь гражданских и тревоги”. Он понимает необходимость смены старого поколения новым. Несмотря на принадлежность к старому миру, Тютчев по своему миросозерцанию оптимист:

    О, как тогда с земного круга

    Душой к бессмертному летим!

    Минувшее, как призрак друга.

    Прижать к груди своей хотим.

    Как верим верою живою,

    Как сердцу радостно, светло!

    Как бы эфирною струёю

    По жилам небо протекло!

    (“Проблеск”)

    Наделяя природу человеческими качествами, Тютчев часто пользовался её образами для раскрытия своих дум о человеке, о столкновении доброго и злого в его душе, о раздвоенности человеческого сознания (“Предопределение”, “Не знаю я, коснётся ль благодать…”, “О вещая душа моя!. .”, “Дума за думой, волна за волной…”, “В часы, когда бывает так тяжко на груди…”):

    В сердце ли тесном, в безбрежном ли море.

    Здесь – в заключении, там – на просторе. —

    Тот же всё вечный прибой и отбой,

    Тот же всё призрак тревожно-пустой

    (“Дума за думой, волна за волной…”)

    Гармонии природы, простору Вселенной противопоставляется закрытый мир человеческого сердца, замершего в тревожном ожидании пустой, злой жизни, которая превращает любовь в роковую вражду, исход которой — смерть.

    Что это, друг? Иль злая жизнь недаром.

    Та жизнь, — увы! — что в нас тогда текла.

    Та злая жизнь, с её мятежным жаром.

    Через порог заветный перешла?

    (“Итальянская villa”)

    Причина раздвоенной, больной души человека ХIХ века заключалась в потере религиозного сознания, чему способствовало чрезмерное развитие индивидуализма, скепсиса:

    Не плоть, а дух растлился в наши дни,

    И человек отчаянно тоскует. ..

    Он к свету рвётся из ночной тени

    И, свет обретши, ропщет и бунтует.

    (“Наш век”)

    В отличие от немецкой философской лирики, рассматривающей проблемы познания мира, Земли и Космоса, русская — всегда тяготеет к этическим вопросам, истоки которых — в православии, хранившем единство духа и жизни. Православие с его этическим потенциалом постоянно присутствует у великих русских писателей и поэтов. Для них этические принципы, провозглашённые Иисусом Христом в Нагорной проповеди, — единственная система морали, в которой любовь, добро, сострадание становились сутью человеческого бытия, способствовали рождению “нового человека”. По учению Христа, Бог воплощается в мире, а мир приобщается к полноте Божественной жизни. “Совершенный человек” воплощает в себе полноту Божественного. В этом, по мнению Тютчева, и заключается смысл земной жизни. Эти проблемы нашли отражение в таких стихотворениях, как “Не знаю я, коснётся ль благодать. ..”, “При посылке Нового Завета”, “Так, в жизни есть мгновения…”, “Тому, кто с верой и любовью…”, “Над этой тёмною толпой…”, “Видение”, “Странник”, “Рассвет”, “Пророчество”, “Ты зрел его в кругу большого света…”, “Когда на то нет Божьего согласья…”. Лишь обретение христианской веры излечит душу:

    Растленье душ и пустота.

    Что гложет ум и в сердце ноет, —

    Кто их излечит, кто прикроет?

    Ты, риза чистая Христа

    (“Над этой тёмною толпой…”)

    Трагическая история России, её борьба за существование способствовали формированию нового склада русской души, таких качеств национального характера, как терпение, смирение, всемирная отзывчивость, — всё это позволило поэту считать Россию по своей природе христианской страной.

    Пускай страдальческую грудь

    Волнуют страсти роковые —

    Душа готова, как Мария,

    К ногам Христа навек прильнуть.

    (“О вещая душа моя…”)

    Ключевые слова лирики Ф. И. Тютчева — Бог (Спаситель, Господь, Иисус Христос, Творец, Царь Небесный) и Святая Русь. Слова эти даны в разных сочетаниях: Божественная денница, Божье святилище, Бога животворный глас, Божественный огонь, Божий лик. Светозарный Бог, Господь милосердый, Христов алтарь, Божий пламень, Христова служба. Божье попущенье. Божья правда (“Памяти В. А. Жуковского”, “Наш век”, “Наполеон”, “Недаром милосердым Богом…”, “Не рассуждай, не хлопочи…”, “Сижу задумчив и один…”, “19 февраля 1864 года”).

    В понятие “Святая Русь” поэт вмещает очень многое: это наши храмы, например Исаакий, являющиеся духовными центрами; первосвятители славян Кирилл и Мефодий; это и молитвы-песнопения, звучащие в церквах и в вашей душе; это великие деятели русской литературы М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин; это Вера, Надежда, Любовь. Святая Русь — это то же самое, что и “святая суть русского человека”, “святой оплот”. Если нет святости, нет и ценности, нет ничего. Поэтому такое большое место в лирике отведено библейской лексике: крестная ноша, праведник. Божий Промысел, Светлое воскресенье Христово, святая ночь. Божья благодать, Провидение, грехопаденье, Божья кара, молитва, святой покров, священный залог, кровь Христа и так далее. Философия Тютчева полна предчувствий потерь и разрушений:

    И мы плывём, пылающею бездной

    Со всех сторон окружены.

    (“Сны”)

    Но он верит в возрождение России, в умение её — восстать, как Феникс из пепла:

    В доспехи веры грудь одень,

    И с Богом, исполин державный ! —

    О Русь, велик грядущий день…

    Вселенский день и православный!

    (“Рассвет”)

    Как поэт-пророк, Тютчев понимал, что судьба России будет зависеть от исхода борьбы тёмного и светлого в её душе, от устремлённости к христианскому идеалу. Утверждение мессианской роли России, её особого положения в мире вытекало из пристального внимания поэта к судьбе Родины, русского человека, особенностей его натуры, что составляет основную тему тютчевской лирики последнего периода жизни, 50-70-х годов ХIX века. Длительное пребывание за границей тяготило его. В 1845 году он писал своей дочери Анне:

    “Льщу себя надеждой, что, с Божьей помощью, ты найдёшь в России больше любви, нежели где бы то ни было в другом месте. До сих пор ты знала страну, к которой принадлежишь, лишь по отзывам иностранцев. Впоследствии ты поймёшь, почему эти отзывы, особливо в наши дни, заслуживают малого доверия. И когда потом ты сама будешь в состоянии постичь всё величие этой страны и всё доброе в её народе, ты будешь горда и счастлива, что родилась русской”. Природное прекрасное дано им в сочетании с человеческой красотой (“Русской женщине”, “Слезы людские, о слезы людские…”, “Сияет солнце, воды блещут…”, “Я знал её ещё тогда…”). Улыбка одного человека перевешивает весь мир, блещущий в первозданной красоте.

    Но и в избытке упоенья

    Нет упоения сильней

    Одной улыбки умиленья

    Измученной души твоей.

    (“Сияет солнце, воды блещут…”)

    Пристальное внимание к духовным началам русского национального характера вытекало из тесных связей с славянофилами, в частности с И. С.Аксаковым и Ю. Ф. Самариным, выступающими против пренебрежительного, высокомерного отношения ко всему народному. Тютчев считал: то, что совершается на Родине, отзовётся во всех странах и весях. Он продолжил мысль, высказанную Н. В. Гоголем в “Выбранных местах из переписки с друзьями”: залог будущего России заключается в тех огромных духовных возможностях, которые присущи русскому человеку, в осознании своего неустройства и в умении увидеть и исправить свои отрицательные черты, то есть в покаянии: “Лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они? Никого мы не лучше, а жизнь ещё неустроенней и всех их. “Хуже мы всех прочих” — вот что мы говорить о себе. Но есть в нашей природе то, что нам пророчит это. Уже само неустройство наше нам это пророчит. Мы ещё растопленный металл, не отливавшийся в свою национальную форму: ещё нам возможно выбросить, оттолкнуть от себя как неприличное и ввести в себя всё, что уже невозможно другим народам, получившим форму и закалившимся в ней”.

    Как гражданин, искусный дипломат, игравший значительную роль в проведении независимой внешней политики, отвечающей национальным интересам, Тютчев считая необходимым объединение славян, тяготеющих к крепкому и прочному союзу с Россией, образование единого славянского космоса (“Привет вам задушевный, братья…”, “Чехам от московских славян…”, “Славянам”, “На юбилей князя А. М. Горчакова”).

    Недаром вас звала Россия

    На праздник мира и любви:

    Но знайте, гости дорогие.

    Вы здесь не гости, вы — свои!

    (“Славянам”)

    Таким образом, в структуру своего мироздания Тютчев включает всё: свет, Хаос, Космос, природу, время, человека, историю, духовную жизнь. Наибольшее понимание лирика этого замечательного поэта получила лишь в конце ХIХ -начале ХХ века, когда началось новое освоение русской литературы, возросло внимание к тем писателям и поэтам, в творчестве которых символисты видели своих предшественников, обострился интерес к славянофильству. Это время расцвета русской религиозной философии, открывшей нам заново значение классической русской литературы, поставившей коренные вопросы человеческого бытия – проблемы поиска смысла жизни, общечеловеческого идеала.

    1 Урок предложен В. Николаевой, физико-математический лицей № 39, г. Озерск.

    2 Н. Дойникова, Новгородский региональный центр развития образования.

    Иллюстрация раскрашенного вручную земного шара в… — стоковая иллюстрация [58421174]

    Эта стоковая иллюстрация под названием «Иллюстрация нарисованного вручную земного шара в…»[58421174] включает теги глобус, земля, мир. Автор статьи — rosmarin (№1215298). Доступны размеры от S до XL, а цена начинается от 5 долларов США. Вы можете загрузить образцы данных с водяными знаками (композиции изображений), проверить качество изображений и использовать Lightbox после регистрации бесплатно. Увидеть все

    Иллюстрация раскрашенного вручную земного шара в стиле акварели.

    Предварительный просмотр кадрирования Закрыть предварительный просмотр обрезки
    • 1:1
    • 4:3
    • 4:5
      (8:10)
    • Хорошее соотношение цены и качества
      План подписки на изображения позволяет пользователям загружать элементы всего за 0 долларов США.27.