Главная > Уроки для художников > Архитектурный рисунок пейзаж – фото и картинки архитектурный пейзаж, скачать рисунки на Depositphotos®

Архитектурный рисунок пейзаж – фото и картинки архитектурный пейзаж, скачать рисунки на Depositphotos®

Архитектурный пейзаж | aquarells.ru

 

 

Архитектурный пейзаж отличается от «чистого» пейзажа тем, что он как бы сопоставляет, сравнивает деятельность человека с деятельностью природы, вводя тем самым в живопись временное измерение. Ведь архитектурный пейзаж – это, чаще всего, вид руин или развалин, мода на которые началась с эпохи Возрождения.

Клод Лоррен (Клод Желле) «Архитектурный пейзаж, или Каприз на тему развалин римского форума» XVII в.

 

Созерцание развалин связано с размышлениями о минувшем, с рефлексией о деятельности человека, то есть оно обращено на себя, на свою собственную историю. Но это одновременно и путь к пониманию мимолетности существования. Гармония между руинами и природой – не более чем иллюзия. Природа возрождается каждую весну, а руины пребывают во прахе и только продолжают разрушаться. Ни для человека, ни для цивилизаций, которые смертны, как и люди, не наступает новой весны. Но для них, возможно, существует надежда остаться образцом, источником вдохновения для потомков.

Ян ван Гойен «Вид на Мерведе близ Дордрехта» 1645 г.

 

Природа, воспроизводя себя самое, остается всегда такою же, постоянной, в то время как человек эволюционирует, и руины – мера этой эволюции, мера того, что отделяет человека от минувшего, и того, что связывает его с ним. Руины словно воплощают одновременно и верность себе, и перемены. В глазах художника, пишущего архитектурный пейзаж, развалины – это субъективная летопись прошедших цивилизаций. Они – тот критерий, которым можно мерить наше настоящее. Таковы пейзажи Камиля Коро.

Камиль Коро «Вид Колизея из садов Фарнезе» 1826 г.

 

Существует и другая тенденция, представленная «Архитектурным пейзажем» Клода Лоррена. Это попытка реконструировать развалины не для того, чтобы возродить минувшее величие, а как бы проделывая силой воображения работу времени в обратном направлении.

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» XVII в.

 

Здесь перед нами стоит вопрос уже не насыщения текущего опыта опытом минувших столетий, а скорее – превращения далекого прошлого в реальность, погружения в идеальный мир, где более не властно время, а значит, и сама природа.

Якоб ван Рейсдаль «Вид Амстердама» 1628 г.

 

Но это как раз нечто противоположное тому, что выразил Камиль Коро в своем «Виде Колизея из садов Фарнезе». «Клод Лоррен как будто бы располагается на конце спектра, противоположном тому, на котором находятся такие живописцы, как Ян ван Гойен или Рейсдаль, создающие портреты города или страны.

Якоб ван Рейсдаль «Вид Харлема с полями» 1665 г.

 

Его по своей сущности романтическое видение обладает такой лирической широтой, что мы забываем о мотиве и помним только об универсальной гармонии», — писал о художнике историк и социолог искусства Пьер Франкастель.

 

 

Похожее

aquarells.ru

Архитектурный пейзаж в искусстве — Изобразительное искусство

Кто из нас не любовался величественными и очаровательными видами города, бесконечно разнообразными, вызывающими столь же разнообразные чувства и эмоции! Сказочные силуэты древних городских стен и башен, величавые громады дворцов и общественных зданий, привлекательные и внушительные массивы жилых домов, мощные- группы промышленных и других сооружений — итог творческой мысли и созидательной работы поколений многих веков или результат героических и гениальных преобразований.

Каналетто Антонио. Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте, 1730, Музей изящных искусств, Хьюстон

Неудивительно, что картины города вдохновляли и вдохновляют творческую мысль художника.

Города нашей родины дают безграничный выбор захватывающих сюжетов для художников.

Сталинские пятилетки грандиозного социалистического строительства из года в год преображают лицо нашей страны. (Один за другим у всех на глазах вырастают новые города, реконструируются и ширятся старые, до неузнаваемости меняя свой облик, десятки лет остававшийся неизменным. Возникают новые гиганты советской индустрии, возводятся грандиозные сооружения — гидростанции, мосты, плотины, каналы и многие-многие другие, самых разнообразных наименований и назначений.

Это строительство своим видом, своей архитектурой говорит о новой жизни, о новых достижениях свободного социалистического труда. Оно вдохновляет и влечет к новым подвигам и победам.

Темы нашего городского, индустриального и архитектурного пейзажа бесчисленны и исключительно благодарны для художника по своему эмоциональному значению и красоте.

Вот почему юным художникам следует не только познакомиться с этим разделом рисунка и живописи, но и испытать свои силы в творческой работе над его сюжетами.

Архитектура с давних времен привлекала художников — живописцев и графиков — не только кап композиционный элемент картины, отображающий реальную обстановку действия или окружение изображаемого предмета, но и красотой архитектурных объемов и форм, прекрасно сочетающихся с природой, фигурой человека, движением толпы, красками убранства и костюма. Однако изображение архитектуры долгое время носило декоративный характер и не выходило из условностей плоского стиля.

ГВАРДИ ФРАНЧЕСКО Дож на буцентавре возле церкви Сан-Никколо ди Аидо в день Вознесения. Венеция, 1712-1793

Реалистическая, верная и выразительная в отношении объема и пространства передача более или менее сложных архитектурных форм, организованных в ансамбли и группы, стала возможна лишь после того, как в XV веке, в эпоху итальянского Возрождения, были исследованы и раскрыты законы перспективы.

Наука о перспективе с течением времени развивалась все больше и больше и в наше время доведена до такого совершенства, что ее правила не только позволяют изображать предметы при рисовании их с натуры, но и воспроизводить вид предметов, создаваемых творческим воображением художника.

Кроме знания законов перспективы, для успешной работы над городским ландшафтом и архитектурными мотивами художник должен ближе познакомиться с искусством архитектуры и архитектурными формами.

Джованни Баттиста Пиранези родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо).

Как известно, это древнейшее из искусств, создавая здания и сооружения, наделяет их такими формами и внешними признаками, которые дают возможность по внешнему виду угадывать назначение сооружений, определять отношение одной части его к другой и их взаимную связь, отличать главное от второстепенного.

Организуя пространство и обрабатывая объемы, плоскости и детали сооружения, зодчий руководствуется создаваемым им художественным образом и архитектурной идеей.

При большой практике в рисовании с натуры пытливый глаз художника постепенно научается разбираться в особенностях построения и в стилевом характере архитектурных форм даже значительной сложности. Однако для сознательного отношения к Натуре необходимо знакомство с историей.

Само собой понятно, что самостоятельная композиционная работа ;на сколько-нибудь сложные архитектурные темы не может ит-ти успешно без достаточных специальных знаний.

Приводимые здесь репродукции с рисунков и картин мастеров городского и архитектурного пейзажа — живописцев и архитекторов — дают возможность анализировать моменты композиционного порядка и ознакомиться с приемами исполнения.

Неизмеримо полезнее вести такое изучение по подлинникам, представляющим этот р°Д рисунка и живописи в наших художественных галлереях и музеях.

Прославленными мастерами архитектурного пейзажа были венецианские живописцы Антонио Каналетто (1697—1768), Бернардо Белотто (1720—1789), Франческо Гварди (1712—1793), Д. Панни-ни (1695—1768), венецианский архитектор и офортист Джиованни-Баттиста Пиранези (1720—1778), французский художник Гюбер Робер (1733—1778).

Превосходны работы русских мастеров: Ан. Вельского (1730 1796), Ф. Алексеева (1755—1824), Сильвестра Щедрина (1791— 1830), Галактионова (1779—1854), М. Воробьева (1787—1855).

Блестящие примеры архитектурного пейзажа и архитектурных фантазий и перспектив можно найти в рисунках архитекторов: М. Казакова (1738—1813), Джакомо Кваренги (1744—1817), А. Воронихина (1760—1813), П. Гонзаго (1751—1831) и др.

Приведем несколько практических замечаний, относящихся к работе с натуры, которые полезно учесть начинающим юным художникам, работающим над архитектурным пейзажем.

Удачный выбор точки, с которой делается зарисовка городского вида, архитектурного пейзажа или архитектурного памятника, имеет большое Значение. Эта задача должна быть решена наиболее выгодно как в отношении общей композиции, так и со стороны наиболее выразительной характеристики главной темы данного рисунка или живописного этюда. В этом направлении нужно всемерно развивать свое художественное чутье, изучая классические образцы композиции в изобразительном искусстве и бесконечные красоты природы. Иногда может оказаться Затруднительным сразу остановиться на выборе наиболее выгодных с художественной точки зрения границ картины.

Причиной тому могут быть обширные масштабы простирающегося перед нами городского вида или архитектурного пейзажа, многочисленность архитектурных деталей, одинаково привлекающих ж себе глаз художника и одинаково для него заманчивых.

Следует иметь в виду, что начинающим художникам целесообразнее сначала ограничиваться более простыми и малопредметными сюжетами, переходя к работе над более сложными темами постепенно.

В работе над архитектурными пейзажами юный художник должен итти от основного, от главного к частностям, к второстепенному. В основу рисунка должно быть положено правильное перспективное построение форм. Рисующий должен в первую очередь ясно представить себе положение горизонта, точки схода, точек уклонения линий и т. п.

Перспективные построения при рисовании с натуры могут быть сведены к простейшим схемами приемам. Они весьма элементарны и касаются лишь основных построений и основных форм. Необходимые приемы, ровности должны  быть внимательно изучены по натуре и нарисованы, руководствуясь правилами перспективы, в полной согласованности с основной перспективной схемой.

Художнику архитектурного пейзажа следует быть особенно требовательным к себе, когда он анализирует строение архитектурных масс, объемов и форм, определяет их взаимную конструктивную связь, устанавливает отношения и пропорции, выискивает характер движения и ритма архитектурных масс и линий. Портретное сходство изображения для архитектурной тематики имеет исключительное значение. Эго вытекает из условий гармонической закономерности и законченности архитектурных форм.

Уходящие далеко в глубь картины планы городских видов и архитектурного пейзажа, пространственность и рельефная пластика архитектурных экстерьеров и интерьеров, эффекты света и тени, воздушная дымка далей и прозрачность теней несомненно остановят на себе внимание юного художника. Он должен добиваться верной, живой и художественной их передачи, учитывая, что от этого зависит значительная доля прелести и убедительности его рисунков и этюдов.

www.xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai

6. Композиция архитектурного пейзажа. Пленер.

Цель
задания


развитие навыков работы над композиционным
архитектурным рисунком на пленэре;
изучение приемов создания функционально
целесообразной, гармоничной и выразительной
архитектурной формы.

Задачи
и последовательность выполнения
.
На втором курсе задание по изображению
архитектурного экстерьера усложняется,
так как предлагается создать не
изображение отдельного здания или его
фрагмента, а цельную композицию с широким
охватом пространства. Представляя себе
возможность использования наблюдаемого
архитектурного пространства и его
предметного наполнения для создания
композиционного архитектурного рисунка,
нужно продумать возможность применения
основных законов композиции: цельность,
уравновешенность, наличие центра,
ритмическая организация, использование
контрастов, определенные соотношения
статики и динамики форм. Необходимо
серьезно подойти к выбору мотива,
выделить главный объект изображения,
определить композиционный центр. Затем
проанализировать возможность условного
деления изображаемого пространства на
планы (передний, средний и дальний) и
продумать возможность показа развития
пространства от переднего плана в
глубину. При этом предметы переднего
плана, если они войдут в композицию,
нужно располагать по краям, чтобы создать
замкнутую композицию и освободить центр
композиции для показа основных крупных
объектов на дальних планах. После такого
анализа выбирается оптимальная точка
зрения с учетом композиционного замысла.
При этом необходимо понимать, что в
зависимости от выбора точки зрения
меняется эмоциональное восприятие
изображения. Например, низко расположенная
линия горизонта подчеркивает
монументальность форм, а высокая точка
зрения позволяет показать глубину и
широту пространства, выявить его планы,
то есть реальные пространственные
связи, наполнить изображение большим
количеством деталей. Дальняя точка
зрения делает перспективные сокращения
более спокойными, а близкая больше
искажает формы предметов и их реальный
масштаб, но делает изображение более
динамичным и экспрессивным. Затем
выполняется эскизная зарисовка. Можно
воспользоваться рамкой видоискателя
для выделения кадра из неограниченного
пространства, но лучше делать зарисовку
с несколько более широким охватом
пространства, а затем определить границы
композиции. При создании натурной
композиции не следует пассивно срисовывать
все предметы, случайно попавшие в поле
зрения и их случайное взаимное
расположение. Наоборот, для создания
выразительной и гармоничной композиции
необходимо удалять на рисунке все, что
мешает, менять взаимное положение
предметов (сближать планы, «двигать»
отдельные элементы). Однако, несмотря
на такие коррективы, композиция должна
быть грамотно построена по законам
наблюдательной перспективы. Поэтому,
начиная построение, необходимо наметить
линию горизонта и затем согласовывать
с ее положением направление всех
параллельных отрезков и осей. После
построения и прорисовки деталей создается
светотональное решение с учетом
выбранного варианта освещения (пасмурный
день, солнечное освещение утром, днем
или вечером, сбоку, спереди или сзади
освещаемого пространства). Различное
освещение меняет восприятие композиции
и создает различное эмоциональное
впечатление. В светотональном изображении
необходимо также учесть законы
световоздушной перспективы, используя
приемы усиления и ослабления контрастов
и различной степени детализации на
переднем и дальнем плане. Время
на выполнение задания – 12 ч.

Материал
– ватман или тонированная бумага для
пастели формата А-3 или А-2, графитные и
угольные карандаши, пастель, перо,
фломастеры.

Цели и задачи
самостоятельной работы по дисциплине
«
Архитектурный
рисунок и графика
».

Самостоятельная
работа выполняется с
целью сделать более прочными знания и
навыки, полученные на практических
занятиях в аудитории. Навыки рисунка
приобретаются медленнее, чем многие
другие. Поэтому постоянная работа, в
том числе и самостоятельная, необходима
для приобретения требуемого художественного
уровня для последующего решения
архитектурных задач. Задачами
самостоятельной работы является
дополнение и углубление знаний и умений,
полученных на аудиторных практических
занятиях. Одновременно студент развивает
навыки работы со специальной литературой
и навыки самоорганизации при выполнении
самостоятельной работы.

На
самостоятельную работу в соответствии
с учебным планом отводится 80 часов.

Виды
самостоятельной работы студента в
рамках дисциплины «
Архитектурный
рисунок и графика
».

А. Работа над
книгой:

— проработка текста
книги;

— разбор
иллюстративного материала в виде
рисунков и репродукций.

Б. Подготовка
к выполнению практического задания.

Перед
началом работы необходимо обустроить
рабочее место: подготовить мольберт
или планшет, обеспечить достаточную
освещенность, если рисунок выполняется
с натуры – обеспечить нужное освещение
изображаемого объекта и достаточную
дистанцию для наблюдения. Следует также
подготовить все материалы, рекомендованные
для выполнения задания.

В.Выполнение
практических заданий для самостоятельной
работы.

При
выполнении задания следует руководствоваться
методическими указаниями для
самостоятельной работы студентов и
соответствующими разделами рекомендованных
учебных пособий.

Г.Подготовка
к зачету.

Для
получения итогового зачета по дисциплине
необходимо завершить все задания,
которые выполнялись на аудиторных
практических занятиях и практические
задания для самостоятельной работы.
Завершить и получить оценку по курсовой
работе. Только после этого можно получить
зачет. Для успешного выполнения
практических заданий необходимо
понимание теоретических основ. Усвоить
теоретические основы дисциплины помогут
основополагающие вопросы, приведенные
ниже, а также основная и дополнительная
литература.

Вопросы
для самоподготовки:

1.
Назвать все детали дорической капители
и их пропорциональные соотношения.

2.
Объяснить принцип построения дорической
капители и назвать
наиболее
целесообразную последовательность
построения.

3.
Назвать особенности перспективного
построения
архитектурного
объекта с использованием высокой точки
зрения.

4.
Объяснить, в чем сложность изображения
реальных пропорций предметов в перспективе
и назвать приемы определения и изображения
пропорций предметов в перспективном
рисунке.

5.
Назвать способы определения и изображения
визуально воспринимаемых соотношений
размеров всех предметов на перспективном
рисунке интерьера. Объяснить, как
визуально распознаются и точно
определяются реальные соотношения
размеров всех предметов в перспективном
рисунке интерьера.

6.
Назвать
приемы и
последовательность
построения композиции
рисунка
интерьера
с натуры.

7.
Назвать
приемы и
последовательность
построения композиции
рисунка
интерьера
по представлению.

8.
Объяснить значение термина «широкоугольная
перспектива».

9.
Объяснить специфику изображения
светотени в рисунке интерьера.

10.
Назвать основные типы композиции
орнаментов.

11.
Объяснить значение термина «раппорт»
и принцип использования раппорта в
композиции орнамента.

12.
Назвать основные технологические приемы
построения орнамента на основе модуля
и объяснить принцип использования этих
приемов для создания раппорта и компоновки
орнаментов разных типов.

13.
Назвать технологические факторы, которые
нужно учитывать при проектировании
орнамента для декоративной формы
различных архитектурных деталей.

14.
Объяснить приемы
и последовательность
построения
в рисунке
формы предмета

по ортогональным проекциям.

15.
Назвать основные этапы построения
перспективного рисунка архитектурного
объекта по плану и фасаду.

16.
Назвать пропорции головы человека.

17.
Назвать пропорции фигуры человека.

18.
Описать пластику движения фигуры
человека в позиции «контрапост».

19.
Назвать основные этапы выполнения
рисунка архитектурного пейзажа на
пленере.

20.
Назвать возможные приемы компоновки
архитектурного пейзажа.

21.
Объяснить, как выбор положения точки
зрения (выше – ниже, ближе – дальше)
может влиять на эмоциональное восприятие
рисунка перспективы архитектурного
экстерьера.

22.
Назвать приемы и последовательность
перспективного построения архитектурного
экстерьера.

23.
Дать определение понятию «световоздушная
перспектива».

24.
Назвать правила и приемы светотеневого
решения композиции архитектурного
экстерьера.

25.
Объяснить возможности использования
определенного освещения (рассеянный
свет или прямые солнечные лучи, солнце
сбоку, спереди или сзади освещаемого
пространства), как средства художественной
выразительности в архитектурном пейзаже.

Практические
задания для самостоятельной работы

  1. Копия
    рисунка архитектурного пейзажа,
    выполненного профессиональным
    художником.

Цель
задания

– изучение приемов создания архитектурной
композиции с использованием изобразительных
средств и возможностей различных
графических материалов на основе
копирования рисунков старых мастеров
и современных профессиональных
художников. Время на выполнение задания
– 15 ч.

Копия выполняется
с использованием материала, в котором
выполнен оригинал.

studfiles.net

Библиороссыпь: Архитектурный пейзаж

Преподаватель одного из классов художественного
отделения ДШИ №2 А.А. Машкина предоставила в библиотеку Новоберезовского
рисунки своих подопечных в жанре «Архитектурный пейзаж». Все работы выполнены
на специальной коричневой и черной бумаге разноцветной пастелью. Здесь вы
увидите типичный городской пейзаж, средневековый замок, заводскую окраину,
архитектурный ансамбль будущего.

«Архитектурным пейзажем вообще принято
называть жанровую разновидность пейзажа, графическое или живописное изображение
реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде. В
архитектурном пейзаже выделяют также городские перспективные виды (в XVIII веке
называвшиеся ведутами)».

При выполнении рисунков архитектурных
пейзажей любой тематики важно проследить сочетания различных крупных масс
архитектуры с более мелкими, определить соотношения масс земли и неба,
построить рисунок в перспективе… Всё это делает работу над архитектурным
пейзажем относительно сложной.

В архитектурном пейзаже очень важно
суметь передать пространственное размещение всех его элементов, уловить точные
пропорции частей и целого.

В дополнение к выставке из фонда
библиотеки были представлены книги о стилях и направлениях архитектуры в городе
Екатеринбурге и Свердловской области:

Раскин А. М. Классицизм в памятниках
архитектуры Свердловской области. Екатеринбург : НИИМК, 2007. — 160 с. : ил.

Звагельская В. Е. Эклектика в памятниках
архитектуры Свердловской области. Екатеринбург : НИИМК, 2007. — 160с. : ил.

Звагельская В. Е. Модерн в памятниках
архитектуры Свердловской области. Екатеринбург : НИИМК, 2008. — 160с. : ил.

Смирнов Л. Н. Конструктивизм в
памятниках архитектуры Свердловской области. Екатеринбург : НИИМК, 2008. 160 с.
: ил.

bibliocbs.blogspot.com

Как нарисовать архитектурный пейзаж




Архитектура и пейзаж, что это такое, взятое отдельно и во взаимоотношениях? Когда изображаем город, то в большинстве случаев главное, естественно- архитектура.
И определение подходящее есть- «архитектурный пейзаж». А если природу со строением, то здесь главное- пейзаж. Название само просится- «пейзаж с архитектурой».
Но это две крайние точки. Между ними не счесть промежуточных, когда, художнику самому приходится «наводить порядок», решать, что главнее. Остановимся на
архитектурном пейзаже. Всякому понятно, как тема он возникает вместе с образованием городов. примерно до XV века пейзаж вообще в европейской живописи
изображался как фон в картине. Но как интересно он решался. Чего только на нем не рисовали. И города вдали, и замки рыцарей на утесах, и скалы, и морские
заливы, и рощи. Только в XV веке в Италии, родине Возрождения, возникает именно городской пейзаж. Рост и развитие городов с их парками, бассейнами, фонтанами,
лестницами, набережными, мостами, экзотическими архитектурными ансамблями пробудили интерес живописцев к этой теме. Надо заметить,
в золотой век искусства художник объединял в себе живописца, рисовальщика, скульптора и архитектора. И не только Микеланджело или Леонардо, а почти каждый.


Они создавали архитектурные проекты. Появились, как вид искусства, рисунки, близкие к чертежам, с тщательной светотеневой проработкой объемов и
скурпулезной выделкой деталей, свободные архитектурные эскизы и фантазии.

Неизвестно, что шло вперед в этом благородном соревновании- стротиельство или рисование. Наверное, прекрасные городсике ансамбли и возникли только потому,
что были прекрасные художники. Нельзя не обратить внимания на еще один важнейший этап в развитии познавательной способности. Архитектурный рисунок вытолкнул
на поверхность новую, до того неизвестную науку- преспективу. Без перспективы, особенно в архитектурных проектах, да и вообще в реалистических изображениях- ни шагу.


Как- же практически перейти к архитектуре в пейзаже? Главное- не суетиться, а спокойно и целенаправленно трудиться. Поначалу следует просто походить вокруг
да около здания и вовнутрь заглянуть. Вдыхая запах, трогая стены, ощущая их шероховатость, ждать, когда проснется понимание натуры.


В другой раз сделать наброски. Вначале обобщенные, но композиционные. На листе альбома в заранее определенном формате (композиция вообще начинается с выбора формата:
удлиненного вертикального, горизонтально или квадратного) размещается рисунок. Следуем основному правилу- чего сколько взять. Вот сколько неба, сколько- то воды,
земли, архитектуры, зелени деревьев… Однако композиция- не только соотношение пятен. Не меньшее значение имеет распределение темного и светлого, броских цветовых
ударов, ритм контуров и линий.


Потом порисуйте детальнее, что- бы изображение стало внутренне наполненным. Хотя в окончательном живописном этюде подробности, мелочи могут и уйти, надо
уметь жертвовать второстепенным во имя целого. Как в шахматах для выигрыша.


Идете на этюды, смотрите вперед, отмечая череду новых сочетаний предметов и пятен. Нет- нет, да и назад оглянешься. Опять здорово и неожиданно. Делаем набросок,
овладевая пространством и материалом. Такие предварительные зарисовки встречаются почти у всех больших мастеров. Некоторые, зная, что в это место больше не вернутся
(в путешествии, например), делают записи о красках натуры, пометки прямо на рисунке. Какого цвета стены домов, земли, неба. Вот темно- красное, а рядом розовое,
дальше зеленовато- коричневое. Кому сколько подсказок надо, что- бы потом с наброска можно было написать этюд по- памяти. Прекрасная тренировка.


Архитектурный пейзаж. А зачем пейзажисту уметь верно рисовать? Вроде- бы не к чему. Дерево- человек, что- ли? Не все- ли равно, сучок выше или ниже,
больше или меньше? Мнение, мягко выражаясь, ошибочное. Сучок не на месте- дерево не то, форма приблизительная- отношения с окружением вялые, и впечатление
от произведения вполсилы. Старайтесь рисовать поточнее.


Принесли рисунок домой, разобрали, рассмотрели, обдумали. Время пришло, погода подсказывает- пора. Берем этюдник, идем писать. Выбрались за околицу. Поля, церквушки,
к примеру, на горизонте, перелески. Пейзаж с архитектурой. Главный герой- пейзаж. Постройка только пример обжитости. Архитектура смотрится просто пятнышком, знаком
человека, драгоценным камнем в оправе природы.


Ближе подходим к зданию. Оно постепенно увеличивается (по законам перспективы). Занимает большее место в поле зрения. Чем больше, тем детальнее можно его разглядеть.
Наконец наступает момент, когда приходится решать, что главнее? Пейзаж или церковь, потому- что таковым может быть и то и другое. Все зависит от чувства и ощущения автора.
Если берем много неба, так что по площади оно подчиняет пятно здания, или оставляем широкие поля по краям, вписываем значительный кусок переднего плана, опять главным
окажется пейзаж, а архитектура дополнением- вот архитектура в пейзаже.


Подойдем еще ближе к зданию. Чуть не уперлись в стену. Видим кусочек неба, краешек земли впереди и крупно церковь (к примеру). О главном спора нет, архитектура
доминирует, господствует, преобладает.

Ну а если еще ближе подобраться? А зачем? Что- бы рассмотреть какую- либо деталь, резное окошко, изразцы стен,
вязь каменного орнамента. А где- же пейзаж? Да вокруг. Небо по- прежнему определяет общее состояние природы в любое время суток и погоды. Земля, отбрасывая
рефлексы, также принимает участие в игре. Окружение- деревья, вода, все, что за спиной, по бокам- делает фрагмент пейзажным. И это должно быть учтено и выражено
«глазастым» живописцем.

Задания на изучение архитектурных деталей. Первый эскиз- удачно выбранная точка зрения на монастырь делает композицию монументальной.
Слепящие белизной освещенные части зданий создают ощущение праздничности. Россыпь темно- зеленых куполов вносит ритмическое начало. Эмоциональность
этюда не мешает внимательному разбору и грамотному воплощению (по законам перспективы) главных объемов архитектуры. Второй этюд- типично фрагментное решение.
Налицо вдумчивый анализ сложной конструкции крепостной башни.

Архитектурный пейзаж


Впервые к передаче взаимодействия пространства, света и воздуха, объединяющей световоздушной среды, вплотную подошли голландские художники XVII века.
Передача единства природы рождает цельность колорита, несет разнообразие оттенков общего тона. Приходится высказать
несколько подходящих к случаю замечаний.

До начала XIX века не было принято писать с натуры на пленэре. Голландская школа, как и другие,
была традиционной. Мастер обучал учеников тому, что перенял от своих учителей, что хорошо знал и умел. Делился секретами ремесла вплоть до рецептов:
какие краски смешивать, что- бы получить нужный оттенок. Так появился на свет «классический» колорит. Почти монохромный, построенный на оттенках голубого
и коричневого. Содержательность цвета, его эмоциональное наполнение достигалось переливами полутонов, тонкой нюансировкой валеров. Не последнюю роль играл и
до мелочей разработанный метод деланья вещи. В частности, тонированный холст как заданная основа.


Голландия, родина пейзажного жанра, страна равнинная. Никаких гор, ущелий, лишь ветряные мельницы да небо. Оно- то и стало ведущим. Академический завет
«без неба нет пейзажа» наверняка вызрел на голландской почве. Каждой части неба в картине стала соответствовать освещенностью и окрашенностью определенная площадка земли.


Небо пишите как пространство. Уложите этот объединяющий источник света, а земля сама выстроится. Небо для пейзажиста- мощнейшее средство выражения настроения.
Со временем пейзаж становится местом действия фигурной композиции, «сценической площадкой», где разворачивается сюжет, разыгрываются события. Поэтому, прицеливаясь
к мотиву или уже работая над ним, можно и нужно капельку пофантазировать- что тут могло- бы и происходить. Даже если никакого действия в этюде и не окажется,
все равно это обогатит его. Появится второй, невидимый явно слой содержания.

Архитектурный пейзаж. Этюд на передачу в натуре состояния, настроения. В сюжете с мостиком, построенном на контрасте прозрачного городского пейзажа и темной,
тяжелой воды, чувствуется некоторая напряженность, драматичность.

Этюд на передачу в натуре состояния, настроения. Широко написанный этюд с озером удачно передает вечернее состояние. Насыщенная светом, воздухом,
сильно освещенная архитектура смотрится главным организующим пятном.

paintmaster.ru

Архитектурный пейзаж. | Литературно-издательская студия VITA

Большой интерес представляет работа над этюдами городских пейзажей. При выполнении рисунка здесь важно проследить сочетания различных крупных масс архитектуры с более мелкими, построить перспективу улицы, передать определенное состояние погоды, обобщенно нарисовать группы людей, движущийся транспорт. Все это делает работу над городским пейзажем  относительно сложной, а потому вначале рекомендуется  выбирать наиболее простые мотивы с ограниченным пространством.

В пейзажах часто требуется проверять масштабность построек и других объектов на разной степени удаления от зрителя.  Исходным размером служит высота фигуры человека, по отношению к которой намечают высоту архитектурных сооружений, расположение этажей. Наметив на картине в любом месте  высоту фигуры человека, точку стояния и верхнюю точку фигуры соединяют вспомогательными линиями с горизонтом. Эти вспомогательные линии образуют угол, так называемый масштаб высоты. Если надо определить размер фигуры в любой точке, то достаточно провести вспомогательную линию от основания фигуры до пересечения с нижней линией масштаба высоты. Величина перпендикуляра, восстановленного из точки пересечения до верхней линии масштаба высоты, будет искомым размером фигуры. Высоту дверей, расстояние от пола до подоконника и другие габариты помещений соразмеряют с фигурой человека, поэтому необходимо правильно намечать их масштабы даже в том случае, если фигуры людей не изображаются.

В архитектурном пейзаже очень важно суметь передать пространственное размещение всех его элементов. Для этого надо правильно построить перспективу и верно определить тональное соотношение. Прежде всего надо передать плоскость земли и пространственность неба. Наблюдая удаляющиеся в глубину рельсы железной дороги, границы асфальтированного шоссе, телеграфные провода и другие перпендикулярные к картине и параллельные между  собой линии, мы видим их сходящимися. Если художник, рисуя улицустоит песередине и смотрит вдоль нее, то все карнизы,  линии основания домов и другие удаляющиеся  горизонтальные линии он должен направить в центральную точку схода. Удаляющиеся в глубину стены домов, окна, двери и другие перпендикулярные к картине плоскости видны перспективно сокращенными. Их верхние и нижние  границы при продолжении сходятся  в одной точке на  линии горизонта. Параллельные картинной плоскости стены домов видны без перспективных сокращений. Такое положение прямоугольной постройки относительно картинной плоскости называют фронтальным.

Другим примером перспективного положения является угловое, когда у прямоугольного архитектурного сооружения горизонтальные линии направлены в две точки схода, находящиеся справа и слева от  центральной точки на линии горизонта. Чем ближе к центру картины находится одна из точек схода, тем дальше отстоит другая.

Иногда в архитектурном пейзаже необходимо нарисовать постройки цилиндрической формы. При их изображении следует учитывать, что видимые в перспективе  окружности оснований и карнизов кажутся тем уже, чем ближе к линии горизонта они находятся.

При работе с натуры и в композиционных эскизах все перспективные построения выполняют на глаз, но в больших картинах их иногда  производят с помощью чертежных инструментов на основании специальных законов.

vita-studia.com

Пейзаж » Выдающиеся художники

И. Левитан «У омута»

Пейзаж – один из жанров живописи.

Тема пейзажа – местность. С французского языка термин «пейзаж» так и переводится: «местность, страна». Таким образом, пейзаж – это не только привычное для нас изображение природы, но и всякое другое изображение местности, в том числе городской.

Существует несколько разновидностей пейзажа: в природном пейзаже это марина (морской пейзаж), космический пейзаж. Пейзаж может быть и городским (архитектурный, например). В городском пейзаже выделяют документально точное изображение – «ведуту».

С временно́й точки зрения пейзаж может быть современным, историческим, футуристическим (пейзаж-фантазия).

И. Айвазовский «Фрегат под парусом» (1838). Холст, масло, 57 x 82 см. Центральный военно-морской музей (Петербург)

Пейзаж как самостоятельный жанр живописи сравнительно молод: самостоятельное значение он получил в западноевропейском искусстве примерно с XIV в. Да, мы можем увидеть изображение природы и на картинах более раннего периода. Но тогда пейзаж был только фоном для портретов, жанровых сцен, а также для икон. Он не был не только самостоятельным жанром, но часто вообще не был реальным, а лишь обобщённым.

Развитие пейзажа началось в древневосточном искусстве.

Китайский художник Ли Сысюнь (651-716) – основатель пейзажного направления живописи этой страны. Его пейзажи отличают ясная графичность и тщательная проработка деталей.

Копия пейзажа Ли Сысюня, относящаяся к нач. XVІ в. Галерея Фрир (Вашингтон)

ПЕЙЗАЖ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Значительно возрос интерес к пейзажу в живописи Раннего Возрождения. И хотя в картинах итальянского художника и архитектора Джотто (около 1267-1337) пейзаж был ещё только вспомогательным средством, но именно в его работах он уже начинает обретать самостоятельную смысловую нагрузку. Пейзаж на его картинах становится живым, довольно реалистичным, ему удавалось передавать светотени и пространственное звучание природы. Пейзаж Джотто уже был эмоциональным.

Джотто «Проповедь птицам»

В создании пейзажного жанра эпохи Высокого Возрождения большую роль сыграли Джорджо́не (1476/7-1510), Тициан (1473-1576), Эль Греко (1541-1614).

Э. Греко «Вид Толедо» (1596-1600). Холст, масло, 47,75 × 42,75 см. Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Это знаменитый пейзаж Эль Греко. Другое название полотна – «Толедо в грозу». Автор использовал фантасмагорический свет, чтобы подчеркнуть угрожающий вид грозового неба. Испанский город Толедо изображён под угрюмым небом на возвышенности, которая покрыта лугами и лесами. «Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи.

У. Тёрнер «Закат в парке Петворта» (1830). Холст, масло, 63,5 × 139. Художественный музей в Лондоне Тейт Британия

Прекрасное в природе сумел передать Питер Брейгель (Старший). Он обращает внимание не только на монументальность природы (небо, горы), но и на мелочи: траву из-под камня, сломанное деревце… Природа у него живёт и дышит.

П. Брейгель (Старший) «Сумрачный день. Весна» (1565). Дерево, масло, 118 х 163 см. Музей истории искусств (Вена)

РОЖДЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ

«Пленэр» от французского en plein air – «на открытом воздухе». Художники создавали свои пейзажные картины, работая непосредственно на природе.

И. Левитан «Солнечный день. Весна» (1876-1877). Холст, масло, 53 x 40,7 см. Частное собрание

Особенно в этом преуспели французские импрессионисты. В русской живописи на пленэре работали А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин и др. А зарождение пленэрной живописи относят к испанскому художнику Д. Веласкесу, который первым начал уделять большое внимание передаче красок природы, игре света, скользящего между листьями деревьев и т.д.

Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Полдень» (1630). Холст, масло, 44,5 × 38,5. Прадо (Мадрид)

П. Рубенс любил динамичные пейзажи.

А французский художник Ф. Буше предпочитал нежные и неяркие краски для изображения картин природы.

Ф. Буше «Переправа по мосту» (1730-е годы). Холст, масло

У каждого художника – свой стиль и свои приоритеты. Например, импрессионистам было важно передать реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Художники-постимпрессионисты развили в своей живописи традиции импрессионистов.

Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (1889). Холст, масло. 73,7 × 92,1 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)

В XX в. к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений того времени.

Вот пример пейзажа американской художницы Элен (Хелен) Франкенталер (1928-2011), работавшей в стиле абстракционизма.

Элен Франкенталер «Горы и море» (1952)

НЕКОТОРЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕЙЗАЖА

Архитектурный пейзаж

Разновидностью архитектурного пейзажа является ведута.

Ведута – жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII в. Ведута – это картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт.

Ян Вермеер «Вид Дельфта» (1661). Холст, масло. 96,5 × 115,7 см. Маурицхёйс (Гаага)

Мастера ведуты работали во многих странах Европы, в том числе и в России (М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев).  Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги.

Марина

Марина – жанр живописи, разновидность пейзажа (от лат. marinus – морской), изображающий морской вид или сцену морского сражения, в общем, любые события, происходящие на море. Марина начала свой путь из Голландии, где она выделилась в самостоятельный вид пейзажной живописи в начале XVII в.

Маринист (фр. mariniste) – художник, пишущий марины. Самые яркие представители этого жанра – англичанин Уильям Тёрнер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.

У. Тёрнер «Рыбаки в море» (1796). Холст, масло, 91,4 x 122,2. Художественный музей в Лондоне Тейт Британия

Исторический пейзаж

Исторический пейзаж создаётся для того, чтобы через картины природы, а также через архитектуру рассказать о прошлом. Такие пейзажи создавали художники Н.К. Рерих, А.М. Васнецов (изображения Москвы XVII в.), Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа (быт и стиль русского барокко XVIII в.) и т.д.

Н. Рерих «Заморские гости» (1901). Холст, масло. 85 x 112,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Футуристический (фантастический) пейзаж

Это могут быть и природные пейзажи, и городские. Люди часто желают заглянуть в будущее. Смелые замыслы архитекторов и дизайнеров и фантазии художников дают нам возможность увидеть очертания будущего города.

Футуристический пейзаж художника Tigaer Hecker

В ЧЁМ СМЫСЛ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ?

Вопрос правильный. Ведь не просто же изображается художником цветочек, не ради же самого этого цветочка?

Конечно. Смысл пейзажной живописи всегда – в отношении человека к окружающей среде. Город это или сельская природа – всё равно. И здесь уже можно говорить о философии взаимоотношения человека и окружающего мира. Эти отношения могут быть гармоничными и дисгармоничными.

Рассмотрим пейзаж И. Левитана «Владимирка».

И. Левитан «Владимирка» (1892). Холст, масло, 79 × 123 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

«Владимиркой» в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы в сторону Владимира, известную тем, что с XVIII в. вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX в., когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.

В 1892 г. из-за своего еврейского происхождения Левитан был выслан из Москвы и некоторое время жил в деревне, находящейся недалеко от Владимирского тракта. Здесь у него и зародилась идея написать полотно «Владимирка». Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы – всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды.

www.palitra.co

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о