Главная > Уроки для художников > Рисунок русская печь 5 класс – 4-5 класс Рисунки русской избы внутри и снаружи, карандашом

Рисунок русская печь 5 класс – 4-5 класс Рисунки русской избы внутри и снаружи, карандашом

«Русская печь». 5-й класс

Разделы:
МХК и ИЗО


Цель урока: рассказать об основных
функциях печи (источник тепла, уюта, кормилица,
лекарь), познакомить со строением русской печи,
ее оформлением.


Задачи:

  • познакомить  ребят о появлении первой печи;
  • узнать из какого материала была сложена русская
    печь;
  • познакомить о значении  печи на Руси;
  • узнать то создавал печи на Руси;
  • узнать как звали людей создававших русские
    печи;
  • посмотреть с ребятами как  выглядела русская
    печь;
  • сделать рисунок печи.

ХОД УРОКА


1. Повторение пройденного материала


2. Изучения нового материала


3. Работа в тетради над созданием печи


Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока.
Тема «Интерьер русской избы» Слово
интерьер, что оно означает?


Интерьер – внутреннее обустройство
помещения.


Основным элементом русской избы является –
ПЕЧЬ.


При входе в избу, слева расположена русская
печь
. Какую роль играла печь в жизни
крестьянской избы?


Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь
давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи
мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько
сказок рассказано детям на печи. Недаром
говорится: «Печь краса – в доме чудеса».Посмотрите,
как важно разлеглась в избе белая громада печи.
Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая
толстая доска, на которой разместились горшки,
чугунки. Рядом в углу стоят ухваты и деревянная
лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу
стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью,
между стеной и печкой, находилась дверка в
голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем
живет домовой – покровитель семьи. Пространство
около печи служило женской половиной.


Русская печь массивна и долго сохраняет тепло.
В такой печи несколько (обычно две) заслонок для
дыма. Дым
идет по сложному лабиринту ходов, прогревая
множество кирпичей. Обязательно наличие борова,
иначе печь будет быстрее остывать.В ней можно
мыться, то есть внутрь печи свободно пролезает
взрослый человек. (Во время Великой
отечественной войны некоторые люди спасались от
облав фашистов, залезая внутрь печи). При помощи
разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли
хворь, например простудные заболевания. На такой
печи можно спать, см. полати.В такой печи можно
готовить очень вкусную еду, например, печь блины
или пироги. Каша или блины, приготовленные в
такой печи, отличаются по вкусу от той же еды,
приготовленной однонаправленным подогреванием
(на плите). Процесс приготовления пищи в русской
печи можно назвать томлением то есть, когда
длительное время держится равномерное
температурное поле. Поэтому некоторые блюда с
той же вкусовой гаммой невозможно приготовить в
других условиях, например топленое молоко,
перловая каша с грибами, грибы, картошка жареные
в сметане и многое другое.


Одно из важных свойств печи : хорошо
сохранять тепло, полученное от сжигания
дров.Строитель печи называется Печником.
Хорошие печники всегда пользуются почетом и
уважением среди населения, т. к. плохо
сложенную печь иногда очень трудно починить
(перебрать), плохая печь дымит и плохо хранит
тепло (что требует перерасхода дров).После мороза
да нелегкой работушки всех на печку тянет, как к
весеннему солнышку. Вот почему кто ни разу в
деревне не бывал и настоящую русскую печь в глаза
не видывал никогда не поймет, почему в старину
говорили: «На печи – все красное лето!» А про
жизнь безбедную да легкую: «Лежи, дескать, на печи
да ешь калачи», – все равно, как в раю, значит!
Кому же после этого на печи полежать да
понежиться не захочется? «Хлебом не корми, только
с печки не гони, – скажут. – Так бы весь век на
печи и царствовал». Да только тут уж до безделья и
лени недалеко. Кто весь век на печке лежит, тому
немного почету: «Эх, – говорят про него, – Лень да
Отек!»


Спали на печи, грелись, одежду и обувь на ней
сушили. А кого хворь одолеет — нет лучше
снадобья, чем на печи лечиться. Печь не только
теплом сухим лечила, а еще и глиной своей.


Тот, кто топит печь, называется Истопником.
Печь являлась важнейшим элементом русского быта,
и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в
частности, в народных сказках. Положительные
персонажи сказок часто любят сидеть или лежать
на печи. Илья
Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля,
не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи.
Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга,
что, впрочем, не мешает ей делать попытки
изжарить заблудившихся детей. Печка иногда
наделяется человеческими чертами, способностью
разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди»
девочка в поисках пропавшего брата набредает на
печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у нее
совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а
впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от
погони. Прижмутся дети к теплой печке да и
рассказывают друг другу волшебные сказки. На
печи стар и млад длинные зимние вечера коротают,
сказками да прибаутками друг друга тешат. А как
соберется в избу народ повеселиться, то им сверху
на гостей любо-дорого поглядеть.


Печь — это своеобразная граница между реальным
миром и миром невидимым, потусторонним, миром
«нечистых». В избе есть «запечный» житель –
Домовой. Он за печкой ухаживает, сковородки
серебрит да ночью, когда все спят, сладкие сны
навевает. Считается, что надо изредка оставлять
возле печки блюдечко с водой и крупой – для
домового. Никто, говорят, кроме домового, не знает
хорошо домашнего хозяйства. Домовой (его еще
«суседком» зовут) в доме главный хозяин. Когда в
новый дом переселяются, его тоже с собой зовут:
«Суседушко-доброходушко, иди к нам жить, добро
копить!» Если «суседке» в доме понравится, у
хозяев и скотина хорошо вестись будет, и
добро-богатство не будет переводиться.


Кошки и собаки у домового в любимчиках ходят. Он
и сам порой может котом обернуться, да так начнет
по подполью шастать – все мышки-воришки со
страху по углам позабьются!


4. Практическая работа


Учащимся предлагается выполнить рисунок
русской печи, украсить ее росписью.



Приложение 1


Приложение 2

11.03.2015

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация к уроку ИЗО «Русская печь»


Печка, печка расскажи мне сказку














1 этап- расположение рисунка на листе


2 этап- выполнение эскиза


3 этап – прорисовывание элементов печи


4 этап- убираем вспомогательные линии, прорисовываем мелкие детали


5 этап- убираем яркие карандашные линии


6 этап – заливка фона


7 этап – заливка фона печи


8 этап – оформление печи

multiurok.ru

48 замечательных полотен – Ярмарка Мастеров

Холод за окошком подспудно толкает организм искать тепло, а понимание того, что холод надолго, заставляет искать что-то очень надежное и теплое. Чай мы пили, у камина грелись. Камин, конечно, это хорошо — плед клетчатый, кресло-качалка, хорошая книжка, да все это под треск дровишек… Хорошо, но мало. Душа требует большего.

Давайте погрузимся в еще такой недавний мир русской печки. Вот уж вокруг чего крутился весь мир наших людей — и накормит, и обсушит, и душу порадует. А нашему народу что надо? Чтоб на душе свет… И тогда и горы свернем, и на на ядре да на Луну.


Прекрасно вино французское,
Кальян аравийский хорош.
Но печку теплее, чем русскую,
Ты в странах других не найдёшь.
… (с)

Приятного просмотра.

Яблонская Татьяна Ниловна

Александровский Александр

У русской печки. Переславль-Залесский

 

Горохов Иван Лаврентьевич
Молоко для котят

Федот Сычков

Яков Калиниченко

Думы у печки

Михайлов Григорий Карпович
Кухарка

Анохин Николай

В старом доме Ракитиных

Мария Князева

Интерьер в Михайловском. Домик

Жуковский Станислав Юлианович

Дацук Кирилл Владимирович
Бабушкина печь

Павел Попов

У бабушки в деревне

Бессонов Сергей Евгеньевич

Виктор Ефимович Попков

Виктор Ефимович Попков

Волков Юрий Николаевич

Интерьер с русской печью. Тарнога

Геннадий Проваторов 

Носов Иван Семёнович

Геннадий Проваторов

Старик

Геннадий Проваторов

У печки.с. Далёки

Геннадий Проваторов

У печки

Горский-Чернышев Николай Андреевич

Утро в деревне

Гурий Асафович Крылов

Кухня

Захаров Гурий Филиппович

Русская печь

Жданов Владимир

Иванова Галина Ивановна

В избе

Максимов Василий

Молев Евгений Борисович

Интерьер кухни в доме-музее Васнецовых в с. Рябово

Молев Евгений Борисович

Мясников Игорь Петрович

Программа «Время»

Николай Пимоненко

Сваты

Николай Терпсихоров

Моя жена Надя

Пелевин Иван Андреевич

Кормление ребенка

Василий Максимов

Жданов Владимир

Василий Малышев

Гаврилкевич Евгений Григорьевич

Дача. Интерьер с девочкой и самоваром

Л.Л. Милованов

У Печки

Малышев Василий

Кухня

Пимоненко Николай

Святочное гадание

Чадов Станислав

В деревне

Ольга Кондакова
Серебряное блюдечко и наливное яблочко

Людмила Ивановна Елесина
Ромашки

Пелевин Иван Андреевич
Первенец

Стожаров Владимир

Александра Гурьева-Сажаева
Cказка для внучки

Герман Травников

Бодрина М.Г.

Кропачева Светлана
Малина

Федосов Н.П.
Русская печь

www.livemaster.ru

ИЗО 5 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

   В течение этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.

   Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

УРОКИ 2 — 3

Дом-космос. Единство конструкции и декора в
народном жилище. 

Цель урока: изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство  с сюжетно-декоративной композицией. Создание условий для формирования художественного вкуса, интереса и любви к русской архитектуре;

воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах. 

содействовать развитию художественно-творческих способностей; совершенствование графических умений и навыков.

Среди полей , в окружении лесов, на холмистых берегах рек-древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.

Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром.

— Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом)

— А из какого материала строились крестьянские избы?

— Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.

— Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляните на крышу дома, что вы там увидели?

Крышу венчает горделивый конь — охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

— Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

— Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды.

А что вы увидели ещё на фронтоне?

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.


https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-edinstvo-konstrukcii-i-dekora-v-narodnom-zhilische-547109.html

 
Домашнее задание: представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами.

Вопросы и задание
1. Зачем люди украшают свои жилища?
2. О чём может рассказать декор крестьянской избы?
3. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов.      Что между ними общего и в чём разница?

УРОКИ 4 — 5

Искусства различны, тема едина. Конструкция, декор
предметов народного быта и труда.

Вот вам русская изба…

В центре стол, печь, образа,

Люлька — нянчит малыша,

Самовар и утюг, у стены большой сундук.

Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе. Рассмотрим внутренний мир русской избы.

Сколько интересного и мудрого “впитала” русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение –изба с русской печью.

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое “зазывало” гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. 

Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.

 

  

   

Как нарисовать полотенце

Каждый момент
жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми
правилами поведения, обрядами и одеждой.

Ромбы, треугольники, кресты,
квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно,
мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена».
Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

Многое в
орнаментальной символике нам не доступно, но попробуем расшифровать хотя бы
несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.


Орнамент в своем первородном виде –
это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных
пещер, фигур и посуды. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров
участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши
предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить
«обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало село,
пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий: засухи,
града.

 
Простая
вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце
сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

      
Если мы
посмотрим на русскую крестьянскую утварь, связанную с изготовлением одежды, то
увидим изобилие орнаментики не только на таких заметных и парадных предметах,
как прялки и гребни, которые демонстрировали на посиделках, но и на
второстепенных орудиях – таких, как валек и трепало, густо усеянные солнечными
знаками, символами земли и воды. Одежда человека должна была быть изготовлена
со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная
функция одежды славян – обереговая.


У наших далеких предков существовал
ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и
ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило
и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы
создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой.
Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и
символизировала закат.

 

Современное повседневное декоративное 

искусство. Что такое дизайн.

http://www.myshared.ru/slide/1267652/


http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-144454.html

ДПИ- (от лат. decoro — украшать) – создание 

художественных изделий, имеющих практическое значение

 в быту и отличающихся декоративной образностью.

Домашнее задание: 

Нарисовать рисунок «Дизайн моей комнаты»

vselennaya-iskusstva.blogspot.com

Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 3. Внутренний мир русской избы

Содержание страницы

Урок 3. Внутренний мир русской избы

Цели: познакомить с основными понятиями внутреннего убранства русской избы, развивать творческие навыки учеников.
Материалы: иллюстрации с изображениями предметов народного быта, внутреннего мира избы; краски, бумага, кисти.

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Сегодня мы поговорим о внутреннем убранстве русской избы.
Сколько интересного и мудрого «впитала» русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое «зазывало» гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.

Самое важное место в избе занимала печь. Русская печь – неотъемлемая национальная принадлежность нашего народа. И путь развития она прошла столь же долгий, как и изба.

Древние люди, конечно же, готовили пищу и обогревались возле костров. Но позже, когда появились первые избы, изобрели печь. Она хорошо нагревала дом, надолго сохраняла тепло и была гораздо менее пожароопасной, нежели костер.

Самым первым видом печи стала печь-каменка. Она была невысокой, прямоугольной формы, размером 1 × 1 м. Нижняя часть стенок выкладывалась из крупных плоских камней, для верхней же части использовали мелкие камни.

Строили печи, в основном, из камня или глины. Порой эти два материала совмещали. Печи имели разнообразную форму – они были круглыми или прямоугольными – это зависело лишь от того, в какой местности жили люди и согласно каким традициям обустраивали свое жилище. Для печи, конечно, заготавливали дрова. Происходило это, как правило, зимой. Считалось, что такие дрова меньше гниют и лучше горят в печи.

Перед тем как использовать дрова, их выдерживали год, чтобы они лучше высохли.
Процесс приготовления пищи в печи не менее интересен. Высота устья печи составляла не более 25 см, этого хватало лишь для того, что сунуть туда полено. Горшок с пищей на семью вставить туда было невозможно. А если бы посудину с едой ставили на печь сверху, то температуры не хватило бы для разогрева. Хлеб пекли в иных печах – с более широкими устьями. Но как же тогда решали вопрос с другой пищей? Где она готовилась? В печи делали специальное круглое отверстие диаметром 20 см. Отверстие это во время затапливания печи чем-то прикрывали. Этим «чем-то» и были горшки с пищей. В них пища варилась, словно на плите. Но все же стоит отметить, что печь была лишь вторым по значению местом в доме – после красного, Божьего угла.

Красный угол иначе называли большим, святым или Божьим углом в доме. Располагался он, как правило, по диагонали к печке. Иногда он находился прямо у входа, недалеко от двери. Красный угол служил, в первую очередь, духовным местом в избе, в нем усаживали самых знатных и дорогих сердцу гостей. В нем стояла «красная» лавка. Усиление значения красного угла часто связывают с христианством. В язычестве центром дома была печь. Получается, что красный угол и печь – это христианский и языческий центры, которые находятся в борьбе друг с другом, олицетворяя свет и тьму.

Мебели в крестьянском доме было немного. В основном это были столы, лавки, сундуки, различные полки. Главным предметом мебели служил обеденный стол, который обязательно стоял в красном углу. Вокруг него вдоль стен тянулись лавки, на которых не только сидели, но и спали.

Достаток семьи измерялся количеством сундуков в доме, в которых хранилась вся одежда. В сундуках, конечно же, хранили и приданое для девочки.

Убранство крестьянской избы было необычайно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.

3. Творческое задание

Итак, теперь мы знаем, каким было жилище наших предков. И сегодня нам предстоит изобразить внутренний мир русской избы.

Нарисуйте любую часть дома или предмет быта (печь, ткацкий стан, красный угол и т. д.).
Но сначала следует наметить четкие границы пола, стен, потолка, и уж затем приступать к изображению отдельных предметов. В свой рисунок вы можете также включить фигуры людей, изобразив процесс чаепития, или русских девушек, занятых работой над вышивкой.
Смело фантазируйте, используя краски различных цветов. Эта работа поможет вам окунуться в загадочный мир наших предков.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Катин лэпбук про русскую печь :: Это интересно!

Учебный год выходит на финишную прямую. У Кати в 4 классе последний самостоятельный школьный проект. Список тем дан в учебнике. Там полный спектр — от великих географических открытий до русской истории. Катя выбрала тему «Русская изба».

Но пока мы читали литературу и подбирали материал, мы поняли, что в сообщение на несколько минут такая огромная тема не уместиться. И решала взять более узко — рассказать не про всю избу, а про одну лишь русскую печь.

А форму представления проекта, конечно, взяли любимую — самодельный лэпбук.

Итак, пока Катя защищает свой проект «Русская печь» в школе, я представляю вам его описание тут:)

Проект в школу «Русская печь»

На самом деле взяв темой «печь» вместо «избы», мы не особенно изменили тему. Ведь русская печка — это душа избы, ее основополагающий элемент. И по мере углубления в тему отношение к печи у нас в голове тоже поменялось. Из обычной бытовой техники, пусть даже и старинной, которая выполняет чисто практическую функцию (типа как большая микроволновка), оно выросло до прямо космологических масштабов! Оказывается, в русской избе все вертелось вокруг печки. Это отразилось и в пословицах, и в сказках, и в народных приметах, и в названиях частей печи.

Я написала «для нас» и не ошиблась. Да-да, не только для моей дочки, но и для меня тоже! Как-то раньше я не особо интересовалась печами. Русскую печь в глаза не видела и знаю ее только по мультикам. Поэтому открыла для себя много нового и интересного в этой теме. 

Знали ли вы, например, что в печи не только готовили, но и парились как в бане? Так обычно мыли маленьких детей.

А знали ли вы, что Баба-Яга, которая сажала Ивашку на лопату и пыталась засунуть в печь  со словами: «Будешь ты Ивашка под простоквашкой», на самом деле воплощение старинных бабушек-знахарок, которые именно таким образом в реальности совершали над больным или слабым ребенком обряд «припекания» и «перепекания», помещая его в печь для исцеления.

Ну и лично мое лингвистическое открытие, что у съемной ручки к сковородке, которой я пользуюсь в хозяйстве, есть отдельное название! Ручка — ну и ручка себе. А ведь называется она «чапЕльник» («сковородник»). А сама сковорода без ручки называется «чапЕль». Вот такие дела — теперь всегда буду их так называть!:)

Но вернемся к нашей папке-лэпбуку.

Лэпбук «Русская печь»

Центральную часть папки занимает сама русская печь крупным планом. 

Сколько нам пришлось повозиться, пока мы разобрались со всеми этими названиями! Что, куда и для чего: припечье, запечье, подпечек, опечьее, печурка? Постарались подписать все правильно. И сделать даже два листа — под рисунком внешнего вида печки Катя нарисовала внутреннее устройство. Прошу не судить строго — тут могут быть ошибки и неточности. Оказывается, нормальные схемы в интернете не найти, пришлось собирать информацию из разных, иногда противоречащих друг другу, источников. Если заметите неточность — напишите нам об этом в комментариях — поправим, изменим и запомним:)

Так русская печь устроена внутри

Конечно же, Кате было интересно, чтобы все в лэпбуке открывалось и доставалось . Поэтому она придумала и печку изнутри отдельно сделать, и даже заслонку в пеке по-настоящему открывать и закрывать.

Русская печь снаружи и изнутри — две странички лэпбука
В лэпбуки у печи открывается заслонка и видно, что внутри

Немного расскажу о содержимом лэпбука.
Вот здесь, в первом кармашке, который Катя придумала нарисовать в виде печечки, хранится печная утварь. Все, что нужно было хозяйке в избе: уже известные нам чапель и чапельник, чугунки, кочерга, помело и ометалочка, ухват, садник…
Проверьте, а ваши дети знают, что обозначают эти слова? Мы с Катей теперь знаем:)

Утварь, использовавшаяся при печи

В мини-книжечке «Все о печи», как и заявлено, рассказывается все о печи:) Определение, история, почему так называется «печь». Нам, взрослым, кажется очевидно, а для Кати было свое «лингвистическое открытие», что «печь» — это та, что «печет и жарит» 🙂

Чем ее топили, какие у нее были размеры, какая внутри температура  и прочие факты.

На страничках книги все сжато — но ужасно интересно! Это как конспект информации, которую за эти пару дней подготовки проекта прочитали мы с Катей. 

В первую очередь, конечно, из использованных нами материалов хочу отметить книгу Марины Улыбышевой издательства «Настя и Никита» «Русская изба от печки о лавочки».

Не смотрите, что она тоненькая  — в книге действительно собрано все самое важное и нужное, что надо знать по теме. И читать ее интересно в любом возрасте — и ребенку-дошкольнику, и его маме:) Одной бы этой книги хватило для того, чтобы сделать качественный проект! Ну а мы еще в интернете поискали разные сведения и факты. Для разнообразия:)

Самодельная книжечка о русской печи

В лэпбуке сделали отдельную книжечку про традиции, связанные с русской печью. 

На самом деле, тут можно диссертацию писать 🙂 Но мы с Катей ограничились просто перечислением сказок, где печь фигурирует. И перечнем традиций и обрядов, связанных с печью.

Русская печь в традициях народа

Еще одни элемент рассказывает о том, как животные жили у печи. Катя настояла сделать отдельно — дети любят животных:)

Домашние животные и русская печь

Отдельная большая тема — пословицы, поговорки и фразеологические обороты про русскую печь. Мы постарались отобрать те, что понятны современным детям.

Вот такой список у нас получился:

  • Догадлив крестьянин — на печи избу поставил
  • Красна изба углами, а печь – пирогами
  • Всяк сверчок знай свой шесток (то есть «знай свое место»)
  • Лежать на печи (то есть лениться)
  • Плясать от печи (то есть начинать с самого начала)
  • Как с печи свалился (то есть  «в своем ли уме?», аналог «с луны свалился»)
  • Без печи хата — не хата
  • Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу
  • Бабья дорога — от печи до порога!
  • У холодной печи не согреешься. Иного хлебом не корми, только с печи не гони. Что есть в печи – все на стол мечи!
  • Счастье придет – и на печи найдет

Пословицы про русскую печь в лэпбуке

Мини-книжечка «Как используют русскую печь» рассказывает про разные ее предназначения: обогрев, приготовление пищи, мытье и стирка, лечение, хозяйственные нужды. Вот сколько, оказывается, у печи функций! А мы-то наивно думали, что в ней только пирожки да кашу делают 🙂

Чем служила печь в хозяйстве? Всем!

В общем, как говорит Катя, чем лэпбук делать  хорошо? Пока его делаешь и заполняешь, пока нарисуешь, ты в тему вникаешь так, что уже и доклад отдельно готовить не надо! Ты и так уже знаешь всю тему:) 

А еще она говорит: «Я пока делала лэпбук так полюбила свою печку! Мне так хочется, чтобы другие тоже знали, какая она хорошая!»

По-моему задача школьного проекта «узнать про русскую печь и познакомить с ней других людей» нами выполнена! )))

Лэпбук и его автор 🙂

Конечно же, я теперь планирую привести этот лэпбук в готовый для распечатки вид и выложить его для скачивания, чтобы любой желающий мог сделать себе такой.

Лэпбук о русской печи

Делайте, развивайтесь и занимайтесь с удовольствием!

А вот здесь вы можете посмотреть, как Катя готовила другие школьные проекты для начальной школы:

www.tavika.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о