Техника «акварель по-сырому» 🔥 ее суть и методика работы
Техника «Акварель по-сырому» имеет несколько схожих между собой названий. В лексиконе художника значатся такие понятия, как «Рисунок по-сырому», техника «мокрым-по-мокрому», техника «travailler dans l’eau» или техника мокрой акварели. Все эти термины относятся к одному понятию.
Речь идет об особой технике рисования, характерной исключительно для акварельных красок или для гуаши. Суть ее заключается в том, что перед нанесением слоя краски бумага обильно смачивается водой. Подобный метод вполне оправдан, однако он предъявляет к художественным способностям мастера определенные требования.
Художник должен быть точен в выборе цветов, иначе реальная картина будет искажена.
Отметим, что даже опытные живописцы не всегда могут предсказать, как поведет себя тот или иной цвет краски на мокром холсте, ведь все зависит от степени влажности и плотности основы.
Задача осложняется тем, что рисунок остается динамичным вплоть до полного высыхания красок. Но именно такая непредсказуемость и динамичность заставляет художников снова и снова писать на мокром холсте, используя вышеуказанную технику.
Метод нанесения акварели по-сырому часто практикуется начинающими художниками. Он лоялен к ошибкам, так как нанесенную краску можно смыть, не повредив и не затерев при этом холста.
Методом проб и ошибок новички познают основы работы с акварелью, улавливая ее специфику. Акварель по-сырому может применяться в комплексе с другими техниками.
К примеру, отдельные мазки наносятся на слой уже подсохшей краски. Это напоминает лессировку, с тем исключением, что мазки представляют собой смешивание невысохших красок.
Произведения, выполненные на мокром холсте, отличаются неповторимым рельефом, мягкой фактурой и цветом мазка.
Примечательно то, что никакими другими приемами подобных эффектов добиться просто невозможно.
Акварель по-сырому наиболее оптимально подходит для написания пейзажей, прорисовки дальнего плана, передачи эффектов в воде или в атмосфере.
Содержание
- Методика нанесения мазков
- Инструменты
- Подготовительный этап
- Нанесение воды и краски
- Отработка деталей
- Продвижение техники «Акварель по-сырому»
Методика нанесения мазков
Перед тем, как краска будет нанесена на холст, последний необходимо тщательно смочить. Влажность листа определяется самим художником, исходя из того, какой именно эффект он хочет получить. При недостаточной влажности на поверхность листа наносится дополнительное количество воды.
При ее высоком же показателе лишняя влага убирается с бумаги при помощи ватного тампона или губки. Допускается работа на влажной бумаге, под которую подкладывается мокрая ткань. Она обеспечивает постоянную влажность.
Увлажненная бумага начинает деформироваться, поэтому рисунок может покоробиться. Чем больше плотность бумаги, тем меньше она подвержена деформации. Тонкие листы необходимо растянуть на планшете или на стираторе, закрепив их клейкой лентой. Краски наносятся одним мазком. Если наслаивать их друг на друга, то получится загрязнение основного фона.
Работа с сырой акварелью не позволяет прорисовывать мелкие детали. При возникновении такой необходимости дожидаются полного высыхания подложки, а затем тонкой кистью наносят мазки с небольшим количеством краски.
Высшим пилотажем для художника служит формирование изображения на постепенно подсыхающей подложке. В таком случае получается плавный переход от размытой заливки к цветовым пятнам, имеющим четкие очертания границ. Техника нанесения краски тоже имеет свои особенности.
Мазки должны быть настолько выверенными, чтобы кисть касалась бумаги в полную силу, но лишь единожды.
Интересно наблюдать за смешиванием двух пигментов. Это происходит в самую последнюю очередь. На мокрой бумаге они словно отодвигают друг друга, а затем постепенно взаимно просачиваются. В результате такого смешивания получаются новые цветовые сочетания.
Рисуя мокрым-по-мокрому, планшет располагают так, чтобы бумага лежала горизонтально. Горизонтальное положение позволит избежать потеков. Но профессиональные художники используют потеки, как желаемые эффекты, поэтому специально наклоняют подрамник под небольшим углом.
Когда картина практически завершена и остается лишь дождаться полного высыхания красок, укорить процесс позволяет сушка феном. Особенно хорошо он помогает, если мастер при помощи потеков создавал визуальные эффекты. Если потеки быстро не закрепить на холсте, то картина будет динамичной, и задуманный рисунок расплывется.
Некоторые художники, стараясь ускорить процесс высыхания красок, используют обычный фен. В любом случае, необходимо помнить о наличии эффекта случайности, ведь предугадать движение слоев краски можно лишь с определенной степенью точности. Но существуют способы для замедления высыхания.
Так, к примеру, в краску добавляют мед или глицерин для того, чтобы бумага на планшете медленнее теряла влагу.
В технике работы по-сырому достаточно много приемов. Считается, что работа на мокрой бумаге актуальна лишь тогда, когда нужно получить поверхностные эффекты. Растекающаяся краска теряет свою насыщенность.
Инструменты
Традиционно считается, что художник способен творить шедевры, вооружившись лишь кистью и мольбертом. В принципе, это так, ведь известно множество методик, когда рисунок создается примитивными инструментами.
Тем не менее, каждая техника отличается, в том числе, набором инструментов и различных приспособлений. Не является исключением и техника работы акварелью по-сырому. Отметим, что перечень в данном случае будет не таким уж большим. Отчасти, именно поэтому художники любят творить акварелью.
- Акварельная бумага. Обычная канцелярская бумага для работы по-сырому не подойдет. Впитать жидкость должен только верхний слой, а канцелярская бумага пропитается влагой полностью. Акварельная бумага имеет едва различимый оттенок. Идеально белой она бывает в отдельных случаях. Она может принимать голубоватые и розовые оттенки. Цвет акварели, наложенной на разную бумагу, будет отличаться. Если использовать розовый тон, то краски станут более «грязными». Желтая краска на голубой бумаге приобретет зеленоватый оттенок.
Одна сторона листа более гладкая, по сравнению с другой. Использовать можно любую из сторон. Но художник должен понимать, что результат наложения акварели будет отличаться. Портреты пишутся на гладкой стороне листа. Фактура подойдет для создания пейзажей.
- Кисти. Кисти для работы с акварелью продаются в наборах или поштучно. В зависимости от поставленных задач художник использует кисть той или иной формы. Но в его арсенале обязательно должна присутствовать широкая плоская кисть для нанесения воды на бумагу. Любая кисть структурно состоит из трех частей:
- Волосяной пучок;
- Металлическая обойма;
- Древко.
Колонковые кисти отличаются длинным и острым пучком, похожим на веретено.
Кисти из волоса белки идеально подходят для работы с легкими красками, в том числе, с акварелью. Дешевый аналог беличьей кисти – кисть из волоса пони. Щетина для акварели не подходит, так как она слишком жесткая. Синтетический волос можно использовать в работе по-сырому, но он плохо держит краску. Зато пучок хорошо отмывается и долго служит.- Акварель. Техника работы по-сырому подразумевает использование акварельных красок. Ни гуашь, ни масло для такого метода нанесения не подходят. В состав акварельных красок входят пигменты, которые легко растворяются в воде. Связующие вещества представляют собой сложные углеводы. Краска может изготавливаться на основе клея, меда, декстрина или гуммиарабика с глицерином. Легкость и воздушность цветов обусловлена тем, что при растворении акварели в воде образуется небольшая взвесь из пигмента. Но у этих красок есть и существенный недостаток: они выцветают под действием света. Вот почему картины покрывают защитным лаком или хранят в темных помещениях.
- Палитра. Каждый художник должен уметь работать с цветом, получая нужные ему оттенки. Для смешивания красок необходимо иметь под рукой удобную палитру из пластика или дерева. Выбирая в качестве материала акварель, мастер должен воочию наблюдать за полученными оттенками. Палитра искажает эти оттенки, поэтому в технике применяют белые и непрозрачные пластины. Они выполняются из керамики или пластика. Встречаются также и металлические палитры, внутренняя поверхность которой покрыта эмалью. При отсутствии такой пластины акварель можно смешивать на обычном белом листе бумаги.
- Емкости. Акварельную краску, в каком бы виде она ни применялась, необходимо разводить в воде. Для этого у художника должна быть подходящая емкость, а еще лучше – не одна. К самой воде никаких дополнительных требований не предъявляется, а вот баночки лучше выбирать так, чтобы они соответствовали поставленной задаче. Такие емкости могут размещаться на планшете или устанавливаться рядом с рабочим местом прямо на пол.
- Карандаш. Техника акварель по-сырому требует предварительного эскиза, который создается карандашом. Мастер может наносить мазки и на чистый лист бумаги, однако карандаш в его арсенале все равно должен присутствовать.
Подготовительный этап
Всю работу по созданию рисунка можно условно разделить на несколько этапов. Далеко не всегда этап непосредственного нанесения мазков считается основным. Подготовка также имеет огромное значение.
Прежде всего, художник должен подготовить удобное рабочее место. Лист акварельной бумаги размещается на подходящей ровной поверхности. Для горизонтальной ориентации подойдет обычный стол. Если же необходимо получить визуальные эффекты при помощи растекания красок, то бумага размещается на планшете под определенным углом.
На подготовленной поверхности создается скетч. Это быстрый набросок будущего рисунка. Скетчинг применяют там, где требуется запечатлеть взаимное расположение объектов в текущий момент времени. Например, Наталья Ковалева делала скетчинг с натуры в Пскове.
В акварельной технике скетч играет особую роль. Рисование по-сырому отличается от других техник динамичностью картины.
В процессе изменения красок художник может потерять основную идею, поэтому при помощи быстрой зарисовки он как бы фиксирует картину. И уже на сформированном эскизе получаются различные фактуры или визуальные эффекты.
Карандаш используется до того момента, как вода попадет на лист бумаги. На сыром листе карандаш писать не будет. Если же бумага была увлажнена, то это считается непоправимой ошибкой и придется начинать работу с самого начала. Необходимость применения карандаша продумывается заранее. Карандаш не должен просматриваться сквозь акварель, поэтому после скетчинга все штрихи стираются чистым ластиком, чтобы остались лишь едва различимые линии.
Нанесение воды и краски
Воду наносить на бумагу удобно при помощи широкой кисти. Кисть для воды можно выбрать покрупнее, так как художнику не придется прорабатывать детали. Здесь важна скорость увлажнения.
Однако не нужно перебарщивать с количеством воды.
В итоге бумага должна остаться увлажненной, но на ней не должно быть скопившейся жидкости. Не всегда удается с первого раза определить достаточную влажность. При низкой влажности следует просто добавить воды. При высокой – лужицы распределяют по листу бумаги. В крайнем случае, лишнюю влагу убирают ватным тампоном.
Техника рисования по-сырому может использоваться и фрагментарно. Это означает, что не весь лист бумаги пропитывается водой. В таком случае художник наносит воду только на те участки, где будет динамичная краска. Акварель не сможет «убежать» в ту часть листа, где ее быть не должно.
Этап нанесения краски, если и не считается самым важным, то, по крайней мере, он будет определяющим, так как начинает формироваться сам рисунок. Техника «Акварель по-сырому» подразумевает, что влажными будут не только листы бумаги. Краска также смачивается или растворяется в воде. То есть, увлажняются оба элемента.
Работу с красками рекомендуется начинать со светлых оттенков. Вначале определяется доминирующий фон. Этот цвет как бы объединяет в себе все остальные цвета картины. Мазки наносятся горизонтально. В таком случае можно получить не слишком плотные слои краски.
Обычно прибегают к технике по-сырому в тех случаях, когда необходимо передать оригинальные цвета и переливы неба, воды, пламени. При рисовании неба художник может передать погоду или время суток, затемняя или осветляя верхние участки.
Темные оттенки предназначены для работы с более четкими формами и мелкими объектами. Но для прорисовки мелких деталей мастера используют другой прием. Они берут тонкие кисти и работают на увлажненном листе. Растекающиеся краски избавляют художника от необходимости прорисовывать детали, причем форма объекта не искажается.
Примером служит рисование крон деревьев. Работа с акварелью под силу даже начинающему художнику. Любые потеки краски можно убрать при помощи заранее приготовленного тампона или кистью средней жесткости и толщины.
Отработка деталей
Данный этап считается дополнительным и финальным. Художник оценивает расположение акварели и подправляет потеки, убирает краску, которая перетекла за допустимые границы.
Орудует мастер слегка смоченной кистью малой жесткости. Если необходимо тот или иной фрагмент очистить от краски, то в ход идет смоченная в чистой воде кисть или ватный тампон. Те места, с которых была удалена краска, снова требуют наложения мазков. Чтобы избежать повторных ошибок в процессе исправления рекомендуется использовать тонкие кисти.
На картинах встречаются объекты, расположенные в тени. Однако их значимость в толковании замысла не стоит умалять. Чтобы придать важность таким элементам, художники обычно специально их затемняют еще больше. Убрать акцент с ярких предметов удается добавлением в мазок воды.
После всех перечисленных мероприятий картине дают подсохнуть до такой степени, чтобы влага на листе едва ощущалась.
Буквально через несколько минут художник приступает к прорисовке деталей. Они словно наполняют рисунок жизнью. К таким деталям относят птиц, рябь на воде, опавшие листья, пятна на плодах. Детали формируются более густой краской и тонкими кистями. Здесь техника по-сырому никак не применима.
Продвижение техники «Акварель по-сырому»
К приемам «мокрым-по-мокрому» нередко в своих работах прибегал Уильям Тернер, особенно когда ему необходимо было закончить сразу несколько рисунков. Примером может служить серия пейзажей для гравирования, выполненных акварелью.
По рассказам очевидцев, Тернер мог с невероятной скоростью завершать произведения, причем их качество было поразительным, особенно в плане передачи свежести и тона. Он мог рисовать одновременно четыре акварели, погружая лист в ведро с водой, которое стояло тут же, у рисовальной доски. Сначала Тернер формировал эпизоды, а после частичного высыхания краски прорисовывал детали.
Вторая половина XIX века ознаменовалась тем, что техника «по-сырому» была применена в области архитектурного рисунка. Работа М. Месмахера «Вид Кельнского собора» сочетает в себе все признаки применения эффектов сырой акварели. Искусствоведы утверждают, что Месмахер опередил время, так как эти приемы стали массово распространяться среди акварелистов лишь в XX веке.
Собственный стиль разработал британский акварелист Джон Лидзи. Он наносил мазки на гладкую акварельную бумагу горячего прессования. Таким образом ему удавалось комбинировать технику «мокрым-по-мокрому» и технику «мокрым-по –сухому». Зачастую непредсказуемый результат и был целью британского самоучки.
Советский художник А. Фонвизин работал на сухой бумаге, поэтому работы «по-сырому» являются, скорее исключением. Но его методы набора краски с водой практикуются в современной живописи, как способ достижения целостных красочных соединений.
Трансляция «Мастер класс в акварельной технике «По сырому»». Прямая трансляция на портале Культура.РФ
Трансляция «Мастер класс в акварельной технике «По сырому»». Прямая трансляция на портале Культура.РФПрямые трансляции
Мастер-классы
2023
40 мин
Начать просмотр
Есть разные техники в акварельной живописи, но пожалуй самая эффектная краткосрочная это техника «По сырому».
Метод нанесения акварели по-сырому часто практикуется начинающими художниками. Он лоялен к ошибкам, так как нанесенную краску можно смыть, не повредив и не затерев при этом холста.
Методом проб и ошибок новички познают основы работы с акварелью, улавливая ее специфику. Акварель по-сырому может применяться в комплексе с другими техниками.
К примеру, отдельные мазки наносятся на слой уже подсохшей краски. Это напоминает лессировку, с тем исключением, что мазки представляют собой смешивание невысохших красок.
Произведения, выполненные на мокром холсте, отличаются неповторимым рельефом, мягкой фактурой и цветом мазка.
Культура онлайн
Для детей
Классическое искусство
Культурный стриминг
Все трансляции
Арт-постановка «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова
2023120 мин
Российская государственная детская библиотека
«Знай Наших– 2023»
202390 мин
Онлайн-встреча «Ночь музеев»
2023480 мин
Белгородский государственный историко-краеведческий музей
Любовью держится семья
202360 мин
Концерт танцевальных студий «Лови Ритм –2023»
202390 мин
Мюзикл «Алые паруса»
2023120 мин
Хабаровский краевой академический музыкальный театр
Мастер-класс «Изображение цветов мягкими графическими материалами»
202353 мин
Арт-постановка «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева
2023120 мин
Российская государственная детская библиотека
«Лови Ритм» малыши
202390 мин
Квинтет Антона Ярославского, «Парадоксы Грэмми». Часть 3
202390 мин
Культурно-просветительский центр «Дубрава»
Лекция-концерт «Александр Бородин. «Князь Игорь»»
202360 мин
Культурно-просветительский центр «Дубрава»
Концерт «Война. Победа. Память. Мы.»
2023120 мин
Малакеевский центр культурного развития
«Аримойя трио», «Посвящение Рахманинову», к 150-летию со дня рождения
202390 мин
Культурно-просветительский центр «Дубрава»
Концерт «Астрахань пишет…»
2022120 мин
Была весна- весна Победы
202360 мин
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
E-mail: [email protected]
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Ультимативный мастер-класс Томаса В. Шаллера по акварели
Это видео, снятое в течение 4 полных дней, похоже на инсайдерский путеводитель по разуму мастера-акварелиста.
Вот краткий обзор того, что Томас Шаллер предлагает вам на этом углубленном семинаре:
- Методы, приемы и инструменты, которые Томас открыл, использовал и усовершенствовал для создания своего отмеченного наградами искусства.
- Структура и философия его подхода к искусству
- Принципы, применяемые к искусству, архитектуре, фигуре, портрету, пейзажу и перспективе
- Взгляд Томаса на живопись как на повествование
- Как пользоваться визуальным дневником
- Четыре ключа, которые Томас использует при подходе к каждой картине
- Секреты темы и формата
- Как организовать три основные ценности
- Лучшие кисти для ежедневного использования
- Секрет окрашивания мокрым по мокрому
- Сила перспективы — одно-, двух- и трехточечная перспектива
- Простые советы по созданию эскизов и рисованию
- Секрет Томаса по рисованию деревьев и камней
- Секреты каменной кладки
- Тени, придающие картине глубину и детализацию
- Как соединить землю, небо и атмосферу с искусственным
- Рисование воды акварелью
- И многое другое!
Обучение у мастера-художника Томаса Шаллера дает вам возможность улучшить свои навыки рисования акварелью до отмеченного наградами уровня. Том представлял этот семинар в течение четырех полных дней, и теперь у вас есть возможность приобрести видеозапись этого семинара, чтобы вы могли проходить его в своем собственном темпе и в удобное для вас время.
Нечасто удается посвятить четыре дня личному участию в семинаре, особенно когда для большинства семинаров требуется регистрационный сбор, который требует оплаты проезда, проживания и питания. Это отличный повод приобрести этот подробный мастер-класс на видео — все преимущества без затрат.
Поскольку у вас будет возможность впитать все, чему Том учит и рисовать вместе с ним, этот семинар позволит вам задействовать свое собственное воображение, поможет вам почувствовать себя более уверенно, счастливее и оптимистичнее — о свое искусство и о себе. Прошли те времена, когда приходилось работать в одиночку… учитесь у одного из самых выдающихся художников нашего времени и посмотрите, как это поможет вам улучшить свои навыки.
На этом семинаре вы получите больше, чем за годы посещения отдельных семинаров и занятий. Создан для ускорения ваших навыков, повышения качества вашей работы, а также для обретения уверенности и удовлетворения, которые вам необходимы, чтобы продолжать становиться все лучше и лучше художника.
Познакомьтесь поближе с тем, что вы получите на Ultimate Watercolor Workshop:
- Специальные упражнения по рисованию и рисованию, разработанные для вашего участия
- Несколько полных демонстраций живописи
- Способы прислушиваться к своему внутреннему голосу и позволять ему направлять вас
- Новые и неожиданные способы выразить то, что должно сказать ваше искусство
- Не только как рисовать, но и чем рисовать
- И многое другое!
Лучший способ учиться
Вы сможете посмотреть Ultimate Watercolor Workshop в приложении painttube.tv и система будет отслеживать вашу историю просмотров .
Если вам нужно сделать перерыв в мастер-классе, приложение painttube.tv запомнит место, где вы остановились, и поможет продолжить просмотр с того места, где вы остановились.
Вы можете смотреть цифровую версию на iPhone, планшете, компьютере, Samsung SmartTV, AppleTV, Amazon Fire и Roku . Хотя эти приложения не будут отслеживать ваш прогресс просмотра, как painttube.tv, иногда вы просто хотите использовать свое любимое приложение!
Схема мастерской
- Обретение собственного творческого голоса — Разница между тем, на что мы смотрим, и тем, что мы видим на самом деле как уникальные личности.
- Общая картина: подход и философия — Что мы рисуем и почему. Это движущие силы, которые мотивируют художников и позволяют вам выделиться среди других художников.
- Мир природы — Упражнения, демонстрации и обсуждение по рисованию элементов нерукотворного мира: неба, воды, отражений, пейзажа, атмосферы. Углубленные упражнения в композиции, ценности и установлении глубины в нашей работе.
- Мир, созданный руками человека — Еще упражнения, демонстрации и обсуждения, но на этот раз на тему архитектуры и городских пейзажей. Будут рассмотрены различные средства перспективы и глубины, а также способы редактирования, делающие сложные объекты менее пугающими, и даже эффективные способы вписать человеческую фигуру в городской пейзаж.
- Интерпретация — Том поможет вам взглянуть на мир по-новому, найти интерес к темам, которые вы, возможно, игнорировали раньше, и научиться рисовать исключительно по эталонным фотографиям.
Мастер-класс по акварели Procreate — дизайнерские наброски
Мастер-класс по акварели Procreate — дизайнерские наброскиЯ создал этот курс для всех, кто хочет научиться цифровой акварели с использованием традиционных техник на iPad в Procreate. Мы начнем с нуля и охватим основы вплоть до более сложных тем. Итак, если вы новичок в цифровой живописи или у вас есть некоторый опыт работы с ней, в этом курсе есть что-то для вас. Я поделюсь своими мыслями и методами поиска правильного художественного мышления, как делать наброски для акварели, как планировать и компоновать, как правильно выбирать кисть, а также обо всех приемах и методах, которые я использую для достижения реализма в цифре. акварель.
К концу курса у вас появится уверенность, и вы изучите каждый шаг акварельной живописи от начала до окончательной печати. Курс построен так, чтобы включать как теорию, так и практические примеры. Таким образом, вы можете наблюдать или сразу же выполнять проектные задания по мере продвижения. Я также включил набор пользовательских кистей для Procreate, специально созданных для этого курса, чтобы у вас было все необходимое для дальнейшего изучения. Также есть многоуровневые изображения и примеры, чтобы вы могли изучать и просматривать их во время работы.
Я так рада, что вы прошли этот курс. Так что берите свой iPad и приготовьтесь исследовать цифровую акварельную живопись с совершенно новой точки зрения!
Характеристики:
- 14 видеоуроков (английский язык и субтитры на английском языке)
- Набор кистей Procreate (14 кистей) и руководство по установке
- Текстура бумаги
- Создать файлы курса
- Бонусный урок стратегии кисти
- Постоянный доступ — нет ограничений по времени для прохождения курса
- Уроки доступны для потоковой передачи в любое время через вашу учетную запись Design Cuts
- Видео высокого качества — варианты качества, соответствующие вашему соединению
В набор входит:
- 14 видеоуроков
- Задания курса
- Набор кистей для бонусного курса
- Стратегическое видео бонусных кистей
Размер архивированного файла 976,0 МБ
Типы файлов включены: BRUSHSET, PROCREATE
Совместимость программного обеспечения: Размножаться .