Академический набросок человека – Ой!

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Кафедра академического рисунка

«Рисунок есть основа всякого искусства»
П.Чистяков

В Академии уделяется большое значение академическому рисунку. С первых шагов обучения студенты копируют в музее Академии рисунки «старых мастеров». Это приучает их к культуре владения художественными материалами (карандаш, уголь, сангина и др.), оттачивает владение техническими приемами исполнения рисунка.

Одновременно студенты работают в «гипсовом классе», рисуя и изучая форму на великих образцах классического искусства. Только после «гипсового класса» студенты переходят к рисованию с натуры живой модели: вначале головы человека, затем головы с плечевым поясом, торса, конечностей и фигуры человека.

Во время летних практик студенты работают в Музее слепков Академии Художеств в г.Санкт-Петербурге, изучают и рисуют городской пейзаж, а также делают рисунки и наброски живой природы. Ориентируясь в своих работах на великих мастеров прошлого: Микельанжело, Рубенса, Иванова, Шишкина, Репина и других представителей отечественной и европейских школ Высокого Реализма.

Заведующий кафедрой: Сидоров Николай Павлович, профессор кафедры академического рисунка, член-корреспондент РАХ.

1 КУРС.

2 КУРС.

3 КУРС.

glazunov-academy.ru

Наброски

Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Наброски — это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.

Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник — он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке — словом, всегда, везде и всюду.

Чтобы решать сложные и наиболее интересные задачи наброска, надо овладеть знаниями и навыками изображения простых заданий. Поэтому в начальной стадии обучения не следует браться за выполнение творческих элементов наброска: выразительности художественного решения, непринужденности исполнения и т. п. Это не под силу начинающему рисовальщику. Тематика набросков должна развиваться, в соответствии с важным дидактическим принципом обучения — от простого к сложному: поначалу зарисовки несложных по форме предметов домашнего обихода, интерьера, экстерьера, элементов пейзажа, я затем головы и фигуры человека в движении, сложных позах, ракурсах, сюжетных мотивах. Начальный период выполнения учебных набросков играет важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематические и многочисленные зарисовки различных предметов развивают глазомер, воспитывают чувство пропорций и многие другие профессиональные качества.

Начинающие рисовальщики стремятся быстрее перейти к изображению обнаженной фигуры человека. Действительно, это интересная работа. Но успешно выполнять ее можно, лишь обладая определенными знаниями и навыками, полученными в результате выполнения более простых заданий. Поэтому на первоначальной стадии обучения нельзя пренебрегать выполнением набросков с различных бытовых предметов, элементов растительного мира, построек, интерьера и т. п. Этот важный период учебных набросков всегда признавался и высоко оценивался выдающимися художниками и педагогами. В педагогической деятельности К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского такие наброски всегда находили достойное место. Так, ученику, плохо видевшему пропорции П. П. Чистяков советовал ежедневно делать наброски с бытовых предметов. В мастерской И. Е. Репина учебные наброски тоже были непременной частью учебного процесса. Учебно-методическое значение набросков высоко ценил Д. Н. Кардовский. Главной особенностью его системы обучения рисунку были многочисленные, ежедневно выполняемые наброски с самых разнообразных предметов.

Роль набросков этим не ограничивается. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.

Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию, расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.

При рисовании различных предметов быта следует в общих очертаниях прежде всего правильно конструктивно и перспективно построить их, передать пропорции. Простые формы предметов, близких к геометрическим телам (стол, шкаф, ведра, кастрюли), необходимо изображать быстро и верно в любом их повороте и положении к линии горизонта. В некоторых случаях зарисовки этих предметов сопровождаются передачей светотени, без основательной ее проработки, без характеристики деталей.

В набросках и зарисовках различных объектов современной техники необходимо исходить из конструктивной сущности: в первую очередь необходимо определить и наметить в рисунке главную опорно-конструктивную основу, на которой конструируется весь объект. Например, при рисовании автомашины следует начать набросок с установления самых общих очертаний машины, определяя главные пропорции, длину, ширину, высоту, а затем перейти к рисованию основных деталей. Следовательно, принцип рисования любых таких объектов строится на общих правилах процесса изображения: в первую очередь намечается основополагающее в конструкции и пропорциях, а затем рисунок обогащается характерными деталями.

В набросках пейзажа следует позаботиться вначале о выборе наилучшей точки зрения, с которой пейзажный мотив смотрится наиболее выразительно. Набросок пейзажа должен быть интересно закомпонован. Очень важно с самого начала определить соотношение земли и неба, проведя линию горизонта. В соответствии с линией горизонта намечаются главные части пейзажного мотива, пропорции больших масс, сравниваются размеры рисуемых объектов, их пространственные положения.

Для успешного изображения животных надо хотя бы в общих чертах знать их анатомию. Рисующий должен приучиться угадывать под внешним покровом конструкцию тела животного, понимать взаимосвязь костей скелета, знать расположение основных костей, местонахождение и механизм суставов. Каждому виду животных свойственны свои характерные пропорции, которые изменяются с возрастом.

Большую привлекательность и вместе с тем немалую трудность представляет рисование животных и птиц в движении. Именно в движении наиболее полно раскрывается пластическая характеристика рисуемого животного. Механика этих движений имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при рисовании. Процесс ходьбы или бега у многих животных состоит из ряда связанных между собой чередующихся элементов: очередность выноса ног, симметричность их движения при ходьбе и легком беге и т. д. Каждому движению соответствует определенное положение костей, поэтому еще раз следует подчеркнуть важность изучения скелета животного, анатомии мышц.

Выполняя наброски с различных животных, необходимо присматриваться к их поведению, характерным особенностям формы. Поэтому не следует делать большое количество набросков. За одно посещение зоопарка достаточно зарисовать пять-шесть животных, но зато более внимательно изучить их.

В наброске большое значение имеет характерное и типичное для той или иной модели. Очень важно поэтому сохранить, донести до зрителя эти особенности, выявить, подчеркнуть их. Эта образная сторона чрезвычайно важна именно в наброске. Привычная, характерная для того или иного животного или птицы манера держаться, двигаться, все неповторимое, присущее только данному объекту, должно подмечаться, выявляться рисующим, иногда в нужной степени «обостряться», обыгрываться таким образом, чтобы создавалось убедительное представление о натуре.

Необходимо наблюдать животных в самых различных положениях, рисовать их с разных точек зрения. Внимательный художник не только точно передаст очертания тела животного, его пропорции, но и схватит его «повадку», создаст образное представление о нем.

Искусство наброска существенно отличается от рисования с натуры.

Набросок отличается от рисунка большой суммарностью, лаконичностью восприятия. Художник не столько анализирует объект рисования, сколько создает графическое выражение предмета на основании уже имеющегося у него знания о нем, проверяя свои представления в непосредственном наблюдении. Это важно в образном рисовании.

Учащимся следует соблюдать правильную последовательность работы над наброском: быстро рассмотреть, осмыслить, оценить рисуемый объект, мысленно решить вопросы композиции, увидеть будущее изображение на листе, отметить легкими засечками границы (наиболее выступающие точки) наброска. Обычно достаточно отметить верх и низ изображения для вертикальной композиции или правый и левый края при горизонтальном размещении, затем легкими штрихами установить пропорции, движение изображаемой натуры, переходя в конце к уточнениям и обобщению рисунка.

Пока у рисующего мало опыта, не стоит стремиться к особой легкости, виртуозности, технической ловкости выполнения набросков. Эти качества со временем придут, а пока они не должны быть самоцелью. Гораздо важнее добиваться конструктивной, анатомической правильности изображения.

Голова и фигура человека — это самые интересные и сложные объекты для изображения. Эти зарисовки занимают преимущественное место в работах учащихся старших курсов. С принципами изображения головы и фигуры человека студенты основательно знакомятся во время академических занятий по рисунку. Что касается изображения человека в набросках, то здесь можно дать некоторые дополнительные рекомендации.

Зная анатомическое строение головы и фигуры человека, имея навык в набросках бытовых предметов и животных, студенты легко могут справиться с задачами изображения человека в набросках. При работе над набросками головы и фигуры не делают детального построения изображения, не занимаются тщательной проработкой светотени. Основой наброска является передача пропорций, движения, характера. Эти качественные моменты достигаются с помощью небольшого количества изобразительных средств за короткое время .

Делая набросок головы человека, рисующий прежде всего заботится о том, чтобы быстро и убедительно передать свое впечатление об изображаемом человеке, выявить наиболее характерные особенности его облика, внутреннего мира, настроения и т. д. Процесс же построении изображения, последовательное рисование формы, сравнение частей в данном случае протекает более скрытно и быстро. Рисующий занимается построением как бы попутно. Его внимание сосредоточено на задаче выразить главное, типичное, суметь выразительно и лаконично рассказать об изображаемом человеке.

В набросках большую роль играет острота характеристики изображаемого объекта, образное решение. Причем быстрота выполнения набросков (даже самых коротких по времени) отнюдь не предполагает, не оправдывает наличия в них ошибок, неправды, безвкусицы, дробности и т. д. Набросок должен быть цельным и по возможности свободным по исполнению, но специально заботиться о «свободе» и «ловкости» исполнения не следует. Не техника, не прием, а содержание изображения, верность натуре должны прежде всего составлять заботу учащихся. Свобода в выполнении и техническое мастерство приходят с опытом, после большого количества сделанных набросков.

Одной из наиболее интересных, но вместе с тем и сложных задач, возникающих при работе над набросками, являются зарисовки групп людей, различных сценок, наблюдаемых на улице, дома, в институте и других местах. Чаще всего такие наброски выполняются очень быстро, поскольку рисующий изображает не специально позирующих людей, а фиксирует свои жизненные наблюдения, рисует людей в самых разнообразных ситуациях, различной обстановке.

В этом заключается большая ценность подобных зарисовок. Но это же составляет и немалую трудность для рисующих. Сложность выполнения таких набросков состоит также и в том, что наряду с выразительным изображением отдельных фигур надо найти то общее, что объединяет людей, увидеть их в определенном единстве.

Необходимо заботиться о композиции, цельности набросков, сразу решая размещение всех фигур, намечая всю группу, переходя затем к характеристике каждого персонажа, сравнивая фигуру по пропорциям, характеру, жестам, движениям. Рисующий должен помнить о характеристике целого, о должном обобщении наброска. В более проработанных набросках наряду с решением этих задач должны, хотя бы в общих чертах, даваться индивидуальные характеристики фигур во взаимосвязи, как части единого целого.

Групповые наброски, равно как и наброски отдельных фигур, дают учащимся большую практику и богатый материал для работы над композицией.

Собранный в результате таких зарисовок материал становится золотым фондом художника, из которого он черпает темы своих будущих произведений, выбирает типаж действующих лиц картины, иллюстраций, опирается на этот натурный материал, добиваясь убедительности решения своих композиций.

Наброски могут быть выполнены с помощью линий, имеющих разную толщину и активность, в других случаях художник может использовать средства светотени, тонального пятна, лаконично передавая общую форму, силуэт, характер освещения, объем и материал.

Линия в наброске обладает большими изобразительными возможностями. Пользуясь только одними линиями, не вводя в рисунок светотени, можно не только изобразить пропорции объекта, но и передать его положение в пространстве, объем и характер освещения.

В линейном наброске, в зависимости от характера формы и освещения, линии должны быть разными по тону, от самого светлого до самого темного, разнообразными по толщине, резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Они то усиливаются, то слабеют, то приближаются, то удаляются, исчезая совсем и вновь появляясь во всю силу. Аккуратное вырисовывание формы непрерывными линиями одинаковой толщины придает рисунку сухой, резкий и вместе с тем вялый вид. Такой рисунок так же скучен, как монотонное пение или чтение без понижения и повышения голоса. Самый правильный по пропорциям и перспективе рисунок, обведенный жесткими и одинаковыми по толщине линиями, будет производить неприятное впечатление сухого чертежа. Когда же линии в рисунке разнообразные: то сильные и жирные, то легкие и еле заметные — тогда линейный набросок хорошо вписывается в плоскость бумаги, становится объемным, пространственным и живым.

Различные изменения в характере линий не должны быть случайными и произвольными, они должны быть связаны с натурой. При изменении положения и освещения формы предмета его контур, т. е. видимый край формы или границы поверхностей, тоже меняется, а там, где этот край по тону сближается с тоном фона, контур может быть незаметным. Поэтому в наброске контурные линии и границы поверхностей передаются штрихом разного качества как по тону, так и по ширине и мягкости. В теневых частях предмета линия рисунка проводится сильным нажимом карандаша, в освещенных и на выпуклых частях предмета — слабым нажимом. Те детали, которые в натуре находятся на первом плане и бросаются в глаза с первого взгляда, изображаются резче и отчетливее, а те из них, которые едва улавливаются взглядом или находятся на заднем плане, рисуются тонкими, светлыми и прерывистыми линиями. На форме человеческого тела нет ни одной прямой и геометрически правильной плоскости. Поэтому и граница объема — линейный контур должен быть таким же плавным, меняющимся в зависимости от характера формы, ее движения и положения по отношению к источнику света.

Для более быстрого и правильного выявления характера линий, подчеркивающих форму, следует, глядя на натуру, прищурить глаза, чтобы видеть ее более обобщенно. В этом случае лучше выявляется характер контурных линий предмета. На рисунках выше даны примеры учебных набросков, в которых можно видеть интересную, живую и разнообразную линию, передающую и конструктивные особенности формы, и ее фактурные качества, и пространственное расположение.

По мере накопления опыта в быстром линейном рисовании в набросок можно вводить и светотень, стараясь большими теневыми пятнами передать объем.

Кроме набросков с натуры, необходимо делать упражнения в набросках по памяти. Эти наброски рекомендуется выполнять после окончания работы над длительным учебным рисунком. На основе создавшегося от изученной натуры впечатления рисующий восстанавливает по памяти самые общие, характерные черты ее. Это хорошо тренирует зрительную память и развивает способность к острому восприятию главного, типичного, интересного. Наброски по памяти бывших натурных объектов могут считаться первыми упражнениями по композиции.

Не менее полезны наброски по представлению, которые выполняются без натуры на основе наблюдений. Эти упражнения развивают зрительную память и воображение, помогают накапливать опыт; фантазировать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет большой запас представлений, приобретенных в результате многолетнего рисования с натуры.

Итак, пропорции, движение и характер — вот те свойства натуры, которые передаются в наброске. Если все эти условия соблюдены, то набросок может иметь и самостоятельную художественную ценность.

Одновременно с наброском надо заниматься длительным рисунком, так как чрезмерное увлечение наброском в ущерб длительным заданиям, вместо того чтобы воспитать глаз и наблюдательность может приучить к поверхностному легкомысленному отношению к форме.

 

Материалы и техника набросков

Для набросков можно использовать бумагу разных сортов, различную по размеру, цвету, тону, шероховатости. Для набросков пером хороша гладкая, плотная бумага, на которой не расплываются чернила или тушь. Для одноцветных и цветных набросков акварелью, тушью более подходит бумага, не слишком впитывающая воду, слегка шероховатая. Для выполнения набросков можно использовать карандаши, средние и мягкие по твердости, уголь, сангину, соус, чернила, тушь, акварель, акварельные и пастельные мелки, фломастеры. Можно применять и мягкие цветные карандаши, если только уметь со вкусом подбирать необходимое сочетание цветов. Например, нецелесообразно использовать зеленые и синие карандаши для зарисовок портрета и фигуры человека. Темные и теплые тона для этих целей более привлекательны.

Соусом работают сухим и мокрым способом, если его предварительно развести водой до нужной плотности и палочкой рисовать по влажной бумаге. Наброски в этом случае хорошо передают тональные особенности натуры.

Интересны по своим изобразительным возможностям различные фломастеры. Особенно с такими фетровыми стрежнями, которые позволяют рисовать и тонкими, и широкими линиями, и быстро покрывать большие поверхности бумаги.

Для выполнения набросков часто пользуются одноцветной или цветной акварелью. Заливка акварелью (краской любой насыщенности) иногда сочетается с прорисовкой контура фломастером или пером. Наброски в несколько цветов более трудны, требуют времени, опыта.

Конечно же, они должны оставаться графическим изображением, но не живописным, где более внимательно передаются цветовые отношения между отдельными предметами и фоном.

Работа неразбавленной тушью (или разведенной водой) производится мягкой акварельной или другой кистью. По технике эта работа аналогична работе акварелью (заливка).

Интересны наброски акварельными мелками по бумаге, чуть увлажненной (предпочтительны одноцветные наброски). Выбор материала и техники работы зависит прежде всего от замысла задачи, поставленной рисующим, от характера изображаемого объекта, личных склонностей и вкуса, умения владеть тем или иным материалом.

Наброски животных

Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характер­ные особенности. Ограниченное время, которое отводится для та­ких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания ри­сующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого живот­ного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, по­зволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Вначале лучше выбирать для наброска чучела птиц, с оперением не слишком пестрым, что часто затрудняет поиски общей формы и невольно ведет в сторону детализации.

Чтобы иметь полное представление о форме животною, нужно сделать с натуры наброски чучела, поставленного в различных по­воротах, а затем наброски по памяти и по представлению.

Приобретя некоторый опыт работы в изображении чучел жи­вотных, можно перейти к зарисовкам живой натуры.

Первое время лучше делать зарисовки животных, находящихся в относительно спокойных позах, что облегчает определение общей формы.

В дальнейших набросках наряду с определением наиболее характерных черт формы нужно ставить и задачу передачи дви­жений, говорящих об определенных повадках данного животного.

Так как животное постоянно меняет позу, то набросок будет наиболее доступной формой его изображения непосредственно с натуры и послужит отправным материалом для дальнейшей твор­ческой работы в этой области. При всей трудности работы над за­рисовкой животного, меняющего свое положение, нежелательно, однако, прервав зарисовку одного животного, переходить к на­броску другого в надежде, что повторный сеанс будет более продолжительным. У неопытного художника это часто вызывает чув­ство досады и вносит в работу излишнюю нервозность. Если зари­совка выполняется в зоопарке, нужно поставить задачу более пол­ного ознакомления с характером одного из животных, так как это оставит в зрительной памяти определенный образ, который всегда можно воссоздать по памяти.

Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имею­щий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок не­законченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повто­ряет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвра­щаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».

В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.

Дошедшие до нас рисунки Рембрандта, например, такие, как набросок слона и льва, выполненные итальянским карандашом, бла­годаря выразительной и довольно широкой штриховке оставляют впечатление массивности формы и мощи изображенных жи­вотных.

Среди графического наследия В. А. Серова видное место занимают наброски животных, выполненные очень скупыми средствами и отличающиеся мастерством в передаче характерной формы того или иного животного. Его иллюстрации к басням И. А. Крылова, где в рисунке персонажей художник использует и зрительную память, и опыт работы с натуры, свидетельствуют о глубоком знании характерных черт изображаемых животных.

Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. 1911

Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок. 1898-1899 гг.

 

Виды краткосрочного рисунка

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее до­ступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных поло­жениях, с разных точек зрения.

Подробнее

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

oformitelblok.ru

Программа обучения академическому рисунку:

Программа обучения академическому рисунку:

  • Рисунок геометрических тел (куб, шестигранная призма, шар, по желанию — другие геометрические тела) и предметов различной сложности в разных ракурсах. На этом этапе ученик знакомится с базовыми навыками рисунка, такими как: постановка руки, умение верно брать пропорции, характер формы и разворот предмета в пространстве, принципы построения и навыки работы штрихом, умение верно передавать свет и тень.Уже на этом этапе, акцент может делаться как на большую передачу тональности (для живописцев), так и на большую передачу формы (для скульпторов). В дальнейшем эта тенденция сохраняется.Материалы, применяемые на этом этапе: бумага формата А3, карандаши мягкостью от НВ до 5В, ластик, клячка.

 


  • Рисунок натюрмортов различной сложности. На этом этапе ученик осваивает по сути, те же самые навыки, но применительно к группе предметов и драпировок, различной тональности и по разному расположенных в пространстве.Материалы, применяемые на этом этапе: бумага формата А3 или А2, карандаши мягкостью от НВ до 8В, ластик, клячка. Статья о рисунке натюрморта находится здесь

  

  • Рисунок гипсовых голов и сопутствующих им в изучении портрета пособий (череп и обрубовка черепа, обрубовочные головы, экорше головы, детали лица) в различных ракурсах. Навыки, освоенные на предыдущих стадиях позволяют успешно освоить этот этап.Материалы: бумага формата А3 или А2, карандаши мягкостью от НВ до 8В, ластик, клячка.Рисунок гипсовых фигур, в том числе экорше и сопутствующих им в изучении фигуры человека пособий (кисть руки, стопа, торс, скелет) в различных ракурсах.Материалы те же. Статья о рисунке гипсовой головы Гаттамелаты здесь. Статья о рисунке гипсовой фигуры Геракла здесь. 

 

 

  

  

  • Рисунок портрета живой модели (мужской и женской) различной длительности.Материалы те же, по желанию — уголь, сангина, тонированная бумага и т.д. Статьи о рисунке портрета живой модели находятся здесь, здесь и здесь. 

  


  • Рисунок мужской и женской обнаженной фигуры в различных позах, разной длительности.Материалы: карандаш, сангина, уголь, сепия, белая и тонированная бумага. Статья о рисунке мужской фигуры здесь. 

 

Параллельно, практически с самых ранних стадий обучения настоятельно рекомендуются наброски портрета и фигуры живой модели разной длительности, разными материалами (карандаш, сангина, уголь, сепия, мел, акварель, линеры, белая и тонированная бумага). Если до длительного рисунка фигуры человека желательно дорасти, то короткие наброски, несмотря на кажущуюся сложность в начале, чрезвычайно полезны как для изучения портрета и фигуры человека, так и для развития основных навыков рисунка (развитие глазомера, умение быстро схватывать основные соотношения, быстрая работа линией и тоном). Наброски проходят в нашей студии по вечерам, раз в неделю. Статья о набросках портрета здесь. 

 

 

 

Помимо этого, в теплое время года мы входим на пленэры и зарисовки природных объектов, архитектуры и обитателей Московского зоопарка. Статья о набросках карандашом на пленэре здесь.

  

www.artstudying.com

Быстрые, технически точные, наброски (ручками, маркерами и т.д.) человека

Любая творческая работа начинается с наброска. Вдохновение может прийти в любой момент.

Чтобы запечатлеть мгновение достаточно сделать несколько штрихов в своем блокноте. Но этому, как и любому другому виду рисунка, нужно учиться. Так с чего же начать?

Что такое скетчинг

Техника, когда что-то нужно быстро зарисовать, называется скетчинг, а набросок – скетчем. В таком направлении как дизайн без таких эскизов не обойтись. При помощи эскиза дизайнер передает образ будущего проекта, его идею, расположение деталей и т.д. Но скетчинг вышел за рамки профессиональной деятельности. Художники, владеющие этим приемом, зарисовывают уличные сценки, передают настроение. При помощи наброска можно в нескольких штрихах выразить самую суть, характер, образ сюжета.

Также скетчинг будет полезен начинающим дизайнерам при изучении построения композиции: как расположить элементы, соотнести пропорции и нащупать свой стиль.

Овладение такими приемами рисования пригодятся не только дизайнерам для визуализации своих идей. Она также поможет запечатлеть интересные сюжеты в дороге тем, кто много путешествует, да и любому желающему, кто просто хочет научиться хорошо рисовать.

Как начать?

Для создания скетчей нужно освоить несколько приемов. Для работы потребуются специальный альбом и карандаш (ручки, маркеры и т.д.).
Одна из основных трудностей для начинающих – рисовать движущегося человека. Ведь работая в студии, дома или на пленере у вас неограниченное количество времени, а предметы или модель остаются неподвижными. Все меняется, когда вы выходите за ее пределы и пытаетесь зафиксировать момент динамичной жизни вокруг на бумаге.

Когда начинающий художник впервые выходит на улицу, то первое, с чем он сталкивается — это психологический барьер: кажется, что вокруг нет подходящего сюжета, люди вокруг пытаются заглянуть в ваш блокнот и т.д. В таких случаях нужно попытаться расслабиться и осмотреться по сторонам. На самом деле до вас никому нет дела.

Случается и такой момент, когда вы выбрали интересный объект, достали блокнот, а «модель» либо сменила позу, либо вовсе ушла. В таких случаях следует отойти от классического построения композиции, а начать с общего силуэта. При помощи этого приема вы сможете передать характер изображаемой фигуры и наиболее яркие детали внешности человека.

Если все же вы испытываете большой дискомфорт при попытке рисования на улице, то можно найти единомышленников, которые организовывают специальные встречи и рисуют приглашенных моделей. Здесь будет комфортная рабочая атмосфера, а в конце можно разобрать допущенные ошибки и посмотреть рисунки других художников.

Освоение любого навыка требует отработки. Со временем вы научитесь выполнять эскизы за считанные секунды, так что ускользающий объект на улице, в конце концов, останется у вас зарисованным в блокноте.

Перед началом настоящей работы можно потренироваться дома или студии, рисуя линии и геометрические фигуры в блокноте. Так как главным в скетче является донесение идеи и настроения, то не стоит усложнять работу излишними деталями, а для создания интерьера вокруг используйте простые геометрические фигуры. При этом не нужно забывать о пропорциях, а главные элементы следует выделить. Для обозначения темных участков можно использовать штриховку, а если вы рисуете не только при помощи однотонной ручки, но и в цвете, не обязательно закрашивать весь объект.

Чем и на чем рисовать

Что и как рисовать стало ясно, осталось разобраться чем и на чем делают наброски. На первый взгляд вопросов не возникает. Но тут есть свои нюансы. Например, если вы выбираете маркеры, то понадобится определенная бумага, которая не будет впитывать краску. Ее главная особенность – непромокаемый слой с обратной стороны.

Для создания наброска подойдет и обыкновенная шариковая ручка. С ее помощью можно менять нажим для создания разных оттенков и интенсивности штриха.
Одним из основных инструментов является простой карандаш. Они могут быть мягкими (В) или твердыми (Н). Но лучше использовать мягкие карандаши от – 2В до 6В. Это позволяет быстро научиться регулировать силу нажима и развить уверенность в руке.

Для создания самых выразительных рисунков используются акварельные краски. Этот вид скетчинга самый сложный, и лучше к нему приступать после освоения карандашных рисунков.

Что касается формата бумаги, то выбор остается за вами. Кому-то удобно носить с собой небольшой карманный блокнот. Это позволит хранить все наброски в одном месте, и рабочий инструмент будет всегда под рукой. Можно пользоваться и альбомными листами.

Существуют еще специальные альбомы для скетчинга. Лучше использовать бескислотную бумагу, которая не выцветает и не желтеет, что позволит сохранить рисунок в первозданном виде даже через несколько лет. Альбомы и блокноты лучше выбирать на пружине. Его легко перегнуть во время рисования и убрать в карман.

Как тренироваться

При исполнении работы в стиле скетчинга любая деталь воспринимается как творческая изюминка художника.

Так что не следует бояться сделать что-то не по классическим канонам академического рисунка. Развивать навыки лучше при помощи специальных упражнений.
Нужно упражняться в набросках силуэтов животных, и фигур лиц людей. Пытайтесь по памяти воссоздать человека в движении. Чаще выходите за пределы студии, чтобы в условиях реальной жизни выхватывать из нее любые сюжеты. Собирайте в своей коллекции разные типы сцен, обстановок и типажей.

Регулярно проделывая эти упражнения, всего за 10-30 минут в день можно за короткое время освоить скетчинг.

Для совершенствования навыков на помощь придут и современные технологии. В сети есть множество ресурсов (преимущественно зарубежные), которые помогут потренироваться в освоении создания эскизов.

Например, создание рисунков на время. Вам предоставляются изображения моделей, а ваша задача — за определенное количество минут создать набросок. Есть сервисы, которые не предусматривают временной лимит. На них можно выбрать изображение из набора фотографий по определенной тематике. Минус таких сайтов в том, что придется самостоятельно контролировать время исполнения.

Есть также ресурсы, на которых вы можете самостоятельно выставлять интервал, за который требуется набросать эскиз. Можно отработать отдельные детали.

Помимо образов человека, для эскизов используйте разные референсы. Также не останавливайтесь на одном средстве выражения своих идей на бумаге, используйте ручки, маркеры, краски и т.д. Все это позволит научиться работать разными материалами, а в реальной жизни вы за несколько минут создадите набросок интересной сцены.

Но самостоятельно познать все тонкости создания рисунка будет сложно. Если у вас остались вопросы, то обратитесь к нам и запишитесь на курс скетчинга. Мы поможем вам быстро освоить необходимые навыки создания скетчей, скорректировать ошибки, научим выхватывать суть и воплощать идеи на бумаге.

Похожие записи

arch-risunok.ru

Академический рисунок и живопись. Начало большого пути

 


Академический рисунок – это изображение различных предметов, это основа изобразительного искусства, это систематические знания по физике, геометрии, это жизнь, которая застыла на бумаге. Не зря в Художественных институтах на обучение академическому рисунку уходят годы. К счастью, сегодня арт-студии и художественные школы предлагают получить профессиональные знания в максимально короткие сроки.


Курсы академического рисунка рассчитаны на ценителей искусств разных возрастов, и что самое главное – совсем не обязательно иметь художественную одаренность или навыки рисования: большинство учеников начинают свой путь по стезе творчества не имея никаких представлений о рисовании, но желая научиться этому искусству. Другими словами, курсы графики и академического рисунка отлично подходят для начинающих.

Для чего нужны уроки академического рисунка и что они дают

Курс академического рисунка для начинающих рассчитан на интенсивное изучение основ художественной грамотности. Рисовать могут многие, а профессионально изображать предметы и сюжеты различной сложности – единицы. Именно по этой причине, педагоги нашей студии готовы предложить руку помощи в освоении технически сложной науки. По окончании курсов вы будете увереннее в своих художественных способностях, научитесь свободно ориентироваться в вопросах графики и техники рисунка, гарантировано станете грамотнее в правилах изобразительного искусства. 

Чему учат на уроках академического рисунка

• Законам перспективы;
• Умению компоновать предметы на листе бумаги;
• Способности передавать конструктивное и пропорциональное построение;
• Правильно расставлять светотени и передавать бумаге фактуру предметов.

Материалы для работы:

  • Простой карандаш НВ, 2В, 4В;
  • Мягкий ластик и клячка;
  • ВАТМАН формата А-2;
  • Скотч малярный;
  • Макетный нож.

Основы академического рисунка

1. Особое значение имеет конструктивность предмета, в тоже время, светотень должна четко прослеживаться и гармонично распределяться в композиции.
2. Каждую деталь изображаемого предмета, делят на различные геометрические формы, постепенно прорисовывая и придавая узнаваемый вид каждой форме.
3. Исходя из конструкции предметов, ученик должен находить границы полутонов, каждый из которых занимает свой участок плоскости.
4. Тени и конструкция предметов прорисовываются одновременно, поэтому картина на любой стадии проработки должна выглядеть как завершенное произведение.
5. От великого к малому. Изначально делается набросок и прорисовка крупных предметов, плавно переходя к деталям.

Академический рисунок карандашом
Эта техника подразумевает использование карандашей различной мягкости и твердости. В зависимости от стадии завершенности рисунка используют карандаши: Т, ТМ, М, 2М. Мягкие грифели рекомендуются для наброски изображений, а также для светотеневой прорисовки объемов предмета и заполнения фона. В работе над сложными проектами вначале рекомендуется использовать твердые грифели, которые также применяют для конечного моделирования рисунка.

Академический рисунок натюрморт
Академический рисунок натюрморт карандашом начинается с размещения композиции на листе бумаги. Прежде всего ученик должен найти наиболее выгодный ракурс, определиться с объемами и пропорциями, и лишь после этого приступать к легкому нанесению набросков. 

Академический рисунок фигуры человека
Первой ступенью на пути к профессиональному изображению на бумаге человеческой фигуры является академический рисунок гипсовой головы или череп академический рисунок. Прежде всего необходимо зрительно отметить пропорции и характерные особенности объемной фигуры и найти наилучший ракурс. 
Следующим шагом является равномерная компоновка рисунка относительно листа бумаги и легкая прорисовка наброска, методом, который называется обрубовка головы академический рисунок и представляет собой построение головы с обобщенных форм. Все пропорции должны быть вымерены и строго соблюдены. 
Начать прорисовку элементов, которые находятся ближе к нам, выполнить, академический рисунок носа, академический рисунок глаз, академический рисунок губы, не углубляясь в более мелкие детали.
Прорисовка мелких деталей и постановка светотеней – завершающий этап в рисунке гипсовой головы. 

Академический рисунок ноги, руки, туловища человека также является важной составляющей всего изображения и требует грамотного подхода.

Курс «Академический рисунок и живопись» внесет яркие краски в Ваши серые будни, изменит в лучшую сторону скучную жизнь и откроет много новых талантов.


 Запишитесь на курс «Академический рисунок и живопись» прямо сейчас

+7 (495) 162-24-15

Постигайте без труда основы изобразительного искусства и учитесь рисовать шаг за шагом

мы находимся в 7 минутах от метро Менделеевская 

ул. Новослободская, д.48

 

training.naydisebya.ru

Основы академического рисунка — построение пропорций

Построение пропорций – одна из семи основных задач, которые мы должны решить в академическом рисунке. Дадим сразу определение понятию пропорции.

Пропорция (от лат. proportio — соотношение, соразмерность). Соотношение частей к целому и соотношение их между собой.

В рисунке мы сталкиваемся с тем обстоятельством, что изображаемый объект может быть больше или меньше, чем наш лист бумаги. Например, часть интерьера или фигура человека явно больше среднего размера листа, а бабочка или цветок значительно меньше. А мы можем сделать рисунок, скажем, на листе А3 таким образом, чтобы занять максимально площадь листа и не нарушить соотношения размеров изображаемого предмета.  Для этого мы должны найти способ правильно передать соотношения размеров пропорционально уменьшая или увеличивая все изображение.


С чего начать? Я предлагаю начать с наброска, чтобы установить место изображения на листе и его предполагаемый размер. Сделаем это на примере натюрморта из 3-х предметов.

Следующим этапом будет определение самых больших размеров – всей высоты и всей ширины постановки в правильном соотношении.

Затем мы определяем место и размер каждого из предметов по отношению к целому и друг к другу. Для этого делим большие, уже найденные размеры на соответствующие части. На этом этапе задачей будет найти крайние точки у каждого предмета – верхнюю, нижнюю, правую и левую.

На листе постепенно проступает рисунок, начальный набросок уточняется. Мы можем сравнивать свой рисунок с натурой. Если где-то возникают явные несоответствия, надо их поправить на этом этапе, начав проверку с соотношения самых больших размеров.

Когда место и размер каждого предмета в постановке найдены, мы продолжаем искать пропорции уже внутри размеров каждого предмета точно так же, как делали это с самыми большими размерами. Теперь наша задача – найти все необходимые опорные точки, чтобы можно было разобрать конструкцию каждого предмета.

Неправильно было бы полагать, что этим этапом построение пропорций ограничивается. На самом деле процесс нахождения пропорций деталей и разных уточнений продолжается до самого конца рисунка.

Но задачу по нахождению главных пропорций мы выполнили.

art-exercises.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *