Как нарисовать человека карандашом: поэтапная инструкция для начинающих
Содержание
- Этапы рисования
- Компоновка на листе
- Уточнение положения фигуры и пропорций
- Построение
- Светотеневая проработка
- Работа карандашом для начинающих художников
- Рисунок тела в разных положениях
- Силуэт
- Стоящая фигура
- В движении
- Сидящая натура
- Фигура сбоку
- Лежащая натура
- Рисунок со спины
- Женская фигура
- Фигура в одежде
- Обнажённая натура
- Рисование различных поз
- Рисование группы людей
Кроме вдохновения, качественной бумаги и карандашей, мягкостью от 3B, потребуются базовые знания, как нарисовать фигуру человека. Если разобраться в пропорциях, то нарисовать фигуру человека поэтапно сможет даже новичок. Рассмотрим методики и основные моменты для успешного решения творческой задачи.
Содержание
- Этапы рисования
- Компоновка на листе
- Уточнение положения фигуры и пропорций
- Построение
- Светотеневая проработка
- Работа карандашом для начинающих художников
- Рисунок тела в разных положениях
- Силуэт
- Стоящая фигура
- В движении
- Сидящая натура
- Фигура сбоку
- Лежащая натура
- Рисунок со спины
- Женская фигура
- Фигура в одежде
- Обнажённая натура
- Рисование различных поз
- Рисование группы людей
Этапы рисования
Рисунок состоит из нескольких этапов.
Компоновка на листе
С композиции начинается любой рисунок. В зависимости от позы натуры, выбирается вертикальный или горизонтальный формат. Лёгкими линиями создаются движение и силуэт тела.
Грамотно закомпонованная фигура гармонично размещается на поле листа. Глядя на готовую работу, не должно возникать желания передвинуть нарисованное.
Масштаб изображения нужно выбирать соответственно формату. Слишком крупный рисунок производит впечатление тесноты, требует добавить пространство вокруг. Мелкий – создаёт иллюзию пустоты, хочется обрезать лист.
Уточнение положения фигуры и пропорций
Набросочными линиями намечается изгиб позвоночника, поворот головы, осевые плечевого пояса и тазобедренных суставов. Линейно схематично указывается направление плечей, предплечий, бёдер, голеней, кистей и стоп.
Проводится измерение частей тела и размещение их на листе в упрощённом геометрическом виде (голова – в форме овала, грудная клетка – сплюснутый бочонок, чашеобразный таз, цилиндрические и конические – шея и конечности, призматические – стопы и кисти рук). Уточняется взаиморасположение основных парных суставов (плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных, коленных, голеностопных).
Построение
На этом этапе прорабатываются характерные анатомические особенности. Действует принцип – от общего к частному. Детали вырисовываются только после построения крупных частей.
По сути, построение сводится к разбиванию больших геометрических форм на более мелкие составляющие. Цель – добиться анатомически правильного сечения форм.
Тело человека симметрично, и позвоночник используется в построении как естественная ось симметрии при откладывании отрезков вправо и влево.
Рисунок ведётся мягко, без нажима на карандаш, для того, чтобы вспомогательные линии построения можно было свободно удалить. Одновременно намечается граница света и тени.
Светотеневая проработка
В зависимости от художественной задачи, светотень может ограничиваться лёгкой растушёвкой, или состоять из сложной многослойной штриховки, передающей особенности кожи и фактуры материала одежды.
В первую очередь полностью покрывается собственная и падающая тени. Основной тон концентрируется на теневой границе. Потом прорабатываются полутона и рефлексы. Одновременно наращивается густота тени. В последнюю очередь работа ведётся над светом. Освещённые участки слегка приглушаются лёгким тоном.
Заключительная часть – детализация. Подсветка бликов ластиком, заострение и подчёркивание форм при помощи штриха. Классическая штриховка ведётся по форме предмета.
Работа карандашом для начинающих художников
Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.
Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.
Отличным подспорьем будет рисование отдельных частей тела в разных положениях с анатомической проработкой деталей.
В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:
- Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
- Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
- Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.
Рисунок тела в разных положениях
Попробуем нарисовать человека в разных позах.
Силуэт
Силуэтное рисование может использоваться для натурных набросков, карикатур, иллюстрирования, создания мультипликационных персонажей. При таком виде изображения, пропорции зачастую не сохраняются и даже намеренно искажаются. Контурный тип рисования обычно используют дети. Любой рисунок тела человека также начинается с подготовительного силуэтного наброска.
Стоящая фигура
Пропорциональное построение фигуры в полный рост связано с условным делением её на части. На листе чёрточками отмечаются вертикальные габариты изображаемого человека. Лонное сращение ориентировочно делит тело взрослого человека пополам, голова занимает 1/8 – 1/7 часть. Голова ребёнка в зависимости от возраста – от 1/4 до 1/6.
Габариты, обозначенные на бумаге, делятся на необходимое количество частей. В полученные отрезки вписываются соответствующие контуры тела.
И ещё некоторые пропорции:
- Руки в опущенном состоянии доходят до середины бедра, локти расположены на уровне талии.
- Расстояние, образуемое расставленными в стороны руками, равно росту.
- Длина кисти взрослых людей сопоставима с лицевой частью, стопа примерно равна высоте головы.
- Между глазниц должен убираться ещё один глаз. Лоб, нос, ухо, расстояние от кончика носа до подбородка приблизительно одной величины.
Знание этих закономерностей существенно облегчает задачу рисующего художника.
Чтобы «поставить» человека на листе, требуется определиться с центром тяжести. Для этого проводится вертикаль от ярёмной ямки (у основания шеи спереди по центру) через центр таза вниз. У стоящего с опорой на одну ногу человека, вертикаль проходит через стопу опорной ноги. При этом тазобедренный сустав этой ноги находится выше, таз наклонён вниз от опоры, плечевой пояс – в противоположном направлении. Если натурщик стоит на двух ногах, или облокотившись, оперевшись руками, плечом, спиной, центр тяжести располагается между двух опор.
В движении
Для того, чтобы нарисовать человека в движении, необходим анатомический анализ для точного воспроизведения динамики:
- Положение позвоночника (наклон вперёд при беге, езде на лыжах, наклон с распрямлением поясничного отдела при прыжке вперёд, скручивание при метании и т. д.)
- Взаимодействие частей опорно-двигательного аппарата относительно позвоночного столба. Например, у идущего и бегущего человека тазовые кости и плечевой пояс работают в противовес друг другу. Перенося вес на правую ногу, человек выносит вперёд и вверх левое плечо. При этом левая рука движется вперёд, правая – назад.
- Напряжение определённой группы мышц в каждом движении.
Начало рисунка всегда схематичное: движение хребта, расположение осей плечевого и тазового пояса с обозначением суставов, поворот черепа, направление костей конечностей с одновременным определением их длины, положение стоп и кистей.
Сидящая натура
В рисовании сидящего человека важную роль играет выбор ракурса. Неудачным считается положение прямо перед натурой. У сидящего на стуле в таком случае бёдра расположены в резком перспективном сокращении. В положении сидя на земле – сокращаются ноги или торс, в зависимости от выбранной линии горизонта. Убедительного изображения в такой позиции добиться сложно. Лучшие ракурсы для сидящей натуры – боковые, с линией горизонта на уровне головы, или немного ниже.
В положении сидя поясничный отдел позвоночника распрямлён. Центр тяжести является центром опоры. Большая часть мускулатуры находится в расслабленном состоянии. Деформации подвергаются ягодичные мышцы, и другие, соприкасающиеся с поверхностями.
Фигура сбоку
Изображение в профиль позволяет наиболее остро передать характерные особенности тела – осанку, посадку головы и плеч.
Требуется построение в перспективе грудной клетки, плечевого пояса и тазовых костей. Если голова не находится в чётком профиле, то и черепа. Удалённые от зрителя конечности также будут несколько меньше.
Для верного изображения необходимо найти точку схода на линии горизонта (на уровне глаз) и собрать в ней все осевые линии. Через парные точки (например: грудные мышцы, передневерхние ости подвздошных костей, брови, уголки губ) тоже следует провести вспомогательные линии, чтобы сохранить симметрию тела.
Лежащая натура
Особенности лежащего человека — расслабленность мышц и обвисание мягких тканей под силой земного притяжения. Мышцы, соприкасающиеся с поверхностью, расплющены.
Трудность рисования лежащего тела заключается в перспективном сокращении пропорций. Самые сложные ракурсы лежащей натуры – со стороны головы и стоп. В таких позициях сокращение тела максимальное, построение проблематичное.
В ракурсном изображении частей тела используется метод построения в перспективе геометрических тел.
Рисунок со спины
Стоящего спиной натурщика рисуют в той же последовательности, что и находящегося лицом. Пропорциональные членения переносятся на заднюю часть тела. Так, половина роста находится на уровне крестца. Подбородок располагается по центру шейного отдела позвоночника, следующая отметка – в средней части лопаток и т. д. Задача упрощается отсутствием необходимости рисовать лицо.
Анатомические формы подвергаются геометризации. Стоит избегать прямого освещения, которое затрудняет понимание формообразования.
Женская фигура
Фигура в одежде
Рисование одетого человека сводится к построению обнажённого тела с последующим моделированием драпировок поверх построения. Изображая одежду, нужно разобрать, в каких частях ткань повторяет рельеф тела, а где имеет собственный объём. Например: на женском теле блуза прилегает к телу от ключиц до середины груди спереди, от капюшонных мышц до верха лопаток сзади. Ниже этой границы ткань свободно драпируется.
Жёсткие предметы гардероба (некоторые головные уборы, обувь) обладают собственной геометрией.
При разработке светотени учитывается, что ткани присущи собственный тон и фактура. Распространённой ошибкой является более тщательная проработка деталей и складок материала, чем лица натуры, в связи с чем одежда начинает играть главную роль в рисунке.
Обнажённая натура
Женская фигура имеет ряд пропорциональных отличий от мужской. Плечи несколько уже, грудная клетка меньше по объёму, тазовые кости шире, ноги короче мужских. У мужчин длиннее голени, на черепе более развиты надбровные дуги.
Важный момент при рисунке женщины: у дам центр тяжести находится ниже, чем у мужчин. Смещение центра тяжести происходит при надевании обуви на каблуке и у беременных. Наиболее заметно это сбоку, выражается изменениями прогиба в поясничном отделе. Рисовать женское тело нужно с учетом этой особенности.
Благодаря равномерному распределению подкожного жира, мускулатура скрыта, обладает спокойным рельефом. Это требует плавных линий рисунка и тонкой светотеневой моделировки.
Рисование различных поз
Освоив рисунок с натуры, используя полученные знания об анатомии, можно рисовать тело в разных позициях по представлению. Какая бы ни была задумана поза – естественная или акробатическая, важно понимать систему работы скелета и мышц в каждом конкретном случае. Представление о женском теле, как о геометрическом конструкторе поможет грамотно смоделировать светотень от воображаемого источника света.
Рисование группы людей
Рисунок нескольких персонажей – составная задача из уже рассмотренных. Дополнительно решаются композиционная составляющая и проблема удалённости людей в перспективе.
Кроме линейной перспективы, в рисунке группы используется воздушная. Фигуры первого плана прорисовываются конкретнее и контрастнее находящихся на втором плане. Светотеневая проработка центральных моментов композиции наиболее скрупулезная. При необходимости второстепенный план обобщается лёгким широким штрихом.
Рисование человека – занятие не только сложное, но ещё и очень интересное. Научившись рисовать тело, всегда хочется большего – передать характер персонажа и своё отношение к нему.
Помогла ли вам статья?
День 23 // Как нарисовать позу стоя • Кисть Бардо
День 23 // Как нарисовать позу стоя
Воспроизвести видео
Мы научились рисовать тело; теперь пришло время привести его в действие! До конца этой недели мы будем изучать тело, выполняющее различные действия.
В этом видео я помогу вам создать подвижную структуру тела, которую мы будем использовать в сочетании с референсными фотографиями, чтобы сделать важные наблюдения об изображении действий.
Действие, которое мы будем изучать на сегодняшнем уроке, — Стоять. Мы уже нарисовали довольно много стоящих тел, но давайте научимся рисовать более интересную и естественную позу стоя.
Если вы хотите перейти к разделу СТОЯЧИЕ позы, перейдите к 9:25 в видео.
Но не забудьте посмотреть первые 7 минут этого видео, чтобы узнать, как создать свою скелетную структуру.
Давайте узнаем о позах стоя
Мои наблюдения
Это наблюдения, которые я сделал, изучая людей в позе стоя. Вы можете сделать эти типы наблюдений, выполнив шаги в сегодняшнем домашнем задании. Эти обобщения могут помочь вам в рисовании собственных стоячих поз от руки.
Люди в основном находятся в вертикальном положении
По крайней мере, одна из ступней должна чувствовать опору – ищите центр равновесия тела
Каждая ступня направлена в разные стороны
на этой ноге
Что еще вы заметили? Обязательно сделайте и свои наблюдения!
Домашнее задание
Создание скелетной структуры
Посмотрите видеоруководство, которое поможет вам научиться создавать скелетную структуру, которую вы можете использовать при изучении поз.
Получите несколько справочных фотографий
Соберите как можно больше справочных фотографий конкретного действия, которое вы изучаете, в данном случае стоя. Ниже я предоставил изображения, которые использую в уроке, а также несколько советов по поиску собственных.
Наложение скелетной структуры
Используйте Procreate, чтобы обвести фотографии, чтобы создать постановочную скелетную структуру. Повторите это для максимально возможного количества фотографий. Этот процесс имеет три важных преимущества:
- Вы лучше познакомитесь с тем, как настроить тело в позе стоя
- Вы сделаете важные наблюдения о том, как изобразить кого-то стоящим
- Вы создадите «Страницу поз, » библиотека идей, к которым вы можете обращаться всякий раз, когда вам нужно нарисовать человека, стоящего
Нарисуйте позу от руки
Сделав наблюдения о ходьбе на странице поз, нарисуйте от руки позу стоя. Если хотите, доработайте и дорисуйте набросок со всеми деталями, включая черты лица, одежду и волосы.
Ссылки на фотографии
Два отличных ресурса бесплатных стоковых фотографий: pexels.com и unsplash.com . Ниже приведены фотографии, которые я использовал в уроке. Я связал каждое изображение с его источником. Я призываю вас найти еще больше справочных фотографий. Вы даже можете сфотографировать себя или своих друзей!
Продолжайте исследовать, наблюдать и учиться! Я создал доску Pinterest с дополнительными ресурсами, чтобы помочь вам узнать больше о рисовании тел и поз.
Как рисовать тела и позы: доска Pinterest
Этот урок является частью месячной серии, которая познакомит вас с основами рисования людей и поможет вам развить свой собственный стиль рисования людей. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с вводным курсом по навыкам работы с людьми или перейдите к следующему уроку ниже.
Как рисовать позы: пошаговое руководство от новичка до мастерства
Если вы только учитесь рисовать или являетесь более продвинутым художником, желающим расширить свой предметный диапазон и реалистичность ваших иллюстраций, узнайте, как рисовать человеческие позы — важный художественный навык. Как говорит художник Роберт Джойнер: «Если вы сможете научиться рисовать человеческое тело, все остальное станет для вас очень простым!»
Изучение того, как рисовать позы, может показаться сложным, но как только вы изучите принципы анатомического рисования, следующим шагом будет эксперимент с более сложными и динамичными позами. Следуя этим простым шагам, вы сможете поднять свои навыки рисования поз на новый уровень.
Изучение того, как рисовать человеческие позы у старых мастеров, таких как Микеланджело и Рафаэль, может быть хорошим способом изучения основ.Быстрые ссылки
- 4 шага, чтобы научиться рисовать позы на позы рук, ног, верхней части тела или других частей анатомии. Ради этого руководства мы даем пошаговые инструкции о том, как полностью рисовать позы тела, но те же принципы можно применять при оттачивании определенных частей тела или при обучении рисованию сидя. позы, которые включают стул или другой предмет.
Также полезно иметь некоторый опыт рисования базовой анатомии с менее динамичными фигурами: то есть фигуры, стоящие на месте, лицом вперед, а не прыгающие в сложных позах! Умение рисовать сами тела значительно облегчит вам набег на рисование поз.
Исследуйте потрясающий многоуровневый мир дизайна персонажей с преподавателем Skillshare Originals Джаззой. Шаг 1. Соберите материалы Вам нужны только основные материалы, чтобы научиться рисовать позы тела.Пока вы учитесь рисовать позы, вам понадобятся только основные материалы для рисования, такие как бумага и карандаш или фломастер. Возможно, вы захотите использовать электронный метод рисования, если он у вас есть, но никакого сложного оборудования не требуется. Не беспокойтесь о холсте, красках, пастели или других материалах прямо сейчас, так как идея состоит в том, чтобы попрактиковаться с основами. Вам также понадобится модель для вдохновения, будь то живая модель, фотография или иллюстрация другого художника.
Шаг 2. Набросайте основные линии действий Определение линий движения вашей фигуры — это первый шаг в обучении рисованию поз движения.В любой позе есть как минимум одна центральная линия действия, а возможно и несколько. Представьте человека, стоящего прямо, лицом к вам. Линия действия для этой фигуры будет просто прямой вертикальной линией. Но если кто-то сгибается, скручивается или жестикулирует, эти линии действия будут также искривлены и повернуты.
Определение этих центральных линий — важный первый шаг, так как эти линии образуют основу, на которой вы будете строить свою фигуру. Линии действия — это не все линии и изгибы вашей фигуры; скорее, это линии, определяющие движение позы.
На приведенном выше рисунке основные линии движения повторяют изгиб спины модели и вытянутой ноги, а также диагональное растяжение ее плеч.
Шаг 3: Создание трехмерных фигур для частей тела Представьте, что человеческое тело состоит из различных трехмерных форм.Чертежи человеческого тела можно разбить на набор трехмерных фигур: прямоугольник для туловища, цилиндры для рук и ног, сферы для плечевых и коленных суставов и так далее. Эти основные 3D-формы являются строительными блоками вашей фигуры, в какой бы позе она ни находилась, так что нарисуйте их примерно.
Шаг 4. Добавьте детали и нарисуйте более естественные очертания Добавьте реалистичные очертания своей фигуре.Для начала важно набросать позу фигуры с грубыми трехмерными формами, но человеческое тело редко выглядит как трубка или сфера с четкими линиями. После того, как у вас есть основные пропорции и строительные блоки на странице, нарисуйте кривые, чтобы лучше представить истинный вид человеческого тела.
В качестве дополнительного шага вы можете стереть ненужные карандашные линии и добавить такие детали, как черты лица, волосы и одежду. Однако, когда вы только учитесь рисовать фигуры, вам, вероятно, захочется попрактиковаться в нескольких разных позах, прежде чем закончить набросок до уровня, когда эти последние штрихи необходимы.
Практика ведет к прогрессу
Как шаг за шагом улучшать свои рисунки.
Пройти курс
Советы, приемы и навыки рисования Как рисовать менее жесткие позы Для большего реализма позы не должны быть жесткими.Обучение рисованию естественной позы требует наблюдения и практики. Чтобы иметь возможность рисовать плавные, менее жесткие позы, важно понимать естественные диапазоны движений человека. Если какая-либо часть анатомии, которую вы рисуете, выглядит не так, как будто она слишком жесткая, есть большая вероятность, что вы рисуете позу, которая физически невозможна.
Наблюдения — хороший способ узнать об этих природных ареалах. Если вы рисуете только с мультяшных моделей или рисунков других художников, вам не так легко понять, где лежат ограничения.
Еще один способ предотвращения тугоподвижности — тщательное наблюдение за мышечной и скелетной структурой. Это одна из причин, почему важно изучить основы анатомического рисунка, прежде чем погрузиться в более сложные позы.
Динамические позы: что это такое и как их рисовать Обучение рисованию боевых поз включает в себя отработку динамических поз и может включать обучение рисованию боевых поз.Динамические позы создают впечатление, что фигура находится в процессе прыжка, бега, полета, удара ногой или другого драматического действия. Они часто преувеличены. Если вы хотите рисовать персонажей комиксов, важно научиться рисовать динамические позы.
Принципы рисования динамических поз не так уж отличаются от рисования других поз, поскольку многие позы в определенной степени динамичны. Но чтобы точно запечатлеть динамические позы, вам нужно будет рисовать фигуры, которые раздвигают границы человеческой анатомии до их пределов. Как отмечает художник-комикс Роберт Марзулло, зрители комиксов или персонажей супергероев будут менее обеспокоены правдоподобием диапазона движений, чем зрители других видов искусства. Супергерои не слишком боятся упасть лицом вниз, поэтому не бойтесь преувеличивать углы и искривления при рисовании динамичных фигур.
Помимо персонажей комиксов, хорошим способом попрактиковаться в рисовании динамических поз является использование фотографий спортсменов, таких как спринтеры или прыгуны в высоту. Если вы хотите научиться рисовать боевые позы, посмотрите фотографии боксеров.
Позы аниме: как их рисовать и почему они могут быть хорошей практикой для рисования поз Изучение того, как рисовать позы аниме, может быть хорошим способом попрактиковаться в рисовании поз в целом.Персонажи аниме несколько стилизованы и упрощены, но по-прежнему следуют основным правилам человеческой анатомии и поз, поэтому научиться рисовать аниме-позы может быть хорошим способом попрактиковаться в рисовании фигур. Аниме-персонажи могут выполнять самые разные действия: от сидения и прогулки до бега и прыжков в последовательностях действий, поэтому любые позы, которые вы хотите практиковать, вы можете делать это, придерживаясь общего аниме-стиля.
Аниме как жанр имеет ряд характерных поз, позы, которые сразу же узнаются как аниме, а не какой-либо другой тип иллюстрации.