Как рисовать сидящего на стуле человека: Векторная графика D1 8d d1 81 d0 ba d0 b8 d0 b7 d1 87 d0 b5 d0 bb d0 be d0 b2 d0 b5 d0 ba d0 b0 d1 81 d0 b8 d0 b4 d1 8f d1 89 d0 b5 d0 b3 d0 be d0 bd d0 b0 d1 81 d1 82 d1 83 d0 bb d0 b5: картинки, рисунки

Содержание

Узнаем как правильно нарисовать сидящего человека карандашом и красками?

Изображая человека в своих работах, многие художники рисуют его в разнообразных положениях. В данной статье мы попытаемся разобраться, как нарисовать сидящего человека.

Учимся изображать людей

Чтобы освоить навыки рисования, нужно научиться много наблюдать и изображать с натуры. Для начала следует освоить навыки изображения различных поз, которые можно отобразить схематично, придерживаясь пропорций (голова, торс, руки и ноги).

Для того чтобы понять, как нарисовать сидящего человека при помощи красок и карандаша, необходимо первоначально сделать несколько тренировочных набросков, а потом перейти к основному изображению. Человеческую фигуру рисовать всегда непросто и для этого нужно обладать определёнными теоретическими знаниями и опытом.


Процесс рисования карандашом

Работа выполняется на листе бумаге при помощи простых карандашей – твёрдых и мягких.

Как нарисовать сидящего человека поэтапно:

  • Наметьте главные отрезки композиции и контуры фигуры.
  • Не забывайте измерять положение тела, ног, рук и головы при помощи карандаша.
  • Ещё раз проверьте эскиз на точность углов и пропорций и продолжайте прорисовывать основные линии. Изменяя нажим карандаша, делайте их более яркими в местах, где лежит тень.
  • Приступаем к изображению лица, черты которого наносим быстрыми штрихами.
  • Далее изучаем положение рук и прорисовываем их энергичной линией. Добавляем контуры одежды и складки ткани (если они есть) в области локтя и под грудью.
  • Переходим к нижней части тела фигуры. Наблюдаем положение ног в композиции и отображаем их в работе.
  • Наносим штрихи в светлых участках и постепенно переходим к тёмным.
  • Тон волос сделаем более глубоким при помощи мягкого грифеля и диагональных штрихов. Если волосы длинные и падают на плечи, то изобразим их плавными и волнистыми линиями.
  • Важно, когда вы рисуете фигуру, чтобы зритель правильно понял позу изображаемого человека на бумаге.

Изображения людей в цветовом решении

Научившись и поняв, как нарисовать сидящего человека карандашом, можно приступать к его эскизу в цвете. Для этого понадобятся краски – акварель или гуашь. Первоначально работа выполняется карандашом, затем с применением разнообразных колеров и оттенков.

Как нарисовать человека, сидящего на стуле:

  • Строим основные линии и отрезки на бумаге с использованием грифеля средней твёрдости.
  • Стул лучше рисовать одновременно с фигурой, а не отдельно. Иногда рекомендуется сначала изобразить его, а потом перейти к прорисовке контура изображаемой человеческой фигуры.
  • Определяем светлые и тёмные тона в работе. Если вы работаете акварелью, то блики – это белая бумага, нетронутая краской. При работе гуашью блики можно выделять белилами.
  • Выбираем нужные цвета красок. Наиболее светлыми тонами покрываем лицо и руки.
  • Более тёмные оттенки наносятся после светлых, поэтому к ним переходим постепенно.
  • Создаём цвет и объём одежды, накладывая основные мазки и прорисовывая аккуратно складки.
  • Очень важно изобразить правильно стул, потому что именно он определяет позу человека. Накладываем нужный основной тон и тени на ножки стула.
  • Наносим кистью тени в местах, где спинка стула соприкасается с линией поясницы и одежды.

Для того чтобы понять, как нарисовать сидящего человека, следует учитывать его ракурс. Более приближённые части кажутся больше, а отдалённые – значительно меньше. Чтобы картина получилась естественной, необходимо учитывать данный нюанс.

Застывший свет. Пять идей для фотографий в технике «фризлайт» | Люди | ОБЩЕСТВО

Фризлайт, что в переводе с английского означает «замороженный свет», — относительно новая техника фотографирования. С ее помощью, например, можно создать и запечатлеть на фото картины, нарисованные в воздухе обычным фонариком. Для фризлайта подойдет абсолютно любой фотоаппарат, даже обычная «мыльница». Работать нужно в полной темноте. На фотоаппарате необходимо выбрать ручной режим настройки и выставить выдержку – например, 10 секунд. В течение этого времени  будет длиться процесс фотографирования.

Также потребуется штатив, чтобы фото получались четкими.

Любой может сделать удивительные кадры с помощью подручных средств. Фото: Из личного архива / Вячеслав Черкасский В темноте фотоаппарат реагирует на разные источники света. Для интересного кадра нужно взять любой осветительный прибор и перемещать его в воздухе: можно выполнять разные узоры или просто хаотично размахивать фонариком. На фотографии появится рисунок, висящий в пространстве и недоступный человеческому глазу – с момента начала движения фонарика и до его окончания.

Начинающие фризлайтеры «рисуют» звезды на ночном небе, более опытные могут изобразить силуэт человека, сидящего на стуле. В этой технике полет фантазии безграничен. Каждый осветительный прибор дает разные эффекты. Для таких фото необходимо терпение: из десяти кадров получается один удачный, да и на одно фото уходит много времени. Но это стоит того: кадры выходят оригинальными и отчасти мистическими. О тонкостях фризлайта корреспондент SPB.

AIF.RU поговорил с фотографом Вячеславом Черкасским.

Рисунок в воздухе

Для таких фото понадобится обычный фонарик, можно даже на телефоне. Человеку, который будет рисовать светом, нужно быть в темной одежде: фотоаппарат реагирует на все светлое. Рисовать фонариком сложно, ведь он не оставляет следов в воздухе. Картинка должна быть в голове, а линии – аккуратными и продуманными. Опытные фризлайтеры выполняют эту работу самостоятельно, но начинать лучше в паре. Один человек рисует в темноте фонариком – например, цветок.

В этом кадре нет фотошопа. Фото: Из личного архива / Вячеслав Черкасский

Другой фотографирует. Кнопку спуска затвора нужно нажать с первой секунды рисования. Фотоаппарат шевелить нельзя. Человеческий глаз видит только точку фонарика, мерцающего в воздухе, а в кадре получается цветок. В воздухе можно нарисовать все, что угодно – силуэт человека, мультяшного героя или просто геометрические фигуры.

Огненный шар

Для следующего фото Вячеслав подготовился. Он согнул край проволоки у бенгальского огня и закрепил его на веревке. Этот эксперимент лучше проводить на улице, на открытой местности. Бенгальский огонь нужно поджечь и начать крутить его за веревку.

Из бенгальского огня получается огненный шар. Фото: Из личного архива / Элеонора Кольенен-Иванова

Если вращать огонь перед собой круговыми движениями и при этом еще поворачиваться вокруг себя, на фотографии получится объемный искрящийся огненный шар.

Киберпространство

Те, у кого нет такой лампы, могут собрать ее самостоятельно. Вячеслав взял светодиодную ленту, приклеил ее к куску пластика и примотал к конструкции блок с батарейками. Получился настоящий джедайский меч.

Светодиодную лампу просто пронесли по комнате. Фото: АиФ / Яна Хватова

На этой фотографии ассистент фризлайтера встал в центр комнаты, а Вячеслав медленно прошел с поднятым «мечом» за его спиной – из одного конца помещения в другой. На фото это выглядит как некое киберпространство или параллельная вселенная. Самого Вячеслава в кадре не видно – он в черной рубашке.

Тысячи золотых нитей

Если взять обыкновенную елочную гирлянду со светлыми огоньками и крутить ее, как скакалку, на фото получатся тысячи золотых нитей. Можно использовать гирлянду с разноцветными  огнями – так будет еще интересней. Ее можно вращать вокруг себя или вообще замотаться в нее и начать танцевать. В любом случае, узор будет сказочным.

Вспышка

Самые мистические фотографии делаются с помощью обычной вспышки. Она будет функционировать отдельно от фотоаппарата. Когда фризлайтер нажимает кнопку затвора, ассистент освещает Вячеслава вспышкой. Затем Вячеслав делает шаг в сторону, ассистент снова включает вспышку. Фотоаппарат отображает лишь освещенные моменты, а переходы из одной позы в другую не воспринимает. Так, на одной фотографии получаются несколько клонов: их можно сделать хоть двадцать штук! Если рядом поставить светлый объект, человек получится призраком.

«Любой человек может сделать удивительные кадры без компьютерной обработки или фотошопа, – объясняет Вячеслав Черкасский. – Главное во фризлайте – воображение».

Снимки в технике «замороженного света». Фотогалерея | Фотогалерея

Снимки в технике «замороженного света». Фотогалерея | Фотогалерея

Наброски фигуры человека во время работы. Фигура сидящего человека с натуры

В этом уроке для начинающих мы будем учиться рисовать сидящего человека поэтапно. В нашем случае это будет девушка, которая сидит на стуле в красивой женственной позе. Я буду рисовать в Photoshop, вы, с тем же успехом, можете нарисовать девушку карандашом.

Как нарисовать сидящего боком человека? Рисовать нужно карандашом, не слишком надавливая на него. В последующем линии построения сотрем ластиком.

Начнем рисовать голову девушки. Пока в виде овала. Набросок фигуры можете не делать. Я изобразила его, чтобы стало понятно, какого размера сделать голову.


Шаг 2-ой.

Проводим (мысленно или рисуем карандашом тонкой линией). Этот отрезок поможет нам при построении.


В высоту наша фигура займет пространство в 5 с половиной голов (не считая настоящей головы). В ширину – 4,5 головы. Головы рисовать не следует, но нужно отметить черточками эти отрезки. Как это сделать, показано на следующем рисунке. Не стирайте эти отметки, пока рисунок не будет закончен.



Как рисовать шею? Шея – это цилиндр. Мы отметим ее двумя вертикальными линиями.


Как рисовать тело девушки? Начнем с торса. Середина груди находится на уровне первого отрезка. Спина не может быть идеально прямой. Она немножко изогнута. Но не переборщите с изгибом, иначе красивая молодая девушка превратится в горбатую старушку.



Рисуем окружность на том самом месте, на котором мы сидим. Диаметр этой окружности чуть больше высоты головы девушки.


Как рисовать ноги девушки? Начнем с колен. Колено изобразим окружностью, которая находится как раз посередине третьей «головы» (одной из тех, что мы отмерили по горизонтали).


Теперь рисуем девушке бедра. Вот такой плавной, изогнутой линией от колена к центру большой окружности.


Собственно говоря, вся окружность нам и не нужна. Поэтому мы частично стираем ее и рисуем нижнюю часть бедра.



Плавными линиями рисуем голень.


Как нарисовать ступню? Начнем с пяточки.


Теперь рисуем место, называемое плюсной.


Соединяем плюсну с пяткой и голеностопным суставом при помощи слегка изогнутых линий.


Теперь рисуем носочек. И проводим линию между пяткой и голенью, соединяя их.


Левая нога девушки частично спрятана за правой. Но, чтобы понять ее строение, представим, что правая нога стала прозрачной. Вам не обязательно прорисовывать невидимые части. В последующем я сотру их. Колено находится ниже, так как левая нога согнута под другим углом.


Рисуем голеностопный сустав.


Теперь рисуем нашей девушке голень.



Вот и готова левая ступня девушки.


Как нарисовать руку девушки? Начнем с плечевого сустава. Он находится над первым отрезком (меркой головы).


Теперь рисуем локтевой сустав. Он находится чуть ниже середины груди. Сравните расстояние от локтя до колена и от локтя до плечевого сустава. Первое должно быть чуть длиннее. Затем рисуем сустав, соединяющий кисть и предплечье.


Соединяем суставы руки плавными линиями.


Рисуем кисть. Девушка касается колен пальцами.


Мы учимся рисовать человека, сидящего на стуле.

Теперь рисуем стул.


Левая рука девушки лежит на спинке стула. Рисуем и ее.


Как нарисовать сидящего человека поэтапно?

Пришло время прорисовать лицо и фигуру девушки. Начинаем с лица. Наметим линиями место будущих глаз, носа и губ. Линии построения (овал) можно стереть.



Постепенно заменяем геометрические линии построения на более скругленные. Добавляем объема икроножной мышце.


В итоге получаем такую картину:


Мы рисуем красивую девушку. Поэтому следующий этап – нарисовать девушке длинные волосы, а также прорисовать глаза, губы и нос.


Теперь рисуем одежду девушке – футболку, юбку и туфли на высоких каблуках.


Итак, мы поэтапно нарисовали сидящего человека (девушку).

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать сидящего человека по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Обратите внимание, что это технологический урок и он может быть выполнен как карандашом на бумаге, так и в графической программе.

Для того, чтобы нарисовать сидящего человека нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Нужна программа Фотошоп.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Всех людей объединяют многие анатомические свойства: две руки, две ноги, одна голова и т.д. Но каждый человек уникален. У кого-то больше развиты мышцы, у кого-то глаза посажены глубже, а кто-то носит креативную прическу. Чтобы нарисовать сидящего человека максимально правильно — нужна натура. Ну или много разных фотографий, которые удастся изучить.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

В этом уроке будем рисовать девушку, которая красиво сидит на стуле. Урок средней сложности, но новички вполне могут его повторить. Рисовать будем в программе «фотошоп», но вполне можно использовать и другие инструменты: карандаш или краски. Вот, что должно получиться в итоге:

Нашего сидящего человека начнем рисовать с : нарисуйте овал, разделенный пополам. В этом же шаге лучше сделать набросок фигуры, чтобы понять какого размера будет весь рисунок. Если вы используете карандаш — надавливайте на него не сильно, чтобы в последствии можно было легко стереть контуры.

Овал не просто так разделен линией, она поможет в построении фигуры. Исходя из правил построения идеального человека (рост приблизительно равен 8 головам в высоту), не трудно вычислить, что наша фигура должна быть примерно 5,5 голов в высоту и 4,5 головы в ширину, не считая саму голову.

Сами головы рисовать не нужно, но желательно отметить их высоту черточками:

Теперь можно приступать к рисованию шеи и тела нашей сидящей девушки. Шея — это цилиндр, изобразим ее обычными линиями. Но как рисовать тело?

Начнем с торса. Середина груди должна находиться на уровне первого отрезка. Спина не должна быть идеально прямой, она всегда чуть изогнута, но перебарщивать не стоит, потому что может получиться горб.

Следующим шагом нарисуем нижнюю часть торса и таз: заметьте, что попа сидящей девушки должна быть выдвинута чуть дальше, чем спина.

Чтобы начать рисовать ноги, на месте попы необходимо изобразить окружность. Её диаметр немногим больше высоты головы.

Для обозначения колена тоже нужен свой кружок, который должен находиться посередине третьей головы.

Оба круга можно соединить в бедра плавными линиями, которые пройдут от колена к центру попы.

Нижнюю часть ноги тоже нужно соединить с обеими окружностями, после чего вспомогательные линии можно будет удалить.

Голеностопный сустав обозначаем еще одним кружком (следите за метками высоты), обратите внимание, что он находится чуть ближе к стулу, чем колено.

Прорисовываем голень и начинаем рисовать ступню. Начинаем с пятки и обозначаем все основные суставы нижней части ноги:

Плавными линиями соединяем суставы и рисуем носочек.

Рисуем вторую ногу сидящего человека. Она частично спрятана за правой, но суставы нужно будет прорисовать таким же образом. В противном случае, анатомия человека может пострадать. В любом случае все суставы и вспомогательные линии нужно будет стереть.

Голеностоп:

Ступня и соединительные линии:

Переходим к , плечи должны находиться над первым отрезком:

Локтевой сустав находится чуть ниже середины груди. Если сравнивать длину от локтя до колена и от локтя до плечевого сустава, то первое должно быть чуть длиннее. Затем рисуем кистевой сустав и предплечье.

Соединяем суставы руки сидящей девушки плавными линиями. И схематично прорисовываем кисть руки.

Теперь рисуем стул, ведь урок про сидящего человека…

Вторую руку девушки положим на спинку. Нарисуйте ее тем же способом, что и раньше:

Новый шаг урока «Как нарисовать сидящего человека поэтапно?»: прорисовка . Нужно наметить тонким вспомогательными линиями место будущих , носа и губ, а овал стираем.

Теперь придаем изящности сидящей девушке: скругляем острые углы плавными линиями, добавляя объем груди и тазу. Добавляем объема икроножной мышце.

И после стирания вспомогательных линий получаем это:

Прорисовываем глаза, губы и нос. Добавляем нашей девушке красивые кудри длинных и приступаем к одежде: футболка, юбка и туфли на высоких каблуках.

Рисовать человека довольно непросто. Здесь необходимо разбираться в анатомии. Но, если взять уже готовый рисунок и просто скопировать его, то вполне возможно, всё получится. Для тех, кто хочет рисовать сам, всё-таки лучше изучить различные позы человека. А в этой статье попробуем разобраться в том, (сидящих).

Сидящая девушка

Такой рисунок лучше всего рисовать карандашом «ЕВ» на плотной бумаге. Сначала нужно наметить контуры человека, сидящего на стуле. Для этого рекомендуется использовать Далее нужно прорисовать основные линии. Там, где будет лежать тень, на карандаш следует нажимать более интенсивно. Не бойтесь сделать что-то не так. Дальше, при помощи простого карандаша, нужно нарисовать черты лица. Теперь можно приступить к изображению конечностей. Дальше нужно прорисовать контур одежды. Добавляем детали. Рисуем очертания ног. Теперь можно изобразить стул, на котором сидит девушка. Ножкам стула нужно добавить тени. На волосах девушки нужно нарисовать диагональные линии и добавить тёмный оттенок. Пряди должны падать на плечи. Придаём тон ногам и рукам.

Профиль

Теперь поговорим о том, (боком). Для начала изображаем очертания головы. По диагонали проводим тонкую линию внутри овала. Сразу можно наметить высоту и ширину будущего рисунка. Для этого мысленно нужно изобразить 5 овалов в длину, такого же размера, как и заготовка для головы (можно наметить их отрезками) и 4,5 в ширину. Теперь можно нарисовать шею. Потом приступаем к изображению тела. Спину нужно сделать слегка закруглённой. Идеально прямой она быть не может. Главное, не переусердствовать, иначе может получиться горб. На том месте, где человек сидит, нужно нарисовать окружность. Дальше рекомендуем отсчитать третью окружность в ширину и нарисовать на ней небольшой круг. Между двумя изображенными кругами нужно нарисовать плавную линию бедра. Теперь можем отметить нижнюю часть бедра. Большой круг необходимо стереть. Дальше нужно нарисовать голень. После этого приступаем к изображению ступни. Рисуем пятку и плюсну. Добавляем носочек. Теперь нужно нарисовать левую ногу человека. Она видна не полностью. Чтобы это сделать, можно представить правую ногу прозрачной и изобразить все детали левой конечности. Потом невидимые части можно стереть. Колено левой ноги видно не будет. Нога немного вытянута вперёд. Теперь нужно нарисовать руку. Кругами необходимо наметить суставы. Соединяем их плавными линиями. Дальше надо нарисовать Человек касается пальцами колена.Теперь рисуем стул и левую руку на нём. Дальше прорисовываем все детали лица и фигуры. Все острые углы необходимо закруглить. Рисуем длинные пышные волосы, если мы изображаем женщину. Намечаем линии одежды. Дорисовываем туфли. Итак, мы разобрались в том, как нарисовать сидящего человека карандашом. Это не так уж и просто, но под силу каждому из нас.

Шерлок Холмс

Продолжаем разговор о том, как нарисовать людей (сидящих). На этот раз попробуем изобразить Шерлока Холмса. Сначала нужно наметить очертания головы. Рисуем линию плеч и тела. Дальше намечаем руки Холмса и ноги. Вместо ладоней пока рисуем треугольники. На ногах можно изобразить ботинки. Придаём голове правильные очертания. Добавляем шляпу и плащ. Рисуем брюки. Теперь можно изобразить кисти рук. Рисуем пальцы. Добавляем все части лица. Нос у Шерлока Холмса слегка горбинкой. Дорисовываем трубку. Добавляем кресло, на котором сидит Шерлок Холмс. Рисунок можно не раскрашивать, а просто заштриховать карандашом. На шляпе необходимо воспроизвести клетчатый рисунок.

Подготовка

Говоря о том, как нарисовать людей (сидящих), нельзя не заметить, что дело это очень сложное. Без специальной подготовки мало кто может справиться с этой задачей. Лучше всего сходить на курсы по рисованию или записаться в художественную школу. Там могут подробно объяснить то, как нарисовать людей (сидящих).

Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать наблюдая за позой настоящего человека.

Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой. Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры

В домашних условиях совсем не обязательно иметь большой мольберт. Достаточно сделать себе планшет на А3 формат (чертежный лист размером как два альбомных листа вместе).А в качестве натурщика можно обратиться к любому члену семьи.

Рисуя, не забывайте о пропорциях (от них никуда не денешься). И активно используйте метод визирования. Вспомогательные линии для построения потребуются обязательно. Сначала необходимо определить, где и в каком соотношении к остальным частям тела будут находиться локти, колени. Сколько раз укладывается в туловище голова, определиться с шириной плеч, длиной ног.


После того, как построение будет закончено, и вы убедитесь, что набросок сделан правильно, а фигура пропорциональна, начинайте более детальную проработку фигуры.
Можно сделать себе маленькую подсказку — набросать в углу листа направление движения линий фигуры.


Сначала вы можете и не достичь того результата, которого бы хотелось, но чем дальше, тем лучше у вас все будет получаться.

Зигзаг дизайна

Предлагаем вашему вниманию статью о нидерландском архитекторе и дизайнере мебели Геррите Ритвельде (Gerrit Thomas Rietveld, 1888–1964), предоставленную Ксенией Бандориной, кандидатом искусствоведения, доцентом СПГХПА им. А.Л. Штиглица. 

  


Геррит Ритвельд держит в руках макет своего стула ZigZag

У каждого дизайнера есть любимый проект, а есть проект, сделавший его имя известным. Стул  635 Red and Blue принес мировое признание Герриту Томасу Ритвельду, но сам он больше всех из своих изобретений ценил стул ZigZag.

В начале 20 века мы редко встретим случаи, когда сын шел вразрез с делом отца и удачно начинает собственное дело. Не стала исключением и судьба семьи Ритвельда. У будущего гения дизайна Геррита Томаса Ритвельда было трое братьев и две сестры, которые все вместе трудились на благо отеческой мастерской мебели. В воспомнианиях Геррита вся производимая там мебель навевала на него ужас своими тяжеловесными деталями и чудовищной стилизацией исторических стилей, граничащей с безвкусицей. Но только возможность рисовать в свободное время, и удерживала молодого человека в мастерской. И все же, проработав несколько лет в мастерской отца-плотника, Геррит Томас поступил чертежником к утрехтскому ювелиру Бегееру, у которого работал девять лет. Поиском себя как творческой личности стали его вечерние побеги в архитектуру – Ритвельд посещает курсы под руководством архитектора Клаархамера. Пробуя себя в изобразительном искусстве, Геррит работает и выставляется с группой художников Kunstliefde в 1911-1912 годах.  Но все же, в 1917 году он открывает собственную мебельную мастерскую, взяв за идеал работы Чарльза Рени Макинтоша и эксперименты Фрэнка Ллойд Райта. С Райтом судьба его связала странным образом – Ритвельд получил заказ воспроизвести по фотографиям мебель Райта для клиента голландского архитектора Роберта Вант-Гофф. 

Активная творческая и выставочная жизнь сводят Ритвельда с Тео ванн Дусбургом и Питом Мондрианом в 1918 году. Эта встреча положит начало будущему объединению De Stijl (группа «Стиль») и новому направлению в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне – неопластицизму. Более того, это стиль навсегда определит вектор творческих экспериментов Ритвельда, и он сам станет еще и теоретиком стиля, сформулировав главные принципы неопластицизма: геометрическое расположение горизонталей и вертикалей, палитры, состоящая из основных цветов красного, желтого и синего с добавлением черного и белого. 


Стул  635 Red and Blue

Безусловно признанным олицетворением стиля неопластицизм стал знаменитый проект Геррита Ритвельда «Красно-синий стул» (Rood-blauwe stoel), прототип которого был создан в 1919 году. Стул всеми элементами соответствует заявленному стилю: стандартная цветовая палитра, элементарные геометрические фигуры в основе композиции, сочетание ярко выраженных горизонтальных и вертикальных плоскостей. Надо отметить, что свою знаменитую цветовую гамму стул приобрет только в 1923 году, когда Ритвельд под влиянием картин Пита Мондриана покрасит его в «неопластические» цвета: красный, жёлтый, синий и чёрный. Фотография «Красно-синего стула» сразу же публикуется в журнале группы De Stijl, и становится главным экспонатом на выставках, организованных Bauhaus. Этим изобретением Ритвельд отвергает традиционное мнение, что предметы мебели должны быть мягкими, расслабляющими и комфортными. По словам искусствоведа Пола Овери, одна из функций стульев, созданных Ритвельдом, не давать человеку расслабиться, заставить его всегда быть в тонусе.

Сам Ритвельд, позиционировал свое кресло, как произведение икусства, так как  назвал его «пространственное создание», сравнивал со скульптурой в пространстве, но никак не ассоциировал с традиционными предметами мебели. В 1971 году, исключительные права на его изготовление приобрела итальянская компания Cassina, которая начала массовое производство. Оригинал Rood-blauwe stoel сейчас выставлен в Нью-Йоркском Музее современного искусства.


«Elling Buffet». Буфет. 1919

Модульность, простота и видимость конструкции, геометричность деталей – все эти признаки неопластизма Ритвельд реализовал в проекте «Буфета», спроектированного в 1919 году. А к 1923 году в его мебельных разработках появляется новое качество и новый характерный почерк – асимметрия. Он стремится формами и сочеатнием плоскостей создать открытые пространственные структуры. Конструкция стула «Берлин» (Berlijnse) состоит из четрыех широких досок и трех узких планок, которые перпендикулярны друг другу и как рамы образуют опорные поверхности. Кресло «Кронштейн» (Beugelstoel) – результат экспериментов Ритвельда с гнутой фанерой и попытками создать единую плоскость сиденья и спинки, опорой для которых служит металлический каркас. 


Кресло «Кронштейн» (Beugelstoel). 1927. 

Заявив о себе как о мастере нового искусства нового быта, Ритвельд сосредоточился на архитектуре и занимался только ее почти 20 лет. Одной из программных архитектурных работ Ритвельда считается дом Трюс Шрёдер-Шрэдер. Этот проект продолжает концепцию неопластицизма: прямоугольные формы, традиционная для произведений «Стиля» палитра (белые и серые стены и вертикальные линии, выполненные в основных цветах). Специально для интерьеров этого дома Ритвельд создает авторскую мебель, среди которой стол Schroeder. Стол состоит из пяти простых элементов: округлого основания, двух прямоугольных частей и квадратной столешницы. Цветовое решение построено на концепции минимальных или «основных» цветов: красного, желтого, синего, с добавлением белого и черного. 

В конце двадцатых годов у Ритвельда формируется интерес к теме урбанизма, и он все больше и больше интересуется тем, как сделать мебель и бытовые товары массового производства доступными. Он проектирует быстровозводимого и недорогого социального жилья, в том числе в родном городе, но заказов на эти проекты практически не получает.

Главное же свое дизайнерское произведение он создаст в 1934 году – стул Zig-Zag.


Стул ZigZag. 1934. Cassina коллекция I Maestri

За основу его конструкции Ритвельд берет позу сидящего человека. Сопоставимые с сухожилиями конечностей человека, закругленные боковые секции стабилизируют всю конструкцию. Сам стул состоит из четырех горизонтальных четырех плоскостей, которые располагаются друг к другу под разными углами. Проектируя этот стул, Ритвельд ставит перед собой задачу создать самую простую, структурно правильную форму, что становится архисложной задачей. Дизайнеру требуются много месяцев испытаний, чтобы добиться физики и логики построения конструкции. И он ее находит: стул ZigZag фиксируется ласточкиным хвостом между сиденьем и спинкой, винтами и гайками, а также деревянными клиньями в углах. Сам же Ритвельд, говоря о несоответствии между простой формой и относительно сложной конструкцией, называет стул не иначе как «дизайнерской шуткой».

Но главной целью как нового объекта, так и всех экспериментов дизайна того времени, было создание функциональной формы, которая при этом является продолжением пространства или частью его. Оценивая ZigZag с этой позиции, можно точно сказать, что Ритвельд создал наиболее экономичный вариант производства подобной формы из фанеры.

Как дизайнер, начавший свою карьеру в мебельной мастерской, Ритвельд заложил в проект ZigZag идею промышленного массового производства. За семь лет экспериментов (начав с идеи в 1927 году и запустив в производство в 1934 году) Геррит Ритвельд создал уникальный для своего времени объект – простой, функциональный, образный и рациоанльный. С 1935 он производится с различными пропорциями, соединением и обработкой поверхности. Ритвельд использует ZigZag во многих интерьерах. Он создает несколько цветовых вариаций ZigZag стула, некоторые из которых находятся сейчас в экспозиции Центрального музея в Утрехте. 


Кресло Steltmanstoel. 1964

Почти как предмет искусства, скульптура, манифест выглядит кресло Steltmanstoel, спроектированное Ритвельдом в 1964 году для интерьеров ювелира Hague Steltman. В этот же год Геррит Томас Ритвельд получает звание Почетного доктора Технического университета в Дельфте, и начинает свою последнюю архитектурную разработку – музей Ван Гога, который будет построен через девять лет после его смерти. А в 1968 году имя Ритвельда будет присвоено Нидерландской академии искусств и дизайна.

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица

Развлекательные упражнения | Игры лагерь

Развлекательные упражнения