Построение фигуры человека рисунок: схема для построения пропорциональной фигуры человека

Рисунок фигуры человека в контрпосте

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Первый Московский Образовательный Комплекс»

ГБПОУ «1-й МОК»

.

« Утверждаю»

_____________________

_____________________

«____»___________ 2020 г.

 

Учебно-методическое пособие

для студентов

по учебной дисциплине «РИСУНОК»

Тема: «Рисунок фигуры человека в положении контрпост»

 

 

Разработана

Преподавателем рисунка и живописи

Клименской С.В

 

 Согласовано

На заседании ПЦК

Протокол№

От «___»  __________2020г.

Председатель Бармина Н.А..

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2020г.

Пояснительная записка.

Данная учебно-методическая разработка является частью учебного пособия по курсу « Рисунок»

 для студентов по специальности : «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы».

В нее вошли следующие разделы:

1. Инструменты и материалы

2. Анатомическое строение

3. Поэтапное ведение рисунка

4. Контрольные вопросы для повторения

5. Рекомендуемая литература.

 

 

Процесс обучения в ГБПОУ Первый Московский Образовательный Комплекс все больше предъявляет требований к самостоятельной, близкой к исследовательской деятельности студента.

Самостоятельная работа превращается в такой комплекс разных видов деятельности  , который развивает познавательные способности обучаемых, содействует выработке практических умений и навыков, повышает культуру, расширяет кругозор.

Обеспечивает продуктивность нравственного, эстетического и трудового воспитания студентов.

Основная задача дисциплины состоит в том, чтобы научить студента видеть и правильно анализировать форму предмета. Способствовать развитию пространственного мышления и глазомера, а так же способствовать активизации творческой деятельности. Воспитывать эстетический вкус и любовь к прекрасному.

 

В результате изучения учебно- методического пособия студент должен знать и уметь :

 

1. Анатомическое строение фигуры человека

2. приемы построения фигуры человека

3. пропорции фигуры человека

4. технические приемы передачи объема формы

5. соблюдать последовательность ведения рисунка

6. практическое выполнение с живой модели.

 

Инструменты и материалы:

1. Ватман или ватман , натянутый на планшет

2. кнопки

3.карандаши графитные ТМ; Т; 2Т; 2М

4.ластик

 

Анатомическое строение и пропорции фигуры человека.

Из многообразных форм природы тело человека является наиболее сложной и наиболее совершенной формой. Изучение фигуры человека вооружает художника профессиональными знаниями, необходимыми для работы во всех видах и жанрах изобразительного искусства

Работа над рисунком человеческого тела немыслима без знания пластической анатомии. Обратим внимание на общее построение фигуры, имея в виду пластическую связь между ее отдельными формами.

Основой туловища служит позвоночный столб, несущий на себе голову и грудную клетку. Нижним концом позвоночный столб вклинивается между костями таза, являющегося неподвижным фундаментом туловища и соединяющим туловище с нижними конечностями. Нижним конечностям соответствуют верхние конечности, из всех частей скелета располагающие наибольшей свободой движений.

Позвоночный столб состоит из двадцати четырех позвонков; семи шейных, двенадцати грудных и пяти поясничных. В соответствии с этим разделением позвоночник имеет изгибы , определяющие форму спины.

Движения головы и туловища зависит от движения позвонков.

Наибольшую подвижность позвоночный столб имеет в той части, где расположены пять поясничных и два нижних грудных позвонка.

Сзади позвонки снабжены остистыми отростками. К остистым отростками грудных позвонков прикрепляются ребра грудной клетки, загибаясь вперед, ребра сходятся, соединяясь с грудиной. Общий вид грудной клетки напоминает бочонок.

Поверх ребер к грудине прикрепляются ключицы, напоминающие букву S, к которым подвешены верхние конечности. Сзади на ребрах лежат лопатки.

Верхняя конечность сочленяется с лопаткой и имеет три основные части: плечевую кость, лежащие рядом локтевую и лучевую кости предплечья и кисть, образуемую из запястья и фаланг пальцев.

Если верхние конечности сочленены с плечевым поясом, то нижние конечности сочленены с тазом. Таз взрослого человека образуется из четырех костей: двух безымянных костей, крестца и копчика.

Снизу таз соединяется с нижними конечностями, каждая из которых состоит из бедренной кости, лежащих рядом большеберцовой и малоберцовой костей голени и стопы, образуемой из предплюсны, плюсны и фаланг пальцев.

Говоря о скелете, необходимо коснуться так называемых основных или опорных точек тела, служащих художнику ориентирами в работе над построением форм, определением пропорций и передачей движения фигуры человека.

Позвоночный столб имеет три основные неизменные точки, определяющие линию изгиба спины. Спереди- на соединении ключиц, на конце грудной кости, на лобковом сочленении, на верхних краях подвздошного гребня- парные точки, на изгибах нижних ребер, на наружных концах ключиц –точки, определяющие ширину плеч. Сзади основные точки расположены: на седьмом шейном позвонке, на крестце, на акромиальных отростках и на углах лопаток.

Основные точки верхних конечностей расположены: на головке плечевой кости, на мыщелках плечевой кости, на концах лучевой и локтевой костей.

Основные точки нижних конечностей располагаются следующим образом: на тазовом гребешке подвздошной кости, на больших вертелах бедренных костей, на надколенной чашке, на лодыжках, на пяточной кости, на фаланговом сочленении, на концах пальцев.

Основные опорные точки скелета и узлы связи используют как ориентиры при определении сравнительных пропорций. Необходимо знать главные пропорциональные соотношения частей фигуры взрослого человека.

За масштабную единицу , служащую для определения пропорций, принимается ,обыкновенно. Какая-нибудь часть тела, чаще всего голова.

Серединой вертикально стоящей фигуры натурщика является лонное сращение-лобок.

Голова, взятая за единицу измерения, укладывается в росте фигуры примерно семь раз. Микеланджело делил фигуру (высокого роста) на восемь частей.

Нижняя конечность делится по коленному суставу пополам –бедро равно голени вместе со стопой.

Расстояние от лобка до яремной ямки несколько больше длины бедра, голени со стопой. Эти три размера легко сравнивать между собой.

Верхняя конечность от акромиального отростка лопатки до первого сустава указательного пальца равна трем или трем с половиной размерам головы.

Плечо от акромиального отростка до локтевого сустава равно полуторным размерам головы и расстоянию от яремной ямки до талии  . Опущенная рука равна трем головам. Средний палец кисти достигает середины бедра.

На боковой поверхности ( в профиль) серединой фигуры является большой вертел бедра, а на задней поверхности- нижняя точка крестца, делящая фигуру пополам.

Однако, твердого канона пропорций человеческого тела фактически не существует. Средние данные фигуры человека могут служить лишь относительным руководством в работе, где необходимо следить за характером натуры.

Знание пластической анатомии дает понимание устройства тела человека и механизма его движения, позволяет приступить к изображению фигуры, исходя из ее внутренней конструкции.

Рисунок фигуры человека.

Учебную работу над рисунком фигуры следует начинать с рисования обнаженной, спокойно стоящей модели. Излюбленной позой для продолжительного учебного рисования является фигура в положении стоя, (контрпост) когда тяжесть тела приходится на опорную ногу, другая нога несколько отставлена и согнута в колене.

Прежде чем начать работу на основном листе, нужно определиться с последовательностью этапов ведения рисунка. Для этого полезно сделать несколько набросков с разных точек обзора фигуры.

1. Внимательно изучаем предмет изображения , определяем его  масштаб и габариты для лучшей компоновки в листе.

Рисуем на формате А-2. Определяем композиционное расположение фигуры на листе. Отметив крайние точки вверху, внизу и в боках, т.е., определив границы рисунка, делаем быстрый легкий набросок всей фигуры, в самых общих чертах. Главная линия (вертикаль) от точки вверху до нижней точки делится пополам и тем самым мы определяем место лонного соединения. Определяющим движение стоящей модели является  эта главная линия ,центр тяжести (вертикаль), идущая по передней поверхности фигуры : от яремной ямки, вдоль оси грудины, белой линии живота, середины лобка, по внутренней стороне опорной ноги.

Ориентируясь на линию центра тяжести, намечаем, пользуясь основными точками фигуры, положение плечевого и тазового поясов. Зафиксируем положение опорной ноги, наклон таза в сторону свободной ноги ,противоположный наклон грудной клетки вместе с плечевым поясом. Рис.1.

2. Вторая стадия рисунка –осуществляется более точное построение и пластическая увязка главных частей. Начинать эту увязку лучше всего с таза, уточнив его наклон и определив ширину по отношению к высоте фигуры, а также к ширине плеч, которые попутно устанавливаем в размере. Найдя середину фигуры, отметим место лобковой кости линией, параллельной наклону таза. Более точно «привязываем» к тазу ногу, на которую сделан упор. Определяем пропорции бедра, голени и стопы, найдя в натуре места тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Намечается место стопы и ее общая форма. Так же рисуется и другая согнутая нога.

Рис.2

В данном случае бедра обеих ног почти параллельны, поэтому они одинаковой длины и линия, соединяющая их коленные суставы, параллельна наклону таза. Особое значение приобретает правильность определения взаимоположения и построение коленных и голеностопных суставов, лодыжек и главных точек касания стоп к основаниям.

Далее уточняем построение грудной клетки, ее пропорции в ширине и высоте, строя арку ребер симметрично от грудинной кости. Намечается линия, ограничивающая снизу грудные мышцы.

От яремной ямки в сторону по ключицам строятся плечи. Голову увязывают от яремной ямки через грудинно-ключично-сосцевидные мышцы, наблюдая смещение середины подбородка по отношению к яремной ямке.

После этого переходим к построению рук, определяя взаимное положение и пропорции главных их частей: плечевой, предплечья, запястья и кисти.

В это стадии рисунка начинается прокладка основных теней. Построение и уточнение форм должно проходить в беспрерывном сравнении деталей друг с другом и со всей фигурой по величине, местоположению, наклону и т.п. Рис.3

3. Третья стадия рисунка- заключительная. Это лепка формы линией, штрихом и тоном. Приступая к лепке формы недостаточно знать только строение скелета, необходимо также изучить основные мышцы тела. Не зная расположения мышц, нельзя уяснить себе значения теней, обрисовывающих ту или другую форму тела, и невозможно правильно передать саму форму.

На этой стадии прорисовываются детали. Уточняется построение формы всех важнейших мышц, частей лица, фаланг пальцев и пр. с  полной светотеневой проработкой их. Эта стадия наиболее длительная.

Степень законченности рисунка в деталях должна быть на всем протяжении рисунка одинакова и зависеть от длительности рисования. Заканчивая рисунок, необходимо согласовывать детали с целым обобщением их, приводя главным образом к общей тональности, сообразуясь с силой, местом и удаленностью источника света. В данном случае свет искусственный сверху. Поэтому контрастнее всего фигура в верхней части, там наибольшая сила света и тени. С удалением от источника вниз, контрастность освещения уменьшается, сила света и теней заметно ослабевает.

Падающая тень от фигуры на горизонтальную поверхность и фон подчеркивают положение фигуры в пространстве.Рис.4.

 

 

Контрольные вопросы для повторения.

1.Основные части скелета человека.

2. Из каких частей состоит позвоночник.

3.Что такое контрпост.

4.Основные пропорции фигуры человека.

5.Как называются кости головы

 

 

 

 

Рисунки

1. Габариты изображаемого предмета.

2. Деление на основные части .Прорисовка осей симметрии.

3.Прорисовка границ света и тени

4.Лепка формы линией ,штрихом и тоном.

 

 

 

 

 

 

 Список рекомендуемой литературы.

1. Павлов Г.Г; Павлова В.Н; Павлов Г.М. Пластическая анатомия. Москва. АПП ,,Джангар,, 2000г.

2. Чурилин П.И. Учебный рисунок головы человека. Учебное пособие по рисунку. Москва. МАРХИ,1980г.

3. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц.Москва,  ,,Высшая школа,,1978 г.

4.Рыжкин.А.Н.Как рисовать фигуру человека, Москва,Эксмо,2014 г.

 

 

Критерии оценки работы по данной теме:

1.Компоновка  изображения

2.Правильность пропорций

3.Знание анатомического строения фигуры

4.Грамотное конструктивное построение

5. Качество тональной проработки формы

6. Выразительность рисунка.

 

 

Рис.1

Рис.2

Рис. 3

Рис.4

Рисунок фигуры человека — презентация онлайн

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия — военный

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Творческий проект «мой профессиональный выбор»

Развитие связной речи у дошкольников

Технология В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Реальная школа»
Подготовили педагоги
МБУДО ЦДО «Реальная школа»
объединения Тестопластика:
Перова Е. В., Ряжинова Е.А., Минакова Л.С.
Воронеж, 2020 г.
«Палка, палка огуречикполучился человечик»
Мы рисуем, лепим все что видим вокруг себя,
окружающий нас мир. И хотя, мы постоянно
видим вокруг себя людей, изображение человека
вызывает трудности. Человек — самый
сложный объект изображения.
ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ
У каждого из нас есть голова, руки, ноги и т.
д. Мы похожи, но разные. Художники
заметили, например, что фигуру человека
можно разделить пополам по тазобедренным
суставам. Гибкие люди могут сложиться
пополам, обняв колени. Сгибаться мы будем
именно, благодаря суставам. На схеме видно,
что тазобедренные суставы расположены
примерно посередине тела.
У нас есть и другие суставы. Плечевые
(поднимаем руки), локтевые (сгибаем руки),
коленные (садимся, сгибаем ноги). На схеме
суставы отмечены кружками.
СМОТРИТЕ КАК МЕНЯЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ
РУК, НОГ, ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА В
ДВИЖЕНИИ.
Условное изображение скелета
и мышц человека
Ознакомьтесь. Обратите внимание, длина рук
доходит примерно до середины бедра,
а не до колен или пяток.
ПРОПОРЦИИ — СООТНОШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО
Чтобы научиться рисовать человека, нужно знать
отношение частей его фигуры относительно величины
головы. Ещё древние греки создали канон,
в котором за единицу измерения была взята
голова человека. В росте взрослого человека
голова помещается примерно 6-8 раз.
ПРИСТУПИМ К РИСОВАНИЮ!
Шаг 1
Как обычно, построение
фигуры начинается с
наброска простым
карандашом. Сначала
найдите правильное
расположение крупных
деталей на бумаге. Затем
идет изображение
овальной головы и торса,
состоящего из двух
трапеций,
соприкасающихся в
области талии.
Шаг 2
От верхних углов
большой трапеции нужно
провести линии рук, а от
нижней части маленькой
трапеции — линии ног.
Обратите внимание на
то, что верхние
конечности короче
нижних!
Шаг 3
Следующий шаг —
придание конечностям
объема. Плечи,
предплечья, бедра и
голени изобразите в виде
вытянутых овалов,
сужающихся книзу.
Шаг 4
Пальцы с ладонью
можно изобразить в виде
варежки, а нижнюю
часть ноги — в форме
треугольника. Но можно
сделать более детальный
рисунок, нарисовав
кисти рук с пальчиками.
Шаг 5
На следующем этапе
уберите лишние линии и
придайте силуэту
завершенность. Эскиз
фигуры очертите
карандашом, голову
соедините с туловищем.
Добавьте характерную
деталь — мяч в руке
мальчика.
Шаг 6
Теперь человечка нужно
одеть, затем нарисовать
линии роста бровей,
наметить расположение
носа, глаз, рта.
Завершите легкий
карандашный рисунок
детализацией предметов
одежды и обуви, черт
лица. Волосы
изображаются с помощью
отрывистых линий.
Шаг 7
Чтобы получить
естественный оттенок
кожи, используйте
бежевый или оранжевый
цвет. Не нужно сильно
давить на карандаш!
Раскрашивая одежду,
лучше использовать
разные оттенки одного
цвета, выделяя свет и
тень, так рисунок будет
более ярким и
реалистичным.

English     Русский Правила

Наращивание новых мышц — класс рисования рисунков

4 комментария / Художественное образование, Рисование, Фигуры, Без рубрики

Для меня обучение в наши дни — это «наращивание новых мышц».

Привет! Позвольте мне объяснить, что я имею в виду. Видите ли, последние несколько месяцев я хожу на курсы рисования под названием «Элементы фигурного рисунка, анатомия для художников». Это онлайн-класс, проводимый Лигой студентов-художников Нью-Йорка. И инструктор — художник Майкл Бербан.

Что замечательно в этом классе, так это то, что он позволяет мне глубже погрузиться в рисование фигур. Хм, а что значит глубже? В моем случае это включает в себя изучение и изучение того, как использовать скелет в качестве базовой структуры фигуры. Я улавливаю идею на базовом уровне, и со временем, возможно, я стану более осведомленным. То есть я смогу построить фигуры, используя наблюдательность, знания и воображение. И именно эти навыки я имею в виду, когда говорю «наращивание новых мышц».

А пока начнем с вышеупомянутых основ. В это время мы изучаем разные части скелета. Затем, я думаю, мы изучим мышцы и то, как они сочетаются со скелетом. Почему? Потому что мышцы и скелет влияют на поверхность фигуры.

Я все еще изучаю эти идеи, поэтому они звучат грубо или расплывчато. Итак, давайте посмотрим, смогу ли я объяснить то, что я изучаю, по-другому. Так, например, одно дело знать, что на рисунке фигуры есть нога, которая выглядит «неправильной». Другое дело знать, что не так с ногой и как это исправить. Причем, исправить это в соответствии со стилем рисунка.

Да, я думаю, вы могли бы сказать, что курс посвящен изучению деталей анатомии человека таким образом, чтобы это было полезно художникам.

Кстати, хочу сказать, что это не первый урок художественной анатомии, который я посещаю. Я очень рад, что информация, которую я узнала из «Анатомии для художников» Сары Бернс, оказалась полезной и применима и к этому классу. Впрочем, это не так уж и удивительно, ведь Сара — отличный инструктор. И то, что мы изучали в ее классе, подготовило меня к тому, что я изучаю сейчас. Я бы сказал, что научиться рисовать фигуру не так просто и требует времени на изучение.

Итак, что все это значит для меня и моих работ? Ну, я учусь работать в реалистичной манере. Или, скорее, поймите и нарисуйте человеческую фигуру в реалистичной манере. Означает ли это, что я отказываюсь от своего «стиля Пегги» рисования фигуры? Может быть, а может и нет.

Я надеюсь, что у меня будут необходимые навыки рисования, чтобы применить их к тому способу, который мне нужен, для создания определенного рисунка или картины. Если я хочу, чтобы эта нога выглядела шаткой, я могу это сделать. И наоборот, если я хочу, чтобы нога выглядела естественно, я тоже хочу это сделать.

А вот и колени! И, перспектива! Да, и не забывайте про пропорции. Так много вещей, чтобы узнать, но я отвлекся.

Итак, я уже несколько месяцев не выпускаю новые картины. Мне трудно сказать, потому что есть желание. Тем не менее, научиться рисовать человеческую фигуру в естественной, реалистичной манере — это то, чем я хочу заниматься. И это требует времени и усилий. Другими словами, я посвятил себя развитию этих новых мышц.

Говоря о мышцах и рисовании, я учусь изучать рисунки мастеров, начиная с Микеланджело, де Винчи и многих других.

Кроме того, инструктор Майкл Бербан может связать упражнения с более широкими уроками истории искусства.

Итак, подводя итог, я прохожу курс «Элементы рисования фигуры, анатомия для художников», который проводит Майкл Бербан  в онлайн-лиге студентов-художников. Я называю это периодом времени для «наращивания новых мышц», потому что я учусь и развиваю новые навыки рисования. И мне нравится это!

Основы рисования фигур

« Назад к Гуманитарным наукам и наукам

СТАТЬЯ 67 — Искусство и анатомия: основы рисования фигур

Квартал: весна

День(и): суббота

Дата(ы): 29 апреля — 6 мая

Время: 10:00—12:30 (PT)

Крайний срок возврата: 22 апреля

Единица измерения: 0

Марка Ограничение: только NGR; нет кредитной/буквенной оценки

Стоимость обучения: $260

Преподаватель(и): Лорен Тумер, Брюс Фогель

Ограничение: 15

Доступна запись занятий: Да

Статус: Открыто

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ » (возможны изменения)

Spring

Дата (S)

апрель 29 — 6 мая

2 дня

Дата возврата средств

апрель 22

0 Блок

FEES

$ 260

РЕСПРИЗКА

NGR; без кредита/письменной оценки

Инструктор(ы):

Лорен Тумер, Брюс Фогель

Ограничение

15

Запись

Да

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ » (возможны изменения)

Основанный на курсах по искусству и анатомии для студентов-медиков Стэнфордского университета, этот курс рисования представляет собой уникальную возможность исследовать человеческое тело глазами художника. Мы начнем с введения в терминологию искусства и анатомии. Затем, когда инструкторы демонстрируют практику, ученики будут рисовать шаг за шагом на бумаге. В оставшееся время урока учащиеся будут работать над своим медленным рисованием фигур. Студенты узнают, какие основные структуры создают формы на поверхности эталонной фигуры. Трехмерные и двумерные изображения будут нашими ориентирами, когда мы будем изучать основы рисования упрощенных фигуративных форм. Студенты будут получать прямую обратную связь и руководство во время работы, и им будет предложено практиковать внимательность и терпение, сохраняя открытую перспективу и творческий подход. Студенты закончат курс с пониманием одного подхода к рисованию фигуры человека.

Предыдущий опыт работы в медицинской иллюстрации приветствуется, но не обязателен. Для этого курса студенты должны приобрести собственные художественные принадлежности, стоимость которых будет зависеть от индивидуальных потребностей студентов.

Каждый курс из серии «Искусство и анатомия» посвящен отдельной области: человеческой руке (осень 2022 г.), основам пропорций человека (зима 2023 г.), рисованию фигур (весна 2023 г.) и человеческому лицу (лето 2023 г.). Хотя эти курсы основаны друг на друге, каждый курс также можно пройти независимо.

ЛОРЕН ТУМЕР

Преподаватель кафедры искусства и истории искусств и отделения клинической анатомии, Стэнфорд Лорен Тумер разрабатывает, направляет и преподает курсы по искусству и анатомии в Стэнфордской школе медицины и Школе гуманитарных наук. Ее внимание сосредоточено на области медицинских гуманитарных наук с акцентом на искусстве и анатомии, а также на том, чему они учат будущих практикующих врачей и художников о человеческом измерении. Она получила степень магистра изобразительных искусств в Стэнфорде.
БРЮС ФОГЕЛЬ

Адъюнкт-профессор отделения клинической анатомии отделения хирургии Стэнфордской школы медицины Брюс Фогель разрабатывает, направляет и преподает на курсах бакалавриата, медицинской школы и на выездных курсах в Стэнфорде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *