§ 7. Методика работы над рисованием фигуры человека
Стремление запечатлеть себя или внешность другого человека свойственно художнику. В краткосрочных или длительных рисунках важно передать пластику тела, его конструктивные особенности, пропорции и характерные черты.
Человек с точки зрения формообразования является сложным объектом.
Можно представить, что голова — это шар, шея — цилиндр, грудная клетка — бочонок, руки и ноги — тоже цилиндрической формы и т. п. Форму тела и движения человека во многом определяет скелет. Это каркас. Схематические проволочные рисунки помогают понять, как лучше передать особенности разнообразных движений. Потренируйтесь в рисовании таких человечков.
Только постоянные тренировки руки и глаза в процессе изображения фигуры человека могут привести к успеху. В период обучения рисунку рекомендуется ~ждую свободную минуту уделять наброскам и зарисовкам с на- туры: в транспорте, в библиотеке, в буфете, в кругу семьи и друзей. Лучше
при этом не докучать незнакомым людям пристальным разглядыванием, На- броски надо выполнять незаметно для модели, чтобы поймать естественность поз и движений, Когда человек читает, смотрит телевизор, шьет, работает на компьютере или занят другим делом, он зачастую долго сохраняет определенную позу или повторяет одни и те же движения, что значительным образом облегчает процесс изображения, Рисование людей с разных точек зрения позволит собрать интересный материал для последующей работы. Наблюдая людей, постарайтесь понять, как начинается движение, как сохраняется равновесие даже при резком изменении направления движения. В качестве эксперимента попробуйте сделать наброски танцоров и спортсменов углем, фломастерами, кистью и тушью, акварелью на тонированной и оберточной бумаге. Характер движения попытайтесь передать быстрыми штрихами. Это дает свободу импровизации. В учебных целях полезно сделать силуэтные рисунки людей различных профессий,
Длительные учебные рисунки фигуры человека с натуры показывают красоту строения тела, особенности моделировки формы с помощью света и тени.
Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения.
Основа активного подхода к рисунку человеческой фигуры — построение «по движению». Определяются ярко выраженное движение главных форм и динамика внутри формы. Изображение в рисунке движения, ритма, контраста и
соподчинения форм — обязательные задачи при изучении натуры. Стремление работать цельно подразумевает не только выявление верных пропорций, характерных особенностей всех объемов, но и умение что-то пропустить по ходу работы, а какие-то детали под- черкнуть. При таком подходе вырабатывается прекрасная потребность рисовать не просто
Последовательность рисования фигуры человека
Начиная рисунок, попробуйте вписать модель в какую-нибудь геометрическую фигуру. Подумайте о характере натуры, попытайтесь передать ее качества в рисунке. Не забывайте о выразительности позы.
Легкими линиями нарисуйте общие очертания фигуры, про ведите осевые линии по направлению движения. Обратите внимание на положение головы по отношению к телу, Пропорции фигуры, характер общей формы.
Пропорциональные отношения и направления необходимо соблюдать не ради геометрических построений, они должны соответвовать первоначально подмеченной экспрессии. Изображая человека, надо предавать реальные пропорции, которые мы видим в действительности.
Затем уточните контур, прорисуйте детали, обозначьте светотень. Выполните рисунок, стремитесь работать над разными его частями одновременно, авнивайте их между собой для сохранения цельности образа.
Правильность конкретного штриха будет оцениваться его соответствием данному движению, настроению, художественному образу.
Ответьте па вопросы и выполните задания
Расскажите об особенностях каждого этапа рисунка фигуры человека.
Что определяет форму тела и движение человека?
Какие учебные задачи решают наброски и зарисовки фигуры человека натуры?
4. Расскажите о возможностях различных видов штриховки при изображении фигуры человека.
studfiles.net
Рисунок фигуры человека — Рисунок
Изучение, рисунок фигуры человека — отдельный раздел в программе по рисунку. При выполнении этой работы студенты решают конкретные учебные задачи:
- научиться определять положение всей фигуры человека в пространстве, изображая пропорции с учетом перспективных сокращений, определять характер движения каждой отдельной части тела;
- развить чувство пластико-структурно-функциональных связей в конструкции человеческой фигуры;
- выработать отношение к фигуре человека как к самому совершенному, красивому, гармоничному творению природы;
- развить творческую инициативу и самостоятельность, опираясь на приобретенный ранее опыт;
- постоянно помнить, что работу рисовальщика надо рассматривать как совокупность мышления и логики построения изображения в процессе наблюдения натуры, отсекать попытки бездумного копирования и срисовывания деталей;
- углублять профессиональные качества и графические навыки.
Рисунок мужской фигуры
В качестве примера рассмотрим практическую работу «Рисунок мужской гипсовой фигуры». Студенты рисуют с натуры гипсовый слепок с античной статуи Геракла
, стоящей выше уровня глаз. Для успешного выполнения этой работы автором выполнены рисунки, последовательно иллюстрирующие основные этапы работы.
Рисунок мужской гипсовой фигуры. Первый этап (рис.1,2)
- Выбор места для рисования.
- Компоновка рисунка в плоскости листа.
- Выбор наибольшего размера высоты роста человека.
- Мысленное сравнение выбранной для рисования фигуры с учетом перспективных сокращений.
- Пометка яремной впадины.
Очень важен правильный выбор места для рисования. Место выбирается не только по эстетическим соображениям. Оно д
www.sites.google.com
Презентация «Изображение фигуры человека» к уроку изобразительного искусства в 7 классе
Изображение человека в истории искусства
Пропорции фигуры
Построение фигуры взрослого человека
Схема для аппликации
Схемы изображения человека в движении
Изображение человека в творчестве А.А. Дейнеки
Список источников
Канон (правила) изображения человека:
лицо и ноги изображали в профиль;
верхняя часть туловища – анфас;
бедра — на три четверти анфас;
ноги – в профиль;
глаза увеличены и подчеркнуты.
Единицей измерения фигуры человека служила длина среднего пальца руки.
Скульптор Поликлет в V веке до н. э. создал систему идеальных пропорций человеческой фигуры.
Впервые разрешил проблему внутренней подвижности стоящей фигуры, с упором на одну ногу.
Диадумен
Дорифор
Знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещённый в одном из его журналов.
На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат.
Марк Витру́вий Поллион — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Витрувианский человек
Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища,
у ребенка 2 лет— 1/5,
6 лет—1/6,
12 лет—1/7,
у взрослых — 1/8.
Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин,
две ширины головы для женщин.
Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы,
женщины — в две с половиной ширины головы.
Локоть обычно располагается как раз над талией.
a
a
b
Уровни:
c
1
темени
2
подбородка
a
a
3
подмышек
4
талии
5
основания туловища
6
7
коленей
8
9
ступней ног
b = 1/2a
голова
туловище
ноги
руки
полоска для рук
ноги
Изображение фигуры человека в движении (схемы)
1
4
2
3
5
7
6
8
Сделайте зарисовки ещё нескольких схем и объемные прорисовки на их основе
Положитесь на глазомер для передачи правильных пропорций. Использование головы как единицы измерения очень удобно и полезно при изучении пропорций фигуры. Но помните, что вы создаете рисунок фигуры не с помощью измерителя или линейки; ваши главные инструменты — глаза и карандаш.
Дейнека Александр Александрович (1899 г. — 1969 г.) — советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор.
Раздолье. Х., м. 1944
Оборона Севастополя. 1942.
На стройке новых цехов. 1926. Х., м.
Рисунки к картине «На стройке новых цехов»
Теннис
1928 Бумага, перо, тушь.
Теннис. Гравюра
Футбол
Коньки.
1927 Картон, гуашь, тушь.
Лыжники
Лыжники
1931 Холст, масло.
Кросс. 1932. Х., м.
На финише.
Оборот обложки журнала «Красная нива» (1928. № 20)
Кросс
1932 Бумага, тушь, перо
Три мужские фигуры с мячами.
1928 Бумага, акварель, перо.
Рисунок для журнала
1928 Бумага, цветная тушь, перо.
Рисунок для детской книжки «Электромонтер»
1930 Бумага, акварель, тушь.
Иллюстрация к детской книжке Н. Н. Асеева «Кутерьма»
1931 Бумага, тушь, белила.
Женская фигура
Учебный рисунок
Эстафета
Толкание ядра
Баскетбол. Витраж. 1964
Баскетбол. Холст, масло. 1962
http://www.artprojekt.ru/school/homo/39.html (дата обращения 15.08.12)
http://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola/7.html (дата обращения 15.08.12)
http://doll4you.narod.ru/sovet1.html (дата обращения 15.08.12)
http://www.boltaeva.mukhm.ru/p13aa1.html (дата обращения 15.08.12)
http://gogr.narod.ru/lessons.html (дата обращения 15.08.12)
http://art.liim.ru/galleries_hr/hr24b_1/hr24b1-03-034.html (дата обращения 15.08.12)
http://lux3d.narod.ru/art_rstp.html (дата обращения 15.08.12)
kopilkaurokov.ru