Пропорции фигуры человека показать схемы пропорций 7 класс – Урок Изобразительного искусства 7 класс Пропорции и строение фигуры человека

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии.

На экране (слайд1) показаны силуэтные изображения людей разной комплекции и роста. Учитель задает вопрос:

— Как вы думаете, ребята, для чего я демонстрирую эти изображения? (мы будем рисовать человека)

-Да, но почему мы видим не одно изображение, а несколько?

На одном- высотой все одинаковые, но разные… полные и худые… фигуры, на другом- по высоте разные (изображены разные люди: высокие и низкие,)

Учитель  показывает (слайд2,3,4,5) с изображением людей и расчетами пропорций человеческого тела, выполненные Л. Да Винчи, египетскими художниками и Древней Греции, А.Дюрером.

-С древнейших времен ученые и художники Египта и Древней Греции, а позднее- Леонардо да Винчи  и другие работали над открытием некой тайны. Вы узнаете, что это за тайна, отгадав пропущенное слово в предложении.

(слайд6) На экране предложение с пропущенным словом:

Леонардо да Винчи считал, что знание идеальных____________- необходимое условие для правильного изображения тела человека.

Учащиеся вставляют пропущенное слово- ПРОПОРЦИЙ.

(слайд7) -Правильно ребята, тема урока «Пропорции и строение фигуры человека» Мы узнаем о постоянных пропорциях тела человека и об их индивидуальной изменчивости.

Рассматривать изображения силуэтов фигур. Определяет их индивидуальные особенности. Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями.

Обдумывают ответ и отвечают на вопрос.

Фронтальная работа

Познавательные: Сравнивать объекты.

Регулятивные: 

Выдвигают версии об увиденном на уроке.

Коммуникативные:корректируют свое мнение ( в соответствии с мнениями товарищей).

Личностные: осознают свои интересы; демонстратируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, истории; осознают готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

Устный вопрос

2. Изучение нового материала

Наглядно-правктический, аналитический

«Много в природе дивных сил, но сильней человека нет» Софокл («Антигона»)

(слайд8) Тысячелетия пытаются люди найти математическую закономерность в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Еще в Древнем Египте за единицу измерения принимали длину стопы, в более поздние времена- длину среднего пальца руки.  В соответствии с Каноном  древнего скульптора Поликлета  единицей измерения тела человека служила -голова (1/8).

-Леонардо да Винчи изучал анатомию человека и сделал открытие: голова человека качественно изменяется в размерах примерно до 5 лет, далее ее изменения незначительны. Поэтому за определенную точку измерения пропорций человеческого тела он взял голову человека.

Слайд.9.

-Художники с древних времен пытались вычислить идеальные пропорции человеческого тела. Так А.Дюрер гравюру «Адам и Ева» создал по трактату Витрувия (1/8 высоты фигуры) с тремя канонами пропорций  1/7,1/8,1/9

Самостоятельная работа:

Слайд.10, -По предложенным карточкам рассчитайте пропорции человека. Обратите внимание на  соотношение головы человека к длине ног, на то как это соотношение меняется на протяжении жизни человека.

Слайд.,11,12,13,14. На каждом-по полминуты.на последнем остановиться

ОТВЕТЫ. Голова в теле ребенка «помещается» 5раз, подростка-6-7раз, в теле взрослого человека-7-8раз.

Длина ног маленького ребенка к высоте головы-1:2, подростка-1:3, взрослого 1:4

-В настоящее время происходит изменение пропорций человека. В начале 20 век мера в -7 голов,сейчас принята мера в 8 голов, в настоящее время есть люди с пропорциями 1/9 и 1/10.Мы выбираем при изображении фигуры человека канон-меру 1/8

Дети;У новорожденного голова укладывается в тело 4 раза, у ребенк 3лет-5 раз, 7 лет-6 раз, 14 лет-7 раз

Проверка научных открытий о строении фигуры и пропорций человека на практике.

1. Возьмите карандаш и на вытянутой руке установи вершину карандаша на макушке-верхней части головы, а большой палец опусти по карандашу до окончания подбородка=это высота головы- ваш модуль. Сосчитайте, сколько раз этот модуль поместился в общий рост человека. Узнали и проверили,что в тело взрослого человека входит 8 голов.

2. Вызываются по парам девочка и парень, и на примере их фигур и роста рассказываются и показываются  все правила пропорций.

Слайд.15 Пятиминутка. Отгадай любимого героя по силуэтам

Выполняют зарисовки схем фигуры человека.

Анализируют пропорции человека в различных возрастных категориях и отвечают на поставленные вопросы.

Индивидуальная работа.

Работа в паре

Познавательные: классифицирую объекты по по заданным основаниям

Регулятивные: 

Работают по плану, сверяясь с целью

Коммуникативные:

организуют работу в парах

Личностные: осваивают новые социальные роли

зарисовки

3. Творческая практическая деятельность.

Исследовательский

Слайд.16 — Ребята, идеальные пропорции говорят о физическом совершенстве человека и чтобы изобразить человека, необходимо знать его пропорции.

1задание. Нарисовать человека в соответствии с рассчитанными пропорциями, создавая свой неповторимый  собранный образ.

(Изображение человека происходит в игровой форме в группой команде по 4-6 человек . Каждым рисуется по очереди на передаваемых листах по часовой стрелке: Голова  плечи и руки, талия и  ноги, одежда согласно изображению головы, аксессуары для изображенного человека)

Слайд.17(возможные варианты изображения людей на слайде),

2задание. Теперь вырежьте своих героев.

Я попрошу выйти ко мне и встать для показа своих творческих работ тех, кто считает свои работы выполненными на отлично. Критерии работ: соблюдение пропорций, оригинальность, аккуратность, эстетичность, цветовое решение.(обсуждение и дискуссия по самооценке и взаимооценке работ)

3 задание. Приклейте их на ленте для праздничного шествия.

Учащиеся рисуют силуэт человека в соответствии с пропорциями. Вырезают силуэт. Прикрепляют фигуры людей в единой  бумажной ленте

Индивидуальная работа

Работа в малых группах, в парах

Познавательные: приобретают опыт создания художественного образа,опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках

Регулятивные: 

Планируют деятельность в учебной ситуации

Коммуникативные:

организуют работу в парах, группах,; Личностные: учатся радоваться успехам товарищей; демонстрируют  ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию.

Рисунок

4. Итоги урока

Демонстрация и анализ работ

Слайд18

-Кто-то из древних говорил: «Мы смотрим на человека глазами,  а видим и  любим его сердцем»

-Сейчас я вам дарю  эти оливковые веточки, которые дарили на Олимпийских играх в Древней Греции спортсменам за победу, а вам, чьи работы, по мнению экспертов заслуживают высшей оценки-отлично.

(Поднимите веточки, чтобы я поставила оценки в журнал. )

Внимательно слушают.

Просмотр презентации иобсуждение и оценивание работ.

Узнавание в силуэтах известных героев и людей.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Регулятивные: 

Оценивают результаты усвоения изучаемого материала

Коммуникативные:

Излагают свое мнение в диалоге Личностные: понимают значение знаний для человека

Оценивание работ учащихся

5. Рефлексия

Чтобы красиво изобразить фигуру человека, что необходимо знать? (Идеальные пропорции фигуры человека)

-Все ли фигуры людей идеальны?

— Что в создании фигуры человека оказалось самым трудным?

Отвечают на вопрос

nsportal.ru

Презентация по ИЗО 7 класс «Пропорции и строение фигуры человека»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО 7 класс «Пропорции и строение фигуры человека»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ЭТО МЫ… ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

Этапы рисования Отметьте две точки — низ и верх фигуры, проведите между ними вертикальную линию, которая будет обозначать центр по горизонтали. Проведите нижнюю и верхнюю линии (это не обязательно, но иногда это немного помогает)

4 слайд
Описание слайда:

Нанесите разметку (разделите на 7,5 частей). Не стесняйтесь поначалу пользоваться линейкой. Ваша задача — научить ваш мозг правильным пропорциям, таким, какие они есть, а не таким как ему представляется

5 слайд Описание слайда:

Нарисуйте овал, обозначающий туловище и круг, соответствующий тазу. На них, для облегчения, можно черкнуть два центральных креста. Особенно это полезно, когда будете пытаться построить более сложный ракурс — сразу становится видно направление

6 слайд
Описание слайда:

Теперь можно обозначить голову и ноги. Сильно прорисовывать не надо — ведь это всего лишь макет

7 слайд Описание слайда:

Проведя линии, соединяющую соски и пупок, получим точку ключицы, от которой можно рисовать руки

8 слайд Описание слайда:

Если хочется, можно более подробно очертить мускулатуру.

9 слайд
Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:

Интернет-ресурсы: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Vitruvian.jpg/426px-Vitruvian.jpg http://animeeeeeeeeeee.mindmix.ru http://budschool.at.ua/photo/fotografija_3/7-0-2405

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-091019

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку ИЗО 7 класс » Пропорции и строение человека»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку ИЗО 7 класс » Пропорции и строение человека»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Пропорции и строение фигуры человека Презентация к уроку ИЗО 7 класс по программе Неменского Б.М Авсеичива Надежда Викторовна Учитель ИЗО МОУ _СОШ п. Спутниу Можайского района, МО

2 слайд
Описание слайда:

Рассмотрим идеальные пропорции тела человека: Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста – 7,5 раз, у людей низкого роста – 6-7 раз. Голова укладывается  в длину туловища 2,5 раза,  в длину ног – 3-4 раза. Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра. Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна  двум длинам головы и больше ширины бедер. Длина бедра соответствует длине голени со стопой, а голень — двум длинам стопы. Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности. Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч. Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины

3 слайд
Описание слайда:
4 слайд Описание слайда:

Схематический Человечек Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый. Это так называемый базовый человечек. Но с  ним мало что можно сделать.  Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног. Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья,  бедра, голени и ступни. Совершенный палочкообразный человечек! Уверен, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так. Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.

5 слайд
Описание слайда:

Поза человека:  Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать. Бросает копьё  А этот кажется танцует… Бежит.  Плечи и таз человека изображены в ракурсе, так как мы смотрим сбоку. О чём то грустит Гладиатор. Предплечье правой руки изображено в ракурсе – мы видим его немного короче. Также обратите внимание на поворот корпуса — словно человек оборачивается, чтобы что-то увидеть.  Сидит на стуле. Вновь поворот корпуса – плечи развернуты относительно бедер на некоторый угол. Странный тип. Остается только догадываться, что он в данный момент изображает… но выглядит глупо)

6 слайд Описание слайда:

Задание:  Чтобы прочувствовать динамику изображаемого тела — нарисуйте несколько схематических человечков, выполняющих различные действия.   При выборе той или иной позы не забывайте закон всемирного тяготения. Центр тяжести будет расположен в нижней части живота. Обычная ходьба. Человек находится в равновесии, так как центр тяжести расположен между двумя точками опоры. Примеры: Центр тяжести смещен относительно точки опоры – человек теряет равновесие и падает. Баланс. Достигается благодаря относительной симметричности расположения тела

7 слайд Описание слайда:

Беги,…. беги! Во время бега центр тяжести смещается вперед относительно точки опоры. Это приводит к неуравновешенному положению, кажется, что фигурка падает. Естественно, падения не произойдет, так как человек поочередно выставляет вперед ноги. Опираясь на стену. Центр тяжести человека расположен между двумя точками опоры: плеча и ноги.  Безусловно, поза не всегда должна быть уравновешенной.  Иногда нам необходимо передать динамику, действие и характер персонажа. В то время как сбалансированная поза – это спокойный персонаж.

8 слайд Описание слайда:

Тело само по себе является гибкой и эластичной системой,  которая изменяется под действием силы тяжести. На рисунке – человек идущий. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Как правило, плечи движутся в противоположном направлении.  Человек лежит на боку с опорой на одну руку.  Таким образом, грудная клетка «висит» на плече и позвоночник, прогибаясь, рисует изогнутую линию.

9 слайд Описание слайда:

Для того чтобы нарисовать человеческое тело необходимо знать особенности его строения. Скелет является основой голова грудная клетка позвоночник таз суставы руки кисти ноги стопы  Обратите внимание на изгиб позвоночника

10 слайд Описание слайда:

Скелет можно рисовать в упрощенном виде: Имея представления об особенностях строения скелета, переходим к мышцам и/или жиру, как повезет…).   Для отображения частей тела мы будем использовать всевозможные формы: цилиндры, эллипсы и т.п.

11 слайд Описание слайда:

Весь процесс от наброска (создания схематического человечка) до объемной прорисовки на основе схематического рисунка:

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:

Шаг 1. В верхней части листа бумаги рисуем карандашом овал. Это будет голова Шаг 2. Теперь рисуем прямоугольник и соединим его с овалом небольшим отрезком. В последствии это будет тело человека. Как видите все просто, это сможет нарисовать не только начинающий, но и ребенок. Переходим к следующему этапу Шаг 3. От углов прямоугольника проводим линии вниз. Вот и нарисовали примитивные ноги

15 слайд Описание слайда:

Шаг 4. Нарисуем теперь примитивные руки человека. Для этого проведем прямые линии от верхних углов прямоугольника. В конце линий добавим несколько небольших отрезков для пальцев. Шаг 5. В области рук нарисуем еще по паре линий Шаг 6. На этом этапе рисуем более подробно ноги человека.

16 слайд Описание слайда:

Шаг 7. Добавим на голове уши. Для этого нарисуем небольшие полукруги по бокам овала. Шаг 8. Рисуем прическу нашему персонажу. Тут можно проявить фантазию, поэтому не обязательно следовать примеру. Шаг 9. Добавим подробных деталей ушам. Рисуем внутри каждого уха по паре завитушек.

17 слайд Описание слайда:

Шаг 10. Теперь уделим особое внимание лицу. Нарисуем глаза, брови, нос и рот. Это совсем не сложно, если глянете на пример. Поэтому ребенок или начинающий без труда нарисуют карандашом черты лица человека Шаг 11. Сейчас мы будем рисовать рубашку. Для этого внимательно смотрим на пример и делаем так же. Не забываем нарисовать шею и воротник. Шаг 12. Давайте нарисуем ладони и пальцы на руках

18 слайд Описание слайда:

Шаг 13. На этом этапе будем рисовать брюки и ботинки. Обратите внимание, что в области колен брюки имеют складки. На ботинках не забываем показать шнуровку. Шаг 14. Нам осталась лишь малость. Стираем все лишние линии, которые рисовали на начальных этапах, обводим основной конур. После этого раскрашиваем рисунок цветными карандашами. Наш рисунок готов.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-181760

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

«Пропорции и строения фигуры человека»

7 класс (1 четверть)

Тема: «Пропорции и строение фигуры человека».

Цели : рассказать учащимся о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях; раскрыть творческий потенциал учащимся.

Материалы: иллюстрации с изображением фигуры человека, тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека; бумага, простой карандаш.

Ход урока.

  1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

  1. Слово учителя.

На прошлом занятии мы говорили об изображении красоты человеческого тела в искусстве. Изображение человека занимает важное место в живописи. Рисование человеческой фигуры способствует развитию наблюдательности, и в первую очередь воспитывается видение пропорций. Соразмерность является важнейшим инструментом в работе мастера. Глядя на длину, ширину, высоту чего –либо, мы выявляем пропорциональные характеристики предмета или какого – либо существа. Таким образом, пропорция представляет собой размерное отношение элементов или каких – либо частей формы, а также каких – либо объектов.

Сегодня вы узнаёте , каким образом великие мастера достигают гармонии в изображениях человека в живописи и скульптуре.

Первые представления об идеальных пропорциях человеческого тела были заложены в Древней Греции. Древнегреческие философы искали идеал любого явления. Скульптором Поликлетом был создан знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. Однако самым настоящим каноном Поликлета является его творение «Дорифор». Вспомните, мы говорили о нем на прошлом занятии. В основе скульптуры лежит принцип асимметрии. Это произведение Поликлета считается первым и наиболее удачным примером идеальных пропорций человеческого тела.

Для того чтобы верно передать образ человека , представить его на полотне в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела . Великий художник Леонардо да Винчи придавал такому изучению огромное значение. Он говорил : «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это даёт удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертёж твой окажется спутанным».

В 1490 – 1492 гг. Леонардо создал своего знаменитого «Витрувианского человека» (показ наглядного пособия на тему: «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.) как иллюстрацию для книги, посвящённой трудам римского архитектора Витрувия.

На рисунке мы видим изображение фигуры мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Он представлен с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Это изображение нередко называют каноническими пропорциями. И это не случайно. Глядя на рисунок , можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и неразведенными ногами вписывается в квадрат ( «Квадрат Древних»). С другой стороны , поза с раскинутыми в сторону руками и ногами вписывается в круг. И хотя при смене поз кажется, что центр фигуры движется, на самом деле пуп фигуры, который является настоящим ее центром, остаётся неподвижным. Этот рисунок сопровождался множеством пояснительных записей. Сам Леонардо говорил , что рисунок был создан с целью изучения пропорций мужского тела.

Обратите внимание : все, что нас окружает , обладает гармонией и стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы.

А вот , что говорит о человеческом теле в своих трактатах Витрувий: «Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырех пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела , равноудалённой от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч – восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончиков пальцев – 1/5 роста , от локтя до подмышечной ямки -1/8. Длина всей руки – это 1/10 роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа – 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и , подобно длине уха, равно 1/3 лица». В дальнейшем представления об идеальных пропорциях изменялись, однако интерес мастеров к этому вопросу по – прежнему остается. Показываю наглядное пособие на тему: «Пропорции человека во всех возрастах».

  1. Творческое задание.

Для того чтобы правильно изобразить фигуру человека, необходимы обширные знания анатомии, понимание связи внешней формы и внутреннего содержания. Скульптор А. С. Голубкина подтверждает это словами: «Чтобы понять какую- нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую ее часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше». Однако мы на сегодняшнем занятии не станем углубляться в анатомическое строение человека, а попробуем изобразить его наиболее простым способом.

— В прошлом году мы говорили с вами о графических рисунках. При помощи чего они создаются?. (Графические рисунки создаются при помощи линий – прямых, волнистых, кривых и. т. д.)

Сегодня мы попробуем нарисовать человечка при помощи обыкновенных линий. Посмотрите на образец рисунков ( наглядное пособие на тему: «Человечки, нарисованные при помощи линий»). Попробуйте изобразить таких человечков на листе бумаги.

Не забывайте, что учебный рисунок фигуры человека – это прежде всего размышление над формой, и для создания правильной фигуры человека необходимы знания изобразительных средств, перспективы и анатомии. И для того чтобы придать объем своему человечку, создадим объемные прорисовки.(наглядное пособие на тему: «Объемные прорисовки фигуры человека»).

  1. Подведение итогов урока.

(Учащиеся демонстрируют свои работы)

На занятии вы попробовали себя в роли мастеров изображения человеческой фигуры. Но начинать рисовать человека лучше всего с набросков и небольших зарисовок людей, определяя пропорции всех частей тела. Об этом мы поговорим на следующих занятиях.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства «Пропорции фигуры человека»

МАУ ДО Нижнетавдинского муниципального района

«Центр дополнительного образования»

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Пропорции фигуры человека»

Педагог дополнительного образования

Саркисян Светлана Николаевна

Нижняя Тавда, 2017 год.

Тема: «Пропорции фигуры человека»

Цели: формировать знания: дать понятия — пропорция, эскиз;

формировать художественно – графические умения;

формировать активность детей в процессе творческой деятельности;

воспитывать аккуратность во время практической работы.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы работы на уроке: — словесные – рассказ

— наглядные – презентация

— практические – показ примера работы учителем

Оснащение урока: — схема-иллюстрация «Пропорции фигуры человека»

— доска, мел

— карандаш, ластик, альбом

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Рассказ – презентация.

  4. Практическая работа учащихся.

  5. Эстетическая оценка работ.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Оформление классного журнала.

  2. Тема урока: «Пропорции фигуры человека».

Cегодня на уроке мы нарисуем эскиз мужской фигуры, на котором отметим пропорции.

3. Эскиз (франц. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельные его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны.

Пропорции в рисовании — это соразмерность на изображении частей предметов между собой и части предмета к целому. Чувство пропорций — одно из важных качеств, необходимых в процессе рисования. Чем точнее определены пропорции предмета на рисунке, тем большего сходства с натурой достигает его изображение. История развития изобразительного искусства и архитектуры знает много правил и канонов размеров человеческого тела. ( Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, — регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золото сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

Пропорция, или «аналогия«, как ее называли греки, есть соответствие между частями и целым по отношению к части(модулю), принятой за исходную величину. Соотнесение симметрии с метрическим строем, а пропорциональности — с ритмическим рядом величин составляет сущность «Канона» древнегреческого скульптора Поликлета, который также связан с правилом золотого сечения.

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.

Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верх­нюю — линией волос, а нижнюю —основанием носа. Получа­ется четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.

Расстояние от бровей до основания носа определяет величи­ну ушей. В действительности редко встречаются у людей та­кие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные  пропорции живой натуры.

БотичеллиДюрер

. Из всех предложенных историей самой убедительной, простой и верной мерой для измерения тела человека является голова. В качестве ориентира приведем только основные сведения о размерах человеческого тела и его частей.

При соотношении головы к фигуре и ее частям используются следующие меры:

высота головы;

высота головы с шеей;

диагональ головы;

длина и ширина кисти.

Соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7,2 до 1:8.

На середине альбомного листа проводим вертикальную ось симметрии, затем выбираем отрезок ( рост взрослого человека) и делим его на 8 равных частей. Верхний отрезок будет занимать — голова.

Рост человека делится на две равные части. Точкой деления роста пополам является лонное сочленение таза или точка пересечения диагоналей -квадрата и центр окружностей, вписанных в квадрат.

Грудная клетка — одна из основных формообразующих частей туловища человека, ее высота определяется размером головы с шеей и плечевой костью. Она напоминает перевернутую яйцевидную форму, где нижнее основание шире верхнего с отношением 1:2, или ее нижнее основание равно размеру диагонали головы. Ширина плеч соответствует двум высотам головы. Между яремной вырезкой и пупком, приблизительно посередине, располагается нижнее основание грудных мышц. Расстояние от пупка до лобкового сочленения соответствует высоте лицевой части головы или длине кисти руки.

Форма таза — вторая составляющая часть в нижней области туловища. Она имеет следующие характеристики: верхнее основание равно размеру головы по диагонали; нижнее основание — ширине головы; высота таза — высоте головы.

Длина руки соответствует трем высотам головы. При этом концы среднего пальца при опущенной руке доходят до середины бедра. Плечо, если иметь в виду расстояние от плечевого отростка лопатки до локтя, составляет полтора размера высоты головы.

Предплечье, стопа и диагональ головы имеют одинаковые размеры. Длина кисти руки, высота лицевой части головы, длина грудины, расстояние от лобка до пупка и длина части предплечья при согнутом положении руки спереди (до сгиба переднего края плеча) имеют одинаковые величины.

Размеры бедра равняются длине голени, включая высоту стопы, и соответствуют двум размерам высоты головы. Длина бедра равняется расстоянию от сосков до лобкового сочленения, выступающая снаружи кость бедра — большой вертел — располагается на уровне лобкового бугорка.

Данные сведения о пропорции человеческого тела имеют среднепропорциональные величины, за основу измерения и изучения взят пропорционально сложенный человек лет 30 с ростом 172-175 см. Эти данные могут помочь находить индивидуальные и характерные особенности в каждом человеке при рисовании его головы и фигуры.

4. Практическая работа учащихся в альбомах.

5. Эстетическая оценка работ.

6. Подведем итоги урока: мы познакомились с новыми понятиями: эскиз и пропорция. Кто может сформулировать эти понятия? При рисовании фигуры человека какая мера принимается за единицу измерения человеческого тела?

7. Домашнее задание: нарисовать женскую фигуру ( женский таз шире и ниже мужского).

kopilkaurokov.ru

Урок изобразительного искусства на тему «Пропорции и строение фигуры человека.»(7 класс)

Урок №2 Класс:7 Дата:__________________________

Тема: Пропорции и строение фигуры человека.

Цели рассказать учащимся о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях; раскрыть творческий потенциал учащихся.

Материалы: иллюстрации с изображением фигуры человека, тематические таблицы с изображением пропорций фигуры человека ; бумага, простой карандаш.

Ход урока.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие, проверка готовности учеников к уроку

2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ

На прошлом занятии мы говорили об изображении красоты человеческого тела в искусстве. Изображение человека занимает важное место в живописи. Рисование человеческой фигуры способствует развитию наблюдательности, и в первую очередь воспитывается видение пропорций. Соразмерность является важнейшим инструментом в работе мастера. Глядя на длину, ширину, высоту чего –либо, мы выявляем пропорциональные характеристики предмета или какого – либо существа. Таким образом, пропорция представляет собой размерное отношение элементов или каких – либо частей формы, а также каких – либо объектов.

Сегодня вы узнаёте, каким образом великие мастера достигают гармонии в изображениях человека в живописи и скульптуре.

Первые представления об идеальных пропорциях человеческого тела были заложены в Древней Греции. Древнегреческие философы искали идеал любого явления. Скульптором Поликлетом был создан знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. Однако самым настоящим каноном Поликлета является его творение «Дорифор». Вспомните, мы говорили о нем на прошлом занятии. В основе скульптуры лежит принцип асимметрии. Это произведение Поликлета считается первым и наиболее удачным примером идеальных пропорций человеческого тела.

Для того чтобы верно передать образ человека, представить его на полотне в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела . Великий художник Леонардо да Винчи придавал такому изучению огромное значение. Он говорил : «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это даёт удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертёж твой окажется спутанным».

В 1490 – 1492 гг. Леонардо создал своего знаменитого «Витрувианского человека» (показ наглядного пособия на тему: «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.) как иллюстрацию для книги, посвящённой трудам римского архитектора Витрувия.

На рисунке мы видим изображение фигуры мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Он представлен с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Это изображение нередко называют каноническими пропорциями. И это не случайно. Глядя на рисунок , можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и неразведенными ногами вписывается в квадрат ( «Квадрат Древних»). С другой стороны , поза с раскинутыми в сторону руками и ногами вписывается в круг. И хотя при смене поз кажется, что центр фигуры движется, на самом деле пуп фигуры, который является настоящим ее центром, остаётся неподвижным. Этот рисунок сопровождался множеством пояснительных записей. Сам Леонардо говорил , что рисунок был создан с целью изучения пропорций мужского тела.

Обратите внимание : все, что нас окружает, обладает гармонией и стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы.

А вот , что говорит о человеческом теле в своих трактатах Витрувий: «Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырех пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела , равноудалённой от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч – восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончиков пальцев – 1/5 роста , от локтя до подмышечной ямки -1/8. Длина всей руки – это 1/10 роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа – 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и , подобно длине уха, равно 1/3 лица». В дальнейшем представления об идеальных пропорциях изменялись, однако интерес мастеров к этому вопросу по – прежнему остается. Показываю наглядное пособие на тему: «Пропорции человека во всех возрастах».

3.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Для того чтобы правильно изобразить фигуру человека, необходимы обширные знания анатомии, понимание связи внешней формы и внутреннего содержания. Скульптор А. С. Голубкина подтверждает это словами: «Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую ее часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше». Однако мы на сегодняшнем занятии не станем углубляться в анатомическое строение человека, а попробуем изобразить его наиболее простым способом.

— В прошлом году мы говорили с вами о графических рисунках. При помощи чего они создаются? (Графические рисунки создаются при помощи линий – прямых, волнистых, кривых и. т. д.)

Сегодня мы попробуем нарисовать человечка при помощи обыкновенных линий. Посмотрите на образец рисунков ( наглядное пособие на тему: «Человечки, нарисованные при помощи линий»). Попробуйте изобразить таких человечков на листе бумаги.

Не забывайте, что учебный рисунок фигуры человека – это прежде всего размышление над формой, и для создания правильной фигуры человека необходимы знания изобразительных средств, перспективы и анатомии. И для того чтобы придать объем своему человечку, создадим объемные прорисовки.(наглядное пособие на тему: «Объемные прорисовки фигуры человека»).

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

(Учащиеся демонстрируют свои работы)

На занятии вы попробовали себя в роли мастеров изображения человеческой фигуры. Но начинать рисовать человека лучше всего с набросков и небольших зарисовок людей, определяя пропорции всех частей тела. Об этом мы поговорим на следующих занятиях

примечание

Вот некоторые простые соотношения, которые следует запомнить:

Плечи мужчин обычно шире. Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин и две ширины головы для женщин.

Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы, а женщины — в две с половиной ширины головы.

Если вы хотите сделать женскую фигуру ниже, обычно следует уменьшать высоту бедер (на величину до половины высоты головы) и верхнюю часть рук (до одной трети высоты головы).

Локоть обычно располагается как раз над талией. (Вспомните, как выглядит обезьяна с ее достающими до пола руками!)

Кисти рук расположены на уровне промежности.

Голова и торс вместе составляют обычно половину длины тела.

Длина кисти руки от основания ладони до конца среднего пальца равна расстоянию от подбородка до середины лба.

Предплечье от внутренней стороны локтя до запястья имеет ту же длину, что и ступня.

Ширина головы обычно равна пятикратной ширине глаза.

Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.

infourok.ru

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему: Пропорции и строение фигуры человека

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор  занятия/мероприятия (ФИО)                                                                                                             Безгласная С.Ю.

Должность, категория                                                                                                        Учитель ИЗО высшей категории.

Мероприятие,  область применения.                           Мастер- класс для учителей  ИЗО общеобразовательной школы.

Возрастная  группа                                                 Учащиеся 7 класса. (По возможности модератор для показа слайдов).

Продолжительность   мероприятия                                                                                                           академический час.

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия и место в учебно-воспитательном процессе.            «Пропорции и строение фигуры человека» урок №3 по Программе «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.

Классификация занятия  в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)                             Обучающее

Цели  занятия/ мероприятия

1. Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства.

2. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».

3. Научить рисовать человека в движении несколькими способами, совмещать несколько способов и приемов в одном изображении.

4. Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

5.  Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут)закрепят дети  в ходе занятия ( мероприятия)

Овладевают знаниями           о пропорциях тела человека.

Приобретут умения                рисовать движущегося человека

Будут иметь          возможность попробовать несколько различных способов для рисования человека.

Характеристика видов деятельности учащихся, УУД

Личностные – уметь изображать человека в движении несколькими способами, совмещать несколько способов и приемов в одном изображении.

Регулятивные — уметь объяснять смыслы  и необходимость использования пропорций при изображении человека в истории искусства.

Познавательные — сравнивать, сопоставлять, анализировать композиционные и стилизованные решения  изображения человека в разные эпохи

Коммуникативные — вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе об особенностях изображения человека и личном участии в занятии.

Предварительная работа

Заранее вывесить объявление о проводимом мастер – классе на стенде  для объявлений. «Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер – класс  ««Пропорции и строение фигуры человека» В процессе проведения дарим возможность:  получить новый опыт и знания по рисованию фигуры человека традиционным и  не традиционным  способами; увидеть учащихся  7-В класса  в роли художников».

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1. Учебник — Джек Хамм. «Как рисовать голову и фигуру человека».

2.  АМО kopilochka.zip — ZIP архив

3. Интернет ресурс — ru.wikihow.com› Как рисовать людей

4. Программа «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

1.Мольберт, мел, губка.

2.Компьютер, мультимедиа  проектор, экран.

3. Стикеры «яблоки» — 40 шт (двух цветов: зелёные и красные, по количеству учащихся и приглашённых)  , на начальный и завершающий этап.

4. Запись мелодии для разминки и приветствия.

5. Распечатка слов- действий: зашли, аплодировали, махали, прыгали, присели.

6.Листы бумаги для рисования –  20 шт, с запасом.

7. Нарисованные на листах ватмана дерево и корзина (можно заменить идентичными рисунками на створках доски мелом)

8. Работы учащихся предыдущих лет обучения (можно заменить набросками учителя с показом ожидаемого результата)

8. Фломастеры. Карандаши простые, ластики для работы учащихся.

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). 

1. Подготовить презентацию на тему «Человек в движении» 

2.Фонограмма  весёлой музыки для выполнения разминки.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Инициация «Рады вас видеть»
  3. Выяснение темы.
  4. Формирование ожиданий и опасений обучающихся
  5. Интерактивная лекция о пропорциях фигуры человека в различные периоды развития искусства.
  6. Закрепление понятий «пропорции» и «канон»
  7. Постановка художественной задачи
  8. Практическое выполнение задания
  9. Подведение итогов. Рефлексия «В подарок организатору»

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА

Этапы урока Время

Подробное описание АМО

 по установленной схеме

Действия  учителя

Действия учащихся

УУД и ЗУНы

1.Орг. мом.

1 мин

               Под подвижную музыку ученики и приглашённые входят в класс и разбирают «яблоки- кружочки» зелёных и красных цветов

       — Предлагает взять цветной стикер, глазами проводит учащихся к их рабочим местам, проверяет наличие рабочих принадлежностей на местах учащихся.

   Заходят в кабинет рассматривают подготовленное оборудование

 

         Умение рационально расположить принадлежности к уроку

2.Инициация

5 мин

             АМО «Рады вас видеть».

 Цель. Создание позитивной и комфортной атмосферы.

Материалы. Стикеры «яблоки-кружки» — 40 шт (двух цветов: зелёные и красные, по количеству учащихся и приглашённых)

Технология проведения.

В начале занятия участники  при входе в аудиторию  разбирают кружочки двух цветов и становятся к своему рабочему месту. По опросу детей выясняется форма активного приветствия и выбранные движения выполняются поочерёдно каждой командой, затем под музыку одновременно. Например, «зелёные» —  делают активные взмахи одной рукой, «красные» –аплодируют.

Примечание: Модератор и приглашённые тоже могут участвовать в процессе, это снимет настороженность учащихся от присутствия гостей.

      — Для начала я предлагаю вам выразить радость встречи. Не произнося приветствие, какими движениями можно показать, что мы рады видеть друг друга?

 —  Разбиваемся на команды по цвету «яблока-кружочка»: покажите мне только зелёные стикеры…, красные….  

Проводится АМО « Рады вас видеть»

         Стоя у своих рабочих мест, ученики  показывают варианты подвижного приветствия: аплодисменты, активные взмахи одной рукой, прыжки на месте с поднятыми руками.

           Демонстрируют свой стикер.

Выполняют движения своей команды.

Формируется  доброжелательное отношение друг к другу. Создается  настрой  на рабочий лад. Активизируется внимание.

3. Выяснение  темы.

2 мин

        АМО «Тема?»

Цель: Стимулировать познавательную межпредметную  активность.

Материалы. Распечатка слов- действий: зашли, аплодировали, махали, прыгали, присели.

Технология проведения. Учитель крепит к доске таблички слов- действий комментарием подводит детей к формулировке темы.

 —  Чтобы определить тему нашего занятия нам необходимо проанализировать наши действия. Мы активно начали сегодняшнее занятие. Мы  зашли в класс, аплодировали, активно махали  рукой, прыгали на месте с поднятыми руками, присели на место. Попробуйте объединить все эти слова с точки зрения членов предложения (глаголы)

 — Что обозначают глаголы в предложении? (действие предмета)

 — Что мы с вами делали постоянно в начали урока? (двигались)

— Сегодня мы говорим о способах изображения человека в движении в истории искусства. Тема:  «Пропорции и строение фигуры человека»

Вступают в диалог с учителем. Анализируют ответ одноклассника. Формулируют своё мнение.

Погружение в тему занятия, активизирование внимание.

Анализирование и сопоставление раневыполняемых действий. Развитие мыслительных операций.

4. Формирование ожиданий и опасений обучающихся

   5 мин

АМО «Дерево ожиданий и опасений»

Цель:  Определить ожидания и опасения участников от предстоящей встречи. Подвести учеников к осмыслению серьёзности темы

Материалы:  ватман с нарисованным деревом или два рисунка мелом на разворотах доски, стикеры – яблоко, фломастеры по количеству участников.

Технология проведения: Учитель предлагает каждому участнику написать на красном яблоке, что он ожидает, а на зелёном яблоке чего опасается от сегодняшнего мастер – класса  и повесить яблоко на  соответствующее дерево.

Примечание: Модератор и приглашённые тоже могут участвовать в процессе.  Учителю следует подождать, когда на «дереве» будут закреплены несколько «фруктов», чтоб при чтении не констатировать мнение отдельно взятого ученика (это вызывает сильное смущение детей), а озвучить общее мнение на объявленную тему.

     —  Сегодня мы говорим о новых не известных нам раннее способах и приемах в рисовании. Возможно, сейчас у вас возник вопрос, а смогу ли я научиться изображать движение человека или наоборот вы считаете, что легко справитесь или сумеете легко научиться этому приёму. Постарайтесь коротко сформулировать ваши личные опасения и ожидания, написать их на «яблоке» и закрепись на соответствующее «дерево».  В конце нашего занятия мы сможем узнать подтвердились ли наши опасения и ожидания

  Читает закреплённые опасения и ожидания.

Записывают фломастером на стикере  свои ожидания и опасения.

Проходят к доске и соответственно закрепляют «яблоко-кружочек»

Участие  в индивидуальной форме деятельности, связанной с  выражением собственного мнения.

5.Интерактивная лекция 10 мин.

АМО Презентация

Цель: Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства

Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран.

Технология проведения: Учитель на основе презентации рассказывает о способах рисования фигуры человека в движении. Модератор (если есть возможность) демонстрирует слайды

Слайд №1.Давайте обратимся к истории. Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолических Венер».

– Почему древний художник изобразил женскую фигуру таким образом?

            Слайды №2-3  В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон –  такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21,25 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2,5  части приходились на изображение традиционного головного убора.

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами,

Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка.

Слайд №3-6 Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.

–Вспомните уроки истории: «Какими принципами руководствовались художники при изображении человека?» Скульптура древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол». 

Учащиеся высказывают свое мнение. (Женщина – вождь племени, продолжительница рода, добытчица наравне с мужчиной)

Учащиеся высказывают свое мнение.(Древнеегипетские художники изображали обобщённый образ с неестественным расположением головы – профиль, ступней – боком, туловища – прямо)

Сравнивание, сопоставление, анализирование композиционных и стилизованныех решенияй изображения человека в разные эпохи

Участие в учебном диалоге с учителем, одноклассниками Участие в комментариях к слайдам в общей беседе

5.Интерактивная лекция 10 мин.

АМО Презентация

Цель: Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства

Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран.

Технология проведения: Учитель на основе презентации рассказывает о способах рисования фигуры человека в движении. Модератор (если есть возможность) демонстрирует слайды

. В Древней Греции систему идеальных пропорций создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение  называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Слово пропорция в переводе с латыни обозначает, «соотношение», «соразмерность».

Слайды №7-11. Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи,  глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человека, пытался на основе литературных сведений восстановить «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть. Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, т. е. длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечо руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.

Учащиеся высказывают свое мнение  (Мирон развивает мотив движения.… Человеческое тело принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена. Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку).

Фотографическая

похожесть,

пластичность,

грация,

красота тела,

красота лица

Сравнивание, сопоставление, анализирование композиционных и стилизованныех решенияй изображения человека в разные эпохи

Участие в учебном диалоге с учителем, одноклассниками Участие в комментариях к слайдам в общей беседе

6. Закрепление  понятий. 2 мин.

АМО «Своими словами»

Цель: Закрепить смысл  теоретического понятия

Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран.

Технология проведения: Учитель на основе возвращения к слайдам, на которых написана формулировка термина в презентации просит учеников, сформулировать смысл понятия своими словами.

— Попробуем сформулировать ещё раз понятие «канон»

— Попробуем сформулировать ещё раз понятие «пропорции»

Учащиеся высказывают свое мнение  (Рисование по закону, правилу)

(Соотношение частей, сравнивание деталей между собой)

Формулирование теоретических понятий искусства своими словами, запоминание смысла термина.

7. Постановка художествен.

задачи. 2 мин.

АМО «Подарок потомкам»

Цель: Закрепить смысл практического задания

Материалы: работы учащихся предыдущих лет обучения.

Технология проведения Учитель проговаривает практическое задание для учащихся, демонстрируя работы предыдущих лет, комментируя возможные ошибки.

Примечание: В случае, когда опыт работ отсутствует, несложные зарисовки могут быть приготовлены учителем самостоятельно.

-Сегодня мы пробуем изобразить человека в движении с опорой на исторический опыт. Необходима композиция из 2-3 фигур различными способами.

Слайды №12-14 Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры.

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

 Слайда № 15-19. Три простейших способа рисования человека:  схематичное изображение (через скелет), рисование овалами, дугообразное изображение

-Посмотрите как с этой задачей справились ваши ровесники  в предыдущие годы.

Просматривают слайды. Задают возникшие вопросы по конкретизации художественной задачи.

Просматривают работы учащихся предыдущих лет.  

Оценивание деятельности своих сверстников с точки зрения поставленной художественной задачи.

Распознавание и систематизирование зрительного материал по методике изображения.

8.Проработка содержания темы.

15 мин.

АМО «Жажда творчества…» (практика)

Цель: Выполнить с присутствующими, на практике, изображение фигуры движущегося человека, несколькими способами.  Закрепить на практике  теоретическую часть.

 Материалы: Слайд презентации (возможно распечатка поэтапного рисования), где изображена схемы рисования человека через скелет, овалами. Листы бумаги для каждого, карандаш, ластик. Учителю: мольберт, мел, губка.

Проведение: Учитель рисует на мольберте поэтапно, вместе с участниками, фигуры движущихся людей. Сначала первым способом, затем вторым, потом третьим и если будет желание участников, можно предложить нарисовать фигуру человека, используя  несколько способов рисования одновременно, в одном изображении.   При показе акцентируется внимание на возможные изменения (разные типы движений), которые учащиеся захотят внести, чтоб их работа отличалась индивидуальным замыслом.

Модератор, при необходимости помогает индивидуально.

ПОКАЗ НА МОЛЬБЕРТЕ. Освоение пропорций и основных особенностей формы фигуры человека удобнее начать со схематических рисунков.

Изображение фигуры человека начинают с определения всей ее высоты – единичный отрезок и в нём – высоты головы.  Для взрослого голова – 1\7,1\8

 №1 В верхней части овалом рисуем  голову. Делим  единичный отрезок пополам и отмечаем линию тазобедренных костей. От штриха тазобедренных костей (его длина равна ширине овала головы) опускаем отрезки ног. Голень и бедро у человека примерно равны, отметим точкой линии колен. От овала головы отступаем некоторое расстояние и прорисовываем горизонтальный отрезок-линия костей ключицы (его длина равна двум ширинам овала головы). От плечей опускаем линии к отрезку «тазабедренных костей» получим трапецию, в которой отметим линию пупа.  От плечей опустим отрезки рук (длинной до середины бедра) Предплечье и плечо примерно равны — отметим линию локтя. Наделяем отрезки объёмом.

        №2Способ дублирует первый с единственным изменением – изображаемые отрезки сразу прорисовываются овалами, показывающими объём мышечной массы.

   №3 Способ совмещает №1 и №2 Торс и голова прорисовываются сразу овалами, а отрезки наг и рук – дугообразными линиями.

Получают представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела, выполняя поэтапно изображение с опорой на показ учителя.

Передают в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека

Приобретение  опыта каркасного видения реальности в процессе работы над учебным этюдом.

Приобретение представления о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей.

9.Подведение итогов (рефлексия)

2 мин.

Метод «Корзина»

Цель: выяснить впечатления участников.

Материалы: Нарисованная на ватмане корзина, кружки – стикеры в форме яблока, маркеры для каждого.

Проведение: Участникам пишут на «яблоке» остались ли опасения бывшие в начале встречи и оправдались ожидания участников от мероприятия.

Модератор зачитывает написанное и подводит итог встречи.

Пришла пора собирать урожай с нашего дерева ожиданий и опасений. Посмотрите,  какую корзину вам предстоит наполнить яблоками ваших впечатлений, это поможет оценить наш мастер класс по его значимости для вас. Если ваши опасения не оправдались и вы зря переживали – снимите ваше яблоко в корзину. Ели ваши ожидания не оправдались так же необходимо их сложить в корзину

 Пока вы пишите,  я выставлю ваши рисунки на магнитную доску, что бы посмотреть, как удалась практическая часть мастер – класса.

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.

Нравственно-эстетическая оценка коллективной и личной практической деятельности

http://moi-amour.ru/load/predmety_ehstetich_zdorovesber_tekhn_napravlenija/izo/amo_v_prepodavanii_obrazovatelnoj_oblasti_iskusstvo_izo_7_klass_proporcii_i_stroenie_figury_cheloveka/90-1-0-2816

https://yadi.sk/d/O7P-2c2RnWSjn

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *