Пропорции и строение фигуры человека | Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему:
«Мой университет» — www.moi-amour.ru
Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация
Автор занятия/мероприятия (ФИО) Безгласная С.Ю.
Должность, категория Учитель ИЗО высшей категории.
Мероприятие, область применения. Мастер- класс для учителей ИЗО общеобразовательной школы.
Возрастная группа Учащиеся 7 класса. (По возможности модератор для показа слайдов).
Продолжительность мероприятия академический час.
Методическая информация
Тема занятия/мероприятия и место в учебно-воспитательном процессе. «Пропорции и строение фигуры человека» урок №3 по Программе «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.
Классификация занятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное) Обучающее
Цели занятия/ мероприятия
1. Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства.
2. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».
3. Научить рисовать человека в движении несколькими способами, совмещать несколько способов и приемов в одном изображении.
4. Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
5. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут)закрепят дети в ходе занятия ( мероприятия)
Овладевают знаниями о пропорциях тела человека.
Приобретут умения рисовать движущегося человека
Будут иметь возможность попробовать несколько различных способов для рисования человека.
Характеристика видов деятельности учащихся, УУД
Личностные – уметь изображать человека в движении несколькими способами, совмещать несколько способов и приемов в одном изображении.
Регулятивные — уметь объяснять смыслы и необходимость использования пропорций при изображении человека в истории искусства.
Познавательные — сравнивать, сопоставлять, анализировать композиционные и стилизованные решения изображения человека в разные эпохи
Коммуникативные — вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе об особенностях изображения человека и личном участии в занятии.
Предварительная работа
Заранее вывесить объявление о проводимом мастер – классе на стенде для объявлений. «Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер – класс ««Пропорции и строение фигуры человека» В процессе проведения дарим возможность: получить новый опыт и знания по рисованию фигуры человека традиционным и не традиционным способами; увидеть учащихся 7-В класса в роли художников».
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
1. Учебник — Джек Хамм. «Как рисовать голову и фигуру человека».
2. АМО kopilochka.zip — ZIP архив
3. Интернет ресурс — ru.wikihow.com› Как рисовать людей
4. Программа «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия
1.Мольберт, мел, губка.
2.Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
3. Стикеры «яблоки» — 40 шт (двух цветов: зелёные и красные, по количеству учащихся и приглашённых) , на начальный и завершающий этап.
4. Запись мелодии для разминки и приветствия.
5. Распечатка слов- действий: зашли, аплодировали, махали, прыгали, присели.
6.Листы бумаги для рисования – 20 шт, с запасом.
7. Нарисованные на листах ватмана дерево и корзина (можно заменить идентичными рисунками на створках доски мелом)
8. Работы учащихся предыдущих лет обучения (можно заменить набросками учителя с показом ожидаемого результата)
8. Фломастеры. Карандаши простые, ластики для работы учащихся.
Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал).
1. Подготовить презентацию на тему «Человек в движении»
2.Фонограмма весёлой музыки для выполнения разминки.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Инициация «Рады вас видеть»
- Выяснение темы.
- Формирование ожиданий и опасений обучающихся
- Интерактивная лекция о пропорциях фигуры человека в различные периоды развития искусства.
- Закрепление понятий «пропорции» и «канон»
- Постановка художественной задачи
- Практическое выполнение задания
- Подведение итогов. Рефлексия «В подарок организатору»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока Время | Подробное описание АМО по установленной схеме | Действия учителя | Действия учащихся | УУД и ЗУНы |
1. Орг. мом. 1 мин | Под подвижную музыку ученики и приглашённые входят в класс и разбирают «яблоки- кружочки» зелёных и красных цветов | — Предлагает взять цветной стикер, глазами проводит учащихся к их рабочим местам, проверяет наличие рабочих принадлежностей на местах учащихся. | Заходят в кабинет рассматривают подготовленное оборудование
| Умение рационально расположить принадлежности к уроку |
2.Инициация 5 мин | АМО «Рады вас видеть». Цель. Создание позитивной и комфортной атмосферы. Материалы. Стикеры «яблоки-кружки» — 40 шт (двух цветов: зелёные и красные, по количеству учащихся и приглашённых) Технология проведения. В начале занятия участники при входе в аудиторию разбирают кружочки двух цветов и становятся к своему рабочему месту. По опросу детей выясняется форма активного приветствия и выбранные движения выполняются поочерёдно каждой командой, затем под музыку одновременно. Например, «зелёные» — делают активные взмахи одной рукой, «красные» –аплодируют. Примечание: Модератор и приглашённые тоже могут участвовать в процессе, это снимет настороженность учащихся от присутствия гостей. | — Для начала я предлагаю вам выразить радость встречи. Не произнося приветствие, какими движениями можно показать, что мы рады видеть друг друга? — Разбиваемся на команды по цвету «яблока-кружочка»: покажите мне только зелёные стикеры…, красные…. Проводится АМО « Рады вас видеть» | Стоя у своих рабочих мест, ученики показывают варианты подвижного приветствия: аплодисменты, активные взмахи одной рукой, прыжки на месте с поднятыми руками. Демонстрируют свой стикер. Выполняют движения своей команды. | Формируется доброжелательное отношение друг к другу. Создается настрой на рабочий лад. Активизируется внимание. |
3. Выяснение темы. 2 мин | АМО «Тема?» Цель: Стимулировать познавательную межпредметную активность. Материалы. Распечатка слов- действий: зашли, аплодировали, махали, прыгали, присели. Технология проведения. Учитель крепит к доске таблички слов- действий комментарием подводит детей к формулировке темы. | — Чтобы определить тему нашего занятия нам необходимо проанализировать наши действия. Мы активно начали сегодняшнее занятие. Мы зашли в класс, аплодировали, активно махали рукой, прыгали на месте с поднятыми руками, присели на место. Попробуйте объединить все эти слова с точки зрения членов предложения (глаголы) — Что обозначают глаголы в предложении? (действие предмета) — Что мы с вами делали постоянно в начали урока? (двигались) — Сегодня мы говорим о способах изображения человека в движении в истории искусства. Тема: «Пропорции и строение фигуры человека» | Вступают в диалог с учителем. Анализируют ответ одноклассника. Формулируют своё мнение. | Погружение в тему занятия, активизирование внимание. Анализирование и сопоставление раневыполняемых действий. Развитие мыслительных операций. |
4. Формирование ожиданий и опасений обучающихся 5 мин | АМО «Дерево ожиданий и опасений» Цель: Определить ожидания и опасения участников от предстоящей встречи. Подвести учеников к осмыслению серьёзности темы Материалы: ватман с нарисованным деревом или два рисунка мелом на разворотах доски, стикеры – яблоко, фломастеры по количеству участников. Технология проведения: Учитель предлагает каждому участнику написать на красном яблоке, что он ожидает, а на зелёном яблоке чего опасается от сегодняшнего мастер – класса и повесить яблоко на соответствующее дерево. Примечание: Модератор и приглашённые тоже могут участвовать в процессе. Учителю следует подождать, когда на «дереве» будут закреплены несколько «фруктов», чтоб при чтении не констатировать мнение отдельно взятого ученика (это вызывает сильное смущение детей), а озвучить общее мнение на объявленную тему. | — Сегодня мы говорим о новых не известных нам раннее способах и приемах в рисовании. Возможно, сейчас у вас возник вопрос, а смогу ли я научиться изображать движение человека или наоборот вы считаете, что легко справитесь или сумеете легко научиться этому приёму. Постарайтесь коротко сформулировать ваши личные опасения и ожидания, написать их на «яблоке» и закрепись на соответствующее «дерево». В конце нашего занятия мы сможем узнать подтвердились ли наши опасения и ожидания Читает закреплённые опасения и ожидания. | Записывают фломастером на стикере свои ожидания и опасения. Проходят к доске и соответственно закрепляют «яблоко-кружочек» | Участие в индивидуальной форме деятельности, связанной с выражением собственного мнения. |
5.Интерактивная лекция 10 мин. | АМО Презентация Цель: Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран. Технология проведения: Учитель на основе презентации рассказывает о способах рисования фигуры человека в движении. Модератор (если есть возможность) демонстрирует слайды | Слайд №1.Давайте обратимся к истории. Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолических Венер». – Почему древний художник изобразил женскую фигуру таким образом? Слайды №2-3 В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21,25 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2,5 части приходились на изображение традиционного головного убора. Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка. Слайд №3-6 Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. –Вспомните уроки истории: «Какими принципами руководствовались художники при изображении человека?» Скульптура древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол». | Учащиеся высказывают свое мнение. (Женщина – вождь племени, продолжительница рода, добытчица наравне с мужчиной) Учащиеся высказывают свое мнение.(Древнеегипетские художники изображали обобщённый образ с неестественным расположением головы – профиль, ступней – боком, туловища – прямо) | Сравнивание, сопоставление, анализирование композиционных и стилизованныех решенияй изображения человека в разные эпохи Участие в учебном диалоге с учителем, одноклассниками Участие в комментариях к слайдам в общей беседе |
5. Интерактивная лекция 10 мин. | АМО Презентация Цель: Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран. Технология проведения: Учитель на основе презентации рассказывает о способах рисования фигуры человека в движении. Модератор (если есть возможность) демонстрирует слайды | . В Древней Греции систему идеальных пропорций создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Слово пропорция в переводе с латыни обозначает, «соотношение», «соразмерность». Слайды №7-11. Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человека, пытался на основе литературных сведений восстановить «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека. Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть. Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, т. е. длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечо руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой. | Учащиеся высказывают свое мнение (Мирон развивает мотив движения.… Человеческое тело принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена. Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку). Фотографическая похожесть, пластичность, грация, красота тела, красота лица | Сравнивание, сопоставление, анализирование композиционных и стилизованныех решенияй изображения человека в разные эпохи Участие в учебном диалоге с учителем, одноклассниками Участие в комментариях к слайдам в общей беседе |
6. Закрепление понятий. 2 мин. | АМО «Своими словами» Цель: Закрепить смысл теоретического понятия Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран. Технология проведения: Учитель на основе возвращения к слайдам, на которых написана формулировка термина в презентации просит учеников, сформулировать смысл понятия своими словами. | — Попробуем сформулировать ещё раз понятие «канон» — Попробуем сформулировать ещё раз понятие «пропорции» | Учащиеся высказывают свое мнение (Рисование по закону, правилу) (Соотношение частей, сравнивание деталей между собой) | Формулирование теоретических понятий искусства своими словами, запоминание смысла термина. |
7. Постановка художествен. задачи. 2 мин. | АМО «Подарок потомкам» Цель: Закрепить смысл практического задания Материалы: работы учащихся предыдущих лет обучения. Технология проведения Учитель проговаривает практическое задание для учащихся, демонстрируя работы предыдущих лет, комментируя возможные ошибки. Примечание: В случае, когда опыт работ отсутствует, несложные зарисовки могут быть приготовлены учителем самостоятельно. | -Сегодня мы пробуем изобразить человека в движении с опорой на исторический опыт. Необходима композиция из 2-3 фигур различными способами. Слайды №12-14 Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры. Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить. Слайда № 15-19. Три простейших способа рисования человека: схематичное изображение (через скелет), рисование овалами, дугообразное изображение -Посмотрите как с этой задачей справились ваши ровесники в предыдущие годы. | Просматривают слайды. Задают возникшие вопросы по конкретизации художественной задачи. Просматривают работы учащихся предыдущих лет. | Оценивание деятельности своих сверстников с точки зрения поставленной художественной задачи. Распознавание и систематизирование зрительного материал по методике изображения. |
8.Проработка содержания темы. 15 мин. | АМО «Жажда творчества…» (практика) Цель: Выполнить с присутствующими, на практике, изображение фигуры движущегося человека, несколькими способами. Закрепить на практике теоретическую часть. Материалы: Слайд презентации (возможно распечатка поэтапного рисования), где изображена схемы рисования человека через скелет, овалами. Листы бумаги для каждого, карандаш, ластик. Учителю: мольберт, мел, губка. Проведение: Учитель рисует на мольберте поэтапно, вместе с участниками, фигуры движущихся людей. Сначала первым способом, затем вторым, потом третьим и если будет желание участников, можно предложить нарисовать фигуру человека, используя несколько способов рисования одновременно, в одном изображении. При показе акцентируется внимание на возможные изменения (разные типы движений), которые учащиеся захотят внести, чтоб их работа отличалась индивидуальным замыслом. Модератор, при необходимости помогает индивидуально. | ПОКАЗ НА МОЛЬБЕРТЕ. Освоение пропорций и основных особенностей формы фигуры человека удобнее начать со схематических рисунков. Изображение фигуры человека начинают с определения всей ее высоты – единичный отрезок и в нём – высоты головы. Для взрослого голова – 1\7,1\8 №1 В верхней части овалом рисуем голову. Делим единичный отрезок пополам и отмечаем линию тазобедренных костей. От штриха тазобедренных костей (его длина равна ширине овала головы) опускаем отрезки ног. Голень и бедро у человека примерно равны, отметим точкой линии колен. От овала головы отступаем некоторое расстояние и прорисовываем горизонтальный отрезок-линия костей ключицы (его длина равна двум ширинам овала головы). От плечей опускаем линии к отрезку «тазабедренных костей» получим трапецию, в которой отметим линию пупа. От плечей опустим отрезки рук (длинной до середины бедра) Предплечье и плечо примерно равны — отметим линию локтя. Наделяем отрезки объёмом. №2Способ дублирует первый с единственным изменением – изображаемые отрезки сразу прорисовываются овалами, показывающими объём мышечной массы. №3 Способ совмещает №1 и №2 Торс и голова прорисовываются сразу овалами, а отрезки наг и рук – дугообразными линиями. | Получают представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела, выполняя поэтапно изображение с опорой на показ учителя. Передают в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека | Приобретение опыта каркасного видения реальности в процессе работы над учебным этюдом. Приобретение представления о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей. |
9.Подведение итогов (рефлексия) 2 мин. | Метод «Корзина» Цель: выяснить впечатления участников. Материалы: Нарисованная на ватмане корзина, кружки – стикеры в форме яблока, маркеры для каждого. Проведение: Участникам пишут на «яблоке» остались ли опасения бывшие в начале встречи и оправдались ожидания участников от мероприятия. Модератор зачитывает написанное и подводит итог встречи. | Пришла пора собирать урожай с нашего дерева ожиданий и опасений. Посмотрите, какую корзину вам предстоит наполнить яблоками ваших впечатлений, это поможет оценить наш мастер класс по его значимости для вас. Если ваши опасения не оправдались и вы зря переживали – снимите ваше яблоко в корзину. Ели ваши ожидания не оправдались так же необходимо их сложить в корзину Пока вы пишите, я выставлю ваши рисунки на магнитную доску, что бы посмотреть, как удалась практическая часть мастер – класса. | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения. Нравственно-эстетическая оценка коллективной и личной практической деятельности |
http://moi-amour.ru/load/predmety_ehstetich_zdorovesber_tekhn_napravlenija/izo/amo_v_prepodavanii_obrazovatelnoj_oblasti_iskusstvo_izo_7_klass_proporcii_i_stroenie_figury_cheloveka/90-1-0-2816
https://yadi.sk/d/O7P-2c2RnWSjn
Пропорции человеческого тела Бецфар — дом для обучения живописи, скульптуре и рисунку. Харьков
Вот правила пропорций человеческого тела, которые помогают понять анатомию тела в зависимости от возраста и пола, как основу для рисования, раскрашивания и даже лепки человеческого тела в разных позах.
Люди отличаются друг от друга. Сложно сказать, какие пропорции считаются правильными, и всегда ли такие пропорции желательны. Из истории искусства можно увидеть, как нарушение правил пропорции у некоторых художников приводило к достижению более высокой выразительности фигуры. Мы будем исходить из того, что знание минимальных принципов в структуре пропорций человеческого тела поможет в достижении большего доверия к нашим творениям и большей уверенности в истинности нашего восприятия.
Многие художники берут ок.основа Для установления пропорций человеческого тела Размер головы (Без покрытия или волос на голове, только расстояние между подбородком и вершиной головы). По моему опыту, это очень удобный и эффективный способ правильно обозначить возраст человека.
Человек рождается и до года или около того поддерживает соотношение размера головы и роста 1: 4. Затем голова растет медленнее, чем тело, и поэтому отношение размера головы к общей высоте начинает постепенно уменьшаться, достигая отношения 1: 8 во взрослом возрасте. В то же время люди ниже среднего роста (который меняется от периода к периоду) могут оставаться в подростковом соотношении, то есть около 1: 7 — 1: 7.5. Тогда как люди выше среднего роста достигают соотношения 1: 8.5 и даже 1: 9, если их рост составляет 2 метра и более.
В конце фертильного возраста рост человека может начать снижаться, а соотношение головы к росту может варьироваться от 1: 7 до 1: 7.5.
Другой аспект возрастных пропорций связан с разницей в составе тела женщин и мужчин. В детстве, примерно до 8-9 лет, различия в пропорциях детства и юности почти неразличимы. У всех плечи шире талии, а живот массивнее бедер и груди. Также в профиле видно, что голова — самое широкое место (помните, в детстве мы замечали, что если голова проходит проем забора, то и тело ребенка пройдет).
С началом развития вторичных половых признаков у детей, то есть по мере того, как они вступают в период полового созревания (у разных детей в разное время), пропорции все в большей степени выражают женское или мужское начало мужчины. У мальчиков развивается и растет верхняя часть туловища — плечевой пояс и грудь. У девочек развивается нижняя часть туловища, то есть область бедер. Для них ширина бедер равна ширине плеч.
Все вышеперечисленное поможет точнее передать уникальность пропорций у детей в зависимости от возраста и пола.
В позднем подростковом возрасте и на протяжении всей жизни человеческое тело приобретает более заметную женскую или мужскую форму, характеризующуюся формой символа в виде треугольника с вершиной, обращенной вверх или вниз. У ребенка помните, не четко выражены пропорции верхней части тела.
Пропорции в строении тела взрослого человека
Пропорция человека в пожилом возрасте в соотношении 1: 8 между головой человека и его общим ростом воспринимается как очень эстетичная и удобная для построения различных положений, так как позволяет легко определять точки сгибания суставов.
Размер стопы взрослого человека (а) примерно равен размеру головы.
Пропорции мужского телаРазмер ладони взрослого человека составляет около 4/3 размера головы.
Пропорции женского телаЗагрузки Схемы пропорций человеческого тела
Комментарии к пропорциям человеческого тела
Всегда стоит помнить, что люди с разным физическим строением и возрастом могут существенно отличаться от идеальных пропорций. Например, люди преклонного возраста или спортсмены с размерами тела больше среднего.
И еще, уровень жира в организме человека никак не влияет на определение пропорций.
Вам понравилась статья? Хотите поделиться с кем-то?
Основы визуализации данных
Мы часто хотим показать, как некоторая группа, сущность или сумма разбивается на отдельные части, каждая из которых представляет пропорцию целого. Общие примеры включают пропорции мужчин и женщин в группе людей, процент людей, голосующих за разные политические партии на выборах, или рыночные доли компаний. Архетипом такой визуализации является круговая диаграмма, вездесущая в любой бизнес-презентации и сильно оклеветанная учеными данных. Как мы увидим, визуализация пропорций может быть сложной задачей, особенно когда целое разбито на множество разных частей или когда мы хотим увидеть изменения пропорций с течением времени или в зависимости от условий. Не существует единственной идеальной визуализации, которая работала бы всегда. Чтобы проиллюстрировать эту проблему, я расскажу о нескольких различных сценариях, каждый из которых требует своего типа визуализации.
Помните: вам всегда нужно выбирать визуализацию, которая лучше всего соответствует вашему конкретному набору данных и выделяет ключевые функции данных, которые вы хотите показать.
10.1 Пример круговых диаграмм
С 1961 по 1983 год немецкий парламент (называемый Бундестаг ) состоял из членов трех разных партий: ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП. В течение большей части этого времени ХДС / ХСС и СДПГ имели примерно сопоставимое количество мест, в то время как СвДП обычно занимала лишь небольшую часть мест. Например, в Бундестаге 8-го созыва с 19С 76 по 1980 г.
ХДС/ХСС занимала 243 места, СДПГ — 214, а СвДП — 39, всего 496 мест. Такие парламентские данные чаще всего визуализируются в виде круговой диаграммы (рис. 10.1).Рисунок 10.1: Партийный состав Бундестага Германии 8-го созыва, 1976–1980 гг., представленный в виде круговой диаграммы. Эта визуализация ясно показывает, что правящая коалиция СДПГ и СвДП имела незначительное большинство по сравнению с оппозиционными ХДС/ХСС.
Круговая диаграмма разбивает круг на сегменты таким образом, что площадь каждого сегмента пропорциональна доле общего числа, которое он представляет. Ту же процедуру можно выполнить для прямоугольника, и в результате получится гистограмма с накоплением (рис. 10.2). В зависимости от того, разрезаем ли мы столбец по вертикали или по горизонтали, мы получаем столбцы, уложенные вертикально (рис. 10.2а) или столбцы, уложенные горизонтально (рис. 10.2б).
Рисунок 10.2: Партийный состав Бундестага Германии 8-го созыва, 1976–1980 гг., визуализированный в виде сложенных столбиков.
Мы также можем взять стержни с рис. 10.2а и разместить их рядом, а не друг над другом. Такая визуализация упрощает прямое сравнение трех групп, хотя и скрывает другие аспекты данных (рис. 10.3). Что наиболее важно, на графике с параллельными столбцами отношение каждого столбца к итогу визуально не очевидно.
Рисунок 10.3: Партийный состав Бундестага Германии 8-го созыва, 1976–1980 гг., визуализированный в виде расположенных рядом столбцов. Как и на рис. 10.2, не сразу очевидно, что у СДПГ и СвДП вместе было больше мест, чем у ХДС/ХСС.
Многие авторы категорически отвергают круговые диаграммы и выступают за столбцы, расположенные рядом друг с другом. Другие защищают использование круговых диаграмм в некоторых приложениях. Мое собственное мнение таково, что ни одна из этих визуализаций не превосходит любую другую. В зависимости от характеристик набора данных и конкретной истории, которую вы хотите рассказать, вы можете предпочесть тот или иной подход.
В случае с Бундестагом Германии 8-го созыва я думаю, что круговая диаграмма — лучший вариант. На нем ясно видно, что правящая коалиция СДПГ и СвДП вместе имела незначительное большинство над ХДС/ХСС (рис. 10.1). Этот факт визуально не очевиден ни на одном из других графиков (рис. 10.2 и 10.3).В целом, круговые диаграммы хорошо работают, когда нужно выделить простые дроби, такие как половина, одна треть или одна четверть. Они также хорошо работают, когда у нас очень маленькие наборы данных. Одна круговая диаграмма, как на рис. 10.1, выглядит прекрасно, но один столбец столбцов, расположенных друг над другом, как на рис. 10.2а, выглядит неуклюже. Столбцы с накоплением, с другой стороны, могут работать для параллельного сравнения нескольких условий или во временном ряду, а расположенные рядом столбцы предпочтительнее, когда мы хотим напрямую сравнить отдельные доли друг с другом. Сводка различных плюсов и минусов круговых диаграмм, столбцов с накоплением и параллельных столбцов представлена в таблице 10.
Четко визуализирует данные в виде пропорций целого | ✔ | ✔ | ✖ |
Позволяет легко визуально сравнивать относительные пропорции | ✖ | ✖ | ✔ |
Визуально выделяет простые дроби, такие как 1/2, 1/3, 1/4 | ✔ | ✖ | ✖ |
Выглядит привлекательно даже для очень маленьких наборов данных | ✔ | ✖ | ✔ |
Хорошо работает, когда целое разбито на множество частей | ✖ | ✖ | ✔ |
Хорошо подходит для визуализации многих наборов пропорций или временных рядов пропорций | ✖ | ✔ | ✖ |
10.
2 Случай для параллельных столбцовРисунок 10.4: Рыночные доли пяти гипотетических компаний, A–E, за 2015–2017 годы, визуализированные в виде круговых диаграмм. Эта визуализация имеет две основные проблемы: 1. Сравнение относительной доли рынка в течение нескольких лет практически невозможно. 2. Изменения доли рынка по годам трудно увидеть.
Картина становится немного яснее, когда мы переключаемся на сложенные столбцы (рис. 10.5). Теперь отчетливо видны тенденции роста доли рынка компании А и сокращения доли рынка компании Е. Тем не менее, относительные рыночные доли пяти компаний в течение каждого года все еще трудно сравнивать. И трудно сравнивать рыночные доли компаний B, C и D по годам, потому что столбцы смещаются относительно друг друга по годам. Это общая проблема графиков с накоплением столбцов и основная причина, по которой я обычно не рекомендую этот тип визуализации.
Рисунок 10.5: Рыночная доля пяти гипотетических компаний за 2015–2017 годы, визуализированная в виде сложенных столбцов. Эта визуализация имеет две основные проблемы: 1. Сравнение относительных долей рынка в течение нескольких лет затруднено. 2. Изменения в доле рынка по годам трудно увидеть для средних компаний B, C и D, потому что расположение столбцов меняется по годам.
Для этого гипотетического набора данных наилучшим выбором являются расположенные рядом столбцы (рис. 10.6). Эта визуализация показывает, что обе компании A и B увеличили свою долю рынка с 2015 по 2017 год, в то время как обе компании D и E сократили свою долю. Он также показывает, что рыночные доли последовательно увеличиваются от компании А к компании Е в 2015 году и аналогичным образом уменьшаются в 2017 году9.0005
Рисунок 10.6: Рыночная доля пяти гипотетических компаний за 2015–2017 годы, визуализированная в виде расположенных рядом столбцов.
10.3 Пример сложенных столбцов и плотностей сложенных друг на друга
В разделе 10.2 я написал, что обычно не рекомендую последовательности сложенных столбцов, потому что расположение внутренних столбцов сдвигается вдоль последовательности. Однако проблема смещения внутренних баров исчезает, если в каждой стопке всего два бара, и в этих случаях результирующая визуализация может быть достаточно четкой. В качестве примера рассмотрим долю женщин в национальном парламенте страны. Особое внимание мы уделим африканской стране Руанде, которая по состоянию на 2016 год возглавляет список стран с самой высокой долей женщин-членов парламента. С 2008 года в парламенте Руанды большинство составляют женщины, а с 2013 года женщины составляют почти две трети членов парламента. Чтобы визуализировать, как пропорция женщин в руандийском парламенте изменилась с течением времени, мы можем нарисовать последовательность столбчатых диаграмм (рис. 10.7). Этот рисунок обеспечивает непосредственное визуальное представление об изменении пропорций с течением времени. Чтобы помочь читателю точно увидеть, когда большинство стало женщиной, я добавил пунктирную горизонтальную линию на уровне 50%. Без этой линии было бы практически невозможно определить, было ли большинство населения с 2003 по 2007 год мужчинами или женщинами. Я не добавлял одинаковые линии на 25% и 75%, чтобы не загромождать рисунок.
Рисунок 10.7: Изменения в гендерном составе парламента Руанды с течением времени, с 1997 по 2016 год. Источник данных: Межпарламентский союз (IPU), ipu.org.
Если мы хотим визуализировать, как пропорции изменяются в ответ на непрерывную переменную, мы можем переключиться с столбцов с накоплением на плотность с накоплением. Уложенные плотности можно рассматривать как предельный случай бесконечного множества бесконечно маленьких сложенных друг на друга стержней, расположенных бок о бок. Плотности на графиках с накоплением плотности обычно получаются из оценки плотности ядра, как описано в главе 7, и я отсылаю вас к этой главе для общего обсуждения сильных и слабых сторон этого метода.
В качестве примера, где может быть уместна суммированная плотность, рассмотрим состояние здоровья людей в зависимости от возраста. Возраст можно рассматривать как непрерывную переменную, и такая визуализация данных работает достаточно хорошо (рис. 10.8). Несмотря на то, что у нас здесь четыре категории здоровья, и я вообще не сторонник суммирования нескольких состояний, как обсуждалось выше, я думаю, что в данном случае цифра приемлема. Мы можем ясно видеть, что общее состояние здоровья людей ухудшается с возрастом, и мы также можем видеть, что, несмотря на эту тенденцию, более половины населения остается в хорошем или отличном состоянии здоровья до глубокой старости.
Рисунок 10.8: Состояние здоровья по возрасту по данным общего социального обследования (ОСО).
Тем не менее, эта цифра имеет большое ограничение: визуализируя пропорции четырех состояний здоровья в процентах от общего числа, цифра скрывает, что в наборе данных гораздо больше молодых людей, чем пожилых людей. Таким образом, несмотря на то, что 90 003 процента 90 004 людей, сообщающих о своем хорошем здоровье, остаются примерно неизменными в течение семидесяти лет, абсолютное число 90 003 людей с хорошим здоровьем уменьшается по мере уменьшения общего числа людей в данном возрасте. В следующем разделе я представлю потенциальное решение этой проблемы.
10.4 Визуализация пропорций по отдельности как частей общего
Проблемы с соседними столбцами в том, что они не отображают четко размер отдельных частей по отношению к целому, а сложенные столбцы имеют проблему, заключающуюся в том, что разные столбцы не могут легко сравнивать, потому что они имеют разные базовые уровни. Мы можем решить эти две проблемы, сделав отдельный график для каждой части и на каждом графике показывая соответствующую часть по отношению к целому. Для набора данных о состоянии здоровья, показанного на рис. 10.8, эта процедура приводит к рис. 10.9.. Общее возрастное распределение в наборе данных показано в виде заштрихованных серых областей, а возрастные распределения для каждого состояния здоровья показаны синим цветом. На этом рисунке показано, что в абсолютном выражении число людей с отличным или хорошим здоровьем снижается после 30–40 лет, в то время как число людей с удовлетворительным здоровьем остается примерно постоянным для всех возрастов.
Рисунок 10.9: Состояние здоровья по возрасту, показанное как доля от общего числа людей, участвовавших в опросе. Цветные области показывают оценки плотности возраста людей с соответствующим состоянием здоровья, а серые области показывают общее возрастное распределение.
В качестве второго примера давайте рассмотрим другую переменную из того же опроса: семейное положение. Семейное положение меняется с возрастом гораздо более резко, чем состояние здоровья, и график с накоплением плотностей семейного положения в зависимости от возраста не очень информативен (рис. 10.10).
Рисунок 10.10: Семейное положение по возрасту по данным общего социального обследования (ОСО). Чтобы упростить рисунок, я удалил небольшое количество случаев, которые сообщаются как отдельные. Я назвал эту цифру «плохой», потому что частота людей, никогда не состоявших в браке или овдовевших, меняется с возрастом настолько резко, что возрастное распределение женатых и разведенных сильно искажено и трудно поддается интерпретации.
Тот же набор данных, визуализированный в виде частичных плотностей, намного четче (рис. 10.11). В частности, мы видим, что пик доли женатых людей приходится на конец 30-х годов, пик доли разведенных людей приходится на начало 40-х годов, а пик доли овдовевших людей приходится на середину 70-х годов.
Рисунок 10.11: Семейное положение по возрасту, показанное как доля от общего числа людей в опросе. Цветные области показывают оценки плотности возраста людей с соответствующим семейным положением, а серые области показывают общее возрастное распределение.
Однако одним недостатком рисунка 10.11 является то, что это представление не позволяет легко определить относительные пропорции в любой заданный момент времени. Например, если бы мы хотели узнать, в каком возрасте более 50% всех опрошенных людей вступают в брак, нам было бы нелегко определить это по рисунку 10.11. Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем вместо этого использовать тот же тип отображения, но отображать относительные пропорции вместо абсолютных значений по оси y (рис. 10.12). Теперь мы видим, что женатые люди составляют большинство, начиная с 20-летнего возраста, а овдовевшие люди составляют большинство, начиная с середины 70-летнего возраста.
Рисунок 10.12: Семейное положение по возрасту, показанное как доля от общего числа людей, принявших участие в опросе. Области, окрашенные в синий цвет, показывают процент людей в данном возрасте с соответствующим статусом, а области, окрашенные в серый цвет, показывают процент людей со всеми другими семейными положениями.
Каталожные номера
Википедия, Пользователь: Schutz. 2007. «Файл:Piecharts.svg». https://en.wikipedia.org/wiki/Файл:Piecharts.svg.
9 Визуализация с помощью Python для отображения пропорций или процентов вместо круговой диаграммы | Борихарн К
Создание альтернатив с помощью Python для использования вместо круговых диаграмм
Фото Elle inlom на UnsplashКруговая диаграмма — это типичный график для отображения пропорций категорийных данных. По сути, это круговой график, разделенный на срезы для отображения пропорционального вклада данных по сравнению с общим итогом. Площади могут быть выражены в процентах путем вычисления общих 360 градусов, равных 100%.
Эта диаграмма часто используется для визуализации данных, так как концепция проста в создании, а результат легко понять.
Однако есть некоторые спорные моменты. Некоторые источники объясняют, что людям трудно измерить количество по срезам на графике (ссылка). Более того, информация может быть искажена и ввести читателя в заблуждение (ссылка).
К счастью, круговая диаграмма — не единственный выбор, который мы можем использовать. Существуют различные графики, которые могут выражать пропорции или проценты. В этой статье будут описаны девять альтернатив, которые могут отображать то же измерение данных, что и круговая диаграмма.
Примеры некоторых визуализаций в этой статье. Изображение автора.Отказ от ответственности!!
Цель этой статьи не противоречит круговой диаграмме. У каждой диаграммы есть свои плюсы и минусы. Основная цель состоит в том, чтобы направлять некоторые графики, которые могут выражать данные в пропорциях или процентах по сравнению с общей суммой.
Обратите внимание, что эти визуализации не идеальны; у них тоже есть плюсы и минусы.
Начнем.
Начиная с импорта библиотек
импортировать numpy как np
импортировать pandas как pd
импортировать matplotlib.pyplot как plt
import seaborn as sns%matplotlib inline
Чтобы показать, что метод, упомянутый в этой статье, можно применить к реальным данным, я буду использовать данные из списка стран по добыче угля в Википедии. В этой статье приведен список суверенных государств и территорий с добычей угля более 5 миллионов тонн по состоянию на 2020 год.
Данные из Википедии используются на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported License.
Я выполнил полезные и практичные шаги, чтобы загрузить данные из веб-скрейпинга таблицы Википедии в фрейм данных.
После скачивания разобрать загруженные данные с помощью BeautifulSoup
В этой статье я выберу некоторые европейские страны с объемом добычи угля в 2020 году. Например, выбранные страны это Россия, Германия, Польша, Чехия, Украина , Румыния, Греция и Болгария.
Если вы хотите выбрать другие страны или изменить год, не стесняйтесь изменять приведенные ниже коды.
list_country = ['Россия', 'Германия', 'Польша', 'Чехия',
'Украина', 'Румыния', 'Греция', 'Болгария']
Расплавьте DataFrame и создайте процентный столбец для последующего использования
Прежде чем продолжить, давайте построим круговую диаграмму для сравнения с полученным результатом в этой статье позже.
Круговая диаграмма показывает доли европейских стран с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.В этой статье будут рассмотрены 9 визуализаций, которые можно использовать вместо круговой диаграммы. Эти альтернативы можно разделить на две группы:
Circular graphics
- Dumbbell chart (aka barbell chart)
- Bubble chart
- Circle packing
- Interactive Pie Chart
- Interactive Donut Chart
Other forms
- Treemap
- Waffle chart
- Гистограмма
- Гистограмма с накоплением
1 Сравнение каждой категории с гантельной диаграммой (также известной как гантельная диаграмма)
Гантельная диаграмма представляет собой график для сравнения двух точек данных. Как упоминалось ранее, сравнение секторов на круговой диаграмме может быть затруднено. Мы можем провести сравнение для каждой категории с помощью диаграммы гантелей.
Как следует из названия, гантельная диаграмма состоит из двух круговых графиков, объединенных прямой линией. Обычно гантельная диаграмма используется для сравнения значений данных. В этой статье мы установим диапазон оси X от 0 до 100 процентов, чтобы показать процент добычи угля.
Например, мы можем сравнить страны или показать процент каждой страны по сравнению с остальными. Во-первых, мы создадим еще один DataFrame для применения к гантельной диаграмме.
Постройте две страны с самой высокой добычей угля в 2020 г. 9Диаграмма 0005 Гантель сравнивает две европейские страны с самым высоким уровнем добычи угля в 2020 году из выбранного набора данных. Изображение автора.
Нанесите процентное соотношение каждой страны по сравнению с другими странами.
Гантельная диаграмма показывает процентное соотношение добычи угля в каждой европейской стране по сравнению с данными других стран в выбранном наборе данных. Изображение автора.Результат выглядит хорошо, но все точки данных равны. Это может быть неудобно для сравнения между странами. Мы можем улучшить результат, изменив размер круга в соответствии с процентными значениями. Различные размеры помогут сравнить процентное соотношение категорий.
Гантельная диаграмма показывает процент добычи угля в каждой европейской стране по сравнению с данными других стран в выбранном наборе данных. Изображение автора.2 Использование круглых областей с пузырьковой диаграммой
Вместо одного круга на круговой диаграмме мы можем использовать несколько кругов из пузырьковой диаграммы. По сути, пузырьковая диаграмма представляет собой точечную диаграмму с точками данных разного размера. Это идеальный график для отображения трехмерных данных, значения X, значения Y и размера данных.
Преимущество использования пузырьковой диаграммы в качестве альтернативы круговой диаграмме заключается в том, что нам не нужно беспокоиться о значениях X и Y. Пузырьки можно расположить так, как мы хотим. Например, давайте расположим пузырьки горизонтально.
Сортировка значений перед выводом на график сделает результат организованным.
Добавить столбцы X и Y
df_coal['Y'] = [1]*len(df_coal)
list_x = list(range(0,len(df_coal)))
df_coal['X'] = list_x
df_coal
Построение пузырьковой диаграммы
Пузырьковая диаграмма показывает европейские страны с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.Проблемой применения пузырьковой диаграммы является пространство для построения. Чем больше кругов нанесено, тем больше площадь потребуется.
3 Организация пузырьков с помощью упаковки кругов
Упаковка кругов состоит из объединения нескольких кругов с меньшим количеством зазоров и без перекрывающихся областей. Этот метод помогает сэкономить место на чертеже при работе с большим количеством круговой графики.
Недостаток круговой упаковки заключается в том, что трудно определить разницу между пузырьками близкого размера. Простое решение — пометить каждый кружок его информацией.
Нам нужно рассчитать размер и положение каждого круга перед построением графика. К счастью, для упрощения вычислений можно использовать библиотеку circlify.
Постройте круглую упаковку
Круговая упаковка показывает европейские страны с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.4 Настаивать на круговой диаграмме… Нет проблем… Давайте сделаем интерактивную круговую диаграмму.
Несмотря на то, что круговая диаграмма имеет некоторые недостатки, как упоминалось ранее, мы не можем отрицать, что ее легко понять. Знание своей аудитории обязательно. Если ваши читатели не привыкли к сложным диаграммам, круговая диаграмма по-прежнему является хорошим вариантом для передачи информации.
Мы можем сделать интерактивную круговую диаграмму, чтобы улучшить обычную. Делая это, читатели могут фильтровать и играть с графиком, чтобы получить нужные им данные. Однако иногда читатели могут не знать о функциях. Должны быть инструкции или примечания, чтобы сообщить, как его использовать.
Plotly — полезная библиотека для создания интерактивных диаграмм.
Интерактивная круговая диаграмма показывает каждую европейскую страну с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.5 Вырезание центра для создания интерактивной кольцевой диаграммы
На практике кольцевая диаграмма представляет собой круговую диаграмму с пустым центром. Кстати, в некоторых источниках поясняется, что у нее есть некоторые преимущества перед круговой диаграммой, например, облегчение повествования для читателей или больше информации можно добавить в центр (ссылка1 и ссылка2).
Интерактивная кольцевая диаграмма имеет некоторые общие преимущества и недостатки с интерактивной круговой диаграммой. Мы также можем создать интерактивную кольцевую диаграмму с помощью Plotly.
Интерактивная кольцевая диаграмма показывает каждую европейскую страну с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.6 Использование прямоугольных областей с Treemap
Теоретически древовидная карта представляет собой визуализацию для отображения иерархических данных. Внутри большого прямоугольника для сравнения пропорций используется несколько прямоугольных областей. Несмотря на то, что наши данные не имеют иерархии, мы все же можем применить метод, чтобы показать пропорциональный вклад.
То же, что и круговая диаграмма, сумма общей площади равна 100 процентам.
Следует учитывать, что при наличии слишком большого количества категорий или различий между значениями небольшие области может быть трудно отличить от других.
Построить древовидную карту
Древовидная карта показывает европейские страны с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Пропорции при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.7 Объединение маленьких прямоугольников с вафельной диаграммой
Мы работали с круговой и кольцевой диаграммами; теперь пришло время для вафельной диаграммы. Этот график с причудливым названием объединяет несколько маленьких прямоугольников одинакового размера в большой прямоугольный график.
Вафельная диаграмма обычно используется для отображения процента выполнения задачи. Таким образом, мы можем применить эту концепцию, чтобы показать процент категориальных данных.
Постройте вафельную диаграмму
Вафельная диаграмма показывает европейские страны с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.Несмотря на то, что результат выглядит хорошо, можно заметить, что различение близких цветов может быть затруднено. Это может быть недостатком применения вафельной диаграммы со многими категориальными данными.
Чтобы решить эту проблему, мы можем нанести процентное соотношение каждой категории и объединить их в фотоколлаж. Учтите, что результат из приведенного ниже кода будет экспортирован на ваш компьютер для последующего импорта.
Результат построения вафельной диаграммы, показывающей процентное соотношение каждой страны по сравнению с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.Определите функцию для создания фотоколлажа. Ниже я нашел отличный код для объединения графиков из Stack Overflow (ссылка).
Примените функцию
# для создания подходящего фотоколлажа:
# ширина = количество столбцов * ширина фигуры
# высота = количество строк * высота фигуры get_collage(1, 7, 644, 123*7, keep_sname, 'collage_waffle .png')
Вуаля!!
Вафельная диаграмма показывает каждую европейскую страну с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.Теперь мы можем видеть процентное соотношение каждой страны более четко, чем в предыдущем результате. Фотоколлаж также можно использовать в качестве инфографики.
8 Назад к основам с помощью гистограммы
Другим типичным графиком является гистограмма, которая представляет собой двумерный график с прямоугольными столбцами на оси X или оси Y. Эти столбцы используются для анализа значений данных путем сравнения их высоты или длины. По сравнению с круговой диаграммой линейчатая диаграмма требует больше места для обработки большого количества категорий.
В этой статье мы собираемся улучшить обычную гистограмму, используя Plotly для отображения информации при наведении курсора на столбцы. Перед построением графика рекомендуется отсортировать данные, чтобы облегчить анализ.
Преимущество создания интерактивной гистограммы заключается в том, что категории с небольшим текстом аннотаций легче читать при наведении курсора на каждую гистограмму.
Гистограмма показывает каждую европейскую страну с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.9 Экономия места с помощью гистограммы с накоплением
Гистограмма с накоплением — это тип гистограммы, показывающий соотношение отдельных точек данных к общему количеству. Исходя из концепции, мы будем применять гистограмму с накоплением для отображения пропорций имеющихся у нас данных. Общая площадь равна 100 процентам.
У него та же проблема, что и у гистограммы. Небольшие области могут быть трудночитаемыми, если категорий или различий между категориями слишком много. Создание интерактивной гистограммы с накоплением поможет отображать информацию при наведении курсора на область.
Постройте гистограмму с накоплением
Гистограмма с накоплением показывает каждую европейскую страну с добычей угля более 5 миллионов тонн в 2020 году. Проценты при сравнении с другими странами в выбранном наборе данных. Изображение автора.Мы можем заметить, что в этом случае гистограмма с накоплением может сэкономить область построения по сравнению с гистограммой.
СводкаКруговая диаграмма типична для визуализации данных. У него есть некоторые преимущества, такие как экономия места на графике и простота понимания. Однако нет ничего идеального. Есть и некоторые недостатки, например, читателям трудно оценить количество, а информация может быть искажена.
В этой статье показаны 9 вариантов, которые можно использовать вместо круговой диаграммы. Учтите, что у них тоже есть свои плюсы и минусы.
Я уверен, что существует больше диаграмм для отображения пропорций или процентов, чем упомянуто в этой статье. Если у вас есть какие-либо предложения, не стесняйтесь оставлять комментарии.
Наконец, столбчатая диаграмма — еще один график, который часто используется наряду с круговой диаграммой. Кстати, использование слишком большого количества гистограмм может привести к унылому отображению.