Рисунок на тему растения в жизни человека: Рисунок значение растений в жизни человека. Растения в природе и жизни человека

Содержание

Конспект урока на тему :Жизнь вокруг нас. Роль растений в природе и жизни человека.

Тема урока: Жизнь вокруг нас. Роль зеленых растений в природе и жизни человека
Цель: сформулировать представления учащихся о роли зелёных растений в природе и жизни человека; формировать экологическую культуру, правильное отношение учащихся к природе, стимулировать природоохранную деятельность.
Оборудование: рабочая тетрадь, картинки с изображениями растений.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока
1.Организационный момент

2.Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

-Роль растений в природе

-Растения и человек
Растительный мир нашей планеты богат и разнообразен. Он насчитывает более 350 тысяч видов, в том числе в России – около 17200. В Крыму ботаники насчитывают 2602 вида дикорастущих, а вместе с культивируемыми — свыше 3600 видов только сосудистых растений — папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных.

В степном Крыму насчитывается около 1200 видов; сто из них обитают только здесь, а остальные распространены и в горной части полуострова. Разнообразие мира растений заключается в наличии одноклеточных и многоклеточных форм, одно-, двух- и многоклеточных растений, трав, кустарников и деревьев. Огромные пространства суши покрыты лесами и лугами. Растения заселяют все водные пространства. Они встречаются в пустынях и высоко в горах.
 Роль растений в природе:

1.Космическая роль.

Создание и поддержание жизнеспособности нашей планетной жизни – биосферы. Они единственные организмы, приспособившиеся в процессе фотосинтеза превращать энергию солнца в энергию химических связей, поставляя кислород, белки, жиры, углероды, в том числе и 8 незаменимых аминокислот. Зеленые растения нашей планеты выделяют в год в атмосферу около 400 миллиардов тонн кислорода, а усваивают примерно 600 миллиардов тонн углекислого газа, образуют 450 миллиардов тонн органических веществ

2. Почти все являются продуцентами. 
Производят органические вещества из неорганических, которые в дальнейшем используются для питания всех органов, а также для построения новых клеток растения. Животные и человек, потребляют готовые органические вещества. Таким образом, без зеленых растений на Земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ.

3.Поддерживают постоянное количество кислорода в воздухе (примерно 21%).
Например, одно дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам. Растения способны в больших масштабах поглощать из атмосферы углекислый газ и препятствовать его накоплению в биосфере. 
4.Поддерживают круговорот веществ (поглощение веществ их накопление, разложение до простых веществ).

5.Фитоценозы (леса, луга, степи и другие), образуют особые условия микроклимата.


Животные находят здесь пищу, убежища, условия для размножения. Растительный покров препятствует размыванию берегов рек и горных склонов, развеванию песков и т. д.
2.Растения и человек
Жизнь людей всегда была связана с миром растений, которые является, источником основных продуктов питания и кормов для домашних животных, а также важнейшим сырьем для легкой, пищевой, химической и других видов промышленности.
Из большого видового состава растений в настоящее время человеком используется более 2000 видов, что составляет менее 10% от известных биологии высших растений. Наибольшее число видов культурных растений произрастает в субтропиках и тропиках. Здесь можно встретить растения 69 семейств, тогда как в умеренной зоне – только 18-20.
Еще в каменном веке началось бессознательное окультуривание различных дикорастущих растений. Поняв их пользу, человек стал разводить растения вблизи своего жилища. Большинство современных овощных, зерновых и плодовых растений были окультурены за несколько тысячелетий до нашей эры. Наиболее древними культурами считают пшеницу, кукурузу, банан, кокосовую пальму, ячмень, бобы, рис, горох, сахарный тростник.
Их возделывают уже более 8000 лет
Таким образом выделяют следующие сферы жизни, где человек прямо или косвенно использует растения:

1.Источник питания для человека и животных:
а) Зерновые – рис, пшеница, рожь, горох, соя.

Ими питается 80% населения планеты.
Пшеница – наиболее важная зерновая культура, дающая 30% мирового производства зерна. Хлеб из пшеничной муки содержит до 74% углеводов, до 12% белка, минеральные вещества, аминокислоты, витамины. Самая высокая калорийность зерна среди зерновых культур у риса. Зерновые бобовые(горох, соя, бобы) содержат от 20% до 40% белков и восполняют недостаток полноценного белка незаменимых аминокислот.

б) Крупяные – манка (твердые сорта пшеницы), пшено (просо), ячневая и перловая крупы (ячмень), геркулес (овес), рис, гречка (гречиха).
в) Сахароносные – сахарный тростник, сахарная свекла. Родиной сахарного тростника считают Индию и Китай. Первый сахарный завод в Росси был построен 1800 году в Тульской губернии, на котором сахар вырабатывали из привозного тростникового сахара – сырца. Сахарная свекла – двулетнее растение. Для производства сахара используют корнеплоды, содержащие до 22% сахара, который накапливается в листьях. За период вегетации образуется до 80 листьев, фотосинтезирующая поверхность которых около 5 тысяч см2
г) Масличные – подсолнечник, маслина, роза, анис, шиповник, масленичная пальма.
В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии. Он ценен за калорийность, содержание большого количества витамина Е. На мировом рынке 1 грамм душистого розового масла стоит столько же, сколько 2 грамма золота.
д) Плодово-ягодные – яблоня, малина, клубника и т.д.
Они являются источником витаминов, микроэлементов, пищевых волокон. Самым питательным фруктом, который едят в сыром виде, считается авокадо, называемый «аллигаторовой грушей», его калорийность-163 калории. Плод богат витаминами А, С, Е.
е) Овощные – томат, огурец, кабачки, огурцы и др.
Играют важную роль в структуре питания. Являясь источниками белков, они вносят разнообразие при постоянном использовании зерновых. Употребление овощей повышает содержание соединений кальция и железа, обеспечивает организм витаминами. Томаты, перцы, баклажаны содержат полный набор всех витаминов. Коферментов, волокнистых веществ и ряд других биологически активных веществ. Эти культуры чувствительны к осенним заморозкам, их культивируют в защищенном грунте. Самый низкокалорийный из овощей – огурец, содержащий всего 16 калорий.
ж) Тонизирующие – чай, кофе, какао, женьшень.
Напиток чай, производится из листьев куста семейства чайных, произрастающий в предгорьях Юго-Восточной Азии. В культуру введен в 4 веке до н.э. в Китае. Сейчас культивируется во Вьетнаме, Африке, Кении, Танзании, Южной Америке (Аргентина, Перу). С 1885 года чай культивируется в Грузии, с 1901 года в Краснодарском крае, с 1912 года – в Азербаджане. В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, многие из них обладают лекарственными свойствами. Активное вещество – кофеин (до 4 %) обладает тонизирующим действием. В древней рукописи о чае можно прочесть следующее: «Усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, Пробуждает мысль…»
Напиток кофе получают из семян кофейного дерева семейства мареновых.
Плод кофе – скасная ягода, размером 1.5 см. с двумя семенами. Концентрация кофеина – 0.6-2,7 %. Культивируют кофе с 14 века, начиная с Аравийского полуострова. Сейчас половину мирового кофе производят в Бразилии.
з) Пряные – кинза, сельдерей, укроп, базилик, черный перец.
Первые упоминания о них в Древнем Китае, Индии, Египте встречаются около 5 тысяч лет назад. Эпоха Великих географических открытий связана с нахождением островов Пряностей – Ява, Молуккские острова, ведь пряности ценились на вес золота, плодами черного перца расплачивались вместо денег.
и) Кормовые – свекла, кукуруза, клевер, люцерна.
Кукуруза родом из Мексики. Европа узнала о ней благодаря экспедиции Колумба. В Россию завезена в 17 веке. Кукуруза третья по распространенности в мире культура после пшеницы и риса, содержит до 20 % белка (аминокислоты лизин и триптофан), до 68 % углеводов, 4-8 % жиров.

2.Источник для получения лекарств.


Известно более 12 тысяч видов лекарственных растений. Римский врач Гален открыл, что целебными являются определенные вещества. В настоящее время известно о том, что растения – это сложная природная лаборатория, поглощающая из воздуха углекислый газ и кислород, из почвы – минеральные вещества и азот, из которых вырабатывается сахар, кислоты. Эфирные масла, фитонциды, витамины, алкалоиды и другие. Определенным химическим составом растения определяются его действующие вещества, откладывающиеся в различных частях в определенное возрастное состояние. В России профессор Боткин в 1881 году впервые применил в своей московской больнице настойку из цветков ландыша в качестве сердечного средства.
В настоящее время изготовляется много лекарственных препаратов растительного происхождения: настойки валерианы, пиона, пустырника успокаивающего действия, пантаглюцид из подорожника врачует ЖКТ, капли в нос с эвкалиптовым маслом борется с насморком и т.д.

Туя или можжевельник славится своими лечебными свойствами издавна. В нем много эфирных масел со смолистым, терпким, дымчатым ароматом. Если маслом из этого растения натереть то место, которое болит, то оно согреет это место, боль пройдет и у вас поднимется настроение. Если мы помажем этим маслом неожиданно появившийся на руке или ноге прыщик, то он исчезнет. Грибники всегда берут это масло с собой в лес. Оно поможет при укусе змеи.

Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Он выделяет в воздух особые вещества, которые уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы.

Ребята, а вы любите сказки?

-Хотите послушать интересную?

-Эта сказка не только интересная, но и полезная.

Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его не заживают. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на солнышке погреться. И переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги.

Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.

«Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет. » подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны.

Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.

— Вы узнали, что это была за трава? /подорожник/

«Подорожник»

Тонкий стебель у дорожки

На конце его — сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Вам я — как хороший друг,

Лечу ранки ног и рук.

Подорожник у дороги

Дружно топчут Ваши ноги.

Вот козлёнок пробежал.

На ходу листок сорвал.

Таня бросила мячом.

Ну а мне все нипочем.

«Чеснок»

Этот овощ как головка,

В ней зубцы засели ловко,

Как мы зубчик очищаем,

Всех микробов убиваем. (Чеснок)

-Послушайте это интересно!

-Чеснок- одно из самых древних и наиболее широко распространенных культурных растений. Он употребляется в пищу в качестве природного лекарства. Издавна считалось, что люди, которые постоянно едят чеснок, самые смелые, храбрые, крепкие здоровьем. Во время военных действий выжимали сок из чеснока и прикладывали его к ранам.

-А вы знаете, что если у вас болит зуб вы можете съесть кусочек чеснока и боль пройдет, а если у вас насморк то достаточно его понюхать несколько раз. А кто постоянно ест по дольке чеснока на обед тому не страшны ни простуда, ни грипп. А самое интересное, что если есть чеснок то у вас будет хорошая память. Вы ведь пойдете в школу, а там вам много надо будет читать, запоминать.

Чеснок имеет лечебную силу тогда, когда его только собрали, а при хранении постепенно теряет ее. Для длительного хранения этой силы рекомендуется хранить чеснок в прохладном месте. Чеснок, в период сбора урожая, сушат, из него заготавливают консервированный сок, готовят настойки.

— У кого на огороде растет чеснок?

-Как вы думаете для чего его сажают ваши мамы и бабушки?

-Посмотрите сколько друзей-овощей на грядке у чеснока. Они тоже полезны для нашего организма.

-Давайте вспомним, чем полезна «Морковь»

(-В моркови много витамина «А» который полезен для нашего зрения.

— В капусте много витамина «С», который помогает бороться с гриппом и простудой. Сок капусты помогает при ожогах и нарывах.)

— А вызнаете что если кушать перец, там много витамина «А», «В», то у нас будут быстро расти волосы, они станут шелковистыми.

-А если мы будем есть салат из редиски, то у нас всегда будет хороший аппетит.

-Чистотел- многолетнее растение. Растение ядовито. Еще Древние Греки заметили, что чистотел расцветает с прилетом ласточек и вянет с их отлетом. Чистотел применяется в народной медицине. Если вдруг появится на коже бородавка или прыщик нам поможет «Чистотел».

— Чистотел помогает и животным, у которых с его помощью лечат раны. А если поджечь чистотел, то его дым отпугнет вредных насекомых, которые портят растения, урожай садов и огородов. В качестве лекарственного средства используют траву (стебли, листья, цветки) .При сборке ядовитого растения необходимо помнить о мерах безопасности. Так, срезая траву чистотела, руки увлажняются соком растения, поэтому следует следить за тем, чтобы сок не попал в глаза.

3.Источник сырья для промышленности
а). Изготовление тканей – лен, хлопок.
Стебель льна содержит 15 35 % волокон и используется для производства тканей, а семена до 40 % масла, которое имеет лекарственное значение, используется для производства высококачественной олифы. Хлопковое волокно дает растение хлопчатник – многолетнее растение семейства мальвовых. Плод коробочка, семена, которого покрыты длинными волокнами.
б). Производство бумаги из древесины
в). Производство пищевых красителей из корнеплодов моркови, свеклы, из листьев индигоферы, хны.
г). Строительные и поделочные материалы – хвойные, липа, береза.
д). Сырье и топливо
– торф, каменный уголь.Они являются останками растений, существовавших тысячи и миллионы лет назад

4. В качестве декоративного озеленения.Растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Декоративные растения украшают нашу жизнь, доставляя нам радость, «лечат наши души». Производствен ные и жилые помещения человека становятся уютнее, если в них есть комнатные растения. Зеленый цвет успокаивает и снимает напряжение с глаз, Многие комнатные растения выделяют фитонциды, убивающие бактерии, увлажняют и очищают воздух от вредных примесей (фенол, формальдегид, бензол и другие), улучшают самочувствие, повышают настроение и работоспособность.

5.Для охраны окружающей среды.Озеленение городов способствует уменьшению загазованности, уровня шума, задерживает пыль, создает атмосферу безопасности и спокойствия, что актуально для современного человека. Лесные массивы защищают от водной и ветровой эрозии. Знания ботанических наук способствуют определению и сохранению запасов ценных видов растений, их рациональному использованию; введению в культуру дикорастущих видов в качестве пищевых, лекарственных, кормовых культур. VIII Подведение итогов

— Человеку нужны продукты питания, одежда, мебель, посуда. Все нужное для изготовления дает природа. В каждую вещь вложены знания и труд людей, ᴃϲ

϶ᴛᴏ нужно беречь.

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна по имени — природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты —

Поля, луга, леса, моря и реки.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Цели: — дать понятие об обстоятельстве как о второстепенном члене предложения;

— формировать умение находить главные члены предложения;

— развивать умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения;

— учить делать выводы; работать со словарем.

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет, конечно, впрок.

Учебные принадлежности нас ждут,

С новой темой знакомиться зовут.

— Запишите число, классная работа. Оставьте строку для названия темы и в следующей строке поставьте точку с красной строки.

  1. Словарная работа.

а) Повторение словарных слов.

-Запишите под диктовку:

Везде, вместе, горячий, впереди, вокруг, здесь, лучше, назад, девочка.

б) Взаимопроверка.

в) Знакомство с новым словом «медленно».

-Спишите его, поставьте ударение, подчеркните опасные места

г)- Как вы понимаете значение слова?

-Как в словаре Ожегова объясняется его значение? (Работа со словарем)

д)- Составьте предложение, используя слова и опираясь на схему.

Вечер, медленно, тянуться, осенний.

1.Как? 2. Что делал? 3. Какой? 4. Что?

— Запишите это предложение (один ученик у доски)

  1. Актуализация знаний.

— Подчеркните грамматическую основу. Назовите, под каким номером подлежащее (сказуемое).

Это предложение распространенное или нераспространенное?

-Какие предложения называются распространенными (нераспространенными)?

-Главные члены предложения – это …

-Второстепенные члены предложения – это … (не можем ответить на этот вопрос)

  1. Изучение нового.

а) Сказка о членах предложения.

На доске рисунок семьи-предложения.

В этой дружной семье есть мама, папа, дочь-старшеклассница, сын, и маленький ребенок. Папа очень любит читать газеты, ему интересно знать кто? и что? Мама всегда занята домашними делами и спрашивает что делать? что сделать? Старшая дочь любит повертеться перед зеркалом, задавая вопросы: какое платье надеть? Какие туфли подойдут? Какая прическа ей к лицу? Сын-пятиклассник смотрит фильмы и спрашивает: кого? чего? Кому? Чему?… А малыш, который еще не умеет ходить интересуется всем вокруг и постоянно задает массу вопросов: где? Когда? Куда? откуда? Почему? Зачем? И как?

-С какими членами семьи-предложения мы уже знакомы?

-Какая будет тема нашего урока? Чему будем учиться? (предположения детей)

б)-Запишите тему урока.  Обстоятельство.

-Прочитайте предложения на доске.

Дети вернулись домой.

Дети вернулись домой из похода.

Дети вернулись домой из похода вечером.

-В каком предложении самая точная информация?

(запись с комментированием)

-Найдите грамматическую основу. Как называются оставшиеся слова?

-Задайте вопросы. На что они указывают?

-От какого главного члена задавали вопрос?

Считалочка: Где? Когда?

Куда? Откуда?

Почему? Зачем?

и Как?

-Подчеркиваем так: -. -. -. -. -.

-Будут ли второстепенные члены этого предложения обстоятельствами? Подчеркните.

ВЫВОД: — Что такое обстоятельство?

-На какие вопросы отвечает?

-От какого слова задаем вопрос?

-Как подчеркиваем?

  1. Физкультминутка.

  1. Закрепление.

  1. Итог урока. Домашнее задание.

— Продолжите предложение. Главные члены предложения – это…

Второстепенные члены предложения – это …

-С каким членом предложения познакомились?

-Как его найти в предложении?

-Что понравилось на уроке? О чем хотели бы узнать?

(Оценить работу на уроке.)

КИР БУЛЫЧЁВ. «ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ» («КУСТИКИ»)

Цели: дать учащимся представление о творчестве писателя-фантаста Кира Булычёва; развивать фантазию, воображение учащихся; работать над развитием речи; прививать интерес к литературе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Заслушивается выразительное чтение учащимися понравившегося отрывка или его пересказ, чтение по ролям. Рассматривается выставка рисунков к повести.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию материала.

– А сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю.

Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр.

Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы.

– Мы прочитаем сегодня одну из таких историй.

2. Работа над произведением.

Учитель и учащиеся читают рассказ «Кустики».

– Что вы хотите сказать о прочитанном рассказе?

– Какой представили себе Алису?

– Чем вас привлекает эта девочка?

3. Ответы на вопросы учебника (с. 157).

IV. Итог урока.

– Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока?

– Что бы ещё хотели сделать на уроке? О чём прочитать?

 Домашнее задание: подготовить краткий пересказ произведения. 

Невидимые связи в природе и факторы, полезные для нас

22/05/2018

У кого-то волосы кудрявые, у кого-то – прямые.   У кого-то красивый загар, а у кого-то кожа сгорает на солнце. Кто-то может кривить губы, а кто-то нет. Все это из-за наших генов и отличий в них. Разнообразие. Это — изюминка жизни.

Как и в случае отличий в нас, отличия есть и у растений и животных, видимые и невидимые нам. Например, один из сортов риса может быть более устойчивым к подтоплению, чем другие. Одна из пород домашнего скота лучше переносит засуху, чем другие.  Все это благодаря биоразнообразию.

Биоразнообразие означает многообразие растительной и животной жизни в мире.  Речь идет о генетическом, видовом и экосистемном многообразии. Чем больше разнообразие видов, сред обитания и генов, тем здоровее и продуктивнее экосистемы и тем лучше они адаптируются к таким вызовам, как изменение климата.

Но, в отличие от простого многообразия, биоразнообразие также характеризует тот способ, благодаря которому различные виды растений и животных связаны и взаимодействуют между собой.  Мир состоит из невидимой сети, которую мы редко осознаем. Утрата вида, будь то растение или животное, может изменить всю экосистему. Это означает утрату связей.  

Вот 7 экосистемных связей и полезных факторов, о которых вы могли не знать:

1. Сельское хозяйство и более здоровые почвы – На сельское хозяйство обычно возлагают вину за деградацию почвы.  В то же время при условии бережного ведения сельское хозяйство на самом деле может способствовать улучшению здоровья почв.  Например, зернобобовые помогают восстановить жизнеспособность почвы, что, в свою очередь, помогает лучше расти  другим растениям.  Знали ли вы, что в столовой ложке почвы больше отдельных живых организмов, чем людей на планете? Для роста продовольствия, извлечения углерода из воздуха и получения микробов, из которых изготавливают такие лекарственные средства, как пенициллин, нужны здоровые почвы. Сельскохозяйственные сектора – крупнейшие пользователи биоразнообразия. Все вместе они распоряжаются огромными наземными, пресноводными и морскими пространствами на Земле, будь то «дикое» разнообразие в лесном хозяйстве или рыболовстве или «одомашненное» биоразнообразие производственных систем.   При условии устойчивого ведения сельское хозяйство может способствовать сохранению биоразнообразия и важных экосистемных функций. 

2. Питание и изменение климата – Сельскохозяйственное биоразнообразие, включающее диких сородичей сельскохозяйственных культур, является основополагающим условием преодоления последствий изменения климата и обеспечения будущего нашего продовольствия. Это разнообразие дает сельскому хозяйству различные сорта культур и породы домашнего скота, которые лучше адаптируются к изменениям в температурах и осадках и к экстремальным погодным явлениям.  В нашу эпоху изменений необходимо изучать возможности других видов сельскохозяйственных культур. Из примерно 400 000 выявленных видов растений 30 000 оказываются съедобными. Но до сегодняшнего дня в пищу идут только 6 000.  А во всем мире в сколь-либо значимом масштабе выращивается всего 150 культур! Удивительно, но всего три культуры (кукуруза, пшеница и рис) обеспечивают почти 60% нашей дневной нормы потребления белков и калорий.   Нам необходимо расширять рацион питания и включать в него иные разновидности, которые могут оказаться более питательными и лучше справляются с последствиями изменения климата.

Минус миллион – разнообразие видов растений и животных на земле резко сокращается

Более трех лет в общей сложности почти 500 ученых собирали и анализировали данные из 15 тыс. правительственных и научных источников с одной целью — определить влияние экономического развития на живую природу. Результаты ужасают: множество видов растений и животных — как на суше, так и в океане – под натиском человека исчезают невиданными темпами и могут быть потеряны навсегда уже при нашей жизни – в течение нескольких десятилетий…  

Ранее в интервью с Марией Воронцовой из Международного фонда защиты животных (IFAW), мы поговорили о том, что официальные и общественные делегации делают в ООН для создания важных природоохранных договоров.

Сегодня мы расскажем о том, что на практике представляет собой работа защитника природы, когда речь идет об охране интересов обитателей самой большой по площади экосистемы Земли – Мирового океана.   

АУ: Вы сказали, что необходимо сохранять различные виды. Обывателю иногда непонятно, зачем все эти виды, которые скрыты под толщей океанической воды, нужны. Почему нужно защищать все эти формы жизни?

МВ: Стабильность экосистемы определяется разнообразием видов. Это экологический закон: монокультура нестабильна. Система, состоящая из ограниченного количества видов – наземная или океаническая – в принципе не жизнеспособна. Именно поэтому сохранение биоразнообразия так важно. Мы можем говорить и о каких-то редких видах, которые хороши нам для рекреационных целей: мы хотим ими любоваться.

Но сейчас введено такое понятие, как «предоставление сервиса». То есть, многие животные и растения рассматриваются как виды, предоставляющие сервис человечеству в разных видах: медицинском, пищевом и так далее. Если мы берем океан, то здесь существуют пищевые цепи. Начинается все с бактерий, а затем фитопланктон, зоопланктон, маленькие рыбы, большие рыбы, морские млекопитающие, птицы, которые ныряют и ловят что-то – абсолютно все это взаимосвязано. Речь еще идет о том, как же одно с другим связано: придонные сообщества с сообществами животных и растений, которые находятся ближе к поверхности, как это связано с течениями и мигрирующими видами, которых очень много.

 

Программа ООН по окружающей среде

Коралловые рифы в Карибском море.

 

Океаны помогают сдерживать изменения климата, поглощая избытки тепла, образующегося в процессе парникового эффекта

Давайте возьмем китов. У всех китов обязательно есть места размножения, расположенные, как правило, в районе экватора, и места нагула и кормёжки, которые ближе к полярным территориям, то есть к Арктике и Антарктике. Это так, потому что приполярная территория очень богата планктоном. А размножаются они и рожают зимой детенышей в теплых водах, потому что они рождаются с малым количеством жира, и им просто холодно. Киты все лето едят, а дальше они мигрируют, и это миграционные коридоры, которые соединяют нагульные пастбища с территориями, где они размножаются.

Очень важно понимать, что киты питаются полгода, а полгода они вообще не едят ничего, потому что в теплых водах есть нечего. Если вдруг наступит перелов криля в Антарктике, то это очень плохо скажется на огромном количестве разных видов китов, которые кормятся на этом криле.

АУ: Сейчас в Вашей работе есть какие-то основные проекты, которые Вы ведете в области защиты океанов в Фонде?

МВ: Один из проектов, который мы ведем с 2000 года, это «Серые киты острова Сахалин». Это очень маленькая популяция, которая считалась полностью исчезнувшей, и думали, что ее перебили «янки», ведь американцы и японцы промышляли в Охотском море. Серые киты исчезли, их 30-40 лет никто не видел, но потом они были открыты заново — их насчитали 35 штук.

И это – на севере Сахалина, где на шельфе есть нефть. Все основные нефтяные компании были там, у каждой своя территория, свои скважины…

Я могу сказать, что этот опыт был успешным, сейчас популяция растет, и считается, что их примерно 250 штук. Нефтяные компании сначала восприняли присутствие неправительственных организаций в штыки и со словами: «Не мешайте, мы тут производим нефть, а что вы хотите?». Были разные сложности, но сейчас они относятся с огромным почтением к китам и даже ведут свои научные исследования. Например, компания «Сахалин-2» получила международное признание, как самая «зеленая» компания.

 

Фото ООН

Поиск шельфовых нефтяных месторождений и бурение скважин — серьезная угроза подводному миру

АУ: То есть, благодаря вашим усилиям удалось поменять всю парадигму социальной ответственности компании?

МВ: Я считаю, что так. Здесь очень существенную роль сыграло то, что мы с самого начала говорили, что мы не против нефти, а за то, чтобы работали далеко, ответственно и использовали современные технологии. Компания «Сахалин-2» провела свою трубу от двух нефтяных платформ, что являлось грандиозным строительством, не сквозь нагульные пастбища китов, а в обход.

АУ: Пастбища не меняются из года в год?

МВ:  Этот «пятачок» на острове Сахалин шириной в 20 километров и длиной 100 километров. Трубы, которые прокладывают на глубине до 12 метров, могли бы просто разрушить половину этого пятачка, где кормятся матери и детеныши. Серые киты процеживают рачков, которые сидят в песке. Кит ныряет, ложится боком, собирает этот песок, отцеживает и получает много килограммов амфипод.

АУ: Помимо того, что Вы биолог и океанолог, Вы еще в своей работе параллельно становитесь и геологом, и нефтяником… Приходится сочетать знания в различных областях?

МВ: Да, конечно, приходится. Например, мы совсем не говорили о течениях, а течения в океане играют огромную роль, особенно для видов, которые мигрируют. Это сугубо океанология. Еще огромное значение имеет распространение звука, потому что киты разговаривают, и есть какие-то слои океана, которые проводят звук гораздо быстрее других.

Фото ЮНЕП

Наблюдение за китами — динамично развивающися бизнес. За возможность увидеть самое крупное млекопетающее на Земле туристы платят в общем до 2 млрд долларов в год

 

АУ: Вы только что сказали, что киты разговаривают. Сколько было песен про то, что «дельфины говорят»… Человек может с ними общаться?

МВ: Нет, сейчас, конечно, нет. Но человек с удивлением слушает. У меня был опыт, когда мы ходили на яхте по Средиземному морю и искали кашалотов. Мы надевали наушники и слушали в гидрофонах звуки морских обитателей. Например, если проплывают дельфины, у них щебечущие звуки, а кашалоты щелкают — три щелчка и пропуск.

АУ: Практически азбука Морзе?

МВ: У кашалотов, правда, есть своя «азбука Морзе». Вот эти щелчки слышишь за пять миль, потом на эти щелчки выходишь, и кашалоты всплывают. У разных популяций кашалотов свои позывные, свой отличающийся язык, и каждый имеет имя. Эти щелчки обозначают, кто он есть.

Сейчас появились такие замечательные метки-присоски, которые позволяют повесить камеру на кита. Недавно камеры повесили на кашалотов, маму и детеныша. Кашалоты ныряют до двух километров, где они там ловят огромных гигантских кальмаров. Это была феерическая съемка — мама, а рядом с ней идет маленький ее китеныш. Она идет вертикально вниз, и, когда становится совсем темно, детеныш не может уже продолжать нырять с ней, он задерживается, а затем уходит наверх. Это все в звуках, они разговаривают постоянно, можно услышать щелчки между мамой и детенышем, который говорит, что он должен уйти, причем с совсем другим интенсивом. А когда она идет глубже вниз, она щелкает без перерыва, тем самым сообщая своему детенышу, что она делает.

АУ: То есть, эти морские животные очень социальные и общительные существа. А каково им приходится, когда они попадают в последнее время особенно распространённые океанариумы и аквариумы? Это для них своего рода тюрьма, получается? 

МВ: Безусловно, потому что они живут в огромном трехмерном пространстве. Допустим, касатки, которых сейчас пытаются поймать даже в России, мигрируют на огромные расстояния, они живут в семьях, и они очень социальные животные. У них в семье, как у слонов, матриархат со старой касаткой во главе, которая руководит всеми. Она уже не воспроизводит детей, но обладает всем опытом и смотрит, чтобы все вели себя правильно. На самом деле, там невероятные знания.

Отлавливают всегда детеныша, изымая его их нормальной среды, и сажают в крохотный аквариум. Какой бы ни был большой океанариум, невозможно создать ничего близкого к тому, в какой среде живет касатка.

АУ: Есть какой-нибудь способ познакомить людей с этим морским миром, но также дать животным возможность жить в естественных условиях? Как сочетать это?

МВ: Очень быстро развивается экотуризм, «whale-watching », то есть наблюдение за китами. Считается, что сейчас ежегодный доход от таких экскурсий во всем мире составляет два миллиарда долларов.

 

Coral Reef Image Bank/С.Бисмарк

Коралловый риф в Красном море

АУ: Это еще один сервис, который мог бы помогать развивать свой регион? Смотреть на китов в своих морях и развивать туризм в этих местах.

МВ: Да, например, белухи на Соловецких островах. Это проект, который мы ведем с 1995 года вместе с Институтом океанологии. На одном острове есть мыс Белужий, который назван так, потому что каждый год там собираются 60-80 белух и проводят там два месяца. На Соловецких островах организовалось куча туроператоров, которые хотят возить туда людей. Поэтому, мне кажется, что, когда начинают говорить, что нужно строить океанариумы, потому что дети не могут ничего посмотреть и увидеть… Это неверно.

АУ: Необходима смена мировоззрения? Может быть, есть смысл как-то менять восприятие, говоря о том, что это не так полезно и что это скорее развлечение, чем образовательная программа?

МВ: На самом деле, если мы говорим об океанариумах, огромное количество беспозвоночных и рыб можно держать и так же показывать. Это тоже безумно интересно. Креветки потрясающе красивы, кораллы бесподобны. Действительно, это развивается. Морские аквариумы показывают животных, как устроена жизнь моря и создают хорошие искусственные биоценозы. Есть очень красивые дисплеи с разными медузами, но при этом нельзя сказать, что это негуманно.

Также, с развитием цифровой технологии получаются отличные съемки, можно пользоваться виртуальной реальностью, где Вы увидите китов еще лучше, чем в реальной среде. Это замечательная возможность.

АУ: Будем надеяться, что все эти элементы глобальной мозаики и международных договоров, обсуждений, в которых Вы принимаете участие, и современные технологии, и смена образовательной парадигмы позволят все-таки людям сохранить мир на долгие столетия и тысячелетия вперед.

МВ: Я очень на это надеюсь и рассчитываю. Все-таки глобальный разум идет в нужном направлении, потому что альтернативное направление – это реально гибель нашей планеты и гибель нашей цивилизации. Нам некуда деваться, и океаны нужно защищать! 

Значение растений в природе и жизни человека

Аксёнова Елена Валентиновна учитель биологии, химии и ОБЖ высшей категории

Урок биологии в 5 классе

Учебник: Биология 5 класс, Н.И. Сонин

Тема: «Значение растений в природе и жизни человека»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели: повторить отделы растений и уметь их сравнивать, формирование у учащихся понимания роли растений в природе и жизни человека; создание условий для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости растений, а также их роли в природе.

Метапредметные:

Познавательные: исследование: работа с гербариями, таблицами, изображениями растений, выдвижение предположений на какие группы делятся культурные растения; уметь выделять лишний объект и доказывать свой выбор; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую – заполнять таблицы;

Коммуникативные: умение работать в паре и группе, способность передавать содержание; умение перефразировать мысль;

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей

Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

методы и формы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный; исследовательская деятельность.

Оборудование: гербарии, презентация, распечатанные фото дикорастущих и культурных растений (1 комплект на парту), индивидуальные листы опроса, таблицы для групповой работы (1 на 4 человека)

 

Ход урока

Организационный момент

    (Приветствие, настрой на работу). (слайд 1)

    У. Какой сегодня прекрасный морозный денёк! Ах! Так хочется немного лета! Хотите, мы сейчас ворвёмся в лето? Помните, как в сказке о 12 месяцах? Мы ведь тоже с вами чуть-чуть волшебники! У нас есть волшебная сила … СЛОВА!..

    Закройте глаза… Вслушайтесь в эти прекрасные строки. (слайд 2)

    Родная степь… Бескрайние просторы…

    Кузнечики куют как ковали…

    Да солнце по колено бродит в росах,

    Да шепчутся о чём-то ковыли….

    Какая картина появилась перед вашими глазами?

    Какие растения вы наблюдаете в нашей родной степи? (ребята перечисляют)

    Отгадайте: Одно посеял – целую горсть взял! Правильно – зерно! Сегодня дополнительные баллы я буду раздавать за правильные ответы в виде «зерен разума». У кого наберётся их больше 5, тот может себе добавить балл к оценке!

     

    Проверка Д/з, восприятие и коррекция опорных знаний по теме «Покрытосеменные растения»

      У. Вы сейчас называли в основном цветковые растения, которые мы изучали неделю назад.

      Фронтальный опрос:

      1. Как иначе называют отдел Цветковые растения? (Покрытосеменные)

      2. Почему их так называют? (Семя покрыто плодом)

      3. Каковы преимущества покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными?

      4. Как в обыденной жизни м назовём яблоню, берёзу, сосну? (Дерево)

      5. А как мы это определяем? По каким критериям? (Один главный одревесневелый ствол, высокие, крепкие…)

      6. Шиповник, тёрен, смородина – это … (кустарник)

      7. Как мы поймём, что перед нами кустарник? (много одинаковых стволиков, не выше 4 метров)

      8. Что называют травами? (растения с неодревесневелым стеблем)

      9. Приведите примеры.

      10. Во сколько раз кустарник выше травы? А ниже дерева?

      Итак, дерево, кустарник, трава – это всё … (жизненные формы растений).

      Одуванчик золотой повзрослел и стал седой.

      11. Каким образом распространяются семена цветковых растений? (ветер, животные, рассыпаются, разбрасываются)

      Индивидуальный опрос:

      Работаем с листами опроса Д/з №1-3 3 минуты.

      (слайд 3, 4, 5) Поменяйтесь листами. При помощи образца на слайдах проверьте и поставьте +, где верно. Поставьте оценку своему соседу за письменное задание.

      Энергизатор: «Деревья, травы, кустарники» (Встаньте в круг! При помощи пантомимы покажите дерево, кустарник, траву… У кого красивее?…) Молодцы!

      Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

        У. Ребята, а кто подготовил маленькое творческое задание- стихи и загадки о растениях? Рассказывайте! (Заранее проверьте, чтобы загадки ребята подобрали по всем отделам изученных растений!) Какое разнообразие растений! Мы завершили знакомство с главными отделами низших и высших растений. Что мы изучали? Их строение, места обитания. А сегодня заключительный урок по растениям. Как бы вы назвали наше занятие? Чем мы будем заниматься? Наши цели и задачи:

        — повторить отделы растений,

        — обобщить знания о значении растений в природе и жизни человека;

        — ознакомиться с группами культурных растений.

        Значит тема нашего урока: «Значение растений в природе и жизни человека»

        (слайд 6) ( после обсуждения открываем цели по щелчку)

        Актуализация знаний.

          Учитель раздаёт задание для групп:

          Рассмотрите рисунки задания № 1. Подпишите их, расставьте цифры в порядке появления данных растений на Земле. (1 мин)

          Проверьте работу соседней команды по слайду (7) Какие имеются ошибки?

            Введение новых знаний.

              Роль растений в природе:

              Растительный покров Земли образован дикорастущими растениями.

              Они растут и размножаются без участия человека. (слайд 8)

              (слайд 9) — Какой процесс изображен на картинке?(Фотосинтез)

              — Какова его роль для жителей Земли? (Обогащение воздуха кислородом и поглощение углекислого газа, образуются и откладываются в растении органические вещества: углеводы)

              Роль растений в жизни животных

              (слайд 10, 11) вместе с ребятами делают вывод: только растения способны образовывать из веществ неживой природы (воды и углекислого газа) сложные питательные вещества, без которых не могут жить грибы, животные и человек. Эти вещества травоядные животные получают, питаясь растениями, а хищные – поедая травоядных животных. Многие животные используют растения в пищу. В стволах деревьев, зарослях кустарников и трав они строят себе жилища и прячутся от врагов.

              Ребята, предлагаю вам опять поработать в группах. Используя эти иллюстрации (слайд 12), сделайте вывод о роли растений в жизни животных. Заполните схему № 2.

              Роль растений для человека

              Работа с учебником с 88-89. Каждой группе дается задание, в течение 1 минуты, найти в тексте информацию о конкретной группе растений. Выступают по 1 докладчику, комментируют слайды 14-18

              Физ.мин-ка для глаз: «Леопольд на природе» (слайд 19)

              Воспроизведение знаний и овладение способами деятельности.

                (Слайд 20). А теперь посмотрим, что вы запомнили. У вас на столах находятся небольшие карточки с изображениями растений. Разделите их на две группы:

                дикорастущие и культурные. (Работа в парах) Сверяем по образцу (Слайд 21).

                Оперирование знаниями в новых ситуациях.

                  Для чего человек выращивает культурные растения?

                  Найдите в учебнике (стр. 89) схему с группами культурных растений.

                  Работа в парах:

                  Рассмотрите гербарии. Запишите названия растений в таблицу № 5 вашего личного Листа опроса. Какое из 4 растений лишнее? Почему? Докажите. (например, даются 3 пищевых растения, а одно дикое и т.д.)

                  Обобщение и систематизация знаний

                    Использование дикорастущих растений человеком

                    (Слайд 22).

                    1). Как используют люди дикорастущие растения? Какие подписи вы бы поставили под картинками? (Проверка после обсуждения в парах и озвучивания классу – по щелчку). Верно, это: лекарства, бумага, стройматериалы, топливо, корм скоту, пища человеку, натуральный каучук и резина из него. Это свежий, чистый воздух городов, это защита почвы от ветра, это защита от различных шумов.

                    2). Назовите группы растений, изображенных на слайде 23.

                    Итак, финальная блиц-работа в группах. Какая группа быстрее всех заполнит схему № 3 в командном листе?

                    Ответим на вопрос: «Так ли нужны растения людям, как животным?» (Безусловно, жизнь человека тоже зависит от растений)

                    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. Рефлексия.

                      Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме.

                      Достигнуты ли поставленные цели? (Слайд 24). Оцените свою работу на уроке при помощи линейки достижений (если есть время, можно обсудить оценки свои и товарищей). Сдайте листы с работами и самооценкой.

                      Домашнее задание: слайд 25 §18,

                        1 уровень: Р.т. № 125-126

                        2 уровень (продуктивный): Р.т. № 129-130

                        3 уровень (творческий): подготовьте любое из сообщений «Как использует человек дикорастущие растения?»,

                        «Знакомьтесь – технические растения!»,

                        «Кормовые культуры», «Флористика»,

                        «Ландшафтный дизайн», «Зелёная аптека», «Мой огород»

                        Р.S. (слайд 26) Давайте подумаем над строками Самуила Яковлевича Маршака:

                        Человек, будь он даже гением,
                        Остается мыслящим растением.
                        С ним в родстве деревья и трава.
                        Не стыдитесь этого родства!                

                        Спасибо за сотрудничество!

                         

                        Использованные ресурсы:

                        Учебник Н.И. Сонина Биология 5 класс,

                         цитата Самуила Яковлевича Маршака,

                        некоторые слайды Гринина С.Б. и Пыжук С.Б.

                         

                        Дополнительные материалы:

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/i1454703310.docx Лист индивидуального опроса

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454703362.docx Лист групповых заданий

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454703247.ppt (презентация к уроку Значение растений в природе и жизни человека

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/y1454703413.docx (Раздаточный материал )

                        Наша жизнь зависит от здоровья планеты

                        \n

                        \nОднако наш мир и разнообразие жизни, которую он поддерживает, находятся под угрозой. Вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, выбросы парниковых газов, осушение болот, изменение климата, глобализация и другие факторы современной жизни ведут к уничтожению биологических видов и наносят ущерб экосистемам беспрецедентными темпами.

                        \n

                        \nКогда мы наносим ущерб Земле, мы вредим собственному здоровью. Люди столь же уязвимы, как и другие биологические виды.

                        \n\n
                        \n

                        Многие из глобальных проблем здравоохранения, с которыми мы сталкиваемся сегодня, в т.ч. инфекционные болезни, недоедание и неинфекционные заболевания, связаны с упадком биоразнообразия и экосистем.

                        \n

                        \n 

                        \n
                        \n

                        \nКаждый наш вздох зависит от жизни других организмов, других биологических видов. Многие из глобальных проблем здравоохранения, с которыми мы сталкиваемся сегодня, в том числе инфекционные болезни, недоедание и неинфекционные заболевания, связаны с упадком биоразнообразия и экосистем.

                        \n

                        \nГоворя о распространении инфекционных болезней, например малярии, мы должны думать о насекомых, которые способствуют передаче этой болезни людям — о комарах. По мере уничтожения лесов разнообразие комаров уменьшается и выживают только самые сильные особи. И во многих случаях самые сильные комары в лесу лучше других передают малярию.

                        \n

                        \nТем временем, в результате широкомасштабного преобразования человеком окружающей среды мы стали теснее контактировать с дикой природой, которая таит много патогенов, включая вирус Эболы и болезнь Лайма.

                        \n

                        Сокращение производства продуктов питания и лекарств

                        \n

                        \nВ условиях продолжающегося роста населения мы наблюдаем острую конкуренцию за землю и водные ресурсы, необходимые для производства продуктов питания, энергии и строительства жилья.

                        \n

                        \nНам необходимо широкое разнообразие животной и растительной жизни для нормального питания людей, чтобы население не страдало ни от недоедания, ни от ожирения. Богатое биоразнообразие обеспечивает существование экосистем с естественным регулированием вредителей, почв с питательными веществами, необходимыми для здоровых сельскохозяйственных культур, и насекомых для опыления таких растений, как оливковые, миндальные и яблоневые деревья.

                        \n

                        \nБлагодаря биоразнообразию мы получаем средства народной медицины и создаем фармацевтические препараты, обеспечивающие здоровье людей. Биоразнообразие растительного мира является благом как для здоровья, так и для экономики, поскольку на сегодняшний день растения являются самым важным отдельно взятым источником естественных лекарств, начиная аспирином и кончая препаратами от рака.

                        \n

                        Загрязнение воздуха возрастает, чистой воды становится меньше

                        \n

                        \nИзменения в окружающей среде угрожают нашим источникам пресной воды. Экосистемы способствуют регулированию стока воды и количества осадков и загрязняющих веществ в наших водных ресурсах. По оценкам, более 768 миллионов человек по-прежнему пользуются неусовершенствованными источниками водоснабжения, которые часто отличаются высокими уровнями загрязнения. В результате утраты биоразнообразия сокращается способность планеты к самоочищению от этих загрязнителей, что влечет болезни, передающиеся через воду и связанные с водой.

                        \n

                        \nВ условиях продолжающейся урбанизации загрязнение воздуха пагубно воздействует на здоровье как людей, так и экосистем. По оценкам ВОЗ, один из 8 случаев смерти на планете вызван загрязнением воздуха, которое является, таким образом, самым серьезным отдельно взятым экологическим риском для здоровья в мире. Оно также причиняет ущерб растениям и деревьям, которые необходимы для регулирования качества воздуха.

                        \n

                        Защита биосферы

                        \n

                        \nХотя биоразнообразие находится вне традиционной сферы сектора здравоохранения, крайне важно, чтобы работающие в области общественного здравоохранения поддерживали партнерство с другими секторами, особенно по охране природы и устойчивому использованию и управлению природными ресурсами для того, чтобы здоровье человека стало первейшей заботой экологической политики.

                        \n

                        \nС 2000 года в мире наблюдается прогресс в направлении Целей тысячелетия в области развития. Люди вырываются из нищеты, доступ к безопасной воде возрос и распространение ВИЧ-инфекции и малярии сократилось. Однако глобальные проблемы здравоохранения, с которыми мы столкнемся в предстоящие годы, будут определяться тем, насколько успешно мы управляем экологическими изменениями, вызванными утратой биоразнообразия, и реагируем на них.

                        \n

                        \nСовместно с Конвенцией о биологическом разнообразии ВОЗ недавно приступила к выпуску нового доклада — «Соединяя глобальные приоритеты: биоразнообразие и здоровье человека, обзор состояния знаний». Мы надеемся, что этот доклад станет полезным источником в условиях нашего перехода к устойчивым целям развития и повестке дня в области развития на период после 2015 года. Принимая новые цели, человечество получает уникальную возможность считать биоразнообразие в качестве ключевой основы для устойчивого развития и одновременно здоровья человека.

                        \n

                        \nДавайте же сегодня, во Всемирный день охраны окружающей среды, призовем всех к действиям ради сохранения здоровья планеты. Нам всем надлежит сыграть свою роль. Ее осуществление начинается с охраны наших природных ресурсов и заботливого потребления. В конечном счете, Земля только одна, а нас более 7 миллиардов человек, зависящих от ее драгоценных ресурсов.

                        \n

                         

                        «,»datePublished»:»2015-06-03T00:00:00.0000000+00:00″,»image»:»https://www.who.int/images/default-source/imported/pesticides-india.png?sfvrsn=279e5d45_0″,»publisher»:{«@type»:»Organization»,»name»:»World Health Organization: WHO»,»logo»:{«@type»:»ImageObject»,»url»:»https://www.who.int/Images/SchemaOrg/schemaOrgLogo.jpg»,»width»:250,»height»:60}},»dateModified»:»2015-06-03T00:00:00.0000000+00:00″,»mainEntityOfPage»:»https://www.who.int/ru/news-room/commentaries/detail/our-lives-depend-on-a-healthy-planet»,»@context»:»http://schema.org»,»@type»:»Article»};

                        Азот в жизни растений. Его роль, недостаток и способы восстановления

                        Один из важнейших макроэлементов. Без его участия невозможно развитие растений. Он отвечает за обмен веществ. При этом находится в составе всех белков, цитоплазмы, ядер клеток, аминокислот, хлорофилла, гормонов, витаминов и других соединений. Все это – азот.

                        Растениям он необходим постоянно, так как отвечает за все процессы питания. Поэтому его недостаток задевает жизненно важные функции.

                        Особенно нуждаются в этом элементе молодые растения во время активного роста стеблей и листьев. Они содержат наибольшее количество азота. Но с развитием, его доля снижается.

                        Роль азота в жизни растения заключается еще в том, что он больше других элементов влияет на качество и количество урожая. Поэтому, чтобы вырастить богатый урожай нужно с ранней весны позаботиться о достатке азота.

                        Азот в природе

                        Растения используют азот в виде солей аммония (NH4+), и нитратов (NO3):

                        • Аммоний называют «долгим» азотом, так как он неподвижен в почве, не вымывается и долго превращается в нитратную форму. Больше необходим на ранних стадиях развития растения.
                        • Нитраты — «быстрый» азот. Быстро действуют, но легко вымываются. В большинстве случаев азот поступает в растения именно в виде нитратов.

                        Обе формы полезны при разных условиях: когда нужно быстро подкормить растение, используют нитраты. А когда необходимо поступление азота только на определенной фазе роста, вносят аммонийные удобрения.

                        Нитраты не задерживаются в почве и могут вымываться со склонов, выноситься с урожаем:

                        1. В водопроницаемых почвах (песчаных) вымывание азота происходит намного интенсивней, чем в почвах с низкой фильтрационной способностью (глинистых). Для уменьшения вымывания воды и соответственно азота, вносят перегной. Он имеет хорошую влагоемкость, склеивает частички почвы и заполняет собой пространство между ними.
                        2. Также происходит потеря азота при денитрификации, когда почвенные бактерии перерабатывают нитрат, используя его для поддержания своей жизнедеятельности. В результате он становится недоступным.
                        3. Так как азот накапливается в разных частях растения, то при уборке, уносится с урожаем. Разные культуры по-разному его используют. В зависимости от вида, в среднем выносится 100-200 кг/га органических веществ, содержащих азот.
                        4. Также он выносится при улетучивании мочевины, когда уреаза превращает ее в аммиак.

                        Азот атмосферы – это единственный природный источник азота. В газообразном состоянии находится в неограниченном количестве. Но его могут использовать лишь некоторые растения. Свойство переводить такой азот в форму, доступную для усвоения имеют азотфиксирующие бактерии. Такие бактерии находятся на корнях бобовых (соя, люцерна, клевер). Поэтому для природного восполнения уровня азота, их высаживают на местах, где в будущем будут произрастать культурные растения. И после уборки бобовых, азот остается в почве.

                        Азот в гидропонике

                        В питательном растворе для гидропоники важно наличие обеих форм азота. С помощью контроля их соотношения, можно добиться стабильного значения рН. Потому что, если раствор имеет только аммоний – это приведет к понижению уровня рН раствора и его подкислению. И наоборот – при перевесе нитратов, повысится рН вокруг корней и раствор станет щелочным. В этом случае, если значение рН не соответствует нужному уровню, растение перестанет получать необходимые элементы для нормального развития. При значении рН 6,8 растения одинаково усваивают обе формы азота.

                        При одинаковых пропорциях аммоний больше понижает рН раствора, чем нитратный азот повышает его. Поэтому для стабилизации уровня рН аммония используют намного меньше, чем нитратов (в соотношении 1:3).

                        Еще одна важность правильного соотношения NH4+ и NO3 в том, что повышенное содержание аммония приводит к дефициту кальция и магния.

                        Соотношение нитратов и аммония очень важно. Но оно может меняться в зависимости от сорта растения, температуры раствора, стадии роста, освещения:

                          1.      Если при образовании плодов у некоторых растений в питательном растворе присутствует аммоний – это снижает урожайность и может привести к заболеваниям. Поэтому лучше использовать аммоний только на начальной стадии развития. 2.      При повышении температуры увеличивается потребление сахара и уменьшается обмен веществ аммония с ним. Поэтому при повышенных температурах недопустимо содержание высокого уровня аммония. 3.      Наоборот, при низкой температуре нитраты транспортируются медленнее, поэтому использование их в растворе негативно сказывается на росте растения.

                        Нехватка азота у растений

                        Чтобы понять, как выглядит растение с недостатком азота N2 не нужно иметь специальных знаний. Главный признак – это прекращение роста и общая слабость. Растение с нормальным его содержанием выглядит здоровым, с насыщенным зеленым цветом листьев. Даже на начальной стадии азотное голодание может привести к потере половины урожая.

                        Недостаток азота у растений проявляет себя по таким признакам:

                        • растут слабые, короткие побеги;
                        • недостаток листьев, а те, что есть, теряют яркую окраску;
                        • новые листья мелкие, узкие, бледно-зеленые с красноватыми оттенками, рано опадают;
                        • пожелтение жилок с расположенными возле них частями листа. Сначала желтеть начинают нижние, старые листья;
                        • слабое ветвление деревьев;
                        • слабое цветение;
                        • плоды вырастают мелкие, рано осыпаются.

                        Как восполнить дефицит азота у растений

                        В почве

                        Азот для подкормки растений вносят в виде: калиевой, натриевой селитры, аммиачных, органических и других удобрений. Они повышают урожайность практически всех культур.

                        Почву удобряют ранней весной и в начале лета. За это время растение наиболее активно развивается. Своевременная подкормка стимулирует обмен веществ и активизирует рост.

                        Положительно удобрения влияют после весенних заморозков и понижений температуры. А вносить их после середины лета не рекомендуется. Это продлит рост, и существенно снизит зимостойкость растений. Также возможно накопление нитратов в плодах.

                        В гидропонике

                        Для гидропоники используют минеральные удобрения. Обычные органические удобрения (навоз) не используют, потому что они могут привести к загниванию. Это происходит из-за того, что органические удобрения расщепляются организмами, которые находятся только в почве. А удобрения для гидропоники содержат все готовые для использования элементы.

                        Раньше, чтобы получить питательный раствор, нужно было самому смешивать химические реактивы. Но это очень сложно. Сейчас раствор для гидропоники можно приготовить самому с помощью готовых удобрений:

                        Минеральное удобрение Plagron Hydro A/B 5 л. Двухкомпонентные азотсодержащие удобрения идеально подходят для профессионалов с большим опытом выращивания. Они содержат все необходимые питательные вещества даже для самых капризных растений. Используют эти подкормки во время развития, цветения и плодоношения. Они предназначены для гидропонного метода выращивания.

                        Стимулятор корнеобразования Plagron Power Roots 1 л. Это удобрение обеспечивает рост сильной, развитой корневой системы. В результате увеличивается усвоение питательных веществ, ускоряется рост молодых побегов. Используется во время вегетации и после пересадки для укрепления иммунитета. Подходит для любого способа выращивания.

                        Минеральное удобрение FloraGro 500 мл. Стимулирует активное развитие и укрепление корневой системы за счет обеспечения растения главными элементами. Используется на стадии вегетации для гидропонного способа, выращивания в почве, субстратах.

                        Садоводство с маленькими детьми помогает их развитию

                        Садоводство с детьми дает им навыки, которые помогут развитию вашего ребенка. Вам и вашим детям понравится каждый этап процесса.

                        Май — идеальное время года в Мичигане, чтобы вместе с детьми начать заниматься садоводством. Садоводство с детьми — это идеальное сочетание навыков и задач для развития вашего ребенка. Например, садоводство — это отличная физическая активность.

                        Маленькие дети могут практиковать двигательные навыки, навыки управления телом и навыки управления объектами, перемещаясь с одного места на другое с инструментами, почвой и водой. Они будут двигать своим телом, используя большие мускулы, а также мускулы для балансировки и управления объектами. Мелкая моторика, такая как хватание всей рукой и хватание клешней (необходимые навыки для письма), используются в садоводстве, когда дети используют лопатку или грабли и собирают крошечные семена для посадки. Кроме того, находиться на свежем воздухе на свежем воздухе и много двигаться — это хороший способ заниматься спортом.

                        Другой аспект физического развития — сенсорная стимуляция, которую вы можете испытать в саду. Вода — важная часть садоводства, и, если вашему ребенку больше ничего не нравится, игра со шлангом или полив могут стать изюминкой. Также интересно почувствовать текстуру почвы или листьев растений, как и запах свежего сада и его растений.

                        Конечно, большинство садов — это визуальный взрыв цветов, тонов и оттенков. Если вы сажаете съедобные растения, это одна из немногих областей, где вы действительно можете безопасно использовать чувство вкуса вашего ребенка.Дети часто более охотно пробуют новую пищу, если они участвовали в процессе ее выращивания.

                        Навыки грамотности также могут быть частью садоводства. Выучить названия различных растений и прочитать, какие требования к их росту указаны на упаковках с семенами или растениями, — это упражнение для повышения грамотности. Еще одно занятие по чтению / письму может заключаться в создании карты вашего сада или двора и маркировки растений на ней. Карта области, которую вы сажаете, может быть действительно полезной, когда эти семена начинают прорастать, и вы не уверены, какой из них является сорняком, а какой овощ или цветок, который вы посадили!

                        Когнитивное развитие — это интеллектуальные навыки, такие как запоминание и анализ информации и прогнозирование результатов.Вы можете делать это в своем саду с детьми. Задавая открытые вопросы о том, что вы уже сделали в своем саду и что, по их мнению, вы должны делать дальше, вы помогаете им продумать процессы подготовки почвы, посадки, полива и прополки. Попросите их рассказать вам о различиях между различными растениями, которые вы выращиваете, или о различных частях самих растений. Покажите им все растение — корни, стебель, листья, цветы и семена — или позвольте им нарисовать растение на разных стадиях роста.

                        Наконец, совместная работа с детьми в саду — это время единения. Вы строите отношения с детьми и создаете воспоминания о своих опытах в саду. В то время как ваши дети учатся на всю жизнь любви к выращиванию, вы все больше узнаете о своих детях — о том, как они думают, что им нравится и что не нравится, и насколько они на самом деле способные. Ваши растения могут создать красивую среду, будь то сад, грядка или горшок, и вам и вашим детям понравится каждый этап процесса.

                        Для получения дополнительных идей о мероприятиях и статьях о развитии ребенка, академической успеваемости, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

                        Вы нашли эту статью полезной?