Рисунки приматов в Дарвиновском музее
Марина Тимашева: В Москве в Дарвиновском музее проходит выставка “Рисунки приматов: истоки творчества или игра природы?”. На что способны человекообразные обезьяны в области искусства — Ольга Орлова постарается ответить на этот вопрос
Ольга Орлова: Выставка “Рисунки приматов” посвящена выдающемуся зоопсихологу Надежде Ладыгиной-Котс. 120-летие со дня ее рождения в этом месяце отмечает Дарвиновский музей. Именно Надежда Ладыгина впервые с исследовательской точки зернения посмотрела на рисунки человекообразных обезьян. Благо, у нее была такая возможность. Еще студенткой Ладыгина вязла на воспитание шимпанзенка Йони и стала фиксировать каждый его шаг. Затем, через 10 лет, она сравнила развитие обезьяны с развитием собственного сына. Эти многолетние наблюдения легли в основу знаменитой книги “Дитя шимпанзе и дитя человека”. Труд Ладыгиной сыграл важнейшую роль в зарождении этологии – науки о поведении животных.
Юлия Шубина: В контексте самой темы нашего музея нам очень интересно рассмотреть данную тему и как один из вариантов орудийной деятельности приматов, и в качестве истоков человеческого творчества. Для многих не секрет, что мы с приматами имеем очень много общих черт. У нас одинаковые группы крови, мы болеем одинаковыми болезнями, папиллярные рисунки у нас схожи. Генетики установили, что нас отличает всего лишь 1,8 процентов ДНК. Но проблема граней, чем больше мы узнаем о наших сходствах, тем больше нас интригует, что же отличает нас от животных, в чем наша уникальность, качественны или количественны эти различия. И чем глубже мы проникаем в тайны психики и психологии поведения животных, тем туманнее становится вот эта проблема, которая уже много веков интересует философов и биологов.
Проблема границы, проблема, что есть человек, чем мы отличается от животного мира. И эта тема, конечно, затрагивает именно эти философские и научные вопросы — насколько мы отличны от животных.Ольга Орлова: Открывшаяся выставка, как и книга Ладыгиной-Котс, тоже является результатом длительных наблюдений и экспериментов. Ими руководила профессор Карлова университета в Праге приматолог Марина Ванчатова. В своеобразном конкурсе принимали участие 17 человекообразных обезьян трех видов – шимпанзе, орангутанги и гориллы в возрасте от 1 года до 40 лет. В итоге, из 3 тысяч рисунков для выставки были отобраны более десятка лучших работ. Говорить о каком-то новом эстетическом направлении, думаю, не стоит — картины напоминают абстрактную живопись разных периодов 20-го века.
Юлия Шубина: Потому что, как выясняется благодаря исследованиям Марины Алексеевны Ванчатовой, приматы способны к творчеству, для них это увлекательное действие, они занимаются этим без пищевого подкрепления, и их рисунки на листе расположены не случайно. Для обезьян характерен своей почерк, как для художника. Конечно, они не изобразительны – это цветовые линии, пятна, штрихи, но, тем не менее, у каждого художника своя палитра, своя цветовая гамма и какое чутье в композиции. Они не случайно располагают свои рисунки на листе. И они любуются своими работами, очень ревностно относятся к ним.
Ольга Орлова: Авторы эксперимента подчеркивают, что не пытались научить обезьян рисованию. Ведь, как говорят в народе, “и зайца можно научить курить, было бы зачем”. А в этом случае ученым хотелось понаблюдать за особенностями мышления, которые проявятся на бумаге. Например, животным подсовывали листы с изображениями геометрических фигур. Таким образом проверяли, как обезьяны расположат собственные фигуры – на свободном поле или внутри уже нарисованных изображений. Животным также предлагалось рисовать на листах, разделенных на неравные части. И выяснилось, что обезьяны обращают пристальное внимание на то, как расположить свои фигуры, им совсем не чуждо понятие композиции.
Но можно ли говорить, что в рисунках приматов отражена реальность, стоит ли в них искать знакомые нам образы? — спросила я профессора Марину Ванчатову.Марина Ванчатова: Все это спекуляции, потому что мы можем интерпретировать рисунки как угодно, это, прежде всего, работа специалистов по искусству, которые там чувствуют энергию или не чувствуют энергию, и так далее. Для нас интересно поведение во время рисования. Для нас даже результат интересен, то, что мы, скажем, какие-то экспериментальные условия создали и смотрим ответ, их реакцию на эти условия. Потом мы должны всегда помнить, что у животных свои богатые эмоции, так же, как у человека своим богатые эмоции. Эти эмоции отражают их внутренний мир или внешний мир, но не наш мир. Поэтому мы можем как бы параллельно, на основании того, что мы знаем, как выглядит выражение на лице шимпанзе, экстраполировать, что в таком случае они чувствуют то, или другое.
Ольга Орлова: Как считает Марина Ванчатова, получить от обезьяны сигнал о том, что же она нарисовала — не самое главное.
Марина Ванчатова: Для нас это не насколько важно. Для нас важно, во-первых, рисуют ли они. Да, рисуют. Есть ли там какой-то момент творчества, развивается ли этот рисунок с возрастом, в какие типы поведения этот рисунок включается. Главная задача была найти закономерности, реакции на определенные знаки, которые мы заранее готовили, или как отличаются по возрасту, как они реагируют на точки, на разные линии, которые нарисованы на бумаге, если они чувствуют баланс рисунка, какую технику они используют.
Ольга Орлова: Получается, что итогом экспериментов приматологов в области живописи стала сегодняшняя экспозиция. Ну а какова же научная ценность рисунков? По мнению Ванчатовой, важным результатом исследования стало подтверждение сходства рисунков приматов с рисунками детей в возрасте до 3 лет.
Марина Ванчатова: Первая стадия развития рисунка будет одинаковой с дитем человека. На самом деле, как рисует маленький ребенок двухлетний, так и рисуют шимпанзе, орангутан и горилла.
Ольга Орлова: Другим, не менее интересным следствием эксперимента, стал вывод о том, что животные, как и люди, наделены творческими способностями в разной степени.
Марина Ванчатова: У некоторых больше таланта, у некоторых меньше. Некоторые рисунки на самом деле очень богаты, покрыта вся площадь листа, а некоторые одну черточку нарисуют и хватит.
Ольга Орлова: Оказалось также, что на рисование животных влияет не только природная одаренность, но и биологические циклы. Например, самцы орангутана, достигая половой зрелости, напрочь теряют интерес к изобразительному искусству, а вот самки, напротив – чем старше становятся, тем выше их мастерство и богаче творчество. Завершает выставку любопытный тест. Посетителям предлагается выбрать из шести картин три работы, созданные обезьянами, и три работы живописцев 20-го века — Кандинского, Поллака и Нея. По данным организаторов выставки, только 30 процентов людей определяют авторство животных правильно. Мне, например, из трех обезьяньих работ удалось вычислить две, но я и не большой знаток живописи. А тому, кто считает себя настоящим специалистом, предлагаю проверить свои знания в Дарвиновском музее.
Марина Тимашева: Ольга Орлова рассматривала рисунки приматов. Чай, они не примитивнее произведений, так называемых, “актуальных художников”.
Генетические отличия: человек и шимпанзе, их ДНК (гены, хромосомы)
То, что обезьяна – близкий родственник человека, известно уже давно, шимпанзе среди всех обезьян – наш самый близкий родственник. При исследовании ДНК происхождение человека от обезьяноподобных предков вполне подтверждается. Генетические различия на уровне ДНК между людьми составляют в среднем 1 нуклеотид из 1000 (то есть 0.1%), между человеком и шимпанзе — 1 нуклеотид из 100 (т.е. 1%).
По размеру генома человек и высшие приматы не отличаются друг от друга, но отличаются по количеству хромосом — у человека на одну пару меньше. Как было рассказано на прошлых лекциях, у человека 23 пары хромосом, т.е. всего 46. У шимпанзе 48 хромосом, на одну пару больше. В процессе эволюции у предков человека две разных хромосомы приматов объединились в одну. Подобные изменения числа хромосом встречаются и в эволюции других видов. Они могут быть важны для генетической изоляции группы в процессе видообразования, так как в большинстве случаев особи с разным числом хромосом не дают потомства.
Время расхождения (дивергенции) видов, или другими словами, время существования последнего общего предка для двух видов, можно определить несколькими способами. Первый такой: проводят датировку костных останков и определяют, кому эти останки могли принадлежать, когда мог жить общий предок тех или иных видов. Но костных останков предполагаемых предков человека не так много, чтобы можно было с уверенностью восстановить и датировать полную последовательность форм в процессе антропогенеза. Сейчас используют другой способ датировки времени расхождения человека и остальных приматов. Для этого подсчитывают количество мутаций, накопившихся в одних и тех же генах в каждой из ветвей за время их раздельной эволюции. Скорость накопления этих мутаций более менее известна. Скорость накопления мутаций устанавливают по числу различий в ДНК тех видов, для которых известны палеонтологические датировки расхождения видов по костным останкам. Время расхождения человека с шимпанзе по разным оценкам варьирует от 5,4 до 7 млн.
Вы уже знаете, что геном человека полностью прочтен (секвенирован). В прошлом году появилось сообщение, что прочтен также геном шимпанзе. Сравнивая геномы человека и шимпанзе, ученые пытаются выявить те гены, которые “делают нас людьми”. Это было бы легко сделать, если бы после разделения ветвей эволюционировали только гены человека, но это не так, шимпанзе тоже развивались, в их генах тоже накапливались мутации. Поэтому, чтобы понять, в какой ветви произошла мутация – у человека или у шимпанзе — приходится сравнивать их еще и с ДНК других видов, гориллы, орангутана, мыши. То есть то, что есть только у шимпанзе и нет например у орангутана, это чисто «шимпанзиные» замены нуклеотидов. Таким образом, сравнивая нуклеотидные последовательности разных видов приматов, мы можем выделить те мутации, которые произошли только в линии наших предков. Сейчас известно около дюжины генов, которые “делают нас людьми”.
Обнаружены различия между человеком и другими животными по генам обонятельных рецепторов. У человека многие гены обонятельных рецепторов инактивированы. Сам фрагмент ДНК присутствует, но в нем появляются мутации, которые инактивируют этот ген: либо он не транскрибируется, либо он транскрибируется, но с него образуется нефункциональный продукт. Как только прекращается отбор на поддержание функциональности гена, в нем начинают накапливаться мутации, сбивающие рамку считывания, вставляющие стоп-кодоны и т.д. То есть мутации появляются во всех генах, и скорость мутирования примерно постоянная. Удается поддерживать ген функционирующим только за счет того, что мутации, нарушающие важные функции, отбрасываются отбором. Такие инактивированные мутациями гены, которые можно распознать по последовательности нуклеотидов, но накопившие мутации, делающие его неактивным, называются псевдогенами. Всего в геноме млекопитающих около 1000 последовательностей, соответствующих генам обонятельных рецепторов. Из них у мыши 20% псевдогенов, у шимпанзе и макаки инактивирована треть (28-26%), а у человека – более половины (54%) являются псевдогенами.
Псевдогены найдены у человека также среди генов, которые кодируют семейство белков кератинов, входящих в состав волос. Так как волосяной покров у нас меньше, чем у шимпанзе, то понятно, что часть таких генов могла быть инактивирована.
Когда говорят об отличии человека от обезьяны, то в первую очередь выделяют развитие умственных способностей и способность к речи. Найден ген, связанный со способностью говорить. Этот ген выявили, изучая семью с наследственными нарушением речи: неспособностью научиться строить фразы в соответствии с правилами грамматики, сочетавшейся с легкой степенью задержки умственного развития. На слайде представлена родословная этой семьи: кружки – это женщины, квадратики – мужчины, закрашенные фигуры – больные члены семьи. Мутация, ассоциированная с заболеванием, находится в гене FOXP2 (forkhead box P2). У человека достаточно трудно исследовать функции гена, легче это делать у мышей. Используют так называемую технику нокаута. Ген прицельно инактивируют, если знать конкретную последовательность нуклеотидов, то это возможно, после этого у мыши этот ген не работает. У мышей, у которых выключили ген FOXP2, нарушилось формирование одной из зон мозга в эмбриональный период. Видимо, у человека эта зона связана с освоением речи. Кодирует этот ген фактор транскрипции. Напомним, что на эмбриональной стадии развития факторы транскрипции включают группу генов на тех или иных этапах, которые контролируют превращение клеток в то, во что они должны превратиться.
Чтобы посмотреть, как этот ген эволюционировал, его просеквенировали у разных видов: мыши, макаки, орангутана, гориллы и шимпанзе, после этого сравнили эти последовательности нуклеотидов с человеческой.
Оказалось, что этот ген очень консервативен. Среди всех приматов только у орангутана имелась одна аминокислотная замена, и одна замена у мыши. На слайде у каждой линии видны две цифры, первая показывает число аминокислотных замен, вторая – число так называемых молчащих (синонимических) нуклеотидных замен, чаще всего это замены в третьей позиции кодона, не влияющей на кодируемую аминокислоту. Видно, что молчащие замены накапливаются во всех линиях, то есть мутации в данном локусе не запрещены, если они не ведут к аминокислотным заменам. Это не значит, что не появлялись мутации в белок-кодирующей части, они скорее всего появлялись, но были отсеяны отбором, поэтому мы не можем их зафиксировать. В нижней части рисунка схематично изображена аминокислотная последовательность белка, отмечены места, где произошли две аминокислотные замены человека, которые, видимо, повлияли на функциональные особенности белка FOXP2.
Если белок эволюционирует с постоянной скоростью (число нуклеотидных замен в единицу времени постоянно), то число замен в ветвях будет пропорционально времени, в течение которого замены накапливались. Время разделения линии грызунов (мыши) и приматов принимается равным 90 млн. лет, время разделения человека и шимпанзе – 5.5 млн лет. Тогда количество замен m, накопившихся суммарно в линии мыши и в линии приматов между точкой разделения с мышью и точкой разделения человека и шимпанзе (см. рисунок), по сравнению с числом замен h в линии человека, должно быть в 31.7 раз больше. Если же в линии человека накопилось больше замен, чем ожидается при постоянной скорости эволюции гена, то говорят об ускорении эволюции. Во сколько раз ускорена эволюция, вычисляют по простой формуле:
A. I.= ( h/5.5) / [ m/(2 x 90 — 5.5)]= 31.7 h / m
Где A.I. (Acceleration Index) – индекс ускорения.
Теперь надо оценить, находится ли отклонение числа замен в линии человека от в пределах случайного, или отклонение достоверно выше ожидаемого. Вероятность того, что в линии человека за 5.5 млн. лет появится 2 аминокислотные замены при том, что вероятность появления замен оценивается по линии мыши как 1/(90+84.6)=1/174.6. При этом используют биноминальное распределение B(h + m, Th/(Th+Tm)), где h — число замен в линии человека, m-число замен в линии мыши: Th=5. 5, Tm=174.5.
Попробуйте самостоятельно рассчитать вероятность в приведенном примере.
Место первой публикации: http://www.bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection21.html
Дальше: О митохондриальной Еве и генетическом разнообразии современного человечества
Мы в Telegram: подпишитесь! | Мы в Вконтакте: добавляйтесь! | Наш канал на YouTube | Мы в Дзен: добавляйтесь! | Как помочь проекту |
Рисунок эволюции обезьяны к человеку — Иллюстрация и vektorgrafiken
Grafiken
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Видео
Ducter.
и векторной графики. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder und Vektorarbeiten zu entdecken.Sortieren nach:
Am beliebtesten
charles darwin lustige cartoon illustration — drawing of the evolution of monkey to man stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleCharles Darwin lustige Cartoon Illustration
Теория эволюции от естественных природных явлений
Теоретическая эволюция человека. vom affen zum menschen. винтажная гравюра — рисунок эволюции от обезьяны к человеку. Vom Affen zum Menschen….Evolutionstheorie des Menschen im Gegenteil. Vom Affen zum Menschen und zurück. Винтажная черно-белая гравюра для плаката и футболки. Isoliert auf weißem Hintergrund.
Evolution des lebens — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символEvolution des Lebens
charles darwin lustige cartoon illustration — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, — Cartoons und -symboleCharles Darwin lustige Cartoon Illustration
Эволюционная теория естественных наук
Биологическая эволюция человека разумного. vektor-zeichen im cartoon-stil — рисунок эволюции обезьяны в человека сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символBiologie-Evolution des Homo Sapiens. Вектор-Zeichen im Cartoon-Sti
Biologie Evolution des Homo sapiens. Векторные фигуры в мультяшном стиле. Biologie Mensch und Neandertaler, Tier Affe Fortschritt Illustration
vektor-konzept der menschlichen evolution — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символVektor-Konzept der menschlichen Evolution
karikatur der menschlichen evolution prozessfortschritt, nachfolger des modernen menschen ist roboter — рисунок эволюции от обезьяны к человеку. гаджет проблема флеш вектор-иллюстрация — рисунок эволюционной обезьяны человеку сток-график, клипарт, мультфильмы и символыгаджет проблема флеш вектор-иллюстрация
Гаджет Такая Проблема Флаш Вектор Иллюстрация. Primaten, примитивный и современный Männer Zeichentrickfiguren. Эволюция и Erniedrigungsprozess der Menschheit. Menschliche Entwicklungsstadien, Fortschritt und Rückschritt
affen gekleidet in einem mit der evolutionstheorie im gegenteil. — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символAffen gekleidet in einem T-shirt mit der Evolutionstheorie im…
prähistorische felszeichnung oder höhlenmalerei vision zukünftige entwicklung der mann — рисунок эволюции обезьяна человеку сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыPrähistorische Felszeichnung oder Höhlenmalerei Vision zukünftige
Eine humorvolle prähistorische visionäre Höhlenmalerei der Evolution des Menschen. Schwarz hat ganz Weiß ausgeschlagen.
karikatur der menschlichen Evolution Prozessfortschritt, nachfolger des modernen menschen ist roboter — drawing of the evolution of monkey to man stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Иллюстрация основных процессов эволюции Fortschritt. Der moderne menschliche Nachfolger ist der Roboter oder die KI der künstlichen Intelligenz. karikatur von modernen menschlichen Soldaten oder Krieger evolution prozessfortschritt — рисунок эволюции обезьяны в человека stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolekarikatur von modernen menschlichen Soldaten oder Krieger… эволюция от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Карикатура для мужчин Evolution Prozessfortschritt
мультфильм lustige mannliche charaktere und menschliche evolution — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, -мультфильмы и — символCartoon lustige mannliche Charaktere und menschliche Evolution
vergleich des menschlichen körpers gorilla anatomie zeichnung 1886 — рисунок эволюции от обезьяны к человеку stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleVergleich des menschlichen Körpers Gorilla Anatomie Zeichnung3 9000 miniatur-szene über die evolution — рисунок эволюции от обезьяны к человеку stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
niedliche Miniatur-Szene über die evolution
профиль gezeichnet Silhouetten-gorilla mit mensch — рисунок эволюции от обезьяны к человеку стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыProfil gezeichnet Silhouetten-Gorilla mit Mensch
evolution des menschen — рисунок эволюции обезьяны в человека стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы -grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleEvolution der Apotheker Mann
karikatur der menschlichen evolution prozessfortschritt ohne modernen menschlichen nachfolger wegen atomkrieg — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символKarikatur der menschlichen Evolution Prozessfortschritt ohne. ..
evolution — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символEvolution
эволюция — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт , -cartoons und -symboleEvolution
primal verkäufer — рисунок эволюции от обезьяны к человеку. винтажная черно-белая гравюра — рисунок эволюции от обезьяны к человеку сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символAffe in der Motorrad-Helm und Brille. Vintage schwarze Gravur
Evolutionstheorie des Menschen im Gegenteil. Vom Menschen zum Affen. Винтажная черно-белая гравюра для плаката. Isoliert auf weißem Hintergrund.
фон 1Почему эта популярная диаграмма эволюции человека неверна
Эволюция не следует предопределенному, прямому пути. Тем не менее, изображений предостаточно, которые говорят об обратном. От музейных экспозиций до редакционных карикатур эволюция изображается как линейное продвижение от примитивного к продвинутому.
Вы наверняка видели изображения шимпанзе, постепенно выпрямляющегося и прогрессирующего от различных гоминидов до современного человека. Да, они могут быть шутливыми. Но подобные популярные представления об эволюции ошибочны.
Реклама
Как трое ученых в области биоразнообразия и биологии, эти изображения беспокоят нас, потому что они искажают то, как на самом деле работает процесс эволюции, и рискуют усилить заблуждения общественности.
Восхождение по лестнице к совершенству
Это недоразумение восходит к 1859 году, когда Чарльз Дарвин впервые опубликовал свою научную теорию эволюции путем естественного отбора.
Скала природы представляет собой иерархию творения. Изображение: Retorica Christiana, Didacus Valdes, 1579
До этого традиционный взгляд на то, как был организован мир, основывался на «продвижении к совершенству». Эта концепция ясно выражена в идее «великой цепи бытия» или «scala naturae» на латыни: все существа на земле, одушевленные и неживые, могут быть организованы по возрастающей шкале совершенства, начиная, скажем, от грибов на вершине. снизу вверх через омаров и кроликов, вплоть до человека наверху.
Реклама
Эта точка зрения, восходящая к Платону и Аристотелю, неверна в трех основных моментах.
Во-первых, природа организована иерархически. Это не случайный набор существ.
Во-вторых, он предусматривает два критерия организации: вещи развиваются от простого к совершенному и от примитивного к современному.
И, в-третьих, предполагает отсутствие промежуточных ступеней между уровнями в этой иерархии. Каждый уровень представляет собой водонепроницаемое отделение одинаковой сложности — морская ракушка и коралловый риф на одной ступеньке одинаково сложны. Никто не находится на полпути между двумя шагами.
Реклама
В 1960-х годах стала популярной разновидность scala naturae, придуманная философом-иезуитом Пьером Тейяром де Шарденом. Его идея заключалась в том, что, хотя жизнь несколько разветвлена, в эволюции есть направление, движение к большей когнитивной сложности и, в конечном счете, к отождествлению с божественным, то есть с Богом.
Постепенные изменения во всех направлениях
Однако, по крайней мере со времен Дарвина, представление ученых о мире организовано через переходы — от неодушевленных молекул к жизни, от более ранних организмов к различным видам растений и животных и так далее. Вся жизнь на Земле является продуктом постепенных преобразований, которые разнообразили и породили изобилие организмов, которые мы знаем сегодня.
Два перехода представляют особый интерес для биологов-эволюционистов. Это скачок от неодушевленного к одушевленному: происхождение жизни. И есть появление человеческого вида от предка обезьяны.
Книжные обложки — это лишь одно из мест, где вы можете увидеть отголоски этого эволюционного марша. Изображение: Howling at the Moon Press/Amazon
Реклама
Самый популярный способ представить появление человека — линейный и прогрессивный. Вы, наверное, видели изображения, логотипы и политическую и социальную пропаганду, основанные на этом представлении.
Но ни одно из этих представлений не отражает динамику теории Дарвина. Единственное изображение, которое он включил в свою книгу «О происхождении видов», представляет собой древовидную диаграмму, ветвление которой является метафорой того, как виды возникают путем расщепления. Отсутствие абсолютной шкалы времени на изображении является признанием того, что постепенные изменения происходят в масштабах времени, которые варьируются от организма к организму в зависимости от продолжительности поколения.
Забудьте об иерархии — каждый живущий сейчас организм является наиболее развитым в своем роде. Изображение: Зерн Лью/Shutterstock.com
Согласно Дарвину, все современные организмы одинаково развиты и все еще подвержены влиянию естественного отбора. Так, например, морская звезда и человек находятся в авангарде эволюции своих конкретных строительных планов. И у них есть общий предок, который жил около 580 миллионов лет назад.
Реклама
Теория Дарвина не предполагает какого-то особого направления в эволюции. Он предполагает постепенное изменение и диверсификацию. А поскольку эволюция продолжается и сегодня, все нынешние организмы являются наиболее развитыми в своем роде.
Карикатура на теорию Дарвина «Человек всего лишь червь» в альманахе «Панч» за 1882 год. Изображение: Эдвард Линли Самборн
Устойчивое заблуждение время. На самом деле это могло быть подкреплено чем-то таким неожиданным, как мультфильм. Чрезвычайно популярная карикатура иллюстратора Эдварда Линли Самборна на эволюцию «Человек — всего лишь червь», опубликованная в «Альманахе Панча» за 1882 год, объединила две концепции, которые никогда не были связаны в сознании Дарвина: постепенность и линейность.
Учитывая многовековую религиозную веру в «великую цепь бытия», идею линейности было легко продать. Культовая версия этой концепции — это, конечно же, изображение предполагаемого «прогресса» от обезьяны к человеку. Из этого изображения были сделаны всевозможные вариации, некоторые с юмористическим духом, но в основном для высмеивания теории превращения обезьяны в человека.
Реклама
Линейное изображение эволюции может сознательно или нет подтверждать ложные представления об эволюции, такие как разумный замысел — идею о том, что за жизнью стоит разумный создатель. Историки могут попытаться понять, как такая простая карикатура могла помочь исказить теорию Дарвина. Между тем, научные писатели и педагоги сталкиваются с проблемой объяснения процессов постепенного ветвления, объясняющих разнообразие жизни.
Хотя это и менее содержательно, было бы лучше для познаний публики в науке, если бы эти футболки и наклейки на бамперы отказались от пошаговых изображений и использовали диаграммы ветвления, чтобы сделать более детальную и правильную точку зрения об эволюции. Вопреки картине Самборна, эволюцию лучше представить как процесс, производящий непрерывное разветвление и дивергенцию популяций организмов.
Эта статья переиздана с The Conversation под лицензией Creative Commons.