Строение и пропорции человека – Основы анатомии человека: базовые пропорции тела

Азы анатомии человека: основные пропорции тела

Конечно, мы не сможем за один урок охватить все чудеса человеческого тела. Дело даже не в том, что человек организован сложнее, чем любое другое животное на Земле. Человеческое тело имеет множество вариаций, и мало какой вид представлен в стольких размерах и формах. Поэтому не расстраивайтесь, если у вас не сразу всё получится. Перед вами стоит действительно непростая задача. 

Мы будем формировать необходимый навык с нуля – так же, как и умение рисовать в целом. Прежде всего наметим скелет несколькими линиями, потом нарастим ему мышцы и добавим детали. В последнюю очередь нарисуем лицо. 

Первое, что нам пригодится – это знание пропорций. Сначала мы будем практиковаться на упрощённых фигурах. Но впоследствии не только изучим «идеальные» пропорции, но и узнаем, как они варьируются в зависимости от возраста, пола и даже национальности.

Если вы рисуете на компьютере, то вам наверняка захочется, чтобы ваша работа выглядела так, как будто она создана карандашом на бумаге. В этом случае я могу порекомендовать вам наборы кистей для Photoshop на сайте GraphicRiver. Среди них вы найдёте замечательный набор для классического рисования «Classic Art Brush Pack». 

Основа скелета

Создаём схему человеческого тела

В основе пропорционального тела всегда лежит определённый порядок сочленений. Он не зависит от пола и возраста и всегда остаётся неизменным: любой иной расклад мы воспринимаем как патологию. Этот неизменный порядок – основа пропорций. Я советую вам не просто изучить схему, но и создать свою собственную, чтобы лучше усвоить материал. 

Сначала нарисуйте овал яйцевидной формы – это голова. Её острый конец должен быть направлен вниз: он изображает подбородок. Определите длину получившегося «яйца» и отмерьте это расстояние восемь раз вниз по вертикали, ставя засечки. Последняя из них окажется на земле. 

Это определение «идеальной» человеческой фигуры было придумано в эпоху Ренессанса: тогда считалось, что мужской рост должен составлять восемь голов в длину. Очевидно, что в реальной жизни вы с трудом найдёте таких людей. Даже рост жителей Северной Европы, с которых списывали этот стандарт, составляет скорее семь голов. И всё же я предлагаю начать именно с этой модели, потому что так проще понять соотношение пропорций.

Таз

Следующим шагом нарисуйте таз, упрощённый до приплюснутого кружка. Он должен располагаться между засечками 3 и 4 и быть примерно в полтора-два раза шире головы. После этого проведите линию позвоночника, которая соединяет таз с головой. Стоит отметить, что таз – важнейшая часть тела, центр гравитации и устойчивости. 

Ноги и колени

Предположим, что наша фигура стоит прямо – так, что её ступни выровнены по вертикали с тазобедренными суставами. В таком случае коленные суставы окажутся на отметке 6, она совпадёт с дном коленных чашечек. 

Когда нога распрямлена, колено оказывается на одной вертикальной прямой с бедром и лодыжкой (на рисунке слева). Но эта прямая линия не совсем точна. Чтобы фигура выглядела реалистично, соедините тазобедренный сустав с внутренней частью коленной чашечки, а затем внешнюю часть коленки – с тыльной стороной лодыжки, как на рисунке справа. Это очень упрощённое, но весьма точное представление о фактической структуре кости. Оно поможет вам при рисовании естественного облика человеческой ноги, которая от бедра к колену становится всё уже, затем расширяется в суставе и снова сужается. Это понимание позволит вам правильно разместить мышцы на более позднем этапе. 

Грудная клетка, соски и пупок

Группа, состоящая из грудной клетки и лёгких – третья по важности величина в человеческом теле после головы и таза. Если смотреть упрощённо, это ещё один овал. Он начинается на половине расстояния между отметками 1 и 2 и должен заканчиваться на отметке 3, но лучше обрубить его нижнюю часть, как показано на картинке. Это поможет воспроизвести форму настоящей грудной клетки. Пустое пространство между грудной клеткой и тазом очень важно: в реальной жизни эта часть мягкая и наиболее подвержена изменениям (плоский живот, полный живот, осиная талия). В этом месте позвоночник чаще всего сгибается и вращается. Важно помнить об этом и не слеплять туловище и таз в одно целое: это заблокирует свободу движений вашего персонажа. По ширине овал грудной клетки должен быть таким же, как таз. 

Не забудьте обозначить соски на отметке 2, по вертикали они должны оказаться прямо под краями головы. Пупок будет на отметке 3. 

Плечи

Линия плеч проходит посередине между отметками 1 и 2. Ширина плеч – три или четыре головы, и тут стоит отметить, что их видимое расположение может варьироваться. Начнем с того, что края линии плеч изогнуты вниз, но при натяжении плечи напрягаются, так что кривая может подниматься и казаться выше. Кроме того, на внешний вид сильно влияет трапециевидная мышца. Спереди она выглядит так, как будто соединяет плечо и шею. Эта мышца в высшей степени индивидуальна. Если она натренирована и содержит много жира, это сделает линию плеч настолько высокой, что будет казаться, будто шеи нет совсем. Напротив, слаборазвитая трапециевидная мышца, часто встречающаяся у молодых женщин, визуально удлиняет шею. 

Мы отклонились от темы скелета лишь затем, чтобы устранить путаницу между настоящим и кажущимся положением линии плеч. Примеры разных видов плеч в зависимости от степени развитости трапециевидной мышцы вы можете видеть на рисунке ниже. 

Рука, запястье и кисть

Наконец, перейдём к рукам. Запястья помещаются чуть ниже отметки 4, под тазобедренными суставами (которые, напротив, лежат чуть выше этой отметки). Вы можете самостоятельно это проверить: встаньте в полный рост и прижмите запястья к бёдрам. Пальцы в таком случае должны заканчиваться на середине бедра, на отметке 5. С локтевыми суставами всё сложнее, поэтому мы изучим их чуть позже. Сейчас просто отметьте их как удлинённые овалы, лежащие на отметке 3. 

Вот мы и закончили… почти. Теперь давайте дорисуем наши отметки до полноценных линий и посмотрим, как это всё работает в профиль.

Основа скелета в профиль 

Снова начнём с того, что нарисуем голову. Это точно такая же форма яйца, только его кончик должен быть направлен не вертикально вниз, а по диагонали. Проведите прямую вертикальную линию от макушки к земле.

Если фигура стоит прямо, то таз, плечо и колено окажутся на одной прямой линии. Чтобы изобразить таз, нарисуйте такую же форму яйца, как для головы, только более узкую. На этом совпадения с предыдущей схемой заканчиваются. 

Позвоночник в профиль

Сбоку позвоночник выглядит, как приплюснутая буква «S». Линия позвоночника идёт от основания черепа вниз и чуть вправо, пока не достигает своей наиболее выпуклой точки на уровне плеч. Не упускайте из виду тот факт, что плечевые суставы располагаются впереди позвоночника! Это опять же объясняется тем, что линия плеч в реальности имеет форму дуги (см. голубой кружок на рисунке). 

Дойдя до наиболее выпуклой точки, линия позвоночника изгибается и идёт снова вперёд, пока не достигает следующего поворота чуть выше таза. Это поясница, и её глубина сильно варьируется. Слишком глубокий изгиб поясницы образует патологическую выпуклость позвоночника – лордоз. Последний отрезок линии позвоночника совсем короткий, он заканчивается в области копчика.

Грудь и ноги в профиль 

Грудная клетка примыкает к позвоночнику и в умеренно натренированном теле располагается строго вертикально. Она естественным образом выдаётся вперёд.

Тазобедренный сустав нарисуйте немного левее основной оси и уравновесьте его лодыжкой, которая, напротив, располагается чуть правее. Таким образом, линия, соединяющая бедро, колено и лодыжку, окажется изогнутой. Она идёт от тазобедренного сустава к передней стороне колена и от задней части коленного сустава – к лодыжке.

Если схема нарисована правильно, то мы сможем провести условную дугу, соединяющую голову, грудь и ноги. В норме она должна выглядеть, как на рисунке (зелёным цветом). Если эта дуга сплющена и выгнута, зрителю будет казаться, что фигура неустойчива или сутулится. 

Руки в профиль

И снова руки. Верхняя часть руки выходит из плечевого сустава и идёт строго вниз, так что локоть и плечо оказываются на одной линии (иногда локоть может отклоняться немного назад). Рука в расслабленном состоянии никогда до конца не разгибается, так что нижняя её часть не строго вертикальна. Она должна быть наклонена так, чтобы запястье приблизительно совпало с тазобедренным суставом. Кроме того, если рука находится в состоянии покоя, пальцы должны быть слегка согнуты, как изображено на рисунке. 

Итог

Мы изучили основные пропорции, единые для всех людей. На рисунке изображена схема, которая суммирует всё вышесказанное. 

Подсказки

Рисунок ниже – это шпаргалка, которая поможет вам запомнить некоторые соотношения размеров в нашем теле. Она будет особенно полезна в том случае, если фигура вашего персонажа не будет стоять навытяжку, а примет причудливую позу. 

Время для практики

Мы изучили огромный материал. Пришло время прервать теорию и попрактиковаться рисовать основу скелета. Вы должны привыкнуть к схеме, и только тогда мы сможем перейти к разнице между мужскими и женскими пропорциями и другим различиям. Советую вам каждый день использовать свои знания в набросках, рисуя поверх быстрого энергичного скетча основу скелета со всеми необходимыми пропорциями. 

Советы

Обычно я первым делом рисую голову, но на практике не имеет значения, с какого места начинать, особенно если вам удобно и у вас всё получается. Но если вы ощущаете неуверенность или испытываете трудности, советую вам делать всё в том порядке, который мы только что изучили. 

Возьмите себе за правило набрасывать пропорции лёгкой рукой, без нажима. Помните, что поверх них вам ещё предстоит рисовать остальные детали. Финальные линии рисунка обычно наносят ручкой или чернилами, а вспомогательные стирают (отсюда и важность мягкого нажима). Даже если я делаю набросок сразу шариковой ручкой, чтобы потом перенести его на другой лист, мягкий нажим помогает мне вычленить вспомогательные линии и не запутаться.

Автор: Joumana Medlej

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Строение человеческого тела | fit-baza.com

Строение человеческого тела является одной из тех обязательных к изучению тем, которой просто обязан владеть персональный тренер. Эта же тема является и отправной точкой в освоении профессии, так как грамотное построение всего тренировочного процесса в комплексе возможно только благодаря знанию и пониманию основ работы человеческого организма и его систем.

Введение

Персональному тренеру в работе с подопечными необходимо владеть знаниями о строении и функционировании организма человека, а так же навыками проведения антропометрических измерений для определения текущего состояния человека и сопоставления их с рекомендуемыми, к которым стоит стремиться, или от которых стоит отталкиваться в зависимости от поставленных целей.

Это и будет нашей первостепенной задачей – разобраться с тем, что представляет собой человеческое тело и как проводить антропометрические замеры и фиксацию результатов. И только затем, перейдем к более углубленному изучению «внутренней среды» человеческого тела. Итак, начнем.

Человеческое тело – это целостная структура, включающая в себя все системы и органы, благодаря наличию и нормальному функционированию которых возможно поддержание процесса жизнедеятельности. Чисто визуально, или, если хотите, анатомически, тело включает в себя голову, шею, корпус, руки и ноги. 70% человеческого тела это вода, 24% – органические и 6% – неорганические вещества. Относительная масса мышц взрослого человека составляет 30 кг, то есть примерно 45% массы тела (при весе порядка 70 кг). Масса скелета при тех же условиях равна 7 кг, т. е. 10% массы тела. Кожа: 6,1 кг = 8,7%. Кровь: 5,4 кг = 7,7%.

1- голова; 2- шея; 3- грудь; 4- спина; 5- плечо; 6- локоть; 7- живот; 8- поясница; 9- предплечье; 10- кисть; 11- бедро; 12- колено; 13- голень; 14- лодыжка; 15- стопа

Организм человека формируют следующие системы: костная, мышечная, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, выделительная, репродуктивная, эндокринная, иммунная и покровная. Всего одиннадцать. Поскольку уместить такой большой объем информации в рамках одной статьи не представляется возможным, она будет разбита на несколько частей, в которых мы подробно рассмотрим общие понятия в заданной теме, а так же опишем строение и функционирование систем, и органов их формирующих. К системам мы вернемся позже, а пока перейдем к понятию телосложения.

Телосложение человека

Телосложением называются особенности развития, строения и пропорций тела человека и его частей. Так же, на него влияет развитие скелетных тканей, уровень жира и мышц. Характер строения тела и его частей передается на генетическом уровне, то есть является продуктом генетической программы по изменению и развитию организма как целостной системы, от момента рождения человека, до самой его смерти.

Возраст: 1- ребенок; 2- подросток; 3- юноша/девушка; 4- взрослый; 5- пожилой

Человеческий рост активно прогрессирует с рождения и примерно до 25 лет. После чего, на протяжении дальнейших 40 лет, он практически не меняется. С течением времени, при наступлении пожилого возраста он зачастую уменьшается на пол головы или даже на голову.

Рост: 1- карлик; 2- низкий; 3- средний; 4- нормальный; 5- высокий

Мужская мускулатура более заметна по причине меньшего уровня жира в организме. Черты мужского телосложения по своей форме более грубые и четкие, чем у женского типа. Тем не менее, хоть и в разном процентном соотношении, но жировая прослойка присутствует у обоих полов.

Телосложение: 1- худой; 2- обычный; 3- атлет; 4- бодибилдер

Больше всего жир накапливается в районе живота и груди. Но по сравнению с женщинами, у мужчин, жир не накапливается в области бедер в таком количестве. Повышение накопления жира в верхней части тела довольно слабо сказывается на видоизменении нижних конечностей.

Тип: 1- коренастый; 2- толстый; 3- большой

Для женщин характерно отложение жира на животе, бедрах, ягодицах и ногах. Так же, жир имеет свойство откладываться на спине и боках, что способствует появлению складок и более выраженных изгибов. Единственные части тела, на которых жира практически нет – это ступни и кисти.

Тип: 1- пухлая; 2- полная; 3- упитанная; 4- толстая

Поскольку телосложение можно классифицировать по определенным типам, для их определения приняли термин «Соматотип», иными словами – конституция тела. Речь идет о том, что тип телосложения человека, который далее мы будем обозначать словом соматотип, является генетически обусловленным, то есть является неизменным в течение всей жизни. В то же время телосложение человека меняется под воздействием множества факторов (возраст, болезни, тренировки) так же на протяжении всей жизни. То есть, как мы уже поняли, телосложение можно изменить, соматотип – нельзя. К соматотипам мы вернемся чуть позже, а пока поговорим о пропорциях.

Размеры и пропорции тела

Размеры тела делятся на тотальные и парциальные. Тотальные (общие) размеры тела предназначены для описания длины, массы тела и обхвата груди. Парциальные (отдельные) размеры есть сумма тотальных размеров, которые описывают разные части тела. Большая часть таких размеров, в каждом частном случае отличается довольно значительно. То есть у разных людей, при одинаковых показателях длины тела, размеры отдельных его частей могут быть разными. Тотальные размеры тела, как уже говорилось ранее, базируются на таких показателях, как длина, масса тела и размер грудной клетки (ее окружность).

Соотношение размеров туловища и его конечностей определяет пропорции всего тела. Для описания пропорций тела обычно используются данные о соотношении длины ног и ширины плеч. На рисунке вы можете видеть, как линия, которая делит фигуру пополам проходит через начало бедер. Это позволяет заключить, что длина ног составляет половину роста человека. Еще одним показателем пропорционального развития является то, что в положении стоя, пальцы опущенной руки должны находиться немного ниже середины бедра. Плечевая часть руки и предплечье, а также бедро и голень должны быть приблизительно между собой равны. В целом же, для мужчин характерен более узкий таз и более широкие плечи, чем у женщин.

Типы телосложения

Оценивая физическое здоровье человека, одним из ключевых факторов является гармоничность развития тела. Нарушения в пропорциональном развитии могут свидетельствовать об эндокринных или хромосомных заболеваниях. Индивидуальные особенности протекания процесса метаболизма и работы эндокринной системы имеют непосредственное влияние на формирование типов телосложения человека, вариативность которых, благодаря этим особенностям, в наше время насчитывает больше ста классификаций! Тем не менее, выделяют три основных типа телосложения: эктоморф, мезоморф и эндоморф.

1- эктоморф; 2- мезоморф; 3- эндоморф

Эктоморф – достаточно худой от природы. Этот тип характеризуют следующие факторы: длинные и тонкие конечности; плечи, а также грудная клетка достаточно узкие; слабые показатели силового развития, уровень подкожного жира совсем невелик, быстрый обмен веществ. Представители этого типа не склонны накапливать подкожный жир, и что характерно, имеют слабо развитую мускулатуру и очень тяжело набирают общую массу тела. Представители данного типа телосложения являются наименее предрасположенными к бодибилдингу.

Мезоморф – обладает развитой мускулатурой. Этот тип характеризуют следующие факторы: как плечи, так и грудная клетка хорошо развиты, метаболизм довольно умеренный, хорошие показатели силового развития, рост мышц при тренировках достаточно быстрый. Представители данного типа от природы физически развиты, и изначально предрасположены к занятиям спортом. Но нужно понимать, что при отсутствии тренировок, не соблюдая правильное питание, им очень легко набрать лишний вес.

Эндоморф – склонен к набору лишнего веса. Этот тип характеризуют следующие факторы: кость обычно крупная, конечности массивные. Руки и ноги короткие, талия и бедра широкие. Обмен веществ замедленный, показатели силового развития низкие, склонны к избыточному жироотложению. Такой соматотип является одним из наиболее часто встречающихся. Люди с таким типом телосложения проявляют склонность к активному набору жировой ткани, так как обладают замедленным обменом веществ. Только правильное питание и систематические тренировки позволят поддерживать хорошую форму.

Профессор Гарвардского университета Уильям Шелдон, который и разработал систему соматотипирования, утверждал также, что помимо «чистых» соматотипов встречаются и такие, которые являются совокупностью наличия признаков того или иного типа телосложения. Например, экто-мезоморф, мезо-эндоморф и т. д.

Антропометрические замеры

Антропометрическими замерами называются мероприятия по измерению тела человека и его частей с целью определения особенностей его строения и развития для дальнейшего анализа изменений. Говоря простым языком – это замеры, проводимые с целью фиксации результатов.

Теперь давайте более детально разберем, какие параметры нам нужно знать, чтобы понимать, от чего отталкиваться. И начнем с такого понятия, как индекс массы тела, или ИМТ.

Индекс массы тела – параметр, позволяющий определить, насколько масса человека соответствует его росту. Это позволяет сделать вывод о том, насколько вес человека отвечает норме, является избыточным или недостаточным. Рассчитать его можно по формуле I=m/h2, где m – вес тела в кг, h – рост в метрах. К примеру, если ваш вес = 70 кг, а рост = 180 см, ИМТ будет = 70/(1,82)=21,6. Теперь, когда мы вычислили этот показатель, нужно понять, о чем он нам говорит.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует интерпретировать показатель ИМТ в соответствии с данными, приведенными в таблице ниже.

Имейте в виду, что данная интерпретация отображает идеальный показатель ИМТ. Под этим подразумевается, что вычисление проводится для здорового человека без явных патологических признаков нарушения здоровья и отклонений в развитии, который ведет привычный образ жизни и не занимается спортом. То есть опытный спортсмен с хорошо развитой мускулатурой при данном способе оценки получит завышенный результат, что будет не верно. Таким образом, мы можем сделать вывод, что данный способ хорошо подходит для новичков, только пришедших в зал и желающих зафиксировать свою отправную точку. Что касается недостатков данного способа измерения, то интерпретация, рекомендованная всемирной организацией здравоохранения, приводится без учета пола и возраста человека, при этом, по статистике, мужской показатель индекса обычно выше, чем женский.

Измерение уровня жировой ткани

При оценке массы тела важно так же учитывать процент содержания жира в организме. Пол, рост, возраст, обмен веществ и многие другие индивидуальные особенности человека не позволяют вывести одну конкретную цифру оптимального содержания жира в организме для всех, но не смотря на это, как для мужчин, так и для женщин существуют определенные диапазоны показателей. Для мужчин, минимальное количество жира находится в диапазоне 2-5%, для женщин 10-13%.

С 6-13% процентами жира, мужчина является счастливым обладателем рельефного тела; 14-17% позволят быть в хорошей физической форме; 18-25% означают средний показатель формы; превышение отметки в 25% указывает на ожирение.

Женщине 14-20% жира дадут возможность выглядеть атлетически; 21-24% диапазон хорошей физической формы; 25-31% это средний уровень жира; отметка в 32% указывает на ожирение.

В определении собственного процента содержания жира вам поможет изображенный на рисунке ниже прибор под названием «калипер». А полученные данные вы сможете сверить с таблицами определения уровня жира отдельно для мужчин и женщин. Калипер довольно точно определяет процент содержания жира, так как зачастую, толщина защипа пропорциональна его содержанию в организме.

Теперь я расскажу как проводить измерения данным прибором. В положении стоя, необходимо в 10 см справа от пупка, защепить кожу калипером, и измерить толщину этого защипа глядя на показатель шкалы прибора. Полученный результат сверяется с данными таблицы. В верхней строке таблицы находите нужный диапазон в мм, в первой колонке свой возраст, таким образом, нужная вам цифра будет находиться в их пересечении. Она и отобразит процент содержания жира в вашем организме. А цвет покажет насколько полученный результат является удовлетворительным.

Несет ли опасность для здоровья низкий процент содержания жира в теле человека? Да. Заниженное содержание жира нарушает обмен веществ, что в том числе, влечет за собой снижение половой функции. Те, кто добился отметки ниже 5-7%, часто вынуждены принимать препараты, противодействующие снижению уровня тестостерона.

Так же существует таблица определения оптимального веса тела на основании трех параметров: роста, веса и возраста. С ее помощью вы можете определить, в какой зоне находится ваш вес. Является он низким, идеальным, средним или вас постигло ожирение. Прежде, чем вы приступите к изучению таблицы, стоит заметить, что данные в ней приведены, как и в случае с определением ИМТ, без учета занятий фитнесом и/или бодибилдингом.

Если вы только приступаете к занятиям, и ваш вес находится в красной зоне – вполне возможно, что это ожирение. Если вы занимаетесь уже продолжительное время и успели нарастить несколько килограмм мышечной массы, то показатель веса, который в вашем случае будет находиться в оранжевой или красной зоне не будет объективным, так что данные, приведенные в таблице рекомендованы к применению для новичков без опыта занятий в зале.

Заключение

Персональный тренер, несомненно, должен ориентироваться в том, как пол, возраст, рост, вес, уровень жировой ткани и тип телосложения влияют на тренировочный процесс. А точнее, как выстраивать его с учетом исходных данных. О том, как именно его выстраивать мы поговорим в разделе о тренировках, а пока, нашей задачей было ознакомиться с базовыми понятиями в области строения тела человека. В следующей статье «Исходные данные и фиксация результатов» мы продолжим начатую тему фиксации антропометрических замеров и узнаем, каким образом, как часто и с помощью чего их нужно проводить.

fit-baza.com

2. Краткая характеристика внешних форм и пропорций тела человека — Основы конструирования одежды

 Изучением внешних форм и пропорций тела занимаются науки морфология человека и пластическая анатомия. Некоторые элементарные сведения из пластической анатомии и морфологии, знание которых необходимо технологу и конструктору одежды, приведены ниже.

Внешние формы тела

 На передней части туловища хорошо различимы грудная и брюшная области, границей которых является нижний край ребер. Верхний отдел грудной области носит название плеч. Плечи обычно имеют небольшой скат (наклон) от шеи. Встречаются плечи с резко выраженным наклоном или наоборот, расположенные ближе к горизонтали. По наклону плечи разделяются на высокие, нормальные и низкие. От наклона плеч зависит величина скоса плечевых срезов спинки и полочки.

 Форма груди, как уже отмечалось, зависит от формы грудной клетки и степени развития грудных мышц, особенно большой грудной мышцы, а у женщин, кроме того, и от наличия развитых грудных желез. Размеры и форма грудных желез весьма разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей, возраста, полноты и других факторов.

 Часть туловища, расположенная между грудной клеткой и тазом, носит название живота. Форма живота весьма разнообразна. Она зависит от пола, возраста, величины жироотложений и соотношения размеров грудной клетки и таза. Так, при широкой груди и узком тазе живот имеет форму усеченного конуса, обращенного большим основанием вверх, а при узкой грудной клетке и широком тазе, наоборот, конус обращен основанием вниз. Форма живота изменяется также в зависимости от положения тела. При стоянии, вдохе, а также при наклонах туловища вперед, когда внутренние брюшные органы опускаются вниз, брюшная стенка выступает вперед. При лежании, выдохе и поднимании рук кверху происходит вдавливание (западение) передней брюшной стенки.

 Форма живота при общем ожирении делается более округлой; живот при этом увеличивается во все стороны, в особенности спереди (выступ живота вперед).

 Форма туловища сзади — спины зависит в известной мере от степени развития мышц. У людей с сильно развитой мускулатурой кривизна спины обычно более сглажена. Сутулая спина чаще всего бывает следствием слабого развития мускулатуры. По профилю спины фигура человека может быть: наклонной (сутулой), нормальной или прямой (перегибистой).

 Границей туловища и шеи сзади является сечение на уровне 7-го шейного позвонка, а спереди — ключицы (у женщин в связи с развитым подкожным жировым слоем контуры ключиц могут быть совершенно сглажены). Форма шеи весьма разнообразна: у детей и женщин с хорошо развитой подкожно-жировой клетчаткой шея имеет более округлую форму, а у мужчин, вследствие большего развития грудино-ключично-сосковых и трапециевидной мышц, конфигурированность ее увеличивается. Длина шеи зависит от наклона плеч: при низко расположенных плечах шея делается длиннее, а при высоких — короче.

 Антрополог проф. В. В. Бунак в зависимости от формы отдельных частей туловища выделяет семь типов телосложений, считая три из них основными: грудной, мускульный и брюшной (рис. 1-6).

 Грудной тип (рис. 1-б, а) характеризуется плоской грудной клеткой, слабым жироотложением и слабой мускулатурой, впалым животом и сутулой спиной.

 Мускульный тип (рис. 1-б, б) отличается цилиндрической грудной клеткой, умеренным жироотложением, средней или сильной мускулатурой, прямой или несколько округленной спиной.

 Брюшной тип (рис. 1-6, в) характеризуется конической формой грудной клетки и большим жироотложением, особенно в области живота. Дополнительные типы телосложения характеризуются смешанными признаками основных типов.

 Наряду с различиями в форме отдельных участков тела имеются значительные различия в размерах тела. Рост нормальных людей колеблется в пределах: у мужчин — 140 — 190 см, у женщин — 130 — 180 см. Для всего человечества средний рост мужчины считается 165 см (в СССР — 167 см). Средний рост женщин — 154 см (в СССР — 156 см).

 Рост у человека изменяется в зависимости от возраста. Это изменение происходит неравномерно по годам. В первые годы жизни человек растет очень быстро, затем рост замедляется и прекращается — у женщин к 18 — 20 годам; у мужчин — к 20 — 25 годам. В преклонном возрасте рост обычно уменьшается (вследствие изгиба позвоночника и уплощения хрящей между позвонками) на 5 — 7 см и больше. Рост у человека может меняться и в течение дня. Утром после отдыха он обычно на 0,5 — 1,0 см больше, чем вечером.

Пропорции тела

 Наблюдаются различия и в соотношениях (пропорциях) отдельных частей тела человека.

 В антропологии принимаются следующие основные типы пропорций тела: долихоморфный, брахиморфный и мезоморфный (рис. 1-7).

 Долихоморфный тип (рис. 1-7, а) характеризуется относительно длинными конечностями и узким коротким туловищем.

 Брахиморфный тип (рис. 1-7, в) характеризуется относительно короткими конечностями и длинным широким туловищем.

 Мезоморфный тип (рис. 1-7, б) промежуточный, средний тип между долихоморфным и брахиморфным.

 П. Н. Башкиров приводит средние размеры тела у мужчин указанных типов (табл. 1-1).

 Разница в росте между людьми зависит преимущественно от длины нижних конечностей. Поэтому долихоморфный тип больше характерен для людей высокого роста, а брахиморфный — для людей низкого роста.

 Весьма значительны также отличия в пропорциях тела у людей разного пола. Для женщин по сравнению с мужчинами характерны более широкие бедра. У мужчин плечи обычно значительно шире бедер. У женщин плечи, как правило, тоже шире бедер, но меньше, чем у мужчин.

 Исключительно велики отличия в пропорциях тела у людей разного возраста. Например, высота головы новорожденного равна примерно 1/4 длины всего тела, а обхват головы равен обхвату груди; у взрослых людей высота головы составляет 1/7, 1/8 роста, а обхват головы почти в два раза меньше обхвата груди. Изменения с возрастом заключаются, с одной стороны, в увеличении размеров тела и всех его частей, а с другой стороны — в резком изменении соотношений между отдельными частями. Высота головы взрослого больше, чем у новорожденного ребенка в два раза, в то время как длина туловища увеличивается в три раза; руки — в четыре, ноги — почти в пять, а шеи — в семь раз. Обхват головы при этом увеличивается всего в полтора раза, а обхват груди — в три раза. Рост и изменение пропорций отдельных частей тела детей происходит неравномерно по годам. Поэтому одежда для детей по своим размерам не может быть ни уменьшенной копией одежды для взрослых, ни быть одинаковой по своим пропорциям для детей различных возрастов.
 


Проявление асимметрии в теле человека

 Фигура человека делится сагиттальной плоскостью на две симметричные половины: правую и левую. Поэтому построение чертежей деталей одежды выполняют обычно лишь для одной половины тела.

 Однако даже у хорошо сложенных людей можно обнаружить некоторое различие в строении правой и левой половины тела. Это явление носит название асимметрии.

 По данным пластической анатомии и антропологии у 70% людей правая половина грудной клетки по периметру на 0,5 — 2,0 см больше левой, правая рука у 75% людей длиннее левой, обхват ее также больше в связи с преимущественным развитием мускулатуры правой руки. При измерении обязательно учитывают асимметрию тела человека, поэтому все односторонние измерения тела обычно производят по наиболее развитой, правой, стороне фигуры.

shei-sama.ru

Презентация «Пропорции и строение фигуры человека»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация «Пропорции и строение фигуры человека»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. Выполнила: Осипова Анна Геннадьевна

2 слайд Описание слайда:

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами

3 слайд Описание слайда:

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. БОТИЧЕЛИ и МИКЕЛАНДЖЕЛО.

4 слайд Описание слайда:

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются Ребенок четырех-пяти лет – 1/4 или 1/5 часть. Подросток – примерно 1/6. Взрослый человек – размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть его роста.

5 слайд Описание слайда:

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Скелет играет роль каркаса в строении фигуры

6 слайд Описание слайда:

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

7 слайд Описание слайда:

Этапы рисования Отметьте две точки — низ и верх фигуры, проведите между ними вертикальную линию, которая будет обозначать центр по горизонтали. Проведите нижнюю и верхнюю линии (это не обязательно, но иногда это немного помогает)

8 слайд Описание слайда:

Нанесите разметку (разделите на 7,5 частей). Не стесняйтесь поначалу пользоваться линейкой. Ваша задача — научить ваш мозг правильным пропорциям, таким, какие они есть, а не таким как ему представляется

9 слайд Описание слайда:

Нарисуйте овал, обозначающий туловище и круг, соответствующий тазу. На них, для облегчения, можно черкнуть два центральных креста. Особенно это полезно, когда будете пытаться построить более сложный ракурс — сразу становится видно направление

10 слайд Описание слайда:

Теперь можно обозначить голову и ноги. Сильно прорисовывать не надо — ведь это всего лишь макет

11 слайд Описание слайда:

Проведя линии, соединяющую соски и пупок, получим точку ключицы, от которой можно рисовать руки

12 слайд Описание слайда:

Если хочется, можно более подробно очертить мускулатуру.

13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:

Интернет-ресурсы: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Vitruvian.jpg/426px-Vitruvian.jpg http://animeeeeeeeeeee.mindmix.ru http://budschool.at.ua/photo/fotografija_3/7-0-2405

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-327093

Похожие материалы

infourok.ru

Методическая разработка занятия «Пропорции и строение фигуры человека»

Мбоу дод цдт «приокский»

Пропорции и строение фигуры человека

Методическая разработка занятия в группе детей пятого года обучения в изостудии «Радуга»

Свечкарь Раиса Алексеевна- педагог

дополнительного образования

г. Рязань. 2012 год

Тема программы « Изображение фигуры человека».

Пояснительная записка.

С давних времен изображения людей занимают главное место в большинстве видов творческой деятельности художников. Наброски с одетой фигуры, тематические рисунки, включающие человека, предусмотрены программой по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Работая с учащимися в изостудии, где количество часов на занятия увеличивается, необходимо расширять и углублять знания, умения и навыки детей по изображению фигуры человека. Это, несомненно, пригодится учащимся при выполнении многофигурных композиций на занятиях в изостудии, позволит им принимать активное участие в конкурсах разного уровня, а также использовать полученные знания в дальнейшей жизни. Часто ребенок боится рисовать людей в сюжетной композиции, и всеми путями старается избежать этой проблемы. Чтобы помочь воспитанникам избежать этих трудностей, поверить в свои силы и свободно включать изображение человека в творческие работы, возникла необходимость проведения серии занятий на эту тему.

Данная методическая разработка занятия на тему «Пропорции и строение фигуры человека» будет полезна педагогам дополнительного образования, желающим углубить подготовку своих воспитанников по изображению фигуры человека.

Введение.

Расширение знаний об изображении человека великими мастерами разных времен, совершенствование умений и навыков в рисовании набросков и зарисовок является необходимым этапом в программе пятого года обучения. От активной позиции педагога, от его желания создать необходимые условия для развития творческой деятельности учащихся зависят успехи детей.

План-конспект занятия на тему «Пропорции и строение фигуры человека» (2 часа).

Цель занятия: формирование знаний, умений и навыков в изображении фигуры человека.

Задачи:

Обучающие. *Познакомить детей с конструктивно- анатомическим строением фигуры человека. *Закрепить знания, умения, навыки учащихся в выполнении различных набросков фигуры человека. *Научить новым техническим приемам выполнения набросков и зарисовок, правильной передаче пропорций модели и характера движений человека. *Способствовать изображению наиболее выразительных набросков, используя графические средства выражения.

Воспитывающие. *Воспитывать эстетический вкус, волю, целеустремлённость, аккуратность.

Развивающие: *Развивать творческие способности, зрительную память, кругозор, мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность.

Тип занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид занятия: комбинированное.

Оборудование урока:

Для педагога: Презентация на тему «Подготовительные упражнения по изображению фигуры человека», Презентация на тему «Наброски фигуры человека», кроссворд, учебные таблицы и схемы с пропорциями фигуры человека, раздаточный материал с изображением набросков и скелета человека в разных положениях. Модели деревянных подвижных фигурок, карандаши простые разной мягкости, гелиевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная простыми мягкими карандашами формата А3, резинки, кнопки, мольберт.

Для учащихся: карандаши простые, разной мягкости, гелиевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберты.

Структура занятия.

1. Организационная часть. (2 мин.).

2. Повторение пройденного материала. Просмотр презентации. (20 мин.).

3.Вводная беседа. Демонстрация презентации. (20 мин).

4.Краткая характеристика заданий на следующий этап занятия. (3 мин.).

5.Практическая деятельность. (35 мин.)

6 Просмотр и обсуждение проделанной работы. Выставка работ учащихся. (7 мин.)

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. (3 мин.)

Для реализации поставленной цели, задач и стимулирования интереса учащихся выбрана форма занятия, предоставляющая возможность изучать новое, используя натуру.

Методические рекомендации педагогам, желающим использовать в своей деятельности разработку этого занятия.

Перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон для заинтересованности учащихся и положительного настроя на изобразительную деятельность.

Для закрепления знаний просматриваются презентации. В целях совершенствования практических умений и навыков в изображении набросков с фигуры человека необходим показ педагогом приемов и техник изображения. Демонстрация наглядного материала в виде таблиц, схем, динамических деревянных и аппликативных фигурок позволит учащимся точнее изображать пропорции и движение в набросках. Полученные знания, умения и навыки рекомендовать детям использовать в жизненных ситуациях.

Методы, применяемые на занятии по изображению набросков с фигуры человека.

*Словесные — (объяснение, рассказ).

*Наглядные – ( просмотр презентаций, таблиц, схем, раздаточного материала).

*Метод игры – (разгадывание кроссворда).

*Метод наблюдений.

*Метод упражнений.

*Метод практической работы.

Ход занятия.

1-й час.

1.Проверка готовности учащихся к занятию, наличие всех необходимых материалов к работе.

2. Повторение с учащимися пройденного материала.

Разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему занятия. (Рисунок №1).

(Дети разгадывают кроссворд и узнают выделенное слово «пропорции»). Тема нашего занятия «Пропорции и строение фигуры человека».

На прошлом занятии мы познакомились с различными представлениями о красоте человека в определенные исторические периоды. Человек-главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по – своему, но в этом разнообразии есть что-то общее. Любуясь совершенными произведениями великих мастеров, мы поражаемся удивительной гармонией, пропорциональностью целого и деталей. Пропорция в переводе с латыни означает «соотношение», «соразмерность». Давайте вспомним, как мы изображали фигуру человека ранее.

(Учащиеся вспоминают, в каких композициях они изображали человека и делают выводы, насколько им это удалось).

Сравнивая предметы друг с другом или части одного предмета, мы делаем выводы, что больше или меньше, шире или уже, длиннее или короче. Устанавливая соотношение между предметами или их частями, мы выясняем их пропорциональные характеристики. Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. Из презентации на прошлом занятии мы узнали, о том, как изображали фигуру человека в Древнем Египте, Греции, в эпоху Возрождения. Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. (Рисунок №2 ). У взрослого человека размер головы примерно 1/7 или 1/8 часть от его роста, у подростков величина головы умещается в росте примерно шесть раз, а у ребенка четырех-пяти лет – ¼ или 1/5 часть. Мы уже знаем о соотношениях и других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит проходят чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой. (Рисунок №3). У каждого человека свои характерные пропорции. Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. (Рисунок №4). На примере натурщика (позирует ученик) рассмотрим законы рисования фигуры с упором на одну ногу или две ноги, передачу пропорций фигуры человека.

Отметка линии центра тяжести, которая начинается от яремной впадины или седьмого шейного позвонка, отметка основания стопы и уровня лобкового сочленения, уровень направление плеча и таза, размер головы, размер и ширина таза, отметка коленных суставов.

Педагог демонстрирует схемы, учебные таблицы, наброски и зарисовки фигуры человека, рассматривает их как необходимый подготовительный этап в рисовании фигуры человека.

Демонстрируется презентация на тему «Подготовительные упражнения по изображению человека». Вы вспомнили, как изображали фигуру человека в подготовительных упражнениях.

3.Сейчас рассмотрим значимость выполнения набросков.

Как вы понимаете термин «набросок»?

Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью. (Рисунок 5). Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, чтобы разобраться подробнее в отдельных узлах модели, следует выполнять отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений.

Наброски бывают линейные и тональные. (Рисунок 6). Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а так же его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски следует выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность.

Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что–то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чаще выполняешь наброски, тем лучше они получаются. Просматривается презентация, выполненная детьми на тему «Наброски фигуры человека ». Демонстрируются наброски Леонардо да Винчи, Микеланджело, В.Серова, И.Е. Репина, В.Сурикова.

(В процессе демонстрации презентации учащиеся принимают активное участие в диалоге).

4. Сегодня на занятии мы будем выполнять схематичные изображения проволочных человечков, наброски в виде силуэтов, овалов и выполнять наброски с помощью резинки по тонированной бумаге.

2-й час занятия.

5.Практическая работа. 5.1 Изображение фигурок в виде проволочных человечков с позирующего ученика. Выполняются 2-3 наброска. Материал: карандаш, бумага. (Рисунок 7).

Вместе с учащимися определяет позу позирующего и расстояние от неё до рисующего. Педагог демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. Затем предлагает учащимся выполнить наброски с натурщика, используя в работе технический приём изображения проволочных человечков.

(Самостоятельная работа учащихся.)

5.2. Силуэтное изображение фигуры человека. Выполняются 2-3 наброска. Материалы карандаш, резинка, бумага. (Рисунок 8).

Этот тип набросков выполняется мягким карандашом, заточенным под «лопаточку» и работать им надо плашмя. Для исправления ошибок можно пользоваться резинкой.

Натурщик меняет позу. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры.

(Самостоятельная работа учащихся.)

5.3. Изображение зарисовок фигуры с помощью овалов. (Рисунок 9). Для изображения жестов необходимо поймать самую выразите

infourok.ru

Презентация «Пропорции и строение фигуры человека»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация «Пропорции и строение фигуры человека»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации «ЦИРК»

2 слайд Описание слайда:

Различные представления о красоте человека в определенные исторические периоды. Древний Египет Главное Тело( живот, грудь) Не обращали внимания Голова, лицо, руки Плоские фигуры Обе правые руки и правые ноги

3 слайд Описание слайда:

Различные представления о красоте человека в определенные исторические периоды. Фотографическая похожесть, пластичность, грация, красота тела, красота лица

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

А. Матис. Танец. Масло. Франция. 1910 П. Брейтель Младший . Ярмарка с театральным представлением. ЧЕЛОВЕК – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха Выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, Безусловно, есть что-то общее.

7 слайд Описание слайда:

Пропорции Слово пропорция в переводе с латыни обозначает, «соотношение», «соразмерность». Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. Пропорция это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность – её эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.

8 слайд Описание слайда:

На уроке нам понадобится: 1. Альбомный лист. 2. Цветная бумага . 3. Ножницы. 4. Клей. 5. Простой карандаш. 6. Фломастеры.

9 слайд Описание слайда:

Поиск пропорций Обратимся к истории. Как решили её художники разных эпох и разных культур. Древний Египет Древний Египет Канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображения на части Египтяне положили в основу деление фигуры 21 ¼ части. В это число входили 19 равных частей Разделения самой фигуры, 2 ¼ части приходилась на изображение головного убора.

10 слайд Описание слайда:

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Определенные размеры для сидячих фигур. Изображение разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством. Детей изображали как взрослых, но значительно меньших по размеру Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигуры и выполнять части одного произведения разными мастерами.

11 слайд Описание слайда:

Скульптор Поликлет в V веке до н. э. создал систему идеальных пропорций человеческой фигуры. открытие пропорций связывают с ПИФАГОРОМ Золотое сечение – это универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях, которое олицетворяло равновесие знаний, чувств и силы. Леонардо да Винчи разрабатывал правила изображения человеческой фигуры, пытаясь восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека. Эпоха возрождения Древняя Греция

12 слайд Описание слайда:

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. БОТИЧЕЛИ и МИКЕЛАНДЖЕЛО.

13 слайд Описание слайда:

Художники и архитекторы XX века Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947г разработал «Модулор» — систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и о затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.

14 слайд Описание слайда:

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются Ребенок четырех-пяти лет – 1/4 или 1/5 часть. Подросток – примерно 1/6. Взрослый человек – размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть его роста. У каждого человека свои характерные пропорции

15 слайд Описание слайда:

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Скелет играет роль каркаса в строении фигуры

16 слайд Описание слайда:

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

17 слайд Описание слайда:

Выполнение аппликации. Сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации. 1. Деление квадрата на части.

18 слайд Описание слайда:

2. Выполнение частей фигурки человечка из альбомного листа.

19 слайд Описание слайда:

4. Фигурка клоуна в профиль 3. Фигурка клоуна в фас. Так как фигурки у нас получились смешные, предлагаю выполнить цирковых артистов.

20 слайд Описание слайда:

5. Примеры разных движений.

21 слайд Описание слайда:

Творческая страничка. Как вы думаете, найдется ли работа для художника в цирке? Выбрать артиста определенного жанра. «Одеть» фигурку в яркий костюм. (используя фломастеры и цветную бумагу). Расположить свои фигурки на «арене цирка» путем приклеивания.

22 слайд Описание слайда:

Подведение итогов Что нового мы узнали на уроке? (поиск пропорции фигуры человека в различные исторические периоды) С какими новыми терминами мы познакомились? («пропорции». «канон», «золотое сечение») Чему научились? (учились находить пропорции, выполняли фигурки человечков в движении) Что понравилось на уроке?

23 слайд

infourok.ru

Пропорции и строение фигуры человека


Урок №2 Класс:7 Дата:__________________________
Тема: Пропорции и строение фигуры человека.
Цели рассказать учащимся о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях; раскрыть творческий потенциал учащихся.
Материалы: иллюстрации с изображением фигуры человека, тематические таблицы с изображением пропорций фигуры человека ; бумага, простой карандаш.
Ход урока.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку
2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ
На прошлом занятии мы говорили об изображении красоты человеческого тела в искусстве. Изображение человека занимает важное место в живописи. Рисование человеческой фигуры способствует развитию наблюдательности, и в первую очередь воспитывается видение пропорций. Соразмерность является важнейшим инструментом в работе мастера. Глядя на длину, ширину, высоту чего –либо, мы выявляем пропорциональные характеристики предмета или какого – либо существа. Таким образом, пропорция представляет собой размерное отношение элементов или каких – либо частей формы, а также каких – либо объектов.
Сегодня вы узнаёте, каким образом великие мастера достигают гармонии в изображениях человека в живописи и скульптуре.
Первые представления об идеальных пропорциях человеческого тела были заложены в Древней Греции. Древнегреческие философы искали идеал любого явления. Скульптором Поликлетом был создан знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. Однако самым настоящим каноном Поликлета является его творение «Дорифор». Вспомните, мы говорили о нем на прошлом занятии. В основе скульптуры лежит принцип асимметрии. Это произведение Поликлета считается первым и наиболее удачным примером идеальных пропорций человеческого тела.
Для того чтобы верно передать образ человека, представить его на полотне в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела . Великий художник Леонардо да Винчи придавал такому изучению огромное значение. Он говорил : «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это даёт удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертёж твой окажется спутанным».
В 1490 – 1492 гг. Леонардо создал своего знаменитого «Витрувианского человека» (показ наглядного пособия на тему: «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.) как иллюстрацию для книги, посвящённой трудам римского архитектора Витрувия. На рисунке мы видим изображение фигуры мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Он представлен с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Это изображение нередко называют каноническими пропорциями. И это не случайно. Глядя на рисунок , можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и неразведенными ногами вписывается в квадрат ( «Квадрат Древних»). С другой стороны , поза с раскинутыми в сторону руками и ногами вписывается в круг. И хотя при смене поз кажется, что центр фигуры движется, на самом деле пуп фигуры, который является настоящим ее центром, остаётся неподвижным. Этот рисунок сопровождался множеством пояснительных записей. Сам Леонардо говорил , что рисунок был создан с целью изучения пропорций мужского тела.
Обратите внимание : все, что нас окружает, обладает гармонией и стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы.
А в

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *