Как нарисовать прялку поэтапно карандашом 5 класс – Как нарисовать прялку?

Презентация по ИЗО 5 класс "Русская прялка"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Русская прялка» Подготовила: учитель ИЗО Скрипникова Анна Анатольевна ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 19» Луганской Народной Республики 2015 г.

2 слайд Описание слайда:

Тема: Конструкция, декор предметов народного быта – русская прялка. Цель урока: знакомство учащихся с прялкой и декоративно-тематической композицией в ее украшении. Задачи: Воспитывать любовь к традициям и народной культуре. Развивать творческую и познавательную активность. Формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении модели прялки, умение передавать единство пользы и красоты в предметах народного быта. Используемые технологии: Личностно-ориентированное обучение Проблемно-поисковая технология. Оборудование и материалы: презентация «Русские прялки». Музыкальный ряд: тихая спокойная музыка, русские народные песни. Раздаточный материал: бумажный шаблон донца прялки, гуашь, акварель, цветные карандаши

3 слайд Описание слайда:

План урока Организационный момент. Подведение к цели урока. Интерактивная лекция. Практическая работа под народную музыку. Подведение итогов.

4 слайд Описание слайда:

Ход урока Орг момент Приветствие детей, пожелание хорошего настроения на уроке. Подведение к цели урока. Учитель читает стихотворение «Пряха». В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса? Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение. - Что вы представляли себе, когда слушали эти строки? - Вспомните, в какой сказке А.С.Пушкина можно встретить стихи об этом же? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком...).

5 слайд Описание слайда:

III. Интерактивная лекция. Формирование ожиданий учеников. - А вы умеете прясть? - Реально ли научиться этому ремеслу? - Конечно, мы с вами прясть не будем, но… Начнем играть! Игра «Инфо-угадайка». Группы: все участники Материал: лист ватмана, цветные маркеры. На доске прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы «Русская прялка». Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Дети, в ходе обсуждения, придумывают названия другим секторам, обосновывая свой ответ.

6 слайд Описание слайда:

Рассказ по слайдам презентации и заполнение секторов: Сектор 1. Процесс прядения (в сектор по ходу сообщения вписываются наиболее существенные моменты этого раздела). Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель- привязывалось к верхней части прялки – лопаске, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали уже с 6-8 лет.  

7 слайд Описание слайда:

Сектор 2. Основные элементы прялок. - Городки - Лопасть - Серьги - Ножка - Донце

8 слайд Описание слайда:

Сектор 3. Типы прялок. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялок, свои приемы украшения. (выступление учеников о прялках, которые использовали в различных уголках России).

9 слайд Описание слайда:

Сектор 4. Слушание песни, пословиц и поговорок, изображение движений – имитация ручного труда. «Уж ты прялица» Уж, ты прялица, ты, прялица моя, Сослужи-ко службу верную, Сопряди-ко нитку тонкую, Нитку тонкую, шелковую. Пословицы и поговорки о прядении:  У ленивой пряхи и про себя нет рубахи Прялка не Бог, а рубаху дает Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом Не ленись прясть, хорошо оденешься

10 слайд Описание слайда:

Сектор 5. Выполнить эскиз прялки, используя те знания, что вы получили. В работе можно использовать различную технику (гуашь, акварель, цветные карандаши и т.д.)

11 слайд Описание слайда:

Последовательность выполнения: 1. Нарисовать лопасть и ножку. 2. Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами». 3. Составить композицию из узоров, орнамента, символов. 4. За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета. 5. Выполнить эскиз в цвете. IV. Практическая работа под народную музыку.

12 слайд Описание слайда:

Нарисовать лопасть и ножку.

13 слайд
Описание слайда:

Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами».

14 слайд Описание слайда:

Составить композицию из узоров, орнамента, символов.

15 слайд Описание слайда:

За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета. Выполнить эскиз в цвете.

16 слайд Описание слайда:

V. Подведение итогов. Выставка детских работ.

17 слайд
Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-499869

infourok.ru

"Мы рисуем русскую прялку — выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки"

1. Мотивация.
Целепологание.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-деятельный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 


Релаксация

 

 

 

 

3. Контрольно-оценочный.

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия.

 

 

 

 

 


5. Домашнее задание.

Учитель читает эпиграф на доске. Обращает внимание учащихся на оформление кабинета (таблицы с расписными и резными прялками).

Предлагает серию вопросов:
Какова же цель нашего урока?
О чём мы сегодня узнаем?
Что будем учиться делать?
Что нам для этого потребуется?

 

 

 

 

Беседа о красоте русской прялки.

Справочный материал. Приложение №1. Типы прялок, бытовые мотивы декоративной росписи. Художественная ценность прялок.

Изготовление прялок:
- выбор и создание форм её украшения,
- роспись,
- технология прядения.

Цветовая гамма изделия.

Предлагает вопросы:
- Какие цвета выбрал художник для украшения изделия?

(Красный, жёлтый, немного чёрного).

- Почему он выбрал именно эти цвета? (Это цвета тёплой гаммы, они яркие. Цвета связаны с теми явлениями природы, которые дают тепло, например - солнце, огонь. Эти цвета заставляют радоваться того, кто смотрит на прялку).

Обращение к традициям и обрядам.

- Давайте посмотрим, что же на ней изобразил художник?

(Птица, растения, конь).

 

 

 


Знакомит с условиями изображения, выбором цветового фона.

Приложение № 2.

Объясняет учебное задание. Изображает на доске.

Включает музыкальные фрагменты народных песен.

 

 

 

Проведение динамической паузы.

 

 

 

 

- Защита проектов.
- Кроссворд. Приложение № 3.

- Игра-экскурсия “В гостях у народных мастеров”.
Приложение № 4.

 

 

 

Ваше мнение?

! Было интересно.

? Вызвал(о) много вопросов.

***Я не принимал активное участие.

---Было не интересно.

Слушают.
Смотрят.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Слушают.
Смотрят, отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, называют изображённые персонажи,объяснение каждому символу на основе языческих представлений.

 

 

 

 

 

Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

Защищают.

Разгадывают кроссворд.

Играют, закрепляют знания о народных промыслах, совершенствуют зритель ную память.

 

 

Изображают.

 

 

 

 

 


Сделать подборку материала.

urok.1sept.ru

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе "Прялка"

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе "Прялка"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Конструкция и декор предметов народного быта Прялка Урок по изобразительному искусству в 5 классе (Фгос). Учитель 1 категории МБОУ « Заостровская СОШ» Архангельская область. Бугаева Надежда Васильевна

2 слайд Описание слайда:

Цель: сформировать у учащихся навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении прялки.

3 слайд Описание слайда:

Прядение- вид народного ремесла. В любом краеведческом музее или музее деревянного зодчества ты обязательно увидишь изукрашенную прялку. Из предметов прежнего крестьянского быта до нашего времени их сохранилось больше всего.

4 слайд Описание слайда:

На картинках нередко встречаются изображения русских девушек, занятых работой за прялками. В те далекие времена все предметы быта изготовлялись своими руками. Женщины шили одежду для всей семьи, вкладывая в эту работу свою душу и силы. К такой работе обычно приступали осенью, когда урожай был собран, и завершали ее к весне. Наши предки трудились, не разгибая спины, отдавая этой работе по 14-15 часов в сутки.

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Пряхи. Жила- была Дуня, Дуня – тонкопряха, Вали – вали, Дуня, Дуня – тонкопряха! Пряла наша Дуня Ни толсто, ни тонко, Ни толсто, ни тонко. Потолще каната, Потолще каната, Потоньше оглобли.

7 слайд Описание слайда:

Происхождение слова « прялка» загадочно. Древний корень его означает « прыгать». Именно так прыгает пряха горностайка в сказках об ивановских ткачах.

8 слайд Описание слайда:

Любая прялка состояла из веретена ( палочки), пряслицы ( это мог быть круглый камешек с дырочкой посередине) и собственно прялки, к которой перед началом работы прикрепляли прядильное волокно в виде кудели.

9 слайд Описание слайда:

Основные элементы прялки

10 слайд Описание слайда:

Русские прялки разнообразны по своему размеру, форме, украшениям. В некоторых уголках нашей страны прялки делали с тонкой ножкой, которая напоминала весло, в Поволжье изготовляли многоярусные прялки, которые назывались башенками.

11 слайд Описание слайда:

Украшались прялки различными цветными узорами, среди которых можно увидеть ягоды, цветы….А посреди всего этого горело яркое солнце- символ света и тепла.

12 слайд Описание слайда:

В росписях прялок присутствовали сказочные мотивы. Украшали прялки серьгами и ожерельями. Считалось, если жених подарил своей невесте прялку, то жизнь их будет сладкой и счастливой.

13 слайд Описание слайда:

Виды прялок: Цельные - делались из корня и ствола березы или ели. Составные – состояли из двух деталей горизонтальной и вертикальной.

14 слайд Описание слайда:

Творческое задание. Выберите форму прялки. Наметьте основные детали и выполните рисунок в карандаше. Изобрази солнечные и небесные мотивы для « лица» прялки. Раскрась работу гуашью или акварелью.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

infourok.ru

Поэтапное рисование - ИЗО - 5 класс

  • Сегодня мы будем учиться тому, как рисовать лошадь поэтапно, используя несложные инструкции. Схема настолько проста и понятна, что, я не припомню случая, что бы рисунок у кого то не получился.  1. Приготовьте лист бумаги, карандаш и ластик. Выберите расположение листа - горизонтально либо вертикально, для данного рисунка это не имеет значения. 
  • 2. Для начала схематично нарисуем основные части тела, используя геометрические фигуры. В центре листа рисуем прямоугольник. Самым сложным будет правильно нарисовать пропорции тела, головы и шеи. Именно соотношение между этими частями сделают вашу лошадь гордой и правильно сложенной.

5. НАМЕТЬТЕ МОРДУ ЛОШАДИ В ВИДЕ ПЕТЕЛЬКИ, ТРЕУГОЛЬНЫЕ УШКИ. ЗАГОТОВКА ДЛЯ ОСНОВНОГО РИСУНКА ГОТОВА. 

4. ТРЕУГОЛЬНЫЕ НОГИ И ХВОСТ.

На данном этапе, когда вы закончили прорисовку, уже можно ластиком стереть вспомогательные геометрические фигуры, они вам больше не понадобятся. Лошадь практически готова.  Можете превратить вашу лошадь в единорога, дорисовав рог на голове и сделав более густую и вьющуюся гриву и хвост. Можно нарисовать Пегаса, добавив крылья. 

multiurok.ru

Конспект урока по методике Ю.А. Макарова "Русские прялки" (5 класс).

5 класс «Изобразительное искусство» Название общей темы. Древние корни народного искусства. Автор учебника по программе Б. М. Неменского Тема урока. Русские прялки. Цели урока: 1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической композиции в её украшении. 2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. 3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

№1

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

2 мин

№2

Беседа о русских прялках

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

5 мин

№3

Просмотр слайдов

Показ слайдов (типы прялок)

Обзор слайдов

2 мин

№4

Закрепление сведений о прялке, о её назначении и традиции

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Участие детей в закреплении материала

2 мин

№5

Постановка художественной задачи

Объяснение поставленной задачи

Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов

1 мин

№6

Практическое выполнение задания.

Обход и контроль за выполнением задания

Практическая деятельность обучающихся

25 мин

№7

Подведение итогов и обсуждение работ

Организация выставки работ

Участие в обсуждение работ

2 мин

№8

Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске

Запись в дневниках

1 мин

Стенограмма.

Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Русские прялки» даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Оборудование и материалы.

1.Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока

1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. 2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам. 3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. 4. Постановка художественной задачи. 5. Практическое выполнение задания. 6. Подведение итогов.

Ход урока

Учитель. Русские прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к прекрасному.

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, украшались маковкой и серёжками, к которой привязывалась кудель, для прядения, и донца - горизонтального сиденья для пряхи.

Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,-

писал А. С. Пушкин

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж – жене. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

Постановка задачи. Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). Выполнение эскиза русской прялки.

В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Фамилия, имя ученика

А («3»)

Б («4»)

В («5»)

1

2

3

1. (А) – оценка «3», (рисунок прялки в карандаше, построение) 2. (Б) – оценка «4», (закрасить ровно по контуру, силуэт) 3. (В) – оценка «5», (сочинения и декор орнамента в цвете)

Подведение итогов. В конце урока можно провести выставку работ. Работы анализируются, оцениваются.

Домашнее задание: цветная бумага, картон, ножницы, клей, альбом

Название школы (МБОУ Лицей №52, г. Уфа.) ФИО учителя полностью (Гималова Венера Альфировна) Электронный адрес свой или школы ([email protected])

www.metod-kopilka.ru

Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс

1.

2. Набросок прялки. Ученица 5 класса - Люба.

3. Все картинки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы. 4. Работы Ярослава, ученика 5 класса. 5. Ярослав поведал на уроке очень увлекательную информацию: число городков показывает на количество малышей в доме. Это он вызнал в музее. 6. Шаблоны прялок нам очень понадобились на уроке. Взяла отсюда: http://sheptalinao.ucoz.ru/publ/otkrytye_uroki/otkrytye_uroki/russkaja_p... 7. Домашнее задание Ярослава. (Было надо придумать образное решение рукоятей ковшей - черпаков и наливаек). 8. Домашнее задание Любы. На данный момент трудно представить, сколько времени и труда необходимо было затратить, чтоб соткать один аршин холста. Нити пряли из льняных волокон, а для теплой одежки – из овечьей шерсти. Работы начинались ранешней весной: сеяли семечки льна, проросшие ростки сначала июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Позже лен обмолачивали, а стволы выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождиками стволы становились мягче. Потом лен высушивали, мяли, трепали. Мягенькая сердцевина шла на нить.

Чтоб сделать волокно еще мягче его пару раз прочесывали гребнями. Приготовленное таким макаром волокно – кудель пряли: растягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и длилось всю зимнюю пору. Мелкие замершие окна избы пропускали не достаточно света. Потому постоянным спутником пряхи была пылающая лучина.

Ручное прядение было очень неспешным, малопроизводительным. Чтоб приготовить для себя приданное, женщина должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся мелкие детские прялки.

Таким макаром, прялка была верной спутницей крестьянки в протяжении всей ее жизни. Прялка была не только лишь орудием труда, да и произведением искусства: чтоб скрасить тяжкий труд, ее декорировали резьбой по дереву, цветистой росписью, а время от времени резьбой и росписью сразу. В росписи необычным образом объединились сказочность и действительность… Очень любопытно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Нередко прялка была подарком: жених дарил прялку жене, отец – дочери, супруг – супруге. И каждый желал сделать подарок на удовлетворенность и удивление. Здесь творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследию от мамы к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища либо древесного ствола, составные, у каких столбик-стоячок вставлялся в донце.

Российские прялки многообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные декорации. На белоснежном море вырезали прялки с узкой ножкой, напоминающие собственной хрупкой формой весло; в Поволжье были всераспространены тонкие многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Российского Севера! Любопытно то, что мотив солнца пронизывает не только лишь орнамент, да и саму конструкцию прялок. В высшей части это различные выс

searchmasterclass.net

Как нарисовать древнюю прялку. Рисование и живопись



Прялки

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»

А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Прялки. Кистевая роспись

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» -

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зуб

greecehist.ru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x