Натюрморт карандашом 7 класс – Как нарисовать натюрморт карандашом. Создаем академическую работу поэтапно

Как нарисовать натюрморт карандашом. Создаем академическую работу поэтапно

Умение правильно нарисовать натюрморт – это классический навык, которым должен овладеть каждый художник. И это не просто копирование с натуры, а целый последовательный процесс, который начинается с момента выбора предметов и их расстановки и заканчивается созданием объёма.

На курсах в школе-студии «Мастер рисунка» опытный педагог поможет быстро освоить все необходимые навыки и овладеть техниками, которые помогут создать профессиональный натюрморт карандашом.

Рисование такого натюрморта развивает сразу несколько умений: построение композиции, изучение законов перспективы, создание объёма при помощи штриховки. Все эти навыки нужны для построения любого академического рисунка, поэтому их отработка позволит усовершенствовать свои умения для создания более сложных работ.

Натюрморт. Расположение предметов

Первый шаг – умение правильно расставить предметы. Конечно, на учебных курсах преподаватель сделает это за вас, но если вы будете тренироваться самостоятельно, то должны учесть следующие моменты.

Во-первых, выбор предметов для натюрморта. Они должны быть подчинены определенной тематике или быть связаны единой концепцией.


Во-вторых, при создании композиции должны быть определены 3 базиса: формат, (а)симметричность, схема расположения.
Формат. Он бывает трех видов: горизонтальный, вертикальный и квадратный. Самый распространенный – горизонтальный. Так вы сможете расставить гораздо большее количество предметов. Чтобы создать дополнительный объём при таком формате размещения, можно добавить драпировку на задний план.

Когда мы располагаем предметы вертикально, то создается ощущение роста. Такой натюрморт предполагает в качестве объектов высокие вазы с цветами.

При квадратном формате основной акцент делается на центре композиции. Есть и так называемый округлый формат, но он не так распространен. В таком формате неудобно располагать предметы.

Схемы. Теперь следует правильно распределить предметы внутри того или иного формата.
Треугольник. Самый высокий предмет будет расположен в вершине воображаемого треугольника, а в его основании – самые мелкие.

Круг. Если вы выбрали формат «квадрат», то такая схема будет как раз кстати. При такой расстановке отсутствует центральный предмет.

Диагональ. Наклонные линии в композиции создают ощущение дисбаланса. Также можно создать дополнительный акцент на незаполненной части листа, например, если расположить там окно.

Если поставить предметы близко или симметрично относительно друг друга, то можно добиться ощущения стабильности. При асимметричном распределении создается ощущение динамики. При свободном — ощущение пространства.
Также для натюрморта нужно правильно подбирать предметы. Тут тоже есть определенные правила.
— Не перегружайте рисунок и используйте лишь три размера.
— Не ставьте предметы в одну линию и слишком близко друг к другу.
— Перегородите один предмет другим, что натюрморт приобрел эффект глубины.

Чтобы нарисовать правильный натюрморт, нужно определенным образом выставить свет. Он помогает нам сделать акцент на тех или иных объектах. Например, верхнее боковое освещение создаёт контрастную светотень на предметах, которые находятся на переднем плане. Также этим мы можем выделить композиционный центр и показать предметы на втором плане. При боковом освещении формы выглядят более выразительно.
При помощи дневного света создаются мягкие переходы.

Как правильно нарисовать натюрморт. Начальный этап

После того, как мы расставили предметы по выбранному принципу, мы можем приступать к основной работе – построению натюрморта на листе бумаги.

Для начала нужно правильно определить расположение предметов на холсте. Для этого нам нужно наметить линию горизонта. Нарисуем легкими линиями общие контуры будущего натюрморта. Следите, чтобы предметы не упирались в края рисунка. Лист должен быть заполнен равномерно. Сверху остаётся больше свободного места для создания ощущения, что предметы стоят на плоскости.


Также нам нужно найти центр композиции натюрморта на листе бумаги, который будет служить дополнительным ориентиром для правильного распределения изображаемых предметов. Безусловно, положение предметов в пространстве на листе будет зависеть от выбранной точки зрения на натюрморт.

Теперь мы нарисуем легкими линиями контуры с соблюдением форм и пропорций. На этом этапе главная задача – правильное заполнение листа.

Чтобы не ошибиться с определением размера частей композиции натюрморта, воспользуйтесь визуальным методом измерения при помощи простого карандаша.

Уточнение пропорций производится при помощи вспомогательных линий.

Изначально предметы должны быть изображены полностью с учетом законов перспективы, то есть невидимые линии тоже должны быть нарисованы.

Любой предмет состоит из той или иной геометрической фигуры. Так, в основании кувшина мы видим эллипс, яблоко – шар, и т.д. Умение видеть геометрические тела – основной навык, который поможет правильно изобразить предметы, передать их объём и соблюсти пропорции не только в натюрморте.

Только после того, как вы выверили все пропорции, можно начинать прорисовывать контуры.

Передний план натюрморта по законам воздушной перспективы нужно нарисовать более ярким, чем задний. То есть, при прорисовке мы должны сделать больший акцент карандашом на предметах, которые находятся ближе к зрителю.
Теперь мы удаляем ранее нарисованные невидимые контуры и вспомогательные линии.

Создаем объём натюрморта

Итак, мы расположили предметы на листе, выверили пропорции и прорисовали видимые контуры. Но наш натюрморт все еще остаётся плоским. Для создания объёма нам понадобится светотень. Ее мы создаём при помощи нанесения штриховки.

Для создания тени используйте многократное нанесение штрихов при помощи карандаша на нужную область. Линии должны быть ровными, а не хаотичными. Наносите их плотно друг к другу, но не сливайте их в однородное пятно.

Важно помнить, что на каждом этапе выполнения нужно обязательно сверять правильность исполнения с оригиналом. Подходите к композиции, внимательно рассматривайте особенности текстуры и формы. Сверяйте отдельные части натюрморта между собой и с целым, чтобы в процессе работы найти и исправить ошибки.

Но как бы ни была понятна теория, без опытного взгляда и совета профессионального педагога не получится исправить недочеты в работе и создать правильный натюрморт.

Поэтому лучше всего записаться на курс в школу-студию, и тогда вы сможете создать настоящий профессиональный натюрморт.

Похожие записи

arch-risunok.ru

Рисование натюрморта 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Рисование натюрморта

2 слайд Описание слайда:

Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт (работа над натюрмортом из знакомых предметов, например, кухонной утвари. Гелевая ручка.)»

3 слайд
Описание слайда:

В начале урока рисуем натюрморт с натуры (второй вариант -желающие могут рисовать по представлению). Повторяем понятия блик, свет, полутень, собственная и падающая тень, рефлекс с помощью плаката.

4 слайд Описание слайда:

Передаем объем предметов необычной штриховкой. Показываю на доске технику рисования. Рисунок выполняем гелевой ручкой. Нужно особое внимание и старание. Линии проведенные ручкой не уберешь, поэтому на этих уроках ученик и учитель - работают вдумчиво и старательно.

5 слайд Описание слайда:

Подобной штриховкой ученики не выполняли рисунки и в конце урока у детей получаются необычные и очень интересные работы.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-106322

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему: Рисование с натуры натюрморта,составленного из различной химической посуды.

КОНСПЕКТ УРОКА

Название предмета   Изобразительное искусство               Класс          7 - 2      Урок №    28            Дата 09.04

Тема урока: Рисунок с натуры  натюрморта, составленного из различной химической посуды (или весенний натюрморт).

Цели:

Образовательные: Дать навыки самостоятельного решения композиции  натюрморта. Дать понятие о рисунке натюрморта, как о художественном приведении. Закрепление навыков изображения предметов, расположенных на горизонтальной плоскости с учетом их пространственного положения по отношению друг к другу.

Развивающие: Развивать интерес к конкретной теме урока.

Воспитательные: Осуществлять нравственное воспитание, патриотизм, эстетика.

Место урока в системе уроков данного раздела: четвертая четверть.

Тип урока: Комбинированный урок.

Основные термины и понятия: Натюрморт, композиция, перспектива, компоновка,колба ,мензурка.

Межпредметные связи: Все предметы.

Наглядность: Плакаты, детские работы.

 

Оборудование: Альбом, карандаш.

                                

Формы работы на  уроке: Беседа, выполнить один рисунок на заданную тему.

Планируемые результаты: Выполнение  рисунка отдельных предметов  натюрморта с помощью цветной обложки тетради, фломастера и белой гуаши или замазки.

предметные: Овладевать художественными навыками. Первоначальные сведения о композиции, пропорциях, объеме.

личностные: Интерес к выполнению работы из стекла.

метапредметные: Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Универсальные учебные действия:

личностные: Воспитывать интерес преобретений новых знаний и умений.

 

регулятивные: Контроль и оценивание своей работы

коммуникативные: Умение понимать другие взгляды и интересы, использовать речевые и художественные средства.

познавательные: Умение извлекать информацию.


Этапы урока

Вид деятельности

учителя

учащихся

  1. Организация урока. (1-2 мин)
  1. Домашнее задание.
  2. Объявление темы.
  1. Основная часть. (35 мин)
  1. Беседа.
  2. Самостоятельная работа.
  1. Заключение. Сбор работ, оценить.

Запись домашнего задания: принести альбом, точилку,протой карандаш.

  1. Объявление темы: Рисунок с натуры , составленного из различной химической посуды (или весенний натюрморт). Сегодня вы нарисуете отдельные предметы и потренируетесь в передаче фактуры (стекло).

Учитель говорит, что эта работа тренировочная перед                                    натюрмортом. Листочки подписать. После урока их сдают. Давайте вспомним, как строятся предметы круглой формы.Графический показ на доске.

  1. С чего начинаем рисовать колбу ?

2.Что такое композиция?

3.От чего зависит положение листа?

  1. Что намечаем на листе?                      

3.Из каких форм состоит предмет? Как они изображаются? Что лежит в основании ? Круг имеет острые углы? А овал? У овала обе половины одинаковые или нет, если нет ,то почему? Показ на доске, как передать фактуру стекла. Там, где свет рисовать белой краской, а где тень-зеленый фломастер.Повторить. Надо нарисовать две колбы.

Показ детских работ. Самостоятельная работа. (30-35 мин)

Ответ: С композиции. Композиция–это красивое размещение рисунка на листе бумаги. Лист берем вертикально или горизонтально. Это зависит от того, какой предмет  высокий или широкий.Высоту предмета намечаем.

Снизу больше, чтобы не казалось, что предмет  падает вниз.Предмет состоит из цилиндра и конуса усеченного. Они изображаются в виде прямоугольника и трапеции.Круг,который изображается в виде овала.Нет.Овал не имеет острых углов т.к. это круг в сокращении.Половинки у овала разные т.к. одна больше которая ближе ,а другая меньше ,которая дальше. Блики рисовать белой краской. Тени рисовать зеленым фломастером. Полутени сама цветная бумага.

nsportal.ru

Пошаговый мастер-класс «Графический Натюрморт», 7 класс

Пошаговый мастер-класс.

« Графический Натюрморт»
7 класс МОУДОД «Обуховская ДШИ»

Преподаватель: Лабазина М.Г.

Цель: Создание условий для художественно-эстетического развития личности ребенка, развития художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений, навыков, учащихся в области «рисунка», составляющих фундаментальную основу для работы в различных видах искусства.
Задачи:
- Способствовать освоению «теоретических основ «дисциплины «рисунок», приобретение умений грамотно изображать графическими средствами предметы окружающего мира, с натуры и по памяти.

-Развитие навыков работы графическими материалами(шариковой ручкой),в различных жанрах Изобразительного искусства(пейзаж, натюрморт, портрет).

- Формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

-Раскрытие творческого потенциала, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
-Создание условий для развития коммуникативных, аналитических способностей учащихся, при выполнении, представлении, анализе авторских работ, при знакомстве с работами известных художников.

- Создание условий для эстетического, целостного восприятия окружающего мира.

Материал для работы:

Ватман(А2), графитный карандаш, ластик, шариковая ручка(цвет по выбору)
Техническое оснащение:

- компьютер;

- проектор;

- презентация.

Методы: словесный, обьяснительно-иллюстративный, практическая работа.

Возраст детей: 12-13лет.

1. Введение в тему.

Графика - самый древний вид изобразительно искусства, существующего и по сей день .Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костяных пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.

2 (Актуализация знаний)

гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός «письменный»; от γράφω «записывать, писать») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или белого. (слайд 3 )

Мы представим, что у художника в руке шариковая ручка. В каком виде изобразительного искусства художник может её применить?

Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Рисунок является основным видом графики. А что же является средствами рисунка(Графики)?Линии, точка, штрих, пятно.(слайд5,6)

Какими материалами пользуются художники – графики?(слайд 4)

3 Познавательная информация.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов. Один из современных технических приемов в графике, это рисунок шариковой или гелиевой ручкой. Эту технику в своих работах широко используют современные художники: Андрей Полетаев (- художник, который рисует шариковой ручкой), Самуэль Сильва(цветные гелиевые ручки), Juan Francisco Casas,и.т.д. Художник из Малайзии Винс Лоу создаёт реалистичные портеры знаменитостей расписывая свою авторучку. Но главная особенность его художеств в том, что он не отрывает ручку от листа бумаги! Это по истине шедеврально, ведь этот художник придумал свой собственный стиль рисования! Свою коллекцию портретов знаменитостей он назвал "Faces" ("Лица")

Мы начнем знакомиться с данной техникой , выполняя задание по академическому рисунку в жанре «натюрморт»

4 Ход работы.

Пошаговый мастер-класс. «Графический Натюрморт» шариковой ручкой».(слайд 7)

При работе над натюрмортом, нам понадобится приготовить рабочее место (слайд 8.)

1 Мольберт

2 Стул

3 Постановка (натюрморт)

4 Специальное освещение
5 Прикрепить лист ватмана (формат А2)

6 Приготовить ручки(цвет синий или черный)


 

1 Этап : конструктивное построение натюрморта с натуры, графитным карандашом. Компоновка изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Построение двух несущих плоскостей, грамотное построение предметов на них.

(слайд 9)

2 Этап : Штриховка шариковой ручкой. Передача освещения, объёма и фактуры. Используется разное нажатие на ручку;Штриховка в разных направлениях. Возможно использование различных линий и точек, для передачи фактуры. Работа над материальностью, передачей пространственности, освещения и взаимодействия этих элементов среды с предметами в них находящимися. Передача больших тональных отношений Светотеневая моделировка.

(слайд 10.)


3 Этап : Детализация. Передача свето-воздушной среды, усиление контраста на ближнем плане. Требование реалистичного изображения по законам «перспективы». Цельность изображения натюрморта. Максимальное завершение работы в тоне, светотеневая моделировка ,передача материальности.(слайд 11.)Графика
PPTX / 16.17 Мб


Графика
PPTX / 16.17 Мб

Источники:

http://www.liveinternet.ru/community/

http://svonok.ucoz.ru/index/natjurmort_v_grafike/0-100

http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/GRAFIKA.html

https://4tololo.ru/content/2791

http://bigpicture.ru/?p=861448

http://www.liveinternet.ru/users/3864871/post233636327/

 http://xexe.club/120912-andrey-poletaev-hudozhnik-kotoryy-risuet-sharikovoy-ruchkoy

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок изобразительного искусства "Натюрморт из геометрических тел"

Тема: «Натюрморт из геометрических тел». Изображение предметов на плоскости в пространстве простым карандашом.

Цель урока: изобразить простым карандашом линейный рисунок натюрморта; сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле; развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом. Решение в рисунке натюрморта светотени.

  • Задачи урока: Познавательные: Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.Формировать умения и навыки владения графическим материалом. Дать представление о линии (напомнить).Совершенствовать знания о композиционном решении изображения. Передать в рисунке светотеневые отношения, соответствующие отношениям в натуре.

Обращать внимание на блик, свет, полутень тень, рефлекс, падающую тень.

Развивающие:Развивать умение анализировать форму предметов. Осваивать законы изобразительной грамоты. Формировать пространственное мышление.

Воспитывающие: Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.

Ход урока.

1. Мотивационно-целевой этап. 1) Организационная часть. Проверка готовности учащихся к уроку.

2) Психол.настрой

3) Отгадайте загадки.

-Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ... квадрат.
-Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. Прямоугольник.

-Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.

-Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! Треугольник.

-Это плоские фигуры.

-Какие объёмные фигуры вы знаете?

4) Объявление темы. –Какие цели поставим на уроке?

2. Операционный этап

Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?

Куб, конус и цилиндр. К какому жанру можно отнести эту группу тел? Натюрморт. А кто даст определение натюрморта? Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.

Практическая работа.

На уроке вам нужно решить такие задачи:

  • расположение композиции рисунка;

  • перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;

  • правильная передача взаимного расположения в пространстве;

  • правильное изображение пропорций геометрических тел.

1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.

  • Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов.

  • Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.

  • Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.

  • Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.

2-й этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.

  • Сравнивать объёмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.

  • Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней.

Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр.

  • Всё построение ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.

  • Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите.

Мини-выставка и краткий анализ.

Поднимите свои рисунки для демонстрации и покажите их мне.

2) Разминка

3) Продолжаем рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.

Прт объяснении постараться запомнить порядок нанесения штриховки на рисунке. Обратить внимание на определения: свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.

Практическая работа.

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.

Возьмите мягкий карандаш 3В и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.

Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштрихуйте правую грань куба и основание цилиндра. Заштриховываем падающие тени от куба и цилиндра на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.

Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.

В верхнем ближнем углу куба усиливаем нажим на карандаш при штриховке теневой грани. На ней хорошо виден рефлекс (отражение света или цвета от соседнего предмета) от освещённой поверхности цилиндра свет отражается в тени грани куба. Такое же отражение от драпировки видно и в тени основания цилиндра.

Усиливаем самые тёмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.

  • Уточняем тона.

    Продолжаем работу над фоном и усиливаем собственные и падающие тени. Определяем самые тёмные места в натюрморте. Мягким карандашом 4В, углубляя тон, показываем их.

  • Заканчиваем работу над серой поверхностью.

Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, мало заметны, поэтому их нужно обозначить лёгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.

Немного высветлим фон над цилиндром. Готовый рисунок.

4) Итогу урока. Выставка и оценка работ.

За несколько минут до звонка собрать работы и магнитами прикрепить их к классной доске. Заслушать комментарий детей по выполненным работам. Дать им возможность оценить работы своих одноклассников.

3. Этап рефлексии.

infourok.ru

Как нарисовать натюрморт углем поэтапно

Осязание помогает нам воспринимать различные качества предметов: гладкость и шероховатость, твердость и мягкость, сухость и влажность. Наша цель – передать эти тактильные ощущения на рисунке.

„Дайте слово вашему рисунку – возможно, он подскажет вам такие способы рисования, о которых вы никогда бы и не подумали”.

Конечно, в отличие от настоящих, нарисованные предметы не потрогаешь и не возьмешь в руки. Поэтому нужен исключительно визуальный способ передачи осязательных ощущений. Несмотря на кажущуюся сложность этой задачи, она вполне выполнима. В самом деле, не надо прикасаться к фарфоровой чашке, чтобы понять: она твердая и хрупкая. Тонкий фарфор – гладкий, изящный, блестящий; он выглядит твердым и хрупким. Передайте это на рисунке, и зритель «почувствует» изысканность изображенной чашки так, будто держит ее в руках!

Очень важен в этом случае выбор принадлежностей для рисования. Я остановился на угле и белом восковом карандаше Conte. Уголь передаст темные и средние тона, а более светлые тени «изобразит» серая бумага. Карандашом же мы нарисуем отблески, благодаря которым предметы будут выглядеть твердыми.

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

  1. серая оберточная бумага формата А2
  2. несколько угольных стержней разной толщины
  3. белый восковой карандаш Conte 2В
  4. мнущаяся резинка (клячка) и хлопковая ткань
  5. фиксирующий раствор или лак для волос (без блесток)

Композиция.
Выберите несколько твердых предметов. Расположите их в произвольном порядке и посмотрите на композицию под разными углами. Попробуйте поменять предметы местами, повернуть другой стороной, заполнить свободное пространство.
Обратите внимание на общие очертания композиции. Не расставляйте предметы симметрично – это неинтересно, лучше немного сместите некоторые из
них.

1 Рисуя от плеча, наметьте основные очертания (они могут быть достаточно небрежными). Руководствуйтесь тем, что вы уже знаете о свете и тенях. Взгляните на композицию – источник света находится вверху и перед ней. Поэтому тени располагаются практически по центру, под предметами.

2 Прищурьтесь, чтобы оценить тона предметов. В нашем случае тарелка выделяется на темном фоне. Ее оттенок приближается к серому цвету бумаги, поэтому я просто очертил диск фоновой штриховкой, положив угольный стержень на бок, чтобы работа шла быстрее.

3 Посмотрите на оловянный кувшин. Он состоит из нескольких эллипсов. Обратите внимание, что я нарисовол полные эллипсы, как будто кувшин прозрачен, хотя на самом деле мне не видно его дальняя сторона. Советую так же поступить и вам: этот прием облегчает геометрическое построение рисунка. Постарайтесь в точности передать изгибы ручки и носика кувшина.

4 Горлышко лежащего на боку глиняного кувшина напоминает изумленно раскрытый рот. Хотя кувшин достаточно массивен, зритель видит в основном только пустоту внутри него. Поэтому внутреннюю часть кувшина изобразите с помощью эллипсов. А его вес передаст толщина ободка и носика.

5 Преимуществом угля является то, что он легко стирается мнущейся резинкой и даже пальцем. Благодаря этому рисунок получается более живым и непосредственным. Орехи, которые я слегка наметил в начале работы, требуют дальнейшей прорисовки, но, заметьте, не детализации – этим мы займемся позже. Фоновой ткани я уделил не меньше внимания, чем гранатам и орехам на первом плане

.

6 Постоянно возвращайтесь к элементом композиции, поправляя их по ходу работы. Ручку глиняного кувшина нелегко нарисовать правильно, так кок мы смотрим на нее сверху. Зато если у вас это получится, все изображение станет более правдоподобным. Представьте, что ручка – это полоска глины, свернутая, как лента. А теперь попробуйте изобразить ее изнутри. Обратите внимание, что в том месте, где ручка соприкасается со столом, линии более толстые. Ток создается впечатление, что кувшин лежит на твердой поверхности.

7 Не бойтесь использовать по ходу работы пальцы – самую универсальную принадлежность для рисования. Тем более что их потом можно вымыть! Закрашивая большие участки бумаги, мы клали стержень на бок. И вот теперь пришло время растушевать этот слой пальцами. Старайтесь передать мягкость бархатного фона, а также светлые и темные оттенки в складках ткани

 

Совет.
Соблюдаем чистоту
Углем легко и интересно работать, в то же время он очень пачкается. Если у вас нет желания долго и нудно отмывать руки от въедливой угольной пыли, оберните стержень фольгой. А вместо того чтобы растушевывать рисунок пальцами, используйте ватную палочку или торшон. Наконец, все кусочки угля, упавшие на пол, нужно сразу подмести, чтобы не растоптать их!


8 Когда все предметы займут свои места, пройдитесь по рисунку чистой хлопковой тканью. Изображение станет бледнее, но ток и было задумано! Теперь, когда рисунок вдруг «отступил» назад, вам будет намного легче переоценить тона, свет и тени.

 

9 Обратите внимание на светлые тона -не на самые яркие отблески, а, скажем, на мягкое сияние оловянной тарелки и отражение света от разрезанных и целых гранатов. С помощью резинки сотрите уголь на поверхностях этих предметов там, где необходимо: серый цвет бумаги создаст нужный тон. Представьте, что вы рисуете резинкой, а не просто стираете.

10 Мне хотелось немного детализировать поверхность разрезанных гранатов. Легко перекатывая заостренный конец угольного стержня по бумаге, я наметил гранатовые зерна насыщенными штрихами. Кстати, эти штрихи были открыты мной в результате многочисленных экспериментов. Но, возможно, вы придумаете свой способ для изображения гранатовых зернышек.

 

Орехи, гранаты, оловянная посуда и керамический кувшин оказались прекрасными моделями.

Хотя цветовая палитра этого натюрморта очень богата – как на картинах старых голландских мастеров, – мы сосредоточили свое внимание на фактуре предметов. Итак, отложим в сторону уголь и возьмем белый восковой карандаш Conte.

11 Отсветы на керамическом кувшине неодинаковы по яркости. Так, тонкий и четкий отсвет на ободке, носике и ручке создает контур предмета. Изобразите его уголком воскового карандаша. На коричневой части кувшина светлое пятно выглядит более рассеянным. Это место легонько заштрихуйте.

12 Если отсветов очень много, они привлекают внимание не к рисунку в целом, а, так сказать, тянут одеяло на себя, поэтому будьте с ними осторожны.
Обратите внимание: небольшие блики, нарисованные белым карандашом, не только передают фактуру предметов, но и подчеркивают их форму. Легкое прикосновение карандаша к грецким орехам на первом плане – и вот они уже смотрятся более выразительно, чем остальные элементы композиции.
Стараясь передать фактуру предмета, обычно обращают внимание на то, как отражается от его поверхности свет. У нас наиболее твердый предмет – керамический кувшин, поэтому он дает самые яркие отсветы. Оловянная посуда мягче даже на вид, и отсветы на ней более приглушенные. Однако, пытаясь оценить твердость предметов, не стоит полагаться исключительно на блеск. Грецкий орех с его матовой поверхностью явно тверже, чем мягкий гранат с блестящей кожурой, и в этом случае твердость ореха передает бугристая скорлупа.

13 Используйте те приемы, которыми вы уже владеете. Особое внимание уделяйте свету, оттенкам и тени. Взгляд зрителя должен проникать в глубь рисунка, скользя от грецких орехов к разрезанному гранату, затем к целому, потом к оловянному кубку и кувшину, тарелке на втором плане и, наконец, «к удивленно раскрытому рту» керамического кувшина – самому темному тону на рисунке (создается впечатление, будто протянешь руку – и она окажется в кувшине!).
Уголь и восковой карандаш легко стираются, поэтому не забудьте закрепить рисунок фиксирующим раствором.

 

Источник: журнал "Полный курс Рисунка и живописи";

Метки: натюрморт

Понравился урок? Поделись с друзьями в соц сетях!

linteum.ru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x