Уроки рисунка — Тон и тональные отношения
В рисунке мы встречаемся с такими понятиями как «тон» и «тональный масштаб». Дадим вначале определения этих понятий.
Тон – светосила, которая зависит от освещения, собственной окраски предметов, степени их удаленности от наблюдателя.
Тональный масштаб — передача света, тени, полутонов пропорциональная тому, что мы наблюдаем в натуре. Создание тонального масштаба (тональной шкалы) необходимо т.к. художественные средства для передачи натуры (бумага, холст, карандаш, уголь, краски и др.) имеют значительно меньший диапазон темного и светлого, чем сама натура.
На занятиях рисунком нам необходимо научиться определять самый светлый тон в постановке, самый темный тон и средний тон. Но у нас нет средств, чтобы передать всю полноту и разнообразие тонов. Самый светлый блик мы не можем сделать белее, чем бумага, а самую темную тень — темнее, чем карандаш или уголь. Поэтому мы будем учиться выстраивать параллельную тональную шкалу. Что это значит? Поясню на примере.
А нам надо увидеть в ней не цвет, а только тон. Этого до какой-то степени можно добиться, если смотреть сильно прищуренными глазами.
Теперь посмотрим, какой тональный диапазон мы сможем использовать. Определим самое светлое и самое темное из доступных нам средств. Потом найдем средний тон между ними. После этого найдем промежуточные тона между средним и светлым и между средним и темным. Всего пять тонов.
Исходя из этой тональной шкалы мы можем получить такой рисунок:
Это самая простая, базовая тональная шкала. Однако она может трансформироваться в зависимости от используемых материалов и от задачи.
Тогда рисунок будет выглядеть вот так:
Или в сторону темных тонов:
Вот как изменится наш рисунок:
На занятиях рисунком мы добиваемся того, чтобы тональная шкала именно выстраивалась, а не пассивно срисовывалась. И этот навык необходим не только в рисунке, но и в живописи, и в композиции.
art-exercises.ru
Тон и рисунок. Урок определения тона в живописи на artatac
Здравствуйте читатели сайта artatac.ru. Тон и рисунок это важная часть в обучении живописи. Без этих знаний, что либо вменяемое нарисовать не получится, и сейчас я попробую это вам объяснить.
Ранее в уроках рисунка мы обращали внимание на свет, тень блик на одном предмете, источник света… Но вы, наверное, знаете что рисунок, или пейзаж, или натюрморт состоит более чем из одного предмета.
Значит, нам нужно как то расположить эти предметы на полотне. Ну, если говорить языком музыканта, задать звучание каждому отдельному предмету.
Само слово ТОН из греческого означает ЗВУЧАНИЕ. Если оглянуться вокруг, то мы можем заметить, что предметы вокруг нас имеют разную плотность. Это и необходимо нам отображать на рисунке. Посмотрите рисунок «Красивые цветы».
Нашему глазу будет легче не потеряться на рисунке, если каждый из предметов будет иметь свою тональность. Ну ладно хватит болтать вокруг да около, давайте проиллюстрируем сказанное.
Определение тона рисунка по картине Валлотона
Лучше всего это можно посмотреть на натюрморте. Давайте разберем это на примере картины Ф. Валлотона «Натюрморт с большим кувшином» (1923).
«Натюрморт с большим кувшином» (1923)
А теперь для лучшего восприятия сделаем этот рисунок черно-белым. И обратите внимание, что каждый предмет имеет свой тон или свое звучание.
Мы с вами знаем, что куриные яйца белые, но на данном примере они темнее, по отношению к белой салфетке, и поэтому не сливаются с ней. Даже между собой яйца имеют небольшое тоновое различие, как и помидоры.
Если сделать тоновую карту рисунка это будет выглядеть так. Смотрим картинку внизу:
1. Салфетка
2. Яйца
3. Тыква
4. Помидор
5. Пол
6. Кувшин
7. Баклажан
Салфетка самая светлая, но не белая. Поэтому у нас остается еще тон для блика, который самый светлый ( как мы уже знаем. Учили, проходили…).
В уроках рисунка куба отмечалось, что собственная тень темнее света и это так. Но это касается каждого предмета в отдельности.
Если предметы сравнивать, между собой, то можно заметить, что свет (не путать с бликом) на помидоре темнее, чем собственная тень на яйце. А свет (не путать с бликом) на баклажане темнее собственных теней яиц, помидоров, тыквы, кувшина. То есть мы должны работать (рисовать) в рамках тоновой карты нашего предмета. Если у нас 7.Баклажан темный то мы не должны выходить за рамки этого тона.
Когда приступаем к рисунку с натуры, необходимо определять какой предмет темнее, а какой светлее. Советую смотреть, немного прищуриваясь, для определения светлоты. И при рисунке натюрморта нажимом карандаша можно регулировать тональность. Рисуя, постоянно сравнивайте предметы между собой, чтобы не увлечься и не зайти в тон другого предмета.
Так же уместно будет отметить и закон воздушной перспективы. Это больше заметно на пейзаже. Темный предмет на горизонте будет светлее и менее четкий, чем предмет на переднем плане. Ну, я думаю это не высшая математика, и так понятно.
artatac.ru
Тональная растяжка в цветах — Уроки рисования карандашами и пастелью
Привет! Многие наверняка знают термин — тональная растяжка в живописи или рисовании. Кто-то может быть даже проделывал раньше какие-либо упражнения с тональной растяжкой. Для тех, кто не в курсе, кратко поясню, тональная (иногда называют — тоновая) растяжка — это разбивка одного цвета на несколько тонов, например, от самого светлого тона до самого тёмного. Наиболее распространён способ, когда тональную растяжку выполняют по горизонтали, в нарисованных друг за другом прямоугольниках. Такое упражнение помогает прочувствовать тон цвета, при его периодическом выполнении улучшается контроль нанесения тона карандашами. В случае кисти добавляется навык работы с цветом, т.к. различные тона будут получаться смешиванием белого или черного цвета с основным цветом. Так как прямоугольники рисовать не очень интересно, я предлагаю вам нарисовать цветы с применением







Похожие записи
Вконтакте
Google+
aniop.ru
Как правильно рисовать карандашом светотень и тон
Краткое описание: Для того чтобы Ваш рисунок был правдоподобным необходимо в первую очередь освоить роботу по светотени и разобраться в градациях тонов. Опытный художник, виртуозно владеющий карандашом, на примере яблока продемонстрирует основы работы со светом и тенью.
Именно отображения света на нарисованных объектах придает им объем и делает нарисованное на белом листе изображение более правдоподобным. Важно уметь прорисовывать игру тени и света как на изображаемом предмете в нашем случаи яблоке. Так и рисовать тень, которую отражает прорисованное яблоко. Воспользуетесь советами автора видео ролика и создавайте красивые рисунки.
Длительность: 9:38
Просмотров: 6 508
Добавлено: 2014-07-09
Цитата по теме:
Когда я попаду на небо, первый миллион лет я буду рисовать. Уинстон Черчилль ©
Сейчас смотрят другие пользователи:
Оставляйте комментарии на русском языке, делитесь ссылкой, слушайте бесплатно!
У нас на сайте Вы можете найти видео «Как правильно рисовать карандашом светотень и тон», а также смотреть онлайн от начала и до конца. Все ютуб ролики из категории «Уроки рисования карандашом» в хорошем качестве, без вирусов. Учитесь на дому с помощью наших обучающих курсов.
Если у вас возникают проблемы с воспроизведением, то пожалуйста, воспользуйтесь этой ссылкой.
videosik.com
Рисунок
В основе любого изображения лежит рисунок: контурный или светотеневой. Рисунок является фундаментом для всех изобразительных искусств как с точки зраения обучения, так и с точки зрения создания конечных произведений искусства. Что же такое рисунок?
- Рисунок
- Рисунок — это изображение на плоскости, нанесенное посредством графики. В контексте художественного творчества рисунок рассмастривается, как изображение, созданное вручную с использованием линий, штрихов и пятен, выполненное в двух цветах (например, черное изображение по белой поверхности) или в большем, но ограниченном количестве цветов, и созданное посредством графических материалов таких, как карандаш, мелок или их аналогов.
В связи с основополагающей ролью рисунка в создании изображений к обучению рисунку следует подходить основательно и последовательно.
Обучение рисунку

Инструменты для рисования
Для начала следуется запастить простым карандашом, бумагой и ластиком. В последствии также могут понадобиться планшет для рисования и мольберт.
Бумагу на первых порах можно использовать любую. При выборе карандашей нужно обратить внимание на их твердость. Следует также позаботится о заточке карандашей. Можно выбрать для этого специальные точилки или острые ножи. Ластики лучше выбирать мягкие со скошенным одним из углов. Следует внимательно выбирать инструменты для рисования. Подробнее…

Как научиться рисовать карандашом
В самом начале лучше всего учиться рисовать простым карандашом, постепенно переходя от базовых схемотичных и фантазийных рисунков к рисованию с натуры. Затем можно попробовать различные графические техники: уголь, пастель, цветные мелки, афорт, гравюра, леногравюра. Подробнее…

Линия, штрих и тон в рисунке
Азами рисунка являются линия и штрих. В данном случае под линией подразумевается видимый контур объекта и умение точно перенести его на плоскость. Штрих же — это способ нанесения тона для получения светотеней в рисунке. Отработке навыков линейного рисунка и штриховке следует уделить определенное время, так как именно они позволяют правильно научиться рисовать карандашом или любым другим графическим материалом. Подробнее…

Перспектива
С детства мы привыкли к тому, что предметы, находящиеся ближе к нам, всегда больше тех, которые находятся вдали от нас. Именно такое явление и описывают законы перспективы. На законах перспективы строится дальнейшее изучение рисунка и для того, чтобы максимально их освоить, следуется выполнить упражнения по анализу картин или фотографий на предмет наличия в них перспективы. Подробнее…

Светотень
Если законы перспективы позволяют грамотно построить объекты в рисунке, то добавление светотени в рисунок делает его реалистичным. Светотень делает визуально объемными предметы в рисунке и позволяет отобразить падающий на предметы свет, а также собственные и отбрасываемые тени предметов. Светотень лучше всего учиться изображать на схемотично нарисованных простых формах, построенных с учетом перспективы. В рисунке желательно отобразить источник света для лучшего понимания того, как распространяются световые лучи. Подробнее…

Рисование объемных фугур
После освоения основ рисунка следует научиться рисовать простые объемные фигуры: кубы, пирамиды, шары. Важно !!! Именно на простых фигурах отрабатываются азы построения всех сложных форм, а также навыки работы с перспективой и светотенью. Полученные при этом навыки имеют прямое влияние на результаты в сфере живописи. Подробнее…

Натюрморт
За рисованием простых объемных фигур следует приступить к рисованию натюрмортов, где есть 2-3 предмета и драпировка (большой кусок однотонной ткани). В этом случае отрабатываются навыки видеть взаимозависимости между предметами, рисовать предметы с учетом перспективы и отображать светотени. Подробнее…

Интерьер
Рисование интерьера является логическим продолжением рисования натюрморта, так как последний является частью интерьера. В рисовании интерьера оттачиваются навыки перспективных построений. Больший акцент в интерьере по сравнению с натюрмортом делается на обобщении деталей и пространственно-воздушной среде. Подробнее…

Человек
В процессе обучения рисованию человека в идеале пройти путь от изучения пластической анатомии и канонов человеческой красоты, через рисование скелетов и классических статуй, до академического рисунка людей с натуры. При этом наиважнейшим инструментом в рисовании человека являются кратковременные наброски. Подробнее…

Пейзаж
Излюбленной темой художников и покупателей картин всегда был и есть пейзаж. Однако, когда мы говорим пейзаж, то чаще всего представляем природу: леса, поля, горы и т.д. Пейзаж же включает в себя и так называемые индустриальные, а также городские и сельские мотивы. Подробнее…
Анималистика
Совершенно обособленно стоит жанр анималистики — рисование животных. Для грамотного рисования животных важно изучать их анатомию и повадки поведения. При чём, каждый отдельный вид животных следует изучать отдельно. Огромную роль при рисовании животных играют короткие и длительные наброски животных с натуры.
xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai
«Мастер-класс по тональному рисунку карандашом»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
Методическая разработка задания по учебному предмету рисунок
на тему:
«Мастер-класс по тональному рисунку карандашом»
Работу выполнил: Заведующий художественного отделения Пастушенко Кирилл Борисович
+79603795231
г. Ульяновск
2016 г.
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по рисунку для учащихся 2-х классов художественного отделения, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
Возраст учащихся: 12-14 лет.
Время проведения: 2 занятия по 3 урока, 1 урок = 40 минутам
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: практическое занятие с элементами беседы или беседа с элементами практического занятия, мастер класс
Методы: словесно-наглядный, практический, диалог.
Цели:
воспитательная
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, стремление к творчеству.
развивающая
Развивать образное мышление, зрительную и моторную память.
дидактические
Научить детей с помощью понимания тона правильно выстраивать композицию изображения и передавать её тонально-эмоциональное состояние.
Формировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств передачи пространства и композиции изображения.
Задачи:
Научить с помощью передачи тона правильно выстраивать композицию изображения и передавать её тонально-эмоциональное состояние.
Побудить детей к самостоятельному анализу ведения работы.
Оборудование для педагога: наглядные пособия, выполненные педагогом, карандаши разной мягкости, ластик, точилка.
Оборудование для учащихся: карандаши разной мягкости, ластик, точилка.
ПЛАН УРОКА
№ | Этап | Время | ||
1- занятие | ||||
1 | Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку) | 5 минут | ||
2. | Сообщение темы и целей урока | 5 минут | ||
3 | Теоретическая часть: изучение нового материала, ознакомление учащихся с новыми понятиями, правилами:
| 15 минут | ||
4 | Практическая часть: выполнение работы | 55 минут | ||
5 | Перерыв | 10 минут | ||
6 | Практическая часть: выполнение работы в технике акварельной графики | 40 минут | ||
2-е занятие | ||||
1 | Практическая часть: выполнение работы | 80 минут | ||
2 | Перерыв | 10 минут | ||
2 | Подведение итогов: просмотр работ и обсуждение | 40 минут |
КОНСПЕКТ УРОКА
Организационная часть
— Здравствуйте ребята. Давайте проверим, все ли у нас сегодня присутствуют на занятие (проверка отсутствующих).
Проверка готовности к уроку.
— Скажите, у всех ли есть на столах все необходимые принадлежности для урока? Карандаши разной мягкости, лист бумаги формата А3?
— Сегодня мы приступим к выполнению тонального рисунка с помощью такого графического материала, как карандаш. Но сначала мы должны ознакомиться с некоторыми правилами и особенностями выполнения тонального рисунка на примере натюрморта.
Теоретическая часть
1) Композиция натюрморта
Чтобы приступить к изображению чего-либо на формате листа, необходимо иметь четкое представление о том, где это будет располагаться и какого оно будет размера по отношению к листу, то есть необходимо изначально попытаться увидеть, как ваш лист будет организован, сколько места будут занимать предметы, а сколько пустые места – это и называется композицией. В понятие композиция входит множество правил, таких, как равновесие, ритм, композиционный центр, мотив и так далее, но для компоновки натюрморта существует два особых правила:
От нижнего края листа до начала предмета расстояние должно быть больше, чем от самой верхней точки предметов до верхнего края листа (снизу места больше, чем сверху).
Расстояние от боковой крайней точки предметов до бокового края листа зависит от расположения источника света и силы освещения. Если источник света смещен сильно в бок, то все предметы как бы должны немного сместиться в противоположную сторону, и чем сильнее сила света, тем сильнее предметы смещаются, но не более чем на полтора отрезка с противоположной стороны. Таким образом, если освещение работает по середине над постановкой, то и расстояния по бокам будут близки к одинаковым.
Крайние точки всех предметов образуют определенную форму – общую массу всех предметов. Все предметы в натюрморте могут образовывать фигуру близкую геометрической, например треугольник или ромб, а может быть и квадрат.
2) Тональное состояние
Говоря о тоне, впервую очередь мы должны иметь ввиду светлое и темное. Здесь работает такой закон композиции, как преобладание тона. В любом изображении должно преобладать либо светлое, либо темное, иными словами светлого и темного, в равном количестве, в изображении быть не может. Таким образом, преподаватель, который ставит постановку, должен учитывать этот закон. При работе с тоном всегда необходимо помнить о том, какой это предмет относительно всей постановки светлый или темный и стараться сохранять это впечатление. Собственный тон предмета называется его локальным тоном.
3) Свет и тень
Весь объем на предметах виден лишь благодаря свету. Разные плоскости, принадлежащие предметам, находящиеся под разным углом по отношению к свету, образуют разный тон. Плоскость одного предмета, в которую лучи света упираются, будет явно светлее, чем плоскость этого же предмета по которой лучи света скользят. Так свет на предметах будет состоять из:
Блика (отражение источника света)
Прямого света
Скользящего света
А тень из:
Переломного момента ( Место начала собственной тени. (Обычно оно более темное).
Рефлекса (Свет отраженный от поверхности, и видимый лишь в теневой части предмета).
Тени падающей (тень, которая падает от предмета).
Практическая часть
1-е занятие
Шаг 1 Компоновка
Спомощью тонкой линии намечаем расположение общей массы по правилам компоновки.
Шаг 2 Построение
Выполняем построение предметов и отрисовку плоскостей стола в месте с драпировками.
Объявляется перерыв 10 мин
Шаг 3 Тональный разбор
Тональный разбор необходимо выполнять локально ( т.е. одним тоном) от самого светлого предмета к самому темному , при том выполнять штрих следует привязывая его к форме, тем самым меняя его направление.
2-е занятие
Шаг 4 Тень
Отделяем тень собственную и тень падающую от света, стараясь сохранить изначальное направление штрихов. Тень собственная закрывается тоном рефлекса.
Шаг 5 Разбор теней
Разбор теней необходимо начинать с теней собственных, от самого светлого предмета, вводя переломные моменты и плавные переходы к рефлексам. Следует отметить, что в теневых частях предметов могут присутствовать дополнительные тона, например такие как отражение, они будут называться нюансами.
Объявляется перерыв 10 мин.
Шаг 6 Разбор света
Заключительным этапом будет разбор световых участков натюрморта. Его также следует начать от самого светлого предмета и перемещаться к самому темному. В световых участках так же присутствуют различные переходы и растяжки, они называются полутонами.
При выполнении работы с натуры, воспитывайте в себе внимательность, ведь реалистичность изображения зависит не только от вашего анализа изображаемого и разных правил, но и от вашего восприятия окружающего мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методическая разработка составлена на основе рабочей программы «Рисунок», предназначена для проведения урока по рисунку для учащихся, обучающихся по общеразвивающим программам. Разработка так же может быть использована для обучения детей по дополнительным предпрофессиональным программам, для дополнительного обучения взрослых.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
— овладение терминологией: общая масса, локальный тон предмета, тень собственная, тень падающая, рефлекс, блик, свет прямой, свет скользящий, полутон, нюанс .
— овладение ключевыми понятиями: компоновка, тональный разбор, свет и тень.
— овладение умением грамотно организовать композицию пространства листа, изобразить натюрморт карандашом, соблюдая правила композиции и передачи пространства и тона.
— ознакомление с техникой карандашной графики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное.- М.: «Советская Россия»,1961, 84 с.
Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: «Просвещение»,1987, 176 с.
Художникам.ру [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/index.html
Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. — Минск: Харвест, 2010
5.Основы академического рисунка. Н.Ли.- Москва, изд. Просвещение, 2006
kopilkaurokov.ru
Творчество Элли — Мастер-класс по рисованию фона цветными карандашами.
Мастер-класс по рисованию фона цветными карандашами.
Для начала предлагаю определиться, что и чем мы будем рисовать.
Любой карандашный фон – это наслоение нескольких цветов карандашей. Взгляните на чистое летнее небо: даже если кажется, будто оно исключительно голубое, в нем все равно присутствуют оттенки: от лазури до васильковой синевы. Чем ближе к горизонту, тем небо светлее, при этом меняется не только интенсивность цвета, но и оттенок. Закатное небо приобретает целый спектр новых цветов. Ночное в реальности так же светлеет на горизонте, а в звездные туманности можно впихнуть, наверное, всю палитру карандашей!
В идеале в любом фоне должно быть как минимум три цвета.
Давайте определимся с карандашами. Речь пойдет о профессиональных марках…
Читать далее
Мастер-класс по рисованию фона цветными карандашами.
Для начала предлагаю определиться, что и чем мы будем рисовать.
Любой карандашный фон – это наслоение нескольких цветов карандашей. Взгляните на чистое летнее небо: даже если кажется, будто оно исключительно голубое, в нем все равно присутствуют оттенки: от лазури до васильковой синевы. Чем ближе к горизонту, тем небо светлее, при этом меняется не только интенсивность цвета, но и оттенок. Закатное небо приобретает целый спектр новых цветов. Ночное в реальности так же светлеет на горизонте, а в звездные туманности можно впихнуть, наверное, всю палитру карандашей!
В идеале в любом фоне должно быть как минимум три цвета.
Давайте определимся с карандашами. Речь пойдет о профессиональных марках, т.к. детские карандаши со скрипом дают в лучшем случае два-три слоя, после чего намертво «запирают» бумагу: на ней уже ничего не нарисуешь. Профессиональные в этом плане предлагают миллион возможностей, хотя опять же многое зависит от марки. Твердые карандаши: Irojiten, Derwent Artists, Lyra Rembrandt Polycolor– хороши в прорисовке мелких деталей и светлых полупрозрачных фонов; ночное звездное небо ими рисовать я бы не стала (хотя Лира, пожалуй, является чем-то средним по твердости). Мягкие: Derwent Coloursoft, Polychromos от Faber-Castell, Cretacolor Marino и, конечно, любимые многими Prismacolor – отлично подойдут для ярких и темных фонов. Вообще, мягкие карандаши при легком касании с бумагой дают зернистый слой, которому требуется хороший блендер (и не факт, что из этого выйдет что-то путное).
Пример можно наблюдать на данном скане. Отчетливо видна зернистость. Правая часть тестовой полоски размыта блендером от Derwent, но на самых светлых участках он оказался бесполезен.
Итак, для светлых фонов берем что пожестче, для темных – помягче.
Поскольку среди раскрасок огромное количество любителей ярких и мягких карандашей, для данного МК выбрала карандаши Coloursoft.
1) Давайте попробуем самое простое – заливку неба. Для этого возьмем три цвета.
Начинаем с самого светлого. Отступим немного от линии горизонта и начнем закрашивать фон (штриховка параллельно линии), регулируя нажим на карандаш от самого слабого до более интенсивного. При этом ни в коем случае нельзя оставлять четкую границу сверху, т.е. ваша заливка должна быть одинаково размыта как у линии горизонта, так и вверху – там, где будет наложение нового цвета. Взгляните на типичные ошибки. В первом случае цвета не перекрывают друг друга, т.е. нет размытой верхней границы. Во втором размытая верхняя граница есть, но каждый новый цвет начинается намного выше, чем положено. В результате видны белесые полосы.
Я заостряю на этом внимание, т.к. на правильном смешении цвета построена вообще любая работа с карандашами. Сделали плавный переход – получили красивый рисунок.
А вот так должна выглядеть правильная заливка.
Первый цвет – нежно-голубой (C340). Отступить от горизонта и двигаться сначала от светлого к интенсивному, а затем обратно – к светлому.
Добавляем следующий цвет (C330). Обратите внимание, где начинается его самый светлый тон. Нижняя карандашная линия – начало следующего цвета. Верхняя – конец предыдущего.
Итого, голубой у нас использован вот здесь, на рисунке цифра 1.
Смотрите дальше. Здесь уже использован второй цвет, видны его верхняя и нижняя границы. А также показано место, где планируется применение третьего цвета.
Наконец, закрашиваем оставшееся место третьим цветом (C320). Теперь наше небо выглядит вот так.
Правило размытых границ применимо не только тогда, когда мы рисуем полосы от темного к светлому, но и при рисовании любого пятна: круглого, овального, извилистого – любой формы.
2) Давайте теперь попробуем сделать более сложную заливку из нескольких оттенков и разных форм. Вот наши используемые карандаши.
Для начала светло-песочным (C580) цветом заливаем левый верхний угол листа, чуть вытягивая его вправо.
Далее добавляем желто-зеленый (C450). Сначала размытой круговой полосой, а затем затемняем тон – местами, где хочется. (Карандашная линия на рисунке – примерная граница окончания песочного цвета).
Следующий этап – добавление третьего цвета. Можно добавить тот же песочный, как я сделала это слева (заметьте место, где было белесое пятно между затемнениями желто-зеленого). А можно ввести следующий цвет – в моем случае это серо-зеленый (C390). Все зависит от того, в какую гамму вы собираетесь уходить. Я предполагаю уйти в цвет морской волны – соответственно, нужно продумать переходные тона от песочного к морскому.
Уже сейчас видно, что заметно провисает песочно-желтый – самый первый наш цвет. В середину так и просится пятно потемнее. Усиливаем здесь песочный тон – получается хорошее такое желтое пятно. Чуть добавим по нижнему краю зелено-желтого, чтобы не было резкой границы внизу, и вот смотрите: уже вырисовывается что-то интересное.
Теперь в глаза бросается белое пятно слева – его тоже заполним песочным цветом, а по нижнему краю добавим зелени. Вот что получилось.
Вернемся к нашему серо-зеленому цвету, на котором остановились (С390).
Вообще, желательно, чтобы кончик карандаша был сточен наискосок под углом примерно 45 градусов и имел такую круглую площадку. Тогда каждый штрих будет получаться широким и размытым. Если карандаш заточен остро, лучше сточить его немного о лист для палитры (ни для кого не секрет, что такой листик для пробы карандашей всегда должен быть под рукой?).
Штриховать можно (и нужно) в разные стороны.
Вот пример того, как может наноситься штриховка: что называется, кто в лес, кто по дрова. Заметьте, что чем больше наслоений вы делаете, тем глубже становится цвет и тем больше у нас появляется новых оттенков.
Итак, плоским сточенным грифелем наносим на бумагу несколько размытых пятен.
Первый, желтый, добавлять смысла уже нет – он остался на «предыдущем уровне», а вот второй желто-зеленый (С450) пока еще можно. Он у нас как бы вклинивается в серо-зеленый. Не бойтесь штриховать поверх другого цвета: смешение цветов даст глубину. Очень аккуратно, постепенно углубляя цвет штрихуем до тех пор, пока белесые пятна на бумаге не начнут исчезать под слоем карандаша.
Двигаемся вниз, штриховка серо-зеленая (С390). Можно закрыть довольно большую часть площади. Прямо поверх – желто-зеленые пятна.
Добавляем последний – морской (С380) – цвет в наш фон. Обратите внимание, что штриховка направлена в разные стороны. Здесь я сделала это довольно грубо – для наглядности, – но при рисовании старайтесь не допускать таких отрывистых, резких штрихов: в дальнейшем их будет трудно замаскировать. Старайтесь, чтобы всегда получались размытые туманности.
Теперь моя задача, во-первых, сгладить штриховку (будь она чуть аккуратнее ,более размыта, делать этого не пришлось бы, а так – лишняя работа). А во-вторых, надо добавить предыдущий цвет. Он как раз хорошо сгладит грубые штрихи. Поскольку тон у нас уже довольно насыщенный, давить на карандаш придется серьезно. Итак, закрываем прорехи между штрихами.
Как видите, низ и верх фона между собой не очень взаимодействуют, нужно влить одно в другое, т.е. низу добавить верхний тон, а верх немного подкрасить нижним. Добавим глубины всем серо-зеленым (С390, третий цвет) пятнам, которые есть на нашем рисунке.
А теперь подкрасим низ вторым – желто-зеленым – цветом. И пройдемся пятнами вверх совсем темным – морским – вплоть до самого верха, чтобы не было ощущения разорванности низа и верха. Понимаю, что сходу это звучит не совсем понятно. В общем, в низ – зелени, в верх – синевы!
Таким образом, путем наложения пятен, можно создавать самые разнообразные фоновые эффекты. Добавляйте пятна поверх уже нарисованного (карандаш едва касается бумаги; где нужно будет нажать сильнее, вы почувствуете сами) там, где эти пятна сами просятся: например, там, где недостаточно интенсивно наложен предыдущий цвет.
Есть желание превратить рисунок в звездную туманность? Возьмите остро заточенный ластик (а лучше ластик в карандаше) и нанесите несколько точек в самых светлых местах рисунка. Можно использовать гелевую ручку, но ластик позволит делать точки размытыми, сияющими. Никто не мешает потом добавить и более четкие точки ручкой.
Вот что получается с помощью ластика в карандаше.
И последнее замечание. Важное. Готовый фон должен быть гладким. Рисуйте до тех пор, пока видите зернистости, белесые прорехи бумаги, лишние или слишком грубые штрихи. Пробуйте растушевывать блендером, а лучше – чуть более светлым тоном или даже белым карандашом (желательно твердым).
3) Давайте попробуем еще что-нибудь в качестве закрепления.
Я взяла первую попавшуюся коробочку карандашей Irojiten – глубокие тона 1. И задалась целью смешать их все в одном фоне. Как выяснилось, три последних карандаша оказались лишними, т.к. фон стал получаться осенним. Поэтому я их выкинула с фото: согласитесь, синий, фиолетовый и серый тут ни к селу ни к городу.
Итак, начинаем с одного цвета. Я взяла третий D-3, т.к. не представляла, что вообще буду рисовать, и следующий за ним D-4, и нанесла вразнобой несколько штриховых пятен в правый верхний угол листа (лист тестовый, 10 на 10 см).
Добавила D-6.
И промежуточный D-5. То есть пошла по гамме: коричневый переходит в охру, охра – в желто-зеленый, желто-зеленый – в зеленый и так далее.
Дальше вернулась наверх, чтобы заполнить угол двумя первыми цветами D-1 и D-2.
Ну а дальше в каждом новом скане видно, как добавляются по два цвета: либо новые, либо углубляются уже использованные. Подробно описывать не стану, т.к. все происходит абсолютно так же, как уже было рассказано выше: размытые пятна, углубление тона, смешение с соседними.
В результате получилась такая сборная солянка.
Можно было оставить ее, как есть, можно превратить размытые светлые пятна в звездную туманность, как показано в предыдущем примере с фоном. А можно обвести несколько пятен, превратив их в круги, и чуть темнее закрасить области между ними. Получится вот такой фон боке.
Тут вы ограничены только собственной фантазией.
Надеюсь, мои объяснения для кого-то окажутся полезными. Желаю удачи в экспериментах!
Жду Ваших отзывов и предложений по раскраскам и тестированию карандашей!
creativelly.ru