Рисунок театральный костюм карандашом – Эскизы театральных костюмов. Художники Чехословакии. 1950-1960-е годы: ziggyibruni — LiveJournal

Эскизы театральных костюмов. Художники Чехословакии. 1950-1960-е годы: ziggyibruni — LiveJournal

ВЛАДИМИР ТЕСАР

Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак


Сирано



Роксана


Граф де’Гиш


Кристиан де’Невилет


Докучный


Монфлери


Де’Вольвер

ЯН СКАЛИЦКИ

Джузеппе Верди. Аида


Фараон


Аида


Амнерис — дочь фараона


Амнерис — дочь фараона


Радамес — молодой начальник дворцовой стражи


Жрец


Хор


Хор


Рамфис — верховный жрец

Ричард Бринсли Шеридан. Школа злословия


Миссис Кэндэр


Мозес


Мария


Леди Снируэл


Леди Тизл


Леди Тизл


Леди Тизл


Сэр Оливер Сэрфес


Снейк

Карло Гольдони. Слуга двух господ


Труффальдино, слуга Беатриче, потом Флориндо


Смеральдина, служанка Панталоне


Беатриче Распони из Турина, в мужском костюме


Клариче


Сильвио


Доктор Ломбарди


Бригелла, хозяин гостиницы


Панталоне деи Бизоньози, венецианский купец


Флориндо Аретузи из Турина

Оскар Уальд. Идеальный муж


Фиппс, дворецкий лорда Горинга


Граф Кавершем, кавалер ордена Подвязки


Леди Чилтерн


Лорд Горинг


Мисс Мейбл Чилтерн, сестра сэра Роберта Чилтерна


Мисс Мейбл Чилтерн, сестра сэра Роберта Чилтерна


Леди Маркби


Миссис Чивли


Миссис Чивли

ЗДЕНА КАДРНОЖКОВА

Уильям Шекспир. Ромео и Джульетта


Ромео


Джульетта


Монтекки


Меркуцио


Бенволио


Леди Капулетти


Тибальд


Кормилица Джульетты

Уильям Шекспир. Ричард III


Елизавета, королева и жена короля Эдуарда IV


Ричард


Ричард


Леди Анна


Леди Анна


Герцог Бекингем

ЛАДИСЛАВ БРАНЧ

Карло Гоцци. Турандот


Турандот


Турандот


Калаф


Панг


Альтоум — император Китайский


Альтоум — император Китайский


Тимур — царь Астраханский


Понг

M.Lukeš. Kostümentwüfre für die Bühne. Moderne Figurinen. Praha. 1962

ziggyibruni.livejournal.com

Новая эпоха театрального костюма. Л.Н. Бакст

Лев Николаевич Бакст – один из моих самых-самых любимых художников сценического костюма. На Ярмарке Мастеров были публикации, посвященные этому художнику, была отличная публикация с выставки «Открытие материи», в Москве в галерее «Наши художники» в 2013 г. Но хотелось бы более подробно рассказать о его биографии и показать все великолепие его театральных костюмов. Красота линий, динамика движений, декоративность летящих тканей – художественное совершенство, соединенное с глубоким знанием культуры античности и Востока – это театральные эскизы Льва Николаевича Бакста.

Лев Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) родился 10 мая 1866 года в Гродно. Его детство прошло в Петербурге, но в среде далекой от искусства и совершенно к нему безразличной. Отец Льва был против увлечения мальчика искусством и даже запретил ему рисовать, но, преодолев сопротивление отца, (родные послали его рисунки скульптуру М. Антокольскому и получили благосклонный отзыв), он поступает вольнослушателем в Академию Художеств. Однако академическая подготовка разочаровала его, и он покидает учебное заведение. Но именно в стенах академии он знакомится с В. Серовым и А. Бенуа.

На первой своей выставке (1889 г.) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). С середины 90-х Бакст очень легко входит в группу молодых людей, формировавшуюся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, с легкостью воспринимает их взгляды и становится активным участником кружка. Позднее этот кружок превратился в известное всем нам объединение «Мир Искусства».

Сферы деятельности Льва Николаевича и его энергия поражают – он занимается иллюстрацией, пишет портреты, даже занимается оформлением интерьеров и выставок.

Его картина «Ужин» (1902 г.), становится своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.

Одна из моих самых любимых картин «Древний ужас»

(1906-08 гг.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

Но, конечно же, в первую очередь, имя Бакста связано с театром. Его театральные эскизы декораций и костюмов были воистину революцией и оказали огромное влияние на сценическое искусство XX века.

Я думаю, все слышали о знаменитых «Русских сезонах» С. П. Дягилева. Оформление и эскизы костюмов, выполненные Бакстом для балетов «Клеопатра» (1909 г.), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910 г.), «Нарцисс» (1911 г.), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912 г.) до сих пор остаются восхитительным источником вдохновения не только для театральных художников, но и модельеров, художников по ткани.

«Нарцисс и Эхо». Этот балет на античную тему написан Николаем Черепниным для «Русских сезонов» Дягилева.

Две беотийки – динамика линий и контраст цвета!

Нимфа Эхо. Очень красивый костюм.

«Клеопатра» – это единственный балет, музыку к которому создал Антон Степанович Аренский.

Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн

«Елена троянская» балет на музыку и сюжет оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена».

Красота строгих линий и совершенство декора.

«Послеполуденный отдых фавна» — одноактный балет, премьера которого состоялась в 1912 года в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева. В качестве музыкального сопровождения использовалась симфоническая поэма Клода Дебюсси «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна»

«Жар-птица» — одноактный балет Игоря Стравинского.

Вспышка пламени.

«Пери» — одноактный балет. Композитор П. Дюка.

Эскиз костюма Пери для Н. Трухановой. Один из моих самых любимых костюмов! Такие красивые линии и цветовое решение.

«Синий бог» — одноактный балет Р. Ан.

Костюм невесты — легкость и воздушность.

«Шехераза́да» Непередаваемая красота — эскизы к балету на сюжет сказки из «Тысяча и одной ночи. Балет поставил Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада»

Костюм Серебрянный негр. Очень красивое цветовое решение — шоколад, желток, малина.

«Карнавал» – одноактный балет-пантомима на музыку одноимённого фортепьянного цикла Р. Шумана.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, лишь изредка возвращаясь на родину. Интересный штрих законов того времени — он, как еврей, не имевший права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Даже после того, как в 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

Очень интересны его отношения с Марком Шагалом. В период 1908-1910 годов Шагал был одним из его учеников, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пошло бы во вред его искусству, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти. Шагал, тем не менее, поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.

Первая мировая война окончательно отрезала Льва Николаевича от родины. Отношения его с С. П. Дягилевым изменились и в 1918 г. Бакст покинул труппу, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу. Последняя крупная работа художника — балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского.

27 декабря 1924 года умер в Париже от отёка лёгких.

Разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Очень красивые и неожиданные цветовые сочетания, изысканные линии, продуманность до совершенство орнамента и украшений – надеюсь многие найдут в этом идеи и вдохновение для своего творчества.

(По материалам из интернета)

www.livemaster.ru

театральный костюм и декорации. Иван Билибин




театральный костюм
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), увлеченный русской стариной, подробно и тщательно изучал народный костюм. В начале века он совершил поездку по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям, где зарисовывал и фотографировал памятники деревянного зодчества и предметы домашнего обихода. Привезенные Билибиным из северных деревень сарафаны и душегреи, шитые золотом и серебром, расписанные ковши и прялки, резные ларцы и солоницы, набойки и вышивки легли в основу коллекции будущего Музея этнографии. О народном творчестве Билибин написал ряд статей — «Народное творчество Севера», «Остатки искусства в русской деревни». Национальному костюму была посвящена статья «Несколько слов о русской одежде в 16-17 веках», написанная в 1909 году.

Свое глубокое знание русского костюма Билибин блестяще проявил, иллюстрируя народные сказки и создавая эскизы к театральным постановкам. Работа над театральным костюмом проходила две стадии, сначала художник делал набросочный рисунок, носящий скорее утилитарный характер. Затем он приступал к главному эскизу, в котором был особенно внимателен к деталям, подчеркивая крой одежды. Обычно рисунок сопровождался многочисленными графическими и словесными комментариями, где Билибин давал подробные указания портному и бутафору, в специальных схемах он показывал, как меняется костюм при движении, какие детали видны из партера, а какие с верхних ярусов. В 1910 году И.Я. Билибин также тщательно исполнил два парных эскиза «Девица» и «Молодец», предназначенных для балетной сюиты «Русские пляски», в которой блистали известные танцовщики Анна Павлова и Михаил Мордкин.


Молодец. Эскиз костюма для балетной сюиты «Русские пляски». 1910
ФГУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

На эскизе мужского костюма перед нами предстает молодой человек со светлыми волосами и голубыми глазами. Его наряд состоит из традиционных для праздничного русского костюма составляющих. Шелковый персикового цвета зипун и зеленый суконный кафтан расшиты золотистой тесьмой и жемчугом. Главным украшением всего мужского костюма являются яркий кушак с кистями и круглая шапка, отделанная мехом и драгоценными каменьями. Столь пышный и богатый наряд мог принадлежать только знатному молодцу.


Девица. Эскиз костюма для балетной сюиты «Русские пляски». 1910
ФГУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

На эскизе женского костюма перед нами предстает молодая девушка с голубыми глазами и светлыми волосами. Она одета в белую вышитую сорочку с широкими рукавами, которые сужаются к запястьям, на плечи девицы наброшена бордовая косынка. Поверх сорочки надет традиционный русский сарафан красного цвета, украшенный золотистой тесьмой и длинным рядом пуговиц. Самым главным украшением костюма является пышный головной убор — кокошник, которому автор посвятил большую часть комментариев, помещенных на полях листа. Высокое очелье кокошника расшито жемчужными кольцами, стразами, тесьмой и шелком и украшено жемчужными подвесками — поднизями. Подобный наряд напоминает о народном костюме северных областей России.

Эскизы к «Русским пляскам» написаны в сдержанной манере, не свойственной для Билибина, он использует жесткий контур и локальные цвета. Персонажи выглядят статичными с медленными жестами и едва заметными поворотами голов, что подчеркивает обстоятельность и неторопливость русского национального характера. Билибин в своей статье о русском костюме с восхищением писал: «Был ли красив этот костюм? Он был великолепен. Бывает красота движения и красота покоя. Взять хотя бы наш русский танец. Мужчина пляшет, как бес, охватывая головокружительные по быстроте коленца, лишь бы сломить величавое спокойствие центра танца — женщины, а она почти стоит на месте, в своем красивом наряде покоя, лишь слегка поводя плечами».





И. Я. Билибин. Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Старинный театр. 1911


Иван Билибин
Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «КнязьИгорь». 1934


Билибин И.Я. — Эскиз костюма Пленницы к опере «Борис Годунов» М.Мусоргского. 1930


Билибин И.Я. — Эскиз костюма Польского слуги к опере «Борис Годунов» М.Мусоргского. 1930.
Ист. «Театральная мозаика». Альбом-каталог в галерее «На Ленивке». 2007.

театральные декорации
Наибольшую известность Билибин приобрел как художник русских сказок. Так случилось, что именно иллюстрации к сказкам оказались самыми растиражированными и знаменитыми работами художника. По заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин иллюстрировал сюжеты таких сказкок, как «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «;Василиса Прекрасная» , «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он также создал графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина. Все эти работы способствовали тому, что за ним утвердилась слава первого на Руси художника книги. Много позднее, характеризуя творческую манеру художника, известный искусствовед и книговед Алексей Сидоров писал: «Билибин с самого начала усвоил себе особую плоскостную систему рисунка и всей композиции, в основе своей его работы, скорее всего, по примеру северных, норвежских или финских художников, содержат мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву».

Художник разработал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента. «Билибинский стиль», с его образами и выразительными средствами, сформировался в начале 20 века, неотделим от искусства того времени. Стремление художников «Мира искусства» к возрождению высокой культуры прошлого, к созданию на ее основе нового «большого стиля» обогатило искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовало развитию его «нестанковых» видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Еще в абрамцевском кружке русские художники стали обращаться к произведениям народного и древнерусского искусства. Книга и театр оказались теми областями, где можно было достичь наибольшего синтеза современных и традиционных форм в искусстве.



Билибин И.Я. – У дворца Дадона.
Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова “Золотой петушок”.
Опера Зимина. 1909. Ист. Пожарская М.Н.
“Русское театрально-декорационное искусство конца XIX



Билибин И.Я. – Декорации и костюмы для спектакля “Действо о Теофиле” Рютбефа.
Старинный театр. 1907.
Фото. Ист. Пожарская М.Н.
“Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала

В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Действо о Теофиле» Рютбефа (1907), «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега и «Чистилище св. Патрика» П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, «Честь и месть» Ф.К. Сологуба (1908) – для театра «Лукоморье», к операм «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова (1908-1909) и «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С.И. Зимина, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1913) и «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге. В 1908-1909 гг. он участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и танцевальной сюиты «Пир» для антрепризы С.П. Дягилева в Париже. В 1907 году Билибин выставил в Париже и Лондоне целый ряд иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, затем участвовал в выставках в Праге, Вене, Венеции, в 1910 году – на международной выставке.

В 1927-1931 гг. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Царская невеста» (1930) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского(1931). В 1931 г. он оформил балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского в постановке М.М. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе.

Справочная информация
Анна Павловна Павлова (1881-1931) — одна из величайших балерин 20 в. Родилась в Петербурге 31 января (12 февраля) 1881, в 1891 поступила в Петербургское театральное училище. Сразу после выпуска (1899) дебютировала на сцене Мариинского театра. Ее талант быстро получил признание, она стала солисткой, а в 1906 была переведена в высший разряд — примы-балерины. В том же году Павлова связала свою жизнь с бароном В.Э.Дандре. За пределы России Павлова впервые выезжала на гастроли в 1907 и 1908, выступая в разных городах Северной Европы. Она участвовала в спектаклях дягилевского «Русского балета» в 1909 в Париже и в 1911 в Лондоне, а в США появилась в первый раз с собственной труппой на сцене «Метрополитен-опера» (1910).Последнее выступление Павловой в России состоялось в 1913, затем она обосновалась в Англии и гастролировала с собственной труппой по всей Европе, а также в Северной и Южной Америке, Индии, Индонезии, в странах Востока, в Африке, Австралии и Новой Зеландии. Мордкин Михаил Михайлович (1880-1944) — артист балета, балетмейстер, педагог. В 1900-1918 танцевал в Большом театре. Участник Русских сезонов. В 1910-1911 гастролировал с А. П. Павловой и собственной труппой в США и Великобритании. С 1924 жил и работал в США, где в 1926 создал труппу (с 1927 «Балет Мордкина»). В репертуаре многих трупп мира идет балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля в его постановке.

Зипун — мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Его надевали поверх рубахи под кафтан. Вероятно, в боярском костюме этого периода зипун играл роль современного жилета.

Кафтан — верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна; он бывает круглый, с борами, кучерской, немецкий или разрезной сзади, короткий или полукафтан, сибирка, прямой или кафтанчик, казачий, казакин.

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
источник 5
источник 6
источник 7
источник 8
источник 9
источник 10

j-e-n-z-a.livejournal.com

Кристиан Лакруа — художник театрального костюма.

Оставив моду, Кристиан Лакруа обратился к театральному костюму. Он занимался этим и раньше, если мода явно потеряла одного из лучших модельеров, то подмостки приобрели прекрасного художника по костюмам. За три года вне моды Лакруа успел сделать костюмы к различным постановкам, которые сами по себе стали культурным событием.
Живописная манера рисования Лакруа и его узнаваемая техника коллажа  удивительны. В его рисунках сочетается легкость и изящество с  обилием цвета и фактур. Мне кажется это очень по французски — сочетать любовь к удовольствиям во всем, в любви, в гастрономии, в моде с легким ко всему отношением. Всё вроде не всерьёз, играючи, но сколько в этом красоты и радости для глаз. Этот баланс всегда был в коллекциях Лакруа. Он есть и в театральных костюмах.
 
 


Эскизы Лакруа можно принять, как за театральные костюмы, так и за костюмы для очередной коллекции.

    

   

                       
Cложно отделить друг от друга два вида его творчества.
 
Так же, как его костюмы для дефиле можно вне контекста принять за театральные.

 

 

   Эскизы костюмов к комедии-балету Мольера » Мещанин во дворянстве»не копии исторических костюмов, в них отражен характер персонажа и взгляд современника и модельера на костюм определенной эпохи. Сам месье Журден, решивший нанять учителей танцев, музыки, философии, фехтования, чтобы приобрести вид дворянина, одет нелепо с преувеличенной роскошью, что подчеркивает, что вкус не купишь. Пьеса актуальна до сих пор, неправда ли ?
                   
 

            
  
                

    
         
           
             
              
      
  
      
 
      
 
         
       
    

Постановка «Пер Гюнта» на сцене Палэ Ройяль потребовала погружения в этнический норвежский костюм.

                 

                 
А костюмы к балету «Source» на музыку Делиба и Минкуса  на сцене Опера де Пари- знакомства с народным костюмом народов Кавказа.
Попутно Лакруа проводит в Париже выставку своей коллекции восточного костюма.

Творческий процесс создания костюмов к балету сейчас демонстрируется на выставке в городе Мулен.



             

               
                  
                    
                     
 
                                                                     

                         
                        
                         
 

Балет ставился при участии фирмы Сваровски. Поэтому даже на эскизах сияют брюлики от Сваровски.
 
  
 Шапочки балерин — произведение высокой моды.

           

Рекламный ролик рассказывает о работе над костюмами, их было 130, можно разглядеть удивительной красоты головные уборы балерин.

                            

А здесь почитать подробнее про постановку балета и костюмы:http://res.franceguide.com/us/press/DP%20Christian%20Lacroix%20CNCS%20EN.pdf

 фото с сайта :http://www.kulturkompasset.com/2012/05/christian-lacroix-la-source-and-the-paris-opera-ballet-costumes/4937_-adeniau2011-pgsource-1149/

vita-colorata.livejournal.com

Театральная графика из коллекции Константиновского дворца Русское…: fleur_marie — LiveJournal

Театральная графика из коллекции Константиновского дворца

Русское театрально-декорационное искусство первых десятилетий XX века — одна из самых ярких страниц в истории мирового искусства. Многие русские художники, работавшие для отечественной театральной сцены, стали известны Европе благодаря «Русским сезонам» Дягилева, а позже продолжали работать для театра, уже находясь в эмиграции. В результате их творческое наследие оказалось разбросано по многочисленным зарубежным музейным и частным собраниям.

В коллекции Константиновского дворца, основу которой составляет собрание музыкантов М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневской, более 30 лет проживших за границей, хранится целый корпус произведений театрально-декорационной графики. Это эскизы костюмов, декораций, портреты актеров. Работы художников Добужинского, Гончаровой, Ларионова, Бенуа, Бакста, Кустодиева, Григорьева, Билинского, Чехонина, Пожедаева. Наиболее полно представлено творчество Натальи Гончаровой и Мстислава Добужинского.

Эскиз декорации к балету «Болеро» на музыку М.Равеля. 1932 г. Бумага, тушь, гуашь, чернила, карандаш. 25,5 х 32,7

Гончарова Н.С.

Наталью Сергеевну Гончарову (1881–1962) называли «амазонкой русского авангарда». В ранний период творчества Гончарова пережила увлечения импрессионизмом, кубизмом, и, наконец, футуризмом, разновидность которого — лучизм — основал ее муж Михаил Ларионов. К сценографии художница обратилась в конце 1900-х годов, а в 1913 году Дягилев поручил ей оформление «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова. Ее первое выступление в Западной Европе было признано триумфальным. В 1915 г. Гончарова уехала из России, поселившись с 1918 г. в Париже. Она продолжала сотрудничать с Дягилевым, оформив для него балеты на музыку А. К. Лядова, М. Равеля, М. П. Мусоргского, И. Ф. Стравинского и др. Кроме того, в 1930 — 1940-е гг. Гончарова много работала для других трупп и театров Европы и Америки. Корпус рисунков Гончаровой в собрании Константиновского дворца насчитывает порядка 20 листов. Один из них — эскиз декорации к балету «Болеро» М. Равеля, большая же часть — эскизы сценических костюмов. Эскизы костюмов императрицы, Екатерины II, принцессы и придворных дам были созданы для постановки «Молодая Екатерина» по пьесе А. Савуара, над которой Гончарова работала вместе с Ларионовым в самом начале 1930-х гг. Однако часть эскизов еще ждут исследования, так как их принадлежность к конкретным спектаклям пока не определена. Стиль этих работ отличается конструктивностью, строгим лаконизмом, преобладанием цветового пятна над линией. То же можно сказать и о единственном в собрании эскизе театрального костюма, исполненном М. Ларионовым — мужем художницы и не менее знаменитым русским авангардистом.

Эскиз костюма Екатерины II. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.

Эскиз костюма Екатерины II. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.

Эскиз костюма Воронцовой с гитарой. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.

Эскиз костюма императрицы. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.

Эскиз костюма придворной дамы. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма придворной дамы. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма принцессы. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма крестьянки. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 35,7 х 22,7

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма танцовщика. Бумага, акварель, карандаш. 37 x 27

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма танцовщика. Бумага, карандаш, гуашь. 37 x 26,7

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма танцовщицы. Бумага, акварель, карандаш. 36,5 х 27

Гончарова Н.С.

Сценография Мстислава Валериановича Добужинского (1875–1957) огромна. Художник известный своими городскими пейзажами, участник знаменитого «Мира искусства», за свою жизнь исполнил декорации к более чем 200 спектаклям, которые ставились примерно в 50 театрах 20 стран мира. Хранящиеся в коллекции шесть эскизов к спектаклю «Казаки Платова в Париже», данному труппой Н. Балиева в 1920-х годах, великолепно раскрывают огромный дар Добужинского-сценографа. Художник даже не столько сочиняет костюмы, сколько режиссирует характеры и мизансцены, выступая подлинным соавтором постановщика. В трактовке образов он следует замечательным традициям русской сатирической графики середины XIX столетия, но стиль рисунка у него совершенно «мирискуснический», сочетающий изысканный артистизм, точность штриха и безупречное чувство формы.

Эскиз костюма к спектаклю «Казаки Платова в Париже».Бумага, карандаш, тушь, акварель. 30 х 21,5

Добужинский М.В.

Эскиз костюмов к спектаклю «Казаки Платова в Париже». Бумага, акварель, тушь. 30 х 40

Добужинский М.В.

Эскиз костюма казака к спектаклю «Казаки Платова в Париже». Бумага, карандаш, тушь, акварель. 31 х 22

Добужинский М.В.


Эскиз костюма казака к спектаклю «Казаки Платова в Париже». Бумага, карандаш, тушь, акварель. 30,5 х 22,5

Добужинский М.В.

Эскиз костюма казака к спектаклю «Казаки Платова в Париже». Бумага, карандаш, тушь, акварель. 30,5 х 21,5

Добужинский М.В.


Эскиз костюмов к спектаклю «Казаки Платова в Париже». Бумага, акварель, тушь. 20,5 х 26,7

Добужинский М.В.

Литература:

Карганова Г. В. Произведения Б. Д. Григорьева в коллекции живописи Константиновского дворца // Константиновский дворцово-парковый ансамбль: хроника, материалы, исследования. СПб., 2010. С. 246–263.

Коллекция Константиновского дворца. Дар Алишера Усманова. Альбом-путеводитель. М., 2008.

Коллекция Константиновского дворца. Дар Алишера Усманова. Альбом-путеводитель. СПб., 2008.

Интернет-ресурс «Искусство и архитектура русского зарубежья» // URL: http://www.artrz.ru/index.html

fleur-marie.livejournal.com

Создание эскизов театральных костюмов к балету

  1. GlobalLabГлобальная школьная лаборатория Присоединиться С чего начать?
    • Идеи
    • Проекты
    • Курсы
    • Сообщество
      • Участники
      • Группы
    • Новости
      • Новости
      • Блог тьютора
      • Беседа с профессионалом
    • Участнику
      • О ГлобалЛаб
      • Справочник
      • Календарь
      • Конкурсы и события
      • Бонусная программа
      • Педагогу
      • Родителю
    • Магазин
      • Магазин
      • Купить подписку
      • Активировать по номеру
    • Вход на сайт
      • Мой профиль
      • Мои награды
      • Моё портфолио
      • Мои черновики
      • Мои проекты
      • Мои группы
      • Редактировать профиль
      • Мои сообщения
      • Выход
    • ru
    • Информация
    • Исследование
    • Результаты 3
    • Обсуждение 0
    • Дневник исследователя 0

globallab.org

Эскиз театрального костюма

Подход к решению эскиза целиком остается на художественной совести его автора. В эскизе решаются проблемы структуры образа – художник концентрирует свои усилия на гиперболизации остроты характера, силуэте, необычности ракурса, гротеске изображения, усиленном цветовом звучании. Такой эскиз подобен математической формуле, содержит в своем скупом выражении сущность сценического образа – зерно роли. В то же время в эскизе выражается художественное кредо автора как живописца, графика и художника своего времени.

Так, художники 20-х годов 20-го века А. Экстер и Л. Попова в исполненных ими театральных эскизах демонстрировали скорее свои художественные убеждения, чем характеры персонажей. Созданные как произведения станкового искусства, они с громадными потерями воплощались в реальность. Ибо форма, изображенная на эскизе, вступала в конфликт сопричастия костюма как одеяния с человеком-актером.

Эскизы требовали реализации геометрической конструкции в ткани, что противоречило пластическим ее свойствам. Костюмы, созданные по этим эскизам, превращались в конструкцию плоскостей, скрывали актера, не крепленные, они жалко провисали.

«Прекрасные, полные красочного великолепия и движения на эскизах, костюмы лучших художников современности гаснут и бесформенно виснут, когда они облекают тело актера, и дробя его, и мешая ему» (А.Я. Таиров. Сборник. М.:ВТО, 1970, с.100).


Костюм супруги фараона

Идеальное же совпадение в спектаклях 20–30-х годов конструктивной формы с ее реальным воплощением имеет не так уж много примеров, классическим из которых может служить не потерявшее значения и до сегодняшнего дня исполнение костюмов к фильму «Аэлита».

В характере эскизов воинов марсиан превалировало изображение силы, которая, будучи агрессивной и злой, не нуждалась в характеристике, выражающей человечность. Наоборот. Чем меньше в ней ее было, тем больше исполнители преображались в далеких и неведомых существ.

То, что не могло быть реализовано в действительности, воплотилось в фантастике кино. Но с потерями, неизбежными потерями, которые всегда возникают, если художник, увлеченный эскизом, не учитывает возможности его реализации в жизни.

Эскизы к «Федре» Расина А. Л. Веснина (1922 г.) в конструктивном решении совпадали с идеей формирования античного костюма. Отчеркнутые пласты складок повторяли движение тела, продолжая его распространением ткани в пространстве. Это отвечало в свою очередь пластическому рисунку всего спектакля, осуществленного А. Я. Таировым, и рисунку роли актрисы А. Коонен.

Эскиз-образ может быть остро выражен в характере силуэта, выявлен в цвете, но не расшифрован в костюме. Это как бы проекция силуэта, поданная через утрированное движение (наброски режиссера кино С. Эйзенштейна), через графическое или живописное выражение характера персонажа в силуэте и цвете, гиперболизирующее смысл роли (эскизы известных театральных художников Тышлера, Шифрина, Рабиновича и Дмитриева). К таким эскизам всегда нужны дополнительная расшифровка или контрэскиз с точной прорисовкой всех линий костюма. Нередко при небрежном или не очень квалифицированном прочтении эскиза, при отсутствии дополнительного рисунка костюм на актере, а следовательно, и образ актера сильно теряют по сравнению с эскизом, и он остается желанным, но недосягаемым идеалом.

Наконец, могут быть эскизы настолько прорисованные, что, сохраняя острую образную выразительность, они читаются и с точки зрения технологии исполнения костюма. Примером тому могут быть работы театральных художников Козлинского, Рындина, Бруни. Такими были эскизы старых мастеров русского театрального костюма: Бакста, Головина, Рериха, Бенуа.

«…Добиваясь ясности покроя костюма, Головин считал целесообразным изображать фигуру в статичной позе. Однако, избегая эффектной красивости рисунка, он тем не менее создавал яркий образ того персонажа, которого актеру предстоит изобразить на сцене. Благодаря этому костюмы по эскизам Головина всегда выигрывали на живом человеке, становились еще выразительней. Рисуя на эскизе человеческую фигуру, Головин часто проверял ее на натуре (поза, кисти рук, поворот головы и т.п.)» (Головин. Сборник. Л–М.:Искусство, 1960, с.256).

Эскиз подсказывает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме. Даже для современных пьес, где персонажи носят обыкновенные платья и костюмы, необходим эскиз (ибо только он может дать полную внешнюю характеристику, отличающую живую плоть от мертвой схемы модного журнала).

Костюм – это одежда на человеке, грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно. Эскиз костюма может быть настолько подробной иллюстрацией, что даст возможность актеру подсмотреть» через свою сценическую внешность и внутренний рисунок роли, а портному – структуру и форму одеяния. Хороший эскиз – половина успеха актера, а самый большой комплимент художнику – эскиз, стоящий перед актером на гримировальном столике.

Клод Отан Лара, известный французский кинорежиссер, в статье «Костюмер в кино должен одевать характеры» пишет: «Костюм – один из основополагающих элементов в создании фильмов не только с точки зрения исторической, но и с психологической… Гораздо в большей степени, чем пейзаж, одежда передает душевное состояние: через нее каждый из нас открывает какую-то часть своей личности, своих привычек, своих вкусов, своих взглядов, своих намерений… Костюм говорит о том, что данное лицо только что делало, что оно собирается делать, и именно поэтому костюм в кино должен прежде всего быть психологическим указанием…».

Далее → Костюм и характер роли

Главная → Мода и история театра

maskball.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *