Храмы карандашом: Как нарисовать храм (69 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Реставраторы приступили к росписи пещерного храма собора Казанской иконы Божией матери

Реставраторы приступили к росписи пещерного храма собора Казанской иконы Божией матери

Богатый иконостас у места обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году изготавливают мастера из Мурома.

Под руководством Валерия Косушкина, художника-реставратора I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва — Ред.),  семь мастеров приступили к росписи пещерного (подземного) храма под восстанавливаемым собором Казанской иконы Божией Матери. 

«Сейчас уже стены отмыты, карандашом на них нанесены орнаменты, которые скопировали с уцелевших фрагментов и продолжили ими ряд на восстановленных частях стен и сводов. Предварительно макет росписей, причем даже в натуральную величину, распечатывали, а делали его на основании фотографии фрагмента стены, где наиболее сохранился рисунок. Орнамент выравнивали по лазерному уровню. Исторические стены так и останутся только лишь затонированы под сохранившийся оттенок, надстроенную часть храма будем расписывать.

Сейчас ведем подбор цвета», – пояснил «Татар-информ» Валерий Косушкин.

Сводчатый потолок и верхняя часть стен будут мягко-голубыми – символ ясного неба. Чтобы добиться нужного оттенка, который подбирают комплексно вместе со светильниками и излучаемым ими светом, реставраторы сначала наносят на своды так называемую подкладку – первый слой краски, за ним последует второй, которой позже предстоит выровнять по всей поверхности вручную губками. Освещение в пещерном храме будет приглушенным, теплым.

Вкраплениями на небосводе разместятся восьмиконечные золотые звезды двух размеров. Оттенок золотого и интенсивность его блеска также многократными экспериментами подбирали специалисты МНРХУ. Звезды нарисуют по трафаретам современными акриловыми красками из баллончиков, которые более привычны в руках граффитистов. Размеры звезд до сантиметра выверены относительно пропорций всего помещения. Те, что чуть крупнее, будут золотыми, более мелкие нанесут серебряным акрилом, «погасив золотым тоном», чтобы они не смотрелись издалека белыми пятнами.

«Утвердили нам третий номер звезд. Почему такое количество акрила? Надо выбрать, чтобы он был стойкий на стене, чтобы он сочетался с цветом основной росписи… Раньше, например, был заменитель золота – поталь, который делали из меди. Жидкая краска была низкокачественная, так что делали звезды из поталя (имитация сусального золота, тонкие листы наподобие фольги – Ред.) и приклеивали на стены. У нас на это времени нет и материалов», – рассказал реставратор.

Сейчас вход в храм через алтарную часть. Когда его откроют, первым помещением, куда попадут посетители, будет церковная лавка, на входе в которую их будут встречать две иконы (по словам Валерия Косушкина, образы уже определены митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном и находятся в работе иконописцев).

Дальше будет располагаться музей истории собора Казанской иконы Божией Матери, который планируют открыть 4 ноября – в день осеннего празднования в честь святыни.В этом помещении сейчас стоит пробный макет храма. По нему специалисты подбирают пропорции будущих экспонатов (макетов) экспозиции. Здесь же под новым уровнем пола, пока накрытые листами ПВХ, находятся фрагменты старинного фундамента собора. Позже их накроют стеклом и сопроводят подсветкой, чтобы посетители могли видеть древнюю кладку.

Здесь же реставраторы намеренно оставили в стене отверстие от старинной электрической розетки. 

«Как музейный экспонат. Это свидетельствует о том, что уже в то время в храме было электрическое освещение (начало ХХ века – Ред.)», – обратил внимание Валерий Косушкин.

Минуя помещение музея, посетители попадут непосредственно в действующий храм. Основной задачей реставраторов сейчас является роспись, в большей степени нижней части стен, где кропотливо придется наносить геометрический орнамент так называемых полотенец (узорчатая кайма нижней части стен – Ред.). Времени осталось не так много – жесткие сроки требуют завершения работ до 31 октября. Но, заверил Валерий Косушкин, команда реставраторов справится, так как самые большие площади для росписи – своды, а с ними работа уже почти завершена.

«Подлинные части стен будут только тонироваться (и останутся такими бледными, со следами былых росписей) – рисунок на них заново наносить не будем. Интересно, кстати, что на разных стенах и даже на разных участках одной стены здесь оттенок может значительно отличаться – от мертвенно белого до розоватого и темно-оранжевого. Все дело в том, что уже в процессе бытования храм сильно пострадал. По всей видимости, влажность здесь была высокая, поэтому они были вынуждены менять штукатурку на стенах и сохранились участки на полотенцах, где пропись сделана уже масляной краской», – подчеркнул собеседник агентства.

Лучше всего орнамент сохранился в околоалтарной части. Это «самое ответственное помещение», как говорит Валерий Косушкин. Исторические фрагменты стен здесь также будут лишь слегка затонированы, уцелевшую часть подлинного свода, кусок старинной кладки специалисты намеренно не только сохранили, но и выделили, чтобы акцентировать разницу и преемственность прошлого и настоящего. Старинные стены будут отграничиваться от новых специальной полосой телесного цвета.

В помещении уже смонтирован теплый пол, со стороны одного из выходов установлено окно. С наступлением первых холодов реставраторы продолжат работать за тепловой завесой.

В алтарной части смонтирована основа под иконостас. На месте обретения Казанской иконы Божией Матери уже сейчас размещена фотография ватиканского списка, сам он будет хранится в верхнем храме.

Оставляйте реакции

Почему это важно?

Расскажите друзьям

Комментарии 0

    Нет комментариев

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

24.05.2017 18:32

«Родина»

Текст:

Юрий Борисёнок (кандидат исторических наук),Денис Дук (доктор исторических наук, проректор Полоцкого государственного университета)

Родина — Федеральный выпуск: №5(517)

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г. ), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Горел и возрождался из руин

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым. И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы. В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.


Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий». Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом. Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)…


Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников. Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в. : удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4


Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке… ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снега…Далеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки… Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе… Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.


PS

Юрий Визбор в известной песне точно подметил — Полоцк «со своих глядит на мир колоколен». Глядит уже без малого тысячу лет. Единое историческое пространство восточных славян не прервется, пока стоят на берегах Днепра, Волхова и Западной Двины три величественные Софии.

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

Почему соборы носят имя Святой Софии?

Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.

Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.

Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.

ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

«Со своих глядит на мир колоколен…»

«Товарищ генерал, вот добровольцы -Двадцать два гвардейца и их командирПостроены по вашему…» —                          «Отставить, вольно!Значит, вы, ребята, пойдете впереди.Все сдали документы и сдали медали.К бою готовы, можно сказать…Видали укрепленья?» — «В бинокль видали». -«Без моста, ребята, нам город не взять». Этот город называется Полоцк,Он войною на две части расколот,Он расколот на две части рекою,Полной тихого лесного покоя.Словно старец, он велик и спокоен,Со своих на мир глядит колоколен,К лесу узкие поля убегают -Белорусская земля дорогая.»Задача такова: в город ворваться,Мост захватить и от взрыва спасти.Моста не отдавать, держаться, держатьсяДо подхода наших танковых сил.А мы-то поспешим, мы выйдем на взгорье,Прикроем артиллерией смелый десант.Как ваша фамилия?» —                       «Лейтенант Григорьев!» -«Успеха вам, товарищ старший лейтенант!»Беги вперед, беги, стальная пехота -Двадцать два гвардейца и их командир.Драконовским огнем ревут пулеметы,Охрана в укрепленьях предмостных сидит.Да нет, она бежит! В рассветном туманеГрохочут по настилу ее сапоги,И мост теперь уж наш! Гвардейцы, вниманье:С двух сторон враги, с двух сторон враги!Четырнадцать атак лавой тугоюБились об этот малый десант.Спасибо вам за все, товарищ Григорьев -Командир десанта, старший лейтенант.Вот берег и река, грохотом полны,И мост под танками тихо дрожит. ..Товарищ генерал, приказ ваш исполнен,Да некому об этом вам доложить.Этот город называется Полоцк,Он войною на две части расколот,Он расколот на две части рекою,Полной тихого лесного покоя.Словно старец, он велик и спокоен,Со своих на мир глядит колоколен,К лесу узкие поля убегают -Белорусская земля дорогая.

Юрий Визбор

1973


1. Гордиенко Э. Свет новгородской Софии // Родина. 2007. N 6. С. 40.2. Дук Д. Полоцку — 1150: истоки государственности на белорусских землях // Родина. 2012. N 9. С. 67.3. Габрусь Т.В. Полоцкий Софийский собор и полоцкая школа зодчества Хїї в. // Полоцк и Полоцкое княжество (земля) в їХ-Хїїї вв., летопись древних слоёв, Полоцк и его округа в XIV-XVIII вв., ремесло, денежное обращение и торговые связи Полоцка в Средневековье (по данным археологии, нумизматики и письменных источников), культура и просвещение в средневековом Полоцке. Минск, 2012. С. 421; Иоаннисян О.М. От Десятинной церкви до Софии Полоцкой (о становлении древнерусского зодчества) // ГЄсторыя Є археалогЄя Полацка Є Полацкай зямлЄ: матэрыялы VI МЄжнароднай навуковай канферэнцыЄ (1-3 лЄстапада 2012 г. ). Ч. 1. Полацк, 2013. С. 120-144.4. Алексеев Л.В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. Кн. 2. М., 2006. С. 76.5. Марзалюк ї. ГЄстарычная самаЄдэнтыфЄкацыя насельнЄцтва БеларусЄ Хї-ХVII стст. // ГЄстарычны альманах. Т. 5. Гародня, 2001. С. 5-6.

ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

Около 3 тысяч человек посетили Музей Победы в Международный день защиты детей

Монолог сотрудника секретного подразделения КГБ Александра Смирнова, отвечавшего за жизнь первых лиц государства

«Я готов съесть самого черта в ступе». Дневник блокадного школьника в самую страшную ленинградскую зиму

Выпороть сына — это как полить виноград. Опыт воспитания подрастающего поколения на Руси

Почему дочь Николая II великая княжна Ольга во время Первой мировой войны стала сестрой милосердия

Temple Drawing — Etsy Швеция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Приложите карандаш к его виску

    Сообщение в тематическом блоге от директора программы Анны Охаскастро Гузон

     

    Вчера класс был меньше. Мы обучаем юношей во временном приюте детского дома Мэригроув еженедельно в течение почти девяти месяцев. Наши ученики в возрасте от 17 до 21 года из всех частей города и округа Сент-Луис готовятся покинуть уютный кампус Мэригроув площадью 44 акра, окруженный лесами и холмами. В то время как квартиры в независимых жилых помещениях Мэригроув доступны, некоторые переезжают в другое место в поисках работы или учебы.

    В классе YourWords мы видим, как учащиеся переходят от решительного скрещивания рук в заявлении «последнее, что мне сейчас нужно, это поэзия» к поднятию руки, стремящемуся поделиться своей работой, к аплодисментам работу других. Мы также видим, как опущенные глаза становятся яркими и внимательными, а затем расширяются и остро осознают неминуемую независимость.

    Студенты были заняты выполнением выпускных проектов, подготовкой к выпускным экзаменам и заполнением заявлений о приеме на работу. Многие были в восторге от своих улучшенных оценок и интервью, на которые они будут идти. Другие более тихие. Товарищ не на своем обычном месте, потому что он съехал.

    Апрель — самый жестокий месяц для многих… может дело в погоде, в тех пресловутых ливнях. Или это солнце и распустившиеся деревья, когда хочется больше времени для зимней спячки. Может быть, это переходы, которые приносит конец учебного года. Для этой группы и других жителей Мэригроув жизнь была жестокой. Заметив уныние в классе, мы вынесли проверенное временем средство для смены настроения, немного музыки.

    Изображение Anna Ojascastro Guzon

    Однако (на заметку) не начинайте урок с группой подростков мужского пола, заявив: «Мы собираемся посмотреть текст мюзикла!»

    Сверчки.

    «Он называется Гамильтон . Кто-нибудь слышал об этом?»

    Один воспитатель поднимает руку.

    «Это об Александре Гамильтоне. Кто-нибудь слышал о нем?

    Мальчики выглядели разочарованными. Но я позволяю музыке говорить самой за себя. Я включаю музыку погромче, чтобы основа ощущалась на столешницах. В первых пяти строках мюзикла писатель и композитор Лин-Мануэль Миранда излагает историю Александра Гамильтона.

    Как ублюдок, сирота, сын шлюхи и
    шотландца, брошенный посреди
    Забытого места на Карибах по провидению
    Обнищавший, в нищете
    Вырастет героем и ученым?

    Весь семестр мы работали над научно-фантастическими рассказами, но у них не получалось развивать сюжетные линии. Их описания персонажей и сюжеты были в некотором роде автобиографическими, хотя и наполненными еще не изобретенными технологиями и секретными сверхспособностями. Один персонаж потерял мать, другой столкнулся с серией расставаний с подругами, двое других упомянули, что не видели своих родителей с самого раннего возраста. Мы читали работы Толкина, Брэдбери, Роулинг и Батлера, но студентов больше вдохновляла их собственная жизнь. Таким образом, мы добавили биографию в микс. Благодаря подсказке исполнительного директора YourWords STL Стива Хандойо, мы решили использовать материал с Гамильтон .

    Даже не слыша музыки, можно прочитать текст песни Hamilton и определить тот же хип-хоп ритм, рифму, ассонанс, аллитерацию и анджамбмент, который можно услышать по радио. Но это только часть силы мюзикла. Подобно творчеству Jay-Z, Drake или Eminem, лирика Гамильтона описывает утрату и все, что из нее рождается: страх, гнев, печаль, браваду и мужество. В рамках американской революции и превращения в отца-основателя Соединенных Штатов история преодоления разногласий становится экспоненциально глубокой.

    Приложите карандаш к виску. Подключил его к своему мозгу И написал свой первый рефрен, свидетельство своей боли

    Ну, пошли слухи, говорят: «Этот пацан сумасшедший, чувак»
    Собрал коллекцию, чтобы отправить его в материк
    «Получи образование, не забывай, откуда ты пришел, и
    мир узнает твое имя. Как тебя зовут, парень?»

    Александр Гамильтон
    Меня зовут Александр Гамильтон
    И есть миллион вещей, которые я не сделал

    Прослушав вступительную песню, я спросил класс: «Каковы желания этого персонажа? Вся история прямо здесь. Чего хочет главный герой?»

    «Быть ​​кем-то».

    «А чего он боится?»

    «Быть ​​нищим».

    «Чего еще он боится и чего еще хочет?»

    «Он хочет быть частью чего-то. Он не хочет быть один».
    Затем мы раздали вопросы, основанные на плане урока «Знакомство с главным героем» Райана Харти, включенном в книгу, Не забывайте писать, , опубликовано 826 National. Студенты наметили желания, страхи, секреты и характерные черты своего главного героя. Через 30 минут большинство продолжало стабильно писать. Я решил не прерывать их поток, попросив добровольцев почитать, как это обычно делаем мы. На этот раз мы позволяем им писать, убегая в свои мысли и слова.

    Когда время подошло к концу, они захотели продолжить работу, а один молодой человек хотел сохранить свою записную книжку. (Обычно мы собираем все их работы в конце урока, чтобы ни одна из них не была потеряна.) Когда я впервые встретила его, я попросила его присоединиться к нашему семинару, но он сказал, что уже окончил среднюю школу и хочет не нуждалась в помощи для написания.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *