Рисунок береза карандашом поэтапно: Как нарисовать березу поэтапно карандашом

«Глаз на конце моего карандаша»: рисунки Бриджит Райли А. Кларк

Но, как ни странно, наибольшее влияние на нее оказали художники конца 19-го и начала 20-го веков. В 1959 году Райли начал копировать картины Жоржа Сёра, известного своей техникой пуантилизма, в которой используются точки или «точки» цвета, визуально смешивающиеся при просмотре. На самом деле, у Райли была открытка с изображением 9 Сера.0005 Воскресенье в Ла Гранд-Жатт — 1884 на стене ее мастерской как источник вдохновения.

Воскресенье на Гранд-Жатт — 1884 , 1884–86

Жорж Сёра. Мемориальная коллекция Хелен Берч Бартлетт

Традиция служит инновациям или служит следующему этапу. Единственный способ узнать [что-то], особенно когда вы только начинаете, — это из традиции, из того, что сделали другие люди с такими же проблемами.

— Бриджит Райли

Поэтому вполне уместно, что первое место проведения

Рисунки Бриджит Райли: из студии художника, , самой обширной музейной презентации, посвященной исключительно рисункам Райли за более чем полвека, будет здесь, в Художественном институте Чикаго — дома к картине, которая оживила ее творчество несколько десятилетий назад и продолжает вдохновлять сегодня. Выставка, открывающаяся 17 сентября, включает более 90 листов из собственной коллекции британской художницы, охватывающей всю ее карьеру.

Рисунки, наряду с небольшой подборкой картин, отражают то, что Райли считает неотъемлемой частью своей и любой художественной практики. Благодаря рисованию она заложила основу для своего исследования чистой абстракции и взрастила корни своих творческих экспериментов. Она описала процесс рисования как ощущение, что «на конце моего карандаша есть глаз, который пытается, независимо от моего обычного глаза, проникнуть сквозь некую затемняющую завесу или толщу».

Во время рисования я наблюдаю и одновременно записываю, как я смотрю, обнаруживаю то, что, с одной стороны, смотрит мне прямо в лицо, а с другой стороны, я еще толком не видел.

— Бриджит Райли

На нашей выставке есть специальная галерея, которая раскрывает связи Райли с более ранними художниками, которыми она так восхищалась: Пьером Боннаром, Полом Клее, Анри Матиссом, Питом Мондрианом, Эдвардом Мунк и, конечно же, Жоржем Сёра. Хотя их работы в значительной степени репрезентативны, они также борются с цветом, светом и абстракцией природы. Райли и я выбрали группу картин, рисунков и гравюр этих художников, чтобы показать их вместе с ее работами и показать, как они сформировали ее визуальные и композиционные стратегии.

Зона (за городскими стенами) , 1882–83

Жорж Сёра. Мемориальный фонд Гарри Б. и Бесси К. Брауде

Среди них — картина Сера «Зона (за городскими стенами)», , выполненная мелками Конте — наполнителем, состоящим из угольно-черного пигмента. Райли предполагает, что на первый взгляд рисунки Конте Сёра можно объяснить тем, что они буквально изображают, однако в основе их лежит нечто таинственное и непостижимое:0005 Что мы ищем ?»

Автопортрет , 1956

Бриджит Райли. Коллекция художника

Этот извечный вопрос восприятия можно также задать в отношении карандаша Райли Конте Автопортрета , в котором, как и Сёра, она использует материал для создания переходов темных и светлых тонов. На одном уровне он изображает фигуру, сидящую за столом, а на другом представляет собой комбинацию прямоугольных однотонных форм. Райли рассуждает о таких работах: «Создавая [их], я мог объективировать тональность, видеть ее с определенной отстраненностью. И именно в этот момент я начал понимать принципы абстракции».

В дополнение к изучению ее художественных влияний, Рисунки Бриджит Райли предоставляет редкую возможность изучить различные направления, которые художница рассматривала и экспериментировала, но в конечном итоге не продолжила. В 1960 году, например, она резко перешла от репрезентативных рисунков пейзажей и человеческого тела к созданию чисто абстрактных работ, изображающих геометрические формы в черно-белом цвете, — шаг, который критики постоянно называют ее «прорывом» в абстракцию.

Но только недавно художник понял, что этот преображающий момент случился раньше. Обсуждая воспоминаний о Шотландии (2), 1959, Райли описал это как «эквивалент» визуального восприятия скалистой береговой линии.

Вместо того, чтобы воссоздавать визуальное ощущение шотландского пейзажа, она пошла в противоположном направлении, используя природу как косвенный источник для создания круглых и прямоугольных форм.

В конце 1960-х Райли снова перешла на использование исключительно черных, белых и серых кругов, квадратов и треугольников к включению цвета в свои энергичные горизонтальные и вертикальные композиции. Ее цель состояла в том, чтобы исследовать визуальное восприятие и световые эффекты через соседнее размещение оттенков.

На прямой у меня была одна из самых фундаментальных форм. Линия имеет направление и длину; он поддается простому повторению и своей регулярностью одновременно поддерживает и противодействует беглому, мимолетному характеру цвета.

— Бриджит Райли

В своих полосах, будь то горизонтальные, вертикальные, диагональные или изогнутые, Райли использует расположение цвета, чтобы направлять наши оптические ощущения.

Прямая линия, по ее словам, является «основой того, что можно назвать цветовым словарем, поскольку Сера использовал точку». Начало в середине 1970-х и до середины 1980-х она исследовала расширенный диапазон цветов для своих полос.

Райли работает с сегментами масштабной бумаги в своей студии в Восточном Лондоне, начало 1990-х годов


Рисунки Райли, которые она называет этюдами, представляют собой эволюционный процесс; сначала она рисует или создает их в коллаже (как показано здесь) на бумаге в рамках подготовки к окончательным работам, которые ассистенты студии рисуют маслом на холсте.

С 1986 года и по сей день Райли создает коллажи из разрезанной бумаги и раскладывает эти полоски как основу для рисунков гуашью. Вместо вертикальных и скрученных полосок, на которых она сосредоточилась в 19-мВ 70-х и начале 1980-х она использует диагональные полосы цвета для создания направленного движения.

В основе цвета лежит парадокс. Это одновременно одно и несколько вещей — вы никогда не сможете увидеть цвет сам по себе; на него всегда влияют другие цвета.

— Бриджит Райли

1 июля Bassacs , 1994

Бриджит Райли. Коллекция художника

Когда я спросил Райли, почему она решила показать весь спектр своих рисунков именно сейчас, она ответила: «С течением времени мне становится все труднее — не легче, а сложнее — подобрать слова, чтобы приблизиться к тому, что я пытаюсь передать на самом деле. сказать. [Показывая] эти семена моего искусства, я надеюсь [сделать это], не заимствуя из науки и не опускаясь до объяснений, которые разрушают его. Это способ сделать прошлое более открытым».

Эта выставка позволяет зрителю задаться вопросом о пределах и возможностях репрезентации и абстракции, от исследований человеческого тела до диагональных полос цвета. Я с нетерпением жду возможности поделиться с вами этим визуальным путешествием по рисункам, которые Райли сделала в возрасте от 15 до 75 лет — листам, которыми она решила поделиться с нами в возрасте 91 года. Темы

  • Выставки
  • От куратора

Русская береза ​​рисунок карандашом. Рисование березы зимой поэтапно в детском саду

Этот урок попал в категорию лёгких, а это значит, что теоретически его может повторить даже маленький ребёнок. Естественно, маленькие дети могут помочь нарисовать березку и родителям. А если вы считаете себя более продвинутым художником, то могу порекомендовать урок « » — он потребует от вас большей усидчивости, хотя будет не менее интересен.

Что вам нужно

Для того, чтобы нарисовать березу нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать специальную бумагу средней зернистости: начинающим художникам будет гораздо приятнее рисовать именно на этой бумаге.
  • Заточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, свернутую в конус. Она будет натирать растушевку, превращая ее в однотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Пошаговый урок

Настоящая природа во всей красе может раскрыться, только если рисовать ее с натуры. Будет намного лучше рисовать, если смотреть прямо на березу. Если такой возможности нет, то выручить могут обычные фото, которых в поисковиках просто навалом.

Кстати, помимо этого урока, советую обратить внимание на урок » «. Это поможет улучшить ваше мастерство или просто доставит вам небольшое удовольствие.

Простые чертежи создаются с использованием контуров. Вам будет достаточно повторить то, и только то, что показано в уроке, чтобы получить приемлемый результат, но если вы хотите добиться чего-то большего, то попробуйте представить это. которые вы рисуете в виде простых геометрических тел. Старайтесь рисовать не контурами, а прямоугольниками, треугольниками и кругами.

Через некоторое время, при постоянном использовании этой технологии, вы увидите, что рисовать становится легче.

Совет: рисуйте как можно более легкими мазками. Чем толще штрихи наброска, тем сложнее будет потом их стереть.

Первым шагом, вернее нулевым, всегда является пометка листа бумаги. Это даст вам представление о том, где именно будет находиться рисунок. Если разместить рисунок на половине листа, вторую половину можно использовать для другого рисунка. Вот пример расположения листа по центру:

Нарисовать березу несложно, так как только у березы ствол белый с черными полосами. Особой «геометрии» в рисовании березы соблюдать не нужно, важно только правильно нарисовать ствол и ветки, чтобы они не получились одинаковой толщины и сужались к краю. А чтобы вам было легче рисовать березу, вы можете воспользоваться этим поэтапным уроком. Поэтапно сначала нарисуйте ствол и основные ветки, затем определите размер кроны березы и зарисуйте.

1. Нарисуйте ствол и основные ветви березы

Сначала нарисуйте эту простую схему для ствола и основных ветвей березы. Не нажимайте сильно на карандаш, потому что на следующем шаге мы удалим эти линии.

2. Общий вид березы

Обведите простым карандашом общий контур и удалите исходную разметку. Следите за тем, чтобы ветки и ствол сужались к краю, иначе рисунок березы будет слишком неправдоподобным.

Одна часть березы растет прямо от основания, обратите на это внимание сразу.

3. Нарисуйте ветки березы без листьев

Размер и количество березовых веток соблюдать не нужно. Вы можете нарисовать березу по-другому, но не рисуйте ветки слишком прямо, иначе она будет больше похожа.

4. Рисуем общий контур кроны березы.

Если ветки и ствол рисовать не так сложно, то рисовать многочисленные мелкие листочки березы довольно скучно и долго. Давайте просто нарисуем общий контур кроны березы, а затем тенями и цветом создадим эффект листьев.

5. Как нарисовать березу простым карандашом

Прежде всего нарисуйте характерную для березы кору — белый фон с черными полосками. Затем возьмите мягкий простой карандаш и «рябью» изобразите листву березы. Этот эффект даже немного оживит вашу картину, корона на картине будет казаться шумящей от ветра.

6. Рисование березы на графическом планшете

Конечно, когда нужно нарисовать зимнюю березу, не нужно рисовать листья и раскрашивать дерево. А вот зимняя берёза — довольно унылый сюжет для детского рисунка, поэтому нарисуем берёзку с листьями.

А если вы любите рисовать березу, то можете нарисовать еще несколько берез рядом, окружающих, неба,. Тогда ваш рисунок березы будет очень красивым и с настроением.

Теперь вы знаете, как нарисовать березу. Если ты приложишь усилия, я верю, что ты достигнешь всего, чего хотел. Теперь можно обратить внимание на урок « » — он такой же интересный и увлекательный. Поделитесь уроком в социальных сетях и покажите свои результаты друзьям.

Как нарисовать березу поэтапно.

По белому цвету коры каждый сразу узнает березу и зимой, и летом. Кора березы очень белая с продольными светло-коричневыми пятнышками, но они мелкие и неразличимы в масштабе всего дерева. Издалека мы также видим следы на стволе березы — черные трещины на коре и следы отмерших веток. На крупных ветвях кора тоже белая, а на более тонких — темно-коричневая, почти черная. У березы повислой (она же плакучая береза) молодые тонкие веточки часто свисают в длинных плетях. Но, замечу, так бывает не у всех берез. Очень часто видишь — рядом растут березы и одна — вся поникла, ветки висят живой занавеской, а вторая бодро стоит, что у тебя липа или тополь — не уныние.

Товарищи, при обучении рисованию деревьев в детском саду малышам предлагается изображение «березки», напоминающей треугольник… в общем, крапчатая морковка с четырьмя-пятью свисающими веточками. Освоив этот образ, дети впоследствии штампуют так любую «березку», внося некоторое разнообразие только в ширину основания «ствола», то есть ствол постепенно из остроугольного треугольника превращается в тупоугольный. один. Я не знаю, что с этим делать. Только НЕ учите таким искаженно-схемным условностям. Но в детском саду это почти неизбежно. Что теперь делать, как нарисовать березу реалистично?

Что ж… сознательно откажитесь от стереотипов, привитых в младенчестве, и постарайтесь увидеть настоящее дерево, а не шаблон, отпечатанный в вашей голове. В принципе, это возможно.

Почему я говорю об этом? — Потому что дети при рисовании как с воображения, так и с натуры оперируют главным образом закаленными в младенчестве штампами и испытывают сильное внутреннее сопротивление самой мысли рисовать с натуры. Поэтому рисовать деревья с натуры я бы учила только подростков, уже достигших осознанности, и только тех из них, кто любит растения и очень хочет научиться рисовать деревья подобным образом. Таково мое мнение. Что вы думаете об этом?

Итак, рисуем березу поэтапно.

Последовательность такая же, как всегда при рисовании растений: сначала рисуем карандашом схему ствола и ветвей.

Обозначим крону и отдельные крупные ветви:

Вот каюсь честно, с этого места я уже дома рисовала — фломастерами и потом акварелью. Моей решимости определенно недостаточно, чтобы выйти на улицу одной с коробкой акварелей, водой и кистями. Умение не смущаться на публике не приобретается в одно мгновение.

Поникшие ветки с мелкими листьями рисовала тычками — кисть №1.

Рисунок на тему Зима для детей 5-7 лет

Мастер-класс по рисованию «Белая береза ​​под моим окном»

Автор : Лебедева Елена Николаевна, воспитатель дополнительного образования детского сада «Солнышко», структурное подразделение Северного педагогического колледжа, г. Серов
Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учащихся педагогических колледжей, родителей и рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие творческих способностей при рисовании эмоционально-выразительных изображений художественными средствами.
Задачи:
формировать умение детей варьировать средства изображения зимних деревьев различными материалами и техниками;
совершенствовать технические навыки владения акварелью в технике а-ля прима, гуашью в технике мазок, с использованием пробела;
развивать композиционное чутье, умение эмоционально управлять цветом в изображении рассвета;
воспитывать интерес к любованию и изучению природы, навыки совместного творчества со сверстниками.
Назначение рисунка: для оформления интерьера комнаты, природного уголка в детском саду, изготовления открытки.

Березу называют символом России. Первоначальное название она получила от имени Берегини, древнеславянской богини, которая была матерью всех добрых намерений и духов. Различают «мужские» и «женские» деревья (береза ​​— береза), которые также различаются по форме: ветки березы распускаются в стороны, береза ​​— вверх. Береза ​​— отличный очиститель воздуха. Весной береза ​​за день может дать ведро сока. Березовые веники способны лечить, очищать, наполняя организм человека витамином С, эфирными маслами. Лучшей для освещения крестьянских изб в старину считалась березовая лучина — она горит ярко и без копоти. Но главная ценность березы для нас, россиян, в ее красоте, величии, искренности. Недаром поэты, композиторы и художники во все времена посвящали ей свои произведения.


Грабарь И.Е. «Февральская лазурь»

С.Есенин (1913)
Белая береза ​​
Под моим окном
Заснеженная,
Ровно серебристая.
На пушистых ветках
Снежный бордюр
Кисти расцвели
Белая бахрома.
И стоит береза ​​
В сонной тишине
И горят снежинки
В огне золотом
Заря, ленивая
Ходит,
Ветки сыплет
Новое серебро. Материалы: альбомный лист , простой карандаш, свеча, акварель, беличья кисть, поролон, стакан воды.


Ход:
1. Лист располагаем вертикально, посередине простым карандашом рисуем ствол, на нем черные «карманы»


2. Справа и слева от ствола, нарисуйте ветки, которые сначала тянутся вверх, а затем постепенно опадают (чем выше ветки, тем короче)


3. У каждой взрослой ветки есть детские веточки (ветки не должны получиться слишком маленькими, иначе будет сложно наносить воск)


4. Ствол и каждую ветку необходимо закрасить — обведите угол свечи (нажим достаточно сильный)
5. При определенном наклоне листа становятся видны восковые линии, это позволит вам не пропустить одну ветвь; также можно залить воском сугробы и нанести точки снежинки в воздухе


6. Поролоном или толстой кистью смочить весь лист водой для нанесения акварели в технике а-ля прима (мокрая живопись)


7. Цвет красота неба — рассвет: горизонтальные линии «заполняют» весь лист акварелью, постепенно спускаясь от верхнего края листа к нижнему, делая плавные переходы от цвета к цвету


8 Волшебство, которое происходит при заливке акварелью, не передать словами: заснеженная береза ​​словно появляется из ниоткуда, поражая воображение дошкольников

Для большего сходства с есенинской березой можно распечатать изображение окна на принтер, вырезая при этом «стеклянную» часть


Наложить силуэт окна на узор березы

Как вариант узор березы можно дополнить аппликацией заснеженной елочки (дети постарше могут нарисовать елочку сразу на листе с береза, в данном случае необходимо добавить в гуашь каплю средства для мытья посуды, например Фея, иначе воск не будет перекрываться гуашью ).

Материалы: лист бумаги пастельных тонов, зеленая и белая гуашь на палитре, кисть плоская щетина, ножницы для вырезания.


1. Набираем зеленой гуашью на всю плоскость кисти


2. Обмакиваем кончик кисти в белую краску


3. Изображение ели начинаем с нижнего яруса: палочка кисть всей плоскостью , нанося широкие вертикальные мазки близко друг к другу (каждый мазок сразу двухцветный, белилами — такой мазок характерен для уральской домовой росписи)


4. Наносим каждый последующий ярус , уменьшая количество штрихов, чтобы передать треугольную форму елки


5. Верх закончить точечным штрихом


6. После высыхания елочку можно вырезать и дополнить композицией из березы.

Дети 5-6 лет легко справятся с рисунком березы


а вот елочка больше подойдет дошкольникам 6-7 лет

Безусловно, изящные белые березки — одни из самых распространенных и любимых деревьев всем. Поэты часто посвящают им строчки своих прекрасных стихов, а художники изображают их черно-белые стволы на своих красочных полотнах. Поэтому, чтобы понять, как нарисовать березу, будет полезно ознакомиться с творчеством самых известных живописцев, посетив для этого ближайший музей изобразительных искусств. Нарисовать березу карандашом можно и прямо с натуры, приехав для этого в какой-нибудь парк или даже в лиственный лес.
Перед тем, как нарисовать березу, следует подготовить:
1). Ластик;
2). альбомный лист;
3). Карандаш;
4). вкладыш;
5). Разноцветные карандаши.


Самый простой способ понять, как нарисовать березу карандашом поэтапно, если не торопиться, но медленно поэтапно рисовать каждое дерево:
1. Нарисуйте линию горизонта. Нарисуйте тонкую дорожку примерно посередине. Отметьте пять березовых стволов. Старайтесь, чтобы деревья были разного размера;
2. Зарисовать стволы деревьев, изобразить ветки и наметить характерные для берез полосы;
3. Наметьте очертания леса вдалеке. Нарисуйте пару камней на переднем плане;
4. Обведите листву деревьев;
5. Теперь вы знаете, как поэтапно нарисовать березу карандашом. Но это всего лишь набросок, который нужно раскрасить. Но сначала обведите эскиз линером. Березки также обведите линером, изобразив им характерный для них узор;
6. Сотрите ластиком исходный набросок;
7. Темно-серым карандашом закрасьте полосы, а также ветки березы;
8. Заштрихуйте камни коричневым и серым карандашами;
9. Окрасить листву берез в зеленый цвет;
10. Синим цветом обозначьте облака и заштрихуйте небо;
11. Темно-зеленым цветом закрашиваем лес, а ярко-зеленым — траву;
12. Заштрихуйте дорожку коричневыми оттенками.
Теперь берёза нарисована и раскрашена карандашом. Чтобы сделать пейзаж более реалистичным и красочным, лучше использовать гуашь или акварель. Также березы можно изобразить и обычным карандашом, более детально проработав рисунок при помощи штриховки. Можно создать очень красивую картину, если нарисовать яркий осенний пейзаж, ведь в сентябре листва этих чудесных деревьев приобретает великолепный золотисто-желтый оттенок. Замечательно смотрятся березы и зимой, когда их голые ветки украшают пышные сугробы.

Чтобы правильно и красиво нарисовать березу, нужно знать ее особенности, что отличает ее от других деревьев. Прежде чем приступать, изучите строение этого растения, особенности его листьев, соцветий, побегов. Вооружившись этими знаниями, вы легко сможете отобразить их в комплексе на своем рисунке. Неважно, какими красками вы рисуете. Если вы знаете, что именно рисуете, у вас обязательно все получится!

Пошаговый рисунок березы
  • Начать рисунок необходимо с проведения вспомогательных линий, которые должны изображать будущий ствол и сходиться в верхней части дерева. Нужно учитывать, что эти деревья довольно стройные, поэтому основание ствола не должно быть слишком толстым, кроме того, это дерево, как правило, не имеет ярко выраженных изгибов.
  • Затем наметьте самые большие ветки. Обычно они начинают довольно высоко выступать из ствола. Поэтому отрезки, которые будут прототипом ветвей, нужно рисовать выше.
  • Нарисуйте выпуклые и вогнутые части вдоль ствола и ветвей будущего дерева. Затем обратите внимание на состояние коры. Например, старые деревья имеют на себе множество неровностей, различных трещин, бугорков, что, конечно же, не следует игнорировать в рисунке.
  • Также обращает на себя внимание тонкая береста, которая имеет свойство слегка отслаиваться от ствола. Учет всех этих нюансов на рисунке сделает его более реалистичным.

  • Теперь, когда основной «каркас» сделан, начинайте рисовать молодые, тонкие побеги, те самые свисающие ветки, с которыми у многих ассоциируется это дерево. Эти побеги очень длинные, тонкие и гибкие, поэтому они сгибаются под тяжестью листьев, бутонов и соцветий.
  • При необходимости дополните нашу березку «серьгами». По размеру эти украшения примерно равны размеру большого березового листа. Они всегда висят. Обычно серьги сгруппированы по две-три штуки. Эти соцветия образуют множество чешуй. Сережки растут на концах длинных побегов.
  • Начинайте рисовать листья. По форме они напоминают яйцо или ромбы, но заострены на конце. Края листа имеют множество зазубрин, а на самом листе хорошо видны ось черенка и несколько отходящих от него боковых борозд.

  • Когда все контуры готовы, нужно переходить к раскрашиванию. Помните, что кора не обязательно должна быть чисто белой. Его цвет зависит в основном от освещения. Например, если вы хотите изобразить березу на закате, то ствол обязательно будет иметь красноватые и желтовато-оранжевые оттенки. Пятна, продольные полосы на туловище должны иметь черно-серый цвет. Листьям березы необходимо придать насыщенный зеленый цвет. Те из них, что моложе, имеют оттенок, близкий к цвету молодой травы, более старые листья имеют более темную окраску. Цвет длинных побегов принципиально отличается от цвета ствола и ветвей – он должен быть коричнево-черным. Тон побегов также будет меняться в зависимости от освещения.

Как нарисовать березу маслом или акварелью?

Сначала нарисуйте ствол березы, без каких-либо неровностей и пятен. В примере деревья стоят против света, поэтому ствол в середине темнее, по краям он «подсвечивается». Ствол в темных частях будет иметь голубовато-серый оттенок. Также необходимо немного затемнить низ ствола.

Затем начинаем работать с темными пятнами. Их необходимо нанести по всей площади туловища. Если вы планируете изображать молодую березу, то пятна нужно располагать горизонтально, если дерево постарше, то на нем преобладают вертикальные дефекты коры. Ближе к земле пятен и трещин больше. У самого основания туловища их рисунок таков, что производит впечатление черной грубой ткани, накинутой на туловище. Пока особо тщательно прорисовывать пятна не нужно. Просто отметьте их расположение светло-серой краской.

Внешняя сторона пятна немного отстает от дерева, поэтому края должны быть светлее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *