Рисунок прялка карандашом: Русская прялка рисунок — 66 фото

Прялка ручная деревянная. Старинные прялки Европы и России. Самопрялка старинная

Прялка – это приспособление для ручного прядения одной нити пряжи, когда свободные волокна перерабатываются в нить путем одновременного скручивания и вытягивания. В европейских странах прялкой называют только устройство с ручным или ножным приводом. В России это понятие шире, включая два вида: простую конструкцию без механики и самопрялку, работу которой обеспечивает привод. Прялки стали важной частью русской культуры. Их самобытная роспись или резьба является предметом пристального изучения историков и искусствоведов.

Девушка c прялкой у окна

Прялка-донце

Простейший вид прялки напоминает букву «L», состоя из вертикальной части, где крепилась кудель, и донца (горизонтальной части). Устойчивость конструкции придаёт пряха, сидящая на донце. В зависимости от материала мастер мог делать два типа прялок. Если находили берёзу или ель с загибом или длинным и крепким корнем, то прялка вырезалась цельной. В некоторых регионах она даже получила прозвище «корневуха» или «прялица-кокорица» (место перехода толстого корня в комель ствола считается самой прочной частью и называется «кокора»). Берёзу ценили больше, поэтому мастера из неё резали прялки для семьи или на подарок, а ель шла для прялок, предназначенных на продажу.

Фото прялки на крыльце

В другом случае донце и вертикальную часть вырезали отдельно, а потом скрепляли, и получалась составная прялка. Из каких пород дерева делали составные прялки? Считается, что ответ кроется в загадке, ответом на которую выступает прялка: «На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу». Для донца брали древесину осины или липы. Вертикальную часть делали из твёрдых пород (клён к ним относится), а берёза в загадке – это веретено в руке пряхи.

Прялка с гребнем

По виду вертикальной части прялки делятся на гребневые (с гребнем) и с лопастью. Гребневые прялки были составные. Вертикаль здесь была самым настоящим большим гребнем с длинной ножкой. На зубья гребня и надевалась кудель (льняные или шерстяные волокна). Такие прялки были распространены в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье.

Прялка с лопастью

В большинстве прялок лопастного типа их вертикальная составляющая разделяется на лопасть (широкая верхняя часть) и шейку или ножку (узкая нижняя часть). На ножке тоже могли быть выступы шириной не меньшей, чем у лопасти, но им придавали чисто декоративное значение. Лопастные прялки любили на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае. Прялки с лопастью могли быть как цельными, так и составными. Впоследствии вертикаль лопастных прялок тоже стала составной. Ножку мастер вытачивал на токарном станке, а плоская лопасть крепилась в прорези ножки.

Расписные прялки

Грязовецкие прялки

Прядение было распространено повсеместно, поэтому прялку можно было увидеть практически в каждой деревенской избе. Как и другие предметы домашнего быта, прялки богато украшались мастерами художественной резьбой или узорчатой росписью. Богато разукрашенную прялку брали охотнее и платили за неё больше. Иногда мастер с фантазией мог выручить за необычно расписанную прялку больше, чем другие за целую партию. Каждый российский регион в украшении прялок отражал особенности местной культуры.

Ярославские прялки

Мастера ярославских земель придавали большое значение отделке ножек. Казалось бы, цельный кусок дерева будет прочнее, и прялка прослужит дольше. Но искусство требовало жертв, и прочность проигрывала стремлению к красоте. Ножки столбчатых ярославских прялок чем-то напоминают обелиски Древнего Египта.

Ярославские прялки

Это тоже работа ярославских резчиков. Здесь плоскость лопасти целиком превращена в полотно, заполненное художественной резьбой от мелких узоров до сюжетных картин. Это так называемые «теремковые» прялки.

Городецкие прялки

Если пряха сидит на донце, следовательно, его можно оставить без украшения? Нет, городецкие мастера считали иначе. Расписные донца, вышедшие из их рук, поражают детальной проработкой композиции, которая порой даже сложней и красочней, чем та, что на лопасти. Оказывается, прялка была украшением любого дома. И пришедшие гости по прялке часто оценивали богатство и достаток семьи. Когда прялка не использовалась, её подвешивали к стене на видное место. И тут уж донце было на всеобщем обозрении.

Прялки Архангельской области

Резьба и роспись Архангельской и Вологодской земель использовала орнаменты с древними символами. В кругах, ромбах, треугольниках, квадратах и зубчатых линиях искусствоведы видят изображения солнца и звёзд, а также различных стихий: огня, земли, воздуха и воды. Присутствуют на лопастях мифические птицы и узнаваемая сценка поездки на санях.

Прялка-«рассказ». Пермогорская роспись (первая половина XIX века)

В деревнях на берегу Северной Двины и Мезени образовалось несколько самостоятельных школ росписи. Растительные мотивы характерны для пермогорской, ракульской и борецкой росписей. Мы решили привести образец Пермогорской росписи, чем-то похожей на сюжет русского лубка. В центре сюжета свадебный поезд. Но среди росписей Русского Севера, встречающихся на прялках, пожалуй, необычнее всех мезенская.

Мезенская роспись по дереву

Мезенские прялки

Лопастные прялки мастеров, живших вдоль реки Мезень, демонстрируют самобытный вид народного промысла, которым долгое время славились палащельские мастера (деревня Палащелье находится в Лешуконском районе Архангельской области на правом берегу реки Мезень). Поэтому второе название мезенской росписи – палащельская. Наиболее старая прялка с данной росписью датируется 1815 годом. В такой технике известна роспись и других бытовых предметов, но всё же во главу промысла некоторые исследователи ставят именно прялку.

Фрагмент росписи мезенских прялок

Палащельская роспись двухцветна. Изначально красную краску делали из глины, смешанной со смолой лиственницы, чёрной служила сажа, к которой добавляли ту же смолу. Позже начали закупать чёрную фабричную тушь и сурик. Третьи цветом служила сама светлая древесина, на которой красный и чёрный цвета смотрелись контрастно. Замалёвок мастера делали красным, идя по лопасти сверху вниз. Когда краска высыхала, делали чёрную обводку. Кистью для замалёвка чаще всего выступала тиска – палочка с излохмаченным кончиком. Обводку выполняли пером глухаря или тетерева. Детали узора наносили кисточкой из тонких волосков. Татьяна Варенцова, по крупицам собравшая сведения о мезенской росписи, именует её канонические элементы «бёрдо» (верхний бордюр из сеточек-решеточек), «курочки» (мазки-завитки под бордюром) и «коньки» (ряды бегущих коней или оленей на паучьих ногах). Сохранить долговечность росписи помогала олифа с еловыми маслами, придавая дереву солнечно-золотистый оттенок.

Фрагмент росписи мезенской прялки

Мезенские мастера украшали и оборотную сторону лопасти, но здесь роспись уже выглядит «экономнее», так как от мастера уже не требовалось следовать канону. В основном, это жанровые сценки, выполненные в примитивной манере. На ранних предметах скачут табуны или запечатлены сцены охоты. На поздние успел попасть даже пароход, выполненный в своеобразной манере. Оригинальная мезенская роспись в Палащелье просуществовала примерно до 1930-х гг. Через тридцать лет её возродили в Селище. В Северодвинске и Архангельске выпускают сувениры с имитацией палащельской росписи.

Самопрялка

Чаркха

Если изобретение колеса приписывают шумерам, то самую первую прялку (согласно последним археологическим находкам) сконструировали где-то на территории современной Индии. Там этот инструмент использовали ещё две с половиной тысячи лет назад. Сами древние прялки не сохранились, но историк Дж. М. Кенойер, специализирующийся на изучении цивилизации долины Инда, обратил внимание, что однородность нити, позволяющей создавать плотное её переплетение в ткани, свидетельствует об использовании прялки.

Работа китайского художника Ван Цзючжэна (ок. 1270 г.) и сцена из Аль-Макамата, написанная аль-Васити (1237 г.)

Это не единственная версия, и споры продолжаются. Например, Дитер Кун и Вейджи Ченг доказывают, что прялка возникла во времена династии Чжоу в Китае, в первом тысячелетии до нашей эры. Упоминание о ней найдено в китайских словарях второго века нашей эры. Другие исследователи считают, что изобретение прялки произошло ещё позднее в исламском мире, ссылаясь на документ из Багдада, где нарисована работа за прялкой. Если обобщить, можно вывести, что конструкция самопрялки впервые появилась именно в восточных регионах, а уже потом купцы и путешественники увозили удивительный инструмент в свои страны.

Работа за индийской прялкой-чаркхой

Ведущее колесо индийской чаркхи вращает одна рука пряхи, а другая скручивает нить, уходящую на кончик веретена. По мнению исследователей, купцы и путешественники, заезжая в Индию, увозили чаркху на родину. А там уже местные мастера, сохраняя принцип действия, меняли отдельные элементы прялки, добавляя удобство в работе с ней. Например, вместо веретена придумали ставить направляющую рогульку с катушкой, и надобность перематывания нити с веретена отпала.

Рисунок прялки (1480 г.)

В Европе подобная прялка появилась примерно в конце XII века Конструкция, получившая распространение, предполагала наличие доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Самое старое изображение европейской самопрялки найдено в средневековой домовой книге замка Вольфегг и датируется 1480 годом. Между ручным прядением и самопрялкой в Европе долгий период шла самая настоящая война. В архивах хранятся документы, запрещающие использование прялки в Венеции (1224 г.), Болонье (1256 г.), Париже (1268 г.), Шпейере (1280 г.), Абвиле (1288 г.), Сиене (1292 г.) и Дуэ (1305 г.). Считается, что защищающие шерстяную нить ручного прядения запреты вводили из-за того, что пряжа, полученная в тот период при помощи прялки, была слабой, неровной, недостаточно скрученной и слишком узловатой.

Чертёж прядильной машины Леонардо да Винчи

В 15 столетии на самопрялке начали применять рогульку. Для истории сохранился чертёж Леонардо да Винчи. Великий изобретатель сконструировал прядильный механизм с продольно перемещаемой вращающейся лопастью. Такая прялка позволяла тянуть, скручивать и наматывать нить на три разные катушки. Это один из примеров изобретения, опередившего время, поскольку при жизни Леонардо да Винчи его конструкция широкого распространения не получила. Время прядильных машин было ещё впереди. Первым в мире построил рабочую многоверетённую прядильную и гребнечесальную машину в 1760 году Родион Глинков. В действие её приводило водяное колесо.

«Русская прялка»

В 16 столетии к самопрялке добавилась педаль для вращения колеса. Теперь устройство приводила в движение нога пряхи. На землях, где проживали славяне, название таким самопрялкам давали по типу расположения колеса. Конструкция с колесом, стоящим на одной вертикали с прядильно-наматывающим узлом по отношению к полу, считалась родной, поэтому её именовали «русская прялка» или «стояк».

Картина «Последняя пряха в моей деревне» и герб г. Киикка

Если же колесо располагалось сбоку от узла, станина которого находилась под углом к полу, эту самопрялку считали заимствованной от северо-западных соседей и нарекали «чухонка» или «лежак». Прялка подобного типа изображена на гербе финского города Киикка (ныне входит в состав муниципалитета Этса). Самопрялка входила в приданое европейской невесты вплоть до 19 столетия. А в России древний обычай дарить невесте прялку продержался ещё дольше.

Элементы деревянной прялки

Прялка-донце

Казалось бы, выше мы уже детально разобрали составляющие прялки-донца. Но нет, оказывается, мы коснулись лишь основных её деталей. Декоративная отделка повышает их число. В данном случае мы видим «серьги» и «городки».

1-2. Стойки. 3 Тяга. 4. Станина. 5-6. Деревянная педаль с осью. 7. Ножки. 8. Колесо. 9. Перекладина. 10. Кожаный подшипник. 11. Верхняя стойка-опора. 12. Рогулька. 13. Винт. 14. Катушка-вьюшка.

Добавим к прялке-донцу колесо с ножным приводом и получим самопрялку с горизонтально закрепленным веретеном. Это «русская прялка», так как веретено и колесо находятся по отношению к полу на одной вертикали.

Механизм самопрялки

На примере европейской прялки разберём действие её механизма. Его приводит в движение подножка (f), которую традиционно делают под правую ногу. Движение обеспечивает приводной или ведомый стержень (e), рукоятка (d) и маховик (c). Вращающийся элемент состоит из рогульки с двумя плечами (а) из дерева или железа. К ним крепятся направляющие для нити (i) в виде ряда крючков, отверстий или петелек. Шпиндель (x) с входным отверстием (y) прочно соединён с рогулькой. Шпулька (b), свободно перемещающаяся по шпинделю с мутовкой (u), выступает в роли катушки. Для некоторых типов прялок использовали крыльчатые мутовки (r), насаженные на веретено или соединенные с ним разъемной резьбой. Шпулька и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями (s и t), которые делали из хлопка, льна, шерсти или кожи. Благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее шпульки. Она и скручивает вытянутую кудель в нить, прежде чем последняя ляжет на шпульку, вращающуюся с меньшей скоростью.

Символизм прялки

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина

«Три девицы под окном / Пряли поздно вечерком», — так начинается пушкинская «Сказка о царе Салтане». Почему они – пряхи? И почему их именно трое? Три богини, прядущие нити человеческих судеб пришли к нам из мифологии прошлых веков. В Древней Греции этими пряхами были мойры, а в Древнем Риме – парки. «Какова нить, такова и жизнь», — принцип их работы. Одна из этих девиц кардинально изменит судьбы царя, а две остальные поспособствуют дальнейшим переменам.

Колесо прялки тоже часто соотносят с колесом времени или колесом судьбы, вращение которого привносит в жизнь человека различные события от его рождения до самой смерти (когда колесо остановится или оборвётся нить). Выражение «бабий счёт по пряже» — это определённый вполне реальный отрезок времени. В «Одиссее» по совету Афины Паллады Пенелопа, в ожидании мужа не желающая принимать женихов, распускает сотканное ей за день, что символизирует обратный ход времени. Момент её выбора не приближается, а отдаляется, повышая шанс дождаться Одиссея.

Печь была краеугольным местом при возведении крестьянского дома. Ставилась печь, а всё остальное уже как бы достраивалось вокруг неё. От того, как стояла печь, зависело размещение дверей и окон. Если печь располагали так, что женщине в ней было сподручно прясть, дом получал прозвище «изба-пряха», если же наоборот, то «изба-непряха».

«Спящая красавица»

Прялка символизировала ежедневный труд простого народа, отделяя его от слоя богатых бездельников. Очень хорошо этот факт символизирует сказка «Спящая красавица». Принцесса засыпает на сто лет, уколовшись веретеном, которое она никогда не видела. В русском переводе сказки присутствует одно веретено, но на зарубежных иллюстрациях часто изображена именно прялка с колесом или самопрялка. Неведение богачей о прялке замечательно обыграли в советской экранизации сказки из «Тысячи и одной ночи» диалогом между матерью Аладдина и царевной Будур.

— Я подарю тебе прялку.

— А что это такое?

— Посмотришь — тебе понравится.«Волшебная лампа Аладдина»

Кроме «Спящей красавицы» прялка фигурирует в сказке «Румпельштильцхен», героиню которой заставляют прясть золото из соломы. Чешский поэт Карел Яромир Эрбен написал поэму «Zlatý kolovrat» («Золотая прялка»). Сборник рассказов «Истории о прялках» в своё время издала Луиза Мэй Олкотт. Правда, если углубиться в чтение, окажется, что их сюжеты с прялками не связаны. Целью писательницы было скрасить чтением монотонный труд прях, вращающих колесо.

Флаг Индийского национального конгресса (1931 г.)

Благодаря обошедшей весь мир фотографии Махатмы Ганди за индийской прялкой-чаркхой, последняя стала ещё и символом индийского движения за суверенитет. По утверждению Ганди, если народ Индии целенаправленно сядет за прялки, его труд создаст основу для экономической независимости и возможность выживания в бедных сельских районах страны. Флаг Индийского национального конгресса в центре содержал изображение прялки. Правда, на Государственном флаге Индии от прялки осталось лишь колесо.

Сейчас даже домашняя электропрялка, полностью механизировавшая труд пряхи, уже выглядит анахронизмом. А прялка-донце окончательно превратилась в фольклорный элемент, фрагмент сказочного сюжета и деталь быта невозвратимо ушедших эпох. Но сквозь стекло музейных витрин роспись и резьба лопастей прялок призывается вглядеться в их узоры и, быть может, разгадать какую-то зашифрованную в них и пока не раскрытую тайну истории России.

Северные прялки | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме:

Разработка урока по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс. Русские северные прялки

Тема «Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки». «Мы рисуем русскую прялку». (2 урока)

Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Пермогорской росписью.

Задачи:

Познакомить учащихся с отдельными предметами  крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, Формировать умения самостоятельно составлять декоративно-сюжетные композиции. Учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре;  развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Оборудование и материалы:

Для учителя: Наглядные пособия (прялка), таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента, словарь терминов, шаблоны, презентация росписей.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Для учащихся:   альбом, простой карандаш, ластик, фломастеры, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.

План урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

2.Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Выставка и анализ детских работ.

7. Подведение итогов.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. Слайд №1

Русская народная песня  «Пряха». Слайд №2 (девушка за прядением, на фоне песни)

Пряха.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

Прялка — предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Слайд №3 (расписные прялки)

«Прялка» была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Слайд №4 (девочка, сидящая за прядением)

   Чтобы приготовить себе приданное, девушка  начинала прясть с 6-8 лет. Девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, для того, чтобы наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться.

    Слайд №5 (фото девушки за прядением)

  Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке. Садилась пряха и осторожно левой рукой вытягивала нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Слайд №6 (веретёна, мочесник)

Веретена с напряденными нитками-мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки – веселые вечеринки. Слайд №7 (Девушки сидящие за прядением, на фоне музыки) Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы.

Демонстрация старинной прялки + Слайд №8 (фото старинных прялок)

Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.

В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.

Сегодня мы познакомимся с северными Пермогорскими прялками. Слайд №9 (сцены из повседневной жизни: чаепитие, катание на лошадях, прядение)

Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края и любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях

В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями – фантастические существа: вещие птицы Сирины. (показ по таблице – Пермогорская роспись)

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

Слайд №10 (демонстрация отдельных элементов прялки)

Основные элементы прялки: 

  1. Городки
  2. Лопасть
  3. Серьги
  4. Ножка
  5. Донце  

Слайд №11 Существует множество пословиц и поговорок о прядении: (домашнее задание: дети называют поговорки, пословицы)

  1. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  2. Прялка не Бог, а рубаху дает
  3. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  4. Не ленись прясть, хорошо оденешься

Слайд №12 (северные прялки) Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, — яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в ХIХ в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Учитель показывает и называет росписи на прялках.

Слайд №13 Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Слайд №14 (пермогорская прялка) На Пермогорской прялке роспись лицевой стороны разбивается на две части.

Верхняя – большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях дерева (показ по таблице). Птица чаще всего заключена в круг. Птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей добро, счастьен в дом. (предлагаются также варианты изображения упрощенного рисования петушка, цветка)

В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием на конях, чаепитием, посиделками, свадьбой. В росписи пермогорских мастеров использовалось 4 цвета:

Красный – основной

Жёлтый и зелёный – сопутствующие

Чёрный – оживка, контур.

Физкультминутка: Слайд №15 (девочка, сидящая за прядением, на фоне песни о пряхе)

А сейчас я предлагаю Софии попробовать продемонстрировать, как прядут на настоящей прялке. Звучит фрагмент песни «Ах ты прялица» Ребята повторяют на местах движения, как прядут за Софией.

4 Постановка художественной задачи.

Слайд №16 (фрагмент верхней части прялки) У ребят уже к уроку готовы различные виды прялок, выполненные по шаблонам. Шаблон прялки разбивается на две части. На первом уроке ребята прорисовывают верхнюю часть прялки, вписывая в круг птицу Сирин, петушка или цветок (предлагается раздаточные карточки с элементами рисунка: бордюры, птицы, цветы). Оформляем и украшаем бордюры. Выполненную часть прялки раскрашиваем гуашью. На доске таблицы с элементами пермогорской росписи, с которыми ребята знакомились в 4 классе.

2-ой урок: Повторяем пройденный материал, закрепляем ответами на вопросы учителя. Слайд №17 (фрагмент росписи нижней части прялки)

— С какими северными росписями на прялках мы с вами познакомились?

— Какую северную прялку мы украшаем?

— Что изображали мастера на прялках?

— Какие цвета использовали для росписи?

«Ребята, внимательно рассмотрите предложенные вам шаблоны, выберите свой сюжет росписи.

выполните рисунок сценки «Катание на конях», «Чаепитие», «Прядение»

Работу нужно выполнить в цвете  гуашью. По окончании работы, весь рисунок на прялке обводится чёрным фломастером (оживка)

Учащиеся приступают к самостоятельной работе. Во время работы контролировать учащихся: поощрять их, помогать справляться с заданием.

 звучит музыка (русские песни). Слайд №18 (Палех. Девушка в избе за прядением)

5 Практическое выполнение задания.

   Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.

6 Выставка и анализ детских работ.

7 Подведение итогов

— Какие виды прялок существовали?

  — Назовите основные элементы прялки?

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека — прялкой.

Урок окончен.

Разработка урока по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс. Русские северные прялки

Тема «Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки». «Мы рисуем русскую прялку».

Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Пермогорской росписью.

Задачи:

Познакомить учащихся с отдельными предметами  крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, Формировать умения самостоятельно составлять декоративно-сюжетные композиции. Учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре;  развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Оборудование и материалы:

Для учителя: Наглядные пособия (прялка), таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента, словарь терминов, шаблоны, презентация росписей.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Для учащихся:   альбом, простой карандаш, ластик, фломастеры, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.

План урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

2.Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Выставка и анализ детских работ.

7. Подведение итогов.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

Русская народная песня  «Пряха».

Пряха.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

Прялка — предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Слайд №1 (старинная русская прялка)

«Прялка» была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Слайд №2 (разные виды и росписи прялок)

   Чтобы приготовить себе приданное, девушка  начинала прясть с 6-8 лет. Девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, для того, чтобы наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться.

    Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке. Садилась пряха и осторожно левой рукой вытягивала нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Слайд №3 (веретёна, мочесник)

Веретена с напряденными нитками-мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки – веселые вечеринки. Слайд №4 (Девушки сидящие за прядением) Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы.

Демонстрация прялки

Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.

В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.

Сегодня мы познакомимся с северными Пермогорскими прялками. Слайд №5 (сцены из повседневной жизни: чаепитие, катание на лошадях, прядение)

Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края и любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях

В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями – фантастические существа: вещие птицы Сирины. (показ по таблице – Пермогорская роспись)

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

Слайд №6

Основные элементы прялки: 

  1. Городки
  2. Лопасть
  3. Серьги
  4. Ножка
  5. Донце  

Существует множество пословиц и поговорок о прядении: 

  1. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  2. Прялка не Бог, а рубаху дает
  3. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  4. Не ленись прясть, хорошо оденешься

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, — яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Слайд №7 (северные прялки)

Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

На Пермогорской прялке роспись лицевой стороны разбивается на две части.

Верхняя – большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях дерева (показ по таблице). Птица чаще всего заключена в круг. Птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей добро, счастьен в дом. (предлагаются также варианты изображения упрощенного рисования петушка, цветка)

В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием на конях, чаепитием, посиделками, свадьбой. Слайд №8 (пермогорская прялка)

В росписи пермогорских мастеров использовалось 4 цвета:

Красный – основной

Жёлтый и зелёный – сопутствующие

Чёрный – оживка, контур.

Физкультминутка: 

А сейчас я предлагаю С. Попробовать продемонстрировать, как прядут на настоящей прялке. Звучит фрагмент песни «Ах ты прялица» Ребята повторяют на местах движения, как прядут за С.

4 Постановка художественной задачи.

Шаблон прялки разбивается на две части. Ребята прорисовывают верхнюю часть прялки, вписывая в круг птицу Сирин, петушка или цветок (предлагается раздаточные карточки с элементами рисунка: бордюры, птицы, цветы). Оформляем и украшаем бордюры.

Объясняется вторая часть задания.

 «Ребята, внимательно рассмотрите предложенные вам шаблоны, в нижней части прялки выберите свой сюжет росписи.

Выполните рисунок сценки «Катание на конях», «Чаепитие», «Сказочные птицы».

Работу нужно выполнить в цвете  гуашью. Можно помочь себе фломастерами, подчеркнув мелкие детали или линии

Учащиеся приступают к самостоятельной работе. Во время работы контролировать учащихся: поощрять их, помогать справляться с заданием.

 звучит музыка (русские песни).

5 Практическое выполнение задания.

   Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.

6 Выставка и анализ детских работ.

7 Подведение итогов

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека — прялкой.

— С какой северной росписью с вами познакомились?

 — Какие виды прялок существовали?

  — Назовите основные элементы прялки?

— Что изображали мастера на прялках?

— Какие цвета использовали для росписи?        

    .

Цены на пользовательские карандашные наброски | Самая низкая цена и бесплатная доставка

Карандашный набросок, сделанный на художественной бумаге настоящими художниками.

Оплата только 30% предоплата. Остальное только после одобрения вашей картины!

Размер Дополнительные темыSixSevenEightNine
8″ x 8″ 60 $
12″ x 12″ $85
12″ x 16″ 115 долларов 140 долларов
16″ x 20″ 150 долларов $175 200 долларов
18″ x 24″ $195 225 долларов 255 долларов 285 долларов
20″x30″ 240 долларов 270 $ 300 долларов $330 $360
24″ x 36″ 295 долларов $325 $355 $385 415 долларов
30″ x 40″ $355 $385 415 долларов 445 долларов 475 долларов

Свернутый карандашный набросок будет доставлен в художественной тубе, чтобы избежать повреждений во время транспортировки.

Мы не предлагаем варианты отделки для этого носителя, так как он может легко испачкаться во время транспортировки.

Если вы хотите, чтобы ваша работа была оформлена в рамку или в галерею, обратите внимание на наши картины маслом или акрилом.

Trustpilot

Цены на Pencil Sketch Часто задаваемые вопросы

Сколько будет стоить Pencil Sketch с двумя людьми и одним питомцем?

Цена карандашного наброска для двух человек и одного питомца будет примерно $200 . Однако цены на карандашный набросок могут увеличиваться с увеличением размера холста.

Сколько будет стоить добавление фона в мой карандашный набросок?

Удаление или добавление фона к вашему карандашному наброску не требует дополнительной оплаты. PortraitFlip предоставляет все свои настройки бесплатно.

Сколько будет стоить добавление дополнительного персонажа в фотошоп дизайн?

Вы можете добавить в свой карандашный набросок столько символов, сколько захотите, до утверждения дизайна в фотошопе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *