Скульптура рисунок карандашом поэтапно: Как нарисовать скульптуру поэтапно? ♥ Рисунки карандашом поэтапно

Рисунок гипсовой головы: памятка для начинающих

Изображение гипсовой головы – обязательная часть любых курсов рисования, однако далеко не самая простая. Как правило, будущие художники приступают к рисованию головы после того, как освоили геометрические формы и натюрморт.

Гипсовые фигуры являются самым наглядным примером для того, чтобы понять строение головы и подготовиться к дальнейшей работе с живой натурой. Освоить основные формы головы проще на наиболее обобщенных и монументальных греческих скульптурах…

Почему начинающие рисуют гипсовые головы?

Слепки, сделанные с античных скульптур, прекрасно подходят для практики начинающих художников в изображении головы. При их создании гипсовых объектов мастера находили и обобщали данные о действительных формах и чертах лица, поэтому художник видит перед собой реальную характеристику головы человека.

Немаловажно также и то, что такая гипсовая модель остается неподвижной на протяжении всего процесса создания портрета. Рисующий может сам выбрать расположение объекта и освещение, что значительно упростит работу.

Задача облегчается еще и тем, что у гипсовой фигуры нет второстепенных деталей, на которые может отвлекаться взгляд. Гипсовые лица идеальны и без изъянов, на них нет дополнительных украшений.

Наконец, однотонный гипс помогает лучше понять, как выстроить голову на вашем рисунке и как связать между собой ее детали

Рисунок головы из гипса поэтапно

Профессиональные художники советуют, работая над рисунком головы, двигаться последовательно, перехода от общего к частному.

Сначала нужно выбрать точку зрения на изображаемую голову. Для большего удобства начинающим художником стоит установить скульптуру так, чтобы она находилась выше уровня глаз рисующего. Стоит также помнить, что в процессе работы «модель» не будет двигаться, и следить за собственными движениями. Художнику лучше находиться на расстоянии, примерно равном тройной длине гипсовой головы.

Затем нужно наметить на листе бумаге общую композицию головы, определить соотношение ширины и высоты. После этого намечаются скуловые кости, то есть отделить лицевую часть от боковой. Потом можно разделить лицо на основные пропорции. Вам необходимо обозначить общий овал лица, а затем обозначить тонкими линиями места, где будут располагаться глаза, рот и нос.

Рисуя голову, обратите особое внимание на симметрию парных частей лица – глаз, ушей, бровей. При этом стоит помнить про перспективу и то, как она меняет изображение.

На следующем этапе вам нужно начать постепенный переход к детализации и уточнению, начинать прорисовку отдельных черт лица. Намеченные ранее формы носа, губ, глаз нужно доработать с учетом индивидуальных размеров и расположения.

После этого можно переходить к светотеневой проработке рисунка головы. Сначала нужно проложить главные тени легкой штриховкой, чтобы оценить общий объем головы и конкретных деталей. Это поможет выявить ошибки, сделанные на предыдущих этапах создания рисунка, и оперативно скорректировать их.

Затем можно перейти к работе со светом, полутенями, а также собственными и падающими тенями головы. Важно не сделать изображение слишком темным – в финале гипс на рисунке все равно должен остаться белым.

Не забывайте, что штрихи нужно нанести только на ту часть рисунка, где это будет по-настоящему необходимо и уместно. Главное – не переборщить.

На финальном этапе работы художник должен вернуться от частного обратно к общему. Рекомендуется посмотреть на работу издалека и обратить внимание, выявлен ли общий объем головы. Изображение головы должно быть целостным и контрастным ближе к центру, а ближе к краям – более рассеянным.

Рисунок гипсовой головы для абитуриентов

Поступающим в художественные вузы необходимо сдавать творческий экзамен и выдержать серьезный конкурсный отбор. Правильное изображение головы из гипса – это один из немаловажных факторов, который учитывается при поступлении.

Скульптура Дорифора – один из самых простых объектов, освоив который можно переходить к более сложным головам. Однако и с этим рисунком головы часто возникают сложности. Чтобы освоить его, необходима частая практика под надзором опытного преподавателя.

Если вам нужно подготовиться к поступлению в художественный вуз, запишитесь на курсы школы-студии К.Э. Арутюновой. К каждому ученику здесь применяется индивидуальный подход, учитываются изначальный уровень рисунка и время до сдачи экзамена. Записаться на занятия можно по телефону студии или через форму на сайте.

Похожие записи

Рисунок гипсовой головы

Желающий серьезно заняться рисунком головы должен иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка вообще. Без знания некоторого опыта в рисовании самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных моделей, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения.

Поэтому рисующему голову следует прежде всего обратить внимание на ее строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих ее объем. Отсюда происходит профессиональное выражение «строить голову».

Рисующий также должен иметь в виду, что голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображения, поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной.

Рисование голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры. 

В этой работе так необходимо соблюдать последовательность, причем эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале для освоения основных форм следует рисовать головы наиболее обобщенного монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например, таких, как «Дорифор» Поликлета, «Гера», «Диадумен». Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию «Зевса», «Геркулеса», «Лаокоона», «Гомера»; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы «Гермеса», «Апоксиомена», «Аполлона».

Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисованию живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты — Люция Вера, Сенеки и других.

В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнаженной шеей можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона  или другие эллинистические скульптуры, например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.

Для изучения отдельных частей очень полезна голова известной скульптуры Микеланджело «Давид» — его глаз, нос, губы, ухо.

Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров уже найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении основных частей модели. Кроме того, ее неподвижность и ясно выраженная светотень облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.

Начиная рисовать голову, нужно прежде всего позаботиться о ее постановке и освещении.

1. Голова Аполлона. Фрагмент копии римского оригинала. 340 г. до н. э.

2. Голова Лаокоона. Фрагмент копии греческого оригинала 27 г. до н. э.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Образующие голову поверхности и характер ее объема лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45°. При отсутствии искусственного света модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и таким образом также получить верхний свет. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.

В зависимости от поставленных задач источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.

Фон для гипсовой головы необходимо брать темнее освещенных ее частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещенной головы лучше всего ровный серый фон: около ее светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у темных мест высветляться. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.

Для первых рисунков голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на линии глаз модели.

Одним из главных условий работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Поэтому следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.

Не следует садиться ни слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.

Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что, изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости (как, например, на столе, подставке, земле). Табуретка,стоящая на полу, ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости. Голова, изображаемая в пространстве, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приеме построения — в использовании собственных внутренних точек опоры. Эти опорные точки дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.

Вначале положение головы и шеи в фас при отсутствии внешних опорных точек определяется с помощью вертикали и горизонтали; намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направления глаз и других размещающихся параллельно им форм (ил. 3).

3. Первая стадия рисования гипсовой головы

Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, затем наметить основной объем головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объеме головы можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей (ил. 4).

4. Вторая стадия рисования гипсовой головы

Намечая основные части лица — расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, — сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью увеличивается количество сравниваемых величин, и поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика переделывать рисунок заново. Так, например, если приуменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции. Переносица, рас-положенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.

Форма головы ограничивается прямыми и изогнутыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объемной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушеванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой и плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге — это и есть построение объема на плоскости листа (ил. 5).

5. Третья стадия рисования гипсовой головы

Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой на первых порах упрощенности и резкости в их трактовке. Правильное понимание объема головы, характера ее основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех ее частей несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей  бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны малоопытные рисовальщики. Необходимо помнить, что в объемном построении головы нужно идти таким же путем, каким идет скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объем. Совокупность этих поверхностей даже в своем предельно упрощенном виде представляет уже реальную объемность, являющуюся основой для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение убедительно показаны на рисунках головы Аполлона, выполненных В. Е. Савинским (ил. 6,7).

6. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1878. Итальянский карандаш

 

7. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1880-е гг. Итальянский карандаш

Резкими определенными плоскостями пролеплен весь объем головы, показаны лицевые и боковые ее поверхности, овальные формы глаз, крепко вставленных в глазницы. На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы к боковым, более перспективно сокращенным. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.

Когда вы намечаете поверхность формы, вводите легкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объемное выражение.

Следующей стадией рисунка головы является передача ее пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причем он может быть или постепенным, или резким. На (ил.7) видна граница, отделяющая лицевую, освещенную поверхность головы от боковых, затемненных, а также более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.

Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых имеет решающее значение в передаче объемности головы.

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Посмотреть

Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию деталей должен быть постепенным и почти незаметным.

Уточняя, например, обобщенную первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру ее поверхности являются местом расположения более мелких форм (крыльев носа, ноздрей, кончика носа), весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.

Рассматривая поверхность лба, рисующий дол¬жен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (ил. 6).

Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху переходит в овальную форму лобных костей. Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчиненными должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы ее проверкой и могут способствовать взаимному уточнению. Например, боковая поверхность носа определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.

Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушевку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте легкой светотенью поверхности, образующие объем, оставляя для освещенных мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушевкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в нее рефлексы и в область света — полутона и блики. Беспрестанно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещенной формы.

Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает у малоопытных рисовальщиков), нужно прежде всего найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка; при этом хорошо иметь перед глазами кусочек черного бархата или зачерненной бумаги, сравнительно с которыми самую глубокую тень на гипсе придется взять более легкой и прозрачной.

8. И. Е. Репин. Рисунок головы Севера.1864. Графитный карандаш

На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И. Е. Репиным, можно наблюдать четко отработанные детали, объединенные тоном в единое целое. Падающий сверху свет книзу постепенно слабеет, утрачивая свою силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют подчеркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон помогает передавать освещенную форму в пространстве.

Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщенными, чем живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для неопытных рисовальщиков затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате появляются ошибки: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечерненные тени «проваливаются», резкие контрасты дальних планов «лезут» вперед. Прежде всего эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.

Умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки является необходимым условием для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует постараться воспринять их как однородные явления, то есть представить реальную гипсовую голову как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними — или в построении, или в освещении. При виде спокойного тона натуры очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но «замученный» и сбитый с тона рисунок при известном опыте поддается исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, снимкой или тряпкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются «выпадающие из тона» детали, а если требуется — подчеркиваются контрасты ближайших планов.

Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок прекрасно передает форму, освещение, материал и окружающую среду.

Образцы рисунков из методического фонда подготовительных курсов Московского архитектурного института.

(Кликните по любому изображению для просмотра)

Смотрите также
  • Этюд головы
  • Лепка головы
  • Уроки по ИЗО
  • Рисунок женской головы

18 бесплатных мастер-классов преподавателей Школы рисования Вероники Калачевой

Мне нравится делиться с людьми — знанием, вдохновением, опытом. Частичку всего этого я и хочу подарить сейчас вам. Вероника Калачева, основатель Школы рисования

Посмотреть

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Двухдневные скульптуры карандашом EASY

Боже мой, вы все! Эти крошечные карандаши были едва ли не самым простым двухдневным скульптурным проектом… и посмотрите, какие они вонючие милые! Если вы следите за мной в Instagram, то знаете, что все мои дети создают скульптуры из предметов искусства. На данный момент мы сделали скульптуру из мелков, ножниц, клея и больших розовых ластиков. Я обязательно поделюсь с вами всем этим, а также видео с практическими рекомендациями. Но сегодня я решил поделиться этими супер милыми карандашами, которые мои четвероклассники сделали всего за 2 одночасовых урока рисования!

Вот видео, которое я создал, чтобы поделиться простым процессом!

День первый: Вдохновителем для этого проекта стала художница Люси Воробей. Если вы не знакомы с этой британской художницей, она создала инсталляцию, которая выглядит как круглосуточный магазин со всем, что есть в магазине, созданным из войлока. Это УДИВИТЕЛЬНО! Мы смотрели видео все о ней. Я сказал детям, что мы создадим собственный магазин художественных принадлежностей для художественной выставки. Они супер в восторге.

Оттуда каждый ребенок получил трубку TP, кусок бирки и пару кусочков малярного скотча. Нарисовав шаблон конуса карандаша, дети вырезали его и сворачивали конус. Это оказалось самой сложной частью. Когда я нашел пару детей, которые могли катать конусы, я поставил их на патрулирование конусов.

После того, как конусы были свернуты и закреплены лентой, они были приклеены к верхней части трубы.

Когда арматура была готова, детям давали 5-6 кусочков гипса, чтобы полностью покрыть их карандаши. Мне очень нравится жесткая пленка. Я подчеркнул, что нельзя добавлять слишком много воды, чтобы трубка не разрушилась под тяжестью воды. Кроме того, если пластырь скручивается или «запутывается», по словам детей, его необходимо распутать и разгладить. Гипсовая повязка стоит недешево, поэтому я очень сильно напрягаюсь, используя только 5-6 штук и не тратя их зря. Затем мы кладем их на пенопластовые пластины с нашими именами и даем им высохнуть.

Если нет гипсовой пленки, вы всегда можете использовать папье-маше. Мы сделали это, когда создавали эти карандаши и мелки пару лет назад!

День второй: На следующем уроке рисования мы посмотрели видео, которое ЛЮБИЛИ дети. Узнав, как делается карандаш, их действительно зацепило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *