Рисование архитектуры- Уроки ИЗО
Легко и свободно выражать свои замыслы на бумаге младший архитектор сможет, лишь умея рисовать без непосредственного обращения к натуре. Выполнения некоторых заданий и упражнений для развития творческого мышления и воображения еще не достаточно. Только в синтезе с другими учебными дисциплинами специального архитектурно-графического направления, где студент знакомится с ортогональным проецированием, конструктивными особенностями сооружений, с исканиями зодчих в разные исторические эпохи, с основными функциями архитектуры и др., он сможет постичь музыку застывшего камня. Но главное в этом процессе формирования будущего специалиста — накопление зрительных впечатлений. Запас ярких художественных образов возникает только через рисунок с натуры. Необходимо добиваться творчески активного видения натуры, воспитывать свое мироощущение, отношение к окружающей действительности и архитектуре.
Начальная стадия этого процесса проходит через изучение архитектурной детали. Известно, что наиболее сильное эмоционально-эстетическое воздействие на человека архитектурное сооружение оказывает лишь в синтезе с живописью и скульптурой, садово-парковым и декоративно-прикладным искусствами. Рисуя гипсовые слепки декоративного убранства архитектурных построек, студент осваивает законы перспективного построения сложной формы, изучает пластические основы и пропорции их художественного выражения, конструктивную логику, а также совершенствует свои графические навыки. Знакомство с архитектурной деталью является стартовой основой для выполнения рисунка всего сооружения во время летней пленэрной практики — главного этапа работы над рисунком архитектуры.
Архитектура, являясь средой обитания человека, несет информационное воздействие на его чувства. Изучая логику закономерностей архитектурного организма, студент должен увидеть в сочетании различных конструкций, форм и деталей целостный образ архитектурной композиции. Умение видеть не только геометрические формы и пропорции, но и положение постройки в пространстве, общие массы архитектурных форм, фактуру материала, цвет и светотень, связь с окружающей средой в сочетании со знаниями принципов и методики ведения конструктивно-структурного рисунка, навыками работы различными графическими материалами создают благодатную почву для формирования профессиональных качеств будущего специалиста.
Длительные рисунки архитектурно-пространственных форм целесообразно подкреплять быстрыми набросками и зарисовками. Лаконичность наброска, смелое использование различных материалов и приемов исполнения вырабатывают оперативность графического языка. Воплощая свои творческие идеи в последующей профессиональной деятельности, студент будет постоянно обращаться к быстрому рисунку.
Выполнение эскизов архитектуры — это первая и наиболее важная часть в рисунке экстерьера архитектурного сооружения. Эскиз является основой для будущей композиции. Во время эскизирования идет работа над отдельными деталями архитектурного сооружения, его пропорциями, выбором наиболее удачной точки зрения и линии горизонта, который решает многие композиционные вопросы: низким горизонтом можно подчеркнуть монументальность формы, высокий применяют при рисовании небольшого сооружения (см. приложение 4). Расстояние точки зрения от объекта также серьезно влияет на изображение. Чем дальше точка зрения от объекта, тем спокойнее будет перспектива, чем ближе — тем больше искажений. Эскиз также определяет масштабность сооружения, помогает найти правильные пропорции целого и деталей, а также элементов окружающей среды. Чем тщательнее выполнен эскиз, тем точнее и качественнее выполняется впоследствии окончательный вариант рисунка.
После выбора ракурса и линии горизонта в наброске можно приступать к длительной работе, которая заключает в себе следующие этапы:
- компоновка на листе бумаги изображения, основных объемов и форм, приведение сложных архитектурных форм к соответствующим простым геометрическим, пометка линии горизонта и основных перспективных направлений;
- выявление основных частей здания, членений фасадов, проверка правильности взятых пропорций, наметка элементов окружающей среды;
- прорисовка и построение деталей сооружения;
- светотеневое решение работы.
В работе над рисунком архитектурного сооружения используются самые различные графические материалы: графитный карандаш, уголь, соус, сангина, акварель, тушь и прочие художественные материалы.
Рисование архитектуры по заданным ортогональным проекциям
Умение изображать архитектурное сооружение (экстерьер здания или интерьер) необходимо архитектору не только в процессе творческого поиска, но и для пояснения заказчикам своего замысла.
Студент должен уметь по чертежам ортогональных проекций (планам, фасадам, разрезам) представить всю пространственную композицию и изобразить ее в перспективном рисунке.
В качестве одного из упражнений учащимся предлагается изобразить здание по плану и фасаду (листы 92). Задание преследует цель научить студента строить перспективный рисунок по представлению, а потом по воображению. В рисунке нужно правильно передать взаимосвязь и расположение форм, указанных в плане и других проекциях, их соотношения.
Рисунок архитектуры выполняется по следующим этапам:
- выбираются точка зрения и линия горизонта, картинная плоскость;
- на эскизах прорабатывается ракурс, наиболее выгодный для данного архитектурного сооружения;
- на большой лист переносятся основные объемы и композиция, намечаются главные перспективные направления и линия горизонта;
- прорабатываются детали архитектурного сооружения и окружающей среды;
- выполняется светотеневое решение, строятся тени, выявляются объем и передний план.
urokizo.ru
Здания и архитектура учимся рисовать карандашом
Здания различных стилей и различных эпох -это всегда интересный и благодатный предмет изображения. Это всегда сверхзадача -увидеть в их типичной структуре разнообразие используемых материалов и суметь отобразить его. Кроме того, интерес представляют геометрия зданий, пропорции, соотношения между плоскостями
Пошаговая работа над рисунком «Вёрлитцкий замок»
Игра света и тени на фасаде Вёрлитцкого замка -основа его привлекательности и того настроения, которое нужно запечатлеть художественными средствами. Для этого нужно правильно отобразить типичные архитектурные особенности: конструкцию корпуса здания и его пропорции, а также р основные элементы фасада. Только после этого я смогу перейти к передаче настроения. Здесь следует найти компромисс между конструктивной необходимостью и отражением настроения, а в результате прийти к собственному взгляду и стилю. Чтобы избежать дополнительных сложностей, связанных с перспективой, я избрал в качестве сюжета вид классического фасада Вёрлитцкого замка. Импрессионистическая игра света и тени, возникающая благодаря скользящему свету, замечательно и очень пластично подчеркивает членение фасада.
Шаг 1
Для начала важно определить и отобразить точные пропорции фасада. Чтобы потом не приходилось стирать карандашные линии -правильные, неправильные или вспомогательные, -я делаю набросок, обозначая легкими линиями с помощью карандаша 2Н все важные соотношения величин. Это нужно делать очень точно и тщательно, чтобы при дальнейшей работе можно было в большей степени сконцентрироваться на настроении.
Шаг 2
Прорисовку графитовой палочкой ЗВ я как правша начинаю с левого края картины. Темный фон необходим для того, чтобы светлый фасад выделялся на нем и через него вступал в связь со своим окружением. К тому же сильный контраст между белой и черной областями сразу притягивает взгляд и обозначает композиционный центр картины крыш и стен, стен и окон, задние и передние выступы здания, конструктивные и декоративные элементы, детали и т. д., а также связь всего этого с окружающей средой.
Кроме того, конечно, добавляется уникальность и неповторимость, genius loci1. Такой рисунок более достоверно передает воспоминания о месте, чем фотография.
Шаг 3
Детали фасада, такие как оконные карнизы, декоративные фронтоны и портик с колоннами, я прорисовываю с помощью метода «позитива-негатива»: размеры окон и колонны определяются «позитивно» (светлым) с помощью темных затененных областей («негатив»). Воображение наблюдателя автоматически домысливает настоящую форму. На переднем плане размещаются деревья, которые определяют картину, а фасад пока остается незавершенным.
Шаг 4
Деревья, которые в значительной мере определяют сцену, дополнительно выделяются в области ствола и ветвей, тогда как их основания связаны с лугом тенями, которые они отбрасывают. Я намеренно не дорисовываю детали, находящиеся за деревьями, чтобы достичь четкости и эффекта глубины. Но смело и решительно изображаю ветви и сучья, даже поверх уже прорисованных элементов фасада.
Шаг 5
С точки зрения архитектуры фасад замка абсолютно симметричен. Однако если бы я изобразил обе стороны фасада совершенно одинаково, сюжет был бы скучным. Симметричность подчеркивают деревья с правой стороны. Тени, ложащиеся на луг и на фасад, тоже поддерживают это впечатление. Я использую этот прием для того, чтобы дополнительно усилить и сделать еще более четким композиционный центр рисунка. Лужайку вокруг дерева на переднем плане я изображу в приближении, а все содержание правой части листа будет бледнее и менее прорисованным.
Все тени, на лугу или на стене, указывают на нижний левый угол дома -место самого сильного контраста, а значит, композиционный центр картины. Темные ветви, как руки и пальцы, тоже указывают в этом направлении. Интрига композиции ведет зрителя по диагонали от правой части переднего плана через лужайку к композиционному центру.
Исторический фасад в Шпейере. Сочетание анализа конструктивных особенностей и отображения пропорций с изображением различных материалов (кирпичная крыша, желобки, стены из песчаника, штукатурка, окна и т. д.)
Шпейерский собор. Сложные формы сведены к простым деталям. Любое сложное тело, даже такое здание, как в данном случае, можно разложить на отдельные основные геометрические формы, что существенно облегчит его восприятие
Набросок Максимилианштрассе в Шпейере. Наложение зданий для создания пространственного изображения. Вид с башни собора на городские ворота Альтпертель охватывает здания по обе стороны улицы и показывает, как они перекрывают друг друга и уходят вдаль определяя вид улицы и создавая эффект пространства.
Фасады с большими воротами, переулок Ойрихгассе, дом 14, в историческом центре Шпейера. Полуденное солнце направляет тени, создавая правильное освещение для выходящего на первый план композиционного центра картины с типичными деталями фасада. Соседние дома сознательно представлены недоработанными
Метки: Учимся рисовать, учимся рисовать карандашом
isoveti.ru
Как научиться рисовать архитектурные сооружения
Мера в рисунке
Карандашный замер
Держите карандаш вертикально в вытянутой руке (слева) так, чтобы ваш большой палец находился в верхней части карандаша. Выровняйте кончик карандаша с верхним краем предмета, который вы хотите измерить, а ноготь большого пальца передвиньте на его нижний край. Не отрывая большого пальца, приложите карандаш к бумаге и перенесите на нее измеренную длину.
Точно передать на бумаге то, что вы видите перед собой, — одна из наиболее трудных задач. Облегчить эту задачу вам помогут несколько простых приемов.
Старайтесь правильно оценивать величину удаленных предметов. Проверяйте точность ваших измерений. Это нетрудно сделать с того места, где вы стоите, с помощью вашей руки, линейки или карандаша.
Ширину предметов можно измерять, держа карандаш горизонтально; наклоняйте карандаш, когда нужно проверить угол наклонных линий.
Вертикали и горизонтали
Для достижения точности рисунка и правильных пропорций вы можете нарисовать сетку, на которой и разместите потом все элементы, входящие в предмет изображения.
Сначала измерьте верх и низ предмета и обе его стороны, а затем добавьте другие вертикали и горизонтали.
Начните с тонкой горизонтальной линии, проведенной через середину листа бумаги на уровне глаз. Затем проведите вертикальную линию. Эти линии станут центральными в вашей сетке; используйте их как точки отсчета, когда станете рисовать сам предмет.
Постепенно усложняйте свой рисунок. Сначала добавьте другие важнейшие вертикали и горизонтали, такие как двери и окна; потом переходите к более мелким деталям.
Роль формы в рисунке
Начинающего рисовальщика может смутить и испугать сложность здания. Возможно, вы обнаружите, что законченный рисунок выглядит неточно и изображенная на нем постройка не походит на себя. В этом случае полезно вспомнить, что всякое здание состоит из различных геометрических форм, а между ними существуют разные пространственные отношения. И когда вы научитесь видеть эти формы и их взаимосвязи, ваша наблюдательность улучшится, а с ней и ваши успехи в рисовании.
Сведя здание к силуэту, вы сможете не отвлекаться на детали поверхности. Этот силуэт (справа) можно разложить на большой квадрат и два прямоугольника. А теперь сравните его с законченным зданием, помещенным внизу. Здесь приведены и другие наброски, которые помогут вам понять, как можно работать с деталями. Сравните каждый из них с законченным рисунком.
«Препарируйте» как можно больше разных зданий. Старайтесь применять такие формы, как круги и треугольники, квадраты и прямоугольники. Можете рисовать с натуры или с фотографии. Через некоторое время ваш глаз натренируется и вы сможете точно изобразить здание, уже не раскладывая его на основные формы.
Итак, вы уже умеете «препарировать» силуэт дома на плоские формы. Теперь сделайте еще один шаг и научитесь разбивать любое здание на простые и легкие для изображения геометрические фигуры.
Учитесь рисовать основные геометрические фигуры. Больше всего вам пригодятся кубы, кубоиды (кубы с неодинаковыми гранями), трубки или цилиндры, призмы и пирамиды. В следующем разделе, посвященном перспективе, рассказывается, как их рисовать с различных точек Научившись делать набросок здания с помощью простых форм, переходите к изображению полусферы как основы для изображения купола собора.
Когда вы научитесь уверенно рисовать простые геометрические формы, вы сможете пользоваться ими для создания законченной картины здания. Взяв какую-то одну фигуру за основу, можете добавлять к ней другие геометрические формы, до тех пор пока у вас не появится контур вашего предмета изображения. После этого можно переходить к деталям.
Далее Пространство и перспектива
gallerix.ru
Рисование архитектурных деталей | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ
« Искусство 19 века | Главная | Как нарисовать карандашом гипсовую розетку »
Автор: admin | 08 Янв 2016
Учебное задание по рисованию архитектурных деталей является продолжением освоения рисунка и переходом к изучению более сложных форм – человеческого тела, головы и ее деталей. Упражнения по рисованию архитектурных деталей преследуют не только определенные учебные задачи, но и воспитательные цели. Так, например, изучая и рисуя элементы архитектурных пластических форм, вы приобретаете целый комплекс необходимых качеств для совершенствования в области рисунка. Вы познаете логику конструктивно-художественной сущности этих форм, приобретаете и совершенствуете технические и изобразительные навыки, развивают пространственное воображение и художественный вкус.
Рисование с натуры гипсовых орнаментов и капителей не только знакомит вас с разнообразием форм и чистотой архитектурного стиля, но и ставит более сложные изобразительные задачи, требует дальнейшего совершенствования рисунка.
Рисование форм архитектурных деталей является важным и необходимым учебно-методическим материалом, где главной задачей является необходимость усвоения и закрепления основных принципов и методов конструктивно-структурного рисунка. Вам необходимо усвоить в полной мере все задания учебного рисунка, начиная от конструктивной логики построения, далее методически, последовательно вести работу над рисунком до его определенной завершенности с помощью светотени, с учетом передачи характера изображаемой модели, пропорции, перспективы, объемной формы. Без этого невозможно в достаточной мере познать композиционно-художественные закономерности, конструктивно-художественную логику построения частей, деталей и всего архитектурного единства.
Рисование элементов архитектуры и их деталей позволяет студентам постепенно, по мере приобретения определенных знаний и навыков, перейти к изображению с натуры малых архитектурных форм, отдельных фрагментов и сооружений и целых архитектурных комплексов, в том числе интерьеров, экстерьеров и архитектурной среды. В связи с этим необходимо перейти к рассмотрению форм элементов архитектуры, а именно капителей и гипсовых орнаментов.
Рисование орнамента. В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антамблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антамблементах, базах и гипсовых розетках.
Рисование орнамента
Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед вами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.
Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.
Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Вам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.
При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.
Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т. е. повторяются.
Рисование капители. Наиболее ценными учебными моделями для рисования являются детали архитектуры – классические ордера. «Ордером» называют архитектурный элемент стоечно-балочной системы, приведенный в определенный конструктивно-художественный порядок. В буквальном переводе этот термин означает «порядок».
Ордерные системы, возникшие в античные времена и получившие широкое развитие во всей мировой архитектурной практике, по сей день обращают на себя пристальное внимание современников. Благодаря своей соразмерности, художественно-конструктивному совершенству, богатству и разнообразию архитектурных форм, классические ордера являются лучшими моделями для изучения и рисования, которые позволяют изучать логику конструктивно-художественной сущности этих форм и совершенствовать изобразительные навыки.
Рисование капители
В ордерной системе существенную деталь составляет стойка – колонна. Между колонной и конструкцией балки находится основная головная часть – капитель. Под колонной, в ее нижнем основании, находится плита, называемая базой, выполняющая функцию распределения основной нагрузки на его поверхность. С изобразительной точки времени наибольший интерес вызывают верхняя и нижняя детали колонны – капитель и база. Композиция капители классических ордеров по своей стилистике и форме довольно разнообразны – от самой простой и гладкой до сложной декорированной, с различными орнаментами растительного и животного происхождения.
Для успешного выполнения учебного задания по рисованию архитектурных деталей потребуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению простых геометрических фигур – квадрата и окружностей.
Изучать и рисовать архитектурные детали необходимо от простых форм, постепенно переходя к сложным.
Читать далее Рисование экстерьера
Темы: Рисунок | Ваш отзыв »
Отзывы
nnosova.ru
Как нарисовать Софийский собор карандашом поэтапно
Шаг 1.
Рисуем каркас в виде коробки, в котором будет размещаться наш собор. Под небольшим углом к горизонту рисуем переднюю поверхность в виде квадрата, и боковую маленькую в виде вытянутого прямоугольника.Шаг 2.
Разбиваем переднюю, часть на три части, две боковых и центральную. Над ними рисуем крышу. Справа пририсовываем маленькую пристройку.Шаг 3.
Готовим основание для куполов собора, нарисовав треугольники в которые впоследствии они будут вписаны. Также изображаем несколькими линиями основание и боковые линии башен. Рисуем один из выступов спереди собора.Шаг 4.
Несколькими вертикалями намечаем архитектуру собора спереди, а точнее его выступы, и парой вертикальных и горизонтальных линий изображаем очертания элементов на крыше.Шаг 5.
Начинаем постройку куполов, рисуя их на наших вспомогательных линиях. Дорабатываем дугообразные и треугольные элементы на крыше собора.Шаг 6.
Заканчиваем прорисовку куполов собора, изобразив их основание в виде овалов и подчеркнув изгиб. Мелкие доработки формы крыши с левой стороны относительно нас. И размещение окон по всему периметру здания.Шаг 7.
В завершение прокладываем легкие тени в затененных местах с левой стороны, на куполах, их башнях, левой стороны выступов и самого собора. Рисуем сильные тени в окнах и дверях. Подчеркиваем текстуру крыши. На куполах рисуем кресты.Шаг 8.
Сильными тенями штрихуем купола собора, частично его левую сторону. Более глубоко прокладываем некоторые тени от выступов остальные оставляем более легкими. Слегка заштриховываем крышу собора и дорабатываем некоторые мелкие детали.Шаг 9.
На данном этапе урок завершен. Вы можете оставить карандашный набросок или придать рисунку цвет. Желаем Вам творческих успехов!purmix.ru
Как нарисовать здание
Сегодня необычное занятие – нам надо узнать, как нарисовать здание. Это не так-то просто, как кажется. Вам понадобится делать ровные линии от руки, не пользуясь линейкой. Важное правило: те предметы, что расположены близко, кажутся большими, дальше – маленькими. Надеюсь, что вам понравится рисовать здание. Урок наш будет состоять из четырех этапов.
Как нарисовать здание
Итак, начнем. Шаг первый. Нарисуем горизонтальную линию – уровень поверхности земли. Построим семь вертикальных линий, как это показано на рисунке. А теперь вспомним правило: угол дома, расположенный дальше от нас по высоте кажется меньше, а угол напротив нас – самый высокий. От самой левой линии сверху и снизу покажем расходящиеся линии. Представим, что если они далеко-далеко пересекутся, то у нас получится равнобедренный треугольник. Начиная от второй вертикальной линии, также строим две, но уже сходящиеся, сверху и снизу. С третьей линией – поступаем, как и с самой левой. При этом наши новые расходящиеся линии должны быть параллельны предыдущим. А теперь смотрим внимательно на рисунок и достраиваем расходящиеся и сходящиеся линии. При этом помним про важное правило. Шаг второй. С помощью ластика уберем горизонтальную линию с нашего домика. Покажем балкончики, окна, вход в подъезд. При этом надо аккуратно рисовать все горизонтальные линии параллельными, находящиеся под углом также параллельны друг другу. Шаг третий. Покажем недостающие детали: окошки над балконами, маленькие окошки в подъезде. Шаг четвертый. Сначала уберем ластиком все неполучившиеся линии. А теперь самый интересный и красочный этап нашей работы. Берем в руки цветные карандаши и приступаем. Цвет для здания вы можете выбрать на свое усмотрение. Заштриховывать будем параллельно контурам и по диагонали. Посмотрите на рисунок: правые торцевые стены дома темнее, они находятся в тени. Попробуйте сделать также. Ну а вокруг можно показать дорожки и зелень. Как рисовать деревья, вы уже знаете. Вот теперь рисунок заиграл и стал интереснее. Смотрите также урок о рисовании костра. А вы уже умете рисовать огонь?? В продолжении тематики рекомендую урок о: 1) Рисовании замка карандашом;
TrustNo1
Специально для
DayFun
dayfun.ru
Мастер класс: Рисование архитектуры
Изображение различных интерьеров с натуры — интереснейшая область рисования. Рисунки интерьеров — от набросков до законченных,— накапливаясь, создают рабочий материал, который может во многих случаях понадобиться художнику в его творческой работе.
Имеет ли интерьерный рисунок свои специфические черты, свои особенности и требует ли специальных знаний и опыта? Безусловно.
Во-первых, интерьер всегда включает пространственные планы. Цель, поставленная художником, предопределяет выбор места, с которого он будет рисовать интерьер, композиционный характер рисунка и соответствующий формат бумаги. Необходимость показать внутреннее архитектурное пространство обязывает рисующего найти такую точку схода и горизонт, чтобы архитектура была удобочитаема и в правильном соотношении пропорций окон, стен, карнизов, дверей, арматуры, мебели и т. д.
Во-вторых, интерьер имеет различные источники освещения — окна, торшеры, люстры, бра. Иногда в интерьере одновременно «работают» несколько световых точек. Все Это вносит в архитектурную среду оригинальную световую характеристику и требует знания приемов изображения прямого, рассеянного или отраженного света. Каков бы ни был источник света, важно следить за воздушной перспективой, которая дополняет линейную.
В-третьих, предметы, составляющие интерьер, различны по окраске (от белого до черного) и фактуре (дерево, мрамор, ткани, металл). Надо умело передавать такие материалы.
Когда надо изобразить только перспективный вид зала, коридора или комнаты, можно ограничиться простым свободным контуром. Но дело становится сложнее, если требуется показать материал драпировок или паркетную кладку: здесь приходится так вести рисунок, чтобы учитывать последующие стадии работы. Например, отражение на полированном мраморе или паркетном полу, натертом до блеска, можно слегка протереть резинкой. Так же как узор на декоративной ткани, так и мрамор с прожилками и естественными затеками сначала прорисовывают в бело-серой тональности, потом прокладывают общим тоном по всей поверхности, в меру усиливая тоновое напряжение в тенях (а в драпировках — в складках). Для интерьерных рисунков хорошо можно использовать тонированную бумагу с расчетом в последней стадии работы белым карандашом или мелком сделать удары в световых точках и их отражении на блестящей поверхности какого-либо предмета.
Приемов изображения интерьеров, как и наружной архитектуры, включая ансамбли, много. Укажем на несколько типичных примеров. Но прежде оговоримся: примеры будем приводить по рисункам, исполненным карандашом, углем, сангиной, и не затронем технику живописных акварельных отмывок, где приемы несколько иные, а иногда совершенно противоположные рисуночным. Конечно, иногда выгодно по рисунку проложить общий тон легкой акварелью, чтобы обобщить различные планы.
При изображении пространства в рисунке можно применять два горизонта, когда мы хотим, например, фронтальную стену показать величественней. Для широкого охвата пространства архитектурного ансамбля дозволяется вводить в горизонт две-три точки схода. Это дает возможность избежать стремительного сокращения архитектурных масс к единой точке схода. Этот прием приближает построение рисунка к ортогональному решению, или, верней,— широкофокусному изображению, как в кино.
Только благодаря освещению мы можем видеть все нас окружающее, воспринимая видимый мир по законам оптики. Но это не значит, что художник, как фотограф, рисует все, что видит, со всеми деталями.
Подходя к изображению интерьера, художник заранее совершенно сознательно ставит себе определенную цель и ограничивает себя известными приемами рисунка. Для беглых, коротких зарисовок интерьера, как правило, пользуются контуром. Этот очень удобный прием позволяет зафиксировать на бумаге архитектурные пропорции и планы, перспективную характеристику, декор, украшающий интерьер, архитектурные детали и арматуру. Все это конечно, будет носить в рисунке отвлеченный характер, потому что контур, как таковой, лишь условно определяет границы предмета, не давая представления о его цвете и фактурных качествах. Весьма ограничены возможности контура в передаче реального объема. Недоступно контуру и многое другое. И тем не менее, такие архитекторы, как Воронихин и Жолтовский, добивались блестящих результатов в интерьерных рисунках, выполненных контуром. Заодно вспомним блестящие контурные рисунки Энгра, который, кстати сказать, линейным приемом достигал впечатления архитектурно-пространственной среды.
Часто художники прибегают к очень удобному и хорошо разработанному методу рисования интерьера, когда контурный рисунок протушевывается большими тоновыми планами. Такой рисунок, сохраняя начертательную характеристику архитектуры, приближается к светотеневому. Проложенные теневые места естественно контрастируют с более светлыми. Тем самым зритель как бы вводится в реальную среду интерьера. Однако легкая тоновая проработка теней еще не затрагивает фактуры материалов; почти, как правило, в таком рисунке освещение условное, построенное по принципу прокладки теней под углом 45°.
Рисунок, сделанный по правилам светотеневой характеристики, может выражать и часто выражает не только условную природу освещения, но дает и несколько иные качества. Здесь мы можем столкнуться с освещением двусторонним, с освещением спорным между основным источником света и дополнительным. Прежде чем делать такой рисунок, конечно, надо подумать, как эффектнее использовать освещение в интерьере, как наиболее выразительно выявить световые планы. Будет ли свет проходить через оконные проемы, или это будет свет рассеянный, от скрытого источника, будет ли это игра света от люстр и канделябров — в каждом случае мы будем иметь совершенно новое явление в смысле освещения, которое потребует и качественно новое решение рисунка.
В архитектурных рисунках — сочинениях Гонзага — мы видим сложную игру света, и в то же время пространство организовано как единое целое. Мы невольно тут же-вспоминаем Пиранези, который очень эффектно выходил из положения, когда, освещая дальние планы в архитектуре, погружал весь передний план в тень. Можно у Пиранези видеть и другой прием, когда передний план (например, аркада, вводящая в какое-то архитектурное сооружение) очень резко освещается, а второй план архитектуры уходит в полутень.
Молодой художник должен на практике проверить возможности таких композиционных приемов и, когда нужно, уметь их применять в своей работе.
В нашем пособии помещено несколько рисунков будущих архитекторов, которые в чисто учебном плане делали архитектурные зарисовки с натуры. Рисунок, изображающий выход из метро (рис. 83), дает конкретное представление о характере архитектуры, о материалах, из которых построено сооружение. Здесь четко показан источник света, дающий отражение на арке и полу. Мастерски техническими приемами передана лепнина, вписанная в архитектуру, обобщенно выявлена игра света на орнаментике. Переливается и блестит полированный мраморный пол, отделанные бронзой двери. Словом, художник сумел передать характер интерьера убедительно, в его материальной значимости.
Введение в интерьер человека (рис. 84) мы считаем также удачным хотя бы потому, что люди, изображенные в интерьере, дают ясное представление о масштабах архитектуры, о высоте, размерах всего сооружения. С введением человека в архитектуру мы лучше ощущаем характеристику архитектуры, ее особенности. По типам изображен-иных людей мы узнаем исторический отрезок времени, назначение архитектурного сооружения. Сравните этот рисунок с изображением той же станции метро (рис. 85), но без людей. Глядя на другой рисунок, который изображает уголок комнаты (рис. 86), мы видим уже иные приемы. Свободным, широким штрихом автор передает своеобразие обстановки комнаты, насыщает ее предметами обихода. Нам кажется, что художник справился с задачей показать стилевую характеристику бытового интерьера. Рассматривая проекты декора, сделанные Камероном, мы можем ясно увидеть не только отвлеченную, сухую перспективу дворцового интерьера, но мы свободно читаем по рисунку, что представляет собой отделка стен, арматура, портьеры, ковры, мебель и т. д. Мы особо останавливаем ваше внимание на архитектурных сочинениях Камерона, потому что это пример того, как должно уметь делать творческие рисунки, имеющие непосредственное отношение к архитектурным сооружениям. Кстати, стоит еще раз вернуться к рисункам Пиранези, потому что у нас есть все основания рассматривать их как сочинения архитектора. Если, скажем, интерьеры учеников, сделанные в московском метро, являются просто архитектурными зарисовками с натуры, то рисунки Пиранези можно назвать проектами будущих архитектурных сооружений. В сущности, Пиранези выступает в этих рисунках и как художник, и как архитектор, и как великолепный рисовальщик (см. рис. 178, 179 в главе «Рисунок и композиция»), Чем лучше художник владеет карандашом и различными графическими приемами, тем легче ему будет создать свои композиционные сочинения. Выходя на просторы улиц и площадей города, всматривайтесь в стилевые признаки зданий, в особенности той или иной архитектуры, в ансамбли. Замечайте, как архитектура смотрится на фоне парка, как выглядят группы людей на фоне архитектурного пейзажа, какие приемы строители применили в ансамблях, учитывая рельеф местности и возможности обозрения при подходе к ним с различных сторон. Рисовать надо в разное время дня, в разную погоду — тогда вы увидите одну и ту же архитектуру и в резком солнечном освещении сбоку, и силуэт здания против света, когда все детали пропадут и обобщатся в силуэте, увидите тоновую разницу светлых зданий на темном фоне парков. Рисование архитектуры увлекательное и крайне полезное занятие. Наблюдая и изучая архитектуру, вы сумеете не просто делать зарисовки-памятки, а и размышлять с карандашом в руке. Такие рисунки незаменимы для накопления опыта, они со временем пригодятся для творческой работы художника. Рисование городского пейзажа требует не только хороших знаний перспективы и технических приемов, но большого вкуса и умения отобразить существенное, скомпоновать видимое, т. е. выбрать наиболее выгодную точку зрения на изображаемую часть пейзажа. По вашим рисункам зритель увидит и поймет, что больше интересует художника:величественный архитектурный ансамбль или дворик, современная архитектура или уходящие в прошлое особнячки. В рисунках городских ансамблей еще смелей и шире, чем в рисовании интерьеров, надо решать пространство. Здесь воздушная перспектива предстает в полном значении. Мы приводим в пособии ряд типичных рисунков разных художников. Подобных рисунков можно привести бесконечно много, поэтому мы рекомендуем молодым художникам посмотреть эстампы и увражи, принадлежащие многим поколениям рисовальщиков архитектуры, пытливо всмотреться в их мастерство, чтобы понять их творческие индивидуальности.Прежде чем приступить к разбору рисунков, приложенных к настоящей главе, поговорим о правилах рисования архитектуры на воздухе. Каковы же эти правила?
Как и в рисунках с живой модели в сложном пространстве или в интерьерных рисунках, так и здесь надо строить изображение на законных основаниях, т. е. по правилам перспективы, согласно которым определяется взаимосвязь пространственных планов с горизонтом и точкой схода и положение всех предметов в пространстве. Первоначально рисуйте в контурных штриховых приемах, помня, что абрис предметов есть самый постоянный, устойчивый фактор изображаемого. По ходу солнца освещение будет все время перемещаться: в процессе работы предмет может освещаться солнцем под определенным углом; оказавшись против солнца, предмет начинает смотреться силуэтом. Солнце, скрытое в облаках, по-иному освещает предметы, иными станут и тоновые отношения. Учитывайте возможные изменения в освещении. Прорабатывайте прежде всего большие планы, подчиняйте и соотносите к ним менее крупные формы и детали. Вырабатывайте свои приемы и навыки. Контурная прорисовка особенно важна там, где в поле зрения попадаются Двигающиеся предметы, необходимые для композиции, например автомобиль. Советуем подобные вещи рисовать сразу, затем по контуру тушевать. Рекомендуется в рисунках интерьеров и экстерьеров разнообразить формат бумаги в приучать себя рисовать архитектуру в разном масштабе, избегая, однако, слишком больших размеров бумаги. И еще одно пожелание: первые городские пейзажи рисовать в несолнечный день, когда освещение более устойчиво и ландшафт с архитектурой по своим световым отношениям мало меняется. Но если по ряду причин приходится работать в условиях скоро проходящих световых эффектов, соразмеряйте процесс рисования так, чтобы в короткий момент схватить главное, а остальное доработать по памяти, возможно, с последующей проверкой на натуре. Вот почему рисование по памяти крайне необходимо рисовальщику, а тренировка в этом направлении даст свои благотворные результаты. Перед нами пейзажный набросок Рембрандта (рис. 87), характерный широким охватом холмистой местности, сделанный в контрастных тонах. Выразительно и просто переданы уходящие планы земли и деревья. Вдали высится замок, в лаконичном изображении которого достоверно передан архитектурный стиль, и, что особенно важно в данном случае,— замок вписан в ландшафт. Формат бумаги соответствует главным горизонтальным планам рельефа местности. Изображение замка дано не по середине листа, а левее, что позволило художнику развернуто показать пейзаж и планы земли. Рисунок набро-сочный, но дает полное представление о характере местности.Рисуя башню на пригорке (рис. 88), Каналетто взял низкий горизонт, и этот выбор точки зрения предопределил величественный вид башни, устремленность вверх ее массива. Архитектура, как и пейзаж, прорисована легким контуром. Крупными планами нанесена заливка на теневые стороны пейзажа. От рисунка остается впечатление легкости, воздушности.
Иной прием мы видим у Гварди (рис. 89). Жирный контур, контрастный к свету, ложится по теневым сторонам предметов и фигур и по сути дела переходит в тоновые планы.
Обрывочные, энергичные удары кисти лепят теневые стороны фигур. Освещенные стороны этих фигур мастер вовсе не трогает — они выразительно появляются после того, как он зальет легким тоном вторые планы фона. Если Каналетто по всему листу проходит заливкой одной силы, то Гварди сочетает легкие заливки вторых планов с жирным контуром, которым он буквально лепит первопланные фигуры, внося мажорное звучание во все изображение.
Рисунки английского художника Русбири для нас интересны документальностью, точностью пропорций, простотой изобразительных средств. Именно за эти качества мы и помещаем рисунки Русбири в нашем пособии (рис. 90, 91).
Рисунок ученика, изображающий здание больницы на Б. Калужской улице в Москве (рис. 92), хорошо передает общий характер архитектуры. Тактично проработаны детали при сохранении больших планов. Верно построен по перспективе, но однообразие тона, сухость тушевки снижают в общем благоприятное впечатление. Рисунок этот типичен для начинающего рисовальщика.
В иной манере сделан рисунок «Здание Академии наук СССР» (рис. 93). Автор умело владеет живой линией, утолщенной на предметах переднего плана, и благодаря разнице в толщине контура передает глубину пространства. Хорошо найдены строгие линии архитектуры по контрасту с ломаными, рваными контурами деревьев и первопланной землей. Простыми средствами здесь достигнута убедительность архитектурного пейзажа.
Рисунок «Площадь Революции», также исполненный учеником (рис. 94), обогащает наше представление о разнообразии возможностей карандашной техники. Характер архитектуры и всей площади в дождливый день дается мягкими растушевками различной силы, легкостью дальних планов, хорошо «увязанных» с просветами неба, отраженного в мокрой мостовой. Расплывчатость планов «скреплена» ажуром проводов и энергичными силуэтами людей. Этот рисунок — хороший пример пленерного изображения городского ансамбля.
Нашу беседу о рисовании архитектуры сопровождают городские пейзажи Рембрандта, М. Воробьева, Гварди, Каналетто, Русбири. Рядом с ними мы помещаем для сравнения рисунки, выполненные учениками — будущими архитекторами.
russartschool.blogspot.com