Как рисовать прялку поэтапно карандашом – Как нарисовать прялку?

Как нарисовать прялку? — Полезная информация для всех

  • Прялки бывают разных вариантов и форм, одна из них с колесом, такую многие видели в детстве у бабушки в деревне.

    На этих прялках пряли нитку для того, чтобы бабушки своим внукам связали варежки и теплые носочки.

    А были также и такие прялки

    Эти прялки немножко старше, они еще без колеса, а это намного больше забирало времени и сил для прядения нити.

    Поэтому со временем и сделали прялки с колесом и педалькой, чтобы пряха могла прячь быстрее.


    Чтобы нарисовать старинную прялку можно воспользоваться вот этой простой схемой.

    а потом просто раскрасить разными цветными красками и может получиться вот такая красота

  • Нарисовать прялку карандашом поэтапно можно легко, если использовать примерную схему рисования, которую я показал на своих рисунках.

    Вначале нужно нарисовать контур будущей прялки. Делаем рисунок карандашом.

    Теперь нужно нарисовать форму ручки прялки.

    Рисуем детали орнамента прялки.

    Добавляем последние детали и получаем готовый рисунок прялки, который может выполнить ребенок на уроке рисования простым карандашом.

    Во время рисунка нужно быть внимательным. Если вы пользуетесь этой схемой поэтапного рисования прялки, повторяйте каждый этап поочередно, чтобы получился красивый рисунок. Если требуется, его можно раскрасить разными красками на свой выбор.

  • Лично у меня при слове quot;прялкаquot; приходит в голову станок с колесом. Но есть и другие ее виды, quot;покомпактнееquot;.

    Вот изображение, довольно схематичное, обоих видов:

    Перерисовать, мне кажется, вполне возможно.

    Вот еще несколько прялок с узорчиками:

    И вот еще:

  • Пожалуй, прялка стала анахронизмом, и ее упоминание есть в сказках и художественных произведениях, но детям важно помнить прошлое, а потому нужно научить их рисовать это замечательное изобретение. Важно научиться рисовать основу, а затем уже украшения:

    Украсить ее можно так:

  • Нарисовать прялку совсем не сложно.

    Для начало стоит изобразить очертание прялки, например вот так.

    Не идеально, но это только начало.Далее подключите фантазию,ведь по сути осталось лишь сделать красивую роспись прялки.

    Результат может быть, например, вот таким.

  • Прялка — это такой традиционный предмет народного быта, назначение которого школьникам ещ нужно объяснить, поскольку сейчас, если данное приспособление и применяется где-то для изготовления шерстяной нити, то совсем не так широко, как это было раньше. Вот тут есть неплохой урок на тему. При изображении прялки будем соблюдать геометрические пропорции:

    Для росписи деревянных прялок использовались вот такие узоры:

  • прялки бывают разных форм, украшаются часто резьбой или росписью. вот один из вариантов ее рисования

  • Один из вариантов как е нарисовать я взяла из этого источника. Занятие 5

    Но это лишь один из многих вариантов.

    Прялки могут выглядеть так.

    И то как вы е захотите нарисовать, зависит лишь от вашего желания и фантазии.

    Но думаю, что с этой задачей, справиться будет не сложно.

  • Прялка может быть с колесом. Это уже типа станка. И выглядит вот так.

    В старину пряли с помощью такого прядильного станка. Еще были веретено — это палочка с острым концом. У меня такой пряла шерсть бабушка.

    Еще есть такой вариант прялки.

    Это пошаговый рисунок.

  • Для того, чтобы нарисовать прялку, мы должны е хорошо представлять, то есть понимать, что мы будем рисовать.

    Ниже представлено фото ручной прялки.

    Теперь мы понимаем, как она выглядит и приступаем к избражению прялки.

    1. В первую очередь нужно разграничить лист и дать правильные формы прялке.
    2. Рисуем грани, очертания прялки.
    3. Стрираем рабочие линии граней.

    Вот такая прялка выходит.

    Украсить рисунок прялки, вы можете по своему желанию. Вот образцы русско-народных рисунков.

  • info-4all.ru

    Прялки

    Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

    Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
    Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

    Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

    Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
    Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

    Грязовецкие прялки

    Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
    И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

    Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»

    А сейчас познакомимся с устройством прялок.

    Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
    Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
    «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

    Прялки. Кистевая роспись

    Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

    Прялки 19 века. Вологодская область

    Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

    На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

    Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.

    Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

    Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

    Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

    «В избушке, распевая, дева
    Прядет, и, зимних друг ночей,
    Трещит лучинка перед ней» —

    Писал Александр Сергеевич Пушкин.

    Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

    «Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

    Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
    Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

    Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
    Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
    Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

    вычегда

    Пряла лен, пряла лен,
    Да льняное волокно.
    Приходи ко мне, миленочек,
    С тальянкой под окно».
    Частушка, Холмолгорский район.
    Росписи Северной Двины и Мезени.

    Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.

    северодвинская прялка

    северодвинская прялка

    Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
    Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

    Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

    Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

    Вологодская область

    Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

    Вологодская область

    Ярославль-Столбчатые прялки

    Вологодская область

    северодвинские прялки

    Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX веков

    Читать статью полностью>>>

    subscribe.ru

    Презентация к уроку ИЗО «Прялка», 5 класс

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок ИЗО в 5 классе

    2 слайд Описание слайда:

    В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?

    3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

    Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

    5 слайд Описание слайда:

    Прялка – орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка –ножки с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. В верхней части резные выступы — «городки» обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца.

    6 слайд Описание слайда:

    сплошные, из корневища или ствола древа составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце. Прялки были

    7 слайд Описание слайда:

    «В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней»,- писал А.С.Пушкин.

    8 слайд Описание слайда:

    Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.

    9 слайд Описание слайда:

    Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

    10 слайд Описание слайда:

    Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

    11 слайд Описание слайда:

    Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.

    12 слайд Описание слайда:

    Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

    13 слайд Описание слайда:

    Сверкающая золотом прялка – свадебный подарок жениха невесте. Свадебную прялку для невесты расписывали по — особому. Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись. Такую прялку женщина особенно берегла.

    14 слайд Описание слайда:

    На некоторых прялках есть именные и дарственные надписи. К примеру надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…»

    15 слайд Описание слайда:

    Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью.

    16 слайд Описание слайда:

    Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.

    17 слайд Описание слайда:

    С прялками ходили на посиделки, или супрядки — деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.

    18 слайд Описание слайда:

    Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.

    19 слайд Описание слайда:

    Непряха», «неткаха» — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом.

    20 слайд Описание слайда:

    Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

    21 слайд Описание слайда:

    Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок: Гребни с донцами Прялки с лопастями

    22 слайд Описание слайда:

    На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

    23 слайд Описание слайда:

    Вологодская губерния., XIХ в. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельские области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки- «башенки».

    24 слайд Описание слайда:

    Прялка с Сирином. Русский Север, 19 век Прялка «с ожерельем». Вологодская губерния, 20 век

    25 слайд Описание слайда:

    А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

    26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:

    Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1. Стержень для навивания средней нити. 2. Приспособление, к которому привязывался кудель для прядения. 3. Вертикальный стояк с №2. По вертикали: 4. Орудие для ручного прядения. 5. Боковые выступы в нижней части №5 — символы восходящего и заходящего солнца. 6. Горизонтальное сидение для пряхи. 7. Резные выступы в верхней части №5, обозначающие путь солнца по небосводу. 7 4 5 6 1 3 2

    28 слайд Описание слайда:

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Г О Р П С Д О В Е Р Е Т Е Н О Д Я Р Н О Ж К А Л Ь Ц И Л О П А С К А Г Е А И

    29 слайд Описание слайда:

    БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

    Курс повышения квалификации

    Курс профессиональной переподготовки

    Учитель, преподаватель изобразительного искусства

    Курс повышения квалификации

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники

    Выберите тему: Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    Номер материала: ДБ-161840

    Похожие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    infourok.ru

    Русские прялки и обрядовость связанная с прядением » Перуница


    Северодвинская прялка
    Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

    Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.


    Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
    Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

    Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».


    Грязовецкие прялки
    Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации — фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.

    И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.


    Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»
    А сейчас познакомимся с устройством прялок.

    Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.

    Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

    «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.


    Прялки. Кистевая роспись
    Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
    Прялки 19 века. Вологодская область
    Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
    На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

    Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.

    Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!


    Прялки с лопастью — лопаской, личиной, головкой, пером — по-разному называли верхнюю часть таких прялок — были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
    Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

    «В избушке, распевая, дева
    Прядет, и, зимних друг ночей,
    Трещит лучинка перед ней»

    Писал Александр Сергеевич Пушкин.

    Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.


    «Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
    Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 — 8 лет.

    Веретена с напряденными нитками — мочками пряхи складывали в специальную коробку — мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.


    Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

    Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

    Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии — круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.


    Пряла лен, пряла лен,
    Да льняное волокно.
    Приходи ко мне, миленочек,
    С тальянкой под окно».

    Частушка, Холмолгорский район.

    Росписи Северной Двины и Мезени


    Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края — мезенская.
    Северодвинская прялка


    Северодвинская прялка


    Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.

    Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

    Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

    Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.


    Вологодская область
    Ведущая тема северодвинской росписи — это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
    Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
    Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

    Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).


    Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.

    Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.


    В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету — изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа — изба «непряха»).

    Духи прядущие, ткущие, вышивающие


    Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» — говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.
    Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
    В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее.

    Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.

    Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» — «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa — освобождение, спасение души, мокшака — разрывающая связи). Другие версии имени — Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac — «быть видимым, проявляться»).

    Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».


    Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).

    Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.

    Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.


    Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.

    Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.


    Из музея в финляндии


    «Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.

    Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.

    Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).


    Из музея в финляндии
    Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.

    Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.

    Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» — «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».


    Северодвинская прялка
    Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».
    Одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища IX в


    Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.
    Прибалто-финские
    Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-«недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).
    Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая — создавать, вынашивать и рождать желаемое).

    Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).


    Кенозерские прялки — корневые


    Северодвинская прялка


    Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).

    В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.

    Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».

    Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.


    Используемый в прядении материал — чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.

    В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне — и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.

    Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).


    В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись


    Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке — браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.

    Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

    Использование нити/кудели/веревки в обрядах


    Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

    1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».

    2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.

    3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.

    4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, — жди сватов, от дверей – в девках куковать.

    5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).

    6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).

    7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».

    8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.


    9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.

    10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.

    11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).


    12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).

    13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.

    14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.


    Самопрялка горизонтальная
    15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).

    16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).

    17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.


    18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.

    19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

    www.perunica.ru

    «Мы рисуем русскую прялку — выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки»

    1. Мотивация.
    Целепологание.

     

     

     

     

     

     

     

    2. Организационно-деятельный.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Самостоятельная работа

     

     

     

     

     


    Релаксация

     

     

     

     

    3. Контрольно-оценочный.

     

     

     

     

     

     

    4. Рефлексия.

     

     

     

     

     


    5. Домашнее задание.

    Учитель читает эпиграф на доске. Обращает внимание учащихся на оформление кабинета (таблицы с расписными и резными прялками).

    Предлагает серию вопросов:
    Какова же цель нашего урока?
    О чём мы сегодня узнаем?
    Что будем учиться делать?
    Что нам для этого потребуется?

     

     

     

     

    Беседа о красоте русской прялки.

    Справочный материал. Приложение №1. Типы прялок, бытовые мотивы декоративной росписи. Художественная ценность прялок.

    Изготовление прялок:
    — выбор и создание форм её украшения,
    — роспись,
    — технология прядения.

    Цветовая гамма изделия.

    Предлагает вопросы:
    — Какие цвета выбрал художник для украшения изделия?

    (Красный, жёлтый, немного чёрного).

    — Почему он выбрал именно эти цвета? (Это цвета тёплой гаммы, они яркие. Цвета связаны с теми явлениями природы, которые дают тепло, например - солнце, огонь. Эти цвета заставляют радоваться того, кто смотрит на прялку).

    Обращение к традициям и обрядам.

    — Давайте посмотрим, что же на ней изобразил художник?

    (Птица, растения, конь).

     

     

     


    Знакомит с условиями изображения, выбором цветового фона.

    Приложение № 2.

    Объясняет учебное задание. Изображает на доске.

    Включает музыкальные фрагменты народных песен.

     

     

     

    Проведение динамической паузы.

     

     

     

     

    — Защита проектов.
    — Кроссворд. Приложение № 3.

    — Игра-экскурсия “В гостях у народных мастеров”.
    Приложение № 4.

     

     

     

    Ваше мнение?

    ! Было интересно.

    ? Вызвал(о) много вопросов.

    ***Я не принимал активное участие.

    —Было не интересно.

    Слушают.
    Смотрят.

    Высказывают своё мнение.

     

     

     

     

     

     

    Слушают.
    Смотрят, отвечают.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Смотрят, называют изображённые персонажи,объяснение каждому символу на основе языческих представлений.

     

     

     

     

     

    Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции.

     

     

     

     

     

    Выполняют упражнения.

     

     

    Защищают.

    Разгадывают кроссворд.

    Играют, закрепляют знания о народных промыслах, совершенствуют зритель ную память.

     

     

    Изображают.

     

     

     

     

     


    Сделать подборку материала.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Прялочки расписные, да резные… – Ярмарка Мастеров

    «От кикиморы не дождешься пряжи».  Вдруг захотелось мне разместить свою коллекцию фотографий прялок. Как они расписаны, да вырезаны! Диво! Живые и душевный, строгие и статные. Только учись и вдохновляйся! Приглядитесь как подобраны цвета, какие формы (снова я о своем). И менного текста)  Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные, расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
    Предлагаю подборку прялочек из разных уголков России-Матушки. Все они хороши по своему.
    Глазу приятно и сердцу любо! Смотрим и дивимся умениям предков, их чувству цвета, ритма, формы…Повседневная жизнь русского Севера


    Прялки. Начало 20 века.Вельский, Вологодский уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.

    Прялки. 19 — начало 20 века. Вельский, Вологодский, Тотемский, Грязовецкий уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.
    Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
    Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
    Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
    «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.А прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
     
    Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
    Cеверодвинская прялка
    Прялки 19 века. Вологодская область
    Интересно. Обрядовое ткачество.Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
    Источники
    тут тут и яндекс

    www.livemaster.ru

    Как нарисовать класс карандашом поэтапно

    В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать школьный класс карандашом поэтапно с доской, партами и стульями. За основу возьмем вот эту фотографию, учеников и учительницу рисовать не будем.

    Класс сфотографирован по определенным углом, рисуем расположение стен, потолок почти не виден, стена на которой будет висеть доска занимает область листа по высоте больше половины. Эта та же комната. Жмем на картинку, будет увеличенная.

    Теперь нарисуйте доску и дверь, высота доски справа чуть уже, чем слева из-за перспективы, а также боковая сторона проема, которая ближе к углу меньше, чем другая.

    Создаем дверной проем дополнительными прямыми и делим доску на три части.

    Нарисуйте стол учителя, потом вспомогательные линии расположения парт в классе. Видите, что расстояние между рядами слева очень широкое, а справа очень узкая, при этом от стенки более узкий промежуток, а на переднем плане он намного расширенный.

    Рисуем вверх парт.

    Рисуем ножки и перекладины.

    Нарисуйте лампы дневного света над доской, переключатель, дверь, стулья.

    Подсотрите, где спинки стула зашли на стол или их ножки. Вот и школьный класс готов.

    www.lesyadraw.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *