Как нарисовать набросок человека?
Наброски человека занимают первые позиции по важности в художественной практике среди всех видов быстрого рисунка. Обучение наброску занимает основную часть общего процесса изучения академического рисунка. Оно направлено на решение нескольких задач в создании полноценного рисунка фигуры человека и отдельно его головы. Также вы можете постепенно изучить живую форму и расширить свой кругозор благодаря этой технике. Итак, как нарисовать набросок человека?
Голова
Освоение техники наброска помогает научиться выбирать и отображать на бумаге самые характерные и типичные черты объекта созерцания, таким образом, передавая глубокое содержание натуры.
Набросок головы человека, выполняемый с натуры, обязан передавать движение и пропорции. Рисунок по фотографии может выполняться только под руководством опытного преподавателя. Поэтому набросок лица человека карандашом на ранних стадиях обучения рекомендуется с живой фигуры, таким образом, соотношение частей лица и головы соблюдается.
Начало работы, выбор положения
Небольшой размер наброска способствует выработке ощущения соотношений и масштабов, тренировке определения пропорций человеческого тела.
Работа над наброском фигуры проходит в спокойной домашней обстановке как часть процесса создания учебного рисунка. Перед тем как приступать к объемному заданию, стоит сделать набросок для знакомства с формой или фигурой. В окончание вновь проделайте набросок человека для закрепления.
Если какие-то части формы не видны с вашего места обзора, смените расположение и выполните дополнительные эскизы. Сделайте набросок человека в профиль, в фас и так далее. Итоговый рисунок должен обрести отменную лаконичность и уверенность в изображении натуры. Спустя какое-то время выполните зарисовку по памяти, таким образом железно закрепив полученные знания.
Подобные занятия должны обязательно проводиться при знакомстве с человеческой фигурой. Это способствует развитию конструктивного взгляда на фигуру и воплощению полученных ранее анатомических основ.
Набросок человека в простых позах
Начинать работу с зарисовками необходимо, выполняя набросок человека в полный рост, стоящего в простой позе с понятным положением корпуса. На зарисовку дается от 15 до 20 минут. Попробуйте ознакомиться с позой, сделав эскизы с разных местоположений относительно натуры.
В рисунке фигуры важно начать с определения соотношения массы корпуса к плоскости ног. Для этого вообразите вертикаль от внутренней лодыжки, на которую приходится вся нагрузка, наверх. Она и определяет положение остальных компонентов фигуры.
Человек сидя
Набросок сидящей фигуры человека требует определения соотношения опорной плоскости и направления корпуса, то есть тазовой плюс бедренной части и торса. Не забудьте наметить сидение.
Необходимо учитывать тот факт, что ноги неизбежно сокращаются, если фигура на рисунке находится в полуобороте или в анфас.
Не забывайте, что, несмотря на общее физиологическое строение, особенности фигуры уникальны и присутствуют в каждом случае. Их необходимо проявлять на рисунке. Степень завершенности рисунка зависит от его цели, но самое важное — отобразить существенное в натуре.
Одежда в зарисовке отображается обобщенно, а складки передаются только те, которые подчеркивают форму или движение. Целостность рисунка и фигуры превыше всего, а воспринимать натуру нужно целиком.
Обнаженная фигура
Обнаженная натура рисуется в помещении в наброске попутно с полноценным рисунком. Такие наброски самостоятельно легко выполнимы на пляже или в спортивных занятиях, притом скорость переключения позиций в таких ситуациях улучшает обобщенность видения.
Начать набросок человека обнаженного следует с определения опорных мест и пропорций. Обратите внимание на суставы голеностопа и колена, а также запястья, локтя и плеча, лобок, пупок, соски груди и нахождение яремной ямки. Ищите внутреннюю связь в соотношении, а не засечение точек в механическом процессе.
Важно не связывать свое видение относительными краевыми точками, а ориентироваться на опорные пункты. Для уяснения пластического характера позы необходимо осознание соотношения горизонталей плечевого и тазового пояса. Если фигура стоит, опираясь на две ноги, то линия таза практически параллельна полу, а если одна нога свободна от веса, то таз склоняется в ее сторону.
Если вы размещены перед натурой, определяйте срединную линию. Со спины пользуйтесь вертикалью позвоночника, его подвижность определяет положение тазового и плечевого поясов в разных позициях.
Дальнейшие зарисовки совершаются без применения вспомогательных методов в построении фигуры. Набросок человека должен уверенно и свободно транслировать натуру.
Учебное время не дает шанса изучить пластические позиции человеческой фигуры посредством создания длительного рисунка. Такая проблема решается дополнительными самостоятельными занятиями над набросками. Навыки, отработанные изложенным путем, помогут выстраивать сюжетные композиции с включением человека.
После упражнений с простыми позами следует начать занятия с обнаженной мужской фигурой в повороте.
Сложные позиции, перспектива
Важно проработать зарисовки натуры в усложненных поворотах, отслеживая среднюю линию торса от лобка до головы в изгибе. Рисунок спины предусматривает внимание к позвоночнику.
Зарисовки обнаженной натуры в непростых позициях направлены на закрепление знаний о передаче перспективных сокращений в живой форме. Следует учитывать, что уходящие вдаль поверхности сильно сокращаются, а фронтально расположенные плоскости отображаются в натуральном размере. Перспективное сокращение живой натуры основано на правилах построения перспективы для простых геометрических тел.
Натура для подобных зарисовок располагается в полулежащей позиции наискосок к художнику, а направление формы уходит вглубь. Достаточное удаление натуры от рисующего способствует созданию правильных пропорций, иначе они могут исказиться. Такие наброски должны проявить конструкцию и гармонию основных форм, которые расположены в разных ракурсах относительно вас.
Необходимо опробовать зарисовку обнаженного мужчины в активном движении, к примеру, во время поднятия груза или тому подобное. Эти наброски передают соотношение опорной плоскости и торса, а также напряженность в задействованных мышцах.
Постановка двух мужских фигур должна быть основана на пластической взаимосвязи.
Заключение
Рисуйте в каждую свободную минуту, практикуйтесь в зарисовках человеческого тела в разнообразных позах и занятиях. К примеру, эскизы людей за работой должны передавать особенности профессии или рабочего процесса. Графические средства должны отображать даже отношение рабочего к его делу посредством лаконичности и скупости прорисовки. Итак, теперь вам известно, как сделать набросок человека. Удачи в творчестве!
fb.ru
Как рисовать человека в движении карандашом
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня у нас интересная, несложная и нескучная тема. Мы узнаем как рисовать человека в движении, используя для этого очень простой и надежный метод.
Простое правило
«Все гениальное просто», эта пословица прекрасно подходит для характеристики самого точного и правильного метода построения фигуры человека в движении. Суть этого метода заключается в том, что изначально начинаем строить человека из линий «палка, палка огуречик, получился человечик», а потом к этому упрощенному скелету добавляем определенную форму тела.
Вот простой пример:
Этапы создания рисунков веселых персонажей
Небольшое уточнение: самая первая линия на вашем листе должна отображать позу, действие человека (изгиб, наклон, осанку). Если есть необходимость, к этой линии можно добавить направляющие рук или ног.
Рисовать человека в движении интересно, здесь всегда есть чему учиться, и к чему стремиться. Стоя, сидя, двигаясь человек должен поддерживать баланс, уравновешивать массу своего тела так, чтобы не упасть.
Есть два основных центра масс, которые приходится постоянно уравновешивать между собой: масса торса и таза. Голова обычно держится прямо, а руки и ноги помогают удерживать равновесие, и служат опорами.
Чтобы стоять ровно люди немного наклоняют грудную клетку назад, а таз — вперед. Особенно хорошо это видно если смотреть на фигуру в профиль.
Сейчас нужно обозначить один термин, который пригодится нам сегодня: Яремная ямка — это углубление на ключице, она отмечена красной точкой на дальнейших иллюстрациях к этой статье. По сути, яремная ямка это и есть центр тяжести человеческого тела.
В прямой стойке все просто, тяжесть тела равномерно распределяется на обе опоры — ноги, а яремная ямка находится прямо над точкой опоры.
Обратите внимание на то, как проходит вертикальная линия от яремной ямки до опоры, если смотреть на человека в профиль. Она также делит массу тела на две равные части, хотя в такой позиции это не настолько хорошо видно, как в фас.
Упор на одну ногу
В случае если человек стоит, опираясь лишь на одну ногу, центр тяжести смещается к этой опоре. Яремная ямка будет находиться прямо над опорной ногой. В таком положении масса распределяется иначе, с учетом того, что опорная нога поддерживает большую часть тяжести тела.
В рисунках и живописи часто намного больше внимания уделяют опорной ноге, и намного меньше выделяют другую ногу. Таким образом, подчеркивая опору и сбалансированность фигуры.
Дополнительная опора
Если нужно изобразить человека, опирающегося на что-либо, учитывайте, что в таком положении центр тяжести будет находится между двумя опорами.
Для примера, рассмотрим рисунок ниже:
- Человек прислонился к стене, таким образом, возникает две опоры: ноги и стена. Вертикаль от яремной ямки (центра тяжести) опускается между стеной и ногами.
- Фигура склонилась над барной стойкой. Есть две опоры: столик и правая нога. Вертикаль от яремной ямки опускается посередине между этими двумя опорами.
- Старый человек опирается на трость, чтобы распределить тяжесть своего тела на большее количество точек. Центр тяжести (яремная ямка) находится между ними.
В сидячем положении
Когда человек сидит, основная опорная точка — таз.
Рассмотрим иллюстрацию, зеленым цветом подчеркнуты точки опоры:
- Чтобы удерживать равновесие сидя и наклоняясь вперед, нужна дополнительная точка опоры для торса. Например, столик или локти, опущенные на колени.
- Если есть желание откинуться назад, придется опираться на спинку стула, дивана или выставить руки назад, опираясь на ладони.
- Еще один пример: сидя, баланс можно поддерживать обеими руками, одну вытянув вперед к колену, другую — назад, вместо спинки стула.
С грузом
Несущий какую-либо дополнительную тяжесть человек, должен принять такую позу, чтобы масса его тела и груза были в равновесии.
Опорная точка в таком случае будет находиться между яремной ямкой и центром массы груза, и будет совпадать с опорами (ногами).
Рассмотрим иллюстрацию: красным цветом отмечен центр тяжести тела человека, синим — центр тяжести груза, зеленым — точка равновесия и опоры.
- Например, человек несущий тяжелый таз с водой перед собой, должен отклониться назад, поскольку ноша тянет его вперед. Точка равновесия масс находится на уровне стоп.
- Если нужно изобразить Деда Мороза с очень тяжелым мешком подарков за плечами, нужно наклонить его вперед, чтобы под силой тяжести мешка дедушка не завалился назад. Точка равновесия масс (мешка и деда), будет находиться между обеими опорными ногами.
- У беременной женщины также возникает дополнительная ноша — животик с малышом. На последних сроках этот груз настолько большой, что женщине нужно немного отклоняться назад корпусом, чтобы держать баланс, поскольку вес живота тянет вперед.
Чем тяжелее ноша, тем сильнее должен изогнуться человек, несущий ее. Наклоняется человек в сторону противоположную той, где находится его груз.
На самом деле примеров огромное количество, это первые и самые яркие, из тех что пришли мне в голову.
Тело в движении
Ходьба
Если упрощенно охарактеризовать ходьбу, то это перекачивание со стороны в сторону, или контролируемое падение. Руки в движении помогают поддерживать баланс. Ноги — опоры, которые меняются поочередно. При ходьбе таз и грудная клетка наклоняются в противоположные стороны.Бег
Как нарисовать бегущего человека? Чтобы создать еще большую динамику движения и бежать вперед быстро, человек вынужден наклонять торс вперед. Поскольку центр тяжести (торс и яремная ямка) наклонен вперед, человек может либо упасть, либо подставить опору (ногу). Таким образом мы и бежим, выбрасывая вперед торс и подставляя опоры (ноги), а руки своими движениями помогают нам двигаться быстрее.
На иллюстрации: красным цветом отмечен центр тяжести, синей стрелкой — направление движения, зеленым — опорная нога. Чем более быстро вам нужно двигаться вперед (бежать), тем больше нужно выбрасывать центр тяжести вперед, тем шире становится шаг, а движения рук более размашисты.
Динамическое движение торса и рук
Чтобы создать рисунок человека в каком-то ярко выраженном динамичном движении, нужно все тело персонажа подчинить этому движению. В таких случаях центр тяжести сильно смещается в направлении движения, а все тело нужно поставить на очень надежные опоры — широко расставленные ноги.
Например:
- Боксер наносит удар вперед правой рукой, стоя на двух ногах. Для этого он принимает очень хорошо сбалансированную позицию опираясь на обе ноги. Замахиваясь, всю массу торса и силу переносит в удар.
- То же самое происходит когда человек замахивается с мечом или битой в бейсболе, с ракеткой в руках.
Чтобы балансировать, когда торс и руки очень подвижны, нудно находить хорошую точку опоры, а лучше подстраховаться и уверенно стоять на обеих ногах.
Видеоурок
Давайте посмотрим наглядно видео как поэтапно нарисовать человека в движении:
Чтобы закрепить этот материал, возьмите в руки карандаш и лист бумаги, и постарайтесь основательно его исчертить различными набросками таких скелетиков. Изобразите схематически фигуру в движении, в различных позах, добавляя ей груз и дополнительные опоры. Тренируйтесь.
В следующих уроках мы будем придавать этим каркасам более узнаваемый облик.
Желаю творческих успехов и вдохновения!
Рекомендуем публикации
- Рисуем фигуру человека
- Учимся рисовать руку человека
- Рисуем лицо человека
- Рисуем лицо человека в профиль
- Рисуем уши человека
- Рисуем нос человека
artrecept.com
Наброски человека
Из всех видов краткосрочного рисунка наброски людей имеют в практике художника наибольшее значение.
Работа над набросками человека является основной частью всего процесса обучения рисунку. Она помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках головы и фигуры человека, способствует изучению живой формы, расширяет кругозор.
Упражнения в набросках способствуют приобретению умения выбрать и зарисовать наиболее характерное, типичное, добиваясь в рисунке передачи глубокого внутреннего содержания натуры, будь то зарисовка головы или фигуры в целом.
Наброски и зарисовки чаще всего делаются небольшого размера, поэтому работа над наброском человека развивает умение оперировать масштабными соотношениями, тренирует в определении «на глаз» пропорций фигуры.
Работа над наброском фигуры
Работу над наброском фигуры следует проводить в домашних условиях и в процессе выполнения учебного рисунка. Набросок может быть выполнен перед началом длительного задания с целью помочь уяснить строение «большой формы», или в конце его для закрепления пройденного.
Чтобы лучше представить себе те части формы, которые не видны с выбранного для длительного рисунка места, полезно сделать наброски с другого места.
Набросок, выполненный в конце задания, должен отличаться уже большей уверенностью и лаконичностью в передаче натуры.
Полезно сделать набросок по памяти, он закрепит полученное представление о характере живой формы.
Такие наброски должны стать постоянными упражнениями в построении фигуры. Это разовьет умение конструктивно подходить к изображению живой формы на основе анатомических знаний.
Первые наброски рекомендуется делать со стоящей одетой фигуры, находящейся в спокойной, определенной позе, с ясно выраженным положением корпуса к опорной плоскости ног. Продолжительность каждого наброска — 15—20 минут. Следует сделать наброски с разных точек зрения по отношению к натуре.
Учебная работа. Набросок школьника
Рисуя фигуру, необходимо в первую очередь определить отношение корпуса к опорной плоскости ног. Для этого мысленно проводят вертикальную линию от внутренней лодыжки ноги, несущей нагрузку, вверх, по отношению к ней и определяют положение остальных частей фигуры.
В зарисовке сидящей фигуры нужно определить отношение направления торса к опорной плоскости, то есть к тазовой и бедренным частям, наметив одновременно сидение стула.
Учебная работа. Набросок
В таком наброске надо учитывать сокращение бедренной части ног, в том случае, если натура изображается анфас или в полуобороте. Очень показательным является воспроизводимый здесь рисунок В. А. Серова, изображающий сидящую фигуру; в нем хорошо передана взаимосвязь форм тела.
В. А. Серов. Набросок сидящей фигуры
Выполняя зарисовки, необходимо учитывать, что при общем анатомическом строении все люди сильно отличаются друг от друга. Поэтому следует выявлять индивидуальные особенности фигуры. В кратковременном рисунке не нужно останавливаться на мелких подробностях, важно передать самое существенное в изображаемом человеке, находящемся в том или ином состоянии, разумеется, что степень законченности кратковременного рисунка зависит от поставленной задачи, а также от времени, которое дается на его выполнение.
Складки одежды в наброске нужно передавать только основные, характеризующие ту форму, на которой они находятся, и подчеркивающие движение. В таких набросках необходимо постоянно развивать целостность видения, то есть умение воспринимать всю натуру сразу, целиком, что очень существенно и в работе над длительным рисунком.
Рекомендуется использовать каждую возможность практиковаться в набросках человека, находящегося в разнообразных движениях и за самыми различными занятиями, на отдыхе, в труде, в спорте и т. д.
Наброски, сделанные, например, во время производственного процесса, должны запечатлеть наиболее характерные особенности того или иного положения фигуры, соответствующие специфике профессии, а также передать отношение человека к труду. Такие наброски могут быть предельно лаконичны и скупы в графических средствах передачи фигуры.
Наброски обнаженной фигуры приходится выполнять в стенах мастерской параллельно с длительным рисунком обнаженной модели. Но необходимо делать такие наброски и самостоятельно. Зарисовки фигур на спортивной площадке или на пляже послужат хорошим упражнением, а ограниченность во времени активизирует внимание на самое характерное в пластике живой формы.
Приступая к первым наброскам обнаженной фигуры, следует сразу же определить пропорции, найти «на глаз» центр тяжести и взаимосвязь основных опорных мест, соответствующих положению яремной ямки, сосков груди, пупка, лобкового сочленения, плечевых, локтевых и запястных суставов, а также коленных и голеностопных суставов, рисуя живую форму, нужно избегать механического засечения точек по вертикалям и горизонталям, необходимо находить между опорными точками внутреннюю анатомическую связь.
«Все вязать в себе» (имея в виду внутри), — учил П. П. Чистяков, то есть не сковывая себя положением случайных краевых точек, которые перемещаются в зависимости от положения натурщика, а ориентируясь прежде всего на основные опорные точки. Чтобы определить пластический характер позы, нужно мысленно уяснить отношение направлений линии плечевого пояса к линии тазового пояса в зависимости от положения центра тяжести. При этом следует помнить, что при положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, линия таза, проходящая по вертикальному краю подвздошных костей, находится в горизонтальном положении, а при центре тяжести, падающем на одну ногу, таз наклоняется в сторону ноги, освобожденной от нагрузки.
Рисуя фигуру спереди, определяют направление срединной линии, при рисунке со спины — такой линией будет линии позвоночника, благодаря подвижности которого тазовый и плечевой пояса могут находиться в различных положениях.
Разумеется, что в дальнейших набросках работа будет идти без вспомогательных средств в определении строения фигуры.
В наброске должна быть свободно и уверенно передана живая форма.
Выражая при помощи основных тональных отношений ту или иную форму, не следует трактовать ее обособленно; нужно видеть большую общую форму.
На учебных занятиях нет возможности изучить в длительном рисунке пластическое многообразие положений фигуры человека. Поэтому следует в какой-то мере восполнять это путем самостоятельной работы над зарисовками. Полученные знания и навыки в изображении пластики человеческого тела будут иметь большое значение в работе над изображением человека в сюжетных композициях.
«Сперва нужно приучить все заимствовать от натуры, — говорил Чистяков, — потом, понабравшись довольно, стараться подчинить себе натуру».
Имея опыт рисования стоящей и сидящей натуры в спокойном положении, можно перейти к упражнениям в набросках обнаженной мужской фигуры, находящейся в различных поворотах.
Несомненную пользу принесут наброски фигуры, стоящей в усложненном повороте, здесь важно проследить направление основной средней линии торса, идущей от головы до лобкового сочленения и образующей в этой позе изгиб. В рисунке спины интересно проследить изгиб позвоночника. Примером такой позы может служить поворот Kocца в начале очередного взмаха косы.
Наброски обнаженной фигуры, находящейся в сложном ракурсе, помогут закрепить знания в передаче построения перспективного рисунка живой формы. Необходимо принимать во внимание, что одни поверхности, уходящие в глубину, мы видим в сильном сокращении, в то время как другие, расположенные фронтально, сохраняют для нашего глаза свою действительную величину. Передавая перспективное сокращение живой формы, полезно учитывать правила построения перспективы геометрических тел.
Натуру для таких набросков располагают, например, полулежа, наискось к рисующему, основное направление форм идет в глубину за картинную плоскость. В одной позе натурщика к нам будет ближе голова с плечевым поясом, в другой позе — ноги. Натура должна быть достаточно удалена от рисующего, в противном случае рисунок будет иметь искаженные пропорции. В таких зарисовках следует выявить конструкцию, дать пластическую вязку основных форм, находящихся в ракурсах по отношению к рисующему.
Рекомендуется также делать наброски обнаженной мужской фигуры, находящейся в сильном движении, например, в момент поднятия тяжести и т. д. В этих случаях нужно передать отношение торса к опорной плоскости, напряженность основных мышц, характеризующих данное движение.
Необходимо практиковаться и в набросках постановки, состоящей из двух обнаженных мужских фигур, уделяя основное внимание пластической взаимосвязи.
Краткосрочный рисунок головы
Как и в работе над фигурой, зарисовки головы полезно делать в начале и в конце самостоятельного выполнения длительного учебного рисунка. В таких зарисовках основной задачей будет выяснение формы головы данной натуры в том или ином повороте. Особенно своевременны такие зарисовки в начале учебного рисунка головы.
Краткосрочные рисунки головы могут быть крупного размера, но значительно меньше натуры.
Приступая к работе над первыми зарисовками головы, определяют общую форму и ее пропорции.
Слегка намечают вспомогательные линии построения, основными из которых являются пересекающиеся под прямым углом срединная профильная и проходящая через переносицу. Полученная крестовина наметит поворот головы. Затем выясняют местоположение всех частей головы.
В краткосрочном рисунке важно усвоить и передать характер строения живой формы натуры, находящейся в определенном повороте, имея полное представление о местоположении тех частей головы, которые с данного места не видны. С помощью основных светотеневых отношений выявляют характерную форму головы.
Учебная работа. Краткосрочный рисунок головы
Наряду с такой зарисовкой рекомендуется в конце длительного рисунка выполнять небольшой рисунок по памяти.
Необходимо делать зарисовки головы, находящейся в различных поворотах и наклонах. В этих зарисовках нужно проследить построение перспективы различных поверхностей и их изменения в зависимости от избранных точек зрения.
Рисуя голову в профиль, учащиеся иногда забывают, что она может иметь наклон вправо и влево, что вызовет определенное положение сокращающихся поверхностей формы. При рисовании опущенной вниз или запрокинутой вверх головы лицевая часть будет изображаться сильно сокращенной по вертикали, а горизонтальные линии построения примут округлую форму.
Некоторые зарисовки голов в ракурсах, проводимые в качестве учебного упражнения, могут быть очень схематичны, решая задачу построения перспективного сокращения при определенном положении натуры.
Первые зарисовки рекомендуется делать продолжительностью не более чем по 20 минут, а в дальнейшем — по 5 —10 минут.
Эти учебные зарисовки дадут возможность более уверенно выполнять портретные наброски людей с самыми различными характерами, индивидуальными особенностями, находящихся в определенном окружении (смотрите наброски А. А. Иванова, В. И. Сурикова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, воспроизведенные здесь.
А. А. Иванов. Рисунки головы (для картины «Явление Христа народу»)
В. И. Суриков. Голова странника
М. А. Врубель. Зарисовка женской головы
Зарисовки людей в группах
Этот вид наброска является наиболее сложным. Здесь требуется сопоставить несколько разных по характеру фигур, определить их перспективное и масштабное согласование, суметь сохранить пластическое единство изображаемого и, наконец, передать сюжетную взаимосвязь группы людей.
Именно этот комплекс задач и делает такие зарисовки чрезвычайно нужными для развития определенных композиционных навыков, создает запас жизненных наблюдений, которые могут явиться исходным моментом в создании жанровой композиции.
Вначале лучше зарисовывать две фигуры, имеющие довольно определенные, простые позы. Одна из фигур, например, стоит, другая сидит рядом, обе объединены одним занятием, например, рассматриванием какого-нибудь предмета.
Усложняя постепенно задачи группового наброска, надо больше внимания уделять жизненной и непосредственной передаче натуры.
В зарисовках группы, состоящей из нескольких фигур, находящихся за каким-либо занятием, не надо обособленно перечислять их, так как это приводит к потере цельности восприятия всей группы, общего силуэта, к утрате объединяющего изображенных людей сюжетного мотива.
Работы выдающихся мастеров показывают, насколько важно уметь в кратковременном рисунке уловить взаимосвязь фигур, передав суть изображенной сцены. Большой интерес представляют зарисовки М. А. Врубеля, сделанные им в последние годы жизни.
М. А. Врубель. Обдумывает ход
Обобщенностью передачи формы и остротой характеристики людей отличаются его наброски группы играющих в карты и шахматы. Никто из участников не позирует, тонко подмечена манера людей сидеть на диване, на стуле, а также их отношение к общему занятию. Таковы рисунки «Вечером за картами», «Момент игры», «Обдумывает ход» и другие, где тональное решение сохраняет общность группы, убедительно передает характер наиболее крупных форм и условия вечернего освещения. Лица играющих трактованы чрезвычайно обобщенно, и в то же время каждое из них очень выразительно.
Если требуется изобразить сложные группы людей, находящихся друг от друга на известном удалении в глубину, нужно учитывать перспективное сокращение фигур, а тональное решение, даже самое скупое, надо направить на выявление пространственного положения фигур. Примером решения этой задачи могут служить групповые наброски И. Е. Репина «У Доминика», «За чтением», «В мастерской», изображающие группы людей, находящихся в интерьере.
И. Е. Репин. В мастерской
Рекомендуется делать групповые наброски по памяти, устанавливая в них пластическую взаимосвязь фигур и отношение изображаемых людей к определенному сюжетному моменту.
Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.
oformitelblok.ru
«Наброски с фигуры человека». 6-й класс
Разделы: МХК и ИЗО
Цели урока:
- Познакомить учащихся с художественными приемами выполнения наброска.
- Научить анализировать пропорции анатомического строения тела человека.
Задачи:
- Обучающие – обучить приемам изображения.
- Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
- Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Оборудование.
Для учителя:
- методические таблицы:
- Пропорции человека,
- Наброски фигуры человека,
- Динамическая модель фигуры человека,
- «Живая модель» – ученики из класса,
- бумага А3, уголь.
Для учащихся: бумага, мягкий карандаш, ластик.
План урока:
- Организация – 1 минута.
- Объяснение нового материала – 10 минут.
- Педагогический рисунок – 2 минуты.
- Практическая работа учащихся – 25 минут.
- Обсуждение работ, выставка – 5 минут.
- Задание на дом – 2 минуты.
Ход урока
Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете о набросках в изобразительном искусстве? (Возможные ответы детей: быстрый рисунок; рисунок, передающий самое главное в объекте изображения; быстрое изображение отдельной части натуры.) Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений.
Сегодня мы с вами будем выполнять наброски фигуры человека с натуры в положении «сидя».
Учитель: Давайте посмотрим наброски известных мастеров: И. Е. Репина <рисунок 1, 2> и В. А. Серова <рисунок 3, 4>.
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
Учитель: Ребята, а какими художественными материалами можно выполнять наброски? (Возможные ответы: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером.)
Чтобы правильно выполнить рисунок нам с вами необходимо провести анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела. Нам помогут методические таблицы:
Динамическая модель | Каркас фигуры |
1) Учитель приглашает одного из учеников (мальчика) в качестве модели для позирования.
Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы.
При определении пропорций используют единицу меры, равной высоте головы. В нашем случае голова укладывается во всей фигуре приблизительно 6-7 раз.
2) Учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры.
Педагогический рисунок Ильин С. В.
Учитель: Определяю общее расположение на плоскости листа бумаги. Провожу линию, определяющую движение фигуры, ее характер. На ней отмечаю основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Далее прорисовываю очертания всех основных частей фигуры школьника.
3) Учащиеся выполняют два наброска с фигуры мальчика. Во время выполнения учащимися рисунка подхожу к рабочим местам для помощи. Осуществляю контроль за правильностью ведения рисунка <рисунок 5, 6>.
Рисунок 5
Рисунок 6
4) Обсуждение выполненных рисунков. Отмечаем наиболее выразительные, точные рисунки. Уделяем внимание недостаткам, погрешностям. Учитель дает пожелания и рекомендации ученикам относительно ведения работы над наброском <рисунок 7, 8, 9, 10>.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
5) Дома выполнить наброски с натуры родственников, изучить пропорции фигуры человека.
Этапы урока | Что делают | |
Учитель | Ученики | |
1 | Объясняет материал, задает вопросы. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. |
2 | Выполняет набросок с натуры. Комментирует свои действия. | Внимательно смотрят и слушают. |
3 | Осуществляет контроль, помогает учащимся. | Изобразительная деятельность. |
4 | Проводит анализ выполненных работ вместе с учащимися. | Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. |
5 | Поясняет домашнее задание. | Записывают в дневник. |
При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 6 кл.» автор Ломов С. П.; «Рисунок. Наброски и зарисовки» автор Кузин В. С.
22.04.2013
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация «Набросок фигуры человека с натуры»
Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация «Набросок фигуры человека с натуры»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:7 класс Учитель ИЗО, Искусства МАОУ СОШ №4 Краюхина Л.В.
2 слайд Описание слайда:Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать, наблюдая за позой живого человека.
3 слайд Описание слайда:П.Сезанн. «Игрок в карты» Ю.Челюкова «Девушка» А.Матисс. «Женщина с распущенными волосами» Назовите, к каким видам изобразительного искусства относятся эти наброски?
4 слайд Описание слайда:В.Васнецов. Наброски к картине «Витязь на распутье» В.Суриков. Набросок. «Пугачев» И.Репин. «Вера Алексеевна Репина» Какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?
5 слайд Описание слайда:Набросок — это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается кэскизу.
6 слайд Описание слайда:Какими графическими материалами можно делать наброски?
7 слайд Описание слайда:Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны: Графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь, пастель, однотонная акварель, Уголь, мел. Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами.
8 слайд Описание слайда:Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику. А.Дейнеко.Наброски
9 слайд Описание слайда:«Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы». Леонардо да Винчи
10 слайд Описание слайда:В. Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г.
11 слайд Описание слайда:Найдите на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова» персонажей, к которым были сделаны эти наброски.
12 слайд Описание слайда:Портрет княгини О. Орловой Как вы думаете , с какой целью В.Серов в начале работы над портретом сделал набросок с княгини О.Орловой?
13 слайд Описание слайда:«Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни попадается». И. Грабарь, Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909 Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.
14 слайд Описание слайда:Наброски А.С.Пушкина на полях его произведений
15 слайд Описание слайда:Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой. Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:Давайте назовем основные пропорции фигуры взрослого человека.
19 слайд Описание слайда:Внимательно изучите фигуру. В первую очередь определите пропорции. Определите общие рамки, изображаемой фигуры. Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета). Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног. Затем оденьте фигуру.
20 слайд Описание слайда:Что нового вы узнали о набросках, их особенностях и видах? Полезно ли вам было узнать о том, какое значение придавали наброскам великие художники? Какие трудности вы испытали? Можно ли за один урок научиться делать наброски фигуры человека с натуры очень хорошо?
21 слайд Описание слайда:Выполнить набросок с члена семьи в домашней обстановке, используя карандаши или восковые мелки.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-445357
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Как нарисовать фигуру человека карандашом поэтапно
Перед тем как рисовать фигуру человека должен признаться. Для меня это сложно. Говорю сразу, пропорции человека это самая что ни но есть тяжелая тема для рисования, особенно если Вы как и я новичок в этом деле. Для начала сделаем наброски фигуры человека в движении. В качестве примера возьмем трех девушек в разной одежде. Это штаны, юбка и платье. Если я перепутал названия шмоток, не серчайте, я в них разбираюсь также как девушки в программировании на php. Ну дело сейчас не в этом. Главное – это увидеть изображение фигуры человека и понять принцип её построения.
Как нарисовать фигуру человека карандашом поэтапно
Рекомендую также попробовать нарисовать:
- Одежду девушек;
- Мужской торс;
- Поцелуй;
- Девушку в юбке;
dayfun.ru
Как нарисовать человека? Урок 1. Учимся делать скетчи.
Добро пожаловать на сайт «Научиться рисовать за 30 дней!».
Это первый урок из курса «Учимся рисовать человека». Тщательное освоение всех уроков этого курса поможет вам сделать первые шаги в изучении анатомии и пропорций человека, научит рисовать людей из жизни и из вашего воображения, в различных позах и в движении, обнаженными и в одежде.
Первый урок является подготовкой к фактическому изучению фигуры, а также заложит основу структуры дальнейшей работы. Практическое упражнение в конце урока будет иметь особую ценность для вас как художника при создании макета человека и при подготовке предварительных эскизов, набросков, обдумывании идей, предложений, действий и поз, где фигура должна быть нарисована без использования моделей или копирования. Я настоятельно рекомендуется уделить ему самое пристальное внимание, и ни в коем случае не пропускать.
Рисуем человека с натуры
Чтобы нарисовать что-нибудь хорошо из памяти или из своего воображения, вы должны сначала создать запас базовых знаний по этой теме. Лучше всего начать рисовать с натуры. Постоянно наблюдая за окружающими можно легко и быстро узнать большое количество информации о пропорциях, форме и структуре, а также в процессе вы также будете развивать свои навыки рисования. Никакое количество информации, почерпнутое из учебников по рисованию человека не может служить в качестве замены этого ценного упражнения.
Вы должны изучить информацию не только о форме и структуре тела, но также получить глубокие знания о том, как люди стоят, сидят и двигаются, если вы хотите их убедительно передать это на бумагу. По этой причине вы должны постоянно пользоваться скетчбуком.
Скетчбук
Так же, как писатель нуждается в записной книжке для кратких записей мыслей, а спортсмен должен регулярно заниматься спортом, чтобы быть в отличной форме, художник нуждается в альбоме или скетчбуке, чтобы постоянно оттачивать свое мастерство и зрительную память. Ваш скетчбук должен быть всегда при вас, поэтому выберите для себя оптимальный размер и носите его в сумке или рюкзаке с простым карандашом. Не обязательно покупать дорогой скетчбук, т.к. вам придется делать очень много набросков и заметок, и вы даже не заметите как он быстро закончится. Купите что-то попроще, чтобы не беспокоиться о стоимости. Каталог скетчбуков от web-paint.
Лучшее место, чтобы начать, наверное, у себя дома. Члены вашей семьи идеальные натурщики, потому что они легко доступны и часто занимаются не слишком активной деятельностью, такой как чтение или просмотр телевизора.
Для того, чтобы поддерживать готовность своих «моделей» позировать, желательно не корпеть слишком долго над каждым рисунком. Каждый эскиз необходимо делать не более 10-ти минут. Это имеет большое значение, т.к. на данном этапе важно количество, а не качество. Вы быстро узнаете, как поймать суть позы или характера в несколько штрихов и ваша работа будет очень реалистичной.
Сделав несколько эскизов в привычной обстановке, вы вскоре почувствуете себя достаточно уверенно, чтобы взять ваш скетчбук на улицу. Найдите для себя подходящее укромное местечко, где вас никто не потревожит и попробуйте сделать несколько набросков.
У вас должно войти в привычку рисовать постоянно. Всякий раз, когда у вас есть свободная минута, достаньте скетчбук и делайте наброски людей вокруг вас: стоя на автобусной остановке, сидя в кафе или на работе есть хорошая возможность сделать наброски людей поблизости. Карандаш или шариковая ручка идеально подойдут в качестве инструмента.
Используйте только одну сторону бумаги. Есть три причины для этого. Во-первых, дешевая бумага просвечивает, так что линии, которые вы нарисовали на одной стороне, могут повлиять на качество вашей работы на другой. Во-вторых, даже если вы используете бумагу хорошего качества, карандашные рисунки на обратных страницах будут стирать шероховатость, и портить друг друга. Третья причина для использования только одной стороны в том, что в свое время вы можете разобрать постранично свой скетчбук, и сравнить одну работу с другой, чтобы проверить ваши успехи.
Поначалу, вы будете успевать изобразить не более, чем наклон головы или поворот плеч, прежде чем объект начнет двигаться. Это нормально: все, что вы делаете способствует росту ваших знаний о человеческой фигуре. Эти детали могут показаться не очень ценными, но это не так. Если вы в состоянии изобразить неопрятного вида молодого человека, ссутулившегося напротив автобусной остановки или усталую старую женщину, обремененную покупками, ваша работа будет иметь подлинность, т.к. суть характера заключается именно в тонкости таких деталей. Вы будете удивлены, насколько легко это заметить и насколько это оценится всеми, кто увидит вашу работу.
Ваш скетчбук должен выполнять роль вашего личного документа. На самом деле, многие художники также делают заметки в нем и добавляют комментарии к эскизам, тем самым увеличивая полезность позже, особенно если эскиз будет использоваться в качестве основы для готового рисунка.
Не стремитесь к аккуратными, ухоженными рисункам, художественно расположенным на странице. Ваш альбом не для этого. Сейчас ваша цель — захватить характер и положение выбранного объекта в течение нескольких минут. Выберите кого-то, кто, вероятно, останется еще на некоторое время в одном положении, и начните работу. Не стесняйтесь. Не пытайтесь делать привлекательные линии, это упражнение заключается в быстром захвате момента. Ваши эскизы должны доставлять истинное удовольствие видеть и зарисовывать жизнь вокруг вас, а также помочь вам развить острый глаз и уверенный штрих.
Если вы никогда не пробовали делать скетчи, то можете подумать, что это тяжелая работа, но это не так. Это наиболее приятное и самое полезное занятие. Оно расслабляет и бодрит, а также является средством повышения навыков рисования.
Всегда держите скетчбук при себе, где бы вы ни находились. Это настолько важно, что я не устану повторять это. Нарисуйте людей, которые ждут электричку на железнодорожной платформе или тех, кто сидит на скамейке в парке, или членов вашей семьи за просмотром телевизора. В барах, ресторанах, кафе и на улице вы сможете увидеть людей различного роста и телосложения. Отметьте их в своем альбоме, и вы никогда не будете сожалеть об этом. Создание набросков не только приятное занятие, оно также является лучшим способом расширить свои знания и способности. Если вы хотите создавать живые реалистичные работы, это должно войти в привычку. Иногда в эскиз стоит включить фон и окружающие детали. Это могут быть окружающие деревья или здания. Когда вы начнете рисовать из головы, то этот опыт будет весьма ценным.
По мере прохождения курса, мы будем периодически возвращаться к этой теме, рисованию эскизов из жизни. Без этого упражнения ваша наблюдательность и ваши рисунки из памяти будут постепенно ухудшаться, пока они не станут немного больше, чем серия клише.
Практическое задание
Сделайте как минимум 20-30 скетчей разных людей в различной обстановке. Я не советую переходить к следующему уроку, пока не выполните это задание. Это упражнение должно стать вашей постоянной ежедневной тренировкой.
В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».
www.web-paint.ru