Главная > Рисунки карандашом > Рисунок геометрических фигур карандашом – Рисование геометрических тел вращения.

Рисунок геометрических фигур карандашом – Рисование геометрических тел вращения.

Рисование геометрических тел вращения.

Рисунок геометрических тел вращения, а именно конуса, цилиндра, шара, выполняется после того, как освоен рисунок куба. Сначала объёмные геометрические фигуры рисуют по отдельности, затем ставится натюрморт из геометрических тел. На примере изображения геометрических тел вращения усваиваются основные навыки академического рисунка. Для того, чтобы успешно рисовать сложные формы, сначала следует добиться грамотного выполнения простых заданий и хорошего уровня их выполнения. Любую форму, которую мы рисуем, при анализе можно представить как состоящую из простых геометрических форм, подход к изображению такой же, как при рисунке простых геометрических форм.

Любой рисунок начинающим следует вести исключительно с натуры. Модели гипсовых геометрических тел можно купить или изготовить самостоятельно из плотной бумаги или картона. Срисовывание с пособий, фотографий не имеет смысла и не приносит никакой пользы. Представленные мной примеры могут послужить в помощь для самостоятельного обучения или помочь при выполнении домашних заданий по рисунку, но всё же лучше всего заниматься с преподавателем.

Если вы живёте в Москве, то у вас есть возможность брать индивидуальные уроки рисунка у автора статьи.

Рисунок конуса

Конус представляет собой симметричное тело вращения, образующая конуса начинается в его вершине, совпадающей с осью вращения и заканчивается в основании. В нашем случае конус прямой, его ось перпендикулярна основанию.

При рисовании конуса сперва намечаем место и размер изображения в листе. Конус не должен быть слишком большим или маленьким, разместить его следует выше середины листа. Оптически верх конуса легче, вокруг него больше свободного пространства, поэтому конус в рисунке следует разместить выше, чем, это делается обычно.

 

Затем отмечаем засечкой самую верхнюю часть конуса и проводим горизонтальную ось основания. Определив таким образом высоту, определяем, насколько ширина основания меньше высоты. Рисуем засечки, ограничивающие ширину основания. При этом учитываем, что эллипс, после того, как он будет построен, немного увеличит высоту конуса.

Только после того, как определена высота и ширина, по центру проводим вертикальную ось симметрии.

 

Соединяем вершину конуса с основанием. Линии с краю являются самыми удалёнными от рисовальщика поверхностями, поэтому их следует рисовать светлыми.

Следующий этап – построение эллипса. При построении эллипса важно точно определить его раскрытость, насколько малый диаметр (видимый вертикальный размер) меньше, чем его ширина. Чтобы передать объём в линии, ближнюю часть овала сделаем темнее.

 

После того, как построение проверено, можно продолжить изображение объёмной формы конуса. Сперва находим границу света и тени. Граница представляет собой прямую линию, идущую от вершины к точке в основании. Постарайтесь верно определить, каково соотношение части, видимой на свету и части в тени. В верхней части линия немного чётче, в нижней части конуса она более плавно размыта к краям. Связано это с тем, что ближе к вершине конуса форма заворачивается сильнее, она почти приближается к угловой форме, какую мы видим на примере куба. Теневая поверхность удаляется от нас, дальний край по закону воздушной перспективы будет светлее.

Освещённая часть удаляется от зрителя, поэтому, в соответствии с законами воздушной перспективы, она будет темнее. На границе света и тени мы видим полутон, промежуточную поверхность между светом и тенью, он относится к свету, но темнее, чем освещённая часть предмета, т. к. угол падения лучей света здесь небольшой. Падающая тень темнее тени собственной. Она лежит на горизонтальной поверхности, передняя часть тени темнее. Штрих кладём по форме, сначала в направлении лучей, идущих от вершины к основанию.

Для лучшей передачи формы введём горизонтальные линии штриховки, показывающие сечение формы по горизонтали. Особенно важно показать, как форма заворачивается по краям. На завершающем этапе работы уточняем тональные отношения и форму. Освещённая часть чуть темнее снизу, сверху выше контраст света и тени. Теневая часть конуса снизу подсвечена рефлексом от поверхности стола, также имеется рефлекс, проходящий по дальнему краю формы.

 

Рисунок цилиндра

Цилиндр представляет собой простое тело вращения, у которого диаметр верхнего и нижнего основания равны, а плоскости оснований параллельны друг другу. Образующая представляет собой вертикальную линию, перпендикулярную основанию, которая вращается по окружности.

 

Последовательность работы над цилиндром такая же, как над рисунком конуса.

Сначала намечаем место цилиндра в листе, сразу же легким штрихом выявляем объёмную форму.

Затем работа ведётся последовательно, от большого к малому, от целого к детали. Старайтесь не давить излишне на карандаш, особенно при рисовании вспомогательных линий построения. Ластиком пользуйтесь как можно меньше. Если хотите поправить рисунок, то сначала обязательно нарисуйте правильную линию и только после того, как верная линия нарисована, можно стереть неверную. Когда стирают линию, а потом рисуют заново, то, как правило, повторяют уже сделанную ошибку.

Сначала определяем высоту, а затем ширину цилиндра, насколько она меньше. Для сравнения высоты с шириной берите за основу расстояние между нижними краями эллипсов в центральной части цилиндра.

После того, как найдены основные пропорции, рисуем осевую линию. Ось симметрии делит цилиндр ровно пополам.

Построение эллипсов начинаем с верхнего. Нам хорошо видно, как он развёрнут. Нижний эллипс развёрнут больше, чем верхний, в соответствии с законами перспективы.

Граница светотени у цилиндра проходит по вертикальной линии. Форма меняется плавно, поэтому границы размыты. Штрих кладём по форме, в вертикальном направлении. Удаляющиеся поверхности на свету становятся темнее, а в тени, наоборот, светлее. Верхнее основание оказывается в полутоне, если освещение преимущественно сбоку. Штрих этой горизонтальной плоскости аналогичен штриховке верхнего основания куба. Передний край падающей тени берёт своё начало от точки границы светотени в основании цилиндра, а дольний край тени начинается от аналогичной точки на невидимой стороне.

На завершающем этапе работы уточняем форму штрихом в горизонтальном направлении. Верхняя часть чуть ближе к свету, она будет светлее. Теневая часть подсвечена снизу, а сверху тень в контрасте с верхним основанием. Поэтому самая тёмная часть тени окажется вверху.

 

 

Рисование шара

Геометрическая форма шара самая простая из всех фигур, но для рисунка шар является самым сложным заданием. В первую очередь, начинающим сложно нарисовать ровный круг, трудно добиться плавных тональных переходов при штриховке, чтобы шар на рисунке не имел вмятин. Шар можно осветить естественным светом от окна или мягким светом с рассеивателем. Такой свет лучше, он не даёт резких теней.

 

При освещении лампой накаливания контраст сильнее, часто это приводит к тому, что начинающие изображают шар слишком тёмным, как будто он не из гипса, а из свинца.

 

Ниже представлен готовый рисунок шара. Изображения поэтапного ведения работы, построения теней, объяснения природы рефлексов появятся на сайте позже.

 

 

После того, как освоен рисунок геометрических тел по отдельности, можно приступить к рисованию группы из геометрических тел. Как правило, композиция включает в себя куб или параллелепипед, 1-2 тела вращения и шар. Рисунок кувшина также выполняется после того, как ученик умеет изображать простые геометрические формы.


Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Дениса Гаврилова gavrilovart.ru и при указании авторства. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).
Запрещено каким-либо образом изменять, затирать, отрезать копирайты на копируемых с моего сайта фотографиях или иллюстрациях.

 


gavrilovart.ru

Как научиться ложить штрих по форме предмета


Как научиться ложить штрих по форме предмета- будем усовершенствовать свое мастерство владения карандашом и
учиться создавать рисунок геометрических фигур, создавая их объем. В нашем арсенале есть куб, шар, конус и цилиндр.

Наша работа будет разделяться на две части. Первая часть- мы рисуем по- представлению. Возможно у вас есть макеты этих фигур, если нет, то
тогда можете заглянуть на страницу как сделать макет геометрических фигур и, собственно, сделать их,
но начнем мы с вами с другого. Мы начнем с понимания, анализа формы сначала без макетов. Вы можете сначала их создать и иногда посматривать
на них при рисовании, но главное сейчас- научиться анализировать, логически мыслить, вся ваша работа сейчас заключается в том, что- бы думая,
без натуры, научиться передавать форму этих основных фигур.
Изначально ведь работа проходит в голове, а не перед глазами. Верно?

Вторая часть- будем рисовать с натуры, но так- же, как и в первом случае, не цепляемся к натуре сильно, а в первую очередь думаем и анализируем
сами, и теперь уже проверяем себя с тем, что нам показывает натура.

Итак, первая часть. Можно рисовать на формате А3. Берем ватман, карандаш и рисуем фигуру, также не плохо
использовать знания перспективы при построении ее. А потом начинаете “ложить” штрих по форме, вылепливая объем фигуры при помощи своего ума и
карандаша.

Мы уже знаем, что светотень распределяется по форме предмета, создавая тональные градации, или зоны. Пока возьмем три основные- свет, полутень
и тень. Ограничиваемся только фигурами, не используя все пространство.


Давайте нарисуем куб.
Избегаем ошибок. У меня на рисунке слева сильно передана перспектива, чересчур, так не делайте.
Здесь достаточно совсем немного передать ее, слегка исказив форму. Посмотрите на рисунок справа. Видите разницу между передней стенкой и задней?
Этого достаточно. Не такие у нас большие размеры используются, что- бы мы из малых форм превращали архитектуру.

Поговорим о светопередаче.
Свет, тень и полутень показаны.

Но не забудьте о золотом правиле- свет удаляясь по форме предмета темнеет, тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь в перспективу слегка теряет
свою яркость, добавьте туда немного штриховочки. А теперь полутень и тень, та- же картина, но в обратном порядке. Тень удаляясь слабеет, слегка
светлеет. Но все равно, общий тон тени никогда не будет светлее общего тона света, и полутень тоже не вырывается из своих тоновых границ. Все на своем месте.

Смотрим еще: как мы проводили обучение с первого нашего урока, см. основы рисунка, о том не забываем и сейчас.
Ближние к нам углы и грани выделяем, делаем на них акценты. Ближняя грань и углы у меня акцентированы, чем и берут основное внимание на себя,
все остальное плавно уходит в пространство. Но сильно здесь это пространство не нужно передавать, так как расстояния у нас, в принципе, маленькие.

Замечание: как определить общий тон- прищурьте немного глаза. Резкость убавится и вы сможете увидеть все в общем.
И еще не надо смотреть на работу “влоб”, почаще отдаляйте ее от себя, рассеивайте зрение, не цепляйтесь за детали.


И дальше остальные фигуры. Эти фигуры, в общем, у нас достаточно обтекаемы, заокруглены, так- что замечаем следующее:

Допустим, первым в ряду стоит шар. Акцентом на нем здесь является тень и наиболее сильна она будет в том месте, где шар приближен к
нам более всего. По краям у меня акцентов нет, так как там форма ушла в пространство- учитывайте этот момент при рисовании обтекаемой формы.

Так- же дело обстоит и с цилиндром и конусом. Там, где форма начинает заворачиваться и уходит в пространство- акцент делать не стоит.
Но где и нужно акцентировать форму, то там, где идет излом формы и там, где это будет ближе всего к нашим глазам.

Обратите внимание на конус- нижняя часть его к нам приближена больше, чем верхушка. Значит, нижняя часть его будет передана сильнее,
а поднимаясь к верху слабее- смотрите на тень, внизу она сильнее, в то время как поднимаясь вверх она теряет свою активность.
Не делайте ее одинаковой тональности по всей высоте. Величины эти здесь не огромны, но все равно существуют, иначе условное пространство
правильно не передать.

Останавливаю ваше внимание на штриховке. Это что- ни- на- есть стопроцентный штрих, который ложится по форме.
Несмотря на то, что он несколько однообразен и скучноват, но очень полезен в плане обучения. Он учит дисциплинированности, концентрации
внимания, учит делать ровные линии и просто чистоте исполнения. Рекомендую выполнить эту работу с применением именно этого штриха,
просто старайтесь “вылепливать” форму геометрической фигуры, прочувствуйте руками и глазами весь ее объем и как ее форма
“живет” в пространстве. Написано странно, но стараюсь как можно сочнее передать вам всю прелесть этого упражнения. А о штрихах,
которые должны ложиться по форме предмета и какие ими не являются мы с вами дальше еще поговорим.

И непереживайте, если что- то не будет получаться. Никто не застрахован от ошибок, а их может быть много и идеального на свете не
существует ничего. Но у каждого из нас есть возможность попробовать еще раз, дабы сделать еще лучше.

Как нарисовать геометрические фигуры


Как нарисовать геометрические фигуры- теперь попробуем нарисовать геометрические фигуры с окружением. Окутаем их воздухом, нарисуем в
пространстве. Берем основные:


Первым у нас пусть пойдет цилиндр.
Ставим цилиндр на предметную плоскость- стол, освещение ставим так, что- бы тень от фигуры падала красиво на предметную плоскость,
не была ни сильно растянутой, ни маленькой- была гармоничной и подчеркивала объем фигуры.


Натяните бумагу на
планшет, чтобы создать чистый рисунок.
Берите планшет размером 30-40, для такой работы вполне достаточно.

Теперь нам нужно закомпоновать наш цилиндр в плоскости листа, найдите его гармоничное место в пространстве листа, учитывая и тени,
обязательно. Используйте для поиска пропорций глазомер, подкрепляйте его ощущениями линейной перспективы.

Обязательно передайте предметную плоскость. Фигура у нас не “плавает” в пространстве, она находится на предметной плоскости!

При построении фигуры обязательно показывайте и невидимые грани, показывайте как строите- линии построения. Это нужно более вам,
чем зрителю. Расставляйте акценты там, где это нужно, показывайте пересечение плоскостей. Не забывайте о перспективе. Если вы заметили,
то нижняя плоскость цилиндра нам видна больше, чем верхняя, оно и правильно, так как линия горизонта (по крайней мере у меня,
у вас может быть по- другому), дает такой обзор.

Посмотрите как строится тень- ее можно правильно передать, используя линии построений. Образно: от источника света идут лучи, которые
разделяются на два вида, одни- освещают фигуру, останавливаются на ней, потому за фигурой дальше света не будет. А лучи света, которые
не попадают на фигуру идут дальше, освещая все на своем пути.
И эту границу мы с вами можем показать. И еще: тень, удаляясь от фигуры, будет иметь тенденцию к некоторому увеличению, это напоминает
обратную перспективу. Понимаете почему? Если направить лучи наоборот, то линии построения тени сойдутся в одной точке- точке, из которой идет свет.



Вот примерно так у вас должно получиться.
Дальше в принципе натура нам уже и не нужна, так как все можно проанализировать самостоятельно. Включить аналитическое мышление и
логически рассуждать. Но, все- же, давайте разбирать дальше:

По фигуре видно, что свет падает со стороны и сверху. Значит, верхняя плоскость цилиндра у нас будет освещена более всего, и свет так- же
будет падать на предметную плоскость, так как она тоже как и плоскость цилиндра- горизонтальна. Вертикальные плоскости- стена и обрыв
предметной плоскости, а так- же, сам объем цилиндра будут получать меньше освещения, так как падающего основного света они не получают.

Дальше: предметную плоскость мы черной не делаем- угол предметной плоскости получает в данном случае достаточно света, что- бы тень не
была здесь самой активной. Но выделить ее- предметную плоскость все- таки нужно.
Это достигается за счет выделения угла предметной плоскости.

Дальше: наша предметная плоскость получает основной свет, но нам нужно показать, что она горизонтально расположена. И мы знаем, что
удаляясь свет гаснет, слабеет. Вот чем дальше от нас предметная плоскость будет уходить, тем слабее ее свет будет- ложим штрих таким образом.

Теперь надо разобраться с той частью цилиндра, что будет находиться в тени. Цилиндр у нас расположен вертикально к предметной
плоскости, значит основной свет будет падать на горизонтальную его верхнюю плоскость. Все остальное- в тени, за исключением того участка,
где свет скользит по форме, так как свет падает не точно сверху, а немного со стороны- этот участок у меня выделен самым светлым на
вертикальной плоскости его. Общая- же тень цилиндра активнее стены, так как цилиндр имеет активную собственную тень и сам к нам ближе,
хоть стена также расположена вертикально.

Стена- же будет темнее предметной плоскости, потому как она вертикальна- значит света здесь будет меньше, и потому, что она будет
находиться дальше всего, будет на заднем плане. Ложим штрих таким образом.

Падающая тень фигуры будет самой активной, но она так- же лежит на предметной плоскости, а потому- удаляясь на ней будет немного становиться слабее.

Ну и осталось расставить акценты там, где это необходимо- изломы форм, которые будут к нам располагаться ближе- будут акцентированы.


Если по началу рука не слушается, трудно держать
карандаш и трудно ложить штрих по форме, да и четко определить саму форму штрихом трудно, то есть возможность поработать так, как показано на рисунке слева.

Легонько намечаете изломы формы.
То- есть: допустим, вы в курсе, как распределяется свет по форме предмета. Вы знаете, что этих зон пять: блик, свет, полутень, тень и
рефлекс. Это все точно, но условно. Что- бы передать более качественно объем фигуры, вы можете намечать сколько угодно изломов, и
чем их будет больше, тем объем фигуры будет показан мягче. Зрительно разделяете фигуру на эти зоны и ложите обычный прямой штришок, но так,
что- бы вылепить объем- используете частоту стежка- штриха или силу нажима карандаша.

Здесь прошу вас не путать два понятия: как распределяется свет по форме предмета и как
ложится штрих по форме предмета. В первом случае у нас- 5 зон, во втором- можем намечать столько зон,
изломов формы, сколько вам будет нужно. Но не черните, все вспомагательные линии должны быть малозаметными.

Замечание: если вы могли заметить, посмотрев на этот рисунок, то увидели, что с более освещенной стороны
конуса стена на заднем плане темнее, а с другой, менее освещенной стороны конуса- стена светлее.

Дело в том, что стена одинакова и там и там, но так уж видит наш глаз.
Для остроты ощущения действительности, для наилучшего акцента света и тени, для гармоничного осязания нашим глазом рисунка, да и в
конце концов, давайте сделаем нашему глазу приятное! Пусть он видит в рисунке то, что видит в натуре. Это только легкий нюанс,
который только обогатит наш рисунок, можно ненавязчиво передать.

Дополнение: смотрите как строится тень у конуса.


Дальше давайте сделаем рисунок шара.
Построение вы можете увидеть слева.
Заметьте, как строится тень фигуры. С падающей мы уже разобрались, вроде: определяем с помощью глазомера и подкрепляем знаниями перспективы.
Не забывайте, что тень падает на предметную плоскость- это нужно передать и понимать.

А вот как дела обстоят с собственной тенью? Интересно, что
если провести линии от точки освещения до центра шара, через который проходит диаметр, который образует круг тени, то этот диаметр
будет перпендикулярен линии, проведенной до точки освещения. Если это понять, то и как ложить штрих по форме шара, дабы показать
собственную тень- совсем не сложно.



Теперь мне что- то стало скучновато рисовать в одной манере и захотелось поэкспериментировать.
Посмотрите на работу справа. Как вы думаете, она выполнена штриховкой? Не похоже. Она выполнена тональным пятном с использованием
карандашей различой степени мягкости. Если вы возьмете карандаши с цельным грифелем, без деревянной оправы, и будете просто набирать
тон на бумаге, а не штриховать, то у вас тоже получится такой вот рисунок.

А что еще, кроме техники исполнения у нас не так? Свет наместе, тени тоже, значит- все в порядке.

Но все- же рассмотрим детальнее. Самый яркий свет у нас будет на освещенной стороне шара, на плоскости он будет не таким
активным и будет слабеть с удалением от нас. Самая темная тень будет падающая, на изломе предметной плоскости будет света немного
больше, но тем не менее, акцентируем эту область.

Посмотрите на собственную тень шара- я ставлю акцент на той области его, которая будет ближе к нам, и заворачиваясь по форме, тень
будет терять активность. Помните: шар- форма обтекаемая.

Стена
в полутени, притом на заднем плане- вот пусть там ненавязчиво и остается. Единственное- она будет “играть” с объемом шара.
Со стороны света стена будет казаться несколько темнее, со стороны тени- светлее. Давайте и здесь сделаем нашему глазу приятное;)

Как научиться ложить штрих по форме предмета. Штриховка


Вот тут мы плавно подошли к тому, о чем уже говорили в самом начале этой страницы. Как ложится штрих по форме предмета и какой штрих
таковым не является. Дело в том, что у каждого рисовальщика, в процессе работы или учебы вырабатывается свой определенный стиль штриха.
Конечно, есть каноны, у различных исторических времен свои собственные каноны рисования и штриха, но совсем не обязательно им придерживаться.
По желанию. Я считаю, если с помощью штриха можно передать объем фигуры и само пространство в листе, то абсолютно все равно,
что с себя представляет этот штрих. Главное, что- бы было грамотно все сделано и красиво. По простому- не делайте соломы, учитесь
рисовать красиво. К штриху это так- же относится. На этой странице мы учились делать штрих, продолжим еще немного.


Вот например вот так, как я рисую кубик, который у нас еще остался не нарисован.

1. Определяем место фигуры в листе

2. Располагаем фигуру на предметной плоскости и находим его конструкцию и его тень, не забывая учитывать перспективу

3. Определяем место света и тени- ложим легкий штрих. Это дает нам возможность сразу определиться
с распределением света и тени в нашем рисунке, разделить их

4. Ну а дальше
“лепим” форму куба штрихом, не забывая о передаче протаранства в листе.

Если вы посмотрите на штрих, которым выполнена работа, то он достаточно необычен, верно? На уроках рисунка к такому
штриху лучше не прибегать, не пугайте учителей, у них не такие современные прогрессивные взгляды, как у вас.
Но в своих творческих работах такой штрих применять можно, почему бы и нет? Ведь рисунок сделан по всем законам.
Передано пространство в листе, показана форма предмета, переданы основные тональные соотношения в нашем рисунке. Но к этому еще
мы добавили штрих, который делает работу интересной и воздушной. Ну а дальше опять, разбираем рисунок, анализируем:



Давайте пройдемся по основным
тональным отношениям, для начала по теням:
самая темная тень- падающая, дальше идет собственная тень куба. Излом предметной плоскости занимает третье место, ее мы выделяем,
но не черним, так как там достаточно света. И четвертая- стена, на которую тоже попадает свет, можно сказать, что стена находится
в полутени, но дальше всего. Смотрите как играет полутень стены с формой куба: со стороны освещенной части куба стена темнее, со
стороны тени- светлеет. Эти градации могут быть очень невелеки, но они присутствуют.

Дальше анализируем свет: самая
светлая и освещенная часть будет верхняя плоскость куба, вторая по светлоте- предметная плоскость, которая находится перед
нами горизонтально и уходя в пространство- теряет свет.

На изломах форм делаем акценты. Ближние грани куба и углы выделяем, это поможет вытащить его из пространства наперед.

И не забываем- свет удаляясь темнеет, гаснет, тень удаляясь теряет свою активность и несколько светлеет, но учитываем золотое
правило: самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

На последок: если вы решите поэкспериментировать со штриховкой. Так как и варьируется тональность свето- тени, которую мы передаем
в пространстве листа, так и штрих может изменять форму-
поиграйте с размером штриха. Стена выполнена штрихом среднего стежка, довольно статичная. Куб выполнен мелким и активным штришком,
придающим кубу динамику. А предметная плоскость выполнена длинными стежками, довольно тривиальными и малоинтересными. Так что,
даже штрих помогает выявить в картине главное действующее лицо- куб, который выполнен наиболее динамичным штрихом, притягивающим
внимание, на мой взгляд. А как вам кажется?

Попробуйде сделать что- то свое, поэкспериментируйте, тогда самая простая работа будет выполняться с удовольствием, большим
вниманием и огромным интересом. А когда вы сидите, выполняете работу, например- стараетесь ровно положить штрих по форме, да
еще у вас и получается, и при этом начинаете замечать, что от концентрации вашего внимания замирает дыхание, вот в эти самые
минуты и ощущаешь всю предесть рисунка и получаешь несказанное удовольствие.

paintmaster.ru

Рисование геометрических фигур | Artstudi.ru Художественная студия

С данного урока начинается наша программа обучения рисунку. В этом задании рассматривается тема рисования простых геометрических фигур.

Рисование геометрических фигур можно сравнить с изучением алфавита для того, кто осваивает иностранный язык. Геометрические формы – первая стадия построения объекта любой сложности. Это хорошо видно в компьютерном моделировании, где построение трехмерного космического корабля начинается с простого кубика. В рисунке все изображаемые предметы всегда состоят или делятся на простые геометрические формы. Для обучения рисунку это значит ровно одно: научившись правильно изображать геометрические фигуры, научитесь рисовать все остальное.

Построение геометрических фигур.

Начинать построение нужно с анализа модели, образно говоря, проникнуть вглубь конструкции на уровень вершин и линий. Это значит, представить геометрическую фигуру в виде каркаса, состоящего только из линий и вершин (место пересечения линий), путем воображаемого удаления плоскостей. Важным методологическим приемом является изображение невидимых, но существующих линий. Закрепление такого подхода с первых уроков станет полезным приемом для рисования более сложных моделей.

Далее, под руководством педагога наметить на листе расположение линий и вершин, легкими, скользящими движениями, без нажима на карандаш.
Положению рисунка на листе стоит уделить отдельное внимание по нескольким причинам:

  • Нахождение центральной оси листа поможет при дальнейшем построении как отправная точка для вертикальных линий конструкции.
  • Определение линии горизонта, для правильного изображения перспективы.
  • Учет светотеневой моделировки, собственные и падающие тени, чтобы они поместились в пространстве листа и уравновешивали друг друга.

После нанесения основных конструктивных линий следует детальная прорисовка видимых ребер предмета, в случае с объектами вращения (шар, конус) это внешние края формы.

За конструктивной частью следует штриховая моделировка. На уроках рисунка мы подробно разбираем правила и технику нанесения штрихов на геометрические предметы.

Профессиональное обучение рисунку легко сравнить с уроками музыки, где сухие правила и точные схемы в конечном итоге приводят будущего композитора к творческим произведениям. Так и в рисунке законы построения форм, правила перспективы, схемы расположения теней помогают художнику создавать уникальные шедевры.

Отчего опытные художники могут быстро наносить сложные рисунки, не тратя много времени на разметку, построение? Потому что вначале крепко заучили правила и каноны, и теперь достаточно ясно представляют строение любой формы. Схематичный рисунок освобождает внимание автора от конструкции и сосредотачивает фокус на композиции, идее, образе своего творения. Существует мнение, что заученные схемы не дадут художнику полностью раскрыться.
Стоит посмотреть, с чего начинали такие креативные мастера как Пикассо и Дали, чтобы понять ошибочность данного суждения. Но лучшей проверкой станет обучение в нашей студии, где вы на практике убедитесь в плюсах академического подхода.

Ждем Вас в нашей художественной студии!

artstudi.ru

Рисуем объемные тела и фигуры ✏ Рисунки карандашом поэтапно

Рубрика: Основы

Все предметы и фигуры размещены в пространстве. Даже в простом рисунке стоит понимать совсем неразные предметы, а все, что находится на нем, и все, что мы хотим изобразить. Стоит рассматривать это как один поток форм и линий, белого и черного цвета, света и тени.

Рисунок нужно воспринимать как пространство на бумаге, где существует плоскость и пропорции всех находящихся предметов, свет и тень, которая направляется по форме предмета.

Основные геометрические фигуры:

Двухмерные плоские фигуры

Трехмерные фигуры, у которых есть объем

Абсолютно все предметы в основе своего построения имеют эти фигуры.

Куб — фигура, основой которой является трехмерное изображение в пространственном соотношении листа. В кубе есть все геометрические параметры, такие как: вертикальность, горизонтальность и глубина. В самом кубе заложено понятие рисунка в целом.

Для начала понимания рисунка, мы поработаем именно с ним. При помощи образно-логических построений, мы с вами будем развивать мышление за счет аналитики формы. Для большего понимания и анализа рисунка есть несколько упражнений.

Упражнения

Садимся за мольберт, берем большой лист бумаги, можно недорогой, или вообще кусок обоев (в этом упражнении бумага особо значения не имеет). Рисуем квадрат, естественно пытаемся сделать так, чтобы его стороны были ровными, а линии прямыми.

Итак, — мы видим обычный квадрат, совсем неинтересный и не впечатляющий, но это только в данный момент…

Делаем из квадрата куб карандашом: прорисовываем линии от граней примерно с углом 45 градусов. Дорисовываем заднюю часть и… у нас получается кубик. Но снова никакого пространства у нас в листе мы не видим. Свободно можно попутать ближайшие и дальние грани. Сейчас это просто несколько линий на бумаге.

Чтобы нам чувствовать пространство, нужно придать рисунку плавности. То есть сделать так, чтобы нам было ясно, где передняя часть рисунка, а где задняя.

Сторону куба, находящуюся ближе к нам, нужно выделить, сделать четче и передать активнее. Берем свой карандаш и наведем жирным тоном передние грани. Сейчас мы уже можем увидеть, где ближняя сторона, а где сторона находится дальше от нас.

Вот таким способом мы передали пространство, чтобы добиться желаемого результата. Но это далеко не все. Сейчас важно правильно передать плавность, чтобы получить объемность в рисунке.

Представляем вашему вниманию небольшой видеоурок на тему оптических иллюзий.

Следующий урок: Упражнения на чувство объема

Прошу тебя, проголосуй!

Загрузка…

Нарисуй также:

risunci.com

Рисование геометрических фигур | Artisthall

Этот урок входит в состав начального комплекса заданий в программе занятий по рисунку. С рисования геометрических фигур начинается знакомство с основными законами и правилами академического рисунка.

Для постановки выбирается одна, две или три геометрические фигуры, например, куб, цилиндр или гипсовая ваза с простым сечением. Предметы изображаются на белой предметной плоскости, на светлом фоне. Акцент делается на изображении фигуры, исключая проработку окружающего пространства. Освещение устанавливается сверху и слева от предметов для наглядного строения классических объемов и большей разницей между светом и тенью, что на первых этапах обучения имеет большое значение для анализа формы и передачи тональных градаций на листе.

Цель рисования геометрических фигур.

  • Научиться компоновать предметы на листе;
  • Освоить базовые навыки построения и формообразования предметов на плоскости;
  • Получить представление о перспективном расположении, сокращении линии горизонта;
  • Приобрести навыки работы карандашом, класть штрих по форме, использовать тона и полутона, грамотно передавать расположения планов.

Для работы с последующими заданиями программы, пригодятся все используемые здесь приемы и техники. Главным итогом этого задания, безусловно, является умение располагать предметы в пространстве. Ваш рисунок станет отражением пространства на листе, где все подчинено неизменным законам композиции и расположению светотени на предметах.

Примеры рисунков простых геометрических форм, выполненных учениками нашей школы.

Это основное и важное задание, где на простом примере, без нагромождения предметов и тонов, ясно демонстрируются конструкция и принципы построения ключевой формы, которая лежит в основе большинства вещей — куб. Эта простая геометрическая фигура содержит в себе основу для создания любого предмета.

Работы выполнены нашими учениками.

Научившись правильно строить и изображать углы, грани и плоскости кубика, точно изображать перспективное сокращение, верно определять точки схода, моделировать штрихом объем и тени, вы сможете интуитивно представлять конструкции и объемы любых предметов. Не просто так в основе трехмерного моделирования сложнейших конструкций всегда находиться куб, как база для создания любой последующей формы. А для рисования куб — это воплощение трехмерного изображения; при рисовании его на листе линиями показывается вертикаль как высота, горизонталь как ширина и третья линия как глубина, которая раскрывает пространство, делая предмет объемным.

Сложно переоценить важность этого задания. Пусть не отталкивает простота постановки, так как в ней содержится фундаментальный принцип создания художественных произведений: от простого к сложному.

Подробную информацию о занятиях рисунком вы можете узнать по телефону: 8 903 669-80-89, 8 903 669-49-59.


Смотрите также:

artisthall.ru

Натюрморт с геометрическими фигурами


Натюрморт с геометрическими фигурами- как рисовать геометрические фигуры в отдельности мы знаем из
этой страницы, также научились применять
глазомер и навыки перспективы для построения объемов фигур.
Хорошо. А теперь мы возьмем с вами две- три фигуры, расположим ее на предметной плоскости и сделаем рисунок.
Скорее всего, когда вы делали макеты геометрических фигур, у вас они получились разных размеров,
разные. Для натюрморта с геометрическими предметами нам нужны будут фигуры желательно
разные по размеру, так, чтобы в композиции они не имели одинаковых объемов, массы. Так интереснее и гармоничнее.

Я беру шар, конус и куб. Конус- немного одинаков по размеру с шаром, но он устремлен вверх, и если шар- статичная фигура, то конус-
динамичная, именно он у меня задает формат- натюрморт в листе будет размещаться вертикально. Ну и третьим я возьму куб. Он будет
меньше двух остальных фигур, что даст разнообразие в “ассортименте”.

Посмотрите на фото выше. Вот мой натюрморт. Предметная плоскость и фигуры у меня белые, а к этому, сознательно будем считать,
что и стена будет тоже белой. Это сделаем для того, что- бы нам не мешали дополнительные тона в рисунке. Сейчас мы будем не срисовывать,
а в первую очередь анализировать и передавать в листе то, что уже знаем. А знать к этому моменту мы уже должны-
основные законы рисунка. И зная основные правила и законы в рисунке можно уже после стадии построения не
прибегать часто к помощи натуры, так как она может давать вам очень много поводов для того, что- бы отвлечь ваше внимание от основного- мы закрепляем знания.

Обратите внимание на освещение натюрморта. Освещение дает нам возможность правильно анализировать форму предметов,
тени здесь не конкурируют с светом и довольно гармонично “пойманы”- аккуратны и лаконичны.

Также советую ставить фигуры так, что- бы они не были выстроены вряд, как солдаты. Пусть одна фигура несколько перекрывает другую,
в общем, нужно подумать над красотой самого натюрморта, над красотой композиции в рисунке.
В этом вам поможет и внутреннее чутье- вам самим должно нравиться то, что сейчас вам- же и предстоит рисовать.

Можете заменить любую фигуру в натюрморте, возьмите цилиндр или призму. Если трудно пока понять как составить удобный к рисованию натюрморт,
просто сделайте так как у меня.

Показываю фото моего натюрморта в
начальной стадии рисования. Здесь виден весь планшет, вы можете наблюдать, как у меня закомпонованы предметы в листе.

Для такой композиции лучше будет повернуть планшет вертикально, иначе конус, а вернее- его вершина будет плохо сочетаться в горизонтальном расположении листа.

Дальше: как найдено место фигур в листе. Общий объем. А общий объем фигур расположен в листе по центру и
несколько вверх, что позволяет ему казаться довольно “устойчивым” в пространстве листа. Ну и дальше- сознательно делаю отступы
от краев листа, так, что- бы не казались фигуры слишком большими, “не вылазили” из листа, и не были слишком маленькими- “не терялись”.

Не забываем и о падающих тенях, которые определяются и определяют направление освещения. Для них также нужно оставлять место в листе.
И о предметной плоскости, которая любезно предоставляет место нашим предметам- все предметы расположены на предметной плоскости- постоянно
об этом нужно помнить.

Сейчас предметы кажутся довольно гармоничны в пространстве листа, возможно, можно было сделать фигуры немного
больше, самую малость, но не обязательно. А так все хорошо. Анализируйте теперь свою работу.

Дальше: приступаем к каждой фигуре в отдельности. Для начала находим пропорциональные соотношения уже не общего
объема, а каждого предмета в листе. Находим пропорции при помощи “трех точек”, которые дают нам условные углы для построения, определения
пропорций (см. как развивать глазомер). И строим фигуры, находим их
конструктивое начало. Рисуем, прорисовываем линии построения, с учетом перспективы, выстраиваем конструкцию фигур. Не забываем о тенях.

Теперь, когда вы решите, что все уже выстроили, оставте свою работу минут на 20, отвлекитесь. Через время посмотрите снова и все
проанализируйте, проверьте пропорциональные соотношения при помощи сподручных средств- карандаша или линейки, возможно нужно кое-
что подправить, подстраховать свой глазомер, проверить свою наблюдательную перспективу.

Итак, выстраивать вы закончили, ничего не намазали, все линии легки и аккуратны, отлично. У некоторых с первого раза так не получится- дело практики.
Главное найдите правильно пропорциональные соотношения и выстройте фигуры.

Справа добавлю еще одну картинку- повторим, как находить пропорциональные соотношения предметов в натюрморте, да и вообще- высоты и ширины
самого натюрморта в листе. Что значит- находить пропорции по трем точкам. Этих точек построения и воображаемых углов может быть сколько угодно,
хоть миллион, главное правильно и грамотно с помощью них выстроить свой натюрморт. Все эти элементы построения условны и при желании могут
только слегка намечаться. Это только инструмент, способ, с помощью которого нашему
глазомеру удобнее работать и находить различные соотношения в композиции.

Хорошо. Вы все выстроили. Теперь самое время приступать к разделению света и тени в пространстве листа. Сначала
проанализируйте где расположены свет и тень просто глядя на натуру. Дальше берем в руки карандаш. Легоньким
штрихом, несильно нажимая на бумагу, все, что относится к слову- “тень” или “в тени”,
отправляем прямой наводкой в тень, то- есть, заштриховываем. Так мы уже на начальном этапе разграничили и обозначили светотень в натюрморте
и дальше уже трудно будет запутаться. Начинающему рекомендую пока так и делать, пока вы не научитесь сразу ориентироваться в светотени,
ничего не напутав. Определяя сразу, вручную свето- тень, будет трудно потом пойти на поводу у натуры и начать срисовывать темные и светлые
“места”, “пятна”, совсем не понимая их значение в натюрморте. К тому- же,
такой способ начала работы позволяет вести и видеть всю работу цельно, не вдаваясь в детали.

Можно ложить штрих строго в одном направлении,
как мы обычно это делали, а можно и попробовать сразу моделируя форму, то- есть, по форме.

Смотрите на рисунок. Допустим, если задний план- стена у нас в принципе ровная поверхность, то ее можно несколько интереснее обыграть, поддержав
то, как свет лампы ложится на нее и поддержав округлую форму фигур- конуса и шара. Как вы видите, моделируя форму шара, например, я ложу
штрих по его форме, по направлению движения тени. И штриховка заднего плана так- же гармонично поддерживает это.

Смотрим дальше: как ложится штрих по форме куба.
На нем нет вертикальных штрихов, так как в этом случае они перебивали бы общее направление штриховки. В данном нашем случае штрих на кубе
плавно продолжается на шаре и поддерживается штрихом на стене. Штрих на предметной плоскости поддерживает направление штриха на кубе. На
конусе тоже нет вертикально направленных штрихов. Все гармонично.

Опять- же, если вам сейчас трудно так работать, то пока можете моделировать форму с помощью того штриха, который у вас получается.
Главное- правильно передайте наше условное пространство в листе- тональные взаимоотношения плоскостей в натюрморте, объемы предметов.
Но помните, что в любом случае нужно стремиться к аккуратности в работе, к хорошей культуре штриха.
Штрих так- же как и передача пространства в листе должен быть грамотным и помогать восприятию рисунка, а не вносить дисгармонию в композицию.

И еще, напомню- не обязательно использовать такой вид штриха, если вам он не нравится. Возможно просто делать небольшие стежки, пусть
они накладываются один на один в различном направлении, но штрих обязательно должен моделировать форму и быть аккуратным. Если выбранный
вами штрих не позволяет в достаточной мере удачно “вылепливать” форму, то, возможно, от него следует отказаться.

Дальше: давайте проанализируем, как здесь свет распределяется по объемам и как изменяется с удалением от нас.
Вблизи это хорошо видно. На кубе будет самый активный свет. За ним идет шар- он тоже имеет освещенную область, но ее я несколько делаю слабее,
так как шар находится за кубом и при этом удален от нас дальше.
Видите штрихи на самой светлой части шара? Дальше за шаром идет конус. Он также имеет освещенную область, но свет там еще менее активен,
чем на шаре, так как находится позади него. И к тому- же, верхушка конуса еще более удаляется, и мы плавно “вштриховываем” ее в
пространство. Эти величины возможно трудно по- началу замечать, когда смотрите на натуру, но всегда нужно самому анализировать все,
перед тем, как передавать “жизнь” света у себя в плоскости листа, дабы получить в нем условное пространство. Уже который раз повторяю
эти слова, но для того, дабы вы уяснили, что не всему, что видит наш глаз, нужно доверять. Не надо срисовывать, нужно думать. Глаз видит свет
на всех фигурах, но каковы тональные отношения между фигурами- должны понимать и анализировать вы сами. Помните правило- не вижу, а знаю,
и делаю так, как знаю. Это правило со страницы по цветоведению применимо и здесь.

Стена, допустим, в реальности не белая, а имеет серый цвет. Значит тени там, как вы можете видеть на фото- активнее теней на переднем плане,
но только лишь потому, что они на плоскости, которая в реальности имеет цвет, или тон темнее, чем на предметной плоскости или на фигурах.
И еще потому, что вы смотрите на фотографию. Так вы видите. А мы сейчас сознательно понимаем ее белой, так как нам нужно не срисовать предметы,
не показать цвет и тон каждой плоскости, мы самостоятельно осознанно создаем условное пространство в листе.
Это сущность рисунка. А если вы хотите заняться тональным рисунком- где передаются не только форма предмета, но и его тон (как тон и цвет в живописи),
то такой тоже существует, но принципы там немного другие. О тональном натюрморте говорится здесь.

Также на этом фрагменте рисунка можно увидеть, как будут вести себя тени. Самая активная- падающая тень от куба. Все тени, которые будут
удаляться в пространство, будут терять свою активность, НО! все равно будут оставаться тенями.
Не забывайте об этом. Теперь давайте посмотрим на всю работу:

Вот такой натюрморт у вас может получиться.

Давайте еще немного проанализируем. Видите, с какой стороны расположено освещение? Не сложно определить по кубу.
Его боковая грань освещена наиболее всего. Значит и источник света расположен больше сбоку, чем сверху. Вот потому и предметная плоскость
уже изначально будет иметь тональность темнее, чем стена на заднем плане. Единственный участок самый светлый на предметной плоскости-
ближе всего к нам, перед кубом. Там даже есть рефлекс от белой освещенной плоскости куба. Но все равно тональность будет сильнее, чем на
этой грани куба. И общий тон предметной плоскости будет темнее тона стены. Вот примерно так можно “играть” штрихом и тоном, создавая пространство в листе.

Кстати, рефлексы имеются и на теневой стороне куба, и на шаре- они рефлексируют от предметной плоскости. Видите? Но это только добавляет
живости и реалестичности в рисунке, и по прежнему тень остается тенью- рефлекс не должен иметь тональность, равную тональности освещенной
поверхности. Когда вы долго смотрите на этот участок на натуре, то вам зачастую может так и показаться, но на самом деле просто нужно дать
вашим глазам отдохнуть, а после посмотреть на всю картину целиком, рассеив взгляд и проанализировав все в общем.

Теперь самый близкий к нам участок- излом предметной плоскости, света она получает достаточно для того, что- бы ее не делать самой темной,
но возможно, нам нужно было- бы выделить участок под ней (под столом) как самый темный. Но этого делать мы не будем, так как главное действие
у нас происходит не под столом. Я считаю, что достаточно того, как активно показан излом предметной плоскости и насколько много отведено в
листе места тени, располагающейся под ней. Важное значение этому участку мы передали и здесь этого достаточно. А также заметьте, как ложится
штрих в этом месте: также, подчиняясь общему строю, штрих пожжерживает уже созданное настроение композиции горизонтальным направлением линий.
И хоть планшет у нас повернут вертикально, фигуры располагаются тоже поддерживая вертикаль, но такой характер штриха нашу вертикальность
никак не портит, наоборот, балансирует и придает порядка и статичности. Все сбалансировано, гармонично и прекрасно уживается между собой.

Вот примерно так мы и выстраиваем пространство в листе. Работайте, у вас все получится. Хороший красивый натюрморт с геометрическими фигурами
стоит того, что- бы над его созданием немножко потрудиться.

paintmaster.ru

Как рисовать геометрические фигуры

Поделиться статьёй:

У многих начинающих художников нередко возникает вопрос о том, как строить геометрические фигуры и придавать им объем. Основная ошибка новичков состоит в том, что зачастую они начинают срисовывать отдельные предметы и в итоге неправильно передают их пропорции и искажают форму. Важно идти от общего к частному, от группы к отдельным фигурам.

В процессе создания геометрического натюрморта художник проходит следующие последовательные этапы:

  • компоновка;
  • уточнение формы и размеров;
  • придание фигурам объема.

Рассмотрим эти этапы более детально.

Компоновка

При создании рисунка очень важно не упустить данный этап. Прежде всего, нужно определить размеры фигур таким образом, чтобы они гармонично смотрелись в формате листа, а также сравнить высоту группы с ее шириной, используя метод визирования. После этого необходимо определить соотношение размеров каждой фигуры в отдельности и наметить их границы на листе в виде квадратов.

Уточнение формы

На данном этапе уточняется форма и расположение отдельных предметов группы. Поговорим подробнее о технике изображения различных фигур.

При прорисовке куба отмечается положение ближайшего к художнику ребра, видимых плоскостей, а также намечаются скрытые грани. При этом очень важно чтобы линии не «заваливались» и били ровными, тогда фигура получится устойчивой. Важно также не забывать про угол зрения и изображать плоскости в перспективном сокращение.

Построение конуса начинается с изображение диаметра основания и определения его центра, из которого рисуется перпендикулярная линия вверх до вершины фигуры. После этого обозначаются боковая поверхность конуса и его основание, которое на рисунке принимает форму эллипса.

Для того чтобы изобразить шар, необходимо вписать окружность в квадрат, ограничивающий размеры фигуры, который был нарисован на этапе компоновки.

Так же на этом этапе необходимо обозначить плоскость, чтобы не казалось, что группа висит в воздухе.

Придание фигурам объема

Заключительным этапом изображения геометрических фигур является проработка в тоне. Для этого используются такие технические приемы, как штриховка и растушевка.

Более подробно об изображении геометрических фигур можно узнать, посмотрев видео преподавателя курсов рисования Санкт-Петербургской школы телевидения Федосеевой Марии.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о