Как рисовать наброски
Рисовать наброски это надежный способ научиться рисовать в принципе.
Наброски помагают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главние в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное.
Острое чувство, понимание рисунка приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго
удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.
Особенно труден для начинающих первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не «живет» на бумаге, трудно передать
объем и пространство малыми средствами.
Неудачи закономерны, но вполне преодолимы.
Начинать рисовать наброски лучше с неподвижной или малоподвижной натуры. Старайтесь целиком охватить ее, сразу почувствовать движение формы и хорошо закомпоновать изображение на листе. Наброски карандашом нужно рисовать постоянно, каждый день. Когда вы рисуете наброски развивается глазомер, рука начинает рисовать на «автопилоте». Т.е. линии и формы со временем становятся более четкими и правильными. Вы все меньше будете использовать ластик, разве что для того, чтобы подчистить свет. Рисуйте все что увидите, что вам покажется интересным- растения, дома, животных, птиц, людей.
Рисуйте, так назовем, репортажные наброски. Когда рисуете растения важно передать движение линий, присутствие воздуха, то-есть плановость, чтобы рисунок не был плоским, был наполнен объемом. Очень полезно рисовать по памяти и с натуры сухое дерево, где видны все ветви. Когда рисуете животных и птиц передайте движение, пропорции.
Пусть набросок будет незаконченым, на то он и набросок. Главное здесь развивать мышление, руку и глаз. Когда рисуете человека- передайте не только движение, но и поворот, форму, объем, вес, пропорции. Когда рисуете архитектуру, то-ли просто сельский пейзаж- передайте настроение, (то-ли сейчас пасмурная погода, толи зима или лето). Постарайтесь передать перспективу. Еще раз повторяю, здесь не важно прорисовывать, здесь важно «ловить».
Ну а если у вас получаются приличные наброски, к тому-же, вы потрудились прорисовать пару деталей, то не стесняйтесь брать эти наброски на собеседование, когда будете искать работу по специальности. Такие наброски дорогого стоят, и зачастую, показывают ваш потенциал и мастерство не хуже многочасовых работ.
Дополнительные упражнения:
1. Берете книгу Готтфрида Бамеса «Изображение фигуры человека» и делаете копии рисунков в размере иллюстрации. Используйте карадаш, тушь-перо. Выбирайте рисунки по мере подготовленности. От более простых- голова, детали к более сложным- фигура статичная, в движении.
2. Делайте рисунок на характер предметов домашнего быта. Делайте аналитический рисунок, например, швейной машинки, старой мясорубки. Делайте рисунок на листе половинки ватмана.
3. Рисуйте гипсовую голову, анализируя форму и основные конструктивные точки.
4. Рисуйте мятый лист бумаги- ведите конструктивный разбор.
5. Делайте наброски головы человека с натуры. Передайте поворот, движение, ловите пропорции.
6. Делайте зарисовки головы человека по фотографии. Дело в том, что в фотографии только присутствуют намеки на объем, ощущение пространства. Вам- же нужно все это воплотить на листе, анализируя форму.
7. Развивайте чувство композиции. Делайте зарисовки с словесного описания, рассказа. Делайте иллюстрации к прочитанной книге. Можно делать как цветные, так и черно-белые.
8. Делайте рисунок натюрморта из больших предметов- табурет, ведро, тряпка… Рисунки упаковочных ящиков с объемно- пространственным анализом и анализом пропорционального соотношения.
9. Рисуйте портрет по представлению.
10. Делайте копии фотографий с фигуры и головы человека. Копии нужно делать через кальку- копируйте контуры.
Как рисовать наброски
Опытные рисовальщики используют великое множество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно
полнее задействовать возможности материала. Применяют смешанные техники двух и трех материалов для получения большей выразительности.
Имеет значение и подбор бумаги. С успехом идет тонированная, цвет которой должен быть таким, чтобы на нем не пропадал тон
основного рисующего материала. Годится и белая, и слегка подцвеченная тонкая бумага. Для некоторых видов набросков подойдет и крафт (коричневая бумага),
и обычная оберточная. Обычно художники подбирают бумагу различного качества. Собираясь на наброски, подумайте, чем и на какой бумаге вы будете их делать.
Выбор материала, графического языка и способов исполнения часто подсказывает сама натура. Например, рисунки животных хорошо получаются мягкими материалами. Можно делать наброски прямо кистью, цветом, без предварительного контура карандаша.
Если животные и птицы интересно окрашены- и это важно подчеркнуть, постарайтесь изобретательнее передать фактуру шерсти, оперения любыми средствами, какие подскажет интуиция, лишь-бы достичь главной цели- выразительности.
Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером- тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В нем как- бы любование этим изяществом, в наброске тушью- пером, как и в карандашном, особенно хороша линия. В наброске кистью лучше работает пятно. Мягкие материалы, дающие широкую линию, лучше подойдут для крупных, обобщенных набросков, здесь могут быть использованы и хорошо смотрятся и линия и пятно. Для небольших размеров такие материалы не годятся.
Заключение.
Часто на пленэре мы стесняемся прохожих, невольных, иногда назойливых зрителей. Конечно, в мастерской, рядом с единомышленниками
трудиться удобнее, но, чтобы ощутить живое дыхание окружающего мира, придется идти на улицу, рынок, зоопарк, на завод, где раздолье сюжетов. Привычка
работать на людях рано или поздно придет, и вы перестанете замечать любопытные взгляды и болезненно реагировать на всевозможные реплики. А вот собранный
материал и памятные впечатления, тем более добытые навыки сослужат великую службу в дальнейшем.
paintmaster.ru
«Зарисовки людей и зарисовки карандашом»
Рисунок 1. И. Репин. Зарисовки карандашом к картине «Запорожцы»
В нашем художественном магазине у вас имеется возможность купить картину маслом, а также заказать портрет по фотографии.
Рисунок 2. И. Репин. Запорожцы Деталь. X., м.
Обычно зарисовка выполняются для какой-то части композиционного эскиза. Если замысел образа и его решение в наброске-эскизе уже имеется, то такую зарисовку называют «направленной» (рисунок 1 и 2).
К «случайным» относятся такие зарисовки, которые выполняются лишь потому, что увиденная натура чем-то особенно привлекла внимание и заинтересовала художника, но будущее конкретное назначение ее еще неизвестно. Такие «случайные» зарисовки составляют творческий «архив», который по необходимости может быть использован в любое время (рис. 15, 17).
Рисунок 3. И. Репин. Зарисовка карандашом и набросок головы
В отличие от наброска зарисовки выполняются от самого начала и до конца только с натуры.
Поэтому совершенно нет возможности зарисовать непозирующую, тем более движущуюся натуру или работать над зарисовкой «на ходу» и в условиях, мало способствующих сосредоточенной работе, например: в горячем, шумном цехе завода, стоя в толпе или посредине улицы с большим движением и т. д. Как и всякий рисунок, зарисовка начинается наброском с натуры, превращаясь в зарисовку лишь постепенно.
Рисунок 4. А. Иванов. Альбомный набросок карандашом «Ветка дерева»
Чтобы зарисовка могла выполнить свое прямое назначение — быть подсобным материалом для какой-то последующей работы, — ее исполнение (так же как и наброска) связано с наблюдением и анализом натуры и отбором существенно нужного, типического и характерного.
Зарисовка, так же «как и набросок, не может быть простым перечислением всего увиденного, копированием натуры.
Рисунок 5. А. Иванов. Ветка дерева. X., м.
Если зарисовка «направленная» (то есть рисующему заранее известно конкретное ее назначение), то этим самым уже определяется, что и каким образом в зарисовке должно быть обязательно зафиксировано и что может быть опущено или только намечено.
Поэтому характер исполнения зарисовки людей может быть самым разнообразным в зависимости от ее назначения и ее содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее выполнение.
Рисунок 6. Учебные наброски и дополнительные зарисовки карандашом
Зарисовки как подсобный графический материал практически бывают нужны при подготовке рабочего рисунка для станковой живописи, а также при выполнении эскиза для скульптуры (глина, пластилин или дерево), в станковой графике (эстамп, плакат, офорт), в монументально-декоративном, прикладном, театральном и киноискусстве.
Техника и материалы, которыми исполняются зарисовки людей, могут быть самыми различными. Это зависит от характера зарисовки, ее содержания и назначения.
Рисунок 7. Учебная зарисовка карандашом растения для первого плана
Сделанные с натуры зарисовки часто приходится перерабатывать в сторону большего обобщения, учитывая особенности того материала, которым или из которого должен быть выполнен оригинал художественного произведения (масло, акварель, темпера, карандаш, тушь, мрамор, кость, дерево, металл и т. д.).
Трактовка формы в таких зарисовках может быть и линейно-графической и объемно-пространственной. Если художественный замысел должен быть реализован в объеме, то часто приходится делать несколько зарисовок натуры с разных точек и при разном освещении.
Рисунок 8. П. Корин. Зарисовка карандашом фрагмента архитектурного портала
Бывает, что выполненный раньше беглый набросок (или зарисовка) не обладают теми подробностями, которые требуются для текущей работы, и тогда возникает необходимость сделать дополнительно более подробные зарисовки. Большей частью это отдельные части натуры, которые зарисовываются той же натуры сейчас же вслед за исполнением наброска (или позже) на полях или на отдельных листах, а иногда и со специально поставленной для этой цели другой аналогичной натуры (рисунок карандашом 1 — руки).
Рисунок 9. Учебная зарисовка карандашом ограды набережной
Обычно дополнительные зарисовки — это части фигуры человека или животного, одежда, декоративная ткань, часть растения или пейзажа (крупные первые планы), отдельные предметы, фрагменты скульптуры и архитектуры (окно с наличником, дверь с резным украшением, металлическая дверная ручка, ограда) (рисунок 4—10).
Особенно велика роль натурных зарисовок в прикладном искусстве, где большое место отводится декоративно-орнаментальным украшениям, разнообразные мотивы для которых черпаются из природы, растительного и животного мира.
Рисунок 10. Н. Н. Хохряков. Зарисовка карандашом
Для этого исполняются специальные зарисовки как целого объекта, так и его частей или деталей (например, какое-либо растение, его ветка с листьями, отдельно листья, цветы и плоды; птица, ее голова, крыло, перо, нога) (рисуеок 11, 12). Образцы различных по назначению зарисовок приводятся в дальнейшем в иллюстрациях.
Такие зарисовки людей обычно являются исходным материалом, который перерабатывается в композиционный, орнаментальный или другой мотив, в точный графический рабочий рисунок многократно ритмически Повторяющегося фрагмента («раппорт»). Разработка «раппорта» относится к дисциплине «Специальная композиция», которая изучается в учебных заведениях прикладного искусства.
Рисунок 11. Учебная зарисовка карандашом цветка мака
Поэтому при исполнении зарисовок обязательно учитывается и конечный пластический материал, в котором будет реализован художественный замысел.
Если во время обучения изобразительному искусству наброски и зарисовки людей имеют вспомогательное значение, то к концу обучения и после окончания учебного заведения, когда учащиеся начинают самостоятельную творческую работу, владение искусством наброска и зарисовки безмерно расширяет их творческие и технические возможности. Они могут получить даже самостоятельное художественное значение.
Так, в последние годы отводится значительное место так называемому «графическому репортажу».
Часто серии зарисовок и набросков на одну общую тему репродуцируются и монтируются в качестве самостоятельного хроникального или иллюстративного материала к заметкам и статьям в газетах и журналах и т. п.
В работе над быстрым наброском и зарисовкой возникает одна и та же задача— анализ восприятия натуры.
Рисунок 12. А. Барщ. Зарисовка растения карандашом. «Чертополох»
В зарисовке ее решение значительно облегчается, так как время здесь почти не ограничивается, в силу чего наблюдение и анализ могут быть более длительными, а поэтому более полными и глубокими. Это обстоятельство позволяет использовать зарисовку при обучении наброскам как начальное упражнение почти по всем основным группам объектов изображения: «мертвая» (неживая) натура, растения, животные, человек.
Но способ исполнения зарисовок только с натуры очень сужает возможности их применения, в частности для изображения живой натуры в движении. Это значительно уменьшает педагогическое значение зарисовки в сравнении с набросками разных типов, которые представляют собой упражнения, направленные на развитие (качеств, необходимых будущему художнику (цельное видение, ‘способность к анализу и обобщению, зрительная память, глазомер).
Этим и объясняется то, что основное внимание мы уделяем именно наброскам и способам их исполнения.
Просмотров: 16,494
artsblog.com.ua
Наброски карандашом, трепетное исполнение художника |
Наброски карандашом позволяют художнику легко и свободно переносить свои идеи, наблюдения и замыслы на бумагу. Именно с них начинается большой путь творца созидателя. Разумеется, что достигается это все путем очень долгого и внимательного изучения натуры, а также непрерывных практических занятий. Задача таких беглых рисунков включает в себя очень быстрое рисование, отсекание всего лишнего и умение брать самое характерное и нужное, подмечать самые острые и типичные детали. Стремительные своей цепкостью и лаконизмом, карандашные наброски при своем минимуме средств и времени на их исполнение, должны содержать в себе максимум выразительности. Размеров они бывают разного, но чаще всего небольшого. Так просто удобнее, ведь интереснее всего делать их именно в общественных местах, там где много людей и типажей: в общественном транспорте, зданиях, на улицах. Общественные места это просто кладезь для сбора материала, где можно рисовать, фиксировать и наблюдать за увиденным.
Такое мгновенное рисование позволяет художнику быстро и продуктивно осуществлять работу с целью изучения натуры для использования в дальнейшей проработке над композиционными решениями огромного количества иллюстративного материала. Наброски людей карандашом, как правило, содержат общее видение, отображают самое главное и важное, без особой проработки ненужных деталей. Этот собранный материал будет служить рисовальщику как отправная точка для разработки живописных и графических замыслов. Ведь они являются ценным содержанием, имеющие важнейшие ключевые моменты при организации эскизов, которые в дальнейшим перерастут в большие оригинальные произведения. Наброски портретов и постоянный труд над ними развивает у человека острый глаз, наблюдательность, особое видение и необходимые знания. Делая каждодневно такие упражнения человек лучше учится владеть азами грамоты в изобразительном искусстве, средствами и различными техническими приемами.
Приступая к работе график держит в голове множество задач одновременно, пристально оценивает натуру и решает каков будет его смысловой замысел. От этого зависит и композиция, поместить одно или несколько рисунков на листе и как это будет смотреться в целом, будет ли законченный графический лист композиционно звучать. Наброски карандашом бывают различных видов, в зависимости от задачи, которую ставит исполнитель. Они могут быть очень быстрыми линейными, обычно это подходит в том случае если рисуется движущийся объект и в очень короткие сроки. Тогда художник наносит очень сжатый и лаконичный абрис и несет только самое общее впечатление от увиденного. Также возможен более длительный вариант светотеневого исполнения, на который уходит больше времени на уточнение и изучение ключевых моментов. И наконец самая длительная версия это тональный вариант. Тут времени уходит гораздо больше и имеется возможность очень тщательно проработать натуру, с углубленной тональной раскладкой на листе, но это скорее уже граничит с зарисовкой.
Долгая работа над поиском характеров и типажей будет не такой изнуряющей и напрасной с помощью набросков портретов. Делая краткосрочные рисунки, автор обеспечивает свой багаж для будущих произведений. Еще многие деятели искусства эпохи Возрождения, такие, как гений Леонардо да Винчи все время наполняли свои альбомы наглядными материалами в процессе изучения окружающего мира, ибо они знали, что в нужный момент эти шпаргалки могут понадобиться в создании различных композиций. Напротив же, многие мастера практически не пользовались предварительными иллюстрациями и этюдами в живописи, такие как Франс Халс например, и сразу начинали картину. Но чем бы не занимался художник, какой заказ бы он не делал – все начинается с эскизной зарисовки и карандашных набросков, будь то живописная картина, графическая композиция, фреска на стене или даже роспись мебели. Беглая зарисовка может выполнять роль подготовительной, а может быть совершенно самостоятельным произведением, зачастую даже лучше и живее чем картина на выходе. Одним из таких современных графиков, который уделяет пристальное внимание наброскам людей карандашом, является Сажнов Дмитрий Владимирович.
Рисовать людей Дмитрий начал еще на первом курсе Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого. Преподаватель и наставник Омельченко Анатолий Леонидович всегда говорил о пользе коротких рисунков и требовал их исполнение в обязательном порядке. Неожиданно для себя молодой человек понял, что идеальным местом для карандашных набросков является, как это не странно, вокзал. Да, именно там идеальные условия для рисования, людей много, огромное скопление различных типажей, никто специально не позирует, и все это в одном месте, что может быть лучше, бери и рисуй. С тех пор молодой студент первокурсник после занятий в училище, вечером шел на Пензенский железнодорожный вокзал с папкой и карандашом и рисовал там до ночи. Не все получалось поначалу, даже в милицию забирали, ведь вокзал стратегический объект и рисовать там нельзя, но потом постепенно привыкли и запомнили, а иной раз даже подходили, смотрели и спрашивали – ну как, получается? Не один год провел там молодой художник в поиске и изучении типажей и их характеров. Изображения представленные на сайте, в большинстве своем сделаны именно в тот период.
Наброски портретов удивительным образом переносят нас в то время. В качестве материала для рисования мастер выбирает карандаш и угольный графит. Этот материал способствует очень выразительному, подвижному и живому рисованию в умелых руках. Рисунки выполнены в очень живописной и нервной манере, что безусловно является отличительной особенностью в творчестве автора. Где-то рисовальщик использует штрихи и линии с разной толщиной и интенсивностью, это выходит из-за разной силы нажима на карандаш, а где-то смело и ритмично располагает пятно и линию, что раскрывает ярчайшую выразительность и темперамент. В работе над набросками людей карандашом мастер передает натуру убедительно и точно, очень эмоционально и правдиво. На первый взгляд может показаться, что нарисовать это легко, но это кажущаяся простота в манере исполнения. Это возможно просто выглядит, но это далеко не просто выполнить, за всей этой легкостью стоят годы огромного труда и художественного отбора. За каждым портретом видна суть человека, люди не позировали специально, поэтому нужно успеть поймать и вырвать момент из их жизни, ухватить характерные черты. Главной ценностью таких почеркушек безусловно в быстроте и живости, и именно тогда проявляется настоящий и характерный художественный почерк рисовальщика.
Наброски карандашом присутствуют в творчестве практически у каждого мастера, но каждый сам выбирает, что изображать и делать для себя интересным. Одни рисуют предметы, другие делают зарисовки людей, третьи рисунки пейзажей, одни словом то, что окружает художника и является для него по-настоящему важным. Жизнь находится в непрерывном движении и состоит из череды мгновений, поэтому так важно показать самое первое яркое впечатление от натуры, которое как раз в коротких зарисовках и раскрываются лучше всего. Кратковременные работы дают нам лучшее представление об этапах становления мастера и об окружающих нас людях, они отмечены жгучей живостью и смелостью в исполнении, как и сама жизнь.
uniartgroup.com