Главная > Лицо > Рисунок человеческое лицо – Как нарисовать лицо: основы и пропорции лица

Рисунок человеческое лицо – Как нарисовать лицо: основы и пропорции лица

Советы по рисованию человеческого лица ⋆ Книги. Искусство. Творчество

Известный итальянский художник Джованни Чиварди в книге «Рисование. Полное руководство» дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.

Инструменты и техники рисования

Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.

Виды портретов

Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.

И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса. 

В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.

Композиция

Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.

Портрет женщины

Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели. 

Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе.

Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным.

Освещение

Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.

Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.

Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.

Как добиться сходства

Важно передать не только физическое сходство, но и психологическое. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает.

Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.

Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.

Пропорции головы

Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.

Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.

Квадратная сетка

Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции. 

Глаза

Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства.

Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.

Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми. 

Уши

Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже. 

Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань. 

Нос

Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. 

Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.

Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.

Рот

Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ.

Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед. 

Рисование с натуры

Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени. 

Этапы рисования

Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.

Второй этап. Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.). 

Третий этап. На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.

Четвертый этап. На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени. 

Пятый этап. На этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.

Шестой этап. На этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения. 

Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой очень много информации об особенности рисовании портретов, как правильно освещать модели и объекты для рисования, как рисовать группы людей и пейзажи, техники рисования карандашом, углем, тушью, как вести путевой дневник художника и многое другое. Также читайте статью «Советы по рисованию человеческой фигуры».

artdelivre.ru

Как рисовать лицо человека. Способы поэтапного рисования головы

Существует много подходов к работе художника. Одни считают, что процесс творчества не требует особых навыков, другие склонны полагать, что истинный творец должен обладать особым талантом. В любом случае, для того, чтобы начать рисовать, не обязательно быть выпускником художественной школы. На первых порах достаточно ознакомиться с сайтом art-matita.ru и начать обучение, посетив новое место.

В студию приходят люди разных возрастов неодинакового уровня подготовки. Все они узнают много новой информации в процессе обучения. Как рисовать лицо человека, а затем и фотореалистичные портреты? Как писать картины маслом? Как создавать красивые композиции цветными карандашами? На эти и многие другие вопросы вам ответят специалисты художественной арт-студии Matita.

Способы поэтапного рисования головы и лица человека

В данной статье разберёмся с основой портретного рисунка: научимся правильно изображать лицо человека. С помощью портрета художник передаёт не только внешний облик персонажа, но и заглядывает в его внутренний мир. Через глубину взгляда, удивительные черты лица, положение губ ему необходимо передать эмоции и переживания человека, отразить на бумаге его индивидуальные качества.

Безусловно, начинающему художнику будет довольно сложно справиться с этой задачей, но следует чётко понимать то, с чем в будущем предстоит иметь дело. Итак, далее будет представлена инструкция для начинающих о правильном подходе к созданию портретного рисунка.

Как рисовать лицо человека: этапы рисования

Основные линии разметки

  1. Общий контур

Не сильно нажимая на заострённый конец карандаша, попробуйте нарисовать овал, который сверху выглядит чуть шире, а книзу немного сужается. Можно рисовать не одну сплошную линию, а изобразить ее аккуратными штрихами. Так будет проще и ровнее. Пытайтесь добиться идеальной, симметричной формы. Как только получилось, приступаем ко второму этапу.

  1. Разметка частей

Лёгким движением руки чуть ниже половины овала нанесите горизонтальную линию, и ниже расположите ещё одну. Затем от нижней линии опускайте вниз перпендикуляр и отметьте две черты, одна из которых будет разметкой носа, другая – подбородка. Нарисуйте уши, начиная вести контур чуть выше первой линии сверху и опуская до середины расстояния от линии до черты носа. Запомните, что главное – это рисовать контуры едва заметными, чтобы потом их можно было стереть с готового рисунка.

Итак, основа рисунка готова. Самое сложное позади. Если всё расположено верно, далее остаются мелочи, но и в них следует проявить особую внимательность и сосредоточенность, потому что от внешних контуров зависит лишь расположение всех частей, и эти линии сотрутся, а вот мелкие детали нужно будет дорабатывать до конца.

Рисование лица: мелкие детали

  • Глаза. Над верхней горизонтальной линией рисуем два овала, располагая так, чтобы между ними мог поместиться ещё один глаз. Для упрощения можно поставить 4 условные точки – на внутреннем и внешнем уголке глаза, внизу и вверху. Нарисуйте зрачок, выделите веко, создайте брови. Старайтесь добиться симметрии, не торопитесь, сравнивайте один глаз с другим.
  • Нос. Чтобы понять расположение носа на лице, необходимо знать, что внутренние уголки глаз находятся на уровне крыльев носа. Поэтому от зрачков до линии носа рисуем два вертикальных контура. Чуть ниже уровня носа рисуем так называемую чайку, по бокам от которой две дуги, продолжающиеся до внутренних концов каждой брови и сужающиеся посередине. Нос готов.
  • Губы. Ориентируясь на расположение глаз, верно разместим губы. Уголки рта находятся на одном уровне со центром зрачка. Поэтому опять же ведём вертикальные параллельные линии до уровня чуть выше подбородка. Рисуем нижнюю губу аккуратно и, в отличие от верхней, ровно и без отклонений, а у верхней не забываем посередине нарисовать небольшую выемку.

Таков наш схематичный рисунок. Но прежде чем стереть все ненужные контуры, убедитесь в том, что нарисовали все детали лица. Если вам кажется, что чего-то не хватает, вы правы! Необходимо нарисовать контуры волос, ведь без их разметки рисунок останется неполноценным. Никогда не забывайте ни об одной малейшей детали. Всё это важно.

Стирая вспомогательные линии, вы поймаете себя на мысли, что ваш рисунок ещё не готов. Это лишь схема, которую предстоит довести до конца с помощью различных техник рисования. Вы можете заштриховать нужные области, и получится объёмный рисунок с тенью, или раскрасить портрет цветными карандашами. Выбор за вами. А вот результат, который получился в ходе этого урока. Слева расположен схематичный рисунок, состоящий только из контуров, справа – готовый портрет, доведённый до совершенства с помощью обычной карандашной штриховки.

Таким образом, сегодня вы узнали, как рисовать лицо человека. Если разобраться во всех нюансах процесса, можно понять, что изображать портретные наброски не так уж и сложно. Более того, справиться с такой работой может каждый. Если ваше желание стать художником проснулось годам к 30 – не беда. Возраст не играет никакой роли, потому что арт-студия Matita приглашает всех желающих записаться на курсы рисования. Она предлагает широкий спектр творческих подходов к созданию рисунка.

Вы можете выбрать то, что вам ближе всего. Это может быть живописный пейзаж в технике рисования маслом, или натюрморт, выполненный цветными карандашами; всё что угодно! Позвольте себе заниматься любимым делом, а студия поможет вам в реализации вашего творческого потенциала.

art-matita.ru

Как рисовать голову (человеческое лицо)

Мы с вами прошли несколько уроков по рисованию отдельных частей человеческого лица. Как же нам объединить все наши полученные навыки и сделать так, чтобы правильно расположить элементы на человеческой голове. В общем, в этом уроке мы научимся как правильно рисовать голову или человеческое лицо полностью. Стоит сказать, что в данном уроке в первую очередь я хотел показать параметры и соотношения различных частей лица, а не прорисовывание деталей.

1. Начинать рисовать нужно с базовой линии, которая чётко укажет нам середину лица. Лёгкими чертами обозначим примерную высоту головы. Данные схематические черты, которые будут далее, необязательно делать такими чёткими и жирными, я нарисовал их таковыми только для наглядности. Вам же достаточно лёгкими, слабыми движениями наметить основные размеры, что бы в дальнейшем не было проблем с их стиранием. Подойдут для разметки даже еле заметные точки.

2. Нарисуем базовую форму головы. Обычно это овал, сужающийся к низу. И разделим всё это пополам горизонтальной линией. Это такая же важная линия, как и вертикальная. Она показывает уровень глаз. На этой линии мы будем рисовать глаза.

3. На этом этапе будьте внимательны. Здесь представлена схема из линий, по которым мы будем располагать различные элементы лица. Итак, из чего же состоит наша схема и каковы параметры и относительные размеры? Центральные линии показаны С и Ц.

Расстояние между глазами равняется 1/5 всей ширины головы. Это показано двумя вертикальными линиями близкими к основной вертикальной 3 и 4.

Ширина глаза 2 и 3; 4 и 5, так же равняются 1/5 всей ширины головы (ширина головы = от 1 до 6).

Расстояние от края головы 1 до уголка глаза 2 равняется всё той же 1/5.

Глаза, как мы уже говорили располагаются посередине, в нашем случае на уровне черты ц.

Горизонтальная линия б указывает нам линию бровей, расстояние от центральной горизонтальной 1/10 ширины головы.

Самая верхняя линия а указывает на границу роста волос и равняется 1/5 ширины головы от макушки.

Линия в — кончик носа и нижний край мочек ушей. 1/3 ширины головы от центральной линии.

Линия г — нижняя граница губ. 1/5 ширины головы от кончика подбородка

4. Пришло время в общих чертах, схематично, нарисовать элементы будущего портрета. Стоит помнить, что изначальный набросок может отличаться от конечного продукта и некоторые черты могут сильно измениться в зависимости от того, как вы ощущаете рисунок в процессе изображения. Итак, здесь более наглядно представлено расположение основных элементов лица на нашей сетке. Набросок готов — приступаем к прорисовыванию.

5. Глаза. Вспоминаем как рисовать глаза и следуем всем указаниям, что были представлены на этом занятии.

 

Узнайте, как правильно организовать разработку дизайна интерьера. Вы не пожалеете о потраченном времени, так как узнаете много важнейших аспектов этой нелёгкой творческой работы.

6. Нос. Вспоминаем Как рисовать нос и изображаем его на нашем портрете. Не забываем убирать (стирать) линии, которые мы начертили для разметки. Будет очень сложно их удалить, если рисовать прямо на них.

Ещё одно: не стоит пугаться, если после прорисовки глаз, или другой части лица, вам кажется, что общий рисунок не совсем похож на оригинал или реальное лицо. Так скажем, похожесть рисунка на то лицо, что вы рисуете, зависит от всех элементов, даже от волос. Вы можете нарисовать довольно точный портрет, но пока у вашего портрета не будет волос, вам будет казаться, что рисунок не похож на оригинал.

7. Рисуем губы. На этом этапе вспоминаем Как рисовать губы.

8. Обозначаем подбородок и тени, которые не хватают нашему рисунку для объёмности. Тени возле глаз, бровей, возле носа, на щеках и так далее. Так же смотрим отношение головы к источнику света (светотень), ракурс.

9. Рисуем волосы, используя для наглядности Как рисовать волосы, другие недостающие элементы, которые, как вам кажется, вы пропустили. Последние штрихи и портрет готов.

art-assorty.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о