Как рисовать автопортрет — 4 основных правила
Когда дело доходит до рисования портретов, мы, голодающие художники, знаем, что в крайнем случае, нам всегда доступна одна модель абсолютно бесплатно: мы сами!
Автопортрет — одно из древнейших направлений в искусстве, и не зря. Вы не только всегда можете позировать (если у вас есть зеркало), но нет лучшего способа попрактиковаться в достижении сходства, чем с лицом, которое вам больше всего знакомо.
Давайте пройдемся по некоторым советам о рисовании автопортрета.
Совет #1: Избегайте рисования только по фотографиям
Лучший способ научиться рисовать автопортрет — с натуры. В конце концов, вы живые! Рисование автопортрета с помощью зеркала позволяет увидеть, что вы рисуете в трех измерениях.
Становится намного легче понять объемы, свет и темноту, чем когда вы просто смотрите на плоскую фотографию. К тому же, вы можете настроить источник света по своему усмотрению, вместо того, чтобы останавливаться с заданным освещением на уже сделанной фотографии.
Совет #2: Сделайте рабочее место комфортным
Поставьте зеркало там, где его легко увидеть — не перетаскивайте материалы для рисования в ванную! Установите настенное зеркало на штативе камеры; так оно будет ближе к поверхности для рисования, без необходимости головой вперед и назад между рисунком и зеркалом.
Убедитесь, что у вас есть хороший источник света и поверхность для рисования в вертикальном положении, потому что на плоской поверхности рисунок может “уйти от вас” и стать искаженным. Недорогой мольберт и лампа-подсветка – отличный вариант.
Совет #3: Работайте от общего к конкретному
Лучший способ справиться с чем-то таким сложным, как автопортрет, — быть проще. Подумайте о самых больших формах и контрастах — свете и темноте.
Сначала работайте свободно и легко, разрабатывая правильные пропорции и контрасты, постепенно приближаясь к деталям. Не переключайтесь на рисование реалистичного глаза, например, а затем двигайтесь дальше. Весь ваш рисунок должен быть на одном уровне. Это помогает вам держать в голове полный образ, вместо того, чтобы сосредотачиваться на мелочах.
Совет #4: Попробуйте и пробуйте снова!
Будем честны. Нет короткого пути в становлении великим художником. Может быть это и клише, но старая поговорка, что успех — это “99% пота” абсолютная правда.
Практика, практика, практика – таковы правила. Мы можем учиться только на ошибках, и каждая осознанная ошибка — это шаг к лучшему автопортрету.
Таким образом, лучший совет при рисовании отличного автопортрета — нарисовать столько, сколько сможете, и не работать в одиночестве. Позвольте другим художникам увидеть, что вы делаете, и поговорить с ними о вашей работе. Принимайте критику!
Но самое главное — работа. Один профессор искусства однажды сказал так: «У каждого есть тысяча ужасных работ. Чем быстрее ты избавишься от них, тем быстрее доберешься до хороших». Хорошая новость в том, что это не тысяча ужасных работ подряд. Время от времени вы будете создавать что-то отличное, и чем больше вы так делаете, тем чаще будут появляться хорошие работы. Так что рисуйте!
Автор: Paul Heaston
Поделиться статьей:
urokiakvareli.ru
Уроки живописи — Как нарисовать Автопортрет с фотографии
ФОТО-ОБРАЗЕЦКогда мне дают задание нарисовать картину с фотографии портрета, я выбираю автопортрет. Всегда лучше рисовать с натуры, как и когда вы можете, на фотографиях картинка иногда может быть искаженной. Тем не менее, не всегда возможно или удобно заставлять людей позировать, и тут фотографии однозначно помогают. Я попыталась выбрать самую интересную фотографию, я здесь не очень на себя похожа, но мне здесь безумно нравится яркий солнечный свет, так что выбираю это фото! (рис. 1)
ЭСКИЗ
Не всегда я начинаю с эскиза, но, когда рисовать приходится с фотографии (и, собственно, автопортрета) он помогает быть чуть более точным. Иногда я начинаю того, что просто обрисовываю общие формы и линии, но в данном случае, я как раз начала с очень простого наброска.
Он нужен для того, чтобы правильно отмерить основные черты лица: глаза, нос, рот и т.д. И еще один слой просто с линиями поверх всех частей лица, далее продублированный. (рис. 2-3)
(Прямые линии можно нарисовать, удерживая клавишу Shift, при проведении линии кистью) После этого я грубо дорисовываю на глаз все остальное. Вы можете использовать специальные сетки, если вам так удобнее, но лично я стараюсь не заморачиваться, добиваясь совершенства на базовом эскизе. На этой стадии рисунок выглядит, конечно, паршиво, но основа уже готова, так что можно переходить к раскрашиванию!
КИСТИ
Существует огромное количество различных кистей в просторах интернета и, хотя некоторые из них, на мой взгляд, очень неплохи, нет ничего лучше обычной круглой кисти. Именно ее я и буду использовать, базовую твердую круглую кисть, которая есть во всех версиях Photoshop. (рис. 4)
БАЗОВЫЕ ЦВЕТА
Когда дело доходит до выбора цветов при рисовании с фотографии, думаю, лучше оставить мысль об использовании Пипетки (Color picker). Фотографии могут быть очень мозаичными и цвета могут искажаться, случайный выбор цветов не даст вам реального представления о тонах, особенно, когда это касается кожи, например! Поэтому используйте только свои способности и экспериментируйте, пытаясь добиться наиболее приближенного результата, и здесь попасть в точку – не самое главное.
В ходе процесса я буду добавлять так много разных цветов, что в итоге это не будет иметь значения. Следующий этап – добавление некоторых базовых тонов на нормальном слое под эскизом (сам слой с эскизом переключен на режим Умножение (Multiply), что делает его почти прозрачным). (рис. 5)
Далее с этого момента все будет рисоваться поверх эскиза и уже нанесенных базовых цветов. В своих работах я всегда объединяю слои по мере необходимости, поэтому мне не приходится путаться в большом количестве слоев. Большую часть времени, тем не менее, я буду добавлять новые элементы на отдельных слоях. Я не пуристка! Если что-то пойдет не так, это не будет для меня катастрофой.
Что касается того, использовать или не использовать много слоев в своей работе, это полностью ваше дело, делайте то, что удобно лично для вас. На этом этапе я начинаю добавлять базовые световые пятна, чтобы лучше сформировать линии лица. (рис. 6)
Не переживайте, если на этой стадии ваш рисунок пока не выглядит, как оригинал; еще слишком рано и по ходу дела все будет смотреться намного лучше. А пока все выглядит довольно неряшливо, мазки очень заметны и неравномерны, но тут все дело в нахождении правильных цветов и формы. Старайтесь пока не зацикливаться на смягчении линий картинки.
ЦВЕТА
Один из самых распространенных вопросов, которые мне приходится получать в свой адрес, это, откуда я «знаю», какие цвета подбирать. Сказать честно, я не знаю, я просто пытаюсь подобрать их, и уделяю внимание окружению, и только потом выбираю какой-то определенный цвет. Фотография служит хорошим помощником и с ней намного проще работать, чем полагаться на свою интуицию. Однако, в 90% случаев я не до конца довольна результатом выбранных цветов и в итоге приходится их менять. Цветовая палитра, подобранная в самом начале работы и та, что получается в самом конце – две совершенно разные вещи. Поэтому, если вам не нравится выбранный вами цвет, не переживайте. Photoshop — ваш друг, и у него определенно есть свои плюсы. (рис. 7-8)
Одним из бесценных инструментов для меня является Баланс цвета (Color balance). Я обычно делаю дубликат всего изображения и затем корректирую цвета, если они мне не нравятся, что бывает абсолютно всегда. Этот инструмент очень полезен, если вы хотите слегка или значительно изменить цвета картины. Он также очень поможет сбалансировать цвета, если они не совсем сочетаются друг с другом. (рис. 9)
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Вы наверняка заметите, как на протяжении всей работы меняются тона на моем рисунке. Иногда я то меняю, то отменяю изменения в поисках нужного эффекта. Да, вот такая я непостоянная!
ПРОРАБОТКА
Когда базовые цвета и источники света установлены, я провожу все остальное время за проработкой деталей. В этом процессе я редко застреваю на одном участке, я перескакиваю между разными частями рисунка, чтобы мне не наскучило работать над одним и тем же слишком долго. Это помогает также при возвращении на предыдущие участки заметить небольшие недочеты и исправить их. Очевидно, также, что картинка стала более мягкой. В самом начале все было слишком грубым, но мы смягчили их в процессе проработки. (рис. 10-12)
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
РЕЖИМЫ СЛОЕВ
В ходе работы я использовала несколько разных типов слоев. Это, в основном, режимы Нормальный (Normal) и Наложение (Overlay). Мне, наверно, не нужно ничего говорить про Нормальный режим, но Наложение очень полезная штука. Это очень хороший способ повышения контраста. На моем фото-образце очень яркий источник света. Поэтому я в процессе рисования наложила парочку слоев в режиме Наложение. Я делаю правую сторону кожи лица намного более яркой, накладывая тот же тон кожи, но уже в режиме Наложение. Это очень помогает добавить контраст и свечение, вызванное ярким солнечным светом. Этот режим также помогает добавить к этому очень яркий красный/оранжевый, который виднеется при контрасте кожи со светом.
Непрозрачность (Opacity) слоев всегда варьируется, все зависит от того, какой уровень подходит лучше. Постоянно экспериментируйте со слоями и выбирайте то, что подошло! (рис. 13-14)
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Темная сторона лица все еще выглядит плоской по сравнению с освещенной стороной. Чтобы это исправить, я буду добавлять на слой в режиме Наложение более яркий тон, чтобы немного подчеркнуть структуру лица, щек, зону брови и т.д. Я выбрала светло-зеленый, потому что при Наложении цвета получаются очень насыщенными. Если бы я выбрала тон кожи, в результате получился бы ярко-оранжевый. Зеленый же не приведет к такому эффекту, и отлично будет сочетаться с общим тоном кожи. (рис. 15)
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ПОВОРОТ!
Еще один способ контролировать какие-то мелкие ошибки – поворачивать (Flip) изображение. Работая с фотографией, я знаю, каким будет результат, но все же будет не лишним примерно раз в час разворачивать рисунок.
Ошибки при этом всегда обнаруживаются, так что их намного проще исправлять в процессе работы… вместо того, чтобы по полном завершении обнаружить, что все выглядит ужасно, если взять и повернуть изображение! (Изображение – Поворот изображения – Повернуть горизонтально) (Image – Image rotation – Flip canvas horizontally) (рис. 16)
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
СМЕШИВАНИЕ
Я почти уверена, что самый часто задаваемый вопрос касается того, как я смешиваю краски, создавая плавные переходы от одного цвета к другому. Мне всегда сложно ответить на этот вопрос, потому что я никогда не смешиваю два цвета «активно». Мой способ заключается в наложении цвета поверх, штрих за штрихом в различных тонах, пока они не станут почти незаметными. (рис. 17) Я бы не советовала размывать цвета; на мой взгляд, это полностью лишает картину жизни, в итоге она выглядит «грязной», поэтому не бойтесь, если изображение будет немного грубоватым, просто продолжайте работать над ним! Подберите тон, который будет сочетаться с обоими цветами, которые нужно объединить, наносите мазки кистью, и они естественным образом смешаются. Если у вас возникнут трудности, попробуйте использовать кисть с более мягкими краями. Хоть я и не рекомендую использовать Аэрографы (Airbrushes) (опять же, это выбор каждого!), кисти с мягкими краями могут помочь в смешении цветов. Они также могут оказаться полезными тогда, когда нужно немного уменьшить непрозрачность вашей кисти. Иногда 100%-ая непрозрачность может быть перебором. Тогда как я почти всегда меняю свою непрозрачность со 100%, здесь все заключается в нахождении своего метода, который будет приносить наилучшие результаты.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ВОЛОСЫ
Используя всю ту же стандартную круглую кисть, создаем базовую форму волос. Затем, в той же манере, начинаем накладывать более светлые тона. Я не рисую волосы как группу волосков, вместо этого я создаю локоны и стараюсь максимально точно передать их естественное положение и образование прядей. Потом я добавляю отдельные волоски, чтобы просто придать прическе эффект пышности. (рис. 18-20)
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Я добавила еще один слой в режиме Наложение и залила его светло-коричневым цветом, который придаст волосам красивое сияние со стороны, где на них падает солнечный свет. После этого идет процесс окраски и повторений. Просто продолжайте добавлять пряди, световые пятна и несколько отдельных волосков, которые выбиваются из общей массы волос, пока не получите готовое изображение.
ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИ / ДЕТАЛИ
Добавление финальных штрихов у меня всегда занимает большую часть всего процесса рисования. Это также процесс, который нельзя оставлять на «последние» этапы. Проработкой деталей я занимаюсь на протяжении всей работы над картиной, это очень плавный для меня процесс и очень приятный, я очень люблю детали! Здесь-то все лишнее и отсекается.
Для меня процесс детализации – это процесс наведения порядка в линиях, таких как, например, линия подбородка на темном фоне волос. На этом этапе я также могу больше внимания уделить деталям глаз, бровей, носа и губ и т.д. Я использую все ту же кисть, только меньшего размера. И обычно значительно увеличиваю масштаб, когда работаю над такими деталями. После этих процедур изображение становится заметно чище и с ним намного проще работать дальше. (рис. 21-22)
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
ИЗМЕНЕНИЯ
Вы, наверное, заметили, что в моей работе есть некоторые отличия от оригинала. Первое изменение касается волос. На самом деле, они выглядели просто ужасно! Я не особо была увлечена рисованием волос вот так, поэтому используйте свои права художника. Если вы считаете, что что-то следует изменить, меняйте! В конце концов, это всего лишь образец, а не инструкция, которой безотлагательно нужно следовать. Здесь вы увидите и другие внесенные изменения. (рис. 23-24)
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Ниже представлены вырезки в увеличенном масштабе. (рис. 25-26) На этом этапе работа почти завершена. Я немного обрезала изображение и попыталась добавить несколько более ярких красок, розовых и голубых, чтобы выделить голубые глаза и нежный розовый оттенок на коже. Наверно, не нужно говорить, что на фото-образце этого нет, но я просто делаю так, как мне нравится.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Надеюсь, вам понравился мой урок и будет здорово, если вы из него чему-то научитесь. Кроме всего прочего, помните – наслаждайтесь процессом и будьте креативны!
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Автор: Чарли Боватер (Charlie Bowater), Великобритания
Локализация урока для вас подготовлена командой сайта: http://www.DrawMaster.ru
painting-lessons.ru
Как нарисовать автопортрет карандашом поэтапно
Шаг 1. Начните с рисования трех фигур для Вашей фигуры . Это будет голова, туловище и руки. Добавьте лица руководящих принципов, а также.
Шаг 2. Используйте направляющие, чтобы нарисовать форму ее лица, а затем нарисуйте в прядь ее волос, которая является челка. Есть также накладки, которые обрамляют лицо. Это волнистые пряди волос.
Шаг 3. Далее, нарисуйте в глазах. Сделать тонкие брови сначала, затем нарисуйте густые, темные веки, которые также являются ее ресницы.
Шаг 4. Закончить рисование лица при определении формы глаз вроде так. Эта девушка подмигивая так что левый глаз закрыт. Цвет зрачка, затем нарисуйте нос и рот.
Шаг 5. Продолжить работу над ее прической, которые длинные, волнистые и стиль до совершенства. Когда вы закончите с ее волос, вы можете переходить к шагу шесть.
Шаг 6. Все, что вам нужно сделать здесь-это ничья в ее плечи, и одной рукой. Будьте уверены, чтобы добавить некоторые тонизируя ее руку как хорошо.
Шаг 7. Далее, закончить рукоятка рисунок кисти руки и запястья. По окончанию этой процедуры жеребьевки в ее сотовый телефон и браслет браслеты.
Шаг 8. Закончить этот вздор, рисуя ее верхней части тела или то, что вы можете увидеть его. Деталь ее одежды и затем сотрите направляющие и ошибок.
Шаг 9. Цвет в свой «селфи» и показывают людей, с которыми можно сфотографироваться на бумаге тоже.
mydrawing.net
Учимся рисовать графический портрет карандашом
Многие начинающие художники мечтают научиться рисовать портреты карандашом. Это совсем новый уровень в творчестве. Научившись изображать портрет человека, можно будет без труда осваивать акварельную технику, рисовать сангиной и углем, а также маслом. Начинать нужно непременно с набросков карандашом. Уверенно манипулируя графическими материалами, можно добиться невероятного сходства с натурой.
Как рисовать графический портрет
Чтобы нарисовать его, вам понадобятся:
- Планшет, обтянутый ватманом.
- Измерительный прибор (линейка).
- Простые карандаши различной твердости.
- Ластик.
Чтобы изобразить качественный графический портрет, старайтесь сократить применение ластика до минимума, так как он затирает бумагу, из-за этого на рисунке образуется грязь. После того как материалы подготовлены, лист натянут, можем приступать к работе.
Рисуем портрет
Анализируем нашу натуру, внимательно изучаем ее с каждой стороны, чтобы понять особенности и форму. Желательно сделать предварительные конструктивные зарисовки, чтобы разобраться с формами и понять их. Натуру нужно прорисовать с каждой стороны, это позволить понять ее форму, изучить ее особенности и каждую деталь по отдельности.
Как нарисовать графический портрет поэтапно
Располагаемся на месте самым лучшим обзором, подготавливаем материалы. Натура должна быть статичной. Начинаем рисовать графический портрет поэтапно:
- Для начала нужно сделать компоновку на листе.
- Намечаем отдельные части изображения в общих чертах.
- Находим поворот и оси построения.
- Начинаем выстраивать форму, чередуем от общего к маленьким деталям.
- На каждом из предыдущих этапов необходимо тщательно сравнивать изображение с натурой, проверять на пропорциональные соотношения формы и перспективные сокращения.
- Данный этап — штриховка. После того как построение завершено, необходимо начать накладывать штрих, делать это нужно аккуратно и не спеша разделяя рисунок на теневую и освещенную части.
- Кладем штрих по форме, тем самым придаем объем портрету, но не стоит забывать об общности и зацикливаться на какой-то одной детали.
Чтобы портреты карандашом получились, необходимо анализировать и понимать свои ошибки. Обычно начинающие художники чересчур давят на карандаш от неопытности. Из-за этого работа получается перечерченной, то есть линии слишком резкие. Рисунок не должен быть обведен черной линией, он должен гармонично вписываться в формат и передавать формы.
Типичные ошибки
В попытках передать объемы художник чересчур увлекается мелкими деталями, усердно работает над ними. В итоге изображение перестает быть целостным. Даже начинающий художник замечает это сам.
Иногда проблема заключается в том, что художник не может понять, как устроены детали, которые он стремится проработать. В итоге детализировать изображение не получается, отсюда возникает дробность в рисунке, также возможно нарушение перспективных соотношений, многие пытаются сделать работу целостной хотя бы за счет тоновой проработки. Работая над определенной деталью и делая ошибки в ней, рисовальщик пытается связать ее с общей формой, накладывает слои графита один за другим. И в итоге он остается разочарован результатом. А ведь чтобы нарисовать качественный портрет человека, достаточно хорошо изучить каждую деталь.
Разбор недочетов
Если художник столкнулся с вышеописанными проблемами, тогда ему необходимо учесть следующее: после конструктивного разбора наступил этап моделирования формы при помощи штриховки, и на этом этапе зачастую начинают беспокоить некие сомнения по поводу продолжения работы над изображением.
Прекращаете разбор тонов и повторяете разбор форм. Пройдитесь карандашом по форме, разберите натуру на плоскости и запомните ее конструкцию. После такого детального разбора рисовать становится намного проще.
Представьте в уме, какая деталь откуда выходит, как образуется объем и почему это происходит. Этот умственный процесс помогает понять, каким образом распределить светотень, какой участок будет погружен в тень, где располагается полутень и куда падает свет.
Устраняем недочеты поэтапно
При возникновении трудностей в работе с формой следует поступать данным образом:
- Форму зрительно разделяем на несколько плоскостей, которые создают ее объем.
- Анализируем то, как устроена форма, затем выстраиваем ее при помощи условных плоскостей либо при помощи конструктивных линий, можно сочетать все способы вместе.
- Если ни один из методов не помог, нужно обобщить рисунок. Необходимо собрать все мелкие детали воедино при помощи условных плоскостей.
Как совершенствовать навык
Чтобы рука и глаз привыкли к рисованию, необходимо каждый день делать наброски, которые помогают понять натуру и усовершенствовать свой навык. Попробуйте улавливать объемы натуры, а также плоскости и соотношения пропорций. Регулярно делайте зарисовки с натуры. Вы можете смотреть телевизор и пытаться запечатлеть картинки, увиденные вами на экране. Держите ручку и скетчбук всегда под рукой. Рисуйте все, что видите, берите необходимый инвентарь и делайте наброски в метро и на вокзалах, где огромное скопление людей. Тренируйте навык каждый день, сравнивайте соотношения и объемы. Для этого можно использовать фотографии или рисунки из книжек. Научитесь концентрировать свое внимание на общих формах и не зацикливайтесь на мелочах. Только такими способами можно усовершенствовать свои навыки.
fb.ru
👩🏻🎨 Как рисовать портрет | Уроки рисования, учимся рисовать, рисуем карандашом, гуашью, маслом
Мне удалось найти несколько поэтапных демонстраций работы над портретом замечательного художника Армина Мерсмана. Обратите внимание, что при работе над портретом кроме идеального знания анатомии и виртуозного владения карандашом художник большое внимание уделяет различным текстурам.
Портрет мамы
Размер работы — 30″х40″:
risuem.net
Автопортрет. Карандаш. Люблю карандаш – есть в нём что-то такое, сразу и не скажешь … нечто волшебное, что ли! И хотя, рисуя простым карандашом, никогда не нарисуешь фотографическую картину того, что видишь (допустим – тот же цвет!) – только некое приближение к ней, да, собственно, к этому и не нужно стремиться, всё же передать им видимое вами при этом вполне возможно, в том числе и свои чувства. Казалось бы … простой карандаш, лишенный цвета, а если быть точнее – серенький (какая серость!), а может многое! Не знаю как для кого, но для меня портретный жанр в художественном творчестве всегда был самым сложным. И хотя при обучении мои учителя говорили, что мои портреты очень хорошо выражают характер рисуемой натуры, я не сильно обольщался – это, скорее всего потому, что я люблю рисовать юмор в картинках, а в этом жанре очень часто приходилось в портрете выражать разные чувства и состояния души: гнев, радость, раздражение, грусть, смех, слёзы, ум, глупость, умиротворение – это и «подарило» мне, наверное, столь «обнадёживающий» для меня результат, хотя и не дало права считать свои работы идеалом для подражания. На самом деле они далеки от того совершенства, которое я сам хотел бы в них видеть! Есть разные техники письма портрета. Многое зависит и от того, чем вы его собираетесь писать – карандаш, акварель, масло, пастель, тушь (а последнее время я практикую и шариковую авторучку – удобно!). И везде имеются свои особенности. Ещё сложнее, на мой взгляд, работа над автопортретом. В этом уроке я расскажу вам о рисовании самого себя простым карандашом, результат вашего труда и будет называться автопортретом. Много написано умного об этом, много нарисовано красиво и правильно, но когда начинаешь рисовать сам (сам себя … уже в который раз!) – каждый раз открываешь в этом что-то новенькое. Чтобы выполнить автопортрет карандашом, надо владеть такими техниками, как создание рисунка простым карандашом, рисование фигуры человека, рисование человеческой головы, и как нечто обособленное — рисование портрета. Это очень объёмный материал для изучения (несколько книг) и очень большая по объёму, необходимая для работы в этом жанре, практика. Да простят меня начинающие художники, но будем «плясать» исходя из того, что они её уже имеют. Собственно, что такое автопортрет? Это когда Вы рисуете самого себя. Как это сделать? Чтобы нарисовать самого себя, нужно себя … увидеть со стороны. И если, рисуя чей-то портрет, можно посадить перед собой натурщика (или натурщицу), найти нужный ракурс, подсветить его лицо как следует, заставить застыть в этой позе на несколько часов и «вперёд» … за орденами! С автопортретом сложнее – увидеть себя со стороны можно в зеркале, на фотографии, в телевизоре, компьютере. Но самое сложное, это нарисовать себя по памяти. Я считаю – это «высший пилотаж»! Это не так то просто сделать. Многие, наверное, услышав свой голос, записанный на магнитофоне, удивлялись его отличию от того, который они слышали сами при разговоре. Так и тут! Рисуя портрет, говорят, нужно «схватить» характер человека. Всё верно! Но, как известно, человек даже с самым скверным характером сам себе кажется … «лапочкой»! Вот и, поди, поймай его! Или, обратите внимание на следующее: думаю, многие «испытали» это на себе: не каждая ваша фотография нравится вам самим, и более того – большинство не нравится! А ведь есть и такие фотографии, глядя на которые, вы не узнаёте самого себя, сколько ни силитесь вглядываться. В чём дело? Ведь уж что-что, а фотоаппарат точно фиксирует то, что находится перед его объективом. Это говорит о том, что данный кадр очень редок – он не выражает основной массы изображений (выражений), которые может принимать ваше лицо, ведь оно порой так переменчиво! И только кадр, на котором выражение вашего лица наиболее свойственно вашему состоянию души, будет максимально похож на вас. А ведь вы, рисуя автопортрет, будете ещё и вертеться перед зеркалом – а как же иначе? Застыв, вы просто не сможете его нарисовать. Рисуя портреты, я заметил некую особенность — те люди, которых ты хорошо знаешь, сильно любишь или ненавидишь, на рисунке получаются гораздо более схожими с оригиналом, чем совершенно незнакомые люди. Это, наверное, оттого, что ты хорошо знаешь характер близких тебе людей. Вот поэтому, исходя из всего вышесказанного, я и смею утверждать, что автопортрет – есть один из наиболее сложных художественных жанров. И тут не «пролезут» даже мелкие ошибки – зритель их сразу заметит. Ибо, если вы не схватите суть портрета, то он не будет похож на оригинал – это заметит каждый, даже «прохожий». Вообще, рисование головы человека – это целая наука, тут и соотношение её частей (включая и затылок, и волосы, и … шею), и ракурсы, и освещение, и характер. Поэтому, чтобы не переписывать уже давно написанное на эту тему, я отошлю вас к литературе, которую настоятельно рекомендую почитать: «Рисунок и живопись» (руководство для самодеятельных художников), третье (сокращённое) издание, Москва, «Искусство», 1976г, стр.63…98 (Рисование фигуры человека, его головы, портрета). Не обольщайтесь небольшим количеством страниц — формат книги большой, страницы размером больше журнальных, а текст написан довольно мелким шрифтом! А теперь приготовим лист ватмана (ну, в крайнем случае – за неимением лучшего, полуватмана!) формата А4, мягкую резинку для стирания (которой рекомендую пользоваться как можно реже!), пару простых карандашей (из практики: я остановился на двух типах — «Конструктор-ТМ» и «Архитектор-М», хотя многие учебники рекомендуют следующие: «Пионер», «Ретушь», «Школьный», «Орион», «Комсомольский», «Кох-и-нор», «Саксония»), заточим их «свежеотточенным» перочинным ножом, снимем с себя «удушающие» предметы (кольца, перстни, галстуки, бабочки), острежем (по возможности) ногти, вымоем с мылом руки, усядемся возле зеркала поудобнее, расположим лист бумаги так, чтобы удобно было рисовать и чтобы свет падал на него слева направо (это для правши, а для левши – наоборот!), а да, ещё … чуть не забыл – приготовим тонкий, а, главное, чистый лист белой бумаги, мы его иногда будем подкладывать под руку, чтобы не измазать её, а уже ею рисунок (это в тех случаях, когда ваша рука устанет быть находиться на «весу»). Как держать правильно карандаш? Да так, как вам удобнее – есть несколько способов его удержания: как пишущую авторучку – тремя пальцами (большим, указательным и средним), как кисть при письме краской (зажав всей ладонью), а то и так, как некоторые держат сигарету (двумя пальчиками – большим и указательным, слегка касаясь незаточенным концом карандаша ладони), Рисование изображений в зеркале имеет несколько особенностей – о них надо помнить. Слышали, наверное, такое выражение – зеркальное изображение? Оно отличается от реального тем, что лево и право меняются местами, а вот верх и низ остаются там, где они и были. Лицо человека, как правило, симметрично (за редкими исключениями), но бывают некоторые отступления от этого «как правило», например, родинки и тому подобное, и если изобразить их так, как видно в зеркале, то иногда весьма похожий на оригинал натуры портрет, может стать неузнаваемым для близких людей. Помните о таких мелочах и не забывайте делать поправки! Для «пущей» наглядности и соответствующей «затравки» в начале урока я приведу свой «свежий» портрет – на нём изображена моя жена Оля (рис.1). Для чего? Далее поймёте сами! Рис.1. Моя жена Оля. Портрет. Простой карандаш. Начиная рисовать, первым делом следует отметить на листе бумаги «высоту» лица (головы) двумя горизонтальными штрихами (верх и низ). Это будет база, от которой мы будем «плясать» и уже относительно неё определять все остальные размеры изображения. Четырьмя пальцами правой руки обхватим карандаш так, чтобы его незаточенный конец оказался вверху, а большой палец (ноготь) прижмём к карандашу пониже этого торца и приложим к отмеченной нами «базе» на бумаге – сдвигая большой палец, отметим им это расстояние между штрихами на карандаше. Затем вытянем руку по направлению к своему изображению в зеркале и зафиксируем её в таком положении, когда это отмеренное расстояние будет соответствовать высоте вашей головы – запомним это положение руки (своеобразный «дальномер»). Повернём руку под девяносто градусов и, сдвигая большой палец, определим ширину лица. Перенесём этот размер на бумагу, отметив его двумя слабыми вертикальными штрихами. Таким же образом определим и другие необходимые размеры нашего «объекта» рисования. Затем твёрдым карандашом нарисуем контур лица, максимально приближенный к натуре. При этом следует помнить о некоторых особенностях рисования портрета, например, о симметрии отдельных частей лица, об одинаковости размеров симметричных частей лица, о перспективе – например, если голова повёрнута, то дальние части лица будут казаться меньше, ближние больше, кроме того, как и в пейзаже, все линии (видимые и невидимые) будут сходиться в одной точке невидимого в данном случае горизонта (или в две точки горизонта при расположении головы в ракурсах, близких к анфасу («глаза в глаза»), что обеспечит симметрию лица на рисунке (эти линии перспективы, а также вспомогательные линии, обозначающие вертикаль и горизонталь рисунка, которые следует провести по центру листа, для облегчения расположения рисуемого объекта, на первых этапах рисования начинающим можно еле заметно обозначить, но в дальнейшем, по мере приобретения навыков рисования, я настоятельно рекомендую от них отказаться – держите их мысленно в голове, поэтому на рис.2 я их не привожу!). Ведь что есть голова человека? Это, собственно, сложная геометрическая фигура, составленная из нескольких простых – цилиндр, конус, полушарие, многогранник и прочие, а потому, при её рисовании (например, при различных ракурсах) законы перспективы должны соблюдаться неукоснительно! При прорисовке контура лица будут заложены основные моменты, способные обеспечить в дальнейшем схожесть рисунка с натурой, поэтому отнеситесь к этому этапу с максимальным вниманием. Данный этап рисования показан на рисунке 2. Рис.2. Рисование контура (набросок). Далее приступаем к штриховке. Начало этого этапа рисования показано на рисунке 3. Начинайте всегда с самых тёмных мест – будь то окружающий фон или, непосредственно, ваша «физиономия». Штрихи делайте одинаковой силы, одинакового размера и одинакового наклона. Сила (тон) их должна быть не очень большой. Выполняйте их карандашом средней твердости (Конструктор-ТМ). Закончив штриховку мест с одинаковой тональностью, приступайте к нанесению следующего, очередного слоя штриховки. Рис.3. Выполнение первого слоя штриховки. Этот этап рисования показан на рисунке 4. Второй слой штрихов должен иметь наклон на девяносто градусов (или около этого) отличающийся от первого и чуть большей силы (чуть больше нажим) – это залог получения более плотного, более однотонного тёмного поля рисунка. В использовании такого вида штриховки просматривается некая симметрия, некий порядок, некая гармония рисунка, а в целом это всё вместе создаёт ощущение красоты. Рис.4. Нанесение второго слоя штриховки. На рисунке 5 показан следующий этап рисования портрета. Третий слой штриховки должен отличаться по наклону от двух предыдущих градусов на сорок пять и иметь более сильный нажим. Более тёмные места следует штриховать (переходить на …) более мягким карандашом (Архитектор-М). Правило: от общего к частному и снова к общему, на любом этапе рисования должно соблюдаться неукоснительно! Одновременно следует приступить и к прорисовке более светлых областей лица (Конструктор ТМ). Светлые места и блики следует оставлять не тронутыми. В некоторой литературе по обучению рисования простым карандашом рекомендуют заштриховывать и блики, а позже стирать эти места резинкой. Я пробовал – не советую! Рисунок приобретает некую ущербность, вроде как исправление недостатков. И вообще, старайтесь поменьше пользоваться ластиком – он портит бумагу и никак не повышает вам престижа, как «мастеру» карандаша. Рис.5. Третий и последующие слои штриховки. На рисунке 6 показан следующий этап рисования автопортрета. Здесь можно заметить, что львиная доля штриховки ложится на карандаш более мягкий (М). Обратите внимание на углы наклона штрихов – во многих местах они ложатся параллельно линиям контуров, прядям волос, вдоль складок одежды, складок кожи лица. С помощью штриховки плавно меняющейся тональности создайте глубину рисунка, усильте этим объём натуры, придайте портрету большую естественность. Пора начинать прорисовывать и более светлые места рисунка, в том числе и белый фон (помните – если фон тёмный, то его прорисовывание следует начинать заштриховывать ещё в самом начале). Более чётко прорисовывайте волосы (локоны, например, и, даже, свою лысину, если углядите, конечно!), усы, глаза, губы, нос, уши и другие, более мелкие детали. Усильте штриховкой большего нажима более тёмные места. Усильте тени и полутени. Встречал в литературе советы по «улучшению» штриховки путём затирания её своим пальцем. Попробовал – не понравилось! Похоже на грязь! Не советую! Рис.6. Нанесение «облегающей» контура шриховки. Ну, вот мы и добрались до завершающего этапа рисования автопортрета. Таковой показан на рисунке 7. При поверхностном взгляде может показаться, что он почти ничем не отличается от предыдущего этапа. Но, вглядитесь повнимательней и вы заметите, что это не так! Вы заметите, что насыщенность штриховки возросла и достигла в самых тёмных местах своего возможного (от применённого типа карандашей) максимума. Вы заметите, что волосы приобрели свой естественный вид, тени и полутени придали лицу естественную объёмность, более чётко прорисованы детали лица, включая и морщинки (лукавлю – далеко не все!), я уже не говорю об усах – гордости мужчин, а после нескольких сильных, но осторожных, чтобы не сломать, ударов острием карандаша по самым тёмным местам, более выразительными стали глаза, а «ТМ-карандаш» даже на белках глаз заставил тени проявиться и там. И даже одежда в некоторых местах более сильно прорисована отдельными длинными полосами (завершающими штрихами) – детализирована. Одним словом – «юстировка» или «нивелировка» (как кому … будет доходчивей!), то есть доводка рисунка до полной кондиции! Немного внимания: на этой стадии уделите следующему … остерегайтесь излишнего усердия — не перечерните самые тёмные места, ибо исправить ошибку будет намного труднее, чем на предыдущих стадиях рисования. Да и перечернённая картинка (угольная) гораздо «тяжелее» смотрится — трудна для восприятия! Это чем-то напоминает «процесс потребления спиртного» — всему надо знать меру! Рис.7. Завершающий этап — «нивелировка». Конечно же, я не претендую на абсолютную схожесть нарисованного мной портрета с оригиналом, то есть со мной самим, ибо, я не волшебник – я, в сущности, ещё только учусь, как и многие, внимательно читающие этот урок. Но всё же в заключении привожу свою свежую семейную фотографию. Сравните сами (теперь, надеюсь, станет ясным, для чего в начале урока я поместил портрет моей жены – для сравнения). Извините великодушно, но я намеренно не дорисовал морщинки на наших лицах – так хочется выглядеть помоложе … и моей жене тоже! А что? Художник должен внести в портрет что-то своё (он так видит!), чего нет на самом деле или … «недосказать» что-нибудь … «нечаянно» упустить! Имею право! На то я и художник! И ещё: В этом учебном материале я привёл для наглядности две фотографии. На них обеих есть моё изображение – сравните их! Они тоже не очень то похожи друг на друга – не так ли? Вот я и говорю: «Сложный жанр портрет, а автопортрет и того сложнее!». Фото.2. Моя жена Оля, я и наша домашняя … любимица Мурка. Песня «Айгуль» (лунный цветок). Слова Рубцова В.П. Музыка Кучина Н.И. 21.03.2010г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан. 73!
|
un7bv.narod.ru
Как написать автопортрет 🚩 как нарисовать самого себя 🚩 Рисование
Вам понадобится
Инструкция
Первое, что потребуется для того, чтобы рисовать автопортрет – это зеркало. Можно также воспользоваться какой-то понравившейся вам фотографией, но тогда у вас получиться простое копирование изображения.Зеркало помогает вам не только оценить свой внешний вид со стороны, но и увидеть изображение на плоскости, то есть в перспективе. Основные принципы изображения автопортрета не отличаются от принципов создания портрета, ведь смысл остается одним и тем же – мы рисуем человека. Но не стоит довольствоваться только внешним сходством, нужно передать еще и какие-то психологические характеристики, и сделать это поможет правильное композиционное расположение изображения. В него входит соотношение величины частей тела, их расположение на листе, фон, окружение, и конечно же выражение лица.
Продумав содержание и композицию вашей работы, приступайте к разметке листа. Позже, когда вы наберетесь опыта, можно будет отказаться от этого этапа, поскольку вы и так будете видеть и чувствовать разметку, но в начале вашей художественной практики она поможет вам сохранить правильные пропорции изображения.
Проведите посредине листка вертикальную линию. Это центр вашего рисунка, вдоль этой оси будет строиться основное изображение.
Затем, постоянно глядя в зеркало, наносите короткие горизонтальные штрихи, отмечая верхнюю границу головы, низ подбородка, шеи. Если вы рисуете не только лицо, отметьте длину туловища, рук и ног.
Затем разбейте размеченные участки на более мелкие части. К примеру, вы отметили верх и низ головы.
Теперь проведите линию бровей, глаз, скул, кончика носа, губ, а также верхнюю и нижнюю границу ушей.
То же самое сделайте с каждой размеченной частью.
Следующим шагом станет разметка, на которой будет указана ширина частей вашего тела. На проведенных вами горизонтальных линиях поставьте жирные точки, соответствующие ширине вашей головы, ушей, глаз, переносицы, крыльев носа, губ, подбородка.
Далее приступайте к прорисовке частей тела. Мягкими, легкими штрихами наметьте окружность головы, лба, изгиб бровей, глаза, нос и рот. Затем тщательно проработайте все тени, и ваш автопортрет станет более объемным.
Теперь удалите разметку, прорисуйте все детали и при необходимости заполните ваш автопортрет цветом. Осталось только добавить фон и интерьер, если вы не желаете ограничиваться изображением только самого себя.
www.kakprosto.ru