Портрет определение в литературе – Портрет — это… Что такое Портрет?

Портрет — это… Что такое Портрет?

  • Портрет —         (франц. portrait, от устар. portraire изображать), изображение (образ) какого либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший… …   Художественная энциклопедия

  • портрет — а, м. portrait m. 1. Живописное, фотографическое или иное изображение какого л. человека. БАС 1. Пришли мою портрету, что писал Мор и другую, что француз <натье> писал .. дабы здесь тапицерейною работою оных несколько сделать. 2. 5. 1717.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • портрет — См …   Словарь синонимов

  • Портрет — Портрет. Х. Хольбейн Младший. Портрет Георга Гисце. 1532. Картинная галерея. Берлин Далем. ПОРТРЕТ (французское portrait), изображение (образ) какого либо человека либо группы людей (групповой портрет), существовавших или существующих в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПОРТРЕТ — (фр., от portraire списать чье либо изображение). Живописное изображение лица в поясном виде или же во весь рост. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОРТРЕТ франц. portrait, древн. франц. portraict,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПОРТРЕТ — ПОРТРЕТ, портрета, муж. (франц. portrait). 1. Картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого нибудь человека. «Расстались мы, но твой портрет я на груди своей храню.» Лермонтов. Поясной портрет. Портреты работы художника… …   Толковый словарь Ушакова

  • портрет — ПОРТРЕТ, а, м.. 1. (или портрет лица) Лицо, физиономия. Умой портрет. Въехал портретом в забор (ударился). Да плюнь ты ему в портрет ты должен его презирать; скажи ему всё, что ты о нем думаешь. 2. Икона с изображением одного святого. См. также:… …   Словарь русского арго

  • ПОРТРЕТ — муж. портретик, тец, тишка, франц. изображенье человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. Портрет грудной, поясной, в рост. Портрет миниатюрный, масляный, гравированный, фотографический и пр. | описанье нрава,… …   Толковый словарь Даля

  • ПОРТРЕТ — (французское portrait), изображение (образ) какого либо человека либо группы людей (групповой портрет), существовавших или существующих в действительности. Один из главных жанров изобразительного искусства. Вместе с внешним сходством портрет… …   Современная энциклопедия

  • «Портрет» — «ПОРТРЕТ», юношеское стих. Л. (1831) в жанре «надписи к портрету», довольно распространенном в поэзии 18 в., но сохранившем свое значение и в 1 й трети 19 в. (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев и др.). «Надписи» обычно не имели в виду реальные портреты,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    понятие, техника описания героя и примеры

    Мировая литература обладает богатым арсеналом разнообразных приемов, которые помогают создавать художественные образы. Лучше всего характеризует героя его портрет. Ведь персонаж является не только конкретной личностью, но и обобщением. Писатель старается показать его черты характера и заинтересовать читателя его внешностью, судьбой, окружающей обстановкой.

    Важным средством характеристики персонажа является портрет. Очень часто авторы описывают фигуру, лицо, одежду, движения, жесты, манеры действующих лиц. Описание внешности может рассказать очень многое о человеке. В статье мы попробуем дать определение того, что такое портрет в литературе, приведем его примеры. Также определим основные виды описаний человека в книгах.

    Обратимся к теории

    Что такое портрет в литературе? Под портретом персонажа подразумевается изображение его наружности: фигуры, лица, наряда. К нему добавляют видимые свойства поведения: жесты, мимику, походку, манеру держаться. Примеров портрета в литературе очень много. Они помогают читателю наглядно представить себе мысли, чувства, поступки, речь, внешность действующего лица.

    Попробуем дать определение портрета в литературе. Это средство художественной выразительности, через которое писателю удается раскрыть типические черты характера своих героев, а также передать свои идеи через их внешность. Подобный прием помогает раскрыть внутренний мир персонажа. Из описания человека можно узнать его возраст, национальность, социальное положение, вкусы, привычки, темперамент и даже характер.

    В зависимости от рода, жанра произведения подбирается и портрет человека в литературе. Для этого многие годы мастера слова пользовались определенными канонами и образцами. Вплоть до конца 18 столетия общие черты преобладали над индивидуальными. Но потом стал наблюдаться переход от абстракции к конкретике, чувствам, достоверности и неповторимости.

    Само слово «портрет» заимствовали из французского языка (portraire). Оно имеет значение — «воспроизводить что-то черта в черту». Портрет в произведениях литературы и на холсте имеет отличия. Они оба описывают внешность человека, но разными средствами. Писатель рисует свои портреты словом. Вот пример портрета в литературе из повести Владимира Короленко «В дурном обществе»:

    Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

    Этот портрет мальчика Валика дает представление не только о его внешнем облике, но и о жизни героя. Читатель представляет себе бедного мальчика с обездоленным детством. Сразу чувствуется, что за ним не ухаживает мать.

    Зеркалом души называют глаза человека. Писатели очень часто обращают внимание именно на них.

    По описанию облика можно судить о том, как сам автор относится к своему герою: сочувствует, сопереживает или осуждает. Ласковые описания могут содержать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Средство художественной характеристики

    Литература — это словесное искусство, в ней портрет употребляется наряду с другими художественными средствами. Писатель также использует развертывание действий в сюжете, описывает мысли, настроение героев, использует диалоги действующих лиц, показывает обстановку. Еще в школьной программе вводится понятие художественного образа, одной из сторон которого выступает описание внешности.

    У художественного портрета в литературе присутствует особая зрительная наглядность. Объединяясь с бытовыми описаниями и пейзажами, он вносит в произведение особую силу изобразительности. В описании могут встречаться типичные черты и индивидуальные. Литературного героя чаще всего изображают как социального, исторического человека, представителя определенной общественной эпохи. Он относится к определенному классу, группе. С помощью наружности, движений, манер характеризуется та социальная среда, которую обобщает и оценивает писатель.

    Иногда описание персонажа разбросано по всему произведению. Если собрать кусочки зарисовок, то получится цельный портретный очерк. Вот, например, какой собранный из отрывков портрет Маргариты получается в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита»:

    …на черном ее весеннем пальто…

    …свою руку в черной перчатке с раструбом…

    …туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками…

    …развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза…

    …короткие завитые волосы…» «…парикмахерская завивка…

    …черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке…

    …кусая белыми зубами мясо, Маргарита…

    …тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…

    …Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови…

    История появления описаний внешности в произведениях

    Портретные характеристики появлялись в произведениях постепенно и чаще всего относились к непосредственной оценке самого автора. Первые портреты в произведениях литературы выпускались в журналах. Европейским первооткрывателем портретных зарисовок стал Ш. Сент-Бев. В начале XIX века им были напечатаны в журнале «Ревю де Пари» описания Лафонтена, Буало, Корнеля.

    Русское портретирование началось с Карамзина. Именно он в «Вестнике Европы» опубликовал биографию И. Ф. Богдановича. С тех пор во многих русских журналах встречались специальные разделы под названием «Биография», где были портретные очерки. После этого жанр описания внешности перешел из журналов в книги.

    Сначала портретный прием был присущ жанру литературной критики, но потом стал зарождаться новый романтический метод. В него включали метафоры, сравнения, яркие эпитеты. Портретная словесная живопись стала очень красочной.

    Как меняется портрет в различных жанрах?

    Каждый литературный род и жанр имеет свои художественные методы для портретных зарисовок. Писатели-натуралисты старались показывать героев правдоподобными и реалистичными. Этим они раскрывали глубокие социальные противоречия. Героя показывали типичным представителем своей среды с ее обычными, повседневными бытовыми чертами без исключений и чего-то удивительного. Подобное описание можно наблюдать у Гоголя в «Шинели»:

    Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.

    Писатели-фантасты, романтики уходили от обыденности и бытовых описаний. Герои у них изображались исключительными, необычными. Многое преувеличивалось и имело черты фантазии. Подобное описание наблюдаем в «Тарасе Бульбе»:

    Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.

    Портреты у Пушкина и Лермонтова

    В первой половине XIX века в русской живописи и литературе складывалась система жанров. Все больше стало преобладать реалистическое направление. Появлялись новые приемы для создания художественных образов. Описание внешнего облика помогало писателям создавать первое впечатление о персонажах, раскрывать их внутренний мир.

    Пушкин и Лермонтов уже наполнили портретные зарисовки сравнениями, метафорами, эпитетами. Оба поэта накопили прекрасную портретную галерею. На развитие их портретного изображения повлияли новые представления о значимости человеческой личности. Герои в их произведениях встречаются вымышленные и подлинные.

    Описания персонажей есть в повести Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова была молодой девушкой, одновременно хрупкой и смелой.

    «Да где же Маша? Тут вошла девушка лет осьмнадцати. Круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели.

    Создается впечатление о Маше как о застенчивой девушке с покладистым характером. Также в повести Пушкина представлен портрет Швабрина, представителя офицерства. Мы видим его дуэлянтом, изменником, не имеющим никаких духовных убеждений:

    Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.

    Историческим героем романа является сам Емельян Пугачев. Пушкин рисует его простым, справедливым, «домашним». Из описания видно, что это мужественный и сметливый человек из народа и всецело народу принадлежащий:

    Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

    На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.

    Многим полюбился пушкинский образ Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин». Поэт в произведении дает, скорее, не ее внешний облик, а внутренний портрет.

    Итак, она звалась Татьяной.

    Ни красотой сестры своей,

    Ни свежестью ее румяной

    Не привлекла б она очей.

    Дика, печальна, молчалива,

    Как лань лесная боязлива,

    Она в семье своей родной

    Казалась девочкой чужой.

    Она ласкаться не умела

    К отцу, ни к матери своей;

    Дитя сама, в толпе детей

    Играть и прыгать не хотела

    И часто целый день одна

    Сидела молча у окна.

    Этот не типичный образ русской девушки-дворянки завораживает кротостью, задумчивостью, прелестью и необычностью. Для более яркого восприятия образа Татьяны Пушкин дает описание внешности ее сестры Ольги:

    Всегда скромна, всегда послушна,

    Глаза, как небо, голубые,

    Всегда как утро весела.

    Улыбка, локоны льняные,

    Как жизнь поэта простодушна,

    Движенья, голос, легкий стан,

    Как поцелуй любви мила…

    Читатель видит Ольгу Ларину воплощением женственности и грации. Образ наполнен жизнерадостностью. Девушка скрашивает окружающий быт и вносит в него ласку и тепло. Своей женственностью она покоряет Ленского. Только во многом героиня уступает Татьяне своим душевным миром с переживаниями и размышлениями.

    Еще одним мастером портрета в русской литературе является Михаил Юрьевич Лермонтов. Он автор первого психологического романа «Герой нашего времени». В нем поэт показал типичного молодого человека 30-х годов XIX столетия. У него были красота, образование, богатство, только не было удовлетворения от жизни. Печорин не видит путей для счастья. Вот как он выглядит:

    …молодой человек лет двадцати пяти…

    …он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…

    …А смешно подумать, что на вид я еще мальчик: лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…

    …Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…

    …Его кожа имела какую‑то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади…

    Описания внешности у Гоголя, Тургенева

    В творчество последователей Пушкина и Лермонтова пришли не развернутые характеристики внешности, а только некие важные смысловые детали. Тургенев в рассказе «Бежин луг» рисует пять мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю, Ваню. Читатель подробно знакомится с внешностью и одеждой каждого из них.

    Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.

    Читатель узнает, что мальчикам было от 7 до 14 лет. По Феде видно, что он из богатой крестьянской семьи. Павлуша был бедным ребенком:

    …Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…

    Ваня — самый младший с тонким детским голоском. Это тихий и незаметный ребенок. Автор подчеркивает это так:

    …русую кудрявую голову…

    … свежее личико…

    …большие тихие глаза…

    Охотник наблюдает за мальчиками и дает им детальную характеристику, выделяет в них природную даровитость.

    Очень подробное описание портрета в литературе мы видим в повести Тургенева «Ася». Автор нарисовал поэтический образ спутницы русского героя. Читатель видит, как расцветает женская душа в момент ожидания избранника. Тургенев предстает перед нами тонким психологом и знатоком женского сердца. Он удивительно нежно описывает возвышенную, доверчивую, стыдливую женскую любовь. Автор рисует трогательный образ любящей «тургеневской» девушки:

    …Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…

    …мы увидали темную головку Аси…

    …кудри ей на глаза упали…

    …Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…

    …опустила свои длинные ресницы…

    …ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…

    …Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…

    …пожал ее холодные пальчики…

    Особую галерею литературных типов создал Николай Васильевич Гоголь. Особое внимание он уделяет деталям. Этим Гоголь воссоздавал не столько характер героя, сколько социальную среду. Чичикова из «Мертвых душ» он описывает так:

    …не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод…

    Гоголь показывает типичного персонажа. Чичиков очень часто переодевается. На нем то рубашка, то фрак, то шотландский костюм. Такое описание одежды дает читателю понятие о том, что персонаж непостоянен. Он все время меняет места, обстоятельства, внешний облик. Это человек-загадка.

    Мастер портрета — Толстой

    Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился отказаться от описательного портрета героя в литературе в пользу текущего, раскрывающегося во времени. С помощью динамичности описаний писатель показывал «диалектику души», внутренний мир человека. Лев Николаевич разновременно подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета. Данная им в начале произведения портретная характеристика может дополняться новыми деталям через какой-то промежуток времени.

    Толстой старался подавать портрет «на людях». Он подчеркивал какие-то характерные приметы, использовал хитрые детали. Такие многофункциональные тонкости позволяют понять характер героя, дают представление о наружности персонажа. Детали Толстой тщательно отбирал: ведь он стремился к лаконичности. Творческой установкой для Толстого стали слова: «Краткость, ясность и простота изложения».

    Самой известной героиней романа Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Писатель искусно показывает эволюцию Наташи от юной 14-летней девушки до замужней многодетной женщины. Вот она в начале произведения:

    Хрупкая, с угловатыми чертами, худощавая и в целом некрасивая. На лице Наташи блестят черные глаза, и выделяется большой, негармоничный рот. Но есть в Наташе нечто такое, что качественно отличает ее от других девушек, выделяет на фоне окружения: юная Ростова живая, энергичная и любознательная.

    …не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки…

    Юная Наташа росла настоящей хохотуньей и веселой девочкой.

    ..Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…

    …Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…

    А как же выглядит героиня в 17-20 лет, когда она появляется на балах и когда на нее обращает внимание Андрей Болконский?

    она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами…» (на балу Йогеля 31 декабря 1809 года)

    …Как она мила, кг’асавица будет, – сказал Денисов…

    …И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он…» («г’ация» — то есть грация)

    …князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию…

    …глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню…

    А вот зрелая героиня после смерти князя Андрея:

    …Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша … …Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…

    …перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу…

    Будучи замужем за Пьером Безуховым, Наташа сильно изменилась и внешне, и внутренне.

    …Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему‑то необыкновенному…

    …Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете…

    …она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов.

    …Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья…

    Какие встречаются портреты в литературе?

    Анализируя все вышесказанное об описании литературных персонажей, можно сделать вывод, что они могут быть:

    1. Краткими, с минимумом деталей. Они отличаются лаконичностью, приводящей к возрастанию роли художественной детали.
    2. Подробными, обильно детализированными. В них преобладают подробности, иногда даже избыточные.
    3. Статическими. Подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа в них дается единовременно и подробно. Примером может послужить Плюшкин из романа Гоголя «Мертвые души».
    4. Динамичными. Внешний облик персонажа детализируется, «накапливается» на протяжении всего произведения. Вы могли проследить за подобным портретом: это изображение Наташи Ростовой.
    5. Прорисовка неизменных статичных деталей: цвета и черт лица, глаз, особенностей фигуры.
    6. Показ внешности в развитии. Изображается улыбка, смех, жесты, мимика, плач, походка, выражение лица.

    Психологический портрет в литературе

    Самый распространенный, сложный и интересный вид литературного изображения внешности персонажа — психологический портрет. Его первые блестящие образцы появились в России в первой половине XIX века. К психологическому виду портретов в литературе относятся следующие зарисовки: Герман в «Пиковой даме», Онегин и Татьяна у Пушкина, Печорин в «Герое нашего времени» Лермонтова, Обломов в одноименном романе Гончарова, Раскольников и другие персонажи Достоевского.

    Психологическим портрет называется потому, что он раскрывает черты характера героев. Также это описание показывает психологическое состояние, которое испытывает герой в данный момент, как оно меняется со временем. В психологическом портрете внешность героя связана с внутренним миром персонажей. Иногда в таком портретном описании подчеркивается соответствие внешности героя его внутреннему состоянию. В другом случае внешний и внутренний мир противопоставляются. Герой может быть злым и добрым, скупым и бескорыстным, негодяем и благородным. Писатель разными способами изображает внутренний мир действующего лица:

    • сам описывает его внешность и состояние;
    • показывает отзывы о нем других лиц;
    • герой сам выдает автопортрет.

    Яркие представители зарубежной психологической прозы — Оноре де Бальзак, Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк. Кроме России, психологические романы были популярны во Франции XIX века.

    Мастерство Федора Достоевского

    Старшеклассники еще в школе знакомятся с мастером психологического романа — Ф. М. Достоевским. Самым противоречивым его героем является Родион Раскольников из произведения «Преступление и наказание». Автор показывает его портрет в разное время. Бедный студент был красивым молодым человеком в возрасте 23 лет. Он запомнился бледным лицом, прекрасными темными глазами, темно-русыми волосами. Он был высоким и стройным. Только одежда его выглядела очень бедной, поэтому его можно было спутать с трубочистом или оборванцем:

    он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…

    …в тонких чертах молодого человека…

    …Раскольников отвечал…не опуская черных воспаленных глаз своих…

    …какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице…

    Также Достоевский рисует внутренний мир Родиона. Он был талантливым и умным человеком с огромным потенциалом. Только тщеславие, заносчивость, самолюбие отдалили студента от Бога. Среди его отрицательных черт Достоевский рисует угрюмость, мрачность, вспыльчивость, замкнутость, чрезмерную меланхоличность. Тем не менее, он был добрым и великодушным человеком.

    Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее…

    В начале романа Родион находится в состоянии ипохондрии. Он не видит другого выхода, только как убить старуху-процентщицу, взять ее деньги и начать новую жизнь. Но душевные мучения заставляют его признаться в преступлении. Его отправляют на каторгу в Сибирь. Там он читает Евангелие и пересматривает всю свою жизнь, раскаивается.

    …ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и все…

    Психологическим портретом Родиона и его внутренним состоянием Достоевский старается достучаться до читателей, чтобы те не поступали безрассудно и не заблуждались. Человек должен наполняться высокой нравственностью, неподдельной верой в Бога и проявлять любовь к окружающим.

    fb.ru

    Значение слова ПОРТРЕТ. Что такое ПОРТРЕТ?

    ПОРТРЕ́Т, -а, м.

    1. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определенного человека или группы каких-л. определенных людей (в живописи, скульптуре, графике или фотографии). Портрет известного человека. Портрет маслом. Групповой портрет. Скульптурный портрет.Я не отрывал глаз от Ленина, и у меня появилось убеждение, что я написал бы его портрет по памяти, будь я художником… Федин, Горький среди нас. Марья Павловна Дружинина на портрете изображена в белом кружевном чепце, в черном шелковом платье. Шкловский, Повесть о художнике Федотове. || чей. Разг. О том, кто очень походит на кого-л. Когда старший, Петр, «отцовский портрет, капля в каплю», как говорила мать, первым покинул дом, Варвара Сергеевна провожала его с волнением и слезами.

    Караваева, Огни.

    2. Описание внешности персонажа в литературном произведении. Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге… но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет. Пушкин, Евгений Онегин. Вот портрет Инсарова: «Это был молодой человек лет двадцати 307 пяти, худощавый и жилистый, с впалою грудью, с узловатыми руками». Писарев, Женские типы. || Общая характеристика, характерные черты кого-, чего-л. Но прежде нужно вам, читатель, Героев показать портрет: Монго — повеса и корнет, Актрис коварных обожатель. Лермонтов, Монго. [Гражданин:] Опять один, опять суров. Лежит — и ничего не пишет. [Поэт:] Прибавь: хандрит и еле дышит — и будет мой портрет готов. Н. Некрасов, Поэт и гражданин.

    Живой портрет чей см. живой.
    Словесный портрет — описание наиболее характерных примет внешности какого-л. человека (разыскиваемого, умершего и т. д.).

    [Франц. portrait]

    kartaslov.ru

    Портрет в литературе это | Путь к осознанности

    Портрет в литературе это описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться (формы поведения персонажа выходят за рамки портрета как такового, но могут рассматриваться в качестве динамического портрета). В основном используется в эпическом роде. В лирике и особенно в драматургии словесное портретирование более или менее затруднено и ограничено. В древней литературе портретные характеристики персонажа отсутствовали, и он мог быть охарактеризован с помощью устойчивого эпитета, как у Гомера: Гера имеет коровьи глаза, что считалось весьма красивым (в переводе Н.И.Гнедича она «волоокая»), Гектор — «шлемоблещущий», Ахиллес — «быстроногий», даже когда не покидает своего шатра.

    В эпоху Возрождения некоторые поэты попробовали состязаться с живописью, считавшейся совершеннейшим из искусств. Л. Ариосто в «Неистовом Роланде» (1516) в пяти октавах описал прекрасную Альцину, не забыв отметить: «Длина рук в точности такова, как следует». Лессинг привел это описание «как пример картины, которая ничего не рисует» (Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии). Действительно, подобный набор признаков внешности не складывается в цельную картину. Между тем механический способ соединения признаков в эпоху Возрождения был принят не только в поэзии, но и в изобразительном искусстве: «если ты хочешь сделать хорошую фигуру, — писал А.Дюрер, — необходимо, чтобы ты взял от одного голову, от другого — грудь, руки, ноги, кисти рук и ступни и так использовал различные типы всех членов.

    Ибо прекрасное собирают из многих красивых вещей подобно тому, как из многих цветов собирается мед» (Дюрер А. Дневники, письма, трактаты). Н.В.Гоголь подобное рассуждение вложил в уста разборчивой невесты Агафьи Тихоновны («Женитьба», 1842): «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась». А.С.Пушкин в прозе избегал описательности вообще и портрет в частности (исключения — портрет исторических лиц, Пугачёва и Хлопуши в «Капитанской дочке», 1836, и импровизатора в «Египетских ночах», 1835), но уже М.Ю.Лермонтов дал тонкий психологический портрет Печорина. Мастерами портретной характеристики в русской литературе 19 века были И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский (психологический портрет).

    www.litdic.ru

    ПОРТРЕТ это что такое ПОРТРЕТ: определение — История.НЭС

    ПОРТРЕТ

    изображение или описание человека или группы людей (групповой П.). В изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик человека, запечатлевает и его духовный мир.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь исторических терминов

    Портрет

    изображение человека или группы людей, в изобразительном искусстве один из жанров, в собств. смысле этот жанр распространился в рим. изобразительном искусстве. Портретное искусство в Греции в 5 в. до н. э. концентрировалось вокруг полисных связей человеч. личности и ориентировалось на создание П., отражающих более обществ, функцию, нежели индивидуальные черты изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). П. с ярко выраж. индивидуальностью составляли исключение для того времени (П. Фемистокла). Только в 4 в. началось создание П. в наиболее чистом жанре (Платон, Аристотель, Софокл, Еврипид, Александр Македонский). П. эллинистич. периода носили более индивидуализированный характер, что отвечало духу того времени, предоставлявшему отдельному человеку большие возможности (П. диадохов, философов). При этом греч. художники не отказывались от идеализации портретируемого, что было присуще этому жанру и в более поздний период. Для рим. П. характерно с самого нач. (2 в. до н. э.) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, признак, свойств, также этрусск. изобразительному стилю и искусству изображения предков. В П. времен Римской империи эта тенденция смягчается стремлением к некоторому обобщению, но вместе с тем и к заострению индивидуальных черт, выявляя противоречие, отражающее весь ход развития того времени.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

    Портрет

    скульпт. и живопис. жанр антич. иск-ва. Первые образцы П. относятся к эпохе Древнего царства в Египте (III тыс. до н. э.) — т. н. «резервные головы» из Гизы, возникшие в связи с погребальным культом. П. и в дальн. сохран. в Египте свой магический характер. В П. частных лиц нередко проглядывают черты фараона. Для др.-гр. П. начиная с V в. до н. э. характерны элементы идеализации, модель трактуется в соотв. со своим обществ, статусом — это П. гос. деятеля, полководца, философа, оратора, поэта. П. эпохи эллинизма передает черты и пафос героич. личности. Традиция др.-рим. П. восходит к этрусскому иск-ву. Он проходит развитие от веризма («правдоподобия») позднереспублик. периода к психологизму времени Антонинов (II в. н. э.) и затем к позднеантич. спиритуализму. Своеобр. синтезом египет. традиции погребального П. и антич. традиции почетного П. были живописные фаюмские П., созданные в технике энкаустики в первые века н. э. в Египте, во вр. господства там снач. греков, а затем римлян. Особую отрасль П. сост. изображения на монетах и геммах.

       Лит.: Античный портрет: Сб. ст. Л., 1929; БритоваН. Н., ЛосеваН. М., СидороваН. А. Римский скульптурный портрет: Очерки. М., 1975; Вальдгауэр О. Ф. Этюды по истории античного портрета. Пг., 1922. Ч. 1. Л., 1938. Ч. 2; Вощинина А. Римский портрет. Коллекция Гос. Эрмитажа. Л., 1974; Павлов В. В. Скульптурный портрет в Древнем Египте. М.; Л., 1937; его же. Египетский портрет I — IV веков. М., 1967.

       Д.М.

       (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

    Оцените определение:

    interpretive.ru

    Портрет в литературе — что это такое, виды, примеры — Теория литературы

    Портрет (от фр. portraiter — изображать) — одно из средств характеристики персонажа или нескольких героев через описание внешности (черты лица, фигура, жест, мимика, поза, одежда, манера двигаться и говорить и проч.) и духовного мира.

    Назначение и характер портрета в истории литературы менялись. Начиная с фольклора и вплоть до появления романтических произведений в начале XIX в. встречались так называемые «идеализирующие портреты». К примеру, описание Петра I в пушкинской «Полтаве»:

    …Толпой любимцев окруженный,

    Выходит Петр. Его глаза

    Сияют. Лик его ужасен.

    Движенья быстры. Он прекрасен,

    Он весь, как божия гроза.

    И далее:

    И он промчался пред полками,

    Могущ и радостен, как бой.

    Он поле пожирал очами.

    Такой тип портрета свойственен текстам героического содержания, он подчеркивает телесное и духовное совершенство персонажа, рисуя гармоничную личность. В противовес идеализирующему портрету в произведениях иронического и сатирического характера встречаются

    портреты гротескные, подчеркивающие черты телесности, несоответствие внешнего описания и внутреннего мира эстетическому идеалу. Таков портрет героя сказки М. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

    С развитием психологизма в литературе, начиная с пушкинских текстов, изображение внешности действующего лица сопрягается с так называемым «внутренним портретом» или «психологическим портретом». Классический образец единства внешнего и внутреннего портретов найдем в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» в образе Печорина. Здесь описания духовной жизни персонажа придают его характеру глубину и являются важнейшей составляющей композиции.

    В литературоведении рассматривают также экспозиционный портрет, т.е. данный при первом знакомстве с героем (например, описания Ивана Петровича и Веры Иосифовны Туркиных в первой части рассказа А. Чехова «Ионыч»), и

    лейтмотивный портрет — упоминание каких-либо портретных черт на протяжении всего повествования (так, в «Войне и мире» Л. Толстого неоднократно говорится о лучистых глазах княжны Марьи, о несколько большом рте Наташи, о блестящих плечах Элен).

    Иногда для усиления эффекта контраста или, наоборот, совпадения черт авторы прибегают к принципу «двойного портретирования» — параллельных описаний героев-двойников. Такие изображения действующих лиц есть в романе И. Гончарова «Обломов» — сам Обломов и его слуга Захар, в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского — Раскольников и Свидригайлов и проч.

    Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

    classlit.ru

    § 5. Портрет. Теория литературы

    Портрет персонажа — это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека».

    Для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты. Вот строки о графе Гвенелоне из «Песни о Роланде»:

    Он плащ, подбитый горностаем, сбросил.

    Остался только в шелковом камзоле.

    Лицом он горд, сверкают ярко очи,

    Широкий в бедрах стан на диво скроен.

    Подобного рода портреты нередко изобилуют метафорами, сравнениями, эпитетами. Вот что сказано о героине поэмы «Шах-Наме» персидского поэта XI в. Фирдоуси:

    Два лука — брови, косы — два аркана.

    В подлунной не было стройнее стана <…>

    Ушные мочки, словно день, блистали,

    В них серьги драгоценные играли.

    Как роза с сахаром — ее уста:

    Жемчужин полон ларчик нежный рта.

    Идеализирующие портреты сохранились в литературе вплоть до эпохи романтизма. Так, героиня пушкинской «Полтавы» «свежа, как вешний цвет», стройна, «как тополь киевских высот», ее движения напоминают лебедя «плавный ход» и «лани быстрое стремленье», «звездой блестят ее глаза; ее уста, как роза, рдеют». А в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» о красавице полячке, в которую влюбился Андрий, говорится, что она была «черноглазая и белая как снег, озаренный утренним румянцем солнца», и что глаза ее, «глаза чудесные, пронзительно ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство».

    Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно-фарсового характера. Здесь, по словам М.М. Бахтина, внимание сосредоточивалось не на духовном, а «на материальном начале в самом человеке»[479]. Характеризуя образность повестей Ф. Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле, ученый говорил, что центром реальности для писателя было человеческое тело, подаваемое гротескно (о гротеске см. с. 95–96). Вот, к примеру, портретная характеристика Гаргантюа-ребенка: «мордашка была славная, число подбородков доходило едва ли не до восемнадцати»; «ляжки были очень красивые и всему его сложению соразмерные». В подобных портретах нет места ни стройности фигуры человека, ни выражению его глаз, зато присутствуют щеки, носы, животы и так далее.

    При всей их противоположности идеализирующие и гротескные портреты обладают общим свойством: в них гиперболически запечатлевается одно человеческое качество: в первом случае — телесно-душевное совершенство, во втором — материально-телесное начало в его мощи, говоря современным языком — витальная энергия.

    Со временем (особенно явственно в XIX в.) в литературе возобладали портреты, раскрывающие сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом. Вспомним характеристику внешности лермонтовского Печорина (глава «Максим Максимыч»), сообщающую о его фигуре и одежде, о чертах его лица, цвете и выражении глаз («глаза не смеялись, когда он смеялся <…> Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»). А вот слова повествователя-автора об Обломове в начале романа И.А. Гончарова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица <… > Ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души <..-> Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, быть может, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам».

    Портрет героя, как правило, локализован в каком-то одном месте произведения. Чаще он дается в момент первого появления персонажа, т. е. экспозиционно. Но литература знает и иной способ введения портретных характеристик в текст. Его можно назвать лейтмотивным. Яркий пример тому — неоднократно повторяющиеся на протяжении толстовского романа упоминания о лучистых глазах княжны Марьи.

    В литературных портретах внимание авторов нередко сосредоточивается более на том, что выражают фигуры или лица, какое впечатление они оставляют, какие чувства и мысли вызывают, нежели на них самих как на живописуемой данности. «Несмотря на то) что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, — говорится о матери Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского, — лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости <…> Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от забот и горя, и все-таки это лицо было прекрасно».

    До максимального предела эта «неживописующая» тенденция портретирования доведена в «Поэме горы» М.И. Цветаевой, где внешний облик любимого человека как бы подменен выражением чувства лирической героини:

    Без примет. Белым пробелом –

    Весь. (Душа, в ранах сплошных,

    Рана — сплошь.) Частности мелом

    Отмечать — дело портных. <…>

    Вороной, русой ли масти –

    Пусть сосед скажет: он зряч.

    Разве страсть — делит на части?

    Часовщик я или врач?

    Ты как круг, полный и цельный.

    Цельный вихрь, полный столбняк.

    Я не вижу тебя отдельно

    От любви. Равенства знак.

    Если это и портрет, то умопостигаемый, скорее же — своего рода «антипортрет».

    Портреты запечатлевают не только статическое во «внешнем» человеке, но и жестикуляцию, мимику, которые динамичны по своей сути. При этом дает о себе знать интерес писателей-портретистов к тому, что Ф. Шиллер называл грацией, отличая ее от красоты архитектонической (красоты строения): «Грация может быть свойственна только движению», это «красота движимого свободного тела». Она возникает «под воздействием свободы» и «зависит от личности», хотя в то же время и безыскусственна, непреднамеренна: в мимике и жестах чувства и импульсы сказываются непроизвольно; узнав же, что человек «управляет выражением своего лица согласно своей воле, мы перестаем верить его лицу»[480].

    Рисуя портреты женщин, русские писатели неоднократно отдавали предпочтение грации перед красотой форм лица и фигуры. Вспомним восьмую главу «Евгения Онегина», где Татьяна с безыскусственностью и изяществом ее облика (мужчины «ловили взор ее очей», хотя «Никто б не мог прекрасной / Ее назвать») сопоставлена «С блестящей Ниной Воронскою,/ Сей Клеопатрою Невы», которая «Затмить соседку не могла,/ Хоть ослепительна была». Нечто аналогичное — в «Войне и мире» (глава, изображающая петербургский бал). Лицо Наташи «сияло восторгом счастья. Ее оголенные плечи и руки были худы и некрасивы. IB сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки». Но едва князь Андрей, пригласивший младшую Ростову, «обнял этот тонкий, подвижный стан <…> вино ее прелести ударило ему в голову».

    Обратим внимание на рассказ А.П. Чехова «Красавицы» (1888). Он построен на сопоставлении облика двух девушек. В первой из них героя-рассказчика поражают черты фигуры и лица: «Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. <…> Вы видите черты правильные <…> волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и, все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармоничный аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту».

    У второй же девушки правильные черты лица отсутствуют («глаза ее были прищурены, нос был нерешительно вздернут, рот мал, профиль слабо и вяло очерчен, плечи узкие не по летам»), но она «производила впечатление настоящей красавицы, и, глядя на нее, я мог убедиться, что русскому лицу, чтобы казаться прекрасным, нет надобности в строгой правильности черт». Секрет и волшебство красоты этой девушки «заключались в мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, в игре лица, в быстрых взглядах на нас, в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью, с чистотою души, звучавшею в смехе и голосе, и с той слабостью, которую мы так любим в детях, в Птицах, в молодых оленях, в молодых деревьях». И о ней же немного ранее: «Стоя у окна и разговаривая, девушка <…> то подбоченивалась, то поднимала к голове руки, чтобы поправить волосы, говорила, смеялась, изображала на своем лице то удивление, то ужас, и я не помню того мгновения, когда бы ее тело находилось в покое».

    То, что именуется грацией, и — шире — наружность человека в ее нескончаемой динамике, с трудом и далеко не полностью «укладывается» в форму собственно портретных живописаний. И с портретами в литературе соперничают (со временем все более успешно) характеристики форм поведения персонажей, к которым мы и обратимся.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    lit.wikireading.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *