Портрет пушкина для детей в хорошем качестве – Портреты А.С. Пушкина — их авторы и описание

Детский портрет Пушкина (Ксавье де Местр)

Портрет — великое искусство. Художнику-мастеру дано передать не только внешний облик человека, но и черты его характера и глубину души. Особенно дороги нам портреты ушедших великих людей.

Портретов А.С. Пушкина, созданных его современниками, немного, и мы ими дорожим, мы видим живого Пушкина! Гениальная личность поэта, его творчество увлекали русских художников всегда — они писали портреты Александра Сергеевича и при его жизни, и после смерти, и сейчас пишут. Каждый по-своему искал и ищет тайну гения. Огромна изобразительная пушкиниана.

Мы поведаем о портретах маленького Пушкина, они расскажут нам что-то очень важное о детстве гения. Современному ребенку тем более. Думаю, воспитателю найдется о чем с ним поговорить.

Какие стихи поэта малыш узнает самыми первыми? Не эти ли?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

Вдохновенные строки! Тут тебе и морской простор, и ветер свободный — он «гуляет», и вольный кораблик — «он бежит себе», и ты дышишь полной грудью, и подпрыгиваешь в ритм веселых стихотворных строчек, и чувствуешь себя таким счастливым… Особенное волшебство притаилось в этих стихах из «Сказки о царе Салтане…».

А может быть, малыш еще до школы запомнил строчки, таинственные и немного страшные, из «Лукоморья»: «Там чудеса: там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит…» Или про Бабу Ягу: «Там ступа с Бабою Ягой / Идет, бредет сама собой…». Поэт с удовольствием вспоминал страшные сказки своего детства, их рассказывала ему на ночь бабушка Мария Алексеевна.

— От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Эти сказки своими «обманами» обвораживали сон впечатлительного мальчика. «И в вымыслах носился юный ум…», — вспоминал Пушкин-лицеист.

А я любила стихотворение «Зимнее утро», читала наизусть:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена…

Сколько в этих стихах тепла, золотистого света! Они звучат как музыка. Читаешь стихи, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем написал поэт.

На наше счастье, сохранился портрет совсем маленького Пушкина.

В одно радостное московское утро я подошла к старинной дубовой двери. С трудом открыла, миновала несколько комнат, поднялась по небольшой лестнице и очутилась на антресолях Государственного музея А.С. Пушкина, что на Пречистенке.

В узкой проходной комнате с внутренним окном, слева на столике, стоял небольшой овальный портрет, заключенный в красивую рамку из карельской березы. С него задумчиво смотрел светловолосый глазастый малыш лет двух-трех. Это и был Пушкин.* Он изображен так, что легко разглядеть и округлую щеку, и легкие кудряшки у уха, и левое полуоткрытое плечо.

Пушкин-ребенок. Худ. Ксавье де Местр.

Может быть, он недавно проснулся. Белая с кружевцами ночная рубашонка небрежно сползла с плеча, но волосы тщательно причесаны, золотистые кудряшки заметно приглажены, видимо для портрета. Он по-детски полненький, с пухлыми губами, верхняя — заметно потолще, она как бы нависает над нижней. У малыша высокий лоб, достаточно твердый подбородок и чуть приподнятые, красивого разлета брови, а серо-голубые глаза большие, выпуклые.

Художник не умилился младенческому возрасту, не изобразил малыша милым пупсиком и торжественно-парадным, ложно-значительным портрет тоже не сделал. Был внимателен к чертам лица и правдив. Кончик носа особенный, не традиционно детски курносый, он немного прижат книзу, что не делает ребенка красавчиком-милягой. Круглые глазенки серьезны и вдумчивы… Невольно замечаешь сходство со взрослым Пушкиным.

Под портретом значилось: «Пушкин-ребенок». Имя художника стояло под вопросом: Ксавье де Местр (?). Указаны два года: 1801-1802. Это потому, что портрет не подписан. Одно время и «Пушкин-ребенок» был под вопросом. Но ученые провели тщательное исследование и самого портрета, и предполагаемого автора и доказали, что этот малыш — Пушкин, а художник, все-таки, — Ксавье де Местр.

Жил в то время в Москве французский граф Франсуа Ксавье де Местр. Сложными путями попал он из революционной Франции в Россию. Был военным. Служил в армии самого Суворова, воевал против Наполеона. Обосновался в Москве, даже женился на русской знатной даме. Писал романы, увлекался живописью, стал в Москве известным портретистом. Посещал дом Пушкиных. Надежда Осиповна заказала ему свой портрет. Он был исполнен де Местром на слоновой кости. По портрету Ксавье де Местра мы знаем: мама Пушкина была чернокудрой смуглой и гордой красавицей — в ней, внучке Ибрагима Ганнибала, текла кровь туземных африканских князей.

Ксавье де Местр

Старшей сестренке Пушкина, Ольге, любезный де Местр — таким мы его видим на автопортрете — одно время давал уроки рисования. Так кому же еще, как не ему, написать миниатюрный портрет Александра на металлической доске масляными красками?! Портрет у де Местра получился живой, естественный и правдивый. Кстати, в России его звали «Ксаверий Ксаверьевич».

Каким же был маленький Пушкин? Портрет, естественно, не дает полного ответа на этот вопрос. Но представьте, ответ есть. Оказывается, поэт помнил себя с младенчества. Это доказал Валентин Дмитриевич Берестов. Недаром он был детским поэтом, а многие стихи обожаемого Пушкина знал наизусть. Он-то и объяснил, что «сам Пушкин в своих сочинениях ненароком рассказал нам о своем детстве. И назвал свое детство златой весной!».

Великий поэт «помнил свои ночные и дневные видения в классическом возрасте от двух до пяти», — напишет Берестов и назовет это чудом самопознания. «И детства милые виденья / В усталом, томном вдохновенье, / Волнуясь легкою толпой, / Несутся над моей главой!..».

Пушкинские строчки навели Берестова на мысль: гений Пушкина-поэта пробудился еще в младенчестве. Да разве только эти стихи? У Александра Сергеевича оказалось много признаний в том, каким он был ребенком.

В стихотворении «Мечтатель» он описал, как «на слабом утре дней златых», в младенческой колыбели, он почувствовал явление музы, богини песнопений. Она склонилась над его колыбелью, чуть дыша! Она осенила его венком! Какое потрясающее признание! Послушайте еще: «… лирных звуков наслажденья / В младенчестве моем я чувствовать умел».

Эти строки Берестов разыскал в черновиках поэта. Стихи были посвящены любимому лицейскому другу Антону Дельвигу. «Две-три весны, младенцем, может быть, / Я счастлив был, не понимая счастья…» — это из другого стихотворения.

«Уже младенцем Пушкин испытал счастье, и было оно связано с поэзией, которая в нем пробуждалась», — пишет Берестов.

Милый скромный портрет маленького Пушкина… Не будь его признаний, мы бы и не подозревали, какие великие поэтические силы созревали в нем в те годы, как рано он начал испытывать вдохновение.

«Свобода, радость, восхищенье — вот с чего началось его детство», — пишет потрясенный Берестов. Вот почему лира стала его уделом и пробуждала в людях, как он сам скажет, «чувства добрые». Валентин Дмитриевич Берестов постарался раскрыть тайну гения Пушкина.

А это словесный портрет маленького Пушкина: «…Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались». Такое впечатление пятисемилетний Александр производил на гостей их дома.

Он любил сидеть со взрослыми, слушал стихи и хохотал над остротами. Его воспитывали в строгости; мама, Надежда Осиповна, хотела видеть сына благовоспитанным мальчиком. Представьте, чтобы избавить от скверной, как она считала, привычки — тереть ладонь о ладонь, — завязывала ему назад руки, и он целый день ничего не ел. Маленький проголодавшийся Пушкин… Но это так, к слову.

Слушать по вечерам в гостиной взрослые разговоры и чтение стихов Саше разрешалось. А разговоры замечательные, умные, высокие, иногда шутливые — о поэзии, о литературе. Самых знаменитых литераторов принимали в их открытом гостеприимном доме.

Пушкин, когда подрос, изменился, стал шаловлив, «резов, но мил», говоря его словами об Онегине. Но больше всего на свете он любил читать. Родители — отец Сергей Львович и мама Надежда Осиповна — не запрещали копаться в домашней библиотеке хоть до утра. Он читал книги лучших европейских писателей, античных в том числе. Иногда засыпал при теплом мерцании свечи, насладившись Гомером, Данте, Вергилием, Лафонтеном, Мольером…

Что-нибудь говорят эти имена нынешним детям в пушкинском возрасте? А он многое знал наизусть, у него уже была потрясающая память и редкостный развивался ум. Он и сам сочинял. Но зазнайкой никогда не был, никогда не хвастал. Да кто бы ему это позволил?! И в стихах над собой подшучивал, и в рисунках.

* Долго никто не знал, что есть портрет маленького Пушкина. Целых сто пятьдесят лет! В 1961 г. он появился в экспозиции музея. Его подарил новому московскому музею Пушкина артист Всеволод Якут. Он замечательно играл великого поэта в театре, я видела этот спектакль: казалось, что на сцене живой Александр Сергеевич, слезы наворачивались на глаза от волнения. Одна зрительница и преподнесла Якуту после спектакля портрет малыша. Она объяснила: когда-то его подарила Надежда Осиповна одной даме — ее отец, известный врач Мудров, лечил семью Пушкиных. Зрительница — праправнучка Мудрова, портрет хранился у нее как бесценная реликвия.

Некоторые пушкинисты сомневались, что на портрете — Пушкин.

— Как же не Пушкин?! — негодовала замдиректора музея по научной работе Наталья Владимировна Баранская. — Смотрите, на знаменитых пушкинских портретах Тропинина и Кипренского — у поэта пухлая верхняя губа, как на миниатюре. Эту пушкинскую губу отмечали еще в детстве, говорили не «губы надул», а «губу надул». Так же поднята левая бровь, широкий и выпуклый круглый лоб тоже очень похож, форма ушной раковины одинакова. А волосы? У малыша они для портрета расчесаны и приглажены, но видны вьющиеся отдельные волоски…

— Неубедительно, — упрямо твердили несогласные.

Баранская не успокаивалась, она была убеждена в своей правоте. И обратилась к специалистам по определению сходства изображенного лица с оригиналом — криминалистам. После двух лет тщательных проверок криминалисты дали заключение, что результаты проведенного ими научного исследования миниатюры подтвердили доказательства Баранской.

Кудрявцева Л. «И в вымыслах носился юный ум…». А.С. Пушкин и его детские портреты // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 52-59.

istoriirossii.ru

Портрет Пушкина ребенка — Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин


«Корни Пушкина» Р.Жданович:
«Пушкин был невысок ростом, шатен [!], с сильно вьющимися [!] волосами, голубыми глазами [!] необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика – особенно его удивительных глаз…», — таково едва ли не самое полное описание внешности А.С.Пушкина, оставленное Верой Александровной Нащокиной, одной из ближайших друзей Пушкина. Именно у Нащокиных останавливался поэт, в свой последний приезд в Москву в мае 1836. Описание необычное – перед тем, как ИЗОБРАЖАЮТ Пушкина, КАКИЕ черты придают портретам и скульптуре.

 И далее автор ставит под сомнение африканские корни поэта.  Зачем?

Общим местом в пропаганде толерастов стало подчеркивание «нерусского» происхождения крупнейших русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Добавим, зная русскую поэзию не по лубкам, толерасты могли бы вспомнить и польское происхождение Некрасова и немецкое Фета… Которых современники, в т.ч. и такие как Л.Н.Толстой, и на наш взгляд не без оснований, — ставили выше Пушкина. Лишнее подтверждение, что мигранты-инородцы невежественны и не уважают культуру народа-хозяина.
Но много ли дает такая, с позволения сказать «методология», пропагандистам «афро-россиянства»?
Далекие шотландские предки Лермонтова — только подтверждают принадлежность Русского народа европеоидной расе, ибо шотландцы – живя в изоляции до Нового времени, сохранили античный генотип лучше буржуазных наций. Культурная общность древних славян и древних кельтов отмечена многократно, выражается она в том уже, что слово Русь — имеет кельтский корень. Галльского происхождения такие топонимы как Галич, Волынь, возможно, что и Москва («финно-угорство» которой измышлено польско-украинскими националистами и их красными подкулачниками)…
Первый ребенок А.П.Ганнибала, рожденный им в законном браке, оказался бастардом. Разведясь с Авдотьей Диопер, арап Петра Великого женится на Христине Шаберг в 1736 г. — уже на 5-м десятке. Третий сын Христины, Осип, «прославившийся дикой необузданностью нрава, женился на Марии Александровне Пушкиной, а затем, ложно назвавшись вдовцом, женился вторично. Этот подлог был раскрыт, и законность первого брака была восстановлена. От этого то брака и родилась Надежда Осиповна, будущая мать поэта», — сообщает дореволюционная энциклопедия. Правильнее сказать, что в этом браке. А от кого она родилась – вопрос, для потомков открытый. И если дикий нрав и необузданная похотливость Осипа Абрамовича (показанного в романе Тынянова «Пушкин») объяснимы – именно его африканоидным происхождением, то кто именно передал такую черту характера как вспыльчивость дочери Марии Александровны, Надежде Осиповне, при таком «супруге», с уверенностью мы сказать не можем. И в любом случае, считать, почему-то, здесь нам предлагается по женской линии.
По иронии судьбы, именно инородческие – шотландские черты всего менее заметны в портретах Лермонтова. Ни его рост, ни хрупкое сложение, узкое лицо, ни черные глаза, темные волосы — не делают его похожим на рыжих шотландских великанов. А вот единственный младенческий портрет Пушкина, известный нам, предположить наличие шотландцев — среди фактических предков «Солнца Русской поэзии» — позволяет. Но отнюдь не африканцев!

История детского портрета Пушкина такова. Он снят был для семьи, и хранился ею. Снят неизвестным художником – еще не знакомым с традицией изображения «потомка арапа Ганнибала». Впоследствии, когда Пушкин уже был знаменит, портрет подарен Надеждою Осиповной – С.М.Великопольской, дочери известного московского врача М.Я.Мудрова, лечившего семью Пушкиных. Подлинность подтверждала подпись книги 1-й главы 1-го издания «Онегина»: «эту книжку, вместе с портретом своего сына Александра, подарила мне пациентка моего покойного батюшки Н.О.Пушкина. С.Великопольская, Москва, 6 января 1833». От праправнучки Великопольской – Е.А.Чижовой в 1950 портрет получил н.а.РСФСР В.С.Якут, передавший его в 1960 г. создававшемуся московскому пушкинскому музею.
У запечатленного младенца, с узнаваемым пушкинским подбородком, очень крупные черты лица, огромные глаза, бледная кожа, широкий лоб. И главное – РЫЖИЕ волосы. И рыжина, и голубые глаза – это признаки, не могущие быть переданными Ганнибалом, причем светлопигментированность глаз – признак, передаваемый рецессивно, т.е. должный присутствовать у обоих родителей.»

pushkinskij-dom.livejournal.com

Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Тургенева, А.Толстого.

Мы привыкли представлять Лермонтова с усами, а Пушкина — с бакенбардами. А как выглядели классики русской литературы, когда были маленькими? Рассматриваем первые портреты русских писателей и ищем знакомые черты.

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Необычная внешность Пушкина часто становилась предметом насмешек. Однако будущий поэт с детства мог отпустить в ответ язвительную шутку. Один из курьезных случаев произошел во время визита в дом Пушкиных русского писателя Ивана Дмитриева. Увидев маленького Сашу, он воскликнул: «Какой арапчик!» На что тот, не растерявшись, ответил: «Да зато не рябчик!» На лице писателя и вправду были следы от перенесенной оспы.

Первый известный портрет Пушкина был написан в 1802 году, на нем будущему поэту 3–3,5 года. На металлической овальной пластине его написал Ксавье де Местр — генерал-майор Русской Императорской армии, художник-любитель. Мать Александра Пушкина подарила миниатюру дочери знаменитого московского врача Матвея Мудрого, который лечил их семью. В 1950 году потомки доктора вручили портрет актеру Всеволоду Якуту, сыгравшему Пушкина в одноименном спектакле. А актер передал картину в Государственный музей имени Александра Пушкина, где ее и можно увидеть.


Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов

Маленький Мишель в детстве страстно увлекался рисованием. Он рисовал мелом животных — прямо на зеленом сукне, которым был устлан пол его комнаты. Сначала это увлечение было не по душе бабушке будущего поэта. Но Лермонтов упорно продолжал «упражнения», и мальчику подарили его первые акварельные краски. С тех пор Миша стал больше времени проводить у окна и «на этюдах», а основными сюжетами его картин стали виды сада, полей вокруг имения и ближайшего леса.

На первом детском портрете маленького Лермонтова так и изобразили — с мелком и листом бумаги. Скорее всего, картину написал крепостной художник (он же давал будущему поэту его первые уроки рисования). Будто бы девичье платьице с завышенной талией — дань детской моде XIX века. Тогда мальчиков было принято одевать в такие трогательные одежды. Впрочем, Лермонтову еще повезло быть увековеченным с короткой стрижкой. А многие его ровесники носили длинные, почти до плеч, локоны.

Сегодня оригинал портрета хранится в Государственном литературном музее.


Федор Тютчев

Дошкольное образование Тютчев получал дома. Его обучением руководил поэт-переводчик Семен Раич. Раич познакомил маленького Федю с античной литературой и поддерживал Тютчева, когда тот стал писать свои первые стихи. Тютчев с удовольствием изучал латынь и поэзию Древнего Рима, а в 12 лет уже успешно переводил Горация. Взрослые поощряли его тягу к знаниям и старались развивать поэтический талант мальчика. Он рос любимцем семьи, его всячески баловали.

Первый детский портрет поэта был написан для семейной хроники неизвестным автором в 1805–1806 годах. Сейчас он находится в музее-усадьбе «Мураново» имени Федора Тютчева.


Иван Тургенев

Иван Тургенев

Детские годы Тургенева прошли в имении Спасское-Лутовино, принадлежавшем его матери, богатой помещице. Когда Ване было четыре года, его семья отправилась в заграничное путешествие. Они объехали многие города Швейцарии, Германии, около полугода прожили в Париже. Варвара Петровна питала к Франции особую любовь и презирала все русское. В семье говорили только по-французски, и даже книги немецких авторов в их домашней библиотеке были переведены на язык Бальзака и Вольтера. Любовь к отечественной литературе мальчику привил крепостной камердинер, который тайком передавал ему книги русских писателей. Позже он стал прототипом одного из героев рассказа Тургенева «Пунин и Бабурин».

На портрете юному Тургеневу 12 лет. У мальчика тяжелый взгляд и угрюмое выражение лица. Писатель рассказывал, что из-за жестокого нрава своей матери у него не осталось ни единого светлого воспоминания о детстве. Вспышки гнева Варвары Петровны он пережидал в парке, наблюдая за утками в пруду и слушая пение птиц. Любовь к природе позже станет одним из мотивов его произведений.


Алексей Толстой

Алексей Толстой

Детство Алексея Толстого было счастливым и беззаботным. Когда мальчику исполнилось восемь лет, друг семьи Василий Жуковский представил его своему воспитаннику — наследнику престола Александру II. Каждое воскресенье нарядно одетого Алешу приводили во дворец составить компанию в играх будущему императору. Эта дружба продолжалась в течение всей их жизни.

Вместе с родителями Толстой часто бывал за границей. В Германии они познакомились с Гёте. В память о встрече немецкий писатель подарил Алеше клык мамонта с изображением фрегата. Все яркие детские впечатления Толстой потом описывал в своих произведениях: материала для творчества у него скопилось немало.

Потомок знатного рода, он мог бы вырасти капризным и избалованным, но нет — мальчик упорно трудился, ежедневно занимался с учителями французским, английским и немецким языками. На детском портрете будущий писатель изображен с книгой в руках. Картину написал в 1829 году русский живописец Александр Варнек. Сегодня она хранится в Тюменском музее изобразительных искусств.

www.culture.ru

Портрет «Пушкин – ребенок» Портрет «Пушкин – ребенок»

«Сень наук» Пушкин лицеист Подросток Пушкин…
Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с толстыми «африканскими» губами, уже не ребенок, но еще не юноша таков
Письма из Болдина
«Пушкин это радость России, наша народная слава, Пушкин, которого стихи знает наизусть и поёт вся Россия, которого всякое произведение…
Портреты русских поэтов и писателей кипренский о. А. Портрет а. С. Пушкина, 1827
Крамской и. Н. Портрет писателя л. Н. Толстого, 1873 перов в. Г. Портрет а. Н. Островского, 1871
Образ человека Рубенс. Портрет камеристки Инфанты Изабеллы
Портрет императора Филиппа др. Рим 1век ван дер Вейден. Потрет молодой женщины Островский. Портрет Черевиной Е. П
А. С. Пушкин
А. С. Пушкин «… Пушкин- наше всё: Пушкин- представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным,…
«Русские писатели и публицисты в Татарстане»
Ж. Вивьен. Пушкин. (карандаш, 1826-1827 гг.) Этот портрет мало известен и хранится сейчас в музее А. С. Пушкина в Москве
Портрет в изобразительном искусстве Работу выполнила ученица
Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает…
С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха
С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха (27. 09 10) 1874, Санкт-Петербург 13. 12 1947, Индия) русский художник, философ, писатель, археолог,…
Средства художественной выразительности. Средства художественной выразительности
Портрет- один из основных жанров живописи. В портрете художник стремится передать не только внешнее сходство, но и характер портретируемого….
И. М. Сеченов. Портрет работы И. Репина И. М. Сеченов. Портрет работы И. Репина

rpp.nashaucheba.ru

Портреты Пушкина — Библиотека — Учащимся — Полезная информация

Ксавье де Местр. «Пушкин — ребенок». 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.

Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В.Иванов.

«Пушкин в Царском Селе», картина Ильи Репина, 1911.

О.А. Кипренский. «Портрет Пушкина». 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: «С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий.»

П.Ф.Соколов. «Портрет Пушкина». 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем.» («Прощай, свободная стихия…»). 1887 г. Холст, масло. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский (…) И я удостоился намалевать там фигурку.»

И.К. Айвазовский, «Пушкин на берегу Черного моря» 1887г. На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника — художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник.

В.А. Тропинин. «Портрет Пушкина». 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С.А.Соболевскому.

А.П. Елагина. «Портрет Пушкина». 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу.

И.Е. Репин. «Портрет Пушкина». 15 февраля 1913 г. Копия с работы Тропинина. О ней мало что известно у нас, в России. Даже в монографии Грабаря «Репин» о портрете ничего не сказано. Находится в Праге.

Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г.

Тригорское (около Михайловского), «Скамья Онегина».

Б.В. Щербаков. «Пушкин в Петербурге». 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.

Неизвестный художник. «Портрет Пушкина». 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату «13 июля 1813 года» можно считать фальшивой.

И.Л. Линев. «Портрет Пушкина». 1836-37 г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.

Г. Гиппиус. «Портрет Пушкина». 1828 г. Литография.

Т. Райт. «Портрет Пушкина». 1837 г. Гравюра на стали. В этом портрете И.Е. Репин подметил: «Обратите внимание(…) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум.»

Гравюра на меди. Это первый портрет, который был опубликован в издании 1822г. «Кавказский пленник» в типографии А.И.Герча.

И.Е.Вивьен. «Портрет Пушкина». 1826 г. Бумага, итальянский карандаш, белила.

В.А. Серов. «Пушкин в парке». Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен серовский Пушкин: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это? Очень точно на этот вопрос ответил И.Е.Репин: «Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве — банальность и шаблонность.»

Б.М. Кустодиев. «Портрет А.С. Пушкина». 1915 г. Бумага, итальянский карандаш.

П.И. Челищев. «Пушкин и граф Д.И. Хвостов». Начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами.

Пушкин на прогулке. Художник В.А. Серов. 1899 г.

Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник Д.Н Кардовский. 1934г.

В.И. Шухаев. «Портрет Пушкина». 1960г. Бумага, пастель, сангина. Оригинален замысел графического портрета: на листе бумаги художник плотно рисует сангиной, моделируя лицо и кисти рук поэта, а контуры фигуры лишь намечает одной линией, то — явной, то — сходящей на нет.

Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта «Стихотворения Александра Пушкина» (не издана).

Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе «Евгения Онегина». Письмо к брату Льву Сергеевичу.

Автопортрет из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой. Конец сентября — начало октября 1829 г.

Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г.

А.С. Пушкин. Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г.).

Н.В. Гоголь. «Наброски профиля Пушкина». 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем его модель.

school9rt.ucoz.ru

Пушкин. Портреты | Блогер lisenok на сайте SPLETNIK.RU 11 января 2016

Второй день отвечает на вопросы Александр Сергеевич, второй день трактует их НЕпотомственная Негадалка Нет-Нет (призываю за ее мужественный труд поставить посту с гаданиями плюс семь, она заслужила).

А я пока предлагаю полюбоваться на портреты того, кто так добр и щедр к Сплетницам, отвечая на бесконечные вопросы о личной жизни, скором замужестве, переезде и беременностях. Где-то в своих покойных мечтах Сан Сергеевич наверняка хочет, чтобы все мы разом в этом году вышли замуж, разродились, переехали и озолотились, я это чувствую!

Ксавье де Местр. «Пушкин — ребенок». 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.

«Пушкин в Царском Селе», картина Ильи Репина, 1911.
 

О.А. Кипренский. «Портрет Пушкина». 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: «С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий.»

П.Ф.Соколов. «Портрет Пушкина». 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.
 

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем.» («Прощай, свободная стихия…»). 1887 г. Холст, масло. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский (…) И я удостоился намалевать там фигурку.»

И.К. Айвазовский, «Пушкин на берегу Черного моря» 1887г. На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника — художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник.

В.А. Тропинин. «Портрет Пушкина». 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С.А.Соболевскому.

А.П. Елагина. «Портрет Пушкина». 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу.
 

Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г. Ну, мы все знаем, что Пушкин читает.

И.Л. Линев. «Портрет Пушкина». 1836-37 г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.


 

Г. Гиппиус. «Портрет Пушкина». 1828 г. Литография.

Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта «Стихотворения Александра Пушкина» (не издана).

Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе «Евгения Онегина». Письмо к брату Льву Сергеевичу.

Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г.


 

www.spletnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *