Конспект урока по изобразительному искусству «Рисование портрета человека» (6 класс)
Цель:
— Познакомить учащихся с конструкцией головы человека, пропорциями человеческого лица
— познакомить учащихся с особенностями графического портрета.
— развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
Обучающая: изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
Развивающая: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
Критерии обученности (формируемых знаний и умений)
Учащиеся должны:
Иметь представление | Знать | Уметь |
О средствах выразительности, используемых автором для передачи внутреннего мира героев, технике рисования графическими средствами. | Различные жанры искусства Средства выразительности, технику рисования графическими средствами, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.
| Различать портрет от других жанров искусства, изображать голову человека
|
Методическая цель обучить технике рисования графическими средствами
Методы обучения иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый, упражнение-эксперимент, выставка
Форма организация деятельности учащихся индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход урока
Точка, точка запятая (песня)
(1 СЛАЙД презентации)
Учитель: Когда вы были совсем маленькими, то ваши рисунки с изображением человека полностью соответствовали этой детской песенке.
Прошло много лет, и теперь с этой задачей , я надеюсь, вы справляетесь гораздо лучше. А как называется жанр, в котором главным объектом изображения является человек? (портрет)
Перед вами картины художников В.А. Тропинина «Портрет сына», Жана-Луи Вуаля «Портрет девочки в шляпе» (Портрет Елизаветы Строгоновой). На картинах изображены дети. Попытаемся описать их внешность, состояние, внутренний мир. Помогут составить описание вопросы:
1. Кто изображен на картине? Возраст?
2. О чем нам расскажет лицо героя?
3. О чем говорит его одежда?
4. Как относится художник к своему герою.
5. Совпадает ли мое впечатление о герое с позицией автора?
Примерные ответы .
Первый ученик: Я буду рассказывать про девочку. Ей, наверное, лет 12-13, как и мне. У этой девочки такое нежное лицо, едва уловимая улыбка, волосы не растрёпаны, а так аккуратно выглядят, как будто у взрослой дамы. А самое главное, у неё просто необыкновенная шляпа: с большими полями и украшенная живыми цветами.
Это очень красиво! Одета девочка просто, но с большим вкусом. Видно, что её очень любят и заботятся о ней. Мне кажется, она любила читать и гулять по саду. Наверное, она воспитанная и очень милая девушка.Второй ученик: А я хочу сказать о портрете, на котором изображён мальчик. Это сын художника В.А. Тропинина. Наверное, мальчик только что вернулся с улицы, где играл с друзьями. Мне кажется так, потому что одет он не по-домашнему, а для прогулок, так, чтобы бегать, прыгать. У него вьющиеся золотистые волосы, красивые глаза. Еще я вижу, что взгляд у этого мальчишки умный, он много знает. Я думаю, что он не задирает нос. И с таким мальчиком можно было бы подружиться.
Учитель: Спасибо за интересный рассказ.
(5 СЛАЙД)
Учитель: Давайте подумаем , легко ли рисовать человека и что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет?
Ученики: (примерные ответы) : Какова форма головы? Как изобразить объем головы? Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот? Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека? Как передать эмоции на лице?
Учитель: Хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться.
(6 СЛАЙД)
Вы видите еще раз тему нашего урока . Разберем значение выделенных слов
(7 СЛАЙД)
Учитель : У слова «конструкция» несколько значений, но сегодня нас интересует только одно.
Ученик (читает): Конструкция — строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета.
Учитель: Рассмотрим конструкцию, то есть устройство головы. У меня на столе яйцо и шар. (демонстрирует) Какой из этих предметов больше напоминает голову? Правильно, яйцо. Внимательно рассмотрим яйцо. У него есть широкая часть и середина, сужающаяся книзу. Также и череп человека состоит из двух частей. Каких?
Ученики : Черепной коробки и лица.
Учитель: Теперь мы сделаем первый шаг к поиску пропорций. Пропорции – это соотношения частей, составляющих одно целое. (Демонстрирует лист бумаги). Сворачиваем лист пополам и проведем горизонтальную линию. Если голова человека расположена прямо, то линия середины глаз будет находиться посередине всей высоты головы, т. е. на этой линии.
Сделаем и следующий шаг. Лицо человека имеет симметричные детали, а значит нам для построения лица необходима еще одна важная линия. Какая? Вертикальная, которая разделит очертания головы пополам. Эта линия называется срединной. ВЫВОД: лицо симметрично.
(8 СЛАЙД)
На лице можно выделить следующие линии. (Показывает на схеме) Отметим эти линии на своем лице (дети показывают) Это линии волос, бровей, глаз, основания носа, рта.
Учитель: Лицо рисовать довольно сложно. Для этого надо хорошо знать математику и правила рисования.
Первое правило рисования . Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
Давайте попробуем составить еще правила. У вас на столах напечатаны незаконченные фразы, дополните их. Вам в помощь лежит еще схема рисования лица .
(9 СЛАЙД)
2. Линию глаз можно поделить на…. ( пять) одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.
3. Расстояние между глазами примерно равно длине ….(глаза).
4. Длина губ равна расстоянию от середины…. (одного глаза) до середины другого.
5. Ширина носа равняется длине….. (глаз), а рот немного шире носа.
6. Верхний край уха расположен на уровне… (бровей), нижний — на уровне основания (носа).
Учитель: Работа закончена, проверим себя
(10 СЛАЙД)
Учитель: Эти правила рисования пригодятся при выполнении графического портрета.
Но художнику недостаточно только правильно соблюсти пропорции. Ему необходимо изобразить индивидуальные черты лица, характера, красоту, которой наделен каждый.
Человек выражает на своем лице различные эмоции. При этом двигаются мышцы глаз, рта, бровей. Рассмотрим лица людей, выражающие различные эмоции.
(11, 12 СЛАЙД)
Итак, очень часто слова не нужны, чтобы рассказать о состоянии и настроении человека .
(13 СЛАЙД)
Это схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях
(14 СЛАЙД)
Перед вами эта таблица и слова, выражающие разные чувства.
(15 СЛАЙД) Проверьте себя
(16 СЛАЙД) Следующее задание. Перед вами на партах заготовки: лица, глаза, рты , брови, носы, прически. Составьте лицо с различными выражениями.
Встаньте , пошагаем по дорожке.
Встретили друга, поздоровайтесь с ним (одной рукой, затем другой).
Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
Вы обиделись – (покажите мимикой лица обиду).
Друг дает вам цветок – вы удивились (покажите мимикой лица удивление).
Улыбнитесь друг другу. Садитесь
(18 СЛАЙД)
Учитель: Мы с вами теперь имеем знания, осталось применить эти знания на практике. Вы рисуете в альбомах, я — на доске. Будем голову человека рисовать в анфас , то есть, когда он смотрит прямо.
4. Проводим дополнительную линию глаз (между 4 и 5 линией). Делим полученную линию на 5 равных частей (по 2 см).
Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.5. Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.
(21 СЛАЙД)
6. Рисуем глаза: глаз состоит из цветной радужной оболочки и зрачка. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.
Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.
7. Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.
(22 СЛАЙД)
8. Рисуем нос. Если научимся рисовать нос – научимся рисовать человека.
Проводим горизонтальную линию на 3 линии (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри. Основание носа равно ширине глаза.
(23 СЛАЙД)
9. 2-я линия – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. Не забываем про улыбку, значит, уголки губ подняты вверх. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.
10. Рисуем надгубные складки.
11. Рисуем уши. Уши располагаются от линии бровей до линии кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.
12.Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
13. Обозначаем дугообразной линией лицо.
(24 СЛАЙД)
Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на 7 линии Все причёски можно свести к наиболее типичным. Это типы женских причесок.
(25 СЛАЙД). А это мужские прически
(26 СЛАЙД)
Шея является опорой для головы. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.
приложение
1. Кто изображен на картине? Возраст? 2. О чем нам расскажет лицо героя? 3. О чем говорит его одежда? 4. Как относится художник к своему герою. 5. Совпадает ли мое впечатление о герое с позицией автора?
|
ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ
1. Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
2. Линию глаз можно поделить на___________одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.
3. Расстояние между глазами примерно равно длине _________________.
3. Длина губ равна расстоянию от середины____________________________ до середины другого.
4. Ширина носа равняется длине_______________, а рот немного шире носа.
5. Верхний край уха расположен на уровне____________________, нижний — на уровне основания ___________________.
Смех, радость, печаль, презрение, размышление, спокойствие, боль, плач, внимание
Конспект занятия по рисованию «Я рисую свой портрет» | План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа):
А вот моя первая загадка:
1. Ванька-встанька из волчка
В нём увидит толстячка
Иностранка кукла Синди
В нём красавицу увидит
Ну, а мой знакомый Сашка
В нём увидит замарашку. (Зеркало)
Верно, верно! Угадали!
Будто где его видали!
Я не просто так пришла,
Зеркала вам принесла.
(Воспитатель раздает зеркала).
Вы, попробуйте, ребятки,
Разгадать мои загадки
Никто ответа не подскажет
А зеркало вам их покажет.
Бабушка загадывает загадки, отгадки (картинки) выставляет на доску.
2. Он бывает самым разным
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
3. У зверюшки – на макушке,
А у нас – ниже глаз. (Уши)
4. Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)
5. Их не сеют, не сажают, они
сами вырастают. (Волосы)
6. Есть у радости подруга в виде полукруга
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт
То внезапно возвратиться,
грусть тоска её боится. (Улыбка)
– Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?
Дети: Слово улыбка было лишним, так как остальные слова это части лица.
–Воспитатель: Молодцы, правильно! Сегодня мы будем учиться рисовать свой автопортрет. Ребята, а вы знаете, что такое автопортрет?
Автопортрет – это когда художник передает в рисунке черты своего лица, он глядит в зеркало и рисует себя. На портрете мы с вами ведем голову и часть туловища (плечи). Раньше когда не было фотоаппаратов, художники рисовали портреты людей.
Устное рисование лица (при помощи пальчика).
-Какой формы голова? (обвести пальцами голову).
(При помощи ладоней ограничиваем лицо, находим глаза ,их расположение).
— Что находится над глазами? (Брови)
— Между глазами и подбородком находится кончик носа.
— Где он находится? (Посередине)
— Что находится посередине между кончиком носа и подбородком? (Рот-губы)
— Голова переходит в шею.
Показ поэтапного рисования портрета:
1. Сначала рисуем тонкими линиями лицо — овал.
Вот овальное лицо, оно похоже на что? (ответы детей).
Воспитатель рисует овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.
Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.
Глаза у людей разные по цвету. Например, у меня коричневые, значит, кружок у меня будет коричневый.
Не забудем нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.
3.Что находится над глазами? (брови).
Это дугообразные полосы.
4.Рисование носа — нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку пририсовываются
крылья носа и ноздри.
5.Рот находится ниже носа. Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы).
6.По сторонам на уровне глаз и носа рисуем уши…
7Шею удлиняем, плечи закругляем.
8. Затем волосы. Вот и портрет готов.
Осталось портрет раскрасить.
Чтобы приступить к работе мы с вами немножко разомнём наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять – (затем сгибают пальцы в том же порядке)
В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)
Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)
В детский сад идти пора!
– А сейчас возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое отражение в зеркале. Обратите внимание, какие цветом у вас волосы, длинные или короткие, какой нос, уши, глаза. Где расположены на лице глаза, кончик носа, уши, рот.
– А теперь возьмите фломастер и на зеркале попробуйте нарисовать свой портрет.
– Нарисовали, молодцы! А вот теперь мы можем приступить к рисованию своего автопортрета на бумаге. Во время рисования можно поглядывать в зеркало, чтобы лучше и точнее передать черты своего лица.
-Ребята, рисуйте тонкими линиями, чтобы лишние или неточные линии можно было убрать.
Стараемся рисовать так, чтобы можно было узнать, кто изображен на этом рисунке.
(Во время работы по необходимости воспитатель подсказывает, помогает).
Воспитатель помещает все работы на мольберты. Проводится выставка.
17 шагов рисования портрета — Академия рисования
Вопрос от Джоуи
Я пытался найти эффективный способ нарисовать голову под любым углом в своем воображении. Один репетитор по рисованию использует технику, в которой он добавляет круги к боковым плоскостям головы, измеряя ими уши и добавляя подбородок. Не могли бы вы рассказать мне, как старые мастера решали эту задачу?
Я подумываю поступить в художественный колледж, но не знаю, в какой.
Ответ от преподавателей Академии рисования
Привет, Джоуи,
Добавление кругов — это просто трюк; он не позволяет вам глубоко понять конструктивные принципы рисования, необходимые для рисования человеческой фигуры или портрета под любым углом.
Старые мастера были очень хороши в конструктивном рисовании, перспективе и анатомии. Это «фундаментальные камни», на которых основано умелое рисование. Все остальные «хитрости и ноу-хау» — это просто кусочки, которые иногда могут быть полезны, но не во всех случаях.
Существует последовательность шагов, которую должны предпринять опытные художники при конструктивном рисовании портрета:
- Определите точку зрения и ракурс портрета
- Выберите макет бумаги
- Определитесь с композицией
- Анализ форм и пропорций головы
- Отметьте общие пропорции головы/портрета, предоставив ему переднее пространство
- Обозначьте основные массы черепа и лицевой части
- Отметьте точку соединения шеи с плечами и головой (это включает в себя несколько шагов, требующих хорошего знания анатомии человека и принципов конструктивного рисования)
- Отметьте центральную линию симметрии головы в перспективе
- Обозначьте линию глаз пропорционально и в перспективе
- Отметьте линии бровей, корней волос, основания носа и нижней части подбородка в пропорции и перспективе.
Пункты 5-10 выполняются после измерения и анализа каждой пропорции. Художник рисует не то, что видишь, а то, что знаешь. Если вы не знаете определенных пропорций, вы просто не увидите их на модели. - Размечаются необходимые плоскости поверхностей головы с полным пониманием анатомии черепа
- Отметьте линии верхнего и нижнего края уха (ушей)
- Отметьте наклонную вертикальную линию уха (ушей)
- Отметьте положение и относительные пропорции глазных яблок, носа и рта с полным пониманием анатомии головы
- Тонкая настройка деталей и черт лица
- Укажите основные оттенки и границы между светлыми и темными областями очень легким нажимом карандаша
- Продолжить тональный рендеринг по слоям, который также занимает несколько шагов; существует много правил для профессиональной передачи тональных значений
Описанные шаги могут варьироваться от портрета к портрету, в зависимости от творческой задачи и индивидуального подхода, но все эти шаги актуальны как на бумаге, так и в уме художника, когда он анализирует формы и пропорции.
Пропуск или незнание этих правил, принципов, пропорций и анатомии приведет к тенденции к копированию модели, что неизбежно приведет к ошибкам в рисовании и портрет станет менее реалистичным и непохожим на модель.
Как видно из приведенного выше списка, добавление кругов — это любительский способ, на котором далеко не уедешь. Вам нужно знать и практиковать гораздо больше, чем простые «трюки».
Посмотрите портретные рисунки Микеланджело Буонарроти — одного из лучших художников, когда дело доходит до рисования фигур. Вы не увидите никаких кругов, но глубокое понимание анатомии человека и всесторонние методы рисования.
Чтобы научиться правильно рисовать, запишитесь на курс Академии рисования »
Кроме того, если вы серьезно относитесь к фигуративному искусству, знание анатомии человека является обязательным.
Чтобы быстро изучить анатомию человека, посетите мастер-класс по анатомии »
Что касается ваших мыслей о поступлении в художественный колледж, будьте очень разборчивы. Плохой выбор может растратить несколько лет вашей жизни и тысячи долларов только на то, чтобы научиться «быть креативным» и «что такое искусство», вместо того, чтобы на самом деле получить необходимые и практические навыки рисования и живописи.
С уважением,
Натали Ричи и Владимир Лондон.
Общая стоимость: 291 долл. США долл. США (3 x 97 долл. США)
Получите все видеоуроки за единоразовую оплату
- Немедленный доступ ко всем 45 видеоурокам
- Невероятная скидка – 4 198 долларов США
- Бонусы — электронные книги и видео об изобразительном искусстве
- Диплом об окончании Академии рисования после окончания курса через 3 месяца
- Персональный коучинг от преподавателей Академии рисования
- Пожизненное членство. Нет больше платежей
Общая стоимость — всего 257 долларов США
Надежный способ создать красивый портретный набросок (в 8 простых шагов)
Рисовать человеческое лицо может быть сложно, со всеми его особенностями и необходимостью симметрии. Эти шаги значительно облегчат вам создание хорошего изображения, так что давайте сразу приступим к делу. рисовать и как.
В основном мы будем брать объекты из нашего избранного круга друзей и семьи. Если мы ищем менее знакомое лицо, это не так просто. Немногие из нас имеют уверенность в себе, чтобы остановить совершенно незнакомого человека на улице и попросить его остановиться и стать для нас моделью.
Винсент Ван Гог был мастером в выборе сюжетов по интересам, а не по красоте, как, например, в Портрете почтальона Жозефа Рулена (1888)
Часто хорошие сюжеты для нашего художественного внимания мы находим случайно, поэтому полезно, если у вас всегда есть небольшой альбом для рисования, может быть, даже портативный набор для акварели.
Потом, когда вы сидите в кафе или ждете свой поезд и кто-то кажется вам интересным (и занимает свою позицию достаточно долго), вы можете сделать быстрый набросок. Загляните в мою статью «Как быстро рисовать людей, не замечая их», чтобы получить несколько полезных советов.
Мало кто из нас осмеливается попросить незнакомца позировать вместо нас, и это нормально. Мы можем импровизировать.
Но даже если ваш выбор немного ограничен, имейте в виду, что правильный объект не обязательно самый красивый . Вместо этого ищите лицо или выражение лица, которое говорит с вами, привлекает ваше внимание любым способом.
С морщинистым, опытным лицом так же интересно работать, как и с красивой молодой женщиной.
2 Что вы при этом чувствуете?
В частности, в рисовании портретов невероятно важно помнить свою собственную точку зрения как художника. Спросите себя, почему именно этот человек привлек ваше внимание. Было ли это само лицо, жест, свет?
Хорошо рисовать красивое лицо, спящего ребенка, рабочего, занятого своими делами. Но важно знать, почему вас тронул вид и как , чтобы передать это ощущение в эскизе.
То, что ваш объект заставляет вас — художника — чувствовать, гораздо важнее, чем то, как он выглядит.
Узнайте, что этот человек заставил вас почувствовать , а не рисовать только то, что вы видите. Вы чувствуете себя спокойным, счастливым, грустным, заинтригованным, даже беспокойным?
Как только вы это поймете и поймете, что сделало этот предмет хорошим для вас, знания вольются в вашу работу и сделают ее гораздо более доступной и интересной для зрителя.
3 Разработайте свою композицию
После того, как вы выбрали хороший сюжет, вы должны подумать над своей композицией. Это не должно быть слишком сложным, часто простота делает работу лучше, но небольшое внимание может иметь большое значение в портретном рисовании.
Если вы рисуете своего друга или супруга, конечно, у вас гораздо больше возможностей. Например, вы можете выбрать интересное положение для их головы. Даже небольшой угол в сторону, вверх или вниз может оживить рисунок.
Этот набросок Мари Элленридер показывает, как легкий наклон головы может создать удивительно интересную композицию.
То, на что смотрит ваш объект, — еще один эффектный способ создания яркой композиции.
Если субъект смотрит прямо на зрителя, связь может быть более сильной, так как зритель превращается из нейтрального свидетеля сцены в участника. Если модель смотрит в сторону или, возможно, на предмет, который она держит, зритель остается наблюдателем.
Как насчет их выражения лица? Хотели бы вы, чтобы они выглядели серьезными, нейтральными, улыбались или хмурились? Более выразительный взгляд, например смеющееся лицо, может придать плоскому портрету индивидуальности.
Подумайте, какие фотографии с наибольшей вероятностью привлекут ваше внимание в профиле онлайн-знакомств. Это не статический выстрел в голову, не так ли?
Небольшое изменение наклона головы или перестановка одной пряди волос может существенно изменить интерес и, следовательно, качество портрета.
Даже если вы рисуете незнакомца, не желая, чтобы он заметил, у вас есть некоторые композиционные решения. Например, какой фон вы хотите включить, если таковой имеется.
Выбирайте свой стиль рисования, технику, даже среднюю, в идеале выберите тот, который соответствует тому, что ваш объект заставляет вас чувствовать (см. выше). Если все это звучит для вас очень ново, взгляните на мое упражнение «Огонь и вода» из моей статьи «5 простых упражнений по рисованию для начинающих и профессионалов».
Также подумайте о фокусе, который является элементом вашего рисунка, который вы хотите, чтобы зрители заметили в первую очередь, поэтому вы потратите на него больше всего времени. Традиционно это часто глаза, поскольку мы, люди, биологически тянемся смотреть в них в первую очередь, но это не обязательно.
Очень простой способ улучшить портретную композицию — копировать портреты любимых художников и учиться у них. В моей статье «5 простых упражнений, которые научат вас рисовать потрясающие портреты» есть хорошая практика в этом вопросе.
4 Сделайте миниатюру
Если ваш окончательный портрет будет очень грубым и быстрым наброском, например, в городском скетче, вы можете пропустить эту часть. Но если вы планируете более сложную работу, этот шаг очень полезен.
Прежде чем приступить к работе над настоящим рисунком, создайте очень быстрый эскиз предмета на клочке бумаги. Это не должно занять у вас больше минуты, но это действительно очень ценная минута.
Это не только поможет подтвердить, что композиция, которую вы выбрали в предыдущем пункте, достаточно интересна и хорошо работает на бумаге, но и поможет вам найти достопримечательности .
Точки интереса — это определенные части вашего предмета, которые интересны вам (и, надеюсь, зрителю), кроме фокуса.
В моей статье «101 термин рисования и живописи» вы найдете более подробную информацию, но основное отличие состоит в том, что обычно есть только одна фокусная точка, основной элемент, в который вы вкладываете большую часть работы, но может быть несколько точек интереса.
На портрете это могут быть веснушки, родимые пятна, локоны, шляпка, даже нос интересной формы.
Этот Автопортрет (1945) Анри Матисса — отличный пример упрощенной миниатюры, которую вы можете использовать для поиска достопримечательностей.
Когда вы рисуете свой быстрый эскиз, вы часто обнаруживаете, что вполне естественно начинаете включать интересные моменты, если не многое другое, что поможет вам решить, на чем сделать акцент в вашей окончательной работе.
Чтобы попрактиковаться в этом, вы можете взглянуть на мой пост «Как упростить ваши рисунки», который включает в себя упражнение, которое поможет вам нарисовать упрощенную миниатюру самого себя.
5 Нарисуйте основную конструкцию
Теперь, когда вы определились с предметом и композицией, пришло время перейти к делу и начать рисовать.
В портрете это означает зарисовку основной формы головы с некоторыми указаниями относительно примерного положения глаз, носа и рта.
Для этого лучше всего на мгновение забыть, что ваш объект — человек, и думать о нем как о наборе основных трехмерных фигур.
Голова на самом деле просто состоит из шара (сферы) со сплющенными сторонами и небольшим дополнением для подбородка. Звучит странно? Взгляните на эту статью Клейтона Бартона, которая объяснит эту концепцию более подробно, и ознакомьтесь с моими 12 простыми упражнениями для разогрева для большей практики.
6 Разместите основные элементы
Теперь, когда у вас есть базовая структура, вы можете приступить к размещению основных элементов лица, таких как глаза, нос, губы, уши и волосы.
Даже если обычно вы рисуете быстро, вам следует не торопиться с этим шагом, он самый важный . Правильное размещение этих элементов определит, насколько хорошим будет сходство, которое вы создаете, и будет ли что-то выглядеть «не так».
В отличие от других объектов, таких как архитектура, «отклонение» элементов человеческого лица даже на несколько миллиметров может привести к тому, что весь портрет будет выглядеть странно неправильно.
Из-за этой трудности я всегда рекомендую начинать изучение портретного рисунка с грубых, быстрых набросков, которые не обязательно должны быть хорошим подобием. Это поможет вам привыкнуть к концепции без дополнительного давления.
7 Поиск теней
Еще одно отличие портретов от других объектов, таких как пейзажи или натюрморты, заключается в том, что тени гораздо важнее.
Причина этого в том, что тени часто являются единственной границей между элементами человеческого лица . Поэтому вам нужно создать хорошее затенение, чтобы добавить структуру и глубину.
Без теней вы бы не смогли распознать нос, например, как трехмерный элемент, особенно если смотреть спереди. Все, что вы увидите, это две линии, где ноздри, и больше ничего, так как нет большой разницы в текстуре или оттенке кожи между носом и щеками.
Глядя на этот эскиз Леонардо да Винчи, вы заметите, что тени составляют большую часть 3D-структуры лица, четких границ немного.
Из-за этого важно сначала определить, где находятся основные тени, даже если свет яркий и они относительно тонкие. А затем вам нужно решить, какие из них вы хотите включить в свою работу, в зависимости от того, насколько детализированной она будет в итоге.
Иногда даже очень грубого затенения достаточно, чтобы создать нужную глубину.
8 Заполнение пробелов
Как только вы убедитесь, что основное размещение элементов (см. шаг 6) на вашем чертеже правильное, и только тогда вы можете начать добавлять столько деталей, сколько хотите или на что у вас есть время.
Если вы рисуете незнакомца на улице, который может оставаться неподвижным лишь некоторое время, это может занять у вас несколько секунд. Если вы рисуете очень сложный портрет модели, который будет сидеть для вас столько, сколько вам нужно, вы можете часами заниматься этим.
В любом случае, сейчас настал момент, когда вы должны мысленно переключиться от видения только основных геометрических фигур к распознаванию вашего объекта как человека и вспомнить, почему вы выбрали его в качестве модели в первую очередь.