6 класс нарисовать натюрморт – ИЗО 6 класс. Натюрморт цветными карандашами

Азы рисования к уроку «Рисуем натюрморт» ИЗО 6 класс

Прежде чем начать рисовать предметы окружающего вас мира, попрактикуйтесь на очень простых упражнениях.

1.Для начала порисуйте волнистую линию, волны которой идут внахлест друг к другу. Когда будете рисовать, обратите внимание на то, какой эффект волны создают на бумаге. Цель этого упражнения – заставить вас почувствовать материал и средства, которые вы используете. Без этого понимания вашему рисунку будет не хватать реалистичности.

2.Прочувствовав каракули из первого упражнения, можно приступать ко второму: порисуйте последовательно ровные вертикальные линии, расположенные так близко друг к другу, что выглядят единой штриховкой.

3.Теперь попробуйте изобразить насколько возможно прямые, горизонтальные линии одинаковой длины, между которыми оставляйте промежутки. Это упражнение поможет вам научиться контролировать ваш карандаш.

4.Следующим упражнением станет спираль, начинающаяся с внешнего конца и закручивающаяся вовнутрь. Затем попробуйте наоборот – начните изнутри и выводите спираль наружу.

5.Изобразите прямоугольник и покройте его штриховкой. Двигайте карандаш по диагонали и в одном и том же направлении. Старайтесь везде сохранить тон.

6.Следующее упражнение – нанесите слой вертикальных линий, расположенных близко друг к другу. Поверх вертикальных тем же способом нанесите горизонтальные линии. Вы поймёте, что это хороший способ сделать густую штриховку и достичь тёмного фона.

7.Теперь попробуйте как можно ровнее нарисовать окружность. Представьте себе идеально ровную окружность и пробуйте нарисовать её ещё и ещё. Это упражнение сложнее, чем предыдущие, но очень полезное.

8.Нарисуйте несколько маленьких окружностей, по четыре или пять в ряд. Смысл упражнения в том, чтобы окружности были как можно более похожими по форме и по размеру. С помощью этой практики вы учитесь управлять пространством и упорядочивать формы.

9.Следующие упражнения будут содержать различные формы, и начнём с равнобедренного треугольника.

10.Попробуйте нарисовать квадрат. Помните, его стороны должны быть одинаковой длины, а все углы прямые.

11.Теперь нарисуйте квадрат, но поставьте его на один из углов, по-прежнему соблюдая равенство углов и сторон.

12.Не отнимая карандаша от бумаги, нарисуйте пятиконечную звезду.

13.Нарисуйте два налегающих друг на друга равнобедренных треугольника так, чтобы получилась шестиконечная звезда.

14.Следующее упражнение – нарисовать два налегающих друг на друга квадрата и получить восьмиконечную звезду.

15.Теперь нарисуйте полумесяц; если приглядеться, то легко можно понять, что он состоит из частей двух пересекающихся окружностей.

Следующей задачей для вас станет концентрирование на тенях – это умение сформировать очень важно, если вы хотите видеть настоящие трехмерные изображения на вашем рисунке.

1.Для начала потренируйтесь в нанесении штрихов без каких-либо форм. Используйте вертикальные штрихи, которые становятся всё светлее и в результате исчезают.

2.Нарисуйте окружность и заштрихуйте её по внешнему ободку, делая тон всё светлее к середине. Такая техника помогает создать сферическое изображение (изображение шара).

3.Нарисуйте квадрат и добавьте к нему три параллельные линии по углам, как это показано на рисунке. Добавьте две линии, параллельные краям квадрата. То, что у вас получилось, это традиционное изображение куба – трехмерного предмета.

4.Есть другой способ изображения куба – нарисуйте плоскую фигуру в форме бриллианта, добавьте три вертикальные линии от углов и соедините их концы.

5.Придайте трёхмерность вашему кубу, однотонно затенив две нижние поверхности, не делайте их слишком тёмными. Затем на ту плоскость, которая находится левее, нанесите более тёмную штриховку. Отметьте тень от предмета, исходящую от самой темной стороны куба. Эти приёмы сделают ваш куб правдоподобным.

6.Следующее упражнение научит вас рисовать овалы. Нарисуйте овал несколько раз, при этом не забудьте, что он должен быть цельным, без точек, прерываний и пятен. Попробуйте нарисовать овалы так, чтобы они напоминали колесо, расположенное слегка под углом.

7.Разобрались с овалами, приступаем к следующему шагу – рисуем овалы в изображении цилиндров. Рисуйте овал, затем проведите две вертикальные линии, начиная от самых узких частей овала. Внизу нарисуйте ещё один овал. Для того чтобы цилиндр выглядел цельным и полным, сотрите верхнюю дугу нижнего овала. Затем едва заметно затените левую сторону цилиндра, к середине предмета штриховка должна практически сойти на нет. Выделите узкую полосу по левому «ребру» овала и нанесите тень от предмета.

8.Последнее упражнение: поставьте рядом несколько геометрических тел, в том числе то, которое сделали своими руками, и нарисуйте составленный из геометрических тел натюрморт. Удачи!

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) на тему: Рисунок с натуры натюрморта «Овощи»

I. Организационные моменты.

II. Целевой момент. Тема урока.

III. Объяснение нового материала. Беседа, диалог с учащимися.

IV. Графический показ на доске.

V. Повторение всей работы

учащимся.

VI. Показ детских работ.

VII. Самостоятельная работа учащихся (20-25 минут).

VIII. Проверка работ. Показ удачных работ. Организованный конец урока.

На втором уроке:                        

 I.Организационный момент.  

 

II.Цели урока. Тема урока.        

 

III.Беседа. Объяснение задачи на урок.                                

IV.Графический показ на доске. Показ детских работ.

V. Самостоятельная работа(20-25мин).                                        

VI. Проверка работ. Организованный конец урока.

VII. Запись домашнего задания.

На доске плакаты с натюрмортами, две постановки натюрмортов. Холодные цвета (капуста, свекла, баклажан).

Теплые цвета (тыква, морковка, лук).

Таблицы холодные и теплые цвета.

Учитель объявляет тему урока, рисования с натуры натюрморта «Овощи» в холодных и теплых тоннах.

Цель: нарисовать натюрморт с передачей объема и цвета.

Учитель задает вопросы:

1. Что такое натюрморт?

2. Какие особенности имеет натюрморт?

3. Назовите главный предмет.

4. Какая тема нашего натюрморта?

5. Назовите художников, которые писали натюрморты.

Учитель обращает внимания посмотреть на репродукции.

6. Как вы думаете, с чего мы начнем рисовать натюрморт?

7. А как это называется?

8. Что такое композиция?

Каждый со своего места измеряет натюрморт и правильно располагает альбом.

9. Какой следующий этап?

10. Для чего это надо?

11. Сколько мы отступаем со всех сторон?

Учитель показывает на доске порядок построения натюрморта.

  1. Намечает границы
  2. Намечает линию стола
  3. Располагает главный предмет и остальные предметы, учитывая загораживание (схематично)

Вопрос к классу: Натюрморт дошел до нужных границ или нет?

Теперь прорисовываем все предметы.

Учитель просит ученика повторить весь ход работы.

Учитель демонстрирует детские работы с рисунками натюрморта и репродукциями художников.

В ходе работы оказывается помощь, исправляется ошибки, показываются лучшие работы.

Учитель оценивает работы в конце урока и выставляет в журнал, полученные оценки.

Запись домашнего задания: принести акварельные краски, кисточки.

На доске плакаты с натюрмортами, две постановки натюрмортов. Холодные цвета (капуста, свекла, баклажан).

Теплые цвета (тыква, морковка, лук).

Таблицы холодные и теплые цвета.

Учитель объявляет тему урока, рисования с натуры натюрморта «Овощи» в холодных и теплых тоннах.

Цель: нарисовать натюрморт с передачей объема и цвета.

Исправление ошибок, показ лучших работ, учитель показывает порядок введения работы акварельными красками на доске.

Вопросы:

1. Что значит холодные и теплые цвета.

  1. Фон стены зеленый
  2. Фон стола коричневый
  3. Как получить зеленый и коричневые цвета? Чистыми красками пользоваться нельзя.
  4. Намечаем тени. Какие они бывают?
  5. Где находятся собственные и падающие тени?

                         

  1. Какая из них темнее?
  2. Где находиться тень?
  1. Что такое рефлекс?

Рефлекс находиться всегда в тени и он светлее, чем собственная тень.

     9. Что такое блик?

Вы можете воспользоваться плакатами, которые висят на доске, с изображением овощей, где поэтапно показано, как вести работу акварелью.

В ходе урока оказывается помощь учащимся, показываются удачные работы, обращаю внимание учеников на  допущенные ошибки и их исправление.

Дз: принести альбом, краски.

Альбом, простой карандаш, резинка.

Ответы

1. Натюрморт- французское слово, обозначающее мертвая природа или мертвая натура.

2. Загораживание или касания; главный предмет (либо самый высокий, либо самый высокий).

3. Тыква, капуста. Предметы должны быть на одну тему.

4. Овощи.

5. Ван Гог, Дега, Коровин.

6. С расположения альбома. Если натюрморт в высоту больше, то вертикально положим альбом, а если в ширину – то горизонтально.

7. Композиция.

8. Красивое размещение рисунка на листе бумаги называется композиция.

9. Намечаем границы натюрморта.

10. Для того, чтобы натюрморт не был очень большим или очень маленьким.

11. Сверху меньше, снизу больше, слева и справа одинаково.

Ответ: Да.

Повторение:

     1. Намечает границы

2.Намечает линию стола

3.Располагает главный предмет и остальные предметы, учитывая загораживание (схематично)

На партах баночки с водой, альбомы с рисунками

Ответы:

1.Холодные – оттенки синего, зеленого, фиолетового цветов.

Теплые – оттенки красного, бардового, желтого цветов.

   3. Смешать:

желтый + синий = зеленый

желтый + синий + красный = коричневый

  1. Собственные и падающие
  1. Собственные – на предмете, а падающие – на том, на чем стоит предмет.
  2. Падающая.
  3. С противоположной стороны от света.
  4. Рефлекс – отражение рядом стоящего предмета.

       9. Самое светлое место на предмете, он находиться в световой части.

nsportal.ru

Конспект урока и презентация по ИЗО 6 класс на тему «Изображение натюрморта с натуры»

Учитель ИЗО Ершова Людмила Викторовна

МОБУ «СОШ №3», г. Оренбург

Изобразительное искусство. Класс 6.

Дата «_____»____________201__г.

Урок №__

Тема: «Изображение натюрморта с натуры»

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания об основных приемах изображения предметов с натуры; об основных средствах художественной выразительности – форме, пропорциях, композиционном центре.

Научить видеть конструкцию формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предметов.

Развивать пространственное мышление, навыки рисования с натуры.
Воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логические обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументировано оценивать свою работу, корректировать свое мнение.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, творческий поиск, игра, практический

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Оборудование

Для учителя: наглядные пособия в виде таблицы – рисунка с изображением фигуры взрослого человека, построенной по схеме, где за единицу измерения взята величина головы (канон на восемь голов). Две таблицы, показывающие стадии построения фигуры подростка.

Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки.

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин:

методическая таблица «схематическое изображение фигуры человека»

Основные понятия и термины

Предметный мир, натюрморт, композиция

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации со-взаимо-дейст-вия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-

ный кон-троль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент — (2-3 мин.)

Беседа с постановкой проблемы

Приветствие. Проверка численности учащихся и готовности к уроку.

Посмотрите внимательно на доску. Перед вами репродукции картин. Как вы думаете, что объединяет все эти произведения искусства?

Вы, конечно, уже догадались, о каком жанре пойдет речь сегодня на уроке?

О жанре «Натюрморт».

Французы назвали бы эти картины – «мертвая природа» (неодушевленная натура), а англичане — «тихая жизнь».

Все эти картины посвящены изображению предметного мира.

Так, что такое натюрморт, дайте определение жанру.

-Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению предметного мира человека.

-Что изображают в натюрмортах?

-Домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи, дичь и другие предметы.

Роскошные натюрморты — это не только воплощение огромного мастерства художника в передаче неповторимого многообразия натуры, но и выражение его нескрываемого восторга перед красочным богатством окружающей жизни.

Слушают учителя, отвечают на вопрос учителя, обозначают тему урока по представленным картинам.

Осмысливают цель урока.

На всех картинах изображены предметы.

Мы сегодня будем говорить о натюрмортах.

Дают определение жанру . Перечисляют что можно увидеть в натюрмортах.

Фронтальная работа.

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу.

Личностные:

Проявляют интерес к поставленной задаче.

II. Изучение нового материала- (12-15 мин.)

Частично-поисковый

Показ методической таблицы «Композиция натюрморта на плоскости листа»

Демонстрация последовательности выполнения линейного построения рисунка, учителем на доске.

Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Во фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы.

В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Но в эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру. Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков. В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир.

Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: А. Матисс Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М.С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами».

Давайте определим цель нашего урока.

Верно, сегодня мы поучимся в простом карандаше изображать натюрморт с натуры, а на следующем уроке продолжим, но уже в цвете натюрморт с натуры.

Красота предметного мира, воспеваемая в натюрморте, — лишь одна из граней привлекательности этого жанра. В нем, как в зеркале, отражались история и культура народа, рукотворность мира и индивидуальность каждой вещи, эстетические предпочтения человека, сословия, времени, мысли, чувства и миропонимание самого художника.

Достижению такой смысловой глубины жанра способствовало мастерство художника – умение отобрать предметы, расставить их на предметной плоскости так, чтобы композиция несла определенную смысловую нагрузку, вписать в выбранный формат, объединить колористическими характеристиками.

Перед тем как рисовать, художник отбирает предметы, которые интересны ему по форме и цвету, и составляет из них натуральную постановку.

Обратите внимание на нашу постановку. Композицию нашего натюрморта составляет кувшин и два яблока.

Композиция – это цельное объединение всех частей произведения искусства для наиболее яркого изображения его содержания.

Что нам нужно знать, чтобы нарисовать этот натюрморт?

-Нам предстоит понять, как правильно компонуется натюрморт. Понять расположение предметов в композиции.

Работа над натюрмортом начинается с определения композиционного расположения всей группы предметов на плоскости листа бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрморта, начиная с самых крупных. Каждый предмет имеет свою форму. Форма предмета определяется конструкцией – строением. В основе любой формы или её конструкции лежат простейшие геометрические тела.

Какие геометрические тела лежат в основе формы предметов нашего натюрморта? (Выявляется конструктивная основа формы.)

Чтобы предметы смотрелись естественно, его необходимо правильно изобразить – построить.

Выбирается точка зрения на группу предметов, которая позволяет показать красоту каждого из них и подчеркнуть их смысловое единство. Построить – значит нарисовать предмет так, чтобы изображение сохранило все его характерные признаки, соразмерность частей, чтобы была соблюдена в композиции симметрия, пропорции и создавалась иллюзия объема.

Каждый предмет имеет свои определенные пропорции. Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета, соотношение части предмета и целого.

Необходимо найти соотношение между предметами и форматом листа. Ограничив поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены.

Какой предмет в нашей постановке стоит ближе к вам, а какой дальше?

Какой предмет самый высокий в натюрморте? Самый низкий? (уточняется место каждого предмета по относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения).

Обратите внимание на таблицу с расположением предметов натюрморта на листе.

Какое расположение предметов на ваш взгляд является правильным?

Изображение предметов не должно быть очень крупным и выходить за пределы листа бумаги. Изображение не должно быть слишком мелким или сдвинуто, к какому- то краю.

Скажите, на какой, из этих композиций, предметы расположены правильно, а на каких — нет? Объясните почему?

Далее педагог при помощи педагогического рисунка показывает последовательное выполнение практического задания. Главное в натюрморте — это компоновка. Начинаем рисования с определения плоскости, на которой будут стоять все предметы. Плоскость выбирается с учетом перспективного искажения. Мы обобщаем изображение всех предметов натюрморта до прямоугольников, компонуем их на листе, начиная с самого крупного. В данном случае с кувшина. Наметив все предметы натюрморта, приступаем к построению кувшина. Работу начинаем с изображения осевой линии. Затем размечаем на ней точки, которые сформируют силуэт кувшина. Соединяем точки с помощью эллипсов. Эллипс это круг, который лежит в плоскости. В нашем случае мы смотрим на предметы немного сверху. Поэтому эллипс основания кувшина буде более открытым, чем сверху. Затем обрисовываем контур. Затем намечаем маленькое яблоко. Потом строим большое яблоко. Делаем легкую светотеневую раскладку. Определяем куда падает свет. Легким тоном отделяем теневую сторону предметов, и натюрморта в целом. Постепенно насыщаем рисунок тоном. Штрихи на предметах кладем по форме.

Ощущение объема достигается передачей разницы в освещении сторон (граней) предмета в зависимости от их расположения по отношению к источнику света.

Работу по выявлению формы мы продолжим на следующем уроке. А пока приступайте к графическому изображению натюрморта с натуры.

Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи.

Определяют художественную цель урока.

Работают над формой предметов в натюрморте. Под руководством учителя вспоминают основы композиции, понятие конструкции, пропорций.

Анализируют форму и сравнивают с геометрическими телами.

Находят соотношение между предметами.

Выясняют правильное расположение композиции на плоскости. Объясняют свое решение.

Фронтальная, индивидуальная работа

Познавательные:

Устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные:

Излагают свое мнение, выдвигают контраргументы в дискуссии, делают выводы.

Личностные:

Осознают многообразие взглядов, свою позицию.

Предметные:

— получают представление о построении натюрморта с натуры.

III. Творчес-кая практи-ческая деятель-ность – ( 20-23 мин.)

Напоминание в виде кратких указаний

Индивидуальная работа с учащимися, помощь учителя нуждающимся ученикам, выявление общих ошибок, их анализ.

Напоминание детям: помните, что все мы измеряем, все предметы сравниваем по высоте, ширине, тону, форме, находим какой предмет выше, какой ниже и на сколько, какая геометрическая форма лежит в основе конструкции формы предмета.

Характерные ошибки исправляем вместе с детьми в ходе работы.

Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Работают над построением натюрморта по предложенному описанию.

Индивидуальная работа.

Регулятивные:

Различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Коммуникативные:

адекватно выражают и контролируют свои эмоции.

VI. Итоги урока.

Рефлек-сия – (4-5 мин.)

Беседа на основе заданных вопросов. Выставка работ учащихся.

-Скажите, пожалуйста, а какими основными приемами композиции пользуется художник для достижения образной выразительности?

Давайте рассмотрим наши рисунки и оценим работу по следующим критериям:

— правильно выбранный формат листа, компоновка;

— соблюдение пропорций и соотношений величины предметов;

— соблюдение правил перспективы;

— аккуратность выполнения работы.

Что нового узнали на уроке?

В чем испытывали трудность?

Что больше всего вас заинтересовало на уроке?

Где могут вам пригодиться знания, полученные на уроке?

На следующем уроке мы продолжим работу над натюрмортом, а сегодня всем спасибо за работу.

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свои работы и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Коммуникативные:

Излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.

Регулятивные: оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля. корректируют свое мнение.

Регулятивные: оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля.

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) по теме: Урок изобразительного искусства в 6 классе «Натюрморт»

Урок ИЗО в 6 классе

Тема: «Изображение предметного мира — натюрморт».

Цели: —  познакомить учащихся с многообразием изображения мира вещей в       истории искусства;

           —  расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения;

           —  учить составлять натюрморты;

           —  воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование, рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, рисунки натюрмортов, карточки с изображением предметов. Цветная бумага, клей, ножницы

Словарь: натюрморт, Питер Клас, Виллем Клас Хеда, И. Э. Грабарь, И. А. Коровин.

                                                Ход урока

  1. Организационный  момент. 
  1. Приветствие.
  2. Актуализация и активизация  знаний учащихся.

— Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, попробуем ответить на вопрос.

—  Затем потренируем мозги — изучая новые понятия.

         — И наконец,  вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу.

II. Повторение изученного. 

— Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).

  1. Сообщение темы урока.  

— Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают

— К какому жанру живописи можно отнести эти картины? (натюрморт).

— Попробуйте дать название каждой картине.

— Послушайте стихотворение – загадку.

              Если видишь на картине

              Чашку кофе на столе,

              Или морс в большом графине,

              Или розу в хрустале,

              Или бронзовую вазу,

              Или грушу, или торт,

              Или все предметы сразу

              Знай, что это …(натюрморт).

— Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморты.

IV. Изучение нового материала.

  1. Из истории натюрморта. (Выступление ученицы)

«Натюрморт» — от французского «мертвая натура» — жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании.

        Учитель:

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас Хеда «Ветчина и серебряная посуда», «Завтрак с ветчиной»).

        Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.

        В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др.

        Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы». Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.

— А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизо-голубых и розовых).

Составление  синквейна. первое слово-  натюрморт, яблоко…..(на столах правила составления синквейна, вспомнить вслух с ребятами)

2. Последовательность и правила работы над натюрмортом.

— Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.

        В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть.

1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.

2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.

3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.

4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.

6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

Физминутка.

Упражнение «Зеркальное рисование».  

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  произвольности и самоконтроля.

 Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы.

V. Актуализация знаний.

— Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.

VI. Практическая работа.

Составить натюрморт из предложенных вам контуров предметов.

1Выбрать правильно фон,

2.Правильно расположить предметы, методом поиска,

3. Обвести предметы на цветную бумагу, если есть необходимость дополнить своими предметами….

4. Доработать предметы  и приклеить,

5. Придумать название натюрморту.

 (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

— Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.

VII. Итог урока.

— Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).

— Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).

 — Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Ученики оценивают свои работы.

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Окончание урока

Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, 
а музыка, стихи и картины
неизменно волнуют сердца, потому что у искусства
нет возраста… а есть Душа.

nsportal.ru

«НАТЮРМОРТ» план урока 6 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК

УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

МБОУ ЛИЦЕЯ № 57

ГОРКОВЕЦ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Натюрморт

«Изображение предметного мира – натюрморт» 
(по программе Б.М.Неменского) 
6 класс

Ростов-на-Дону

2014 год.

План-конспект урока 
Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт» 
(по программе Б.М.Неменского) 
6 класс (первое занятие)

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, научить работать в технике быстрого письма.

Задачи: 
Образовательная – систематизировать и обобщить материал предыдущих уроков по знакомству с жанром натюрморта; закрепить умения в создании композиции натюрморта в ходе практической работы; закрепить навыки смешения красок, применения контрастных цветов и светотеневого различия. 
Познавательная – развивать приемы работы в технике быстрой живописи без предварительного рисунка. 
Воспитательная – воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие предметного мира.

Виды деятельности: опрос, устный рассказ, практическая работа.

Оборудование урока: компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска.

Средства наглядности: презентация Microsoft Office PowerPoint с изображениями натюрмортов; Paint- фрагмент осеннего ковра, палитра осенних красок.

Материал к уроку: 
учителю: ФА4, гуашь, кисти, палитра, баночка, салфетка; 
ученикам: ФА4, гуашь, кисти, палитра, баночка, салфетка. 

Оформление класса: рисунки учеников.

План урока: 
I. Организационный момент. 
II. Сообщение темы урока. 
III. Актуализация знаний. Повторение изученного материала прошлого урока. 
IV. Практическая работа. 
V. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие. 
2. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Художники всегда любили и любят изображать что-то необычное и неожиданное. В них всегда живет желание удивлять других людей. 
Как разнообразен мир вокруг нас! Какое множество явлений и предметов! Какое множество материалов и способов создания картины! Как научиться рисовать и радоваться тому, что у тебя получилось!? 
Есть удивительно простой способ познать все это: уроки изобразительного искусства, терпение, запастись необходимым материалом и не лениться.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так: «Изображение предметного мира — натюрморт». (Слайд 1- «Краски осени»). 
На уроке мы закрепим знания правил рисования натюрморта, и нам предстоит создать натюрморт, используя ранее приобретённые навыки, собственные впечатления, память. Научимся выполнять натюрморт в технике «Быстрое письмо»,применяя цветовую палитру осенних листьев.

III. Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 2).  Начнём урок с красивых строк Бунина. Найдите в этом четверостишье осенние цвета:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Запишите эти слова на обратной стороне альбомного листа. И ещё стихотворение Пушкина (Слайд 3). :

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса

И ещё строки Алексея Толстого: (Слайд 4). 

Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие
по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там,
на дне долин,
Кисти ярко – красные
вянущих рябин.

Вот именно эти краски мы используем в сегодняшней работе. ». (Слайд-5). Но прежде чем перейти к практической работе давайте вспомним, что такое натюрморт. (Слайд 6- «Паскаль»). 

 О жанре натюрморта вы узнали ещё в начальной школе. Натюрморт – это… (Ответы детей).  (Слайд 7- «Группа предметов»). 
Правильно! …это изображение группы предметов, объединенных в единую композицию. (Слайд 8 ). А еще, ребята, вы узнали самое, на мой взгляд, главное: чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, он должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. (Слайд 9- «Жанр»).  
И мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили некоторые правила постановки натюрморта. (Ответы детей).

Учитель: Обобщим сказанное вами. 
Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять. В них должна быть заложена определенная тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи  или, как в нашем случае, – осенние листья.
(Слайд 10). 
Если составить натюрморт только из осенних листьев это будет очень скучно. А можно включить в такой натюрморт – фрукты?…(Ответы детей) .А можно включить – цветы?(Ответы детей). Ягоды?………….
(Слайд -11 для сравнения Слайд-12). 
Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных линий. 
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Подчеркнуть композиционный центр, его выразительность можно  с помощью включения в работу контрастный цветов. Например фоновых.
(Слайд- 13). 
Предметы должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметрично. 
(Слайд -14 «Гуашь»). 
Натюрморт можно выполнять практически всеми возможными техниками и материалами . (Слайд- 15- «Батик»). 

(Слайд -16). 
Учитель: А теперь давайте с помощью компьютерной программы посмотрим насколько разнообразна и широка может быть цветовая палитра нашего будущего натюрморта из осенних листьев.(Дети поочерёдно выходят к компьютеру и создают цветовую растяжку основных цветов будущей работы). (Слайд -17- «Осенние листья»). 

Учитель: Для завершения рисунка(при детальной проработке) нам понадобиться вспомнить ещё и разнообразные формы листьев разных деревьев. Освежите в памяти на мгновенье и в дальнейшем используйте в рисунке.

Учитель: (Слайд -18- «Творческое задание»). 

Выполнить на Ф А3 гуашью натюрморт с осенними листьями

  • в технике быстрого письма

  • без предварительного рисунка

  • с применением заданной цветовой гаммы.

Учитель: Но прежде чем приступить к работе нужно организовать своё рабочее место.

Физкультминутка. (Упражнения для глаз).

IV. Практическая работа.

Учитель: Техника быстрого письма требует определённых навыков, именно поэтому данную работу(а она для детей первая в такой технике) мы с вами будем выполнять параллельно, вы на ваших альбомных листах, расположенных вертикально, а я на листе под документ-камерой. Трансляцию моего письма вы можете видеть на интерактивной доске и в такт мне работать над своим натюрмортом. Параллельно мы будем смешивать на палитре(я под документ-камерой)необходимые цвета , подбирать им названия и определять места нанесения на работе.

Учитель:

Во время практической работы учитель проводит инструктаж по работе с красками и ведется текущий контроль: 
1. Организация рабочего места. 
2. Правильность выполнения приемов работы и соблюдения правил работы. 
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 
4. Контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся. Выставление оценок. 
2. Заключительное слово. 
Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое, а самое главное создали картину своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты или может стать бесценным подарком близкому человеку.

3. Домашнее задание.

Список литературы: 
1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского. 
2. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство: искусство в жизни человека». Учебник для 6 класса под редакцией Б.М.Неменского. 
3. Искусство натюрморта. Издательство Олма-Пресс, 2005. 
4. Яшухин А.П. «Живопись» М.: Просвещение, 1985.

infourok.ru

«Натюрморт из предметов быта» ( 6 класс)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Ишимбайская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 7 VIII вида

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО изобразительному искусству

на тему: «Натюрморт из предметов быта»

6 класс

Составила и провела

учитель изобразительного искусства и черчения

ГБОУ С (К) ОШ №7 VIII вида

г. Ишимбая

Янтилина Лилия Наилевна

Ишимбай 2015

Тема урока: « Натюрморт из предметов быта».

Класс: 6

Цель: выполнить построение натюрморта. Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт). Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью. Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы.

  2. Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие памяти, зрительных представлений и впечатлений от натуры, чувство пропорции, соразмерности, мыслительной деятельности.

  3. Коррекционно-воспитательные: воспитать интерес к предмету, изобразительному искусству, самостоятельность.

  4. Здоровьесберегающие: развитие душевного развития с помощью музыкитерапии, формирование правильной осанки, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка, таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», работы учеников и учителя.

Для учащихся — пастель, бумага, графические материалы, ластик.

Зрительный ряд:

Репродукции и картины выполненные в жанре натюрморта, натурная постановка.

План урока:

  1. Организация класса

  2. Вводная беседа.

  3. Беседа по теме.

  4. Дидактическая игра.

  5. Закрепление.

  6. Самостоятельная работа.

  7. Анализ работ.

  8. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку учащихся.

  2. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт (демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Ребята, о каком жанре ИЗО идет речь?

— Какие еще жанры ИЗО вам известны? ( Портрет, пейзаж, натюрморт, автопортрет).

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать натюрморт из предметов быта с натуры. Работа рассчитана на один урок. На этом уроке наша задача закомпоновать – обозначить положение предметов и их форму и выполнить рисунок в цвете с помощью пастели.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов или « неживая природа». Жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрмортом. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей. В жанре натюрморта работали многие известные российские и зарубежные художники. В натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых.

Просмотр слайдов с натюрмортами и их анализ.

  1. Беседа по теме.

— Ребята, тема нашего урока: « Натюрморт из предметов быта».

Мастером такого натюрморта были многие художники, посмотрите на репродукции картин, обратите внимание, из каких необычных предметов он составлен.

Анализ натюрмортов художников.

— Какие еще предметы быта вы можете назвать?

— Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт?

Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Ребята, какие предметы будем рисовать? (…). Как будем располагать альбомный лист? (Вертикально). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию. Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. (Слайд) В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Делается это с помощью визирования. (На примере нашего натюрморта, что больше, сколько раз меньший предмет укладывается в большем?). Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить чайник? (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Снова проверяют соотношение размеров предметов. После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. В нашем натюрморте, какой самый сложный предмет? Какой он формы? (Цилиндрической). Когда намечены границы всего натюрморта, можно наметить место и размер каждого предмета. Также, с помощью визирования, определяем высоту и ширину чайничка. Намечаем штрихами. Затем можно очертить его границы – нарисовать прямоугольник. Затем рисуем овалы – дно, верх. Обратите внимание, что верхний край овала всегда визуально уже, не забудьте передать это при рисовании. Обозначив дно и прорисовав верх, можно приступать к рисованию ручки и носика. Снова используйте визирование, чтобы определить правильное соотношение этих частей чайничка. Попробуем. Ручка примерно составляет половину всей длины предмета, носик – треть. Прорисовав чайник, убрав лишние линии, можно приступать к простым предметам. Затем обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.

  1. Дидактическая игра.

На столе представлены предметы быта, но являются ли они натюрмортом? (нет).

— Почему нет?

— Кто попробует составить натюрморт?

Физминутка

Упражнение для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6-8 раз.

  • Наклоны головы вперед-назад

  • Наклоны головы вправо-влево

  • Повороты головы вправо-влево

  • Круговые движения головой в одну и другую сторону.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

  • Поднимание и опускание плеч вверх-вниз

  • Круговые движения плечами вперед-назад

  • Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

5. Закрепление.

Итак, с чего же начнем рисовать натюрморт? (Обозначим всю композицию, заключив ее в многоугольник). Затем? (Наметим высоту предметов и заключим их в простые геометрические фигуры). С какого предмета начинаем прорисовывать форму? (С самого сложного – чайничка). Что прорисовываем у него вначале? (Овалы дна и верха). На что надо обратить внимание? (Верхний край овала кажется уже). Что делаем дальше? (Прорисовываем фрукты, овощи, линию плоскости).

6.Самостоятельная работа.

Приступайте к работе. Во время работы, прохожу помогаю, объясняю, слежу за осанкой и правильности сидения во время урока учащихся.

7.Анализ работ.

8. Итог урока.

— Наш урок подошел к концу, и пришло время подвести итоги.

Что такое натюрморт?

Что учились рисовать?

Что получилось лучше всего?

С каким материалом работали?

Ребята, все вы молодцы, у каждого из вас получился свой неповторимый рисунок.

Оценка:

Домашнее задание: выполнить эскиз трех предметов цилиндрической формой.

Рефлексия.

infourok.ru

Презентация по ИЗО на тему «Как нарисовать натюрморт»

«Какой нарисовать натюрморт?» 1 часть Задания по ИЗО для учащихся 6 классов

Плахотная Е.Е. — преподаватель изобразительного искусства

Здравствуй, юный художник!

Чтобы нарисовать натюрморт его надо составить из предметов.

В 1 части ты познакомишься как составлять натюрморт.

Задание 1

Рассмотри следующий слайд и распредели предметы на группы.

Это тебе надо для твоего натюрморта

Нас окружают разные вещи

  • НОВЫЕ
  • СУПЕРСКИЕ
  • СТИЛЬНЫЕ
  • СТАРЫЕ
  • НЕНУЖНЫЕ

Подсказка

Натюрмо́рт ( фр.   nature morte  — «мёртвая природа») —это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

В этих натюрмортах предметы собраны по теме

«Музыка» «Фрукты»

Выбери из предметов 5 или 3 штуки которые по теме «Крестьянский завтрак»

или «Стол купчихи».

Скопируй их на следующий слайд.

Подсказка тебе поможет. Ты выбрал предметы?

Копируй их сюда.

Составь из них натюрморт.

Двигай картинки, поворачивай – так ты составишь свой натюрморт.

Сам процесс составления называется композицией.

В натюрморте предметы должны быть

по размерам разные:

БОЛЬШОЙ, средний, маленький, одинаковые

Домашнее задание

Составь из своих настоящих предметов натюрморт:

  • «Дары осени»,
  • «Спортивный (с спортивными предметами)»,
  • «Детский (с игрушками)»,
  • «Пасхальный»,
  • «Столярный (с инструментами столяра)»,
  • «Строительный (с кирпичами, мастерком, ведром и т.д.

До встречи во 2 части

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *