Басня крылова осел и соловей рисунок – Как нарисовать басню «Осел и соловей» поэтапно?

Басня Осёл и соловей с картинками читать — Крылов И.А.

Читать басню Осёл и соловей с картинками в одно удовольствие. Осёл и соловей  – басня  Крылова И.А. для детей учит тому, что не стоит судить то, в чём не смыслишь. Басню Осёл и соловей вы можете читать онлайн.

Басня Осёл и соловей читать с картинками

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.

 

Мораль басни: без знания дела, обстоятельств и всех тонкостей не надо судить действия других. Сначала нужно разобраться, а уже потом говорить что и как делать.

Похожее

svetlica-mama-blogger.ru

Презентация по литературе «И. Крылов. Басня «Осёл и соловей» (6 класс)

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе «И. Крылов. Басня «Осёл и соловей» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Истоки басни Первым, кто стал использовать приём иносказания, а иносказание – это когда изображают животных, а имеют в виду людей, – был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью, поэтому он рассказывал истории, якобы случившиеся с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать эзопов язык.

3 слайд Описание слайда:

Басня включат в себя две части: 1. Основное повествование. 2. Мораль.

4 слайд
Описание слайда:

Проверим д.з.

5 слайд Описание слайда:

Кому посвящены строки: Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения … Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Сокровищница мудрости народной В них людям открывалась до конца, И голос их, прямой и благородный, К добру и правде призывал сердца. Всё знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и Родина его. М.Исаковский

6 слайд
Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова.

8 слайд Описание слайда:

Тема урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

9 слайд
Описание слайда:

Цели и задачи урока: Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова Углубить знания о басне как одном из старейших жанров литературы Учиться выразительно читать и анализировать басни

10 слайд Описание слайда:

Когда – то И.А.Крылов был молодым. Но в истории литературы все знают его как «Дедушку Крылова».

11 слайд
Описание слайда:

Жизнь и творчество И.А.Крылова Родился в бедной дворянской семье, в 1769 году В 1809 году опубликовал первый сборник басен. Всего написано более 200 басен, которые объединены в 9 книг.

12 слайд Описание слайда:

это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл Басня — Мораль — это поучительный вывод из основного повествования басни. Мораль может быть в начале и в конце басни

13 слайд Описание слайда:

Ирония — Аллегория — тонкая, скрытая насмешка это «иносказание», изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление: лиса – хитрый человек, заяц, ягненок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек

14 слайд Описание слайда:

Олицетворение — Сатира- наделение человеческими качествами животных злой смех, при помощи которого автор высмеивает пороки общества Эзопов язык- умение замаскировать главную мысль

15 слайд Описание слайда:

Басня Цель: осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни Основная часть Мораль В начале В конце Аллегория Сатира Олицет-ворение Эзопов язык

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

Соедини стрелочками, прочти название басен ВОРОНА СЛОН ЛЕБЕДЬ МАРТЫШКА ЛИСИЦА МОСЬКА ОЧКИ ЩУКА

18 слайд Описание слайда:

Чьё это? Вороны Квартета Мартышки Свиньи

19 слайд Описание слайда:

Басня «Осёл и Соловей»

20 слайд Описание слайда:

Характеристика героев Соловей Осёл

21 слайд Описание слайда:

Характеристика героев Соловей Осёл Мастер своего дела, истин-ный певец природы Глупый, который ничего не понимает в настоящем пении.

22 слайд
Описание слайда:

Мораль басни «Осёл и Соловей» Избави Бог и нас от этаких судей.

23 слайд Описание слайда:

Итог урока Сделайте вывод нашего урока «Почему же мы так любим басни Крылова?»

24 слайд Описание слайда:

Вывод Крылов учит людей узнавать самих себя в героях басен, помогает найти недостатки и помогает от них избавиться. Он учит нас мудрости жизни.

25 слайд Описание слайда:

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А. Вяземский

26 слайд Описание слайда:

Урок мне понравился, было интересно На уроке было скучно Я ничего не понял

27 слайд
Описание слайда:

Домашнее задание стр. 37-39 , 40-42 выразительное чтение (по желанию наизусть) Вопрос №5 стр.43 -письменно

28 слайд Описание слайда:

Спасибо за урок! До новых встреч»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-699670

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— По

infourok.ru

Анализ басни Крылова «Осел и Соловей»

Басня «Осел и Соловей» была написана не позднее 1811 года. Она появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни. Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.

В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения. Под Соловьем в этой басне Крылов понимал себя. По поводу Осла есть несколько версий. Одни считали, что под Ослом подразумевается вельможа, который ставил Дмитриева выше Крылова. Кто-то говорил о князе А.Н.Голицине. Третьи склонялись к кандидатуре графа Разумовского. Но доподлинно точно неизвестно, кто же из вельмож послужил прообразом для Осла. Возможно, что это собирательный образ.

Но не только эта история стала причиной написания басни. Крылов и ранее встречал людей, которые самоуверенно судили о делах и вещах, о которых не имели ни малейшего понятия. Подобным «судьям» свойственно определенное противоречие в поведении. Они самоуверенны, но, как правило, — невежественны. Подобное противоречие вызывает у любого стороннего наблюдателя насмешку. Именно с насмешкой и относится Крылов в своей басне к подобного рода людям.

Крылов, решив высмеять подобное явление, встречающееся в нашей жизни, выбрал аллегорический способ для его изображения. Искусного артиста он представляет в образе Соловья. Выбор сделан удачно, так как Соловья более чем кого-либо можно уподобить талантливому артисту. Судьей в басне является Осел, с которым у читателей связано понятие о глупости и тупости.

Поскольку характеры персонажей понятны читателю, автор начинает басню прямо с развития действия. Осел желает проверить чужие толки о соловьином пении и призывает певца к себе. Так как вся сила рассказа должна заключаться в противоречии между невежественным судом Осла и чудным искусством соловья, Крылов подробно описывает соловьиное искусство, делая упор на том, насколько оно прекрасно. Затем он показывает то впечатление, какое Соловей произвел на все окружающее, и, наконец, переходит к ослиному суду. Судья снисходительно отзывается о пении и только жалеет, что Соловей незнаком с петухом. Петух здесь выбран для того, чтобы без лишних слов изобразить ослиный вкус: в чем может быть больше противоположности, как не в пении Соловья и петушином крике? В этом противопоставлении главным образом и сосредоточена ирония писателя, которая далее усиливается советом Соловью немножко поучиться у петуха. Что оставалось делать Соловью при таком совете? То, что он и сделал: «Вспорхнул и — полетел за тридевять полей».

Аллегория и ирония являются основой литературной обработки этого сюжета. Аллегория основывается на сходстве, ирония на противоположности. Так как действие басни взято из реальной жизни, то и выражения персонажей заимствуются оттуда же.

Крылов — большой мастер выражаться в народном духе; но тут же рядом с такими выражениями как «дружище, мастерище», встречаются у него и другие, которые никак не идут в тон с ними, например, «внимало все тогда любимцу и певцу Авроры».

Говоря далее о впечатлении, какое Соловей произвел своим пением на все окружающее, Крылов допускает определенное преувеличение: «затихли ветерки, замолкли птичек хоры и прилегли стада». Также и образы пастушка с пастушкой взяты из воображаемой счастливой пастушеской жизни, которая описывалась в разных произведениях того времени. Так называемая «пастушеская» поэзия развилась в литературе западных народов, перешла к нам и вызвала подражание.

Мораль басни «Осел и Соловей» такова: «Избави, Бог, и нас от этаких судей»

В чем главный смысл басни «Осел и Соловей»?
Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается, не является специалистом. Критиковать в конструктивном русле и давать советы может только специалист в этой теме.

Какие недостатки высмеивает Крылов в басне «Осел и Соловей»?
Критиканство, некомпетентность, невежество, неспособность быть объективным, глупость, необъективное поучительство.

detskiychas.ru

Басня «Осел и Соловей»: торжество невежества

Несправедливая ситуация, когда невежда берется судить о вещах, его уму и вкусу неподвластных, встречается до обидного часто. Об этом — басня «Осел и Соловей» Ивана Крылова.

Конфликт

Современники рассказали, что вдохновил поэта к созданию произведения случай из его жизни. Высокопоставленный вельможа, выслушав артистичное исполнение Крыловым басен, похвалил сочинителя, однако пожурил его за то, что тот не берет пример с другого автора (писавшего гораздо слабее, чем Крылов). Выплеснув в басне свою обиду, Иван Андреевич все же сумел создать иллюстрацию типичного разногласия между бесспорно талантливым творцом и несведущим, но самоуверенным критиком. Конфликт обречен быть вечным. Его многократная проекция в нашу жизнь свершилась с наступлением времен, когда «кухарка стала править государством». Творцам, испытавшим минуты мучительного недоумения, когда влиятельные лица снисходительно похлопывали их по плечу, говоря откровенные глупости об их произведениях, отрадно увидеть аллегорическое изображение этой коллизии таким, как его представляет басня «Осел и Соловей».

Художественные средства

Автор щедро использует литературные приемы для изображения характеров, стиля речи героев, описания нелепости ситуации. Прежде всего в ход идет противопоставление. Осел, олицетворение упрямства и глупости, контрастирует с Соловьем – символом вдохновения и поэзии. Грубоватая речь Осла сразу же выявляет его неотесанную и амбициозную натуру. Он обращается к Соловью по-простецки: дружище, мастерище… Осел слыхал о прелестном пении Соловья, но сомневается: «…велико ль подлинно… умение?» Ответ Соловья – райское пение – приводит всё вокруг в восторг. Существительному «уменье», которое употребил Осел, противопоставляется искусство, явленное Соловьем.

Автор предлагает каскад усиливающих друг друга глаголов, передавая неповторимо прекрасную трель: «защелкал», «засвистал», «переливался», «тянул», «нежно ослабевал», «свирелью отдавался», «дробью рассыпался». Басня «Осел и Соловей» рисует полную гармонию, которая возникает в природе и в душах людей от песни Соловья. Недаром автор здесь использует высокую лексику: любимцу богини утренней зари всё внимало, затихло, стада прилегли. Ощущается пасторальный мотив. Повествование достигает кульминации, когда пастушок слушает Соловья «чуть-чуть дыша». Едва песня смолкает, Осел бросает свою тяжеловесную оценку: «Изрядно!» Крылов умножает сатирический эффект, описывая, как реагирует на трепетное искусство певца «глубокомысленный» критик: тупо «уставясь в землю лбом». Ему Соловья всего-то «без скуки слушать можно». И конечно, он мнит себя большим ценителем, поэтому считает, что его долг – поучать. Осел важно замечает, вставляя сюда просторечное словечко «навострился», что Соловей пел бы лучше, если бы у петуха «немного поучился». Мораль басни «Осел и Соловей» выражена в короткой и емкой фразе: «Избави, Бог, и нас от этаких судей». И в самом деле, фальшивый ослиный авторитет – большая помеха на пути искусства, призванного облагораживать жизнь.

Басня Крылова «Осел и Соловей» в нотах

Сюжет повествования Крылова воодушевил русских композиторов создать одноименные произведения на эту тему. Дмитрий Шостакович в сочинении «Две басни И. Крылова» с необычайной экспрессией передал мелодическим языком столкновение жизненных позиций героев. Очень выразителен и романс Римского-Корсакова на слова популярной басни.

Некомпетентность, косность, отсутствие такта, неспособность к тонким душевным порывам – вот те качества, которые высмеивает басня «Осел и Соловей», а точнее, ее автор — блестящий публицист, поэт и переводчик Иван Андреевич Крылов.

fb.ru

««И.Крылов. Басня «Осёл и Соловей»

И. А. Крылов.

Слово о баснописце. Басня «Осёл и Соловей».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

И. А. Крылов.

Осёл и Соловей.

Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Осёл и Соловей»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные :

развивать умение находить нужные сведения;

выявить основную идею басни;

подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни.

Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, А слушаем внимательно .

Крылов Иван Андреевич , русский писатель, баснописец, журналист, родился в Москве 13 февраля 1769 г.

С 1809 по 1843 г.г. создал более 200 басен.

Скончался 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет. Похоронен в Петербурге.

БЛИЦ- ПЕРЕКЛИЧКА

Тест «Биография И.А.Крылова»

1.Отметьте дату рождения И.А.Крылова

А) 1812 г.

Б)1844 г.

В) 1769 г.

2. Определите место рождения И.А.Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

В) Тверь

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

Б) мать

В) няня

БЛИЦ- ПЕРЕКЛИЧКА

Тест «Биография И.А.Крылова»

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста

Викторина.

Знаток басен.

Дополните фразу:

-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ -Ворона каркнула во всё воронье горло…/ -А вы, друзья, как ни садитесь…/ -Когда в товарищах согласья нет…/

Дополните фразу:

-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона . -Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка… -А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь. -Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.

Дополните фразу:

-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ -А Васька…/ -За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ -У сильного…/ -Чтоб музыкантом быть…/ -Ты всё пела. Это дело…/

Дополните фразу:

-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было… -А Васька…/ слушает да ест . -За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он… -У сильного…/ всегда бессильный виноват. -Чтоб музыкантом быть…/ так надобно терпенье. -Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

Дополните предложения:

Басня – это стихотворное или прозаическое произведение…

Мораль – краткое заключение …

Басня состоит из …

В баснях мы часто встречаем …

В баснях обличаются…

Дополните предложения:

Басня – это стихотворное или прозаическое произведение… (нравоучительного сатирического характера).

Мораль – краткое заключение … (в котором разъяснена её основная поучительная мысль)

Басня состоит из …(зачина, морали)

В баснях мы часто встречаем …

В баснях обличаются… (человеческие пороки).

Дополните предложения:

Олицетворение – это наделение человеческими качествами … .

Аллегория – это иносказание — ….

Дополните предложения:

Олицетворение – это наделение человеческими качествами … (животных, оживление предметов, явлений природы).

Аллегория – это иносказание — … (изображение отвлечённого понятия через конкретный образ).

История создания басни:

И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.

Словарная работа:

МАСТЕРИЩЕ – искусный мастер.

СВИРЕЛЬ — русский музыкальный инструмент; род двуствольной продольной флейты.

Являть своё искусство стал – стал показывать своё пение

Творческая работа:

I группа:  Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения?

Творческая работа:

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью.

Творческая работа:

II группа:  Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей? Прочитайте.

Творческая работа:

II группа: Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”.

 

 

Творческая работа:

III группа:   Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?

Творческая работа:

III группа: Осёл – глупый, ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения.  

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выразительное

чтение басни

«Осёл и Соловей».

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

multiurok.ru

конспект урока чтения для учащихся с ОВЗ ,8 класс

С(К)ОШ № 61 г. Казани

Басня И. А. Крылова «Осёл и Соловей»:

урок чтения в 8 классе

для дефектологов — слушателей курсов СГПИ РТ

Учитель русского языка высшей

квалификационной категории

Судеркина А. Ю.

— 1 –

Тема урока: «Басня И. А. Крылова «Осёл и Соловей»

Цели: 1) Обеспечить полноценное восприятие басни И. А. Крылова и орга-низовать деятельность учащихся по её изучению;

2) Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память, воображение в процессе работы над произведением;

3) Формировать умение выражать своё отношение к поступкам героев,
давать нравственную оценку высокомерию. глупости как человеческим качествам

Оборудование: Портрет И. А. Крылова, ИД, презентация, мультфильм, цветные иллюстрации, словарь, учебники, карточки с заданиями, книги И. А. Кры-

лова, рисунки уч-ся, цветные мелки

План:

  1. Организация урока. Упражнение на внимание.

  2. Индивидуальная работа по карточкам на совершенствование техники

чтения. Предлагаются задания: зачеркнуть лишнюю букву в слове;

найти лишние слоги; подчеркнуть однокоренные слова.

  1. Проверка домашнего задания. Чтение басни по ролям

— Какие исторические события отразил автор в басне?

— Кого видел Крылов в образе Волка? Ловчего?

— Какие обещания давал Волк. Чтобы выжить?

— Почему ему не поверили?

  1. Переход к новой теме урока. Краткая беседа о И. А. Крылове – великом русском баснописце. За свою жизнь он написал около 200 басен. Родился в небогатой семье офицера. После смерти отца Иван Крылов устроился на работу, хотя ему было всего 10 лет. Басни Крылов начал писать с 37 лет. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние Басни его не стареют, потому что помогают людям увидеть в себе недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Басни перевели на 50 языков.

  2. Сообщение темы урока. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое и важное о себе и людях.

  3. Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: «Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы

— 2 —

не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

  1. Словарная работа. Объяснение, уточнение слов и выражений из басни:

    1. объяснение слова басня, нахождение корня

В древности мудрецы придумали, как, не причинив человеку обиды, сказать правду ему в глаза. Герои басни – звери, птицы, но мы понимаем, что речь идёт о людях

Мораль – это поучительный вывод из основного повествования,

который даётся в начале или в конце басни.(по словарю)

2) Послушай-ка, дружище! При всей современности этого выражения в разговорной речи оно не употребляется (представьте себе мужчину 40–60 лет: он такого никогда не произнесет!). Как ни странно, подобное обращение может прозвучать в переводе американского детектива – по-видимому, как эквивалент англ. fellow. В разговоре крыловскому дружище соответствует друг, может быть, даже мужик. Я бы назвала такое словоупотребление стилистическим архаизмом.

Сказывают. Устаревшее слово. Ему соответствует современное говорят.

Великий мастерище. Неясно, существовало ли слово мастерище в прошлом. Мы бы сказалибольшой мастер. Слово великий воспринимается как стилистически высокое (великий музыкант)или ироничное (великий комбинатор).

Хотел бы очень я сам посудить… Мы говорим: судите (или посудитесами – но по отношению к самому себе это выражение сейчас не употребляется.

Велико ль подлинно твое уменье? Слово подлинно в данном значении устарело и не употребляется. Ему соответствует современное действительно. Необычен и вопросительный знак в конце изъяснительного придаточного предложения.

Являть свое искусство. В современном языке используется выражение показывать свое искусствоявлять может встретиться только в стилистически возвышенном контексте.

— 3 —

Засвистал на тысячу ладов. Это выражение сейчас малоупотребительно. Его можно увидеть в художественном или публицистическом тексте, но из разговорной речи оно ушло.

Отдавался. Это слово в данном значении устарело и не употребляется. Мы говорим: Вода немного отдавала тиной или Вдалеке раздавалось эхо.

Внимать. Слово воспринимается как возвышенное. Соответствующий фрагмент явно был возвышенным и в эпоху Крылова: об этом говорит упоминание богини Авроры; он пародирует пастораль.

Чуть-чуть. Сейчас у этого выражения несколько изменилась сочетаемость: в басне чуть-чуть дыша означает «очень тихо, стараясь не дышать»; сейчас так не говорят, хотя можно сказатьчуть-чуть подталкивая («немного подталкивая»).

Скончал певец. Глагол скончать – архаизм; ему соответствует современное закончить.

Уставясь, услыша. Сейчас эти формы деепричастий не употребляются – им соответствуютуставившисьуслышав (грамматический архаизм).

Изрядно. Данное значение («хорошо, здорово») устарело.

Сказать неложно. Слово неложно не употребляется. Этому выражению соответствуют нашиправда сказатьи вправду.

Боле. Грамматический архаизм – ср. больше.

  1. Просмотр мультфильма «Осёл и Соловей». Назвать героев басни.

  2. Чтение текста басни учителем. Обратить внимание уч-ся на непонятные слова. Объяснение слов, замена их современными синонимами.

Являть своё искусство

внимало всё тогда

изрядно

сказать несложно

боле навострился

  1. Речевая разминка

10. Чтение текста уч-ся

11. Беседа по вопросам:

— 4 —

1. С какой просьбой обратился Осёл к соловью?

2. Как описывает Крылов пение Соловья?

3. Как слушали пение Соловья все в округе?

4. Какова была реакция Осла на пение Соловья?

5. Что сделал Соловей. Услышав приговор Осла?

6. Какова мораль басни?

7. Каких судей имел в виду Кылов?

12. Чтение басни учащимися. Прочитайте эту басню выразительно.

13. Подведение итогов работы над басней.

Найдите мораль басни. О чём предупреждает своих читателей Крылов? О чём он советует помнить постоянно? Какие пороки людей осуждаются Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

14. Объяснение домашнего задания: Выразительное чтение басни.

Нарисовать понравившийся эпизод.

infourok.ru

Басни Крылова — тексты с картинками и звуком

Басни И. А. Крылова
с картинками Алексея Лаптева
и звуком

Любопытный

Слон и Моська

Кукушка и Петух

Свинья под Дубом

Зеркало и Обезьяна

Лебедь, Щука и Рак

Свинья

Стрекоза и Муравей

Обоз

Мартышка и Очки

Квартет

Волк на псарне

Волк и Ягнёнок

Лягушка и Вол

Собака и Лошадь

Осёл и Соловей

Волк и Журавль

 

Иван Андреевич Крылов
Полное собрание басен в 9 книгах.
Академическое издание, 1956 г.: DjVu

Книжка 1955 года
с цветными иллюстрациями
Алексея Лаптева: PDF

С картинками Ивана Семёнова (1978 г.): DjVu

 

      Иван Андреевич Крылов и его басни

      Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Ленинграде, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен — разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.
      Да, мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с крыловскими баснями.
      Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях.
      И до Крылова писали басни, и писали не так плохо — Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, так по-народному, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык, узнаёт русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне.
      В своих баснях он показывал, как упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.
      Одиночка, который не хочет жить вместе со всеми трудящимися людьми, похож на дерево, которое просило вырубить весь лес вокруг него, чтоб оно могло любоваться только собой. Трудолюбивая пчела всегда является в баснях окружённая почётом. Когда орёл упрекает пчелу, что она трудится целый век, чтобы умереть безвестной со всеми наряду, а он, орёл, носится под облаками, всюду разнося страх, пчела ему отвечает:
      …родясь труды для общей пользы несть,
      Не отличать ищу свои работы,
      Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
      Что в них и моего хоть капля мёду есть.
      («Орёл и Пчела»}
      Эти незаметные труженики, с утра до ночи работающие для того, чтобы процветало отечество, велики в своей непрерывной созидательной работе. И, когда богатые лентяи и бездельники хвастаются своей роскошной жизнью, своим богатством, из глубины земли раздаётся голос, «залепетавшим» листьям говорящий:
      «Мы те, —
      Им снизу отвечали, —
      Которые, здесь роясь в темноте,
      Питаем вас. Ужель не узнаёте?
      Мы — Корни дерева, на коем вы цветёте…»
      («Листы и Корпи»)
      В государстве должна быть достигнута полная стройность действия всех частей государственного механизма. Только тогда оно становится непобедимым. В басне «Пушки
      и паруса» Крылов говорит о такой державе, в которой премудры все части.
      Если же это не так, то булат — боевой меч, который годен для битвы, для защиты отечества,— будет употреблён для рубки сучьев или для того, чтоб им кололи лучину («Булат»).
      В басне «Слон на воеводстве» он изображает плохого правителя, о котором говорит: «Кто знатен и силён, да не умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он». С народа чиновники дерут три шкуры, а правитель ничего по слепой доброте своей не видит.
      Невежды, которые не хотят понять пользу многих вещей, ложные учёные подобны обезьяне, которая разбила очки, потому что не знала, что с ними делать, как их носить.
      Обращает внимание Крылов и на бесплодный труд, от которого нет никому пользы.
      Так хвалится иной, что служит сорок лет,
      А проку в нём, как в этом Камне, нет.
      («Камень и Червяк»)
      Восхваляя всё благородное, бичуя всё низкое, Крылов отмечает ударами своего сильного стиха трусов и предателей :
      Когда боится трус кого,
      То думает, что на того Весь свет глядит его глазами.
      («Мышь и Крыса»)
      Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. Он осмеи-
      вал и осуждал пороки и злоупотребления царских чиновников, угнетавших народ. Они были всегда на стороне богачей.
      «У сильного всегда бессильный виноват…» Суд, где заседает лиса, очень хорошо напоминает царский суд. Соловей в когтях у кошки — тоже достаточно красноречивая картина.
      Поэтому крыловские басни доходили до самых дальних краёв царской России. Недаром в 1838 году, на юбилее баснописца, поэт В. А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы пришла, потому что она знает и любит Крылова. Это была правда.
      Крылов с таким искусством изображал в своих стихах зверей, что они были как живые; посмотрите, как изображён волк, застигнутый на псарне:
      Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
      Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
      Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
      («Волк на псарне»)
      А как нарисован лев, разъярённый до бешенства:
      Вздурился Лев,
      Престрашный поднял рев,
      Скрежещет в ярости зубами И землю он дерёт когтями.
      От рыка грозного окружный лес дрожит.
      Страх обнял всех зверей; всё кроется, бежит:
      Отколь у всех взялися ноги,
      Как будто бы пришёл потоп или пожар!
      И кто ж? — Комар Наделал столько всем тревоги!
      («Лев и Комар»)
      Крылов умел в двух строках показать целый характер:
      Какой-то Муравей был силы непомерной…
      И даже хаживал один на паука.
      («Муравей»)
      Этой строкой восхищался сам Александр Сергеевич Пушкин.
      Стихи крыловских басен написаны так просто, что школьник, только что постигший грамоту, и человек взрослый одинаково чувствуют, как правдиво, метко, интересно они написаны.
      Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Вспомним только самые привычные: «А Ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона». Много их, зтих мудрых крыловских слов, которыми мы пользуемся ежедневно.
      Недаром Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Гоголь называл эти басни притчами, он так и писал про басни Крылова: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».
      Великий Ленин пользовался в своих выступлениях яркими крыловскими строками.
      Имя Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. Художники посвятили его басням множество рисунков, музыканты положили на музыку многие тексты.
      Басни Крылова проникли и за рубеж нашей страны, и дедушка Крылов стал известен и в Англии, и в Америке, и в других странах наряду с великими баснописцами древности и новых времён.
      До сегодняшнего дня живы крыловские образы и широко известны в быту, их знают сейчас по всей Советской стране.
      С того дня, когда Крылов написал их, прошло больше ста лет, а басни Ивана Андреевича Крылова живут, их знает, любит и ценит весь советский народ. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа.
      В феврале 1969 года будет праздноваться двухсотлетие со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. В дни этого славного юбилея его басни прозвучат на всех языках народов Советского Союза, потому что он известен всем: и старым и малым.
      И сегодня в советской школе дедушка Крылов занимает своё почётное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни.


      Николай Тихонов

 

sheba.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *