Что такое светотень: Светотень | это… Что такое Светотень?

СВЕТОТЕНЬ | это… Что такое СВЕТОТЕНЬ?

ТолкованиеПеревод

СВЕТОТЕНЬ

СВЕТОТЕНЬ

Термины и выражения, относящиеся к разным отраслям иску сства, в русском литературном языке имели разное происхождение и разную судьбу. Особенно широкое переносное применение получили в XVIII и начале XIX вв. термины живописного искусства. В силу тех социальных условий, в которых развивалась русская живопись в XVIII и в начале XIX вв., значительная часть профессиональной терминологии русских художников была народного, русского происхождения.

Слово светотень относится к живописной терминологии. Оно обозначает `распределение светлых и теневых штрихов, пятен на картине как средство изображения в живописи, игру света и тени’. Этот термин не вошел ни в один из толковых словарей русского языка до академического словаря 1847 г. Здесь находим: «Светотень, и, с.

ж. Худ. Смешение света с тенью; оттенка» (cл. 1867—1868, 4, с. 222). Ср. у И. И. Лажечникова в романе «Последний новик» (ч. 1, гл. 4): «Всякая фигура имеет свой свет и свою тень».

Любопытно, что в русском литературном языке 20—30-х годов XIX в. наряду со словом светотень употреблялось в том же значении слово тьмосвет (ср. тип словосложения: свистопляска, кислосладкий и т. п.). Например, в «Художественной газете», издававшейся Н. В. Кукольником, в статье «О различных частях живописи» (из третьей части краткого руководства к познанию изящных искусств, издаваемого на счет Общества поощрения художеств В. Лангером) есть такое определение: «Освещением, или тмосветом называется совокупность света и теней; или, точнее, — выражение различных действий и изменений света, смотря по свойству и силе его, по форме и положению предметов» («Художественная газета» на 1837 г., № 13 (июнь), с. 214). Ср. также: «Живопись, в применении к практике, заключает в себе четыре существенные части:

сочинение (композицию), рисунок, освещение (тмосвет) и колорит, или расцвечивание» (там же, с. 213).

Слово тмосвет в словаре 1847 г. не отмечено. Есть все основания думать, что слово светотень укрепилось в русском литературном языке XIX в. не позднее 30-х годов. Оно представляет собою образование по типу таких моделей, как богочеловек, овцебык и т. п. Оно служило для передачи франц. clair-obscure и могло складываться не без влияния этого выражения. Ср. нем. Halbdunkel; ср. полутень.

В. И. Даль в свой словарь помещает слово светотень как общеизвестный термин: «Светотень художн. полутень, разные оттенки, степени, смесь тени и света» (сл. Даля 1882, 4, с. 159).

В русском литературном языке второй половины XIX в. слово светотень получило широкое распространение за пределами живописного диалекта.

Статья ранее не публиковалась. Печатается по машинописи (2 стр.) с авторской правкой (4 стр. разного формата). — И. У.

В. В. Виноградов. История слов, 2010

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Синонимы:

оттенок, полутень, тень

  • злодеяние
  • ОБЪЕДЕНИЕ

Полезное


СВЕТОТЕНЬ — это что такое СВЕТОТЕНЬ

(chiaroscuro, clair-obscur, Helldunkel) — всякий рисунок, сделанный карандашом, или однотонная акварель (сепия, тушь и т. п.) представляют изображение предметов, отделяющихся один от другого только очертаниями форм или же, сверх того, относительной светлотой предметов и частей их, что выражается карандашной тушевкой или накладыванием при посредстве кисти более или менее сильных затенений. В картинах, писанных красками, кроме расположения света и теней, еще и тона красок служат как для разграничения соприкосновенных предметов (облаков от неба, очертания головы от предметов, служащих ей фоном и т. п.), так и частей предмета одних от других. Тона в теневых частях картины служат не только средством для выражения рельефа предметов, но и большей или меньшей зависимости их цветового вида от тонов других предметов, окружающих первые.Явления световых контрастов (см.), обнаруживающиеся часто с большей силой в затененных частях, чем в ярко-красочных предмета, в соединении с тонами теней, происходящими вследствие отражения света от соседних ярко освещенных предметов, — вся эта игра тонов, недоступная однотонному рисунку или гравюре, должна быть отнесена также к С., в обширном смысле этого слова. Гравюра и рисунок имеют, впрочем, в своем распоряжении одно слабое средство для условного изображения тональности, как свойства, пополняющего С. Если в картине или в природе две прилежащие части разного цвета имеют одинаковую степень светлоты, то на рисунке или гравюре и даже в идеально точной фотографии эти две разноцветные части казались бы сливающимися, если бы гравер или рисовалыцик не показали бы различия между ними неодинаковым направлением штрихов или иными техническими приемами рисования и гравирования. Что касается идеально точной светописи (еще не существующей), то пришлось бы в негативе ретушировать в слитных местах, чтобы сделать их раздельными. Бывают картины, в которых противоположения света и тени мало ощутительны; такие картины трудно передаваемы в однотонном рисунке или в гравюре, которые в таких случаях дают необыкновенно слабое понятие об оригинале. Гораздо чаще в живописи пользуются не только колоритностью, но и С., в ее тесном определении, как могучим средством для передачи впечатлений зрителю. Рембрандт может служить представителем такого направления: его С. не может считаться необходимой естественной принадлежностью изображаемого, но она могущественно направляет внимание зрителя на те части картины, в которых художник поместил существеннейшую часть своей художественной идеи. Рибера, Зурбаран, Веласкес, знаменитые представители старинной испанской живописи, часто пользовались сильными контрастами света и тени; гораздо менее прибегал к ней Рафаэль. Новейшие импрессионисты и пленэристы (изобразители атмосферного освещения или открытого воздуха) часто с намерением избегают сильной С. , стараясь заменить ее исключительно игрой красочных тонов. Поэтому большинство их картин, даже тех, за которыми следует признать достоинства, очень слабо воспроизводятся в гравюрах и рисунках. Вообще пейзажная живопись передается рисунком неудовлетворительно во всех случаях, когда оригинал не отличается С., и тона, которые в пейзаже еще более существенны, чем в произведениях живописи других категорий, в передаче одним тоном не могут быть сделаны понятными. Тихое, ровно освещенное море при почти безоблачном небе может иметь прелесть, передаваемую только красками; напротив того, лес с его формами деревьев и почти неизбежной естественной С. производит хорошее впечатление и в рисунке: для примера можно указать на нашего известного (ныне покойного) пейзажиста Шишкина.

Ф. П.

Светотень | Определение, искусство, примеры и факты

Рембрандт: Христос, исцеляющий больных (печать в сто гульденов)

Просмотреть все медиа

Ключевые люди:
Леонардо да Винчи Караваджо Орацио Джентилески Хендрик Гольциус Себастьян Лопес де Артеага
Похожие темы:
рисование сфумато

См. все связанные материалы →

chiaroscuro (от итальянского chiaro «свет» и scuro «темный»), техника, используемая в изобразительном искусстве для изображения света и тени, поскольку они определяют трехмерные объекты. .

Существуют некоторые свидетельства того, что древнегреческие и римские художники использовали эффекты светотени, но в европейской живописи эта техника впервые была реализована в полном объеме Леонардо да Винчи в конце 15 века в таких картинах, как его Поклонение волхвов (1481). После этого светотень стала основной техникой для многих художников, и к концу 17 века этот термин обычно использовался для описания любой картины, рисунка или гравюры, эффект которых зависел от обширной градации света и темноты.

Викторина «Британника»

Окончательная викторина по искусству

В своей наиболее драматической форме — как и в произведениях тех итальянских художников XVII века, которые попали под влияние Караваджо, — он был известен как tenebrismo , или тенебризм. Караваджо и его последователи использовали резкий, драматический свет, чтобы изолировать свои фигуры и усилить их эмоциональное напряжение. Другим выдающимся мастером светотени был Рембрандт, который с замечательным психологическим эффектом использовал ее в своих картинах, рисунках и офортах. Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес и многие другие, более мелкие художники периода барокко, также использовали светотень с большим эффектом. Изящность и легкость живописи рококо 18-го века представляют собой отказ от этого драматического использования светотени, но эта техника снова стала популярной среди художников романтического периода, которые полагались на нее для создания эмоциональных эффектов, которые они считали важными для своего искусства.

В графическом искусстве термин chiaroscuro относится к определенной технике изготовления гравюры на дереве, при которой эффекты света и тени создаются путем печати каждого тона с разных деревянных блоков. Эта техника была впервые использована в гравюре на дереве в Италии в 16 веке, вероятно, гравером Уго да Карпи. Чтобы сделать гравюру на дереве светотенью, ключевой блок был окрашен самым темным тоном и напечатан первым. Последующие блоки были окрашены все более светлыми тонами и тщательно измерены для печати в соответствии с ключевым блоком. Гравюры на дереве кьяроскуро печатаются только одним цветом, предпочтительным является коричневый, серый, зеленый и сепия. В этом процессе пытались имитировать акварельные и акварельные рисунки, а также он стал популярным как недорогой метод воспроизведения картин.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

Что такое светотеневая живопись? Примеры от мастеров-художников

5 старых мастеров-художников, преуспевших в этой технике

Что означает светотень?

Термин светотень происходит от итальянских слов chiaro, что означает яркий или светлый, и oscuro, что означает темнота. Художники используют метод светотени для рисования теней и одного источника света, чтобы создавать фотореалистичные картины с ценностью и глубиной.

Что такое стиль рисования светотенью?

Светотень использует сильные контрасты между светом и тенью, обычно смелые контрасты, влияющие на всю композицию. Основной принцип светотени заключается в том, что у вас есть твердость в форме для лучшего трехмерного представления.

Некоторым художникам, таким как Леонардо да Винчи, Караваджо и Рафаэль, приписывают разработку техники светотени. Другими художниками, которые использовали его с большим эффектом, являются Доу и Джентилески.

Они продемонстрировали, насколько захватывающим может быть сюжет картины, и какое глубокое влияние свет и тьма могут оказать на зрителя.

Термин «светотень» возник во времена Ренессанса , когда художники рисовали на цветной бумаге. Бумага имела свою ценность, и они добавляли светлые участки с помощью белой гуаши, а темные — с помощью угля или чернил, самой бумаги или акварельных красок. Они назывались «рисунки светотени », но вскоре некоторые художники делали гравюры на дереве, используя технику светотени.

Эскиз Леонардо да Винчи

Мастер

Пример светотени художника

Есть несколько превосходных примеров светотени известных художников на протяжении всей истории. Вот пятерка лучших.

Рафаэль

Рафаэль использовал свет, исходящий от одного источника, используя технику светотени, чтобы освещать и направлять взгляд на объект, обычно портреты или группы людей в небольших комнатах. Свет шел слева или справа, и художники могли использовать технику светотени, чтобы придать объем телу модели. Они также создадут сильный контраст между хорошо освещенной моделью и очень темной окружающей областью холста.

Святое семейство Рафаэля

На этой картине вы можете видеть, как свет появляется с левой стороны и освещает Марию и Иисуса, делая их центром внимания. Второстепенные персонажи святой Елизаветы и Иоанна Крестителя в крайнем левом углу частично освещены, а все остальное — в темноте. v

Караваджо

Караваджо преуспел в тщательном физическом наблюдении, а также в драматическом использовании кьяроскуро , которое стало известно как тенебризм. Он затемнял тени и заливал объекты яркими лучами света. Караваджо любил изображать решающие моменты и сцены истории, в основном связанные с жестокой борьбой, пытками и смертью. Он работал с живыми моделями, рисовал прямо на холсте.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи принадлежит к числу старых мастеров, разработавших технику светотени. Всемирно известная картина «Мона Лиза» — отличный тому пример. Он также использовал технику светотени в своих предварительных эскизах для больших картин.

Мона Лиза, Леонардо да Винчи

Геррит Доу

Геррит Доу был учеником Рембрандта и создал все виды искусства от нишевых иллюстраций до роскошных ночных сцен. Он часто рисовал свои предметы при свете фонаря или свечи.

Dou

Артемизия Джентилески

Артемизия Джентилески считается одной из самых совершенных художниц семнадцатого века, писавших в стиле Караваджо. Ее портреты в стиле барокко были одними из самых эффектных и ярких в ее эпоху. Она была известна своей аутентичностью и умелым использованием светотени.

Автопортрет Артемезии Джентилески

Как рисовать в технике светотени?

Чтобы попрактиковаться в технике светотени, все, что вам нужно, это предмет и хорошее освещение. Вы можете выбрать любой сюжет по вашему выбору, но техника светотени больше всего подходит для натюрморта и портретного искусства. Самое главное, что вам нужно, это иметь хороший источник света. Вы можете создать свет с одной стороны объекта, создав мини-картонный световой короб.

Световая коробка

Как сделать световую коробку

  1. Найдите коробку, которая достаточно велика, чтобы окружить объект рисования.
  2. Покрасьте внутреннюю сторону коробки черной краской. Подойдет любой вид краски (малярная краска, акриловая краска и т.д., но лучше использовать матовую или атласную краску, чтобы не отражать свет).
  3. Вырежьте небольшое отверстие сбоку коробки.
  4. Расположите коробку так, чтобы через отверстие в нее попадал естественный свет, или поместите яркую лампу рядом с отверстием, чтобы она осветила выбранный объект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *