Цилиндр рисунок – Ой!

Конспект урока «Линейный рисунок цилиндра»

Преподаватель МБУ ДО «ДХШ» г. Городца

Плеханова М.Ю.

План-конспект открытого урока

по предмету «Рисунок» в 1 классе

(Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Начальное художественное образование»)

Тема урока: «Линейный рисунок цилиндра»

Цель урока: научить учащихся выполнять линейный рисунок цилиндра с передачей особенностей конструктивного строения и пространственного расположения.

Задачи:

— обучающие: совершенствовать умения учащихся выполнять линейный рисунок, сравнивать рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки; учить последовательной работе над рисунком, основам изобразительной грамоты и технике выполнения конструктивного рисунка;

— развивающие: развивать навыки работы с простым карандашом и индивидуальные способности учащихся в области изобразительного искусства, пространственное мышление, глазомер, умение анализировать, сравнивать;

— воспитательные: воспитывать аккуратность, наблюдательность, усидчивость, дисциплинированность, самоконтроль, формировать творческую личность.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-демонстрационный, практический.

Оборудование для учителя: презентация, мел, доска, гипсовая модель цилиндра, натурный столик, драпировка, наглядный материал с поэтапным изображением цилиндра, методические пособия по теме,

Оборудование для обучающихся: листы ватмана А-3, простые карандаши НВ и 2В, ластики, кнопки, мольберты.

ЭТАПЫ И ХОД УРОКА

Этап урока,

время (в мин.):

Деятельность учителя:

Деятельность

обучающихся:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Организационный

момент:

(3 мин.)

Повторение ранее изученного материала,

актуализация знаний:

(5 мин.)

Введение новой темы:

(10 мин.)

Объяснение нового

материала:

(10 мин.)

Физкультминутка:

(5 мин.)

Самостоятельная практическая работа:

(20 мин.)

Итог урока, рефлексия:

(5 мин.)

Домашнее задание:

(1 мин.)

-Здравствуйте ребята! Пожалуйста, проверьте, все ли принадлежности для урока у вас есть. На уроке я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов!

— Что является основой любого изображения?

— Правильно. А точнее линейный рисунок.

— А какая наука учит изображать на плоскости предметы так, чтобы они выглядели так же, как и в действительности?

Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.

Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. А для того, чтобы создать такой каркас, нам необходимо проанализировать изображаемый предмет, вспомнить что такое линия горизонта и точка схода.

— Какие формы мы научились изображать в соответствии с правилами перспективы?

— Какой формы объекты, которые я перечислю: хоккейная шайба, водопроводная труба, автомобильное колесо, стакан для карандашей, Пизанская башня…

— Тема сегодняшнего урока «Линейный рисунок цилиндра». А чему мы должны научиться, изучая эту тему?

— А где ещё мы встречаем предметы цилиндрической формы?

Дома вы выполнили модель цилиндра.

С образом цилиндра человек знаком очень давно. В настоящее время цилиндры используются в механике, строительстве, печатном деле, мебельном производстве, гидравлических системах и др. Давайте представим, что было бы, если бы форму цилиндра убрать совсем из архитектуры, строительства и т.д.?

Древний термин «цилиндр» происходит от греческого слова «Kylindros» (килиндрос), то есть «вращаю», «катаю» или «валик», «свиток». Древнегреческий математик Евклид, указывая на способ образования цилиндра, говорит, что если прямоугольник, вращающийся около одной из его сторон, снова вернется в то же самое положение, из которого он начал двигаться, то описанная фигура и будет цилиндром. Многие великие люди занимались изучением этой фигуры.

— Почему цилиндр называют телом вращения?

— Из каких элементов состоит поверхность цилиндра?

— Какая фигура называется цилиндром?

— Прежде чем приступить к выполнению рисунка, необходимо вспомнить этапы работы. (Вспомнить вместе с учащимися о том, что начинать работу нужно с определения на листе композиции).

— Как необходимо располагать изображаемый предмет?

Изображению надо найти такое расположение, чтобы у зрителя не возникло желания увеличить или уменьшить его, сдвинуть вправо или влево опустить вниз или поднять вверх.

Определяем общие размеры. Какой метод при этом будем использовать?

Последовательность работы над линейным рисунком цилиндра:

1этап. Сначала намечаем место цилиндра на листе, рисуем осевую линию. Она делит цилиндр пополам. Определяем высоту, а затем ширину цилиндра, насколько она меньше.

— Как найти высоту цилиндра?

Для сравнения высоты с шириной берите за основу расстояние между нижними краями эллипсов в центральной части цилиндра.

! Работу ведём последовательно. Старайтесь не сильно нажимать на карандаш, особенно при рисовании вспомогательных линий построения. Ластиком пользуйтесь как можно меньше. Если хотите поправить рисунок, то сначала обязательно нарисуйте правильную линию и только после того, как верная линия нарисована, можно стереть неверную.

2этап. После того, как найдены основные пропорции, приступаем к построению эллипсов. Начинаем с верхнего основания, т.к. нам хорошо видно, как он развёрнут. Отметим его ширину.

Та сторона овала, что ближе к нам, будет шире, а та, что дальше — уже. Именно это создает эффект, что овал — это круг, лежащий на плоскости.

Теперь проводим через эти точки ближнюю дугу овала, не забывая, что у овала не может быть острых углов и параллельных сторон, а затем проводим дальнюю (меньшую) дугу овала. Аналогично строим нижний эллипс.

Он развёрнут больше, чем верхний, в соответствии с законами перспективы (Таблица «Перспектива круга»).

3этап. На этом этапе мы более мягким карандашом прорисовываем основные линии рисунка. Передняя часть цилиндра рисуется утолщенной линией с постепенным ослаблением к краям.

— Однажды великого греческого философа Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее – познать самого себя. Мы познаем окружающий нас мир. Но сегодня давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир — как художники или как мыслители?

Психологический тест.

1). Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у Вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П».

2). Скрестите руки на груди (поза «Наполеона»). Кисть, какой руки оказалась сверху? Запишите результат.

3). Изобразите «бурные аплодисменты». Ладонь, какой руки у Вас сверху? Запишите.

Подведем итоги, учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» — типу мыслителя.

(Эти различия связаны с функциональной асимметрией мозга человека: у «художников» более развитое правое полушарие и преобладает образное мышление, у «мыслителей» – соответственно – левое полушарие и логическое мышление).

Какой же тип мышления преобладает у Вас?

(Индивидуальная работа с обучающимися.)

(Предлагаю организовать выставку работ, их коллективное обсуждение, анализ и оценку.)

— Какие работы вы считаете наиболее удачными?

— Если есть ошибки, то какие?

— Какие трудности возникли при выполнении рисунка?

— Выполнить линейный рисунок предмета, имеющего цилиндрическую форму.

— Рисунок.

— Линейная перспектива.

— Линия горизонта —воображаемая линия на уровне наших глаз. Точка схода- это точка на линии горизонта, в которую сходятся все параллельные линии.

— Перспективу круга и линейный рисунок конуса.

— Эти предметы имеют форму цилиндра.

— Изображать цилиндр в соответствии с правилами перспективы.

(Обучающиеся приводят примеры.)

(Обучающиеся высказывают свои мнения).

— Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Основания цилиндра – равные круги, и боковая поверхность цилиндра (показывают на гипсовой модели).

Цилиндр — это тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами.

Необходимо соблюдать композицию и пропорции.

Метод визирования.

-Высота цилиндра — это расстояние между плоскостями его оснований.

(Выполняют физкультминутку)

(Ответы обучающихся.)

(Самостоятельная работа обучающихся – выполнение линейного рисунка цилиндра.)

(Анализируют и оценивают выполненные рисунки)

Литература:

1. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. – Обнинск: 1996

2. Шембель А.Ф.  Основы рисунка.  М.: 1994 

Использованные ресурсы:

http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/466-risunok-cilindra.html

https://yandex.ru/images/search?text

http://www.artprojekt.ru/school/academic/018.html

Приложение 1.

Этапы выполнения

линейного рисунка цилиндра



3.

Приложение 2.

Перспективное сокращение оснований цилиндра

Приложение з.

Тела вращения

infourok.ru

Последовательность рисования цилиндра. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

Последовательность рисования цилиндра

Первый этап. Определение размеров цилиндра, основных пропорций (высоты и ширины). Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий. Для этого определяется положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней строятся осевые линии верхнего и нижнего оснований цилиндра.

Второй этап. Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение верхнего и нижнего оснований цилиндра. Определение границ света и тени.

Третий этап. Нанесение светотени для выявления объема. Штрихи подчеркивают форму цилиндра. Обобщение и соблюдение верных тональных отношений в процессе завершения работы для достижения законченности рисунка.

118. Дворец гроссмейстеров

Знание особенностей построения квадратной сетки в перспективе может пригодиться в практической работе над композицией, когда необходимо будет нарисовать паркетный пол, шахматную доску или другие формы (ил. 118, 119).

119. Шахматная доска

120. Листок дуба

Листок дуба без помощи сетки очень трудно изобразить с учетом перспективных сокращений.

121. Перспектива квадратного паркета: а – во фронтальном положении, б – под углом в 45°

122. Перспектива куба

Необходимо уметь строить сетку с учетом перспективных сокращений для того, чтобы правильно изобразить объекты сложной формы. Для изображения неправильной формы в перспективе при взгляде на предмет сверху можно проследить, где контуры фигуры пересекают линии сетки (ил. 120).

Итак, удаляющиеся от нас параллельные горизонтальные линии мы видим при продолжении пересекающимися на горизонте. Ясно, что если этих параллельных линий будет не две, а несколько, они все пересекутся в одной и той же точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода линий.

Для каждой группы параллельных линии, в каком бы месте картины они не находились и каким бы предметам не принадлежали, существует только одна точка схода.

Точка схода параллельных линий, которые находятся под прямым углом к горизонту, всегда расположена против наших глаз и называется главной. Это проекция точки зрения.

Теперь мы можем себе представить, как расположатся, какое направление примут линии, представляющие очертания удаляющихся от нас прямоугольных плоскостей, сторон куба или другого прямоугольного тела, наружных стен дома, внутренних стен комнаты с дверями, окнами, мебелью и т. п.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Основы рисунка — А. Ф. Шембель

Рисунок цилиндра

Принцип освещения очередной модели для рисования с натуры остается прежним. На этот раз вы будете выполнять тоновой рисунок цилиндра — геометрического тела, образованного вращением прямоугольной плоскости вокруг единой оси.

Форма цилиндра своеобразная. В отличие от куба свет по цилиндрической поверхности распределяется во многом сложнее. Основаниями цилиндра служат круглые плоскости, и если они находятся под каким-либо углом (в ракурсе), то выглядят уже эллипсами.

Вы рисовали проволочную модель этого тела и конструктивную основу его практически изучили.

Построение цилиндра, расположенного вертикально, начните с компоновки общей формы тела. Чтобы не ошибиться в размещении общей формы (белого силуэта) цилиндра в вертикальном формате листа бумаги, проведите легкую вертикаль в середине и зрительно определите высоту изображаемого тела, а затем его ширину.

Далее построение формы цилиндра оказывается действенным средством развития знаний и практических навыков в рисовании, так как помогает хорошо усвоить правила перспективы и конструктивного строения предметов. Выполняя данную работу, вы должны действовать уверенно, свободно держать карандаш.

Построив каркас цилиндра, в котором верно изображены в перспективе оба основания (нижнее — немного шире, как это смотрелось в натуре), сравните изображение с натурой и переходите к моделировке формы тоном. Если в тоновом рисунке куба была определенная сложность, вызванная передачей пропорциональных натур светотеневых отношений, то в тональной характеристике цилиндра нужны дополнительные усилия, чтобы понять степень распределения градаций света и тени по его специфической поверхности.

Обязательно разберитесь в градациях, так как вместо передачи объемной формы нарисованное изображение может выглядеть словно помятым или сплющенным. Чтобы этого не произошло, будьте предельно внимательны в моделировке поверхности построенного на бумаге цилиндра.

Светотеневое решение формы цилиндра подчиняется знаниям рисующего. Каждый видит, как распространяющийся по округлой поверхности цилиндра свет четко строит форму геометрического тела. Наиболее ярко выглядит на цилиндрической поверхности небольшой участок. Это блик, и его явление вызвано тем, что на эту часть объема световые лучи попадают строго перпендикулярно. Далее свет начинает как бы скользить по закругляющейся поверхности и, разумеется, ослабляет освещенность предмета, пока его воздействие не прерывается заходящей за границу между ним и тенью областью, становящейся самым темным пятном. Следовательно, цилиндрическая поверхность дает четкое зрительное представление последовательного распределения светотеневых градаций примерно в таком чередовании: полутон, свет, блик, свет, полутон, тень, рефлекс. Конечно, переходы между ними совершенно не различимы, и это одна из сложностей передачи в рисунке объемной формы цилиндра. Значит, вам необходимо не добиваться абсолютного сходства нарисованного цилиндра с натурой, а следить за верной передачей пропорциональных ей отношений градаций тона (рис. 19).

Фон в тоновом рисунке служит неотъемлемой частью пространственного изображения. Кроме того, он влияет на общее состояние освещенности, оказываясь то нейтральным, то активно воздействующим на восприятие предмета.

Рис. 19

hudozhnikam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *