Доисторический пейзаж рисунок – Ой!

Пейзаж в древности. История живописи. Том 1

Древнеегипетский папирусный свиток с карикатурами. Британский музей

Если не считать упомянутых выше «охотничьих картин» каменного века, начертанных на стенах пещер Везерской долины во Франции и Альтамиры близ Сантандера (Испания), — картин, в которых пейзажный элемент, «декорация» вокруг изображенных зверей, отсутствует, — то самыми ранними «пейзажами» можно, при большой натяжке, считать рисунки на вазах, найденных в 1890-х годах де Морганом при раскопках гробниц доисторического времени в Верхнем Египте. Эти рисунки не поднимаются в своей условности и схематичности над татуировкой дикарей, но, тем не менее, они заслуживают внимания, ибо, при чрезвычайно ранней ступени развития (сосуды эти — произведения первоначального населения долины Нила, которое было покорено «историческими египтянами» за 4 или 5 тысяч лет до Р. X.), они указывают на желание изобразить некоторое «пейзажное целое». Мы видим на одной из ваз ряд горизонтальных прерывающихся полосок, долженствующих, как кажется, передать реку (между ними изображения рыбы и крокодила), ниже — группы страусов и изгороди, из-за которых торчат какие-то значки[1]. На другой вазе опять изгороди с заключенными птицами, зверями и подобиями каких-то зданий. Посреди внизу изображены, как кажется, пальма и две человеческих (женских?) фигуры с поднятыми для молитвы (или для танца?) руками. На третьей вазе вместе с изгородями, домами, значками и пальмами виднеются ряды женских фигур с поднятыми руками, фигурки меньшего роста, изображающие, как кажется, воинов, и, наконец, стада газелей и страусов, все в крайне условной схематичности. Рисунок начертан красным силуэтом по желтому фону.

Рыбная ловля. Барельеф на гробнице в Сакка

К этим изображениям на вазах примыкают всевозможные сюжеты, выцарапанные самым первобытным способом на скалах в Гебель-Гетемате (Верхний Египет) и открытые Легрэном. Там мы видим рыбаков, тащащих на привязи крокодила; охотников на жирафов, слонов; шакала, нападающего на антилопу; рыб, собак, страусов, раненого льва, парусные лодки и массу других изображений, исполненных совершенно в характере детских рисунков. Часть этих «сграффитов» относится к тому же времени, как и моргановские вазы, происходящие из Абидоса и Негады.

Живопись древнего «исторического» Египта не достигла самостоятельного развития. В художественной культуре Египта доминировала пластика и архитектура; живопись же являлась лишь вспомогательным декоративным средством, служившим для пущей роскоши впечатления или как бы земной скульптурой. В первом случае она раскрашивала барельефы и статуи или покрывала архитектурные части орнаментами, во втором — она растягивала по стенам некрополей и храмов фризовые картины, на которых изображались в строго силуэтном стиле (совершенно так же, как на койланаглифах[2] и барельефах) всевозможные сцены, имеющие отношение к занятиям погребенных лиц, позже к религиозным понятиям о загробной жизни[3]. Эти изображения обнаруживают большую сноровку и стильную грацию (особенно в памятниках времени Аменофиса IV), но при этом все же отличаются, на протяжении всей истории Египта, полной схематичностью и совершенным игнорированием иллюзий. Художникам важно было выразить то, что от них требовали общие обычаи или отдельные желания заказчиков, т.е., главным образом, голые факты, действия. Что же касается какого-либо настроения или какого- либо личного вживания в свой предмет, то их нечего искать в этих картинах, ибо нельзя же считать за таковые общий, действительно грандиозный и пленительный дух египетского искусства, исполняющий и его графические изображения. Некоторые индивидуальные черты обнаруживаются лишь в «семейных» картинах на стенах зданий в Эль-Амарне, посвященных жизни Аменофиса IV.

Естественно, что и пейзаж в египетском искусстве не мог получить большого развития. Он ограничивается лишь условными и очень сжатыми «намеками». Вертикальные зигзаги под кораблями изображают воду[4], геометрические, крайне упрощенные чертежи рисуют храмы и дома; сплоченные ряды колосьев должны передавать хлебные поля; редко встречаются пальмы, кусты и другие отдельно стоящие растения; не встречаются совсем изображения леса или скал, гор. Перспектива была абсолютно неизвестна египетским живописцам. Если египтянину нужно было представить фигуры, идущие рядом, то зачастую он ставил их одну над другой; в тех же случаях, когда одну из них он ставил за другую, он делал это без малейшего сокращения более отдаленной. Когда художник желал представить сложное целое из домов, садов и храмов, то он рисовал род условного плана, среди которого расставлял геометрические чертежи зданий и схемы деревьев (породы последних иногда переданы довольно ясно). Особенно характерны изображения прудов или озер в виде квадратов или прямоугольников, испещренных зигзагами и окруженных по сторонам рядами пальм, орнаментально расположенных макушками во все четыре или три стороны (в последнем случае нижний ряд обращен в ту же сторону, что и верхний; таков, например, фрагмент стенной живописи в Британском музее). Пропорции при этом самые условные. Высота фигур рыбаков, ныряющих в воду или стоящих на берегу, лишь немногим меньше, нежели ширина всего водного пространства[5].

Сад с птицами. Роспись виллы ливии из Прима Порта.

Лишь в искусстве передавать движения животных египтяне ушли далеко вперед от этих схем. Мы уже указывали на изумительное совершенство, с которым исполнены изображения бизонов и мамонтов в первобытных пещерах департамента Дордоньи и близ Сантандера. В неолитическую эпоху затем передача животных исчезла почти совершенно. Но уже в самых ранних памятниках исторического Египта изображения животных появляются снова, обнаруживая при этом поразительную остроту наблюдательности художников. Начертания животных, правда, не меняют профильного поворота, но, сколько в этих «силуэтах» огня, стремительности, как чудесно соблюдены грациозные пропорции телосложения, как нарисованы изящные мордочки антилоп, аристократические головки лошадей (появившихся в изображениях позже других животных), неуклюжие движения гиппопотамов или ослов, полет птиц! Индивидуализации или экспрессии и здесь нет, но, тем не менее, жизнь в эти изображения (а также в некоторые «жанровые» сцены, разыгранные людьми) вложена, и она действует чарующим образом среди общей церемониальной холодности и вечно тождественных жестов. Особенной жизненностью отличаются быстро набросанные рисунки на папирусных свитках, в которых животные иногда разыгрывают юмористические сцены[6]. Здесь проглядывает отражение «вздорной» повседневной жизни древнего Египта, и это отражение неожиданно сближает нас с тем миром, кажущимся вообще какой-то недоступной твердыней религии и царственности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

История пейзажной живописи

07.09.2015

Термин «пейзаж» имеет французские корни и на русский язык переводится как «природа». Так в изобразительном искусстве называют жанр, который специализируется на изображении естественной или измененной природы. Также пейзажем называют это конкретное живописное произведение, графике, показывающее зрителю природу. Причем «героем» произведения может быть как естественный, так и придуманный природный мотив.

Первые элементы пейзажа наблюдаются уже в наскальной живописи — первобытные мастера схематично рисовали реки, озера и деревья. Достаточно часто встречается пейзажный мотив в настенных росписях Древнего Востока и Крита.
Впервые как самостоятельный жанр пейзаж появляется в VI веке в китайской живописи. Полотна художников средневекового Китая поэтично описывают окружающий мир. В основном это рисунки тушью на шелке. Китайская пейзажная живопись оказала серьезно влияние на японское искусство.

В цивилизованной Европе отдельным жанром пейзаж стал гораздо позже, чем в Китае и Японии. В Средние века пейзаж трактовался живописцами исключительно как фон для изображения сцен из Святого Писания. Важную роль в становлении европейской пейзажной живописи сыграли художники-миниатюристы. Так иллюстраторы братья Лимбург создали изящные миниатюры для часослова герцога Беррийского. Красочные рисунки рассказывают сезонах, соответствующих им сельскохозяйственных работах и развлечениях. В живописи Раннего Возрождения заметен выраженный интерес к пейзажу. Хотя художники неумело используют пространство, перегружая его ландшафтными элементами, которые не сочетаются друг с другом по размеру. Такова картина итальянского художника Стефано ди Джованни «Шествие волхвов».

Важный шаг в развитии пейзажной живописи в 15 веке сделал швейцарский художник Конрад Виц, который первым среди европейцев изобразил на пейзаже конкретную местность — Женевское озеро. Роль пейзажа увеличивается в эпоху Высокого Возрождения. Живописцы стали внимательно относится к натуре. В этот период живописный пейзаж перестает быть нагромождением деталей, художники все чаще обращаются к линейной перспективе. Поэтому пейзаж становится важным элементом художественных сюжетов. Но до 16 века пейзаж остается лишь фоном для жанровой композиции, религиозного сюжета или портрета. Самый известный пример – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Итальянский художник точно передал неразрывную связь между человеком и природой, гармонию и красоту – все это уже несколько веков заставляет зрителей восхищаться «Джокондой». За спиной женщины начинаются бескрайние просторы мира: горные вершины, реки, леса и моря. Все это призвано подтвердить мысль, что личность человека также сложна и многогранна, как и Вселенная. Но полностью постичь многочисленные тайны мира мы не в силах, о чем намекает загадочная улыбка Моны Лизы.

Но со временем пейзаж обретает статус самостоятельного жанра. Во многом этому способствовало развитие станковой живописи. На картинах голландского художника И. Патинера и немецкого мастера А. Альтдорфера пейзаж преобладает над сценами с переднего плана. Многие искусствоведы считают именно Альбрехта Альтдорфера родоначальником немецкой пейзажной живописи. Человеческие фигурки теряются среди стволов деревьев на его картине «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (1510). Более поздние работы «Дунайский пейзаж» (1525) и «Пейзаж с замком Верт» (1530) являются полноценными пейзажами. Важную роль в рождении пейзажного жанра сыграла венецианская школа живописи. Огромное значение придавал пейзажу Джорджоне. На его картине «Гроза» (1507) именно природа главный персонаж. Здесь пейзаж уже не столько место действия, сколько носитель настроений и эмоций. Большое впечатление производит гамма полотна: глубокие, чуть приглушенные цвета зелени и земли, темно-синие оттенки неба, золотистые тона городских сооружений.

Эта идея находит продолжение в других картинах мастера: «Три философа» (1508) и «Спящая Венера» (1508). На последней работе спящая девушка словно олицетворяет прекрасную итальянскую природу, обласканную горячим южным солнцем. Творчество Джорджоне оказало большое влияние на Тициана, который в дальнейшем возглавил венецианскую школу. Тициан, в свою очередь, сыграл существенную роль в формировании европейской пейзажной живописи. На многих картинах Тициана запечатлены величественные виды природы. Даже в ранней картине художника «Бегство в Египет» виды природы на заднем плане перекрывает сцену бегства Святого семейства. Традиции венецианской школы продолжил в своем творчестве испанский художник Эль Греко. Одна из самых известных работ живописца — пейзаж «Вид Толедо» (1614). Эль Греко очень живо и эмоционально передает природу во время грозы. По небу проносятся свинцовые тучи, которые освещает вспышки молний. Застывший город в свете вспышек кажется сказочным видением. Драматизм полотна помогает художнику передать идею о противоборстве небесных и земных сил. В 16 веке и Северной Европе пейзаж завоевал прочные позиции в живописи. Так, в творчестве нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего природа занимает важное место. В цикле работ, посвященных временам года, живописец пронзительно и поэтично передает скупые северные ландшафты. Все пейзажи художника оживлены человеческими фигурами, которые занимаются своими повседневными делами. Для Брейгеля – все они тоже неотъемлемая часть природы, и вместе с небом, водоемами, лесам, горами, животными лишь частицы единого мироздания.

В 17 веке формируются многочисленные национальные школы, зарождаются новые жанры и их разновидности. Этот период способствовал дальнейшему развитию пейзажного жанра. Голландская буржуазная революция (1566–1609) оказала благотворное влияние на культурную жизнь Нидерландов. В 17 веке происходит расцвет голландской живописи, а главенствующим жанром становится пейзаж. Армия голландских пейзажистов запечатлела на своих многочисленных полотнах всеобъемлющую картину окружающего мира во всех его проявлениях. Картины Х. Аверкампа, Я. Порселлиса, А. Г. Кейпа, Я. ван Рейсдала полны гордости за свою родину, восхищения красотой моря. Вообще, безграничная любовь к окружающему миру чувствуется во всех картинах голландских пейзажистов. Основоположник голландского реалистического пейзажа Ян ван Гойен, как и Филипс Конинк, прекрасно передавал типичный голландский пейзаж: каналы, ветряные мельницы, вересковые дюны, речные заводи и берега, морские просторы и болота. Тонкий лиризм характерен для пейзажей Мейндерта Хоббема. Другому художнику Альберту Кейпу прекрасно удавалось соединять пейзаж с анималистическим жанром.

Всего два пейзажа есть в богатом творческом наследии Яна Вермеера Делфтского. На картине «Вид Делфта» (1660) художник изобразил родной город умытый дождем и освещенный робкими лучами солнца. Пейзаж «Улочка» (1660), несмотря на простой мотив, имеет глубокую содержательность и значимость. Было бы удивительно, если бы морской пейзаж (марина) появился не в Голландии. Среди художников-маринистов стоит отметить В. ван де Велде, Я. Порселлиса, и Я. ван Рейсдала. Нельзя сбрасывать со счетов и влияния на развитие пейзажной живописи реалистического искусства Испании, Италии и Франции. Так в творчестве испанского художника Диего Веласкеса есть картины, которые показывают тонкую наблюдательность мастера, например «Вид виллы Медичи» (1651). Работы Веласкеса говорят о зарождении пленэрной живописи, задолго до появления импрессионистов.

В 17 веке классицизм наложил свои требования и на пейзажную живопись. Французский художник Никола Пуссен считается создателем жанра героического пейзажа. Его картины, населенные мифологическими героями, призваны воспитывать в зрителе высокие чувства. Пуссен никогда не делал зрителя участником своих картин. Публика, по его мнению, должна довольствоваться ролью созерцателей. Концепцию идиллического пейзажа разработал Клод Лоррен. Его работы проникнуты духом гармонии. Совершенно другим предстает пейзаж на картинах мастеров эпохи барокко. Они стремятся отразить движение окружающего мира, его бурную жизнь. Например, пейзажи Питера Пауля Рубенса полны мощи и красоты земли, они утверждают радость бытия. Все это заметно на картине «Пейзажу с радугой». Художник изобразил ходящие за горизонт просторы, высокие деревья, высокие холмы, долину с деревушками, стада коров и овец, пастушек и пастухов, смотрящих за ними. И яркая радуга венчает пейзаж.

Прекрасным представителем пейзажной живописи эпохи барокко считается итальянский художник Алессандро Маньяско. Его картины полны скрытой тревоги. Например, на полотне «Морской берег» в глаза бросается лишь хаотичное нагромождение деталей. В 18 веке становится популярна ведута, которая впервые появилась в венецианской живописи. Изначально ведута была типичным жанром для городского или архитектурного пейзажа, но со временем распространилась и на обычный пейзаж. Прекрасными мастерами ведуты были Антонио Каналетто Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. В 18 веке пейзажная живопись стала активно развиваться в искусстве Франции. Так, Антуан Ватто, рисовал замечательные сцены на фоне парков. Его пейзажи очень эмоциональны и передают различные оттенки настроения («Паломничество на остров Киферу», 1717).

Видным представителем живописи рококо был французский живописец Франсуа Буше, рисовавший пейзажи, полные очарования. Будто созданные из розовых, голубых и серебристых оттенков, они кажутся волшебными грезами («Пейзаж в окрестностях Бове»). Ученик Буше — Жан Оноре Фрагонар, рисовал пейзажи, пронизанные воздухом и светом, они передают тепло солнечных лучей, свежесть воздуха, дуновение ветра («Сады виллы д’Эсте»). Во второй половине 18 века в искусстве появляется новое отношение к природе. Художники стали стремиться передать естественную природу, которую возводили в эстетический идеал. Наиболее видный представитель этого направления Юбер Робер успешно соединял на своих пейзажах реальность и вымысел. Большое влияние на романтический пейзаж оказали работы Клода Жозефа Верне, благодаря своим яркими эффектами освещения. В Англии видными представителями романтического пейзажа были Уильям Тёрнер и Джон Констебл, а в Германии — Каспар Давид Фридрих.

К красоте сельской природы обратились французские пейзажисты Теодор Руссо, Жюль Дюпре, чье творчество в дальнейшем назвали барбизонской школой. К барбизонцам близка манера письма Камиля Коро, который пытался передать на пейзаже окружающий воздух. Коро принято считать предшественником французских импрессионистов. Пейзажи Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро показывают неподдельный интерес живописцев к световоздушной среде.
Переработанные традиции импрессионизма использовали художники-постимпрессионисты. Поль Сезанн представляет красоту и мощь природы с позиции монументального искусства. Пейзажи Винсента Ван Гога полны мрачных и трагических предчувствий. Часто обращались к пейзажу и пуантилисты — Жорж Сёра и Поль Синьяк.

В 20 веке пейзаж востребован у представителей практически всех художественных направлений. Так, яркие и напряженные картины природы рисовали фовисты: Анри Матисс, Морис Вламинк, Андре Дерен, Рауль Дюфи. Представители кубизма (Пабло Пикассо, Жорж Брак) для передачи пейзажа использовали расчлененные геометрические формы. Не обделяли вниманием пейзажный жанр и художники-сюрреалисты (Сальвадор Дали), абстракционисты (Василий Кандинский), для которых главное было впечатление непосредственной импровизации в передаче окружающей природы. Однако ведущим направлением в пейзажной живописи 20 века остается реализм. Среди ведущих художников-пейзажистов стоит отметить Р. Кента, Дж. Уэсли и Р. Гуттузо.

8-poster.ru

Пейзажная живопись — история и развитие жанра.

Пейзажная живопись

Первые наброски пейзажа в виде контуров гор, деревьев и рек появились в первобытных наскальных рисунках. В то время человек делал первые попытки изобразить себя в окружении дикой природы.

Элементы пейзажа можно встретить в искусстве Древней Греции. Залы Кносского дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески, настенную живопись с реалистическим изображением людей на фоне моря, садов, горного ландшафта.

Пейзаж в виде самостоятельного жанра появился в древнем Китае как лирическое направление, воспевающее красоту и изящество первозданной натуры. Китайские художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука,  цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.Китайское искусство оказало большое влияние на развитие пейзажа в странах Дальнего Востока: Японии, Монголии, Кореи.

В европейском искусстве средних веков пейзаж присутствовал на картинах лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов. В этот период заметны неудачные попытки передать пространство, нарушены пропорции и масштаб композиции. Только в эпоху Возрождения художники начали изучать линейную и воздушную перспективу, что стало прорывом в истории пейзажа.

Интерес к пейзажу в эпоху высокого Возрождения возрастал, сформировались голландская, немецкая, итальянская школа с характерными приемами и сюжетами написания картин. Выделились подвиды пейзажа – архитектурный и морской пейзаж. Позднее установились каноны так называемого идеалистического пейзажа, картины совершенного мира. Такие картины напоминали театральные декорации с могучими деревьями или красивыми развалинами зданий вместо  кулис по краям картины, лугами и полями вместо сцены и горными хребтами  и ясными небом на горизонте.

В XIII веке ярко проявилось искусство французских живописцев. В эпоху Просвещения художники уже не стремились идеализировать природу, они ставили задачей показать естественную красоту окружающего мира. Новый взгляд на пейзаж был обусловлен появлением пленэрной живописи.

Работа художников вне стен мастерских давала возможность пристального наблюдения за природой, более натурального изображения меняющейся погоды и освещения. Огромное влияние на пейзажную живопись оказали импрессионисты. Именно они живо и солнечно писали простые незатейливые сюжеты природы и повседневной жизни. Импрессионистический пейзаж наиболее популярное направление в мире в настоящее время.

В русском пейзаже с момента его зарождения стали сильны традиции академической живописи. Особую популярность завоевали художники Товарищества Передвижных художественных выставок под руководством И.Н.Крамского. Выбор простой незатейливой натуры и особое патриотическое отношение к русской природе сделало уникальными картины Саврасова, Левитана, Шишкина.  С тех пор русский пейзаж занимает прочное место в творчестве российских художников.

Традиции пейзажной живописи продолжили художники 20 века.  Появились новые направления в пейзаже, такие как индустриальный, промышленный, космический пейзаж.


www.art-paysage.ru

Краткая история пейзажа в живописи

   Первые рисунки, которые были сделаны человеком, известны еще с первобытных времен, и уже тогда люди наряду с собой и животными, своими делами и заботами изображали природу. Это было довольно схематично, но все же позволяло восхититься талантом и врожденным чувством восхищения природой и ее красотой.

   Позже древние греки и римляне изображали свои собственные сады или сады своих господ, создавая восхитительной красоты фрески. Практически все наследие греков и римлян с изображением местной природы исчезло, испарилось и было уничтожено многими столетиями истории. Но и люди того времени поступили с пейзажем не самым лучшим образом, попросту забыв о нем и изображая деревья и растительность, холмы или горы исключительно как обстановку для жизнедеятельности человека.
   С XVI века, когда вслед за строгой канонизацией живописи и всей культуры под теологию, веру в Бога и богословие приходит очеловечивание искусства, пейзаж снова становится одним из основных жанров живописи. Пейзаж стал частью жизнью человека, неотъемлемо связанной с ней и демонстрирующей не просто красоту природы, но и человека как венца этой природы.


Голландский пейзаж
   Именно Голландия стала страной-первооткрывателем пейзажа в современном нам понимании. Эта страна, которая с XVII века стала развиваться быстрыми по сравнению с другими европейскими государствами темпами, наращивала потенциал среднего класса. Представители этого класса, которые были, разумеется, людьми образованными, начитанными и стремящимися к чему-то великому, важному и ценному, украшали стены своих квартир и домов различными предметами живописи. В том числе, позволяя себе похвастать перед своими друзьями и родными отличными видами на лучшие места Европы и Востока, который именно в этот период времени начинает активно осваиваиваться и изучаться.
   К концу XVIII в. к Голландии как к стране, где развивалась портретнаяживопись, прибавились Англия, чьи обеспеченные дворяне отправлялись в путешествия по всему миру, чтобы наблюдать за людьми, явлениями и природой и изображать это, а также Франция. Такие путешествия получили название Grand Tour, а вместе с названием — и огромную популярность среди тех представителей дворян, кто мог позволить себе такие путешествия.
   Безусловно, кульминацией развития портретной живописи можно назвать век девятнадцатый. Именно в этот период, а точнее во второй половине XIX века пейзажи стали писаться на пленере, то есть на свежем воздухе, на природе. Эту новацию ввели барбизонцы, представители барбизонской школы живописи во Франции.

   И те же французы отказались от канонов Академии художеств, создали свое собственное независимое сообщество импрессионистов и писали природу так, как они видели. Пожалуй, лучшим пейзажистом того времени можно смело назвать Клода Моне, который оказал огромное влияние на многих пейзажистов двадцатого века, которые писали картины маслом.

   Но перед двадцатым веком были такие фамилии, как Поль Сезанн и Винсент Ван Гог, которые создавали совершенно необычные работы, столь же необычно показывая природу родной земли и других, чужих государств.

 

Другие статьи, которые могут быть Вам интересны

xn--74-dlcheb2fvc.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *