Эбру что это – что это, история появления, правила работы

«Искусство облаков» или Эбру – Ярмарка Мастеров

Эбру — древнее турецкое искусство рисования на воде.

Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.

Родиной Эбру принято считать Турцию, хотя вероятнее всего, здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же Эбру, по некоторым предположениям в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно – Эбру появилось на Востоке.

Так же нет ясности и с происхождением названия «эбру». Этимология слова Эбру доподлинно неизвестна. Есть несколько версий. Первая: Эбру произошло от арабского «ab-ru», в переводе «вода для лица». Вторая: слово произошло от чагатайского «ebre» — «волнообразный». Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной третью версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».

На первый взгляд кажется непонятным, почему такие разные по значению слова могут определять этот вид искусства, но, зная технику изготовления эбру, всё становится на свои места. Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге. Также можно сказать и о волнообразности, которая поражает нас причудливыми переходами из одного цвета в другой. Не лишено смысла и предположение, что эбру происходит от слова, имеющего значение «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой.

Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

Художник наносит рисунок красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. Затем на рисунок накладывают бумагу и через несколько секунд осторожно снимают, высушивают и фон для Эбру готов. После того как бумага с нанесённым фоном высохнет, на ней будет закреплён трафарет, с помощью которого будет нанесена основная тема. В другом случае художник следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему рисунок при помощи палочки, тем самым создавая полностью законченное произведение, которое после отпечатка на бумаге уже не дорабатывается.

Но название произведения Эбру дается обычно только после того, как ему будет придана форма. Некоторые типы Эбру были названы именами художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, появились «Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов.

Близкой к Эбру — технике рисования на воде — является марморирование. Основная идея схожа — нерастворимыми в воде красками на воде пишутся узоры, которые потом переносятся на лист бумаги или любой другой предмет, который покрывается случайными красочными разводами. В технике марморирования разводы именно случайны, и художник не стремится их как-то упорядочить, давая воде и краске самим рисовать замысловатые мотивы. Марморирование — это заготовка для последующей обработки изделия или рисунка на бумаге, покрытой марморированием.

Огонь. Из серии «Вдохновение» Ирина Миронец

«Искусство облаков» — так называли эту технику в Персии и Турции в XV веке, широко применяя ее в переплетном деле. В Европе она достигла вершин совершенства в XVII веке, прежде всего, во Франции, где декоративная бумага для форзацев и крышек переплетов обрабатывалась марморированием масляной краской, клейстером с красителями.

Рассвет на реке. Из серии «Лодки» Ирина Миронец

Краска создает на бумаге отпечатки уникальноых образов, которые сами побудят фантазию к завершению композиции, случайным образом появившейся на бумаге.

www.livemaster.ru

Что такое Эбру? Эбру — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Эбру — это способ творческого самовыражения, заключающийся в особой графической технике, когда посредством оттиска красочное изображение переносится на бумагу с поверхности воды

.

Эбру — это больше, чем рисование, больше, чем искусство. Это возможность погрузиться в энергию водной стихии, ощутить её простоту, гармонию и совершенство. Это особенный способ самовыражения, полный мистического очарования, когда созревший в душе замысел воплощается в изменчивой воде, а потом запечатлевается на бумаге. Мастера сравнивают эбру с отпечатанной на бумаге молитвой. Чтобы овладеть этим искусством нужно, прежде всего, обрести себя, открыть свои чувства познания для мира. Картина, выполненная в технике эбру, это своеобразное отражение души художника, его чувств.

С точки зрения художественного выражения, можно сказать, что эбру сочетает в себе живопись и эстамп. Сначала художник готовит воду, которая в эбру играет роль холста. Чтобы жидкость была более плотной, в неё добавляют экстракт растения гевен, которое встречается в горах Турции, Ирана, Пакистана и на Кавказе. После этого, используя кисти и специальные инструменты, на поверхность воды

наносят капли краски, которые начинают жить своей жизнью: расплываются, сужаются, расширяются. Каждый слой краски не смешивается с предыдущим, а начинает взаимодействовать с ним, образую своеобразную движущуюся цветовую симфонию. Это достигается посредством особого состава используемых красок (пигмент, вода, желчь) и их очень жидкой консистенции.

Мастер не просто рисует, он взаимодействует с пятнами краски на воде, соединяет их в единое изображение, отражающее состояние своей души, с помощью простых инструментов — кисти, шила и гребня. Итогом творчества в эбру и самым ответственным моментом, является перенос изображения с воды на бумагу. Достаточно на несколько секунд положить бумагу на воду, чтобы рисунок

полностью исчез с поверхности воды и отобразился на бумаге. Этот оттиск уникальный и неповторимый. Есть техники перевода изображения эбру не только на бумагу, но и на ткань, дерево, стекло, керамику. Картины в технике эбру можно увидеть в дизайне помещений, на одежде и аксессуарах.

Историки не имеют единого мнения о времени и месте происхождения эбру. Это связано с тем, что художники, работающие в этой технике, никогда не ставили подписи на своих работах и не указывали дату создания. Есть версия, что эбру зародилось в Бухаре и Самарканде, а позднее, через Персию, дошло до Турции. С персидского слово «эбру» можно перевести как «похожий на облака». По другой теории, зарождение эбру произошло несколько восточнее — в Туркестане, где сейчас находится Уйгурский автономный район КНР. Именно в этом месте были найдены одни из самых древних, дошедших до нас, произведений эбру,

которые датируются 800 — 1000 годом. Кроме того, есть версии, что эбру зародилось в Индии, Персии, Древнем Египте, и даже в Южной Сибири. Кстати, на Алтае был обнаружен рисунок на куске кожи, похожий на эбру, которому около 2500 лет. Считают, что подобная техника произошла от шаманских ритуалов, которые использовали рисование на воде для связи с миром духов.

Преимуществом эбру является то, что даже новичок может легко создать свою первую картину. Для этого нужно купить необходимые ингредиенты и инструменты, приготовить раствор воды, краски.

Погружаясь в эбру, можно открыть для себя таинство общения с водой — изменчивой, переливающейся, составляющей основу всего живого. Вода в эбру словно зеркало, как своеобразный барометр души, отражающий тончайшие переживания, о которых вы сами могли и не догадываться, пока капли краски на воде не сложились в особенный узор, тайна которого понятна только вам. Эбру — это возможность

погружения в настоящий момент, фотографирования его — здесь и сейчас. Мастера говорят, что начав работать в технике эбру, вы с каждым шагом будете обретать всё более глубокое понимание мира и себя. Вода сама помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять её язык и говорить на нём. Как писал Руми: «Слова не нужны, чтобы проникнуть в тайну. Просто будь, и вот она».

samopoznanie.ru

Магия старинного эбру — рисование на воде

Творческому человеку свойственно искать все новые способы самовыражения, например, такие как нетрадиционные техники суминагаши и эбру – рисование на воде. Обе они пришли к нам из глубины веков и первоначально являлись народными «изобретениями». Благодаря подобным технологиям, древние мастера имитировали в своих произведениях разнообразные фактуры и создавали затейливые абстракции. В этой статье мы рассмотрим, откуда к нам пришла техника эбру (рисование на воде) и ее различные виды, необходимые для работы инструменты и материалы, а также можно ли сделать все это самостоятельно.

Что это такое?

Эбру — это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности ткани или бумаги остается неповторимый рисунок. В традиционной турецкой техники росписи по воде сочетаются и дополняют друг друга элементы живописи и приемы, характерные для эстампа.

Когда и где появилась эбру?

Среди современных исследователей этой рисовальной техники до сих пор ведутся споры о том, где и когда она появилась. Едины они только в одном: это древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, имеет восточные корни. По одной из версий, эбру — рисование на воде, появилось в Индии, а затем через Персию попала в Османскую империю, как раньше называли Турцию. Сторонники другой теории считают родиной этой художественной техники Бухару, откуда она распространилась дальше.

Что означает «эбру»?

Как и с историей возникновения, с происхождением названия этого искусства тоже нет ясности. Часть ученых считает, что произошло оно от «ebri», означающего в переводе с фарси «облако». Другие же предполагают наличие языкового предка в чонгайском или арабском языках. В странах Старого Света, искусство эбру — рисование на воде, появилось только в XVI веке, а пик его популярности пришелся на XVII —XIX столетия. Так как техника была привезена из Стамбула, европейцы чаще всего называют ее «турецкой бумагой».

Виды эбру

Современные художники широко используют в своей практике разнообразные виды этой техники рисования на воде. Коротко остановимся на наиболее распространенных:

1. Akkase Ebru – когда на один и тот же бумажный лист по мере высыхания наносят, поочередно, несколько слоев краски.

2. Волны или Gel-Git. Даже новичку не составит большого труда сделать такое эбру. Техника проста: по подготовленной водной поверхности разбрызгивается краска, после чего по ней проводятся шилом или заостренной бамбуковой палочкой параллельные друг другу линии.

3. Баттал эбру — наиболее традиционная и простая техника, при которой от художника требуется только разбрызгать краску по поверхности воды, а затем, не внося каких-либо изменений, перенести рисунок на бумагу или ткань.

4. Эбру техника Хатиб, была изобретена исламским проповедником (имам-хатибом) Мехметом Эфенди в начале XVIII столетия. Эта техника послужила переходной, от абстрактных рисунков, получаемых в баттал, к изображениям цветов. Кроме того, благодаря хатиб эбру рисование на воде получило возможность создания орнамента.

5. Изображения цветов, больше известные как эбру Неджмеддина, названные так по имени ее изобретателя. В основе этой техники лежит работа с шилом над концентрическими окружностями различного размера.

Подготовка водного раствора

В отличие от японской суминагаши, в которой используется обычная вода, в турецкой технике эбру используется, загущенный особым растительным экстрактом, водный раствор. Получают загуститель из произрастающего в горных районах Пакистана, Ирана и Турции колючего растения Астралагус (гевен), который срезают в середине лета, а полученную смолу сушат на солнце. В итоге получают лепестковое китре, настояв который в течение двух недель, можно получить раствор нужной консистенции. Сегодня в продаже есть уже готовый, порошкообразный экстракт, который настаивается всего сутки. Наши соотечественники, осваивающие эбру, рисование на воде, используют более распространенный у нас загуститель – агар-агар, получаемый из красных морских водорослей и широко используемый в косметической и пищевой промышленности. Для создания однородной водной среды, загущенный агар-агаром раствор обязательно процеживают через капрон или марлю, после чего накрывают емкость газетой или плотной бумагой. Таким способом можно собрать все микроскопические пузырьки и получить однородный рабочий состав.

Пригодиться всем, кто стремится освоить турецкую технику эбру, мастер-класс по подготовке водной основы:

1. Если вам повезло, и вы сумели купить порошковый экстракт гевена, положите его в воду, тщательно перемешайте и оставьте на сутки.

2. Отстоявшийся раствор необходимо пропустить через марлю или капрон, накрыть газетой и оставить на несколько минут.

3. Снимаем газету и приступаем к творчеству.

Другие материалы

Кроме загущенного водного раствора для рисования на воде в технике эбру потребуются и другие материалы:

  • Краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду.
  • Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде.
  • Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки.
  • Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы.
  • Гребешок. Народные мастера изготавливают специальный инструмент, однако, можно воспользоваться и любым дешевым пластиковым гребешком для получения чешуек на рисунке.

Эбру: мастер-класс

После того как приготовлены все материалы и инструменты, водный раствор настоялся, можно приступать к творчеству:

1. На водную поверхность поместите при помощи кисти несколько капель краски.

2. Гребнем, шилом или инструментами их заменяющими, постарайтесь придать каплям задуманную вами форму. Это довольно сложно, так как предугадать, куда будет двигаться краска очень сложно.

3. Когда вы посчитаете, что рисунок на воде у вас полностью готов, берите плотную бумагу или однотонную ткань.

4. Очень осторожно положите его на поверхность воды. Как только лист ровно ляжет на весь рисунок, аккуратно и плавно снимите его.

5. В результате вы должны получить лист бумаги с неповторимым рисунком и чистую поверхность густой основы. Если на воде остались небольшие следы краски, аккуратно уберите их газетой.

fb.ru

ЧТО ТАКОЕ ЭБРУ?

ЧТО ТАКОЕ ЭБРУ?

Глотова М.О. 1

1Московская область,г.Красногорск,МБОУ СОШ №19

Глотова Т.П. 1

1МБОУ СОШ №19,г.Красногорск,Московская область

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Рисование — это искусство. Рисуя, мы выражаем свои эмоции и чувства, погружаемся в удивительный и фантастический мир. Полезно ли уметь рисовать? Умение рисовать может принести огромную пользу в современном мире. Существует большое число профессий, связанных с рисованием: художник, дизайнер, иллюстратор. Однажды я побывала на мастер-классе, где рисовали красками на воде. Краски плавали на поверхности воды, превращались в очень красивые рисунки и не тонули!! Секрета такого мастерства мне художник не раскрыл.

Цель исследования: Я решила узнать о такой технике.

Объект исследования: Особая техника рисования на воде.

Гипотеза проекта: Возможно, причина растекания красок по поверхности жидкости в их особых свойствах.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, какие материалы используют для рисования

  2. Изучить способность разных красок держаться на поверхности воды;

  3. Узнать, как жидкость может удерживать краски на поверхности;

  4. Создать рисунок на воде в домашних условиях;

Методы проекта:

  1. Участие в мастер – классе и просмотр видеоуроков по рисованию на воде;

  2. Анкетирование;

3.Экспериментирование.

Основная часть

  1.  
    1. Анкетирование обучающихся

В начале своей исследовательской работы я провела опрос обучающихся 2 «В» класса. Им предложила ответить на вопросы:

1.Чем вы умеете рисовать? 2.На чем вы обычно рисуете?

На вопросы ребята быстро дали ответы. Все умеют и любят рисовать карандашами-40%, мелками-15%, фломастерами-35%, красками-10%

70% -рисуют на бумаге,

25%-на доске,

5%-на стенах и асфальте.

Про рисование на воде никто не знал. Техника рисования на воде называется Эбру.

2.1.Что такое Эбру?

В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно «обру», значит «на воде». В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства. Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который можно преобразовать в любую желаемую форму.

2.2. История возникновения Эбру

История создания Эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин написана в XI веке, но ученые утверждают, что она появилось намного раньше самого изображения.

В древних иранских документах записано, что Эбру изначально появилось в Индии. Оно пришло в Иран из Индии, а затем из Ирана в Оттоманскую Империю.

По некоторым источникам, оно родилось в городе Бухара в Туркестане и пришло к Оттоманской Империичерез Иран. Большинство ученых сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции.

В те времена бумага с рисунком под мрамор — использовалась для государственных указов, грамот, для оформления различных книг.

В Европу искусство Эбру пришло в 17 векеи в основном использовалось в книгоиздательстве. Переплёт книги, исполненный в технике эбру делал издание более ценным и дорогим.

В настоящее время технику Эбру в основном используют для создания картин, для оформления интерьера. Бумагу, расписанную в этой технике можно использовать для оформления творческих работ, например, открыток, а также использовать как заготовку для работы, выполненной в технике декупаж.

2.3.Секреты создания Эбру

Эбру требует не только фантазии, но также знания техники, терпения. Все компоненты для Эбру обязательно экологически натуральные. Краски состоят из воды. Они очень жидкие, практически разноцветная вода .

Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания Эбру еще используют

-шило или тонкую палочку , которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры,

-и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.

Но как же создать рисунок в технике эбру в домашних условиях?

С помощью опытов решила изучить способность разных красок держаться на поверхности воды.

Практическая часть

Эксперимент№1Возьмем жидкую гуашь и разбрызгаем её по поверхности воды. Большая часть краски утонула, а отпечаток получился бледный. Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. И я стала думать, что может из подручных материалов обладать слабоклеющими свойствами.

Эксперимент№2

Молоко – тоже жидкость, но оно погуще воды. Быть может, можно рисовать на молоке? Опыт показал, что оно тоже плохо удерживает краски.

Эксперимент№3

Мама покупала мне густое желе из желатина. А что, если желатин использовать для загущения воды? Попробовала. Желатин сделал воду слишком густой. Краски не тонули, но и не растекались по поверхности: рисунок эбру не получился.

Эксперимент№4

Может попробовать силикатный клей. Добавили его в воду.

Получилась густая силикатная вода. Краски стали более послушными. Они не тонули и красиво растекались, как настоящие эбру -краски. У меня получился рисунок в технике Эбру в домашних условиях.

Видео(фрагмент) рисования на воде. 1.Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый раствор из смеси воды с клеем, который сгущает воду.

2. Начинаем создавать фон. Берем различные краски и буквально стряхиваем их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы. Затем создаем рисунок.

3.Берем шило или тонкую палочку аккуратно начинаем водить по воде, превращая бесформенные капли краски в узор.

4.Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Шилом водим по поверхности бумаги, чтобы вышел лишний воздух. Бумага буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу.

Теперь я знаю, краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности.

Заключение

Я очень люблю рисовать, и мне нравится изучать новые стили рисования. При создание своего проекта, мною были достигнуты все поставленные цели. Я узнала про древний способ рисования на воде. Узнала историю возникновения Эрбу, а также значение этого слова. Изучила технику создания рисунка в стиле Эбру. Теперь я знаю, что краски должны быть жидкими, а поверхность, на которой рисуют-густой. Я научилась в домашних условиях создавать рисунки, познакомила обучающихся из своего класса с этой техникой. Они с увлечением создавали свои рисунки.

Вашему вниманию предлагаю нашу выставку картин, которые нарисовали. Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.

Литература

  • http://ebru-art.ru/

  • http://www.alanyasistem.ru/blog/risovanie-na-vode-iskusstvo-ebru.html

  • http://artebru.livejournal.com/

  • http://www.aquaexpert.ru/enc/articles/picturewater/

  • http://retrobazar.com/journal/interesting/1049_ebru-istorija-iskusstva-zhivopisi-na-vode-.html

  • https://vk.com/club45659602

  • http://way-art.ru/art/iskusstvo-ebru.html

  • http://pupoksik.ru/ebru-risovanie-v-moloke/

  • http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionaja-tehnika-risovanija-yebru.html

  • http://kak-sdelat-samoj.ru/ebru-risovanie-na-vode-v-domashnih-usloviyah/

  • http://stranamasterov.ru/node/404344

  • https://www.babyblog.ru/user/id1516979/62269

  • http://ebrussia.com/

  • http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2014/07/17/ebru-tayna-risunka-na-vode

Просмотров работы: 388

school-science.ru

уникальная турецкая живопись на воде

Совершенство природы, таинство мира и торжество красок можно передать с помощью живописи на воде, которую именуют эбру. Организация ЮНЕСКО признала ценность этой удивительной турецкой техники, включив её в список культурного наследия.

Эбру называют танцем ярких красок и неповторимых узоров. И это неслучайно, ведь каждая картина – уникальна, никому не удастся создать её точную копию снова.

История возникновения оригинального вида искусства

Когда точно появилось мраморирование, или эбру, неизвестно. Первая из найденных работ датируется XI столетием. Однако многие искусствоведы убеждены, что картина была создана в период, когда техника уникальной живописи была практически совершенной. Этот факт лишь свидетельствует о том, что эбру появилось значительно раньше.

Никто не может точно определить, где же зародилось искусство. Бытует утверждение, что его родиной является Индия, Бухарское ханство или Персия. История возникновения по-прежнему остается загадкой и окутана некой тайной.

Не вызывает сомнений, что эбру – эта прекрасная живопись, характерные особенности которой плавность, тонкость линий, а также медитативность. Восточное искусство не терпит спешки, а его шедевры создаются с необычайным вдохновением.

Развивалось мраморирование стремительными темпами в Турции, поэтому её и считают родиной эбру.

Техника живописи

Умение рисовать на воде является достаточно непростым занятием. Каждая выполненная работа словно фотография мгновения, в котором незримо присутствует человек, вселенная и вода. Уникальное искусство стало популярным способом самовыражения чувств художника.

Для выполнения рисунка на воде понадобятся следующие компоненты:

  • Экстракт растения гевен, используемый в качестве загустителя.
  • Краски, изготовленные из воды, желчи и натурального пигмента.
  • Кисти, сделанные из волоса конского хвоста.
  • Шило.
  • Специальный гребень, необходимый для заполнения пространства и создания фона.

После добавления загустителя, краски заполняют поверхность воды, но при этом они не растворяются. Каждую секунду меняют свои очертания, переплетаясь в замысловатые узоры. Кажется, что невозможно создать настоящий шедевр с помощью красок и воды. Однако волей талантливых художников бесформенные капли преображаются в неповторимую картину.

Затем к рисунку мастер прикладывает лист бумаги, который впитывает краски с жидкой поверхности, после чего изображение с узором останется на нём. Тем, кто решит попробовать себя в искусстве эбру, рекомендую поискать компоненты в специализированных магазинах для художников.

Эбру сегодня

Не так давно техника мраморирования находилась под угрозой исчезновения. Со временем забыли об этой уникальной технологии и наслаждались только шедеврами прошлого. Однако сегодня искусство снискало популярность. В наши дни занимаются его развитием и популяризуют эбру не только в Турции, но и во всем мире. Все чаще проводятся мастер-классы, открываются школы, а также проходят выставки.

Поистине эбру – это не достояние прошлого, а современное искусство с изящными линиями, в котором отражаются сокровенные чувства и мысли мастера.

Светлана Пономарёва



gallerix.ru

Эбру — рисование на воде. Интересные факты. Добавил Иван Моторный — VilingStore.net

Эбру – это искусство рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло. Известно, что первое упоминание в летописях датировано ХI веком, но уже тогда это искусство достигло совершенства, значит, зародилось оно намного раньше.

Остается загадкой и место зарождения Эбру. Возможно, родиной искусства Эбру была Индия, потом оно было перенято персами, а оттуда перешло к османам, нынешним туркам. По другой версии оно зародилось в Бухаре и уже оттуда перекочевало в Турцию. Как бы то ни было, но именно в Турции Эбру получило широкое применение и передаваемое из поколения в поколение благополучно дожило до наших дней.

У каждого народа Востока существует и свое объяснение возникновения слова «Эбру» — это «Облачный», «Волнообразный» и «Вода для лица». В Европе рисунки Эбру называли — «Турецкая бумага» или «Мраморная бумага».

Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые школы по обучению технике рисования Эбру.

Для рисования нужна вязкая вода и краски, не растворяющиеся в воде. Традиционно в воду добавлялся смолистый воск, полученный из нектара растения Астралагуса, краски применялись натуральные, даже кисти делались из дерева и конского волоса. В наши дни в воду добавляют специальный химический порошок-загуститель, а краски специально для Эбру продаются в наборах. Но иногда берутся акриловые или масляные краски, которые не должны смешиваться между собой, а свободно растекаться по воде.

Первоначальная задача художника – создать красивый мраморный фон. Для этого краски разбрызгиваются на поверхность воды и при помощи специального приспособления, похожего на большую расческу или специальной палочки, образуется неповторимый узор. Можно этим и ограничится, ведь фон после высыхания – отличная основа для нанесения основного рисунка или трафарета. Но, можно нарисовать и поверх «танцующих» красок, как создаются рисунки хорошо видно в демонстрационных роликах.
Обычно рисуют мечети, силуэты людей, розы, тюльпаны и другие красивые, причудливые цветы и узоры. Тут уж все зависит от терпения, мастерства и таланта художника.
На готовый рисунок накладывается плотный лист бумаги, краска отпечатывается на листе и после высыхания бумаги — картина готова. С таким же успехом рисунок Эбру можно наносить на кожу, картон, шелк, пластмассу, дерево и другие материалы. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым. Предугадать, как растекутся краски, в своем прекрасном танце, очень сложно.

vilingstore.net

Ebrussia.com — История возникновения ЭБРУ

Эхо вашей души на воде

Турция является одной из благословенных стран, наполненных своей глубокой культурой и множеством прикладных искусств, а эбру является одним из немногих традиционных турецких декоративных искусств, дошедших до сегодняшних поколений. Это позволяет ему жить и подвергаться постоянной эволюции.  Много людей самых различных возрастов начинают  заниматься марморированием на различных ремесленных кружках Турции.

Мое первое знакомство с искусством ‘ ЭБРУ’ было случайным;  первый раз у стенда современного искусства, а второй на другом любительском стенде торгового центра. Именно так большинство людей узнает о существовании этого искусства, и меня это побудило познакомиться с эбру на практике. И оба раза меня глубоко поразило само это искусство, не только в тот момент, когда мне довелось выполнять любительскую работу,  но и когда мой взгляд останавливался на других любителях. Работа с восхитительными цветами и водой оказала на меня лечебный эффект, который так был мне нужен. Также очень интересна история искусства, следы которой уходят в разные эпохи, где происходили самые разные события.

После всего этого просто невозможно не написать об ‘эбру’, его истории и великолепных образцах искусства.

По многим источникам, корень этого слова происходит от персидского ‘ABRU’ (в турецком оно стало эбру), что означает ‘облако’ из-за воздушных, как облака, рисунков. Еще одна гипотеза происхождения слова ‘Abru’ основывается на персидской фразе ‘ab-ruy’, которое означает поверхность-вода.

(В особенности фон, на котором написан цветок можно взять в качестве наглядного образца «облачного» эбру)

 

 

 

 

 

 

 

Кроме данных версий существуют и другие подтверждения происхождения слова, и они выступали в качестве официальной версии многие годы. Если Вы посмотрите в интернете, Вы найдете информацию о некоторых сомнениях по поводу слова ‘EBR’ (или ‘ABR’ в персидской версии), и версию его происхождения из джагатайского диалекта  турецкого языка.

Еще не настолько хорошо изучен вопрос, чтобы судить о правильности информации, тем не менее, по словам Севан Нишаняна (Sevan Nişanyan),  (этимология современного турецкого), это не является информационным пробелом.  Он говорит: ‘Согдийский язык (другой язык иранской ветви, но на сегодняшний день являющийся мертвым’) использовался в качестве общего торгового языка на Шелковом Пути до персидского. Также он добавляет, что персидский язык был более широко распространен, чем турецкий в таких ключевых находящихся на Шелковом пути городах, как Самарканд, Бухара и Ташкент в 700-1100.’

В связи со всеми имеющимися сомнениями данная дискуссия ждет тщательного расследования, где попотеть придется лингвистам. Это названия, которые люди дали этому виду искусства, руководствуясь собственными ощущениями и формами рисунка. В любом случае, я думаю, название эбру сложилось из звуков, пришедших от персидского слова‘AB’, что значит «вода», а затем это слово превратилось в ‘ABRU’, указывая, что вода спустилась с–‘облака’. Это очень точно передает суть искусства, поскольку работа осуществляется с водой, и название прочно закрепилось за самим искусством. Более того, на протяжении истории человечества вода являлась символом жизни, и это элемент для отображения наших мыслей через рисунок.

 

В то время как восточные страны используют для дизайна эбру фон облаков, западные изобретают рисунок, напоминающий поверхность мрамора. Поэтому на западе это искусство получило название ‘ марморирование’. Схожесть образцов в мраморе и современных произведений искусства действительно поражает! Это еще один интеллектуальный способ показать связь искусства ‘эбру’ с природой.

 

 ЭБРУ

 

Настоящий мрамор:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И даже пусть достоверно неизвестно, в какой стране зародилось ‘ марморирование’, точно известно, что ‘ марморирование’ – это характерный для восточных стран вид искусства. В древних иранских документах записано, что (эбру)  марморирование изначально появилось в Индии. Оно пришло в Иран из Индии, а затем из Ирана в Оттоманскую Империю. По некоторым источникам, оно родилось в городе Бухара в Туркестане и пришло к Оттоманской Империи через Иран. Некоторые источники повествуют о древних тюркских шаманах средней Азии и их различных способах гадания, в том и числе и гадание на воде. По имеющимся  описаниям можно судить, что это первое применение искусства  марморирования. Раскопки, проводимые в средней Азии, смогут пролить свет, продолжает ли оно существовать или нет. (цитата)

Рассуждая мы можем сделать множество различных выводов. Если вспомнить, что первая бумага появилась в Китае, мы сможем представить и лучше понять, каким образом тюрки донесли это искусство до запада. Это еще один, но возможно, наиболее реальный путь найти дорогу для этого вида искусства.


РАСЦВЕТ ЭБРУ

Каким бы ни был этот путь, ‘искусство марморирования’ привлекло внимание турецкого мира. Многие мастера учились в старом доме узбекских турок в округе Стамбула Ускудар. Этот дом стал важнейшим центром искусства нанесения рисунка под мрамор и сыграл очень важную роль в приобретении искусством мировой известности. Все это необходимо учитывать, называя искусство на западе ‘турецкой бумагой’.

При виде дома у меня было такое чувство, как будто нахожусь на старых улочках времен Османской Империи, а рядом с домом один из самых прекрасных зеленых и крутых склонов района Ускудар Стамбула.  Слегка моросил дождь, и с первого взгляда мне стало понятно, что это здание времен Османской Империи. Среди культурных ценностей (искусство и пр..), распространенных тогда в обществе и среди знатных людей, поддерживающих Аттатюрка в войне за независимость, основной особенностью являлась культура деревянных домов, равно как и элегантная и характерная красота его архитектуры. Мне также пришла мысль, что то место, где стоял на протяжении лет этот дом, представляет собой границу между новым и современным Стамбулом.

 

В доме останавливались на постой узбекские и туркменские паломники (haji). Эти гости дома, в котором находилась мусульманская секта Накшбанди (Nakhshibendi), ожидали разрешения Султана Оттоманской Империи отправиться в Мекку.

Ахмет Есеви — AhmetYesevi

 

 

 

 

 

 

Центром искусства он стал в середине века при Ибрагиме Этеме, потомке Ахмета Есеви; старого и уважаемого турецкого суфия, поэта и филолога. Ибрагим Этем был не только мастером марморирования, но и был силен в каллиграфии, плотничьих работах, гравировке, изготовлении печатей (официальные печати с рисунком и каллиграфией на драгоценных камнях), литейном, токарном деле, ковке, изготовлении фурнитуры, механике, печати, ткацком деле  и  архитектуре. Кроме того, его прозвали ‘Hazerfen’, что означает ‘мастер 1001 вида искусств.

Хазерфен Ибрагим Этем -Hazerfen İbrahimEthem

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступая не только в качестве приюта для паломников, дом стал школой и для хозяев, и для гостей и других учеников, которые пришли научиться большому ряду специальностей (таким ремеслам как плотницкое дело, гравюра, изготовление печатей, и пр..) и искусству. Со временем появилось множество мастеров, и дом стал важным местом, где выросли и стали известными всему миру такие турецко-мусульманские виды искусства, как ‘марморирование’ и ‘каллиграфия’.

В эпоху Оттоманской Империи шедевры с рисунком под мрамор создавались в самых разнообразных формах, начиная от традиционной до филигранной работы эбру различных  форм создавалось на бумаге для государственных указов (грамотах).

 

 

ebrussia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *