Главная > Разное > Эбру краски – что это, история появления, правила работы

Эбру краски – что это, история появления, правила работы

ЭБРУ – магия воды! | Аналитический психолог Донецк

Многие слышали об удивительном методе Эбру – рисунках на воде. Как они получаются? Каким способом сохраняются? Что и как лучше использовать? Обо всем этом вы узнаете в этой статье, а также получите практические рекомендации от опытного мастера Эбру. Читайте и создавайте неповторимое!

Творчество – это чудо, созданное вашими руками! Чтобы стать участником творческого процесса, достаточно лишь захотеть! Наш мозг так устроен, что обычные линии могут превратиться в нашей фантазии в знакомые образы и фигуры.  А чтоб оживить эту картинку, достаточно взять кисти и краски!

 

Вам необходима консультация детского психолога?

Возможна работа по Skype.  Контакты для связи.

1.    Эбру. Рисунки на воде.

Создание картин на воде – это древневосточное искусство, под названием Эбру. Рисунки на воде неповторимы. Копию на воде создать невозможно, ввиду сочетания движения красок и водной глади. Конечно же, в этом нет никакого волшебства. Изображение на водной поверхности держится и сохраняется благодаря поверхностному натяжению. Но именно игра красок на подвижной поверхности заставляет почувствовать себя магом и чародеем.

Начиная работу, отключите свое логическое мышление на время. Не стоит думать о том, получится у вас или нет. Понаблюдайте, как краска ведет себя на поверхности. Что вы чувствуете при этом?! Окунитесь целиком в этот завораживающий процесс. Ведь мы состоим из воды. Наша энергетика влияет на воду, а ее ответная реакция воздействует на нас. Происходит взаимный обмен энергиями. И в результате такой интересный симбиоз воплощается в шедевр.

Многие художники техникой Эбру создают фон, и на нем уже дополнительно дописывают картины акварелью.

Начиная с 5 летнего возраста можно привлекать к процессу своего ребенка. Не забывайте о технике безопасности. Придется использовать острые предметы.

Цвет имеет большое значение в работах ребенка, когда он переносит свое эмоциональное состояние на рисунок. Ведь все детские впечатления отражаются в их спонтанном рисовании.  Любой перенесенный стресс и переживание можно устранить, обеспечив ребенка красками.

 

2.     Материалы, используемые в ЭБРУ:

1. Краски Эбру - 9 основных цветов:

  • Красный,
  • Фиолетовый,
  • Желтый,
  • Белый,
  • Зеленый,
  • Коричневый,
  • Синий,
  • Темно-синий,
  • Черный.

2. Поддон из оцинкованного железа, размер 35 х 50.

3. Раствор Китре - вода для Эбру. В ее состав входит смола кустарника Гевен. Собранную смолу сушат, перетирают в порошок, добавляют в воду, настаивают и процеживают. Готовый раствор вы сможете купить в магазине для художников.

4. Желчь – позволяет раскрыть краску на воде.

5. Кисти – 9 шт. для каждого цвета. Кисть имеет пористую основу, за счет чего краска задерживается и, в случае надобности, выдает определенные порции.

6. Шило - тонкое, среднее, толстое:

  • Толстое шило поставит самую большую точку.
  • Среднее шило – применяют при создании цветов.
  • Тонкое шило – используется для мелких и изящных деталей (прорисовать веточку).

7.

Гребни для чешуйчатого узора (с редкими и густыми зубцами)

8. Бумага офисная 80 г/м2., А3, по формату поддона.

9. Салфетки для очищения шила.

10. Пипетка специальная.

3.     Техника рисования.

Перед началом работы аккуратно снимите предварительно оставленный на поверхности воды лист бумаги.  Для этого, при помощи шила, подхватите пальцами нижний левый угол листа и приподнимите его.  Возьмитесь за второй нижний угол и, вытирая о бортик лист, смело приподнимите и вытяните его.

Как раскрываются краски?

Каждое ваше произведение на воде будет появляться из одной точки. Приступая к работе, необходимо проверить, как раскрываются краски на поверхности воды. Для этого окуните шило в краску и перенесите эту капельку на воду. Обратите внимание, как краска расходится на воде. Если она хорошо двигается, быстро раскрывается, значит, консистенция воды и краски готова для творчества. Если вы видите, что она сразу тонет, следовательно, ее следует разбавить желчью.

Разбрызгивать на каждую картину можно не более шести цветов натуральных красок. Искусственных красок используют не больше трех. Натуральные краски Эбру лучше держатся на воде. Они не проваливаются, не тонут. С их помощью можно рисовать в течение 2 часов. Поэтому, предпочтительнее использовать оригинальные материалы - уже правильно разведенные и подготовленные.

Краски, в зависимости от цвета, ведут себя по-разному. Почему так происходит? Вся тайна в их  составе. К примеру, синий и фиолетовый цвета раскрываются медленно. Красный – самый капризный из цветов. Раскрывается тяжело и неторопливо. Но ведь нам это и нужно. Красный должен быть более концентрированным и плотным, чтоб его можно было расходовать для создания бутонов у цветов. По скорости раскрытия за ним следует зеленый, потом синий. Если вы видите, что краска не раскрывается, добавьте в нее несколько капель желчи. Аптечную желчь использовать не стоит, она не работает.

Как проверить консистенцию воды в поддоне?

Не очень глубоко опустите шило в воду и проведите им линию из стороны в сторону. Вы увидите, как водичка двигается, значит, она работает. Когда вы проведете шилом по краске, которую только что проверяли на раскрываемость, она должна пойти за инструментом и остановиться.  Если наблюдается обратный процесс, «эффект резинки», и вы видите, как вода натягивается, значит консистенция немного густовата. Учитывайте, что на пятой - шестой картине водичка станет гуще. Это происходит за счет того, что через некоторое время верхний, самый жидкий слой снимется вместе с красками.

Возьмите выбранную баночку с краской. Опустите в нее кисть. Тщательно перемешайте краску, потому как она имеет свойство оседать на дно. Достаньте кисть, придавив ее на кончике, чтоб немного отжать, и разбрызгайте краску на поверхность воды.

Окуните в раствор шило средней толщины и начните водить им от одного бортика к другому, создавая ровные линии. От глубины погружения инструмента зависит длина и степень растяжения узора, насколько он вытянется у вас. При использовании тонкого шила можно нарисовать спиральки. Получится изображение гнезда или ракушки.

Вам необходима консультация детского психолога?

Возможна работа по Skype.  Контакты для связи.

4.     Кисть. Как правильно держать и пользоваться кистью?

Кисти для Эбру изготавливают из стебля кустовой розы и жесткого конского ворса. Благодаря пористой основе стебля, она набирает в себя, а потом выдает определенное количество краски. Кисть в Эбру используется только лишь для разбрызгивания нужного количества краски.

Также можно применять бамбуковую ветку. А вот обычная беличья кисть не подойдет, так как щетинки слишком мягкие и не в состоянии порционно разбрызгать краску.

Обратите внимание на то, что есть кисточки с коротким ворсом, а есть с длинным. С коротким ворсом кисть можно не отжимать перед разбрызгиванием, а слегка вытирать о бортик баночки с краской. Отжимать кисть следует для того, чтобы на ней не скапливались излишки краски, которые могут падать на дно поддона тяжелым грузом.

Чем длиннее черенок у кисточки, тем сильнее амортизация при ударе о ладонь.

Правой рукой вы держите за черенок и начинаете разбрызгивать краску по поверхности воды, слегка ударяя центральной частью кисточки о ладонь левой руки. Когда вы держите кисточку за кончик черенка, происходит амортизация всей остальной ее части. Но если вы будете ударять рукой у основания ворсин, в районе манжета, то амортизации не будет, краска будет неправильно разбрызгиваться. Левую руку лучше держать либо по центру кисточки, либо ближе к правой руке. При таком движении краска будет разбрызгиваться равномерно. Вам не придется усиливать удары. Да и поверхность стола не будет пачкаться.

Брызги начинайте производить в направлении от основания вашей будущей картины, слева направо, постепенно поднимаясь. Таким образом, вы сможете закрыть всю поверхность воды и получить фон.

Можно делать более крупные капли в виде гнезд.

 

5.     Состав красок Эбру. Как ведет себя краска в воде?

Все краски состоят из натуральных компонентов. Каждый цвет имеет свою фактуру:

  • Красный – сок красной капусты.
  • Желтый – минеральный пигмент природного мышьяка.
  • Зеленый – сочетание синего и желтого цветов.
  • Синий – натуральная синька.
  • Темно-синий – особый сорт натуральной синьки.
  • Черный – печная сажа.
  • Белый – свинцовые белила.

В краску добавляется компонент - бычья желчь, благодаря которому она не проваливается, а раскрывается на поверхности. При отсутствии этого компонента, краска останется неподвижной.

Как сочетаются цвета?

 Желтый с красным.

Фиолетовый с розовым.

Синий с желтым.

 

6.     Как правильно переносить изображение на бумагу, во избежание дефектов.

Лист нужно держать по диагонали, за противоположные концы. Уголки держите приподнятыми. Первым опускаете нижний левый угол на поверхность воды, при этом кончик из рук не выпускаете. Когда угол бумаги коснется воды, начинаете последовательно и медленно опускать противоположные углы и стороны бумаги. И в последнюю очередь отпускаете зажатый пальцами кончик левого нижнего уголка. Это вы делаете для того, чтобы не появилось пузырьков между бумагой и поверхностью воды. Иначе в итоге, на вашей работе, возникнет белое пятно.

После того, как на созданную картинку наложили бумагу, слегка прогладьте поверхность бумаги. Старайтесь не сильно нажимать, чтоб вода не проступила на бумагу. Проследите за тем, чтоб бортик поддона был чистым, когда будете снимать картину с поверхности воды. В случае необходимости, чтоб не испачкать ваш шедевр, оботрите салфеткой от лишней краски и воды края емкости. Приподнимите нижние уголки листа и потяните его на себя под углом, т.е. не вниз по бортику и не вверх, а по диагонали. Ваша задача снять с бумаги излишки воды.

 

7.     Мастер рисования ЭБРУ дает рекомендации:

 

  1. Вода, т.е. раствор – это основа, она не должна быть сильно густой.
  2. Когда вы налили в поддон специальный раствор для рисования, прикройте его сверху листом бумаги Аз, во избежание попадания в него мусора.
  3. Не нужно махать над водой посторонними предметами, иначе на поверхности будут появляться мелкие соринки, а они создают пустоту на картине. Любая пылинка, попадая на воду, образует кружочки, разъедающие краску и создающие пустоту. Поэтому, в процессе работы держите салфетку, зажатой в руке, сбоку от создаваемой картины.
  4. Для фона часто используют синий цвет. Если будет слишком насыщенная концентрация первого цвета для заднего плана, то последующие краски будут раскрываться сложнее. Поэтому, старайтесь регулировать первый цвет.
  5. Для каждой баночки краски своя кисточка, во избежание смешения цветов.
  6. На одну картину брызгать не более 6 цветов красок.
  7. Количество желчи в краске определяет степень загустения.
  8. Держать шило с краской и ставить точку необходимо строго вертикально, не под углом. Иначе капля создаст на воде не круг, а другую фигуру.
  9. Шило всегда должно быть сухим. После каждого погружения обязательно протирайте его салфеткой.
  10. Сушить завершенные картины лучше на ровной поверхности.

 

8.     Как нарисовать цветок.

 

Вам необходима консультация детского психолога?

Возможна работа по Skype.  Контакты для связи.

 

Уважаемые читатели!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет Ваше лучшее «спасибо» за материал.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

 

Вам будет интересно

rebenokplus.ru

удивительное исскуство эбру – Ярмарка Мастеров

Что такое эбру? Рисование на воде – древнейшая техника живописи.

Существуют разные версии о месте происхождения эбру — Северный Китай, Южная Сибирь, Туркменистан, Персия, Индия, Пакистан и даже Древний Египет. Есть основания полагать, что это искусство произошло от шаманов, чьи ритуалы похожи на процесс создания рисунков на поверхности воды. Об этом же говорит мраморный рисунок, переведенный на кусок кожи, возрастом около 2500 лет, найденный в районе Алтая.

Эбру – интересная история соприкосновения земли с краской, краски с водой и воды с бумагой…

Эбру — это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования.

Когда вы рисуете эбру на воде, ваши произведения вторичны. Вы целиком отдаетесь процессу, ныряете в мир цвета, красок и эмоций. И рисунки получаются сами собой, выходя из-под ваших волшебных рук, вдруг появляются звезды, цветы, птицы и невиданные узоры.

Вы даже не думали написать картину, она возникает сама по себе, рождаясь из радуги цветов эбру.

Вся тайна эбру заключается в том, что вы одновременно являетесь режиссером, художником, писателем и исполнителем этой волшебной сказки. Просто доверьтесь кисточки, она сделает все за вас, и на свет появится Чудо!

Изображение, созданное на воде, можно переводить на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксесуаров.

Эбру — это больше, чем искусство. Танцующий рисунок, тихая мелодия... Это простота воды, праздничность красок, чувства художника, совершенство природы и божественная уникальность, соединенные вместе.

Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно!

Эбру – это как сфотографированная и отпечатанная на бумаге "молитва" мастера. Эбру требует внутреннего развития, углубления своего понимания мира, открытость новым вещам, которые порой сложно уложить в голове. Эбру выражает ваши чувства и вы сами отражаетесь в эбру...

Что может выразить душа?
То могут сделать руки.
В полёте, внешне, чуть дыша
Ты сотворяешь чудеса...

www.livemaster.ru

Об Эбру - Ebrumag

Эбру – один из видов традиционного тюрко-исламского искусства.

В общих чертах искусство эбру можно описать следующим образом:

Первый этап: процесс получения рисунка путем разбрызгивания с помощью кисти или нанесения кончиком шила специальных красок на поверхность воды, вязкость которой повышают, используя различные вещества — загустители.

Второй этап: перенесение полученного рисунка на бумагу.
Такой рисунок может быть собственно рисунком, законченной работой или служить фоном для дальнейшего творчества.

И тогда возникает третий этап: после того, как лист с фоном просохнет, на нем можно зафиксировать трафарет, с помощью которого будет нанесена на фон основная тема или рисунок. Рисунок в стиле эбру возможно перенести не только на бумагу, но и на различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи.
Как вид декоративно-прикладного искусства, эбру изначально применялось для декорирования бумаги — изготовления переплетов и форзацев книг. На протяжении веков этот уникальный и своеобразный в своей основе метод рисунка использовался в каллиграфии и для украшения помещений.
Известно, что эбру является древнейшим по своей природе видом творчества. На сегодняшний день, ученые все еще не смогли выяснить хотя бы примерное время или место его рождения. Впрочем, в своем исследовании они единодушно сошлись во мнении, что эбру пришло с Востока. Своего расцвета оно достигло в Турции, где и обрело второе название, а именно: турецкое мраморирование. Европейские путешественники впервые познакомились с удивительными узорами в Стамбуле, откуда и привезли их к себе домой. В Европе искусство эбру сразу же было признано уникальным, что во многом объяснялось особенностями используемых в нем материалов.

Искусство написания эбру передавалось веками из поколения в поколение. В данном виде творчества созданный фон ценился больше, нежели сам рисунок. А талант художника оценивался на основании причудливости и сложности узора, на который затем накладывалась тема, считавшаяся только дополнением. Процесс создания эбру – это медитация, гармония движения и цвета, позволяющая художнику выразить имеющиеся у него чувства, мысли, и эмоции. У каждого эбру есть свое имя, особенно удачные произведения названы именами художников, их создавших.

Относительно происхождения слова «эбру» есть несколько точек зрения. Согласно одной из них, эбру произошло от персидского eb-rî и означает «имеющий форму облака». Согласно другой – от чагатайского (средневековый среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык) eb-re «ткань (или бумага) с прожилками», «волнистая, муаровая». Еще одна версия о персидских корнях этого слова: «эбру» произошло от âb-rû, что означает «поверхность воды». Но какая из них наиболее точная – пока не выяснено. Многие люди полагают, что, поскольку здесь рисунок выполняется на поверхности воды, «эбру» должно было произойти именно от âb-rû. Но в старых письменных источниках в основном встречается вариант eb-re («напоминающий облако», согласно внешнему виду рисунка), что служит аргументом в пользу именно этой версии. Кажется странным, что одно и то же явление называется столь разными словами. Но эбру и в самом деле часто сравнивают и с облаками, и с волнами — «бумага с облаками», «волнообразная бумага», «облака и ветер», «плавающие краски», а сам процесс изготовления напрямую связан с водой.

В искусстве эбру существует много техник и стилей. Но все они условно могут быть объединены в две группы: рисунки-текстуры (Battal Ebru — «крупный, размашистый» , Bülbül yuvası Ebru – «гнездо соловья», Tarakli Ebru – «гребенчатое» эбру, эбру в виде волн — Gel-Git Ebru, эбру «шаль» — Şal Ebrusu и другие) и рисунки с изображениями конкретных предметов (чаще всего цветов — Çiçekli Ebru). Есть еще одна, очень сложная в исполнении техника (Akkase Ebru), ее используют в книжной графике. На одну и ту же бумагу по мере высыхания листа накладывают нескольких слоёв краски. Постепенно краски становится всё больше, орнамент меняется, результат может быть очень интересным. После того как работы высыхают, на них дополнительно наносят какие-то графические элементы, тем самым подчёркивая оригинальность техники.


 

Необходимые инструменты

Для того, чтобы создать уникальный, единственный в своем роде и неповторимый эбру, нам необходимо приготовить для работы следующие материалы и инструменты:

Раствор для «холста».
Вода, используемая при создании рисунков эбру, должна обладать определенной плотностью, для того чтобы краски не растворялись, а держались на её поверхности. Необходимую вязкость воде придает китре — вещество, которое получают из стебля колючки гевен (лат. Astragalus), произрастающей на юге и юго-востоке Турции. Вместо нектара гевена можно также использовать загуститель из морской водоросли, который продается в виде порошка.

Краски.
Краски для эбру очень жидкие по консистенции. Они включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Можно приобрести готовые краски, а можно приготовить их самостоятельно из сухого пигмента.

Лоток для раствора.
Прямоугольная емкость любого размера. (Размер бумаги должен соответствовать размеру выбранного лотка).

Бумага. Специальная бумага для эбру, бумага для акварели.

Кисти. Основная задача кистей — вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса, ручки — из стебля розы.

Шило и гребень. Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности воды так, чтобы получались нужные формы.
Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.


 

Техника рисунка

Техника создания эбру (по материалам интернет-издания МК-Турция; http://mk-turkey.ru/culture/2012/09/06/chto-takoe-ebru.html)

Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен (лат. Astralagus), который сгущает воду.
А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.

Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.

ebrumag.ru

Эбру - рисование на воде

Для изготовления картин по технике Эбру на поверхность воды наносят не смешивающиеся между собой водонерастворимые краски, затем специальными палочками и кистями создаются узоры различной формы. На созданный, на поверхности воды разноцветный узор накладывают специальную бумагу, которая впитывает краски.

Создание орнаментов Эбру наполняет позитивом и успокаивает человека, а сам процесс рисования считается эквивалентом психотерапии и релаксации. В последнее время интерес к этому виду живописи постоянно увеличивается.

Принято считать, что Эбру является традиционным турецким искусством, но существуют и другие версии происхождения этого замысловатого искусства. Старейшая из известных работ по технике Эбру была датирована XI веком. Найденная картина свидетельствует, что уже в это время искусство Эбру  достигло определенного совершенства и по словам некоторых ученых, чтобы достичь такого качества работы, этот вид изобразительного искусства должен был просуществовать как минимум несколько веков. По некоторым предположениям изобретение техники Эбру приписывают Индии, а уже после оно было перенято персами, от которых перешло к османам и туркам. По другим свидетельствам, зародилось оно у иранцев, а затем турки переняли Эбру. Одно можно сказать точно, Эбру – хобби с восточными корнями для терпеливых  людей.

Наиболее известными авторами картин на воде, сыгравшими важную роль в развитии Эбру на территории Турции, являются Хатип Мехмет Эфенди (скончался в 1773 г.), Хезарфен Эдхем Эфенди (1829-1904 гг), Неджметтин Окъяй (1883-1976 гг), Мустафа Дюзгюнман (1920-1990 гг).

Техника изготовления  картин Эбру.

Для изготовления картины в технике рисования Эбру вам понадобиться лоток наполненный смесью воды с загустителем. По традиции в качестве загустителя использовалась смола, приготовленная из нектара Гевена (Астралагуса) (это растение из рода астрагалов растет только в Турции). Для приготовления такого раствора потребуется 3-4 дня, но в настоящее время чаще употребляется порошкообразное вещество Каррагинан. Каррагинан — это природный гелеобразователь, получаемый при переработке красных морских водорослей, также известен как пищевая добавка Е-407.

Далее в эту загущенную смесь добавляют, как правило, натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности.  Краски пригодные для Эбру должны обладать 2-мя основополагающими характеристиками: не смешиваться с водой и не содержать в составе казеин и различные кислоты, так как эти вещества разрушают бумагу и портят конечный рисунок. В качестве красок для Эбру отлично подходят краски на основе почвы и глины с содержанием оксида железа, растительные краски, а в качестве черной краски используется угольная сажа.

Далее с помощью кисточки для разбрызгивания краски по воде и металлической палочки для  "вытягивания" краски создается причудливый и неповторимый узор на поверхности воды.

Кисточка для Эбру по старой традиции изготавливается из конского волоса  и веточек розового куста, считается, что древесина розового куста обладает хорошей гибкостью и препятствует образованию плесени, но на самом деле, это скорее традиция, чем необходимость.

После формирования на поверхности воды, узор переносится на специальную бумагу. Для создания хорошего рисунка бумага должна обладать определенной возможностью впитывания, иначе краски на картине не смогут порадовать вас яркостью. На смесь красок в лотке аккуратно накладывают бумагу на 5−10 секунд  и с осторожностью снимают.

Эбру - рисование на воде

Для завершения картины, ее оставляют сохнуть в сухом хорошо проветриваемом помещении.

Когда картина высохнет, останется только поместить ее в рамку и Эбру готова радовать вас замысловатой и  завораживающей причудливостью линий и узоров.

Несмотря на то, что многие считают Эбру полностью абстрактной формой изобразительного искусства, с помощью этой техники можно нарисовать вполне реалистичный пейзаж, натюрморт или портрет.

А если хобби для вас – это не только способ интересно и весело провести время, но и способ заработать деньги, тогда вас заинтересует и практическая сторона техники Эбру для создания оригинальных и уникальных салфеток, скатертей, шарфов и палантинов.

hobby-blog.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о